- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Декларація
Политическая декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе 4-я Европейская конференция министров по политике в области средств массовой информации
Прага (Чешская республика), 7-8 декабря 1994 г. |
1. Министры государств-участников 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации (Прага, 7-8 декабря 1994 г.),
2. Напоминая, что уважение плюралистической демократии, правового государства и прав человека составляет предварительное требование для вступления в Совет Европы и что качество члена этой организации влечет за собой торжественное обязательство гарантировать и развивать эти базовые ценности,
3. Напоминая об обязанностях государств-членов Совета Европы защищать и развивать свободы СМИ и плюрализм СМИ в соответствии со статьей 10
Европейской конвенции по правам человека в интерпретации органов, созданных в соответствии с этой Конвенцией, а также об обязательствах, взятых ими на себя во исполнение Декларации Комитета министров от 29 апреля 1982 г. о свободе слова и информации,
4. Напоминая также, что главы государств и правительств государств-членов Совета Европы торжественно заявили в ходе Венской конференции на высшем уровне (октябрь 1993 г.), что гарантия свободы слова, и в частности, СМИ является одним из решающих критериев, используемых для оценки любой кандидатуры на вступление в организацию, и подчеркивая, что речь идет о постоянном обязательстве для всех государств-членов,
5. Будучи преисполненными решимости гарантировать и укреплять свободу СМИ сообщать информацию, идеи и мнения без учета границ и, таким образом, гарантировать и укреплять развитие прав человека и подлинную демократию,
6. Заявляя, что плюрализм и разнообразие СМИ являются основополагающими для демократии и что гласность в СМИ - важное средство, чтобы помочь компетентным национальным властям оценить воздействие концентрации СМИ на эти ценности, а также чтобы предоставить индивидуумам возможность сформировать свое мнение об информации, поставляемой СМИ;
7. Осуждая, в развитие Венской декларации, все формы выражения, которые подстрекают к расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизму и всем формам нетерпимости, поскольку они подрывают демократическую безопасность, культурное сплочение и плюрализм,
8. Заявляя, что СМИ могут способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и толерантности между людьми, группами и странами, а также достижению целей демократического, социального и культурного сплочения, изложенных в Венской декларации,
9. Будучи озабоченными неподобающим местом, отводимым показу насилия в некоторых СМИ, в частности в секторе телерадиовещания, и его воздействием на публику и отмечая, что в этой области необходимы кодексы поведения на европейском уровне,
10. Отмечая, что функционирование СМИ в демократическом обществе должно постоянно подвергаться переоценке, с тем чтобы быстрые экономические, технические и регламентационные изменения не наносили ущерба ни независимости и плюрализму СМИ, ни правам человека, ни интеллектуальной собственности, ни культурной и социальной политике,
11. Заявляя, что Совет Европы, в силу своего специфического призвания в области прав человека, особой компетентности в секторе СМИ и широкой географической базы, представляет собой институт, особо приспособленный для выработки политики, направленной на развитие деятельности СМИ в демократическом обществе,
12. Постановляют:
- принять в качестве базовых политических инструментов в области СМИ прилагаемые к настоящей Декларации План действий и две резолюции;
- сохранить независимость общественного телерадиовещания и гарантировать ему надежное и должное финансирование, позволяющее ему выполнять его миссию в соответствии с основными направлениями, содержащимися в Резолюции 1;
- гарантировать, в рамках принципов, содержащихся в Резолюции 2, права и свободы всех тех, кто задействован в журналистской деятельности, при признании того, что они имеют право вырабатывать нормы саморегуляции, такие как кодексы поведения;
- усилить их поддержку демократической реформе СМИ в странах Центральной и Восточной Европы, которая закладывает основы более тесного сотрудничества в области СМИ в рамках широкой европейской интеграции;
- обеспечить в этой связи лучшую координацию между различными инициативами по оказанию содействия лицам, принимающим политические решения, и профессионалам СМИ этих стран,
13. Приветствуют вступление в силу
Европейской конвенции о трансграничном телевещании и подчеркивают необходимость согласованного развития этой Конвенции и Директивы "Телевидение без границ" с учетом дискуссий в Европейском Союзе о применении указанной Директивы;
14. Полагают, что лучший способ обеспечения этого согласованного развития заключался бы в том, чтобы Европейская Комиссия регулярно информировала Совет Европы о работе по пересмотру Директивы, ведущейся в Европейском Союзе, и чтобы она рассматривала все точки зрения и предложения, выражаемые Советом Европы;
15. Условливаются развивать гласность в СМИ и приветствуют принятие Комитетом министров Совета Европы Рекомендации N R (94) 13 о мерах, направленных на развитие гласности в СМИ,
16. Рекомендуют, чтобы Комитет министров Совета Европы поручил своему Руководящему Комитету по средствам массовой коммуникации изучить целесообразность подготовки имеющего обязательную силу юридического инструмента или других мер, устанавливающих базовые принципы, касающиеся права доступа публики к информации, которой располагают органы государственной власти;
17. Подчеркивают положительный вклад программ Совета Европы в процесс реформы СМИ в Центральной и Восточной Европе, в частности, в области подготовки кадров профессионалов СМИ;
18. Выражают удовлетворение по поводу объявления рядом правительств об их намерении сделать добровольные финансовые взносы на эти программы и призывают другие правительства и организации поступить таким же образом;
19. Просят Комитет министров, при реализации положений прилагаемого к настоящей Декларации Плана действий, тесно консультироваться с профессионалами СМИ и регулирующими органами, а также должным образом принимать в расчет всю соответствующую работу, проводимую в других региональных и международных инстанциях;
20. Призывают Комитет министров при выполнении Плана действий должным образом учитывать необходимость содействовать равенству шансов для стран Центральной и Восточной Европы, а также для других европейских стран с малым потенциалом аудиовизуального производства или с ограниченным географическим или лингвистическим пространством.
План стратегических действий по развитию СМИ в демократическом обществе, адресованный Комитету министров Совета Европы
Средства массовой информации в общеевропейской перспективе
Поощрять претворение в жизнь, при необходимости в консультации с заинтересованными организациями, мероприятий и процедур, в том числе по обмену информацией и по подготовке кадров, направленных на укрепление демократической реформы СМИ, расширение свободы СМИ в контексте европейской интеграции, осознание взаимосвязи свободы СМИ и независимости и безопасности журналистов, содействие равенству шансов в аудиовизуальном секторе.
Функционирование средств массовой информации в демократическом обществе
1. Концентрация СМИ
а) следить за эволюцией концентрации СМИ в государствах-членах Совета Европы и отмечать все значимые явления, оказывающие воздействие на политический и культурный плюрализм;
б) следить за реализацией во внутреннем праве и практике государств-членов
Рекомендации N R (94) 13 о мерах развития гласности в СМИ;
в) предлагать любые меры, необходимые в свете пунктов а и б.
2. Информация и права человека
Изучать в сравнительном плане национальное и международное право и практику, относящиеся:
- к доступу информации, которой располагают органы государственной власти;
- к конфиденциальности источников информации журналистов.
3. Новые технологии коммуникации
Отслеживать и оценивать воздействие новых технологий коммуникации, в особенности на права человека и демократические ценности, а также под углом зрения равенства шансов между странами и социальными группами.
4. СМИ и защита обладателей прав
а) оценивать воздействие новых технологий коммуникации на нынешний уровень защиты, предоставляемой обладателям авторских и смежных прав, с целью гарантирования и усиления этой защиты, с учетом необходимости обеспечения равновесия между защитой различных категорий обладателей прав и поощрением циркуляции европейских аудиовизуальных произведений;
б) предоставить форум для выработки общеевропейских подходов к дискуссиям, ведущимся в других инстанциях по защите обладателей прав.
5. Звуковое и аудиовизуальное пиратство
а) следить за уровнем звукового и аудиовизуального пиратства в государствах-членах Совета Европы;
б) предлагать, в случае надобности, любые правовые и практические меры, необходимые для борьбы со звуковым и аудиовизуальным пиратством, взяв за основу инициативы, уже выдвинутые в рамках Совета Европы.
6. СМИ и нетерпимость
Разрабатывать, в тесной консультации с профессионалами СМИ и регулирующими органами, возможные "основные направления", которые могли бы помочь профессионалам СМИ рассматривать вопрос о нетерпимости во всех ее формах.
7. СМИ и насилие
Готовить, в тесной консультации с профессионалами СМИ и регулирующими органами, возможные "основные направления" по вопросу об отображении насилия в средствах массовой информации.
Средства массовой информации и конфликты
Изучать, в тесной консультации с профессионалами СМИ, возможные средства улучшения защиты журналистов в ситуациях конфликтов и напряженности и роли, которую СМИ могут играть в таких ситуациях.
Резолюция N 1 "Будущее общественного телерадиовещания" Министры государств-участников 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации
(Прага, 7-8 декабря 1994 г.), |
- напоминая о принципах общественного и частного телерадиовещания в Европе, которые были приняты в связи с 1-й Европейской конференцией министров по политике в области средств массовой информации, которая состоялась в Вене 9-10 декабря 1986 г.,
- Отмечая значимость перемен, произошедших в секторе телерадиовещания за период после этой конференции, в особенности появление смешанной системы общественного и коммерческого вещания,
- Признавая, что общественное вещание как в секторе, радио, так и в секторе телевидения поддерживает ценности, цементирующие политические, правовые и социальные структуры демократических обществ, в особенности уважение прав человека, культур и политического плюрализма,
- Подчеркивая важность общественного телерадиовещания для демократических обществ,
- Признавая таким образом необходимость гарантировать постоянство и стабильность общественного вещания с тем, чтобы позволить ему продолжать действовать на службе публики,
- Подчеркивая жизненно важную функцию общественного вещания в качестве основополагающего фактора доступной для всех плюралистической коммуникации в секторе телерадиовещания в целом,
- Напоминая о значимости радио и подчеркивая его крупный потенциал в деле развития демократического общества, в особенности на местном и региональном уровнях,
I. Общие принципы
- Заявляют о своей приверженности сохранению и развитию сильного общественного вещания в условиях все более конкурентного предложения программных услуг и быстро меняющегося технологического контекста;
- Признают, в развитие выводов 1-й Европейской конференции министров, что как частные компании, так и государственные организации могут обеспечивать общественное вещание;
- Обязуются обеспечить по меньшей мере один базовый канал общего характера, включающий в себя информационные, образовательные, культурные и развлекательные программы и доступный всей публике, признавая при этом, что вещатели общественного вещания должны также иметь при необходимости возможность предоставлять дополнительные программные услуги, такие как тематические;
- Обязуются ясно определить, согласно соответствующим положениям их внутреннего права и практики и с соблюдением их международных обязательств, роль, задачи и ответственность общественных вещателей, а также обеспечить их редакционную независимость от любого политического и экономического вмешательства;
- Обязуются гарантировать общественным вещателям надежные и адекватные средства, необходимые для выполнения их задач;
- Условливаются реализовывать эти обязательства в соответствии со следующими подходами.
II. Политические подходы к общественному телерадиовещанию
Требования к общественному вещанию
Государства-участники условливаются о том, что общественные вещатели, в рамках общих подходов к их деятельности и не предрешая наличия более специфичных задач общественного вещания, должны в основном выполнять следующие функции:
- быть через их программы ориентиром для всех членов публики и фактором социального сплочения, а также интеграции всех индивидуумов, групп и общин. Они должны в особенности отвергнуть любую дискриминацию по признаку культуры, пола, религии или расы и любую форму социальной сегрегации;
- быть трибуной публичной дискуссии, в рамках которой мог бы выражаться как можно более широкий спектр мнений и точек зрения;
- распространять беспристрастные и независимые информационные сообщения и комментарии;
- развивать плюрализм, новаторство и разнообразие программ, отвечающих этическим нормам и имеющих высокое качество, не жертвуя целями качества ради интересов рынка;
- развивать и структурировать сетки программ и услуг, интересующих широкую публику, проявляя при этом внимание к потребностям групп меньшинств;
- отражать различные философские идеи и религиозные убеждения, имеющиеся в обществе, в целях укрепления взаимопонимания и толерантности, а также содействия межобщинным отношениям в обществах, характеризующихся этническим и культурным разнообразием;
- активно способствовать через их программы тому, чтобы было лучше познано и оценено разнообразие национального и европейского культурного достояния;
................Перейти до повного тексту