- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Статут
Устав Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца
(с поправками от 25 - 28 ноября 1991 года)* (Рио-де-Жанейро, 23 - 26 ноября 1987 года)** |
Преамбула
Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца - члены Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца - подтверждают свою приверженность следующим Основополагающим принципам Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца:
Гуманность
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.
Беспристрастность
Движение не проводит никакой дискриминации по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.
Нейтральность
Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.
Независимость
Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.
Добровольность
В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.
Единство
В стране может быть только одно Национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.
Универсальность
Движение является всемирным. Все Национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.
Девизы
Федерация помнит, что девизы "Inter arma caritas" ("Милосердие на поле брани") и "Per humanitatem ad pacem" ("Через гуманизм к миру") выражают идеалы Движения.
Раздел I. Общие положения
Статья 1
1. В Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемую "Федерация") входят Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемые "Национальные общества"). Она действует на основании своего Устава и обладает всеми правами и обязанностями корпоративной организации, являющейся юридическим лицом.
2. Федерация является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемого "Движение").
3. Штаб-квартира Федерации находится в Женеве.
4. Когда в настоящем Уставе употребляется термин "Национальное общество", имеются в виду Национальные общества, признанные в соответствии с
Уставом Движения.
Раздел II. Общая цель и функции Федерации
Статья 2
Общая цель
1. Общая цель Федерации - неизменно стимулировать, поддерживать и облегчать все формы гуманитарной деятельности Национальных обществ и всячески им способствовать, с тем чтобы предотвращать и облегчать страдания людей, внося таким образом вклад в дело поддержания и упрочения мира во всем мире.
Статья 3
Функции
1. Для достижения общей цели, определенной в статье 2 настоящего Устава, и в соответствии с Основополагающими принципами Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемыми "Основополагающие принципы"),
Устава Движения и резолюций Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемой "Международная конференция"), Федерация осуществляет inter alia следующие функции:
а) действует в качестве постоянного органа связи, координации и обучения для Национальных обществ и оказывает помощь, которую они запрашивают;
б) содействует созданию и развитию в каждой стране независимого и надлежащим образом признанного Национального общества;
в) всеми имеющимися средствами оказывает помощь всем жертвам стихийных бедствий и катастроф;
г) помогает Национальным обществам подготовиться к возможным бедствиям, оказывает содействие в организации их деятельности по оказанию помощи и в проведении самих операций по оказанию помощи;
д) организует и координирует международные операции по оказанию помощи в соответствии с Принципами и правилами проведения операций Красным Крестом и Красным Полумесяцем по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах, принятыми Международной конференцией, и руководит ими;
е) поощряет и координирует участие Национальных обществ в деятельности, направленной на охрану здоровья населения и совершенствование социального обеспечения, в сотрудничестве с соответствующими национальными властями;
ж) поощряет и координирует обмен мнениями между Национальными обществами по вопросам воспитания детей и юношества в духе гуманизма и развития дружеских отношений между молодежью всех стран;
з) помогает Национальным обществам привлекать в свои ряды новых членов и прививать им принципы и идеалы Движения;
и) оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов в соответствии с соглашениями, заключенными с Международным Комитетом Красного Креста (далее именуемым "МККК");
к) оказывает содействие МККК в работе по укреплению и развитию международного гуманитарного права и сотрудничает с ним в распространении знаний этого права и Основополагающих принципов среди Национальных обществ;
л) официально представляет общества - члены на международном уровне, в том числе по вопросам, касающимся решений и рекомендаций, принятых Генеральной ассамблеей Федерации (далее именуемой "Ассамблея"), следит за тем, чтобы общества соответствовали предъявляемым к ним требованиям, и защищает их интересы;
м) осуществляет полномочия, возложенные на нее Международной конференцией.
2. В каждой стране Федерация действует через Национальное общество или по соглашению с ним и в соответствии с законами этой страны.
3. Если какой-либо внутренний или внешний орган власти в какой-либо ситуации вмешивается в деятельность общества - члена, осуществляемую в соответствии с Основополагающими принципами, или если этот орган власти наносит или пытается нанести ущерб обществу или использует его для целей либо деятельности, не соответствующей Основополагающим принципам, Ассамблея или, в случае чрезвычайной ситуации, Исполнительный совет Федерации (далее именуемый "Совет") рассматривает соответствующие обстоятельства и принимает необходимые меры, в том числе в качестве последнего средства - обращается к общественному мнению.
Раздел III. Члены Федерации
Статья 4
Определение Национальных обществ
Членами Федерации являются Национальные общества, принятые в нее в соответствии со статьей 6. Они являются основными организационными единицами Движения и составляют его жизненную силу, осуществляя свою гуманитарную деятельность в соответствии со своими Уставами и национальным законодательством, а также с Уставом Движения и Основополагающими принципами.
Статья 5
Права и обязанности
Права
1. Национальное общество - член Федерации имеет inter alia следующие права:
а) быть представленным на Ассамблее и принимать участие в ее работе;
б) избираться во все другие официальные органы Федерации;
в) просить Федерацию обеспечить его представительство в других международных организациях;
г) представлять по собственной инициативе, от своего имени или от имени группы Национальных обществ - членов предложения Ассамблее и другим органам Федерации;
д) поддерживать прямую связь с Федерацией.
Обязанности
2. Национальное общество - член Федерации обязано inter alia:
а) поддерживать Федерацию в ее усилиях по достижению общей цели и действовать в соответствии с решениями, принятыми Ассамблеей и Советом;
б) обеспечивать строгое соблюдение Основополагающих принципов в своей деятельности и следить за тем, чтобы ни один из подчиненных ему органов не нарушал эти принципы;
в) переводить сумму ежегодного взноса, утвержденного Ассамблеей, в Федерацию;
г) информировать генерального секретаря Федерации о предложенных поправках к своему Уставу, сообщать ему состав своих основных органов.
Статья 6
Прием в члены
Условия приема
1. Каждое признанное Национальное общество, желающее стать членом Федерации, обращается к Президенту Федерации (далее именуемому "Президент") и берет на себя обязательство соблюдать положения настоящего Устава.
2. Прием Национального общества в Федерацию осуществляется решением Ассамблеи.
Предварительное принятие
3. Каждое Национальное общество, обратившееся с просьбой о принятии, может быть предварительно принято Советом до следующей сессии Ассамблеи.
4. Национальное общество, принятое в Федерацию предварительно, может принимать участие в работе Федерации, но не имеет права голоса и не может быть избрано ни на какой официальный пост в Федерации.
Статья 7
Прекращение и приостановление членства в Федерации
Прекращение членства
1. Общество - член прекращает быть членом Федерации:
а) когда оно выходит из Федерации;
б) когда оно прекращает свою деятельность.
Выход
2. Любое общество - член может выйти из Федерации, если оно уведомит об этом Президента Федерации за шесть месяцев до выхода.
Приостановление членства
3. Ассамблея может принять решение о приостановлении членства любого Национального общества в Федерации:
а) если общество больше не удовлетворяет всем условиям признания, предусмотренным настоящим Уставом, в особенности если в результате изменения его Устава последний не соответствует более Основополагающим принципам;
б) если общество по своей инициативе либо под давлением правительства своей страны нарушает какой-либо из Основополагающих принципов;
в) если общество использует свою связь с Федерацией в целях, не соответствующих одному из Основополагающих принципов;
г) когда его действия противоречат общей цели Федерации и общество систематически отказывается выполнять решения Ассамблеи.
4. Ассамблея не принимает решения о приостановлении членства общества в Федерации, пока она не рассмотрит рекомендаций Совета по этому вопросу.
Прежде чем представить такие рекомендации, Совет должен предварительно направить соответствующему Национальному обществу два письменных предупреждения в течение двенадцати месяцев, предшествующих сессии Совета.
Общество - член имеет право на то, чтобы Ассамблея заслушала его выступление в свою защиту.
5. Решение Ассамблеи о приостановлении членства в Федерации принимается большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих членов при условии, что количество обществ - членов, голосующих за приостановление членства, составляет не менее половины плюс один общего числа членов Федерации.
Последствия приостановления членства
6. Общество, членство которого приостановлено, немедленно утрачивает свои права члена Федерации.
Общество - член Федерации или отдельный член общества, членство которого в Федерации было приостановлено и которое или который является членом Совета или иного органа Федерации, утрачивает право выполнять любые официальные функции или быть избранным в любой такой орган.
Ассамблея немедленно заменяет общество, членство которого приостановлено, либо члена этого общества на этой же сессии.
Приостановление членства лишает общество права предъявлять какие-либо претензии на активы Федерации.
Восстановление
7. Общество - член, членство которого было приостановлено, может быть восстановлено в Федерации Ассамблеей по рекомендации Совета, указывающей, что причины приостановления членства более не существуют.
Раздел IV. Коллективные уставные органы Федерации
Генеральная ассамблея
Статья 8
Определение
1. Генеральная ассамблея является высшим органом Федерации.
Статья 9
Состав
1. Ассамблея состоит из делегатов Национальных обществ - членов Федерации.
2. Вице-президенты Федерации имеют право принимать участие в сессиях Ассамблеи в личном качестве без права голоса.
Статья 10
Функции
1. Ассамблея выполняет inter alia следующие функции:
а) определяет общую политику Федерации;
б) принимает решения по приему Национальных обществ в члены Федерации и по приостановлению членства в Федерации;
в) избирает Президента Федерации;
г) избирает восемь обществ - членов, каждое из которых имеет право назначить вице-президента;
д) избирает шестнадцать обществ - членов членами Совета;
е) назначает генерального секретаря Федерации;
ж) назначает генерального казначея Федерации;
з) избирает представителей Федерации в учреждения и органы Движения;
и) создает все органы, необходимые для деятельности Федерации;
к) изучает и одобряет планы и бюджеты Федерации, изучает и одобряет финансовые отчеты Федерации;
л) утверждает шкалу взносов обществ - членов;
м) разрабатывает правила и положения, необходимые для выполнения данного Устава;
н) вносит поправки в Устав и Правила процедуры;
о) принимает решения по отчетам Совета и всех органов, созданных Ассамблеей;
п) принимает решения по предложениям, внесенным обществами - членами, Советом и всеми органами, созданными Ассамблеей;
р) ратифицирует соглашения, заключенные с МККК и другими международными организациями или учреждениями;
с) принимает решения о переводе штаб-квартиры Федерации при кворуме в две трети от числа обществ - членов Федерации и большинством в три четверти голосов присутствующих и голосующих обществ - членов.
2. Ассамблея не может передать другому органу Федерации полномочия, определенные в пункте 1 данной статьи.
3. Ассамблея не имеет права принимать решения, связанные с расходами, до тех пор, пока генеральный секретарь не представит ей доклад относительно административных и финансовых последствий любого такого предложения. Если эти расходы не могут быть покрыты за счет бюджета, никаких обязательств в этом отношении не будет принято до тех пор, пока Ассамблея не примет необходимых мер по получению требуемых дополнительных средств.
Статья 11
Процедура
Очередные сессии
1. Ассамблея собирается на очередную сессию не реже одного раза в два года. Такие заседания обычно проводятся в штаб-квартире Федерации либо в другом месте по приглашению общества - члена. Если такое приглашение принимается, Ассамблея устанавливает место и срок проведения сессии.
2. Сессия Ассамблеи проводится в том же месте, что и Международная конференция, если она созывается, и до ее открытия.
Изменение места проведения сессии
3. В исключительных обстоятельствах генеральный секретарь по согласованию с Президентом и с большинством обществ - членов Совета может изменить место и, если необходимо, срок проведения сессии Ассамблеи и должен сообщить об этих изменениях обществам - членам Федерации.
Чрезвычайные сессии
4. Чрезвычайная сессия Ассамблеи проводится до любой чрезвычайной сессии Международной конференции.
5. Чрезвычайные сессии Ассамблеи проводятся также по инициативе Президента или по инициативе не менее одной четверти общего числа обществ - членов.
Порядок голосования
6. Каждое общество - член, представленное на Ассамблее, имеет один голос.
Кворум
7. За исключением случаев, предусмотренных в статье 10, пункт 1 "с", статьях 36 и 38, пункты 1 и 2, настоящего Устава, решения Ассамблеи имеют силу только при наличии кворума, для которого необходимо присутствие не менее половины обществ - членов Федерации на обычной либо чрезвычайной сессии.
8. Если на обычной или чрезвычайной сессии присутствуют менее половины обществ - членов, то по истечении по меньшей мере 24 часов созывается новая сессия Ассамблеи; ее решения будут правомочны независимо от количества присутствующих членов.
Если предварительная повестка дня включает важные вопросы, определенные в пункте 10 настоящей статьи, указанная вторая сессия проводится не ранее чем через сорок пять и не позднее чем через девяносто дней после предшествующей ей сессии.
Большинство, необходимое для принятия решений
9. За исключением случаев, предусмотренных для важных вопросов и в статье 7, пункт 5; статье 10, пункт 1 "с"; статье 22, пункт 4; статье 36 и статье 38, пункты 1 и 2, решения Ассамблеи принимаются простым большинством голосов присутствующих и голосующих обществ - членов. Указанного простого большинства также достаточно для того, чтобы отнести новый вопрос к разряду важных.
Большинство, необходимое для принятия решений по важным вопросам
10. Решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих обществ - членов.
Важные вопросы
11. Важными вопросами считаются прием Национального общества в члены Федерации, голосование по бюджету, а также любой другой вопрос, который Ассамблея сочтет важным.
Значение термина "присутствующие и голосующие общества - члены"
12. В контексте данного Устава термин "присутствующие и голосующие общества - члены" означает общества - члены, присутствующие и голосующие "за" или "против". Общества, воздержавшиеся при голосовании, считаются не голосовавшими.
Исполнительный совет
Статья 12
Определение
1. Исполнительный совет является органом, действующим между заседаниями Генеральной ассамблеи в качестве консультативного органа при Президенте и обеспечивающим помощь и поддержку генеральному секретарю в толковании и выполнении решений Ассамблеи.
Статья 13
Состав
1. Совет состоит из:
а) Президента Федерации,
б) восьми вице-президентов,
в) вице-президента ex officio, то есть президента общества - члена страны, в которой находится штаб-квартира Федерации,
г) шестнадцати обществ - членов.
2. Шестнадцать обществ - членов, упомянутых в пункте 1 "г", избираются на срок четыре года простым большинством голосов присутствующих и голосующих обществ - членов. Должен соблюдаться принцип географического представительства, как указано в Правилах процедуры.
3. Любое общество - член, избранное в соответствии с пунктом 2 данной статьи или в соответствии со статьей 23, и представленное в Совете в течение двух следующих один за другим четырехлетних сроков, не может вновь баллотироваться, пока не истечет еще один четырехлетний срок.
4. Каждое общество - член, избранное членом Совета, назначает в качестве своего представителя в Совете на весь срок своих полномочий, если это возможно, одного человека.
5. Кандидатура общества - члена не может быть выдвинута в состав Совета, если Президент Федерации является его членом.
6. Генеральный секретарь и генеральный казначей Федерации участвуют в заседаниях Совета в качестве консультантов.
Статья 14
Функции
Определения
1. Совет выполняет следующие функции:
а) следит за выполнением решений и рекомендаций Ассамблеи и содействует их реализации;
б) осуществляет под руководством Ассамблеи полномочия, возложенные на Федерацию Международной конференцией;
в) готовит повестку дня сессий Ассамблеи;
г) представляет предложения и рекомендации Ассамблеи по ее запросу или по собственной инициативе;
д) изучает любые вопросы, относящиеся к выполнению функций Федерации и представляет Ассамблее соответствующие мнения и предложения;
е) выбирает и рекомендует Ассамблее кандидата для назначения на пост генерального секретаря Федерации;
ж) представляет Ассамблее для назначения на пост генерального казначея имя отобранного кандидата;
з) создает временные вспомогательные органы - группы экспертов или другие рабочие группы - и назначает членов в эти органы;
и) выполняет любые другие функции, переданные ему настоящим Уставом и Ассамблеей;
к) отчитывается перед Ассамблеей о выполнении своих функций;
л) рассматривает отчет, представленный генеральным секретарем;
м) предварительно принимает Национальные общества в члены Федерации;
н) одобряет кандидатуры для назначения на должности заместителя и помощников генерального секретаря, предложенные генеральным секретарем;
о) одобряет общую структуру Секретариата Федерации (далее именуемого "Секретариат"), предложенную генеральным секретарем.
2. В период между сессиями Ассамблеи или в случае, если Ассамблея не имеет возможности собраться и не может быть созванной по какой бы то ни было причине, Совет имеет право принять меры, которые он сочтет нужными, для решения вопросов, связанных с чрезвычайной ситуацией для Федерации или обществ - членов. Решения Совета, принятые таким образом, представляются на одобрение Ассамблеи на ее очередной сессии. Такие чрезвычайные права Совета не относятся к полномочиям, перечисленным в статье 10, пункт 1.
3. Совет не может принимать решения, связанные с расходами, не включенными в бюджет, до тех пор, пока генеральный секретарь и Финансовая комиссия не представят ему доклада относительно административных и финансовых последствий любого такого предложения. Если эти расходы не могут быть покрыты за счет бюджета, никаких обязательств в этом отношении не может быть принято до тех пор, пока Ассамблея не примет мер по получению необходимых средств.
Статья 15
Процедура
1. Совет собирается на очередные сессии, созываемые Президентом Федерации, два раза в год. Помимо этого Президент созывает Совет по собственной инициативе или по просьбе большинства его членов, а также может делать это по просьбе генерального секретаря Федерации.
2. Решения Совета имеют силу только при наличии кворума, для которого необходимо присутствие не менее половины его членов, и принимаются простым большинством голосов присутствующих и голосующих обществ - членов. В случае равного числа голосов, поданных "за" и "против", Президент имеет решающий голос.
3. Президент может, если сочтет нужным, пригласить председателей уставных комиссий или любых других лиц, присутствие которых может быть полезным для дискуссии, на заседания Совета в качестве наблюдателей.
Комиссии Ассамблеи
Статья 16
Определения
Уставные комиссии
1. Комиссии, созданные в соответствии с настоящим Уставом, - Финансовая комиссия, Комиссия по делам молодежи, Комиссия по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах, Комиссия по развитию, Комиссия по здравоохранению и социальной работе. Никакое общество не может быть избрано в состав более чем одной комиссии.
Другие комиссии
2. Ассамблея может создавать любые другие комиссии, которые она сочтет необходимыми. Состав, функции и порядок работы этих органов определяются Правилами процедуры.
Координация
3. Председатели комиссий, созданных в соответствии со статьями 17 - 21 настоящего Устава, собираются на совещание с генеральным секретарем, как предусмотрено Правилами процедуры, для координации работы комиссий, особенно в отношении подготовки программ для включения в план и бюджет.
Статья 17
Финансовая комиссия
Состав
1. Финансовая комиссия состоит из 13 членов: председателя комиссии, 11 членов, избранных в личном качестве Ассамблеей, и генерального казначея Федерации ex officio.
2. Срок полномочий членов Финансовой комиссии - четыре года; они могут переизбираться на новый срок.
Функции
3. Финансовая комиссия выполняет следующие функции:
а) дает рекомендации по всем финансовым вопросам, касающимся Федерации;
б) высказывает суждение относительно финансового отчета и бюджета, подготовленных генеральным секретарем;
в) выносит суждение относительно распоряжения имеющимися в наличии финансовыми средствами и их инвестирования, представляет рекомендации Ассамблее и Совету по любым мерам финансового характера, которые она считает необходимыми;
г) периодически пересматривает формулу, устанавливающую финансовое участие обществ - членов в Федерации, и каждые два года устанавливает квоту каждого общества с обязательным утверждением ее Ассамблеей;
д) устанавливает квоты Национальных обществ, обратившихся с просьбой о приеме в члены Федерации, до рассмотрения этой просьбы Ассамблеей;
е) рассматривает обращения обществ - членов в соответствии со статьей 27, пункты 3 и 4; следит за своевременностью платежей уставных взносов обществами - членами и сообщает Совету и Ассамблее свое мнение относительно необходимости объявить то или иное общество невыполняющим свои обязательства в соответствии со статьей 27, пункт 8;
................Перейти до повного тексту