- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Резолюція
Резолюция о террористической преступной деятельности, принятая восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
(Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года)
Восьмой конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
сознавая серьезную угрозу, которую национальная и международная террористическая преступная деятельность представляет для социальной и политической стабильности и жизни огромного числа людей,
будучи обеспокоен быстрым распространением в международных масштабах такой преступной деятельности,
будучи убежден, что тенденция к интернационализации террористической деятельности делает настоятельно необходимым принятие надлежащих согласованных на международном уровне ответных мер глобального характера,
напоминая, что в Миланском плане действий, принятом консенсусом Седьмым конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, подтверждалось, что первоочередное внимание должно уделяться борьбе с терроризмом во всех его формах, включая при необходимости скоординированные, согласованные действия международного сообщества,
напоминая также, что Седьмой конгресс в своей Резолюции 23 просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть возможность разработки рекомендаций, касающихся международных действий для укрепления правоохранительных мер, в том числе процедур выдачи преступников, а также других соглашений о юридической помощи и сотрудничестве в отношении правонарушений террористического характера,
отмечая, что Генеральная Ассамблея в своей Резолюции 40/32 от 29 ноября 1985 года одобрила Миланский план действий как полезное и эффективное средство укрепления международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, а также другие резолюции, единогласно принятые седьмым Конгрессом,
отмечая далее, что Генеральная Ассамблея в своих Резолюциях 41/107, 42/59 и 43/99 соответственно от 4 декабря 1986 года, 30 ноября 1987 года и 8 декабря 1988 года, а также Экономический и Социальный совет в своих Резолюциях 1986/10 и 1987/53 соответственно от 21 мая 1986 года и 28 мая 1987 года настоятельно призвали государства-члены уделять первоочередное внимание, в частности, осуществлению рекомендаций, содержащихся в Миланском плане действий,
сознавая, что Генеральная Ассамблея в своей Резолюции 44/72 от 8 декабря 1989 года вновь подтвердила сохраняющееся значение Миланского плана действий и просила Восьмой конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями разработать эффективные меры борьбы с террористической преступной деятельностью,
ссылаясь на озабоченность в связи с терроризмом и его осуждение, выраженные Генеральной Ассамблеей в ее Резолюциях 3034 (XXVII), 31/102, 32/147, 34/145, 36/109, 38/130, 40/61, 42/59 и 44/29 соответственно от 18 сентября 1972 года, 15 декабря 1976 года, 16 декабря 1977 года, 17 декабря 1979 года, 10 декабря 1981 года, 19 декабря 1983 года, 9 декабря 1985 года, 30 ноября 1987 года и 4 декабря 1989 года,
отмечая также, что Генеральная Ассамблея в своей Резолюции 42/159 от 7 декабря 1987 года признала, что эффективность борьбы против терроризма могла бы быть повышена путем выработки общепринятого определения международного терроризма,
1. соглашается в том, что текст следующего Приложения представляет собой ценное руководство для надлежащих, скоординированных и согласованных действий против международного терроризма как на национальном, так и на международном уровнях;
2. настоятельно призывает государства-члены благожелательно рассмотреть вопрос о следовании этому руководству как на национальном, так и на международном уровнях.
Приложение
Меры по борьбе с международным терроризмом
A. Определение
1. Начиная с первого исследования <*> международного терроризма, проведенного Организацией Объединенных Наций в 1972 году, международное сообщество до сих пор не может достигнуть согласия в отношении общеприемлемого содержания термина "международный терроризм". Не удалось достичь полного общего согласия и в отношении мер, необходимых для предотвращения пагубных последствий актов террористического насилия, а также для борьбы с ними.
------------------
<*> Меры по предотвращению международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей, или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучение коренных причин этих форм терроризма и актов насилия, проистекающих из нищеты, безысходности, бед и отчаяния и побуждающих некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен: Исследование, подготовленное Секретариатом в соответствии с решением, принятым Шестым комитетом на его 1314-м заседании 27 сентября 1972 года (А/С. 6/418).
2. Без ущерба для обсуждения этого вопроса в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций и до согласования общеприемлемого определения международного терроризма было бы целесообразно прилагать усилия для определения поведения, которое международное сообщество считает неприемлемым и которое требует применения эффективных превентивных мер и мер принуждения, которые соответствуют признанным принципам международного права.
3. Кроме того, международное сообщество должно лучше осознать причины, лежащие в основе такого поведения, с тем чтобы разработать меры по его предотвращению и борьбе с ним.
B. Определение проблем
4. В отдельных областях существующие международные нормы могут быть недостаточны для борьбы со всеми формами и проявлениями террористического насилия. Особый интерес представляют следующие вопросы: государственная политика и практика, которые, по мнению других государств, могут расцениваться как нарушение обязательств по международному договору; отсутствие конкретных норм, регулирующих ответственность государств за невыполнение существующих международных обязательств; злоупотребление привилегиями дипломатического иммунитета и дипломатической почты; отсутствие норм, касающихся ответственности государств за действия, не запрещенные международным правом; отсутствие международного регулирования торговли оружием и мер по борьбе с контрабандой оружия; недостаточные возможности международных механизмов по мирному разрешению конфликтов и обеспечению соблюдения прав человека, защита которых предусматривается в международном масштабе; отсутствие универсального признания принципа aut dedere aut iudicare; и отсутствие надлежащего международного сотрудничества в области эффективного и единообразного предупреждения всех форм и проявлений террористического насилия, а также борьбы с ним.
C. Международное сотрудничество в целях эффективного и единообразного предупреждения терроризма и борьбы с ним
5. На международном, региональном и двустороннем уровнях следует разработать эффективные меры для налаживания международного сотрудничества по предупреждению террористического насилия. К этим мерам относятся: сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами; расширение интеграции и сотрудничества между различными правоохранительными и судебными учреждениями с уделением должного внимания уважению основных прав человека; определение направлений сотрудничества между государствами в уголовно-правовых вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия; активизация просвещения и расширение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности и международного сотрудничества в области уголовного права, включая разработку специальных курсов по международному уголовному праву и сравнительному пенитенциарному праву и процедурам в качестве элемента правового просвещения, а также профессиональной и судебной подготовки; и разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общественности путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие.
D. Юрисдикция
6. Следует содействовать обеспечению большего единообразия законов и практике государств, касающихся уголовной юрисдикции, хотя вместе с тем следует избегать чрезмерного расширения национальной юрисдикции для предупреждения нежелательных правовых конфликтов между государствами.
7. Необходимо установить приоритеты в области юрисдикции, уделяя первоочередное внимание территориальности.
E. Выдача
8. Государства должны стремиться к разработке и эффективному осуществлению международных договоров о выдаче, независимо от того, являются ли они частью многосторонних региональных конвенций или двусторонних договоров.
9. Исключение в отношении политических преступлений не должно являться препятствием для выдачи правонарушителей за совершение преступлений, связанных с террористическим насилием, в соответствии с существующими международными конвенциями, за исключением тех случаев, когда запрашиваемое государство обязуется представлять дело его компетентным властям для возбуждения судебного преследования или передает другому государству для проведения судебного разбирательства.
10. При отсутствии двусторонних договоров государствам рекомендуется руководствоваться в вопросах выдачи существующими положениями многосторонних договоров.
11. Государства-члены поощряются к расширению своих двусторонних отношений в вопросах выдачи с использованием в качестве основы для переговоров типового договора о выдаче, разработанного Организацией Объединенных Наций и принятого восьмым Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Кроме этого, государства-члены могли бы рассмотреть вопрос о разработке многосторонней конвенции о выдаче для устранения пробелов и "лазеек" в существующих договорах и применяемых процедурах выдачи.
12. Следует поощрять добровольное возвращение, при условии предоставления соответствующих судебных гарантий.
F. Взаимная помощь и сотрудничество
13. Предупреждение террористического насилия и борьба с ним зависят от эффективности взаимного сотрудничества и помощи между государствами в предоставлении доказательств в отношении судебного преследования или выдачи правонарушителей.
14. Государствам рекомендуется оказывать друг другу максимально широкую взаимную помощь и осуществлять сотрудничество в уголовно-правовых вопросах при условии уважения международно признанных прав человека и соблюдать соответствующие положения многосторонних договоров и конкретных региональных и двусторонних соглашений. Достижению этой цели служит типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия, создающий основу для расширения международного сотрудничества.
................Перейти до повного тексту