- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Конвенція
Международная конвенция о некоторых правилах, относящихся к гражданской юрисдикции по вопросу о столкновении судов
(Брюссель, 10 мая 1952 года)
Высокие Договаривающиеся Стороны,
признавая полезным установление по общему согласию некоторых унифицированных правил, относящихся к гражданской юрисдикции по делам о столкновении, решили заключить с этой целью Конвенцию и согласились о нижеследующем:
Статья 1
1. Иск, возникший вследствие столкновения, происшедшего между морскими судами и судами внутреннего судоходства, может быть возбужден только:
a) в суде по месту постоянного жительства ответчика или по месту порта, где занесено в реестр судно ответчика;
b) в суде того места, где был осуществлен арест судна - ответчика или любого другого судна, принадлежащего тому же ответчику, на которое арест мог быть наложен в законном порядке, или в суде того места, где мог бы быть осуществлен арест, залог или было предоставлено другое обеспечение;
c) в суде того места, где произошло столкновение, если столкновение произошло в пределах порта или на рейдах, или во внутренних водах.
2. Право решать, перед каким из судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, будет возбужден иск, должно принадлежать истцу.
3. Истец не сможет предъявить перед другим судом новый иск, основанный на тех же обстоятельствах, тому же ответчику, не отказавшись от ранее возбужденного иска.
Статья 2
Положения статьи 1 ни в чем не умаляют право Сторон предъявить иск о столкновении перед тем судом, который они избрали по взаимному согласию, или передать спор на рассмотрение арбитража.
Статья 3
1. Встречные требования, возникшие из того же столкновения судов, могут быть предъявлены в суд, компетентный для рассмотрения главного иска, согласно положениям статьи 1.
2. В случае, если имеется несколько истцов, каждый из них сможет возбудить свой иск перед судом, в котором уже был предъявлен иск, возникший из того же столкновения, против той же стороны.
3. В случае столкновения или столкновений нескольких судов ничто в этой Конвенции не должно препятствовать тому, чтобы любой суд, в котором предъявлен иск на основе положений данной Конвенции, осуществлял юрисдикцию в соответствии с его национальными законами по дополнительным искам, возникающим в связи с одним и тем же событием.
Статья 4
Настоящая Конвенция распространяется также на иски о возмещении убытков, причиненных одним судном другому, либо имуществу или лицам, находящимся на борту этих судов, вследствие выполнения или неосуществления маневра, либо несоблюдения правил, хотя бы фактически столкновения и не произошло.
Статья 5
Ничто, содержащееся в данной Конвенции, не должно изменять положений закона, который имеет силу в настоящее время или будет иметь силу в будущем в различных Договаривающихся государствах в отношении столкновений, касающихся военных судов или судов, принадлежащих государству, или находящихся на службе государства.
Статья 6
Настоящая Конвенция не будет иметь силы в отношении исков, возникающих из договоров перевозки или из других договоров.
Статья 7
Настоящая Конвенция не будет применяться в случаях, предусмотренных положениями пересмотренной Конвенции о судоходстве по Рейну от 17 октября 1868 года.
Статья 8
Положения настоящей Конвенции будут применяться по отношению ко всем заинтересованным лицам, если все суда, с которыми связан любой иск, плавают под флагом Высоких Договаривающихся Сторон.
Однако обычно предусматривается, что:
1. По отношению к заинтересованным лицам, являющимся гражданами государства, не участвующего в Конвенции, применение указанных выше положений может быть допущено каждым из Договаривающихся государств - на условиях взаимности.
2. Если все заинтересованные лица являются гражданами того же государства, что и суд, рассматривающий дело, то применяются положения национального закона, а не Конвенции.
Статья 9
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются передавать на рассмотрение арбитража любые споры между государствами, возникающие из толкования или применения настоящей Конвенции, однако без ущерба для обязательства тех Высоких Договаривающихся Сторон, которые согласились передавать свои споры в Международный Суд.
Статья 10
Настоящая Конвенция открыта для подписания государствами, представленными на девятой сессии Дипломатической конференции по морскому праву.
Протокол подписания будет составлен Министерством иностранных дел Бельгии.
Статья 11
Настоящая Конвенция подлежит ратификации, и ратификационные грамоты будут сданы на хранение Министерству иностранных дел Бельгии, которое уведомит о сдаче на хранение все Договаривающиеся и присоединившиеся государства.
Статья 12
a) Настоящая Конвенция вступит в силу для двух первых государств, которые ее ратифицируют, через шесть месяцев после дня сдачи на хранение второй ратификационной грамоты.
b) Для каждого государства-участника, ратифицирующего Конвенцию после сдачи на хранение второй ратификационной грамоты, Конвенция вступит в силу через шесть месяцев со дня сдачи на хранение ратификационной грамоты этим государством.
................Перейти до повного тексту