1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/5-99 Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 20 января 2000 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - и. о. председателя Экономического Суда Симоняна Г.В.,
судей Экономического Суда Апостола Д.Д., Вылкова И.К., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Сарсенбаева А.О., Толибова Х.,
при секретаре Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда Прониной М.Г.,
представителя Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств Стаховского С.Ю. и представителя Министерства обороны Российской Федерации Карпова И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года. В обоснование запроса Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств указал на неоднозначное толкование государственными органами применения пункта 1 статьи 2 Соглашения при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходившим ранее военную службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касаются, в частности, вопроса о том, законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении выслуги лет:
1) военнослужащим за период службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик и уволенных из Вооруженных Сил СССР;
2) военнослужащим, проходившим службу в другом государстве и переведенным для продолжения службы в вооруженные силы государства по новому месту жительства и уволенных из указанных вооруженных сил. При этом ставится вопрос о возможности применения законодательства государства - участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР, в период действия которого проходил службу военнослужащий.
Заслушав судью - докладчика Апостола Д.Д., представителя Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств Стаховского С.Ю. и представителя Министерства обороны Российской Федерации Карпова И.Г., обсудив заключение генерального советника Экономического Суда Прониной М.Г., исследовав имеющиеся в деле документы, - Экономический Суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года следует осуществлять исходя из обычного значения содержащихся в нем терминов в их контексте, охватывающем не только текст указанного Соглашения, но и иных взаимосвязанных с ним соглашений.
С этих позиций толкуемое Соглашение от 15 мая 1992 года является специальным Соглашением, заключение которого было предусмотрено статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, установившим ряд общих принципов пенсионного обеспечения граждан, - осуществление такого обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают, учет трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников Соглашения, для установления права на пенсию и др. При этом государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 года исходили из признания того, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Соглашение от 15 мая 1992 года основывалось также на Соглашении между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года.
Принципы сотрудничества государств - участников указанных выше Соглашений по существу были закреплены и конкретизированы в заключенном 15 мая 1992 года специальном Соглашении о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих.
При решении вопросов, касающихся социальных и правовых гарантий военнослужащих, в том числе их пенсионного обеспечения, государствами учитывалось право военнослужащих перевестись для прохождения военной службы или уволиться в запас (отставку) из одного государства Содружества в другое. Кроме того, Соглашение от 14 февраля 1992 года закрепляло за военнослужащими право сохранять гражданство государства - участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу, и после увольнения с военной службы право принимать гражданство государства пребывания, остаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства. Реализация указанных выше прав никакими временными рамками не ограничивалась и продолжается в настоящее время.
Соглашение от 15 мая 1992 года вступило в силу с момента подписания его государствами: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной. 5 сентября 1994 года к Соглашению присоединился Туркменистан. Не подписано Соглашение Азербайджанской Республикой и Грузией.
Закрепив в статье 1 общий принцип пенсионного обеспечения военнослужащих на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренных законодательством государства, на территории которого проживают военнослужащие, Соглашение в статье 2 установило: "В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу". Таким образом, Соглашение установило обязанность государства - участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства.
Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление.
Проведенный Экономическим Судом анализ законодательства бывшего Союза ССР, а также законодательств государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года (Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и других), принятого после создания вооруженных сил этих государств, показывает, что нормативные акты ряда государств устанавливают льготный порядок исчисления выслуги лет военнослужащим, проходившим службу в составе Вооруженных Сил бывшего Союза ССР на территории союзных республик, входивших в состав СССР, в особых условиях, в частности, в отдаленных высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями, что соответствует требованиям международной договоренности государств, закрепленной в Соглашении от 15 мая 1992 года.
Вместе с тем Закон Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне от 18 декабря 1992 года, вступивший в силу с 1 января 1993 года, установил новое основание для льготного исчисления выслуги лет, которое законодательством бывшего Союза ССР не предусматривалось - служба на территориях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года. При этом служба с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года засчитывается в выслугу лет в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года - в полуторном размере.
Статья 2 упомянутого Закона, кроме того, устанавливает, что "граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом в соответствии с межгосударственными соглашениями", а статья 21 Закона предусматривает распространение его действия на основании международных соглашений и на иностранных граждан. Таким межгосударственным соглашением является толкуемое Соглашение от 15 мая 1992 года.
Статья 2 Соглашения от 15 мая 1992 года содержит лишь общую ссылку на законодательство государства места службы независимо от сроков его принятия. В период подписания государствами - участниками Содружества упомянутых выше Соглашений от 14 февраля 1992 года, 13 марта 1992 года и 15 мая 1992 года соответствующее законодательство во многих государствах еще не было принято. Несмотря на то, что статья 2 Соглашения от 15 мая 1992 года не содержит прямой отсылки к законодательству бывшего Союза СССР, именно оно подлежало применению при решении соответствующих вопросов в период отсутствия национального законодательства.

................
Перейти до повного тексту