- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
27.10.2008 N 10484/6/23-4016/463 |
Совету предпринимателей
при Кабинете Министров
Украины
Относительно рассмотрения предложений и замечаний к законопроекту
Государственная налоговая администрация Украины получила предоставленные Советом предпринимателей при Кабинете Министров Украины в письме от 25.09.2008 г. N 148 замечания и предложения к проекту Закона Украины [от 20.02.2003 г.
N 550-IV] "О внесении изменений в Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" и некоторые другие законы Украины" и выражает благодарность за высказанные предложения к нему.
В соответствии со статьями
4 и
10 Закона Украины от 11 сентября 2003 года
N 1160-IV "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" ГНАУ рассмотрела предоставленные замечания и предложения и отмечает следующее.
Данный законопроект разработан ГНАУ во исполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины "Украинский прорыв: для людей, а не политиков", утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 16 января 2008 года
N 14, в части осуществления налоговой реформы относительно упорядочения правил и процедур проведения налоговых проверок. Кроме того, в данном проекте учтены предоставленные в рабочем порядке предложения Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, направленные на максимальный учет в данном проекте норм Закона Украины [от 05.04.2007 г.
N 877-V] "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", которые улучшают формы и методы государственного контроля и содействуют налаживанию партнерских отношений с плательщиками налогов.
Однако некоторые замечания и предложения, выраженные в письме от 26.09.2008 г. N 148, не могут быть учтены в данном законопроекте, в частности:
1. В отношении пункта 1 письма касательно согласования предусмотренной в законопроекте нормы относительно прав контролирующих органов проводить обследование территорий, помещений и других активов, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, которые являются объектами налогообложения или используются для получения доходов (прибыли) либо связаны с объектами налогообложения, с положениями части 10 статьи
4 Закона Украины
"Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" отмечаем следующее.
Частью 10 статьи
4 вышеназванного
Закона установлено, что должностные лица органа государственного надзора (контроля) с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проведения мероприятия, осуществляют в пределах полномочий, предусмотренных законом, осмотр территорий или помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, если это предусмотрено законом.
Однако обязанность плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию помещений, используемых для получения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) предусмотрена статьей
9 Закона Украины от 25 июня 1991 года
N 1251-XII "О системе налогообложения".
Поэтому вышеприведенные положения законопроекта не противоречат действующему законодательству, регулирующему права и обязанности плательщиков налогов, а замечания Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, изложенные в пункте 1 предложений к проекту Закона Украины, законодательно не обоснованы.
2. В отношении пунктов 2 и 3 письма касательно пересмотра предложенных в проекте Закона оснований для проведения органами государственной налоговой службы внеплановых документальных проверок плательщиков налогов отмечаем следующее.
Законопроектом предусмотрено проведение внеплановой выездной проверки в случаях выявления недостоверности данных, ошибок в налоговых декларациях (расчетах или отчетах), которые представлены плательщиком налогов в налоговый орган и представление которых предусмотрено законом, и/или имеются противоречия или несоответствия между данными, указанными в них. В письме Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины предложено дополнить данное основание ограничением относительно возможности проведения такой проверки только в случае, если плательщик налогов не представит пояснения и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос органа налоговой службы.
Однако такое ограничение является нецелесообразным, поскольку в соответствии со статьей
3 Закона Украины от 25 июня 1991 года
N 1251-XII "О системе налогообложения" принципами построения системы налогообложения являются, в частности, обязательность, которая предусматривает введение норм относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства. В связи с этим наличие недостоверных данных и ошибок в налоговых декларациях (расчетах или отчетах), которые представлены плательщиком налогов в налоговый орган и представление которых предусмотрено законом, и/или имеются противоречия или несоответствия между данными, указанными в них, является нарушением налогового законодательства в части порядка ведения налогового учета и представления налоговых деклараций и достаточным риском (основанием) для проведения внеплановой проверки такого плательщика налогов. При этом представление плательщиком налогов в орган государственной налоговой службы пояснений и их документального подтверждения не исключает проведения такой внеплановой документальной проверки в помещении налогового органа, то есть невыездной внеплановой проверки.
Относительно исключения из законопроекта оснований для проведения проверки в случаях, когда плательщиком налогов в соответствии с законом заявлен к возмещению налог на добавленную стоимость; представлена декларация с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. грн., а также если в отношении плательщика налога подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком налоговой накладной покупателю или нарушении правил заполнения налоговой накладной, в связи с тем что такие нормы, по мнению Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, приведут к зарегулированности предпринимательской деятельности и являются непонятными, указываем следующее.
Указанные основания для проведения проверок не являются новыми и уже предусмотрены действующим законодательством, в частности пунктами 7.2.6 и 7.7.5 Закона Украины от 3 апреля 1997 года
N 168/97 "О налоге на добавленную стоимость", а также пунктом 9 части шестой статьи
11-1 Закона Украины от 4 декабря 1990 года
N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине". Введение их в редакцию предложенного законопроекта обусловлено только необходимостью приведения в соответствие норм действующего законодательства и упорядочения правил и процедур проведения налоговых проверок в едином законодательном акте.
................Перейти до повного тексту