1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 6039/5/26-4016 від 29.08.2000
м.Київ
О внесении предложений
Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письма Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 16.08.2000 N 1-411-106/2872 и от 17.08.2000 N 5-411-107/2896 и сообщает.
Проект Закона Украины "О системе государственной регистрации субъектов хозяйствования", разработанный Госкомпредпринимательства, имеет ряд существенных недостатков.
В этом законопроекте не учтены требования Указа Президента Украины от 4 марта 1998 года N 167 "О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами" относительно проведения обязательной идентификации граждан во время регистрации или перерегистрации субъектов предпринимательской деятельности. В разделе III "Проведение государственной регистрации" вообще отсутствуют требования по установлению личности учредителя (учредителей) или уполномоченных им (ими) лиц (то есть их идентификации).
Кроме того, с целью установления ответственности должностных лиц органов государственной регистрации предлагаем пункт 5 статьи 7 "Общие принципы проведения государственной регистрации" изложить в следующей редакции:
"Ответственность за соответствие документов действующему законодательству, представляемых в орган государственной регистрации, несет учредитель (учредители) или уполномоченные им (ими) органы, а также должностное лицо, осуществившее государственную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности".
Также предлагаем дополнить данную статью новым пунктом следующего содержания: "Прием органом государственной регистрации документов для государственной регистрации осуществляется только в присутствии учредителя (учредителей): физического лица (одного уполномоченного представителя от физического лица), не менее двух уполномоченных представителей юридического лица (регистрируемых предприятий, организаций, учреждений разной формы собственности), физического лица, регистрируемого в качестве субъекта предпринимательской деятельности без создания юридического лица. При этом физические лица представляют документы, удостоверяющие их личность, и справку о присвоении идентификационного номера, а уполномоченные лица, кроме указанного, - также документы, подтверждающие их полномочия".
Кроме того, в статье 10 "Порядок проведения государственной регистрации" указано, что "бюро проверяет соответствие приведенных в ней (регистрационной карточке) сведений представленным документам". По нашему мнению, это положение необходимо или изъять или дополнить, поскольку непонятно, кто конкретно, каким образом, на каких основаниях и как будет проводить такие проверки.
Считаем, что данную статью необходимо дополнить новым пунктом следующего содержания: "Орган государственной регистрации после получения от заявителя документов для государственной регистрации подает в орган государственной налоговой службы по месту своего нахождения запрос с целью проверки учредителя (учредителей) юридического лица, представивших документы для государственной регистрации, на предмет: выявления из числа учредителей лиц, которые являются учредителями других юридических лиц, находящихся в розыске; имеют налоговую задолженность, которая не погашена в течение 6 месяцев со дня ее возникновения; не отчитываются перед органом государственной налоговой службы в течение года; объявлены банкротом и имеют налоговую задолженность, или в отношении их возбуждено дело о банкротстве. Такая проверка и предоставление информации об учредителях осуществляются органом государственной налоговой службы в течение трех дней со дня получения запроса".
На основании указанных изменений нуждается в соответствующем дополнении и статья 11 "Основания для отказа в государственной регистрации", а именно: "В случае, когда во время проверки органом государственной налоговой службы установлено, что хотя бы один из учредителей юридического лица, представляющего документы для государственной регистрации, является физическим лицом - руководителем или членом правления такого юридического лица, которое одновременно является учредителем и/или членом правления другого юридического лица, находящего в розыске; имеет налоговую задолженность; не отчитывается перед органом государственной налоговой службы в течение года; объявлено банкротом и имеет налоговую задолженность, или в отношении его возбуждено дело о банкротстве, либо непосредственно сами юридические лица - учредители находятся в таком положении, государственная регистрация такого субъекта предпринимательской деятельности не производится".
Изложенные изменения ни в коем случае не будут ограничивать права граждан Украины, изложенные в статье 42 Конституции Украины, а напротив, будут способствовать неуклонному соблюдению статьи 67 Конституции Украины, в которой указано, что "Каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законодательством" и будут формировать у общественности мнение о том, что уплата налогов является одной из основных обязанностей перед государством.
Кроме того, в статье 23 "Ответственность в сфере государственной регистрации" указано, что "органы государственной регистрации и их должностные лица несут ответственность согласно законодательству за нарушение порядка проведения государственной регистрации...", однако действующим законодательством ответственность за нарушение порядка государственной регистрации не предусмотрена. Поэтому предлагаем в законопроекте предусмотреть уголовную ответственность должностных лиц органов государственной регистрации и одну из статей изложить в следующей редакции:
"Несоблюдение порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности и идентификации учредителя (учредителей) и уполномоченных им лиц".
Несоблюдение порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности и идентификации учредителя (учредителей) и уполномоченных им лиц, то есть невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за небрежного или недобросовестного отношения к ним, что причинило существенный вред государственным или общественным интересам,
карается исправительными работами на срок до одного года или штрафом от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности на срок до двух лет.
То же действие, если оно привело к тяжелым последствиям,
карается лишением свободы на срок от одного до двух лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет и штрафом от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или без такового".
Пункт 2 статьи 23 изложить в следующей редакции: "Убытки, причиненные вследствие нарушения порядка проведения государственной регистрации, установленного настоящим Законом, подлежат возмещению за счет средств государственного бюджета".
Внесение предложений относительно безусловной идентификации граждан во время регистрации или перерегистрации субъектов предпринимательской деятельности обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, изучением в течение нескольких лет практики создания и функционирования коммерческих структур установлено такое негативное явление, как появление и противоправная деятельность так называемых фиктивных фирм, количество которых имеет тенденцию к росту. Если в 1997 году их было выявлено 1650, в 1998 - 2680, в 1999 году - 4169, то в 2000 году - 2625 таких фирм. По приблизительным подсчетам в 1999 году от незаконной деятельности только выявленных фиктивных коммерческих структур государство не получило поступлений только от неуплаты налога на добавленную стоимость на сумму около 3,9 млрд. гривен.

................
Перейти до повного тексту