1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рекомендації


Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки
(1) Участники Консультаций в Хельсинки по вопросу о Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, представляющие Правительства государств, перечисленных в приложении, рекомендуют своим Правительствам, чтобы это Совещание было созвано на условиях, определенных ниже и относящихся к его организации, повестке дня и соответствующим заданиям, составу участников, дате, месту, правилам процедуры и порядку финансирования.
(2) Участники выразили коллективное согласие с этими рекомендациями 8 июня 1973 года.
(3) Каждое государство, имеющее право на участие в Совещании, проинформирует Правительство Финляндии, в пределах срока, указанного в главе 3, о своем решении принять участие в данном Совещании, тем самым выражая свое намерение участвовать в Совещании на основе Заключительных рекомендаций Консультаций в Хельсинки. Правительство Финляндии проинформирует все государства, имеющие право на участие, о сообщениях, полученных по этому вопросу.
(4) Правительство Финляндии примет необходимые меры, в соответствии с положениями, предусмотренными в Заключительных рекомендациях, в целях организации первого этапа Совещания.
Перечень рекомендаций
(5)
1. Организация работы совещания
2. Повестка дня и относящиеся к ней задания
3. Состав участников, вклады, гости
4. Дата
5. Место
6. Правила процедуры
7. Порядок финансирования
Приложение: Список государств-участников.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕЩАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ
(6) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе будет проходить в три этапа:
a) Первый этап
(7) Первый этап будет представлять собой встречу Министров иностранных дел государств-участников. В соответствии с рекомендациями Консультаций в Хельсинки, Министры утвердят правила процедуры, повестку дня и задания рабочим органам Совещания, а также другие положения относительно проведения Совещания. Министры изложат взгляды своих правительств на проблемы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Европе. Они смогут внести, если сочтут желательным, в целях рассмотрения в ходе второго этапа, предложения по различным вопросам, содержащимся в повестке дня.
b) Второй этап
(8) Второй этап будет включать работу специальных комиссий и подкомиссий, задания которых определены в главе 2 настоящих рекомендаций (пункты I, II и III повестки дня). В этих рамках и на основе предложений, внесенных либо Министрами иностранных дел, либо в последующем делегациями государств-участников, комиссии и подкомиссии выработают проекты деклараций, рекомендаций, резолюций или любых других заключительных документов. Государства-участники будут представлены в этих органах делегатами и экспертами, которых они назначат с этой целью.
(9) В течение второго этапа Совещания будет периодически собираться Координационный комитет, который будет состоять из представителей, назначенных Министрами иностранных дел. Он будет координировать деятельность комиссий и обобщит результаты их работы для заключительного этапа Совещания. Координационному комитету будет также поручено задание по пункту IV повестки дня, которое содержится в главе 2 настоящих рекомендаций. Он будет, кроме того, представлять правительствам любые рекомендации, которые он сочтет целесообразными, по вопросу о проведении Совещания, в частности об организации работы его третьего этапа. c) Третий этап
(10) Совещание соберется на свой третий этап с учетом рекомендаций, представленных Координационным комитетом.
(11) Уровень представительства на третьем этапе будет определен государствами-участниками в ходе работы Совещания до завершения второго этапа.
(12) В конце этого третьего этапа на торжественном заседании будут утверждены заключительные документы Совещания.
2. ПОВЕСТКА ДНЯ И ОТНОСЯЩИЕСЯ К НЕЙ ЗАДАНИЯ
I. ВОПРОСЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ
(13) При выполнении изложенного ниже задания Комиссия будет иметь в виду более широкую цель содействия улучшению отношений между государствами-участниками и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в мире, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность.
(14) В своей работе Комиссия будет исходить из предпосылки, что укрепление безопасности в Европе не направлено против какого бы то ни было государства или континента и должно являться важным вкладом в дело мира и безопасности во всем мире.
(15) При рассмотрении вопросов, относящихся к безопасности в Европе, Комиссия будет иметь в виду более широкий контекст безопасности во всем мире и, в частности соотношение, существующее между безопасностью в Европе и в районе Средиземного моря.
(16) Комиссии в ее работе будут помогать соответствующие Подкомиссии.
1.
(17) a) Комиссии/Подкомиссии поручается рассмотреть и изложить в соответствии с целями и принципами Объединенных Наций такие основные принципы, которые каждое государство-участник должно уважать и применять в своих отношениях со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, в интересах обеспечения мира и безопасности всех государств-участников.
(18) Принципы, подлежающие изложению, должны быть включены в документ соответствующей формы, который будет представлен Комиссией для принятия Совещанием. В нем должна быть выражена решимость государств-участников уважать и применять эти принципы одинаково неукоснительно во всех аспектах их взаимных отношений и сотрудничества с тем, чтобы обеспечить всем государствам-участникам преимущества, вытекающие из применения этих принципов всеми.
(19) Особо важным представляется подтверждение, с такими пояснениями и дополнениями, которые могут быть сочтены желательными, и точное изложение, в соответствии с целями и принципами Объединенных Наций, следующих принципов первостепенной важности, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях:
- суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
- неприменение силы или угрозы силой;
- нерушимость границ;
- территориальная целостность государств;
- мирное урегулирование споров;
- невмешательство во внутренние дела;
- уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
- равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
- сотрудничество между государствами;
- добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
(20) При выполнении этих поручений Комиссия/Подкомиссия примет во внимание, в частности, Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
(21) b) Комиссия/Подкомиссия выразит идею, что уважение изложенных выше принципов будет способствовать развитию нормальных и дружественных отношений между государствами-участниками, а также их политических контактов, которые, в свою очередь, будут содействовать расширению их сотрудничества. Она рассмотрит также предложения, направленные на претворение в жизнь положения о неприменении силы или угрозы силой. В этом контексте она изучит предложения и начнет разработку средств мирного урегулирования споров между государствами-участниками.
2.
(22) Комиссия/Подкомиссия учтет тот факт, что государства-участники желают устранить любые причины напряженности, которая может существовать между ними, и внести вклад в укрепление мира и безопасности в мире, имея в виду, что усилия, направленные на разоружение, дополняют политическую разрядку и являются важными элементами процесса, в котором все государства-участники жизненно заинтересованы.
(23) С целью укрепления доверия и упрочения стабильности и безопасности Комиссия/Подкомиссия представит Совещанию соответствующие предложения относительно мер по укреплению доверия, имея в виду предварительное уведомление о крупных военных учениях на основе, которая будет определена Совещанием, и обмен наблюдателями, по приглашению, на военных учениях, на взаимоприемлемых условиях. Комиссия/Подкомиссия изучит также вопрос о предварительном уведомлении о крупных передвижениях войск и представит свои заключения.
(24) Комиссия/Подкомиссия обратит внимание на взгляды, выраженные государствами-участниками в отношении различных вопросов, упомянутых в предыдущих пунктах, в отношении особого интереса, который они проявляют к этим вопросам, в особенности, с точки зрения их собственной безопасности и их желания быть информированными относительно соответствующего развития событий.
II. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ, НАУКИ И ТЕХНИКИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(25) Комиссии поручается подготовить проект заключительного документа/документов, содержащий основные направления и конкретные рекомендации, которые могли бы стимулировать общие усилия, направленные на расширение сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды, которыми государства-участники могли бы руководствоваться в своих взаимоотношениях в этих областях и которые они могли бы использовать при заключении двусторонних или многосторонних соглашений, а также рекомендации по конкретным мерам для развития сотрудничества, которые могли бы быть согласованы между государствами-участниками.
(26) Комиссия будет иметь в виду тот вклад, который такое сотрудничество может внести в укрепление мира и безопасности в Европе. Она будет также иметь в виду интересы развивающихся стран и районов и то положительное влияние, которое расширение сотрудничества между государствами-участниками может оказать на мировые экономические отношения.
(27) Комиссия, имея в виду вышеизложенное, изучит пути и средства, которые дали бы возможность, с общего согласия государств-участников, облегчить, с должным учетом различий экономических и социальных систем и в условиях взаимности выгод и обязательств, развитие торговли и сотрудничества в различных областях экономической деятельности, в науке и технике, а также в области окружающей среды. При этом она будет учитывать, в частности, работу Европейской экономической комиссии ООН.
(28) При рассмотрении вопросов, относящихся к сотрудничеству в Европе, которые охватывает это задание, Комиссия будет иметь в виду соотношение, существующее между таким сотрудничеством в Европе и в районе Средиземного моря.
(29) В своем проекте заключительного документа/документов Комиссия сформулирует соответствующие предложения, основанные на полном уважении принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками и перечисленных в задании Комиссии по пункту I повестки дня.
(30) Комиссия при содействии соответствующих Подкомиссий рассмотрит следующие вопросы:
1. Торговля
(31) Комиссия/Подкомиссия изучит общие положения, направленные на содействие торговле и обмену услугами между государствами-участниками. Она могла бы обсудить общие проблемы, относящиеся к режиму наибольшего благоприятствования. Она могла бы также рассмотреть меры, направленные на уменьшение или постепенное устранение всякого рода препятствий на пути к развитию торговли.
(32) Комиссия/Подкомиссия рассмотрит конкретные меры, направленные на облегчение торговых сделок и обмена услугами, как то меры, направленные на улучшение:
- деловых контактов и возможностей;
- обмена информацией о торговых возможностях и особенностях торговых условий;
- положений, применяемых для урегулирования торговых споров, включая различные формы арбитража.
2. Промышленное сотрудничество и проекты, представляющие общий интерес
(33) Комиссия/Подкомиссия изучит формы и методы промышленного сотрудничества и рассмотрит различные меры, с помощью которых государства-участники могли бы поощрять развитие такого сотрудничества, используя в соответствующих случаях рамки двусторонних или многосторонних межправительственных соглашений.
(34) Комиссия/Подкомиссия рассмотрит, в частности, меры, которые правительства могли бы принять для создания условий, благоприятных для такого сотрудничества между компетентными организациями, фирмами и предприятиями государств-участников. Она будет учитывать, что вопрос о конкретных формах такого сотрудничества должен решаться в двустороннем порядке, если участники не договорятся о другом порядке. Это рассмотрение могло бы касаться различных форм сотрудничества, таких как сотрудничество в области производства и сбыта, обмена информацией о возможностях промышленного сотрудничества, улучшения условий осуществления проектов и других мер, которые могли бы развивать и облегчать различные формы промышленного сотрудничества.
(35) Комиссия/Подкомиссия рассмотрит также возможности поощрения проектов, представляющих общий интерес, и выработает в соответствующих случаях рекомендации на этот счет.
(36) Это рассмотрение могло бы касаться возможностей осуществления проектов, представляющих общий интерес, в области энергетических ресурсов, использования сырья и, в соответствующих случаях, в области транспорта и связи.
3. Наука и техника
(37) Комиссия/Подкомиссия рассмотрит предложения по развитию сотрудничества в области науки и техники, учитывая уже существующее или планируемое сотрудничество в этой области, с тем чтобы содействовать при помощи таких средств, как улучшение контактов и информации, доступу к новым достижениям науки и техники и способствовать наиболее эффективному решению проблем, представляющих общий интерес, и улучшению условий жизни людей.
(38) Эти предложения, в частности, будут касаться тех областей, где имеются наиболее благоприятные предпосылки для такого сотрудничества, форм и методов его осуществления, а также тех препятствий, которые тормозят такое сотрудничество, и мер по их устранению. При рассмотрении этих вопросов Комиссия/Подкомиссия будет стремиться опираться на существующую практику и учитывать имеющиеся и потенциальные возможности соответствующих существующих международных организаций.
4. Окружающая среда
(39) Комиссии/Подкомиссии поручается обсудить вопросы защиты и улучшения окружающей среды и, в частности, определить те области, которые являются важными для государств-участников и наилучшим образом подходят для развития сотрудничества между ними, как то: защита морей, омывающих Европу, вод и атмосферы; улучшение условий окружающей среды и жизни, особенно в городах; охрана природы и ее ресурсов.
(40) Комиссия/Подкомиссия рассмотрит и предложит наиболее целесообразные двусторонние и многосторонние формы и методы сотрудничества, включая сотрудничество на региональной и субрегиональной основе, для различных областей, которые были определены. При рассмотрении этих вопросов Комиссия/Подкомиссия будет стремиться опираться на существующую практику и учитывать имеющиеся и потенциальные возможности соответствующих существующих международных организаций.
5. Сотрудничество в других секторах
(41) Комиссия/Подкомиссия могла бы рассмотреть следующее:
- проблемы, касающиеся развития транспорта и связи между государствами-участниками;
- развитие туризма путем обмена информацией, техникой и результатами накопленного опыта, а также путем рассмотрения соответствующих мер;
- экономические и социальные аспекты мигрирующей рабочей силы;
- подготовка кадров в различных областях экономической деятельности;
- другие возможные вопросы при наличии общего согласия.
III. СОТРУДНИЧЕСТВО В ГУМАНИТАРНЫХ И ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ
(42) В целях содействия укреплению мира и взаимопонимания между народами государств-участников и духовному обогащению человеческой личности, без различия расы, пола, языка или религии и независимо от их политических, экономических и социальных систем, Комиссии, которой будут помогать соответствующие Подкомиссии, поручается рассмотреть все возможности сотрудничества, позволяющего создать лучшие условия для развития связей в области культуры и образования, более широкого распространения информации, контактов между людьми и для решения гуманитарных проблем. При этом она будет пользоваться не только уже существующими формами сотрудничества, а разработает также новые пути и средства, соответствующие этим целям.
(43) В своем заключительном документе Комиссия сформулирует соответствующие предложения, основанные на полном уважении принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками и перечисленных в задании для Комиссии по пункту I повестки дня.
(44) Комиссия также рассмотрит, в какой степени могут быть использованы существующие учреждения для достижения этих целей.
1. Контакты между людьми
(45) Комиссия/Подкомиссия подготовит предложения для облегчения более свободного передвижения и контактов на индивидуальной или коллективной, неофициальной или официальной основе между людьми, учреждениями и организациями государств-участников.
(46) Имея в виду содействовать благожелательному рассмотрению и регулированию соответствующих вопросов заинтересованными государствами на взаимоприемлемых условиях, она уделит особое внимание:
(a) контактам и регулярным встречам на основе семейных связей; воссоединению семей; бракам между гражданами различных государств;
(b) поездкам по личным или профессиональным причинам; улучшению условий для туризма на индивидуальной или коллективной основе;
(c) встречам между молодежью, расширению контактов и соревнований, особенно в области спорта.
2. Информация
(47) Комиссия/Подкомиссия подготовит предложения с тем, чтобы облегчить более свободное и широкое распространение всех форм информации. При этом она уделит внимание, в частности:
(a) улучшению распространения и доступа к устной, печатной, кино-, радио- и телевизионной информации и расширению обмена информацией;
(b) поощрению сотрудничества в этих областях информации на основе кратко- или долгосрочных соглашений;
(c) улучшению условий, в которых журналисты из одного из государств-участников осуществляют свою профессиональную деятельность на территории другого государства-участника.
3. Сотрудничество и обмены в области культуры
(48) Комиссия/Подкомиссия подготовит предложения, направленные на расширение и улучшение сотрудничества и обменов в различных областях культуры, и наметит компоненты и цели последовательного долгосрочного развития таких обменов. В своей работе она будет учитывать результаты Межправительственной конференции по политике в области культуры в Европе, состоявшейся в Хельсинки в июне 1972 года, включая более широкую концепцию культуры, данную этой Конференцией.

................
Перейти до повного тексту