- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Міжнародний договір
Модельный закон Основы законодательства об антикоррупционной политике
Принят
на двадцать втором пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 22-15
от 15 ноября 2003 года)
Настоящий Закон принимается
исходя из необходимости обеспечения надлежащего государственного управления, укоренения демократических начал, гласности и контроля в деятельности государственных и муниципальных органов власти, укрепления доверия граждан к власти;
в утверждение принципа бескорыстного и ответственного служения лиц, наделенных публичным статусом, гражданам, народу и государству;
в подтверждение стремления власти к самоограничению, созданию стабильных правовых основ предупреждения коррупции и совершенствованию национального законодательства с учетом норм международного права о противодействии коррупции;
с осознанием того, что коррупция представляет серьезную угрозу национальной безопасности, функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости; затрудняет экономическое развитие и угрожает основам рыночной экономики;
в развитие конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина, поддерживать конкуренцию и свободу экономической деятельности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Антикоррупционная политика как предмет правового регулирования
Антикоррупционная политика в качестве предмета правового регулирования включает отношения:
- по формированию основных начал антикоррупционной политики, определению ее понятий, целей и принципов;
- реализации антикоррупционной политики в деятельности по охране прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства;
- установлению приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции, а также определению системы субъектов реализации антикоррупционной политики;
- определению компетенции органов публичной власти национального, регионального и местного уровней в формировании и реализации антикоррупционной политики;
- определению и проведению антикоррупционной политики в правотворческой и правоприменительной деятельности;
- укреплению законности и правовых основ функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;
- формированию общественного правосознания в соответствии с антикоррупционными стандартами;
- формированию основ международного сотрудничества в реализации мер антикоррупционной политики.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Коррупция - подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.
Коррупционное правонарушение - деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Лица, имеющие публичный статус - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями.
Меры реализации антикоррупционной политики - действия субъектов антикоррупционной политики, направленные на борьбу с коррупцией путем предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений, реализации ответственности за такие правонарушения, возмещения причиненного ими вреда, осуществления контроля над реализацией указанных мер.
Антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики.
Антикоррупционная экспертиза правовых актов - деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
Антикоррупционные стандарты - единые для обособленной сферы правового регулирования гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы.
Субъекты антикоррупционной политики - народ государства, органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане.
Субъекты коррупционных правонарушений - физические и юридические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно предоставляющие такие выгоды.
Предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.
Коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.
Показатели коррупционной пораженности - абсолютные и относительные показатели, характеризующие объем, интенсивность, структуру, динамику и территориальное распределение коррупционных правонарушений и лиц, их совершивших.
Статья 3. Цели и задачи антикоррупционной политики
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
- предупреждение коррупционных правонарушений;
- создание правового механизма, препятствующего подкупу лиц, имеющих публичный статус;
- создание правового механизма, препятствующего подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
- формирование антикоррупционного общественного сознания; содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений, эффективную охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина;
- содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
- создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.
Статья 4. Принципы антикоррупционной политики
Принципами антикоррупционной политики являются:
- партнерство субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики;
- приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
- недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного законами государства;
- недопустимость возложения на одного и того же субъекта антикоррупционной политики ответственности за разработку, реализацию и контроль над реализацией мер антикоррупционной политики;
- поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службах;
- целевое бюджетное финансирование мер антикоррупционной политики, применяемых органами государственной власти и местного самоуправления и их учреждениями;
- признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности, предусмотренные конституцией и иными законами государства;
- недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах реализации антикоррупционной политики.
Статья 5. Приоритетные сферы правового регулирования антикоррупционной политики
1. Приоритетными сферами правового регулирования антикоррупционной политики в государстве признаются:
- реализация избирательных прав и права на референдум; деятельность политических партий; государственная и муниципальная службы; служба в коммерческих организациях;
- служба в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями;
- особые сферы исполнения полномочий органов государственной власти, в том числе: законотворчество, судебная и правоохранительная деятельность, бюджетный процесс, банковская деятельность, кредитование, эмиссия ценных бумаг, приватизация государственного и муниципального имущества, государственные закупки, регистрация и лицензирование видов деятельности, экспертиза и сертификация товаров и услуг, предоставление и получение международной финансовой и гуманитарной помощи.
2. Отнесение сферы правового регулирования к числу приоритетных для реализации мер антикоррупционной политики является обязательным основанием для разработки специализированных нормативных правовых актов или норм, регламентирующих антикоррупционные стандарты и иные меры борьбы с коррупцией в соответствующей сфере.
Статья 6. Правовая основа антикоррупционной политики
1. Правовую основу антикоррупционной политики составляют конституция государства, нормы, закрепленные в настоящем Законе и других законах государства, а также в иных нормативных правовых актах, предусматривающих меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них.
2. Настоящим Законом устанавливаются основы антикоррупционной политики, главные начала антикоррупционной политики органов государственной власти субъектов государства (для федеративных государств), общие принципы антикоррупционной политики органов местного самоуправления.
3. Уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения устанавливается соответствующими национальными нормативными правовыми актами.
4. Антикоррупционная деятельность политических партий и других общественнополитических объединений, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями, определяется соответственно их уставами и иными учредительными документами.
5. Антикоррупционная политика государства строится с учетом международно-правовых стандартов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства являются составной частью правовой основы антикоррупционной политики. Если международным договором государства установлены иные правила по сравнению с настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 7. Система субъектов антикоррупционной политики
1. Народ государства осуществляет свою власть в формировании антикоррупционной политики непосредственно на референдуме, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
2. В систему субъектов антикоррупционной политики входят органы, уполномоченные:
- разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в сфере антикоррупционной политики;
- осуществлять предупреждение коррупционных правонарушений; пресекать коррупционные правонарушения и применять меры ответственности за них;
- осуществлять правосудие по делам о коррупционных правонарушениях и применять иные законные меры разрешения конфликтов, связанных с такими правонарушениями;
- исполнять решения о возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
3. В соответствии с законодательством в формировании и реализации мер антикоррупционной политики участвуют политические партии и иные общественные объединения.
4. Гражданин участвует в формировании и реализации антикоррупционной политики через органы государственной власти и местного самоуправления, партии и иные общественные объединения, а также непосредственно на референдуме.
5. Предупреждение коррупционных правонарушений является обязанностью всех органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц, администраций всех предприятий и иных организаций.
6. Субъектами антикоррупционной политики, непосредственно осуществляющими борьбу с коррупционными преступлениями в пределах своей компетенции, являются: прокуратура государства; органы безопасности государства; органы внутренних дел государства; таможенные органы государства; органы пограничной службы государства; органы налоговых расследований государства и иные правоохранительные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, производство дознания и следствия.
7. Субъекты антикоррупционной политики, указанные в пункте 6 настоящей статьи, могут создавать специализированные подразделения по борьбе с коррупционными преступлениями.
8. Координацию деятельности субъектов антикоррупционной политики, указанных в пункте 6 настоящей статьи, осуществляет прокуратура государства.
Статья 8. Классификация коррупционных правонарушений
1. К коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения, а также преступления.
2. К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных соответствующими статьями гражданского кодекса государства, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных соответствующими статьями того же кодекса.
3. К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность.
Перечень дисциплинарных коррупционных проступков устанавливается в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов государственной власти впредь до принятия закона, устанавливающего дисциплинарную ответственность всех категорий служащих и должностных лиц, не являющихся служащими.
4. К административным коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.
К административным коррупционным правонарушениям, относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в кодексе государства об административных правонарушениях:
- вмешательство в работу избирательной комиссии;
- подкуп избирателей или участников референдума;
- непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума;
- незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума;
- использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума;
- финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- использование служебной информации на рынке ценных бумаг, а также в нормативных правовых актах субъектов государства, устанавливающими административную ответственность за коррупционные правонарушения.
5. К коррупционным преступлениям в форме подкупа относятся следующие виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания уголовным кодексом государства:
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа;
- незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа;
- подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
- коммерческий подкуп;
- организация преступного сообщества (преступной организации) при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений;
- получение взятки;
- дача взятки;
- провокация взятки или коммерческого подкупа;
- подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа.
6. К иным коррупционным преступлениям при наличии всех признаков коррупции, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, относятся следующие виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания уголовным кодексом государства:
- невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
- мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения;
- присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
- хищение предметов, имеющих особую ценность, в случаях совершения лицом соответствующего деяния путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения;
- регистрация незаконных сделок с землей;
- контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного;
- злоупотребление полномочиями;
- злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;
- организация преступного сообщества при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в пункте 6 статьи 8 настоящего Закона;
- хищение или вымогательство ядерных материалов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения;
- хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное лицом с использованием своего служебного положения;
- хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, совершенное лицом с использованием своего служебного положения;
- злоупотребление должностными полномочиями;
- превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;
- присвоение полномочий должностного лица при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;
- незаконное участие в предпринимательской деятельности;
- служебный подлог.
7. К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, запрещенные статьями уголовного кодекса государства под угрозой наказания, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, перечисленных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи.
8. Перечень перечисленных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи коррупционных преступлений является исчерпывающим и подлежит пересмотру в случае внесения изменений или дополнений в уголовный кодекс государства, затрагивающих сферу применения настоящего Закона.
Статья 9. Субъекты коррупционных правонарушений
1. Субъектами коррупционных гражданско-правовых деликтов в соответствии с гражданским кодексом государства и настоящим Законом по решению суда могут быть признаны физические и юридические лица.
2. Субъектами дисциплинарных коррупционных правонарушений в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов государственной власти впредь до принятия закона, устанавливающего дисциплинарную ответственность всех категорий служащих и должностных лиц, не являющихся служащими, могут быть признаны государственные и муниципальные служащие и лица, занимающие государственные и муниципальные должности и не являющиеся государственными или муниципальными служащими.
3. Субъектами административных коррупционных правонарушений в соответствии с кодексом государства об административных правонарушениях, настоящим Законом и нормативными правовыми актами субъектов государства (для федеративных государств), устанавливающими административную ответственность, по решению суда могут быть признаны юридические лица, а также должностные лица.
4. Исполнителями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства, настоящим Законом по решению суда могут быть признаны:
- должностные лица, так как это определено в уголовном кодексе государства, в случаях совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий;
- государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, в случае совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий;
- лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или некоммерческих организациях (в том числе зарубежных и международных), не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, в случаях совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий;
- иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве, обладающие публичным статусом в зарубежных и международных организациях, в случае совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий, если такое преступление, как это определено в уголовном кодексе государства, направлено против интересов государства, а также в случаях, предусмотренных международным договором государства, и если такие лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории государства.
5. Иными участниками, в том числе организаторами (руководителями), пособниками или подстрекателями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства по решению суда могут быть признаны любые граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства.
6. Перечень субъектов коррупционных преступлений, установленный настоящей статьей, является исчерпывающим и подлежит пересмотру в случае внесения изменений или дополнений в уголовный кодекс государства, затрагивающих сферу применения настоящего Закона.
Глава 2. СИСТЕМА МЕР РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 10. Меры предупреждения коррупционных правонарушений
Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:
- мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;
- разработка антикоррупционных стандартов, препятствующих возникновению или ограничивающих интенсивность либо сферу действия явлений, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов;
- пропаганда антикоррупционных стандартов;
- содействие гласности и открытости решений, принимаемых лицами, имеющими публичный статус, если иное прямо не предусмотрено национальным законом;
- опубликование отчетов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики;
- антикоррупционные образование и воспитание;
- оказание государственной и муниципальной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях, предусмотренных настоящим Законом;
- установление льгот для государственных и муниципальных служащих, связанных с длительностью безупречной службы;
- установление нормативных перечней государственных должностей и должностей по государственной и муниципальной службам, а также службе в государственных и муниципальных предприятиях, замещение которых запрещено или ограничено для лиц, имеющих судимости за коррупционные преступления либо преступления, связанные с коррупционными, или подвергавшихся административным либо дисциплинарным взысканиям за иные коррупционные правонарушения, до истечения установленных нормативными правовыми актами сроков действия соответствующих взысканий;
- ведение обособленных регистров лиц, в том числе юридических, которые в соответствии с судебными решениями подвергнуты мерам юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- предостережение о недопустимости совершения коррупционных правонарушений;
- представление органа дознания, следователя, прокурора и частное определение (постановление) суда о необходимости устранения причин и условий, способствовавших совершению коррупционных преступлений.
Статья 11. Меры пресечения коррупционных правонарушений
1. Пресечение коррупционных административных и дисциплинарных правонарушений осуществляется путем применения управомоченными на то органами (должностными лицами) к правонарушителям предусмотренных нормативными правовыми актами мер административного и дисциплинарного воздействия, в том числе мер задержания, досмотра личных вещей и транспортных средств, изъятия вещей и документов, когда исчерпаны другие меры воздействия.
2. Пресечение коррупционных преступлений осуществляется путем применения управомоченными на то органами (должностными лицами) к лицам их, совершившим, мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством государства.
Статья 12. Меры ответственности за коррупционные правонарушения
К мерам ответственности за коррупционные правонарушения относятся прямо предусмотренные в соответствующих законодательных актах государства меры гражданско-правовой, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
Статья 13. Меры возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями
1. Вред, причиненный коррупционными правонарушениями, подлежит возмещению в соответствии с законодательством государства.
2. Вред, причиненный коррупционными правонарушениями лиц, замещающих государственные должности либо должности государственной или муниципальной службы, подлежит возмещению из соответствующей казны в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
3. Вред, причиненный гражданам государства, учреждениям и организациям коррупционными правонарушениями лиц, обладающих публичным статусом в зарубежных и международных организациях, подлежит возмещению в соответствии с международными правовыми нормами, в том числе международными договорами государства.
4. При возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями, учитывается моральный вред.
Статья 14. Антикоррупционная экспертиза правовых актов
1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов является видом криминологической экспертизы, порядок проведения которой, статус экспертов и последствия поступления отрицательных заключений при проведении такой экспертизы определяются законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов государства (для федеративных государств).
2. Антикоррупционная экспертиза национальных законов и их проектов, устанавливающих гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, а также иных нормативных правовых актов и их проектов, относящихся к приоритетным сферам правового регулирования антикоррупционной политики, определенным в статье 5 настоящего Закона, является обязательной.
3. Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы действующего национального закона принимается Президентом государства или парламентом государства.
4. Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы проекта закона принимается парламентом государства или уполномоченным им органом после внесения проекта соответствующего закона парламентом до его рассмотрения в первом чтении.
5. Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы иных нормативных правовых актов национального уровня и их проектов принимается Советом безопасности государства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 34 настоящего Закона.
6. Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых на уровне субъекта государства (для федеративных государств), и их проектов может быть принято уполномоченным органом субъекта государства.
7. Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принятых на муниципальном уровне, может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления или субъекта государства (для федеративных государств).
8. Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы правовых актов индивидуального действия может быть принято судом или прокурором при рассмотрении жалоб лиц, интересы которых затрагивают такие правовые акты, на несоответствие этих актов законодательству.
9. Решения о проведении неофициальной антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов принимаются субъектами антикоррупционной политики самостоятельно и финансируются ими из своего бюджета.
10. Финансирование официальной антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется из бюджета государства в порядке, предусмотренном национальным законодательством. Финансирование официальной антикоррупционной экспертизы в иных случаях осуществляется из бюджета соответствующего уровня.
Статья 15. Антикоррупционный мониторинг
1. Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики.
2. Мониторинг коррупции проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем наблюдения коррупционных правонарушений и лиц, их совершивших, их учета, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о показателях коррупционной пораженности.
Мониторинг финансируется из бюджета соответствующего субъекта антикоррупционной политики, принимающего решение о проведении такого мониторинга, в порядке, предусмотренном национальным законодательством.
3. Мониторинг коррупционных преступлений и преступлений, связанных с коррупционными, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной уголовной политики имеет обязательный характер, осуществляется субъектами антикоррупционной уголовной политики, указанными в пункте 6 статьи 7 настоящего Закона.
4. Мониторинг иных коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики осуществляется уполномоченными органами государства, субъектов государства (для федеративных государств) и местного самоуправления.
5. Мониторинг мер по реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер по предупреждению, пресечению и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер по возмещению причиненного такими правонарушениями вреда; анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
6. Результаты мониторинга мер реализации антикоррупционной политики являются основой для разработки проекта антикоррупционной программы соответствующего уровня.
Статья 16. Отчеты о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики
1. Отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в государстве ежегодно подготавливается соответствующим органом Совета безопасности государства и публикуется в официальных печатных средствах массовой информации не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
2. В качестве обязательных в такой отчет подлежат включению данные ежегодных отчетов субъектов антикоррупционной политики, указанных в пункте 6 статьи 7 настоящего Закона, в том числе сведения:
- о показателях коррупционной пораженности;
- видах и размерах причиненного коррупционными правонарушениями, в том числе преступлениями, вреда;
- эффективности мер реализации антикоррупционной политики, в том числе о лицах, перечисленных в пунктах 4, 5, 6 и 7 статьи 9 настоящего Закона, осужденных за коррупционные преступления и преступления, связанные с коррупционными;
- результатах реализации антикоррупционных программ, в том числе о понесенных затратах на реализацию таких программ;
- рейтингах объектов, характеризующихся наиболее низкими показателями коррупционной пораженности;
- выполнении иных обязательных для субъектов антикоррупционной политики положений настоящего Закона.
3. Субъекты антикоррупционной политики, перечисленные в пункте 6 статьи 7 настоящего Закона, представляют отчеты о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в пределах своей компетенции в соответствующий орган Совета безопасности государства ежегодно к 1 февраля года, следующего за отчетным.
Статья 17. Антикоррупционные программы
1. Антикоррупционная программа является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, достижение наибольшей эффективности мер пресечения, ответственности и возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
2. Антикоррупционная программа является видом целевой программы соответствующего уровня и принимается как нормативный правовой акт самостоятельно или в составе комплексной программы борьбы с преступлениями или иными правонарушениями.
3. Заказчиком государственной антикоррупционной программы является правительство государства или орган исполнительной власти, уполномоченный им. Разработка проектов государственной антикоррупционной программы осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти на основе открытого конкурса и финансируется из бюджета государства в порядке, предусмотренном национальным законодательством. Проект, победивший в конкурсе, публикуется в официальных средствах массовой информации. Доработка официального проекта государственной антикоррупционной программы осуществляется экспертной группой, образуемой правительством государства с участием автора проекта программы, победившего в конкурсе. При доработке официального проекта учитываются предложения и рекомендации, высказанные участниками открытого обсуждения.
4. Порядок разработки и финансирования проектов антикоррупционных программ регионального и муниципального уровней определяется нормативным правовым актом субъекта государства (для федеративных государств) и муниципального образования соответственно.
5. Антикоррупционные программы, принимаемые органом государственной власти или местного самоуправления, финансируются преимущественно из бюджета соответствующего уровня в порядке, предусмотренном национальным законодательством.
6. Внебюджетные источники финансирования антикоррупционной программы подлежат обязательному опубликованию в официальных средствах массовой информации.
Глава 3. АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ ПРИОРИТЕТНЫХ СФЕР
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 18. Антикоррупционные стандарты в сфере реализации права на референдум, избирательных прав и деятельности партий
В целях предупреждения коррупции в сфере реализации гражданами своего права на референдум, избирательных прав и деятельности партий при проведении выборов на должности органов государственной власти и местного самоуправления, предусмотренные конституцией и иными законами государства, национальным законодательством устанавливаются:
1) гарантии:
- на равное участие в составе избирательных комиссий представителей кандидатов на соответствующие должности с момента выдвижения таких кандидатов;
................Перейти до повного тексту