1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П Р И К А З
N 409 від 02.09.2002
О состоянии борьбы с преступностью и коррупцией в сфере налогообложения
Рассмотрев итоги заседания Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины от 10 июля 2002 года и состояние борьбы с преступностью и коррупцией в сфере налогообложения, Коллегия ГНА Украины отметила, что органами Государственной налоговой службы в 2001 году и в течение первого полугодия 2002 года осуществлен комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на повышение уровня исполнения Законов Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью", "О борьбе с коррупцией", Указов Президента Украины и решений правительства по данным вопросам.
За 6 месяцев 2002 года налоговой милицией раскрыто почти 6 тыс. экономических преступлений.
Несмотря на значительное увеличение по новому Уголовному кодексу Украины размеров уклонений от уплаты налогов, за которые наступает уголовная ответственность, выявлено 2,3 тыс. уклонений от уплаты налогов в особо крупных размерах, а уголовные дела об этих преступлениях составляют свыше 75 процентов в общем количестве возбужденных уголовных дел.
Более результативно, чем в других регионах, раскрывались такие преступления в г. Киеве и Ивано-Франковской области, где они составляют свыше 90 процентов; Волынской, Закарпатской, Луганской, Кировоградской, Полтавской областях - свыше 80 процентов.
Возбуждено 211 уголовных дел, где сумма убытков составляет свыше 1 млн. грн.; что почти вдвое больше, чем за весь 2001 год.
Наибольшее количество дел данной категории возбуждено в Одесской области - 29, Луганской - 27, г. Киеве - 24, Днепропетровской и Донецкой - по 12.
Возбуждено более 500 уголовных дел о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, из них 155 - в отношении лиц, совершивших преступления в составе группы. По 37 уголовным делам сумма легализованных доходов составляла более 1 млн. гривень. В суд направлены уголовные дела о 160 таких преступлениях.
В производстве следователей налоговой милиции находилось 8 уголовных дел о преступлениях, совершенных организованными преступными группами, 2 из которых направлены в суд. Всего следователями направлено в суд 2,3 тыс. уголовных дел, в том числе 43 - с убытками свыше 1 млн. гривень. По законченным уголовным делам возмещено свыше 100 млн. грн., или 69 процентов причиненных убытков. На денежные средства и имущество обвиняемых наложен арест на сумму 42 млн. гривень. На дополнительное расследование следователям вдвое меньше, чем в прошлом году, возвращено уголовных дел (97 против 193); втрое сократилось количество закрытых уголовных дел (61 против 187).
Раскрыта и прекращена преступная деятельность 2,5 тыс. фиктивных предприятий и 81 "конвертационного" центра. С их "теневых" счетов взыскано в бюджет 27,6 млн. гривень. Наибольшее количество таких фирм и "конвертационных" центров раскрыто в городе Киеве, Луганской, Днепропетровской и Харьковской областях.
Раскрыто более 2,2 тыс. фактов подачи необоснованных заявлений на возмещение налога на добавленную стоимость, в результате чего предупреждено незаконное изъятие из бюджета 803,2 млн. грн. и взыскано в бюджет 160,6 млн. гривень.
Из незаконного оборота изъято товарно-материальных ценностей на общую сумму более 47 млн. гривень. Ликвидировано 307 цехов по нелегальному производству подакцизных и других товаров. От реализации бесхозяйного имущества в бюджет поступило 23 млн. грн., что составляет 107,8 процентов от прогнозных показателей по данному виду поступлений.
Всего в результате проведенной подразделениями налоговой милиции работы ими мобилизовано в бюджет 2 млрд. 155 млн. гривень.
Подразделениями по борьбе с коррупцией и безопасности в органах налоговой службы проведено 1,2 тыс. профилактических мероприятий по предупреждению и раскрытию коррупционных деяний. По их результатам 78 сотрудников уволено со службы, составлено 163 административных протокола о коррупции, по которым судами приняты решения о привлечении к административной ответственности 125 должностных лиц органов государственной налоговой службы. По материалам указанных подразделений в отношении работников налоговой службы возбуждено 21 уголовное дело.
Вместе с тем в работе ряда подразделений налоговой милиции и на отдельных направлениях их деятельности не всегда обеспечивалась надлежащая ее эффективность, все еще не в полной мере используются все имеющиеся возможности для детенизации экономики.
Недостаточными являются результаты раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений подразделениями налоговой милиции во Львовской, Черкасской и Черниговской областях, в которых уголовные дела, возбужденные по части 3 статьи 212 Уголовного кодекса Украины, составляют лишь 60 - 66 процентов. Низкой является эффективность выявления и расследования резонансных преступлений с суммой уклонений свыше 1 млн. гривень в Волынской и Ровенской областях, где возбуждено лишь по 1 - 2 таких уголовных дела, а в суд не направлено ни одного.
Не везде надлежащим образом организована работа по вопросам предупреждения необоснованного возмещения НДС.
Такие мероприятия наименее эффективно проводились в Запорожской и Сумской областях, в которых раскрыто наименьшее количество фактов необоснованного заявления на возмещение.
В ряде областей не обеспечивается проведение своевременных комплексных мероприятий по выявлению фиктивных предприятий, вследствие чего значительная часть их выявляется тогда, когда они уже закончили незаконные финансово-хозяйственные операции и на их счетах нет средств. Так, в Житомирской, Львовской, Черновицкой и Черниговской областях в течение отчетного периода с таких фирм в бюджет не взыскано ни одной гривни.
В Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Кировоградской и ряде других областей не уделяется достаточного внимания раскрытию фактов отмывания доходов, полученных преступным путем, в крупных размерах и группами лиц. Остается значительным количество правонарушений со стороны сотрудников налоговой службы и привлечение их к административной ответственности, особенно в Донецкой, Закарпатской, Запорожской, Одесской, Харьковской, Черкасской, Черниговской областях, АР Крым и г. Киеве. Большинство таких правонарушений допускается при возмещении НДС, работе с налоговым залогом и при обеспечении реализации изъятых из незаконного оборота товаров.
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Обратить внимание председателей государственных налоговых администраций, их первых заместителей - начальников управлений налоговой милиции, руководителей структурных подразделений центрального аппарата налоговой милиции ГНА Украины на недостатки в борьбе с коррупцией и преступностью, отмеченные Координационным комитетом по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины 10 июля 2002 года и Коллегией ГНА Украины, потребовать от них их устранения в течение июля - сентября 2002 года.
2. Председателям ГНА в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе:
2.1. С учетом решений Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью от 10 июля и Коллегии ГНА Украины от 19 июля текущего года дополнительно глубоко проанализировать состояние борьбы с преступностью и коррупцией в сфере налогообложения, рассмотреть его на коллегиях ГНА, предметно разобраться в результатах работы каждого подразделения и принять меры реагирования. Копии соответствующих решений коллегий и приказов направить в Главное управление налоговой милиции до 20 сентября 2002 года.
2.2. В целях наиболее эффективного и полного использования сил и средств подразделений налоговой милиции и других служб органов государственной налоговой службы в борьбе с экономической преступностью, привлечения к налогообложению денежных средств, находящихся в теневом обращении, разработать и реализовать до конца текущего года дополнительные планы проведения комплексных мероприятий в наиболее приоритетных отраслях и сферах экономики: топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, металлургической промышленности, сферах внешнеэкономической деятельности, кредитно-финансовой и банковской, обороте подакцизных товаров.
2.3. Принять меры по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности по выявлению организованных преступных группировок, имеющих коррумпированные связи с властными структурами и ведущих спланированную преступную деятельность в финансово-кредитной, внешнеэкономической сферах, во время приватизации и конверсии предприятий, осуществляющих операции с оружием, наркотическими средствами, прекурсорами и занимающихся легализацией (отмыванием) денежных средств и другого имущества, добытых преступным путем.

................
Перейти до повного тексту