- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Принципи
Принципы, регулирующие установление официальных отношений между Всемирной организацией здравоохранения и неправительственными организациями
1. Введение
1.1 Как отмечается в статье 2
Устава ВОЗ, одной из основных функций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является деятельность в качестве руководящего и координирующего органа в международной работе по здравоохранению. В рамках данной функции и в соответствии со статьей 71 Устава ВОЗ может предпринимать соответствующие шаги в целях консультации и сотрудничества с неправительственными организациями (НПО) для осуществления своей международной работы в области здравоохранения.
1.2 ВОЗ в своих отношениях с НПО должна руководствоваться всеми соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи или Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций.
1.3 Цели сотрудничества ВОЗ с НПО состоят в том, чтобы содействовать политике, стратегиям и программам, вытекающим из решений руководящих органов Организации; сотрудничать в отношении различных программ ВОЗ в совместно согласованных мероприятиях по осуществлению этих стратегий и играть надлежащую роль в обеспечении координации межсекторальных интересов среди различных заинтересованных секторов на национальном, региональном или глобальном уровнях.
2. Формы отношений на глобальном уровне и их развитие
2.1 ВОЗ признает только одну категорию формальных отношений, а именно официальные отношения с НПО, которые находятся в полном соответствии с критериями, описанными в данных рабочих принципах. Все другие контакты, включая рабочие отношения, считаются неофициальными отношениями.
2.2 Установление отношений с НПО представляет собой поэтапный процесс, состоящий из ряда отдельных стадий, описанных в нижеследующих пунктах.
2.3 Первые контакты с НПО с целью установления взаимопонимания и содействия развитию взаимных интересов часто принимают форму обмена информацией и взаимного участия в технических совещаниях. Этот тип неофициальных контактов может продолжаться на специальной основе без ограничений во времени и без письменных соглашений. Однако уже на этой стадии происходит также определение широких целей сотрудничества и выявление возможностей расширения его масштабов с охватом конкретных совместных мероприятий в соответствии с конкретной сферой компетенции неправительственной организации.
2.4 После определения ряда конкретных видов совместной деятельности сотрудничество может вступить в следующую стадию посредством перехода в период (обычно продолжительностью в два года) рабочих отношений, который устанавливается путем обмена письмами. В таких письмах излагается согласованная основа сотрудничества, а также намечаются конкретные мероприятия, которые будут проводиться в течение этого периода; предварительно определяются ресурсы, которые должны выделяться ВОЗ и НПО, а также обозначаются центры концентрации сил в НПО и ВОЗ (назначается технический сотрудник). В конце периода рабочих отношений заинтересованными сторонами проводится оценка результатов запланированного сотрудничества, при этом рассматриваются также перспективы развития отношений в будущем. В результате оценки рабочие отношения могут быть продолжены в дальнейшем; может быть подготовлено заявление со стороны международной НПО для установления официальных отношений с ВОЗ, подлежащее рассмотрению Исполнительным комитетом в случае наличия ряда видов деятельности, которые могут лечь в основу долговременных и прочных отношений с ВОЗ, или в результате такой оценки принимается решение о том, что нет оснований для продолжения контактов в обозримом будущем. Такая форма консультации и сотрудничества с НПО считается неофициальной.
2.5 На Исполнительном комитете лежит ответственность за принятие решения относительно установления официальных отношений между НПО и ВОЗ.
3. Критерии для установления официальных отношений между ВОЗ и НПО
3.1 НПО должна заниматься вопросами, входящими в сферу компетенции ВОЗ. Ее задачи и деятельность должны соответствовать духу, целям и принципам
Устава ВОЗ, концентрироваться на развитии в области здравоохранения или в смежных областях и быть свободными от интересов, направленных в первую очередь на коммерческие соображения или получение прибыли. Главное направление деятельности НПО должно соответствовать и иметь отношение к осуществлению стратегий достижения здоровья для всех, намеченных Глобальной стратегией достижения здоровья для всех к 2000 г. и Общей программой работы ВОЗ на определенный период.
3.2 НПО должна быть, как правило, международной по своей структуре и/или сфере деятельности и должна представлять значительную часть лиц, объединяющихся на глобальной уровне для участия в той конкретной сфере деятельности, которой занимается организация. Если имеется несколько международных НПО с аналогичными сферами деятельности, они могут создать объединенный комитет или другой орган, уполномоченный выступать от имени этой группы в целом.
3.3 НПО должна иметь устав или аналогичный основной документ, официальную штаб-квартиру, директивный или руководящий орган, организационную структуру на различных уровнях деятельности, а также обладать полномочиями выступать от имени своих членов через своих правомочных представителей.
Ее члены должны обладать правом голоса в вопросах общего направления или характера деятельности организации.
3.4 Таким образом, к организациям, которые могут рассматриваться с точки зрения установления официальных отношений с ВОЗ, относятся различные виды международных НПО с федеративной структурой (состоящие из национальных или региональных групп или отдельных членов из различных стран), фонды, которые мобилизуют ресурсы на цели развития в области здравоохранения в различных частях мира, или аналогичные органы, содействующие международному здравоохранению.
3.5 В исключительных случаях национальная организация, независимо от того, входит ли она в международную НПО или нет, может также рассматриваться в плане установления официальных отношений в консультации с Директором регионального бюро ВОЗ и соответствующим государством-членом и на основе их рекомендаций. Такая национальная организация (или ряд национальных организаций, действующих в рамках федеративной (зонтичной)) структуры, может рассматриваться с точки зрения установления официальных отношений в том случае, если основная часть ее деятельности и ресурсов направлена на международную деятельность в области здравоохранения и в смежных областях; она разработала программу мероприятий по сотрудничеству с ВОЗ, как указано в пункте 2.4; ее деятельность может служить источником соответствующего опыта, которым, возможно, пожелает воспользоваться ВОЗ.
3.6 Как указано в пункте 2.4, обычно необходимо наличие по меньшей мере двух лет успешных рабочих контактов по подачи заявления об установлении официальных отношений.
4. Процедура установления официальных отношений между ВОЗ и НПО
4.1 Заявления должны обычно поступать в штаб-квартиру ВОЗ не позднее конца июля с тем, чтобы их можно было рассмотреть на Исполнительном комитете в январе следующего года. В них должны быть отражены структурные рамки совместной деятельности, согласованной между НПО и ВОЗ. Заявления от национальных организаций должны быть поддержаны Директором регионального бюро и Правительством соответствующего государства-члена. Обычно такие заявления должны направляться членам Исполкома Секретариатом за два месяца до начала сессии, на которой их предстоит рассмотреть.
4.2 В ходе своей январской сессии Постоянный комитет Исполкома по неправительственным организациям в составе пяти членов рассматривает заявления, представленные НПО добровольно или по специальной просьбе, и разрабатывает рекомендации Исполкому; он может пригласить представителя любой из таких организаций выступить на заседании в связи с заявлением этой организации. Если будет сочтено, что обращающаяся организация не отвечает установленным требованиям, и, учитывая желательность обеспечения ценного длительного партнерства на основе определенных целей и при наличии свидетельств об успешном сотрудничестве в прошлом и основы будущей совместной деятельности, Постоянный комитет может рекомендовать отложить рассмотрение какого-либо заявления или отклонить заявление.
................Перейти до повного тексту