1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Резолюція


Резолюция 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН
Декларация и Программа действий в области культуры мира
(без передачи в главные комитеты (A/53/L.79))
A
Декларация о культуре мира
Генеральная Ассамблея,
ссылаясь на Устав Организации Объединенных Наций, в том числе на воплощенные в нем цели и принципы,
ссылаясь также на Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, который гласит, что "мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира",
ссылаясь далее на Всеобщую декларацию прав человека1 и другие соответствующие международные документы системы Организации Объединенных Наций,
___________________
1 Резолюция 217 A (III).
признавая, что мир - это не просто отсутствие конфликтов, а позитивный, динамичный и основанный на широком участии процесс, в котором поощряется диалог и урегулируются конфликты в духе взаимопонимания и сотрудничества,
признавая также, что с окончанием "холодной войны" расширились возможности для укрепления культуры мира,
выражая глубокую озабоченность в связи с сохранением и распространением насилия и конфликтов в различных частях мира,
признавая необходимость ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости, в том числе основанных на расе, цвете кожи, поле, языке, религии, политических или иных убеждениях, национальном, этническом или социальном происхождении, имущественном статусе, инвалидности, рождении или ином статусе,
ссылаясь на свою резолюцию 52/15 от 20 ноября 1997 года, в которой она провозгласила 2000 год Международным годом культуры мира, и на свою резолюцию 53/25 от 10 ноября 1998 года, в которой она провозгласила период 2001-2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты,
признавая ту важную роль, которую Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры продолжает играть в деле распространения культуры мира,
торжественно провозглашает настоящую Декларацию о культуре мира, с тем чтобы правительства, международные организации и гражданское общество могли руководствоваться в своей деятельности ее положениями в целях распространения и укрепления культуры мира в новом тысячелетии:
Статья 1
Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на:
a) уважении к жизни, прекращении насилия и поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества;
b) полном уважении принципов суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и невмешательства в вопросы, которые по своей сути относятся к внутренней юрисдикции любого государства, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и международным правом;
c) полном уважении и поощрении всех прав человека и основных свобод;
d) приверженности мирному урегулированию конфликтов;
e) усилиях, направленных на удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды;
f) уважении и поощрении права на развитие;
g) уважении и поощрении равных прав и возможностей женщин и мужчин;
h) уважении и поощрении права каждого на свободу выражения мнений и убеждений и свободу информации;
i) приверженности принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества и между народами;
и поощряемых благоприятной национальной и международной средой, способствующей миру.
Статья 2
Прогресс в области более полного становления культуры мира проявляется в ценностных установках, мировоззренческих взглядах, типах поведения и образах жизни, которые способствуют распространению идеалов мира среди отдельных людей, групп и народов.
Статья 3
Более полное становление культуры мира неразрывно связано с:
a) поощрением мирного урегулирования конфликтов, взаимного уважения и понимания и международного сотрудничества;
b) соблюдением международных обязательств по Уставу Организации Объединенных Наций и международному праву;
c) поощрением демократии, развития и всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод;
d) предоставлением людям на всех уровнях возможности развивать навыки диалога, переговоров, формирования консенсуса и мирного урегулирования разногласий;
e) укреплением демократических институтов и обеспечением полного участия в процессе развития;
f) искоренением нищеты и неграмотности и уменьшением неравенства в странах и между ними;
g) поощрением устойчивого экономического и социального развития;
h) ликвидацией всех форм дискриминации в отношении женщин на основе расширения их прав и возможностей и равной представленности на всех уровнях принятия решений;
i) обеспечением уважения и поощрения и защиты прав детей;
j) обеспечением свободного потока информации на всех уровнях и облегчением доступа к ней;
k) повышением прозрачности и подотчетности в сфере управления;
l) ликвидацией всех форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;
m) продвижением идеалов взаимопонимания, терпимости и солидарности между всеми цивилизациями, народами и культурами, в том числе по отношению к этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
n) полным осуществлением права всех народов, в том числе народов, находящихся под колониальным или иными формами иностранного господства или иностранной оккупации, на самоопределение, воплощенного в Уставе Организации Объединенных Наций и закрепленного в Международных пактах о правах человека2, а также в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, содержащейся в резолюции 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 года.
__________________
2 Резолюция 2200 A (XXI), приложение.
Статья 4
Образование на всех уровнях является одним из основных средств созидания культуры мира. В этом контексте особое значение имеет образование в области прав человека.
Статья 5
Правительствам отводится важнейшая роль в деле распространения и укрепления культуры мира.
Статья 6
В дело более полного становления культуры мира необходимо в полной мере вовлечь гражданское общество.
Статья 7
Распространению культуры мира способствует просветительская и информационная роль средств массовой информации.
Статья 8
Ключевая роль в распространении культуры мира принадлежит родителям, педагогам, политическим деятелям, журналистам, религиозным органам и группам, представителям интеллигенции, лицам, занимающимся научной, философской, а также творческой и художественной деятельностью, работникам здравоохранения и гуманитарной сферы, социальным работникам, управляющим различного уровня, а также неправительственным организациям.
Статья 9
Определяющую роль в деле распространения и укрепления культуры мира во всем мире должна продолжать играть Организация Объединенных Наций.
107-е пленарное заседание,
13 сентября 1999 года
B
Программа действий в области культуры мира
Генеральная Ассамблея,
принимая во внимание Декларацию о культуре мира, принятую 13 сентября 1999 года,
ссылаясь на свою резолюцию 52/15 от 20 ноября 1997 года, в которой она провозгласила 2000 год Международным годом культуры мира, и на свою резолюцию 53/25 от 10 ноября 1998 года, в которой она провозгласила период 2001-2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты,
принимает следующую Программу действий в области культуры мира:
A. Цели, стратегии и основные участники
1. Программа действий должна служить основой проведения Международного года культуры мира и Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
2. Государствам-членам предлагается принимать меры по содействию становлению культуры мира на национальном уровне, а также на региональном и международном уровнях.
3. Следует привлекать гражданское общество к участию на местном, региональном и национальном уровнях, с тем чтобы расширить круг мероприятий в области культуры мира.
4. Системе Организации Объединенных Наций следует укреплять предпринимаемые ею усилия по содействию становлению культуры мира.
5. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры должна и впредь играть важную роль и вносить существенный вклад в содействие становлению культуры мира.
6. Следует поощрять и укреплять отношения партнерства между различными участниками, указанными в Декларации, в интересах глобального движения в поддержку культуры мира.
7. Становлению культуры мира мог бы способствовать организованный по инициативе самих участников обмен информацией в этой области.
8. Эффективное осуществление Программы действий требует мобилизации ресурсов, включая финансовые ресурсы, заинтересованными правительствами, организациями и частными лицами.
B. Активизация мероприятий, осуществляемых всеми соответствующими участниками на национальном, региональном и международном уровнях
9. Мероприятия по содействию становлению культуры мира посредством образования:
a) активизировать национальные усилия и международное сотрудничество в области пропаганды целей образования для всех в интересах обеспечения развития человеческого потенциала и социально-экономического развития и содействия становлению культуры мира;
b) обеспечивать просвещение детей, начиная с раннего возраста, в вопросам ценностных установок, мировоззренческих взглядов, типов поведения и образов жизни, с тем чтобы они могли разрешать любые споры мирным путем и в духе уважения человеческого достоинства и терпимости и недискриминации;
c) вовлекать детей в мероприятия, прививающие им ценностные установки и идеалы культуры мира;
d) обеспечивать равный доступ женщин, особенно девочек, к образованию;
e) поощрять пересмотр учебных планов, включая учебники, с учетом положения Декларации и Комплексных рамок действия по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии3, принятых в 1995 году, причем Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры должна по просьбе соответствующих участников оказывать техническую помощь в этой области;
__________________
3 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Акты Генеральной конференции, двадцать восьмая сессия, Париж, 25 октября - 16 ноября 1995 года, том 1: Резолюции, резолюция 5.4, приложения.
f) поощрять и поддерживать усилия, предпринимаемые участниками, указанными в Декларации, в частности Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которые направлены на формирование ценностных установок и навыков, способствующих становлению культуры мира, в том числе в областях образования и подготовки кадров в вопросах содействия развитию диалога и формированию консенсуса;
g) укреплять деятельность, ведущуюся соответствующими органами системы Организации Объединенных Наций, которая направлена на подготовку кадров и образование, в соответствующих случаях, в областях предупреждения конфликтов и регулирования кризисов, мирного урегулирования споров, а также постконфликтного миростроительства;
h) активизировать проведение в жизнь инициатив по содействию становлению культуры мира, предпринимаемых высшими учебными заведениями в различных регионах мира, включая Университет Организации Объединенных Наций, Университет мира и проект сотрудничества между университетами и Программу создания кафедр Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

................
Перейти до повного тексту