1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Принципи


Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды
(София, 23 - 25 октября 1995 года)
Преамбула
Ссылаясь на принцип 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, в котором указывается, что "экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан - на соответствующем уровне",
признавая, что для повышения уровня информированности об экологических проблемах и содействия эффективному участию общественности необходимо гарантировать доступ к экологической информации,
признавая, что участие общественности способствует усилиям органов государственной власти по охране окружающей среды, и учитывая, что экологическая политика и процесс принятия решений не должны ограничиваться кругом вопросов, которыми занимаются эти органы,
признавая, что для содействия эффективному участию общественности ей следует предоставлять информацию о средствах и методах участия в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды и решении экологических проблем,
признавая, что процесс участия общественности может быть источником дополнительной информации и научно-технических знаний для директивных органов,
исходя из убеждения в том, что природоохранные органы должны повышать уровень информированности общественности с целью содействия углублению понимания и укрепления поддержки общественностью экологической политики и вопросов, касающихся соблюдения экологических норм,
учитывая, что содействие участию общественности требует от органов государственной власти обеспечивать открытость и подотчетность их работы, что позволяет повысить уровень доверия к ним и укрепить поддержку их деятельности,
сознавая, что одновременно с признанием важной роли, которую играет участие общественности в защите экологических прав, необходимо также отметить, что все лица, как в личном качестве, так и в ассоциации с другими, обязаны охранять и сохранять окружающую среду,
принимая во внимание тот факт, что реальный доступ к судам и административным процедурам подачи жалоб для отдельных лиц и групп, объединенных общими государственными интересами, позволит обеспечить охрану их законных интересов и эффективное применение предусмотренных мер по охране окружающей среды, а также отказ от незаконной практики,
утверждает нижеследующие Руководящие принципы:
ничто в данных Руководящих принципах не может истолковываться как указание на ограничение каких-либо прав доступа к информации и участия общественности, которые могут гарантироваться в законодательстве любого государства-члена или в рамках любого соглашения, стороной которого является это государство.
I. Доступ к экологической информации
1. Для целей настоящих Руководящих принципов под термином "экологическая информация" понимается любая информация о состоянии вод, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и природных зон и о деятельности или мерах, которые оказывают неблагоприятное воздействие или могут оказывать такое воздействие на них, а также о деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы рационального использования окружающей среды.
2. Любому физическому или юридическому лицу должен предоставляться, по его просьбе, свободный доступ к экологической информации при соблюдении условий, содержащихся в настоящих Руководящих принципах, безотносительно его гражданства, подданства или места жительства и без учета необходимости доказывать его правовой или другой интерес.
3. Органы государственной власти (на национальном уровне, уровне территориально-административных единиц и местном уровне) и органы, на которые возложена государственная ответственность за охрану окружающей среды, за исключением органов, обладающих судебной или законодательной дееспособностью, должны предоставлять экологическую информацию с соблюдением условий, содержащихся в настоящих Руководящих принципах.
4. Органы государственной власти должны обеспечивать на регулярной основе сбор и обновление необходимой экологической информации. Кроме того, государства должны создавать в тех случаях, когда действующие на добровольной основе системы не отвечают существующим требованиям, обязательные системы, обеспечивающие необходимый поток информации о деятельности, оказывающей значительное воздействие на окружающую среду, для органов государственной власти.
5. Государства должны принимать необходимые меры по повышению уровня транспарентности своих систем экологической информации, например, путем определения типа и охвата имеющейся экологической информации, основных условий ее предоставления и процедур ее получения, а также посредством создания и ведения информационных регистров и назначения должностных лиц, занимающихся информационным обслуживанием.
6. В просьбе о предоставлении информации может быть отказано только тогда, когда она затрагивает:
a) конфиденциальность материалов работы органов государственной власти и конфиденциальность рассмотрения вопросов, касающихся международных отношений и национальной обороны;
b) вопросы, связанные с государственной безопасностью;
c) вопросы, которые находятся или находились на рассмотрении суда или на этапе расследования (включая дисциплинарное расследование), или которые являются предметом предварительного судебного рассмотрения;
d) коммерческую и промышленную конфиденциальность (например, в связи с сельскохозяйственной или другой хозяйственной деятельностью), включая интеллектуальную собственность;
e) конфиденциальность личных данных и/или архивов;
f) документы, представленные третьей стороной, если эта сторона не связана правовым обязательством поступать подобным образом или если на эту сторону не может быть возложено такого обязательства и в тех случаях, когда эта сторона не давала согласия на обнародование таких документов;
g) документы, разглашение содержания которых может повлечь за собой угрозу для окружающей среды, например, информация о местах размножения редких видов.
В такой просьбе может быть также отказано, если это предусматривает предоставление любых документов, находящихся на заключительном этапе их подготовки. В каждой конкретной ситуации вышеуказанные основания для отказа следует толковать ограничительно путем сравнения преимуществ, которые можно получить в контексте государственных интересов в случае разглашения содержания документов, с преимуществами в случае неразглашения сведений. Причины отказа в просьбе о предоставлении информации должны излагаться в письменном виде. В тех случаях, когда только часть запрашиваемой информации затрагивает одну из таких особых категорий данных, оставшуюся информацию следует выделять и предоставлять лицу, обратившемуся с подобной просьбой.
7. Органы государственной власти должны ответить лицу, обратившемуся с просьбой предоставить информацию, в максимально короткие сроки и не позднее чем через шесть недель.
8. Экологическая информация, например та, которая хранится в государственных архивах, должна предоставляться общественности для изучения бесплатно. Любому лицу, обратившемуся с просьбой об информации, следует предоставлять соответствующие условия для получения копии такой информации (при условии соблюдения положений об авторских правах) с оплатой, в случае необходимости, издержек, связанных с воспроизводством и распространением информации. В тех случаях, когда информация хранится в различных формах, она должна предоставляться в форме, определяемой лицом, обратившимся с просьбой об информации, например, в письменной форме, на видеокассетах, в звуковой форме или на электронных носителях информации.
9. Государства должны обеспечивать, чтобы лицо, считающее, что в его просьбе о предоставлении информации было неправомерно отказано или она была неправомерно отклонена или что орган государственной власти не смог удовлетворительно ответить на нее или что в связи с этой просьбой были назначены завышенные расценки, может требовать судебного или административного пересмотра решения согласно положениям соответствующей национальной правовой системы.

................
Перейти до повного тексту