1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Закон України


Модельный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Принят
на десятом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 10-6
от 6 декабря 1997 года)
Настоящий Закон регулирует отношения в области защиты населения и территорий государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности.
Модельный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет целью определить общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории государства (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах государства или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территория) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация (*) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
_______________
(*) Понятие "чрезвычайная ситуация" применяется в редакции Положения о Межгосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденного Президиумом Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 22 марта 1996 г..
Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и действия по их урегулированию в компетенцию настоящего Закона не входят.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Статья 2. Законодательство государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов государства, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов государства.
Статья 3. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в настоящей статье целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства государственных органов исполнительной власти субъектов государства, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
- разработка и реализация правовых и экономических мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка их социально-экономических последствий;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правительство обеспечивает необходимые экономические и материально-технические условия для безопасного ведения производств и экстренного устранения последствий чрезвычайных ситуаций. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством государства, постановлениями и распоряжениями правительства.
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством государства руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций (*), установленной правительством государства, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
_______________
(*) Рекомендации по классификации чрезвычайных ситуаций приведены в Приложении 1.
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством государства.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством государства.
Порядок обеспечения населения, государственных и местных органов и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством государства.
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенности территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов государства, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством государства порядке привлекаются силы и средства государственных органов исполнительной власти.
При необходимости, на основании обращения в установленном порядке правительства государства, применяются силы и средства Корпуса сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В случае, когда последствия чрезвычайной ситуации затрагивают интересы мирового сообщества, правительство государства может воспользоваться помощью соответствующих международных организаций.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Определение полномочий (*) органов государственной власти, органов власти субъектов государства и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основано на конституции государства и включает:
_______________
(*) Рекомендации по определению полномочий органов государственной власти, органов власти субъектов государства и органов местного самоуправления приведены в Приложении 2.
- полномочия президента государства; полномочия парламентского (законодательного) органа; полномочия правительства государства;
- полномочия органов государственной власти субъектов государства и органов местного самоуправления;
- иных уполномоченных органов, на которые возлагаются обязанности по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 9. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для осуществления государственного управления и координации деятельности государственных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти. Указанный орган создает подведомственные ему территориальные органы.
Государственные органы исполнительной власти организуют работу (*) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами государства.
_______________
(*) Рекомендации по организации работ государственных органов исполнительной власти и организаций приведены в Приложении 3.
Руководители государственных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством государства ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Государственные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Государственные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством государства и со своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Статья 11. Привлечение Вооруженных Сил государства, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил государства, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется президентом государства в соответствии с законодательством государства.
Статья 12. Применение сил и средств органов внутренних дел государства и органов внутренних дел субъектов государства при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел государства и органов внутренних дел субъектов государства применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами субъектов государства.
Статья 13. Права и обязанности граждан государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших
Граждане государства имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов государства, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам государства в соответствии с перечисленными в настоящей статье правами, устанавливаются законодательством государства и законодательством его субъектов.
Граждане государства обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты государства, законы и иные нормативные правовые акты его субъектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 14. Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций
1. Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется правительством государства.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
2. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти, органами государственной власти субъектов государства, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.

................
Перейти до повного тексту