- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 903/3/23-4110 від 10.08.99
м.Київ
Информация о результатах проверки соблюдения налогового и валютного законодательства производителями сельскохозяйственной продукции, коммерческими структурами, сопровождающими сельхозпроизводство и осуществляющими оптовую реализацию сельскохозяйственной продукции
(Извлечение)
Во исполнение п.6.33 Плана основных вопросов экономической и контрольной работы ГНА Украины на 1999 год и Национального плана проведения документальных проверок юридических лиц на 1999 год органами ГНА в текущем году были проведены документальные проверки производителей сельхозпродукции, коммерческих структур, сопровождающих сельхозпроизводство и осуществляющих оптовую реализацию сельхозпродукции, по вопросам соблюдения ими действующего налогового и валютного законодательства Украины.
Указанными проверками было охвачено 4746 субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 3833 сельхозпроизводителей. Нарушения действующего налогового и валютного законодательства Украины установлены в 4194 из проверенных предприятий, что составляет 88 % от общего количества проверенных.
По результатам этих проверок доначислены в бюджет налоги вместе с финансовыми санкциями на общую сумму 121394,8 тыс. грн., в том числе:
1. Налог на прибыль |
7217,1 тыс.грн. |
2. НДС |
57700,5 тыс.грн. |
3. Акцизный сбор |
1142,8 тыс.грн. |
4. Подоходный налог с граждан |
19837,3 тыс.грн. |
5. Сбор в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения |
9335,0 тыс.грн. |
6. Налог с владельцев транспортных средств |
412,3 тыс.грн. |
7. Плата за землю |
908,8 тыс.грн. |
8. Плата за специальное использование пресных водных ресурсов |
652,7 тыс. грн. |
9. Пеня за несвоевременное поступление из-за границы выручки в иностранной валюте или продукции, которая импортируется |
3173,5 тыс.грн. |
10. Штрафные санкции за нарушение норм по регулированию обращения наличности |
8407,5 тыс.грн. |
11. Другие доначисления |
12560,0 тыс.грн. |
За установленные проверками нарушения налогового законодательства привлечено к административной ответственности 4795,0 должностных лиц, сумма примененных административных штрафов составляет 436,1 тыс.грн., 1327 дел передано в налоговую милицию и 13 - в правоохранительные органы.
I. Анализ финансово-хозяйственной деятельности сельхозпроизводителей
В ходе проведения проверок уделялось внимание не только вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства вышеназванными структурами, а и осуществлялся анализ состояния расчетно-платежной дисциплины, причин обнищания села, целесообразности привлечения разного рода посреднических структур, сопровождающих сельхозпроизводство и осуществляющих оптовую реализацию сельхозпродукции...
Основными причинами убыточности выращивания сельхозпродукции являются:
а) диспаритет цен между продукцией сельхозпроизводства и материальными ресурсами (горюче-смазочными материалами (далее - ГСМ)), семенами, ядохимикатами, удобрениями, запасными частями (далее - ТМЦ), необходимыми для ее производства.
...Так, один килограмм бензина стоит в 2,7 раза дороже, чем один килограмм молока, в 3,7 раза дороже, чем один килограмм зерна.
Объем реализованной сельхозпродукции за 1998 год шестидесяти шести проверенных сельхозпредприятий в среднем на одно предприятие составляет 154,5 тыс.грн., в то время как стоимость одного комбайна в 1998 году составляла 350 тыс.грн. Следовательно, каждое из данных предприятий за год работы не смогло заработать даже на один комбайн;
б) ...основные производственные фонды, эффективность использования которых непосредственно зависит от процента их износа.
...Высокие цены на сельхозтехнику привели к тому, что в хозяйствах средний возраст тракторов - 13 лет, автомобилей - 15 лет. 70 % автотракторной техники отработало свой амортизационный срок;
в) тяжелое финансовое положение производителей сельхозпродукции, не позволяющее напрямую приобретать сельхозтехнику у ее производителей.
Производители техники заинтересованы в денежных расчетах с потребителями своей продукции, в то же время сельхозпроизводители могут осуществлять расчеты только продукцией сельского хозяйства. В результате возникли коммерческие фирмы, которые осуществляют поставку сельхозпроизводителям импортной техники... При этом стоимость реализуемой техники значительно завышается, а цены на сельхозпродукцию, поставляемую в оплату этой техники, занижаются. Кроме того, создан ряд коммерческих структур, которые создают у себя мощный парк сельхозтехники и предоставляют услуги по обработке земли или сбору урожая;
г) снижение урожайности, объясняемое недостаточным внесением в землю минеральных удобрений и средств защиты растений.
В связи со снижением количества продуктивного скота уменьшилось и количество органических удобрений. Сокращение количества продуктивного стада объясняется прежде всего существенной нехваткой кормов. Падение объема кормовой базы прямо связано с ростом цен на корма..;
д) низкая обеспеченность ГСМ... сдерживала выполнение комплекса сельхозработ в полном объеме и в оптимальные технологические сроки;
е) отсутствие механизма пополнения оборотных средств, что привело к постоянному платежному кризису.
Тяжелое финансовое положение сельхозпроизводителей объясняется тем, что в ходе земельной и хозяйственной реформы, вследствие приостановки инвестиционного процесса и искусственного создания диспаритета цен создалась ситуация, побудившая товаропроизводителей "проедать" собственные оборотные средства..;
е) низкая отдача на вложенный капитал и невысокая ликвидность сельхозпредприятий, что с каждым годом усложняет их кредитование, которое в этом году практически прекратилось.
Сложилась такая ситуация, при которой банки не предоставляют кредиты из-за большого риска невозврата долгов, а хозяйства не могут брать их из-за чрезмерно высоких процентов за пользование ими...;
ж) критическая ситуация с наличием денежных средств.
...Сельхозпредприятия, с большими потерями для себя, все больше применяют бартерную форму расчетов и натуральную оплату труда.
Бартерная форма расчетов является доминирующей для проверенных сельхозпроизводителей, занимающихся растениеводством.
Содержанием проведенных товарообменных операций является обмен сельхозпродукции на ТМЦ, а также проведение различных видов зачетов.
II. Хозяйственная деятельность коммерческих структур, осуществляющих поставку сельхозпроизводителям ГСМ, минеральных удобрений, средств защиты растений, семян, сельхозтехники и запчастей к ней
Коммерческие структуры, сопровождающие производство сельхозпродукции (комбинаты хлебопродуктов, хлебоприемные пункты, элеваторы, райагрохим, райагротехника и др.), а также предприятия-посредники обеспечивают хозяйства ТМЦ.
Наиболее характерным показателем, влияющим на финансовое положение посреднических структур, является наценка при реализации приобретенной продукции.
Так, если сравнить цены приобретения и цены реализации ТМЦ, сложившиеся у посреднических структур при осуществлении хозяйственных операций с сельхозпроизводителями, то... можно наблюдать.., что операции, которые осуществляют коммерческие структуры по обеспечению сельхозпроизводителей ТМЦ и при реализации сельхозпродукции, являются абсолютно прибыльными.
Значительный удельный вес при расчетах за реализованную сельхозпродукцию занимает бартер...
Втрое увеличился объем реализации сельхозпродукции на экспорт.
В соответствии с распоряжениями председателей облгосадминистраций происходит формирование Региональных ресурсов сельхозпродукции.., устанавливаются объемы закупки по региональному заказу сельхозпродукции, а также утверждается порядок формирования объемов и закупки зерна, подсолнечника, семян подсолнечника, скота и птицы, молока.
Финансирование закупки продукции осуществляется:
а) путем предоставления кредита заготовителю за счет областного и местных бюджетов;
б) за счет оборотных средств заготовителя;
в) за счет кредитов банков;
г) привлечением средств из внебюджетных источников, а также на условиях оплаты продукции сельхозпроизводителю после реализации заготовителем закупленной продукции или продуктов ее переработки.
Цены закупок - договорные, складывающиеся на биржевых торгах Украины в период поставок сельхозпродукции. Ресурсы сельхозпродукции... на условиях договоров о поставках формируют предприятия областного представительства ГАК "Хлеб Украины". В договорах между заготовителем и товаропроизводителем определяются условия закупки по принципам свободного ценообразования.
Проведенный анализ показал, что цены на ГСМ, которые получены в виде компенсации за услуги переработки по обслуживанию Госрезерва, регионального контракта, Госконтракта, выше цен на ГСМ, полученные согласно хозяйственным договорам, а именно:
- на дизельное топливо цены выше на 1,3 %;
- на бензин цены выше на 8,2 %.
...Анализ выполнения государственных и региональных контрактов... показал, что имели место случаи, когда хозяйствам в счет этих контрактов реализовывались товары по ценам выше сложившихся на рынке области, в то время, когда сельхозпродукция отгружалась по ценам несколько ниже сложившихся на рынке области. Такие факты являются существенными для многих хозяйств, поскольку по некоторым сельхозпроизводителям доля продукции, которая реализуется в счет государственного и регионального контрактов, составляет до 70 % в общем объеме реализации...
...При реализации ГСМ согласно постановлению КМУ от 18.09.98 г.
N 1461 "О поставке концерна "Украгротехсервис" ГСМ сельхозпроизводителям в 1998 году" под встречное заложение сельхозпродукции в Госрезерв в Сумской области установлено следующее.
ГСМ должны были реализовываться исключительно сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям системы АПК. За нарушение этого положения ОАО "Облагротехсервис" должно уплачивать штраф в размере 20 % от стоимости реализованного не по назначению товара. Фактически реализовано ГСМ в количестве 372,5 т на сумму 276,8 тыс.грн., в том числе сельхозпроизводителям - 131,6 т на сумму 94,2 тыс.грн., что в общей сумме реализации составляет 34 %...
Из данных по реализации ГСМ видно, что ОАО "Облагротехсервис" не выполняло условий относительно реализации топлива исключительно сельхозпроизводителям. Удельный вес реализации сельхозпроизводителям составил всего 34 %. Но штраф в размере 20 %, который предусмотрен договором, предприятие не уплачивает в связи с отсутствием иска от "Украгротехсервиса".
Для закупки ГСМ коммерческим структурам предоставлялись бюджетные кредиты. Условия их предоставления, использования и погашения, а также злоупотребления, возникающие при вышеприведенной операции, продемонстрированы на примере предоставления бюджетного кредита согласно распоряжению председателя Госадминистрации в Сумской области от 07.09.98 г. N 372 "Об оказании помощи сельхозпроизводителям в приобретении нефтепродуктов для завершения комплекса осенне-полевых работ 1998 года".
ОАО "...Зернопром" получен бюджетный кредит в сумме 2800,4 тыс.грн.
ОАО "Облагротехсервис" получает от ОАО "...Зернопром" нефтепродукты на общую сумму 2800,4 тыс.грн... ОАО "Облагротехсервис" осуществило реализацию ГСМ районным "Агротехсервисам" на общую сумму 3205,2 тыс.грн... Райагротехсервисы рассчитались с ОАО "Облагротехсервис" за полученные ГСМ сахаром-песком в количестве... на сумму 2660 тыс.грн.
Полученный сахар-песок должен был реализовываться для погашения бюджетного кредита. Но в соответствии с распоряжением председателя облгосадминистрации от 13.11.98 г. N 478 "О расчетах сельхозпроизводителей области за потребленную электроэнергию" ОАО "Облагротехсервис" предоставляет товаропроизводителям товарный кредит согласно договорам имущественного кредита в виде сахара-песка со сроком на 1 год под 10 % годовых без права передачи собственности под урожай 1999 г. Сахар в кредит передается в натуральном выражении (т) без определения его стоимости на основании доверенностей от сельхозпроизводителей и расходных накладных.
Колхозы, получившие кредиты сахаром, рассчитались сахаром с районными энергетическими сетями за потребленную электроэнергию и передали сахар на склад ОАО "Облэнерго".
ОАО "Облэнерго" отгрузило сахар ЗАО УПФК (г.Киев), которое в дальнейшем реализует сахар за наличность. Так, установлена реализация 400 т сахара ЧП (г.Запорожье). Однако факт регистрации данного налогоплательщика налоговыми органами не подтвержден.
Остатком сахара согласно распоряжению от 29.01.99 г. N 33 председателя облгосадминистрации осуществляется погашение задолженности ОАО "Облагротехсервис" по использованию кредита Госбюджета Украины, который предоставлялся на погашение иностранного кредита. На день окончания проверки бюджетный кредит погашен ОАО "Облагротехсервис" в размере только 200,0 тыс.грн. согласно протоколу взаиморасчетов между областным финансовым управлением, облводхозом и ОАО "Облагротехсервис". Задолженность ОАО "...Зернопром" составляет 2800,4 тыс.грн. и остается непогашенной.
Схема использования бюджетного кредита ОАО "Облагротехсервис"
(Изображение имеет графический характер. Не прилагается)
При проведении проверок установлено также нецелевое использование товарных кредитов. В частности, согласно распоряжению ГАК "Хлеб Украины" от 25.12.97 г. N 3-1-04/1105 "О выделении в кредит зерна из госресурсов" Сумскому представительству ГАК "Хлеб Украины" в связи с ходатайством облгосадминистрации от 22.12.97 г. N 01/1895 разрешено выдать в кредит ОАО "Облагротехсервис" из государственных ресурсов 2000 т зерна гречихи. Кроме того, для погашения предыдущего базового кредитного соглашения от 06.05.92 г. N 11/10-144 между ОАО "Облагротехсервис" и Укрэксимбанком, согласно которому было профинансировано ОАО "Облагротехсервис" средствами в сумме 7841376,65 нем.марок, выдана гарантия КМУ согласно постановлению от 31.01.97 г.
N 102 для приобретения комбайнов, жаток и комплектующих к ним.
Возврат кредита необходимо было осуществить до 01.10.98 г. Письмом областного дочернего предприятия ГАК "Хлеб Украины" от 26.10.98 г. срок возврата бюджетного кредита, предоставленного ОАО "Облагротехсервис" зерном гречихи согласно распоряжению ГАК "Хлеб Украины" от 25.12.97 г. N 3-1-04/1105, продлен до 01.01.99 г.
Согласно распоряжению председателя облгосадминистрации от 12.07.97 г. N 397 зерно гречихи оприходовано по цене 283,2 грн. (в том числе НДС) за 1 тонну.
В адрес районных хлебоприемных предприятий и комбинатов хлебопродуктов Сумским представительством ГАК "Хлеб Украины" были направлены письма с указанием выдать ОАО "Облагротехсервис" из государственных ресурсов зерно гречихи при условии возврата количества зерна с 10 % надбавкой.
ОАО "Облагротехсервис" выдало обязательство по форме N 8 каждому районному КХП и ХПП, которые отгружали гречиху.
Реализация зерна гречихи осуществлялась по цене 331 грн. (в том числе НДС) за 1 т.
Из полученных средств в сумме 663,4 тыс. грн., из которых 566,0 тыс.грн. бюджетного кредита, было использовано:
1. По назначению на погашение предыдущего кредитного соглашения от 06.05.92 г. N 11/10-144 - 388,1 тыс.грн., в том числе:
- уплата процентов за кредит - 152,7 тыс.грн.
- погашение кредита - 10,0 тыс.грн.
- закупка немецких марок - 225,4 тыс.грн.
2. Закупка долл. США - 119,9 тыс.грн., для выполнения контракта между фирмой "К" и ОАО "Облагротехсервис" по закупке зерноуборочных комбайнов фирмы "К".
3. На выплату заработной платы с начислениями - 152,4 тыс.грн.
Таким образом, данный кредит использован по назначению только на 68,6 %. Это свидетельствует о том, что бюджетные средства, предоставленные ОАО "Облагротехсервис", используются не по назначению.
Вследствие сложного финансового положения, в которое попали сельхозпроизводители, у коммерческих предприятий возникла возможность осуществлять отчуждение высоколиквидного имущества.
Характерным примером может быть деятельность КСП (Константиновский район) и Корпорации (г.Донецк). В течение 1997 - 1998 годов Корпорация осуществляла поставку газа КСП. Газ использовался для отопления тепличного комплекса, находящегося на балансе КСП. В результате у КСП возникла кредиторская задолженность за поставленную продукцию в сумме 1276 тыс. долларов США (в том числе была начислена пеня в сумме 256 тыс. долларов США). Несмотря на то, что в течение 1998 года КСП погасило задолженность в сумме 165 тыс. долларов США, задолженность продолжала расти. Вследствие резкого роста курса доллара и тяжелого финансового положения КСП не смогло рассчитаться за поставленный газ и в счет подтверждения задолженности выдало Корпорации свои векселя. Имея векселя, которые КСП не смогло погасить в установленные сроки, Корпорация навязала сельхозпроизводителю договор аренды. Согласно вышеупомянутому договору весь тепличный комплекс общей площадью 150 тыс.кв.м был передан в аренду ООО. В результате единственное рентабельное производство КСП (овощеводство) отошло к ООО. Расчеты за аренду ООО осуществляет векселями, которые затем были получены Корпорацией от КСП за поставленный газ. При этом КСП выдает свои векселя Корпорации с дисконтом 50 %, а при расчетах с ООО принимает свои векселя по номинальной стоимости. В результате убытки КСП от данной деятельности составляли 510 тыс. долларов.
Для осуществления расчетов с Корпорацией КСП было предложено заключить договор с ПНПП, ООО, ПП. От всех этих предприятий в счет отгруженной им продукции были получены векселя Корпорации. За заключение данных договоров КСП заплатило комиссионное вознаграждение в сумме 50 тыс.грн. ПНПП. Кроме того, векселя ООО были переданы Корпорации с дисконтом в сумме 50 тыс.грн. Убытки от этих операций для КСП составили 100 тыс.грн. Встречными проверками было установлено, что предприятия ЧНПП, ООО, ПП отчетность не представляют и находятся в розыске.
В данный момент оформляются документы о передаче тепличного комплекса в собственность ООО.
Материалы проверки КСП переданы в Управление налоговой милиции.
Таким образом, можно сделать выводы, что на нищете сельхозпроизводителей обогащаются коммерческие структуры.
Предложения относительно улучшения финансового положения сельхозпроизводителей:
- предоставлять сельхозпроизводителям льготные целевые кредиты под закупку ТМЦ, необходимых для производства сельхозпродукции;
- поручить с соответствующим контролем и определенной ответственностью функцию выполнения регионального и государственного контрактов на поставку ТМЦ сельхозпроизводителям предприятиям, имеющим в уставном фонде долю госсобственности, превышающую 50 %;
- обеспечить уровень цен на сельхозпродукцию, закупаемую по госзаказу, не ниже уровня цен на мировом рынке. В противном случае возникает ситуация, в которой сельхозпроизводителю выгоднее реализовывать продукцию посредникам, которые в свою очередь ее экспортируют, чем реализовывать ее по госзаказу.
III. Анализ результатов проверок соблюдения налогового и валютного законодательства производителями сельхозпродукции, коммерческими структурами, сопровождающими сельхозпроизводство и осуществляющими оптовую реализацию сельхозпродукции
...Наибольшие суммы доначислений осуществлены по НДС (47,5 %), по подоходному налогу с граждан (16,3 %), по налогу на прибыль предприятий (5,9 %). Невысокий процент доначислений по налогу на прибыль можно объяснить значительными суммами отрицательного значения объекта налогообложения, которое имеют сельхозпроизводители, фактически не перекрываемыми в ходе проведенных проверок.
Распространенными нарушениями налогового законодательства, выявленными в ходе проведенных проверок, являются:
По НДС:
1) проверками ряда сельхозпредприятий... установлено нарушение п. 2 ст. 4 Декрета КМУ от 26.12.92 г. N 14-92 "Об НДС", когда предприятиями в январе - августе 1997 г. осуществлялась реализация продукции по ценам ниже фактической себестоимости..;
2) предприятия относили в налоговый кредит суммы НДС, которые не подтверждены налоговыми накладными, то есть нарушали пп.7.4.5 ст.
7 Закона Украины
"О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон-1)..;
3) при проведении встречных проверок выявлены - налоговые накладные фирм, которые не отчитываются и находятся в розыске, а также установлено, что при реализации отдельных ТМЦ их стоимость поставщики не включали в налогооблагаемые обороты, а поэтому у работников налоговых органов были основания уменьшать суммы налогового кредита у покупателя товара, поскольку согласно п.5 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНА Украины от 30.05.97 г.
N 165, такие налоговые накладные считаются недействительными.
................Перейти до повного тексту