1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Договір


Принят
на девятом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 9-4
от 8 июня 1997 года)
Модельный закон
об аудите
Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории государства (*), устанавливает основные правила и порядок ее проведения, регулирует отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность независимо от форм собственности и видов деятельности, государственными органами, отдельными гражданами (в дальнейшем - субъект хозяйствования), а также аудиторами и аудиторскими организациями.
_______________
(*) Здесь и далее под государством понимается государство-член Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность (аудит) - независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности совершенных финансовых и хозяйственных операций, их соответствия законодательству государства, направленная на защиту интересов собственников, оказание субъектам хозяйствования содействия в расчетах с бюджетом и повышение эффективности их деятельности.
Аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателем (аудитором), действующим без образования юридического лица, так и юридическим лицом (аудиторской организацией).
Затраты на проведение аудита относятся на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг и приравниваются к материальным затратам.
Статья 2. Виды аудиторских услуг
В процессе аудита составляется аудиторское заключение, характеризующее:
а) состояние и содержание годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) достоверность и полноту годового баланса банков, фондов, бирж, компаний, обществ, других субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности;
в) потенциальные возможности субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной деятельности, возможности выбора предприятий при определении участников инновационных проектов;
г) целевое использование кредитных ресурсов и инвестиций;
д) своевременность и полноту формирования уставного капитала субъектов хозяйствования;
е) финансовое состояние: эмитентов ценных бумаг; государственных предприятий при отчуждении имущества, передаче его в аренду в процессе приватизации; субъектов хозяйствования, признаваемых несостоятельными (банкротами).
Аудиторы и аудиторские организации могут оказывать другие аудиторские услуги, связанные с их профессиональной деятельностью: по постановке и восстановлению бухгалтерского учета; составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности; анализу финансово-хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов предприятия; информационному обслуживанию заказчиков; консультированию по вопросам налогового и хозяйственного законодательства государства.
Статья 3. Виды аудита
Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит - независимая форма аудита, внутренний - ведомственная или внутренняя форма контроля. Внутренний аудит создается по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему, заменить внешний аудит не может, потому что его деятельность регулируется субъектом хозяйствования. Аудит может быть обязательным и инициативным.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством государства, инициативная - по решению субъектов хозяйствования или собственника.
Глава 2. Аудитор, аудиторские организации и объединения
Статья 4. Аудитор
К аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью индивидуально в качестве предпринимателя или сотрудника аудиторской организации. Занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью возможно только после получения лицензии на эту деятельность и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций. К аудиторам, получившим право на занятие аудиторской деятельностью в других странах и желающим осуществлять аудиторскую деятельность на территории данного государства, предъявляются требования, предусмотренные в настоящей статье.
Статья 5. Аудиторская организация
Аудиторской организацией признается юридическое лицо, созданное для осуществления аудиторской деятельности в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством государства, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Чтобы заниматься аудиторской деятельностью, аудиторская организация должна получить лицензию на этот вид деятельности и быть внесена в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.
Статья 6. Ограничение права на занятие аудиторской и другими видами деятельности
Аудиторам запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной деятельности.
Аудиторским организациям запрещается заниматься другими видами деятельности.
Лица, имеющие судимость за корыстные и хозяйственные преступления, не имеют права заниматься аудиторской деятельностью.
Статья 7. Аудиторская палата и объединения аудиторов
Координацию аудиторской деятельности, разработку методологии аудита, контроль за соблюдением законодательства государства об аудиторской деятельности, меры, направленные на развитие независимого профессионального аудита и повышение эффективности аудиторской деятельности, осуществляет единая государственная аудиторская палата. Она объединяет всех аудиторов и все аудиторские организации государства на основе обязательного членства и финансируется за счет обязательных членских взносов. Порядок внесения взносов и их размеры определяются руководящим органом аудиторской палаты. Аудиторская палата и ее руководящие органы создаются на государственной конференции аудиторов. Ее деятельность регулируется настоящим Законом и другими правовыми актами государства.
Аудиторская палата не имеет права заниматься аудиторской деятельностью, создавать собственные коммерческие организации.
Деятельность аудиторской палаты не может быть прекращена.
Правительство государства может содействовать и оказывать необходимую помощь аудиторской палате в ее становлении, развитии и деятельности. Оно имеет право давать рекомендации аудиторской палате по вопросам совершенствования аудиторской деятельности. Аудиторская палата обязана рассмотреть их в двухмесячный срок.
Решения аудиторской палаты обязательны для аудиторов и аудиторских организаций. Для осуществления профессиональных целей и защиты своих интересов аудиторы могут создавать общественные профессиональные объединения в рамках действующего законодательства.
Глава 3. Осуществление аудиторской деятельности
Статья 8. Правовые основания для осуществления аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность осуществляется на основании настоящего Закона и других законодательных актов государства, а также в соответствии с международными и государственными стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности руководствуются настоящим Законом, другими законодательными актами, стандартами аудиторской деятельности, нормативными документами по бухгалтерскому учету и контролю. Государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудитора и аудиторской организации. Независимость аудиторов и аудиторских организаций обеспечивается в соответствии с законодательством государства.
Аудиторская палата по заявлению заинтересованного субъекта и за счет его средств может назначить проверку (экспертизу) качества аудиторского заключения.

................
Перейти до повного тексту