1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П Р И К А З
09.11.2004 N 633
( Наказ втратив чинність на підставі Наказу Державної фіскальної служби N 354 від 22.04.2016 )
О внесении изменений и дополнений в приказ ГНА Украины от 12.08.2004 N 471 "Об утверждении Порядка распределения плательщиков налогов по категориям внимания и их сопровождения"
С целью обеспечения высокого уровня эффективности работы с плательщиками налогов и во исполнение требований Указа Президента Украины от 23 июня 2004 года N 671/2004 "О безотлагательных мерах по администрированию налога на добавленную стоимость"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Порядок распределения плательщиков налогов по категориям внимания и их сопровождения (далее - Порядок) в новой редакции (приложение).
2. Департаменту автоматизации процессов налогообложения (Семирга М.И.) до 15.11.2004 обеспечить доводку доработанной версии программного обеспечения для автоматизированного распределения плательщиков налогов по категориям внимания согласно новой редакции Порядка.
3. Департаменту развития и модернизации ГНС (Козименко А.В.) до 20.11.2004 разработать бизнес-процесс администрирования НДС.
4. Департаменту организационно-распорядительной работы (Клочкова Л.Г.) до 04.12.2004 разработать функции администрирования НДС.
5. Управлению делами (Гошовский М.В.) в недельный срок довести в электронном виде настоящий приказ до органов государственной налоговой службы.
6. Считать утратившим силу п. 1 приказа ГНА Украины от 12.08.2004 N 471 "Об утверждении Порядка распределения плательщиков налогов по категориям внимания и их сопровождения".
Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Председатель Ф.Ярошенко
УТВЕРЖДЕН
Приказ ГНА Украины
09.11.2004 N 633
ПОРЯДОК
распределения плательщиков налогов по категориям внимания и их сопровождения
Вступление
Взаимоотношения между органами государственной налоговой службы и плательщиками налогов должны развиваться в направлении налаживания партнерства и уменьшения вмешательства в хозяйственную деятельность последних. При этом организация работы органов государственной налоговой службы базируется на следующих принципах:
непредубежденное отношение к плательщикам налогов и обеспечение максимального уровня сервиса при их обслуживании;
максимальная автоматизация процессов администрирования налогов;
ориентация налогового аудита на рисковых плательщиков налогов;
применение адекватных мер к субъектам хозяйственной деятельности, уклоняющимся от уплаты налогов.
Органы государственной налоговой службы должны обеспечить:
своевременность реагирования на налоговое поведение плательщика налогов;
одинаковый подход к плательщикам налогов с одинаковым налоговым поведением.
Для обеспечения приведенного выше необходимо распределить субъектов хозяйственной деятельности (далее - СХД) по категориям внимания со стороны органов государственной налоговой службы.
1. Основные термины, используемые в Порядке
1.1. Система администрирования налогов - рисково-ориентированная система, состоящая из взаимосвязанных элементов (целей, функций, сценариев, процедур, методов и действий), ориентированная на обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов СХД.
1.2. Налоговое поведение - общая характеристика СХД, формируемая на основе установленных проверками фактов о соблюдении или нарушении им налогового и валютного законодательства и факторов, указывающих на налоговые риски за отчетный период, который необходимо обработать.
1.3. Категория внимания (коридор) - характеристика СХД соответствующего уровня риска и фискальной важности, сформированная на основе критериев распределения, определенных данным Порядком. По налоговому поведению различают следующие категории внимания:
Категория 1 (зеленый коридор) - добросовестные плательщики налогов. Оцениваются положительно, поскольку не нарушают налогового законодательства, полностью и своевременно уплачивают налоги.
Категория 2 (желтый коридор) - плательщики налогов умеренного риска. В целом оцениваются положительно, поскольку не нарушают налогового законодательства, полностью и своевременно уплачивают налоги, но имеют налоговые риски, не подлежащие устранению (например, осуществление внешнеэкономической, посреднической деятельности или деятельности, относящейся к рисковым отраслям, и т. п.).
Категория 3 (оранжевый коридор) - плательщики налогов высокого риска. Оцениваются отрицательно в части налогового поведения, поскольку имеют признаки серьезных нарушений налогового законодательства.
Категория 4 (красный коридор) - плательщики налогов высокого риска с признаками мошенничества. Оцениваются отрицательно, поскольку регулярно нарушают налоговое законодательство и имеют признаки мошенничества.
1.4. Критерий оценки - признак, с помощью которого формируется оценка СХД.
1.5. Критерий распределения - правило отнесения СХД к соответствующей категории внимания на основе оценивания налоговых рисков или факторов риска и сумм валового дохода.
1.6. Налоговый риск - вероятность нарушения налогового законодательства СХД, вследствие чего возможны потери поступлений в бюджет.
1.7. Фактор риска - это обстоятельства или результаты деятельности СХД, указывающие на возможность существования налоговых рисков.
1.8. Индивидуальный индекс - величина отклонения показателя деятельности определенного СХД от среднего значения данного показателя по всей совокупности СХД согласно тому или иному критерию оценки.
Различают следующие индивидуальные индексы:
1.8.1. Индивидуальный индекс хозяйствования. Определяется на основании факторов рисков хозяйствования, которые уточняются ежеквартально, и индивидуального интегрального показателя. С помощью факторов осуществляется оценка СХД, определяемая на основании его отчетности за предыдущие и последний отчетные периоды.
Индивидуальный индекс хозяйствования рассчитывается по
формуле:
І = І / І , где:
госп сер
І - индивидуальный индекс хозяйствования;
госп
І - интегральный показатель оценивания СХД;
І - среднеарифметическое значение показателя для всех СХД.
сер
Интегральный показатель исчисляется по формуле:
n
І = S К х Ф, где:
1 в
S - знак суммы;
І - интегральный показатель оценивания;
Ф - фактор риска хозяйствования;
К - коэффициенты, характеризующие важность фактора и
в
определяемые на основе экспертного оценивания (приложение 1 к
настоящему Порядку);
n - количество факторов.
1.8.2. Индивидуальный индекс фискальной значимости. Определяется как
І = П / П , где:
фіскзн інд сер
І - индивидуальный индекс фискальной значимости;
фіскзн
П - абсолютный показатель фискальной важности СХД;
інд
П - среднеарифметическое значение абсолютного показателя
сер
фискальной важности для всех СХД.
1.8.3. Индивидуальный территориально-отраслевой индекс является сложным индексом, который рассчитываемся по двум составляющим раз в квартал:
отраслевому индексу (І );
рг
региональному индексу (І );
рр
І = (І + І ) / 2.
тг рг рр
1.8.3.1. Отраслевой индекс определяется на основании статистической информации как отношение количества установленных нарушений в определенной отрасли к количеству плательщиков налогов, осуществляющих свою деятельность в данной отрасли, в сравнении с соответствующим отношением по всей совокупности отраслей и плательщиков налогов. Принадлежность СХД к определенной отрасли определяется по КВЭД (два первых символа), указанному в регистрационных документах в качестве основного.
І = (К / К ) / (К / К ), где:
рг порг сгдг порз сгдз
І - индекс рисковости определенной отрасли;
рг
К - количество СХД, у которых установлены нарушения
порг
относительно неправомерной уплаты налогов в определенной отрасли;
К - общее количество СХД, у которых установлены нарушения
порз
относительно неправомерной уплаты налогов;
К - количество СХД в определенной отрасли;
сгдг
К - общее количество СХД.
сгдз
1.8.3.2. Региональный индекс определяется на основании статистической информации как отношение количества установленных нарушений в определенном регионе к количеству плательщиков налогов, осуществляющих свою деятельность в данном регионе, в сравнении с соответствующим отношением установленных нарушений по всей совокупности СХД по региону к общему количеству СХД в регионе.
І = (К / К ) / (К / К ), где:
рр порр сгдр порз сгдз
І - индекс рисковости региона;
рр
К - количество СХД, у которых установлены нарушения
порр
относительно неправомерной уплаты налогов в определенном регионе;
К - общее количество СХД, у которых установлены нарушения
порз
относительно неправомерной уплаты налогов;
К - количество СХД в определенном регионе;
сгд[р]
К - общее количество СХД.
сгдз
1.9. Исторические индексы - оценка отклонения показателей деятельности отдельного СХД от среднего значения аналогичных показателей совокупности СХД за один и тот же период, который не подвергался полной проверке (по всем рискам) иными методами, нежели камеральная проверка:
1.9.1. исторический индекс хозяйствования. Рассчитывается для каждого СХД. Автоматизированно приравнивается к наибольшему значению индивидуального индекса хозяйствования за период, в течение которого не осуществлялась документальная проверка;
1.9.2. исторический индекс фискальной важности. Рассчитывается для каждого СХД. Автоматизированно определяется как сумма индивидуальных индексов фискальной важности за период, в течение которого не осуществлялась документальная проверка;
1.9.3. индивидуальный интегрированный индекс - произведение индивидуальных индексов хозяйствования, фискальной важности и территориально-отраслевого индекса;
1.9.4. исторический интегрированный индекс - произведение исторических индексов хозяйствования, фискальной важности и индивидуального территориально-отраслевого индекса.
1.10. Сценарий - последовательность действий администратора или исполнителя по обработке налоговой отчетности.
1.11. Фискальная важность - оценка СХД относительно уровня максимально возможных налоговых обязательств по налогам и сборам в бюджеты всех уровней от ведения хозяйственной деятельности.
2. Определение категории внимания
2.1. Основы оценивания и распределения
СХД, находящиеся на налоговом учете, оцениваются налоговой службой по их фискальной важности, налоговому поведению и в зависимости от характеристик отрасли и региона, в котором они осуществляют свою деятельность.
Оценке не подлежат ликвидированные и снятые с учета СХД.
Оценка каждого СХД осуществляется по четырем критериям:
а) по индивидуальному налоговому поведению;
б) по рисковости хозяйствования СХД (по уровню динамических и структурных изменений хозяйственной деятельности);
в) по фискальной важности;
г) по принадлежности к отрасли и региону, в котором осуществляет деятельность СХД.
2.2. Порядок оценивания
Оценивание осуществляется автоматизированно на областном уровне.
Определение налогового поведения и категорий внимания СХД осуществляется на основании статистической обработки информационного массива данных органов ГНС ежемесячно до 1 числа следующего месяца.
При определении категории внимания используется информация о деятельности СХД, поступившая в органы государственной налоговой службы за последний отчетный период. На основании анализа информации определяется перечень факторов налогового риска, свойственных каждому СХД, за анализируемый период.
Факторы определяются на основании информации, внесенной в автоматизированную базу данных и условно распределяемой по источникам:
из регистрационных данных (приложение 2 к настоящему Порядку);
из налоговой отчетности (приложение 3 к настоящему Порядку);
в результате контрольно-проверочной работы (приложение 4 к настоящему Порядку);
из внешних источников (приложение 5 к настоящему Порядку).
Факторы, однозначно указывающие на налоговые риски, называются основными, все прочие - относятся к дополнительным факторам. Комбинация нескольких дополнительных факторов (или основных и дополнительных) может однозначно указывать на отнесение СХД к определенной категории внимания (приложение 6 к настоящему Порядку). Основные факторы и однозначные комбинации дополнительных факторов, предусматривающие отнесение СХД к 3-й или 4-й категории, дополнительно распределяются на требующие безотлагательных мероприятий по их проверке и допускающие перенесение сроков начала проверки.
Факторы риска определяются отдельно для каждого юридического и физического лица.
В дальнейшем отдельно определяются (исчисляются):
а) индивидуальный интегрированный индекс;
б) исторический интегрированный индекс.
2.3. Порядок определения категорий внимания
2.3.1. Автоматизированно формируются реестры СХД по категориям внимания. С целью формирования реестров СХД отдельно определяются:
а) категория внимания к последнему отчетному периоду. Определяется на основании сформированных в ходе автоматизированной оценки отметок о наличии факторов налоговых рисков или их комбинаций. Отнесение к категории внимания осуществляется начиная с наивысшей при наличии хотя бы одного фактора или комбинации факторов, отнесенных экспертами к данной категории;
б) историческая категория внимания СХД за период, в течение которого не проводилась документальная проверка деятельности СХД, но не более 36 месяцев. Определяется на основании сформированных отметок о наличии факторов налоговых рисков или их комбинаций в ходе автоматизированных оцениваний за весь предыдущий период, в течение которого не осуществлялась документальная проверка.
2.3.2. Автоматизированная система обеспечивает учет всех исчисленных индивидуальных индексов плательщика за период 36 месяцев, доступных администратору и исполнителю для ознакомления в ходе выполнения предусмотренных действий.
Автоматизированная система обеспечивает учет всех фактов нарушений с отметкой метода их установления (камеральной, документальной проверкой или мероприятиями, осуществлявшимися налоговой милицией) и факторов налоговых рисков предыдущих периодов. Такая информация также доступна администратору и исполнителю для ознакомления при исполнении своих функциональных обязанностей.
Автоматизированно ежемесячно до 1 числа органам государственной налоговой службы районного уровня передается информация о всех интегрированных индексах каждого СХД, информация относительно отнесения к категории внимания за период не менее 36 месяцев.
2.3.3. Администраторами коридоров в инспекциях районного уровня назначаются должностные лица - руководители структурных подразделений. В качестве временного исключения разрешается привлечение к работам, предусмотренным инструкцией администратора коридора, специалиста из этого же подразделения при условии сохранения ответственности руководителя. Работы выполняются с помощью Автоматизированного рабочего места (АРМ "Администратор").
Автоматизированно к администраторам соответствующих коридоров до 1 числа каждого месяца поступают проранжированные реестры СХД по категориям внимания.
Общие требования:
1) СХД каждого из коридоров ранжируются в соответствии со значениями исторических интегрированных индексов от большего к меньшему;
2) средствами автоматизированной информационной системы формируются перечни СХД для обработки:
СХД, отобранные с помощью основных факторов налоговых рисков или их комбинаций, не допускающих перенесения сроков действий, в первую очередь включаются в план проведения проверок. Обработка данных этих СХД является обязательной;
прочие СХД формируют следующую по приоритету часть указанного перечня. СХД обрабатываются от большего значения интегрального индекса к меньшему по мере наличия ресурсов.
2.4. Распределение работы между подразделениями налоговой инспекции
2.4.1. Действия администратора коридора и исполнителей осуществляются в соответствии с общими требованиями, изложенными ниже, и Порядком действий (приложение 7 к настоящему Порядку). Порядок действий содержит возможные сценарии работы администраторов и исполнителей в рамках обслуживания объектов определенной категории внимания относительно взаимодействия между разными подразделениями в соответствии с их функциональным назначением, обмена информацией и наработанными материалами, реализации материалов по завершении проверки.
Сопровождение органами государственной налоговой службы плательщиков по категориям внимания заключается в проведении следующих мероприятий.
Категория внимания 1 - проведение просветительской работы с плательщиками налогов, направленной на предупреждение нарушений налогового законодательства, а также улучшение и обновление технологий, которые будут способствовать установлению партнерских отношений с добросовестными плательщиками налогов.
Категория внимания 2 - проведение постоянного мониторинга деятельности СХД, имеющих налоговые риски, не подлежащие устранению (осуществление внешнеэкономической, посреднической деятельности, хозяйственной деятельности, относящейся к рисковым отраслям, и т. п.) путем проведения кабинетного аудита.
За сопровождение деклараций плательщиков 1-й и 2-й категорий внимания отвечают подразделения налогообложения юридических лиц.
Категория внимания 3 - осуществление постоянного мониторинга деятельности СХД, регулярно нарушающих налоговое законодательство, и проведение обязательного выездного аудита (тематического, комплексного, планового, внепланового).
За сопровождение деклараций плательщиков 3-й категории внимания отвечают подразделения налогового аудита и валютного контроля.
Категория внимания 4 - выявление, предупреждение и разрушение схем минимизации налоговых обязательств и уклонений от уплаты налогов, установление лиц, задействованных в незаконной деятельности СХД, документирование их деятельности, сбор необходимой доказательной базы с целью привлечения к уголовной ответственности, сбор информации для инициирования ликвидации СХД в судебном порядке.
За сопровождение деклараций плательщиков 4-й категории внимания отвечают подразделения налоговой милиции.
2.4.2. Для каждого фактора в АРМ определяется перечень возможных налоговых рисков. Каждый налоговый риск оформляется в виде карточки налогового риска с соответствующими инструкциями действий налогового инспектора. Карточки налоговых рисков вносятся в автоматизированную систему по работе с налоговыми рисками (далее - АС АБНР). Отрабатывание факторов риска осуществляется по определенным для налоговых рисков инструкциям. Инструкции соответствуют уровню обслуживания плательщика налогов. На одном уровне могут быть несколько связанных между собой инструкций. Инструкциями может быть предусмотрена полная передача осуществления проверки на более высокий уровень обслуживания. При этом указываются причины, приведшие к такой передаче. Передача обслуживания СХД на более высокий уровень категории внимания оформляется соответствующими сопроводительными документами, предусмотренными нормативно-правовыми актами Государственной налоговой администрации Украины, при этом передаются все наработанные материалы по конкретному фактору и все наработки, проведенные согласно полному перечню факторов, подлежащих проверке.
Утверждение инструкций осуществляется в порядке, определенном Государственной налоговой администрацией Украины.
2.4.3. Фактор риска обрабатывается до получения одного из трех заключений об:
установлении нарушения налогового законодательства - в данном случае принимаются предусмотренные законом меры по устранению выявленных нарушений;
установлении отсутствия фактов нарушения налогового законодательства - в данном случае составляется справка;
невозможности подтверждения наличия нарушения налогового законодательства по результатам проведения отработки согласно порядку, определенному в соответствующей инструкции, - в данном случае составляется справка.
2.4.4. В случае если проведенными по установленным инструкциям мероприятиями устанавливаются факторы более высокой категории внимания, налоговая декларация (кроме деклараций 4-й категории внимания) может быть передана для исполнения подразделению, обеспечивающему сопровождение более высокой категории внимания. Иные факторы, нежели послуживший причиной передачи декларации в более высокий коридор, должны быть отработаны до такой передачи.
2.4.5. В случае если при передаче декларации в более высокий коридор по порядку, определенному п/п. 2.4.4, наличествуют неотработанные факторы менее рисковой категории внимания, администратор соответствующего коридора должен подать администратору коридора менее рисковой категории внимания соответствующую служебную записку о необходимости немедленного завершения обработки указанных факторов.
Администратор коридора менее рисковой категории внимания должен обеспечить исполнение такой служебной записки в течение 10 дней.
2.5. Особенности сопровождения (мониторинга) крупных предприятий
2.5.1. Предприятия, определенные согласно приказам Государственной налоговой администрации Украины в качестве крупных плательщиков налогов, оцениваются по методике, изложенной в приказе Государственной налоговой администрации Украины от 21.03.2004 N 76 "Об утверждении Методических рекомендаций относительно формирования интегрированного образа клиента - крупного плательщика налогов".
Их оценка осуществляется координаторами, сопровождающими предприятия, на основании полученной при сопровождении таких предприятий информации, заключений подразделений налоговой милиции и полученной от таможенной службы информации.
2.5.2. При оценке деклараций по налогу на добавленную стоимость кроме общих факторов используется методика оценки показателей деклараций на основании финансовой отчетности крупных предприятий и, по возможности, бухгалтерского учета (приложение 8 к настоящему Порядку).
2.5.3. Для принятия решения относительно возмещения налога на добавленную стоимость на основании анализа определяется рост сумм возмещения относительно предыдущего периода. В случае роста сумм, заявленных к возмещению, до 10 процентов проводится кабинетный аудит. В случае если превышение составляет более 10 процентов, назначается выездной аудит для подтверждения суммы возмещения налога на добавленную стоимость.
При возмещении налога по результатам кабинетного аудита в течение года на предприятии проводится плановый выездной аудит не реже одного раза в год.
Заключение
Для эффективного администрирования налогов в условиях увеличения количества плательщиков налогов органы государственной налоговой службы должны сосредоточить свое внимание на плательщиках налогов высокой ([категории] 3 и 4) и умеренной (категория 2) категорий внимания.
Система администрирования налогов должна базироваться на следующих принципах:
выполнение отбора СХД и определение категорий внимания в автоматизированном режиме;
проведение налоговых аудитов заявленных к возмещению сумм только у плательщиков с высокой степенью риска;
проведение плановых выездных налоговых аудитов уже после осуществления [перечисления] заявленных к возмещению сумм налога на добавленную стоимость у плательщиков налогов с умеренной степенью риска.
В случае выявления новых аспектов мониторинга налоговых рисков и администрирования налога на добавленную стоимость предложения относительно усовершенствования данного Порядка представляются региональными ГНА в структурные подразделения Государственной налоговой администрации Украины в соответствии с их компетенцией.
Приложение 1
к Порядку распределения
плательщиков [налогов]
по категориям внимания
и их сопровождения,
утвержденному приказом
Государственной налоговой
администрации Украины
09.11.2004 N 633
ФАКТОРЫ,
используемые для анализа деклараций по НДС
1. Показатель удельного веса начисленного к уплате НДС в общем объеме продаж.
2. Показатель удельного веса сумм, заявленных к возмещению, в общем объеме продаж.
3. Показатель удельного веса операций, освобожденных от налогообложения, в общем объеме продаж.
4. Показатель удельного веса товарообменных операций в сумме операций, облагаемых налогом по ставке 20 процентов.
5. Риск несоблюдения предприятием требований подпунктов 7.4.2 и 7.4.3 статьи 7 З[акона] У[краины] "О налоге на добавленную стоимость" относительно распределения налогового кредита при осуществлении операций, освобожденных от обложения НДС.
6. Доля операций по ликвидации основных фондов по решению плательщика в общем объеме операций, облагаемых налогом по ставке 20 процентов (применяется с ноября 2003 года).
7. Доля экспортных операций в общем объеме продаж.
8. Отношение начисленной суммы НДС к налоговым обязательствам.
9. Показатель динамики изменения факторов риска по сравнению с предыдущим периодом.
10. Показатель отношения налогового обязательства к налоговому кредиту.
11. Проведение корректировки налоговых обязательств по п. 4.5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (строка 8.3) при показателе с отрицательным значением.
12. Проведение корректировки налогового кредита [по] п. 4.5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".
13. Доля экспорта работ (услуг) в общем объеме продаж.
14. Показатель удельного веса сумм, заявленных к возмещению, в общем объеме продаж при отсутствии строк 2.1 и 2.2.
15. Представление уточненных расчетов (более 2) в течение календарного года на увеличение налогового кредита и уменьшение налоговых обязательств.
16. Наличие корректировки налоговых обязательств в сторону уменьшения (строки 8.1 и 8.3 декларации) и увеличения налогового кредита (строки 16.1 и 16.2 декларации).
17. Показатель товарообменных операций в экспортных операциях (строка 2.1).
Приложение 2
к Порядку распределения
плательщиков [налогов]
по категориям внимания
и их сопровождения,
утвержденному приказом
Государственной
налоговой администрации
Украины

................
Перейти до повного тексту