1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
29.05.1998 N 20-3010
О мерах по наполнению доходной части Государственного бюджета Украины
(Извлечение)
Государственная налоговая администрация Украины по фактам выявленных нарушений налогового законодательства и возбужденных уголовных дел собрала информацию об основных путях уклонения, от налогообложения субъектов предпринимательской деятельности и активно работает над мерами по их перекрытию и предотвращению.
Краткие описания наиболее распространенных схем уклонения от налогообложения и предложения относительно введения мер по их устранению прилагаются. В схемах приведены реальные примеры с приведением условных сведений об их участниках и размерах неуплаченных налогов и объемах операций.
Председатель ГНА Украины
Н.Азаров
Приложение
Краткий анализ некоторых проблемных вопросов налогообложения и пути увеличения доходов бюджета
1. Общая характеристика криминогенной ситуации в сфере налогообложения
Преступность в сфере налогообложения отличается высоким уровнем профессионализма, тесными межрегиональными и международными связями, высокой оплатой участников преступных группировок, сочетанием легальной деятельности с нелегальной.
Борьба с преступлениями в сфере налогообложения значительно усложняется непосредственным участием в преступных группировках коррумпированных представителей разных эшелонов власти, правоохранительных органов, высоким современным техническим обеспечением деятельности преступников и непосредственным участием в организации преступлений уголовных элементов, опасными формами противостояния преступных группировок как между собой при распределении сфер влияния, так и налоговым органам.
Возрастает количество противоправных проявлений в отношении сотрудников налоговых администраций, все большее распространение приобретают факты угроз и насильственных действий в отношении их, в том числе с использованием оружия и взрывных устройств. Только за прошедший год было зарегистрировано более 140 таких случаев, в результате чего 6 работников налоговых органов погибло. Все это крайне негативно влияет на обеспечение поступлений в бюджет.
Количество выявленных преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, неуклонно растет. Так, если в 1995 году было выявлено 3,4 тысячи таких преступлений, в 1996 году - 4,7 тысяч, то уже в 1997 году их было зарегистрировано 8,8 тысяч. За первый квартал текущего года возбуждено 4,8 тысяч уголовных дел по факту уклонения от уплаты налогов. Спектр действия преступных группировок, связанных с уклонением от уплаты налогов, настолько широк, что охватывает практически все виды финансово-хозяйственной деятельности. Но наиболее привлекательными для преступников являются те направления, где возможно быстрое получение и накопление значительных прибылей. В первую очередь это относится к финансово-кредитной системе, внешнеэкономической деятельности, топливно-энергетическому комплексу, производству и реализации подакцизных товаров, сельскому хозяйству.
Государственная налоговая администрация Украины по фактам выявленных нарушений налогового законодательства и возбужденных уголовных дел собрала информацию об основных путях уклонения от налогообложения субъектов предпринимательской деятельности и активно работает над мерами по их перекрытию и предотвращению.
Ниже приводятся краткие описания наиболее распространенных схем уклонения от налогообложения и предложения налоговой службы по введению мер по их устранению. В схемах приведены реальные примеры с приведением условных сведений относительно их участников и размеров неуплаченных налогов и объемов операций.
2. Схема незаконного обналичивания денежных средств через фиктивные фирмы и корреспондентские счета коммерческих банков
Данная схема наиболее распространена в Украине и применяется как коммерческими, так и государственными предприятиями.
Целью создания и функционирования фиктивных предприятий является обслуживание недобросовестных легальных налогоплательщиков в целях сокрытия объекта налогообложения путем принятия на себя их налоговых обязательств, перевода денежных средств в наличность по операциям по ЛОРО-счетам и содействия оттоку их в "теневой" сектор.
Сфера применения такой схемы действует практически во всех отраслях экономики и сочетается с другими схемами уклонения от уплаты налогов и обязательных платежей (при покупке товара за наличные денежные средства, поставках товара под видом комплектующих, при помощи фальсификации ввозных таможенных документов, незаконного ввоза в Украину товаров без уплаты налогов и др.).
Основные области использования указанной схемы. Установлено, что счета с наиболее существенными оборотами функционируют в банках г. Киева, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской областей, Автономной Республики Крым.
Например, обороты по счету АО "Банк", открытому в другом АППБ г. Киева, составляют в среднем 1 млн. грн. в сутки.
Наиболее часто для перевода денежных средств используются счета N 170, открытые в разных банках Украины.
Механизм уклонения от уплаты налогов действует в нескольких направлениях.
Незаконная конвертация. Одним из наиболее характерных видов деятельности таких фирм является незаконная конвертация денежных средств. Нередко фирмы-конвертанты объединяются и создают при некоторых банках специальные "конвертационные центры", которые являются организованной преступной группировкой с четким разграничением обязанностей его участников - руководящей верхушки, диспетчера-координатора, низовых звеньев и сети постоянных клиентов.
Принятыми оперативно-розыскными мерами налоговой милицией в основном раскрыт механизм их деятельности и технология проведения незаконных денежных операций.
Пример: В г. Киеве раскрыта группа лиц, которая, используя фиктивные фирмы, занималась ежедневным накоплением денежных средств, якобы полученных за выполненные работы, предоставленные услуги и реализованные товары с последующим их перечислением через счета типа ЛОРО в иностранные банки. Органами ГНА заблокированы средства на расчетных счетах многих фиктивных фирм, в том числе: "Т" - 80 тыс. грн.; "С" и "С" в Симферопольском филиале "А" г. Киева - 700 тыс. грн.; "Б" в Московском филиале АКБ "П" - 140 тыс. грн. Закрытое акционерное общество "Е" было связующим звеном между фиктивными предприятиями, на его счете заблокировано 236 тыс. гривень. Всего по этому делу прекращена преступная деятельность свыше 50 фиктивных фирм, взыскано с их счетов в бюджет 1 млн. 156 тыс. гривень.
Характерным примером деятельности конвертационного центра является также выявленная налоговой милицией Киева организованная преступная группа, возглавляемая президентом ООО "Н" гражданином М. и заместителем председателя Правления банка "А" гражданином Ф. Только на начальном этапе расследования уголовного дела установлено, что при их участии через многочисленные счета фиктивных фирм в этом банке за I квартал текущего года проконвертировано более 100 млн. гривень.
Уклонение от уплаты НДС. Существование и функционирование ЛОРО-счетов дает возможность легальным налогоплательщикам при помощи фиктивных предприятий уклоняться от уплаты налогов (в первую очередь НДС).
По ЛОРО-счетам только одного днепропетровского КБ "П" за прошлый год было перечислено в банки - нерезиденты Украины около 2 млрд. грн., из которых сумма НДС, которая должна была быть уплачена, но не поступила в бюджет государства, составляет почти 400 млн. грн.
В ноябре 1997 года подразделениями налоговой милиции ГНА Украины при проведении проверок законности финансовых операций, осуществленных предпринимательскими структурами по ЛОРО-счетам банков-нерезидентов, раскрыто 561 фиктивное предприятие, на их счетах заблокировано около 17,5 млн. грн., которые должны были быть перечислены за пределы Украины.
Из аккумулированных на корреспондентских счетах банков-нерезидентов денежных средств значительные суммы составляют денежные средства, сокрытые от уплаты налогов, которые являются неиспользованным источником пополнения Государственного бюджета Украины.
Нарушения при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Через фиктивные структуры осуществляется множество противоправных операций в сфере внешнеэкономической деятельности по экспорту сырья и товаров. Украинские предприятия после отправки товара за границу прекращают свое существование, а валютная выручка за проданную продукцию делится с иностранными партнерами и оседает на счетах зарубежных банков. Фирмы, которые самоликвидировались и руководители которых выехали за границу, действовали в Киеве, Донецке и других регионах Украины. В г. Херсоне налоговой милицией выявлена фиктивная фирма "О", которая в течение нескольких месяцев осуществила ряд операций с нефтепродуктами, незаконно перечислив в Женеву свыше 3 млн. долларов США.
Марки акцизного сбора. Имеют место случаи, когда "фиктивные" структуры используются для получения марок акцизного сбора.
Например, ЧП "Р", которое зарегистрировано Печерской райгосадминистрацией г. Киева, для получения 2 млн. марок акцизного сбора на ввоз ликеро-водочной продукции представило в полном объеме все необходимые документы. Однако проверкой установлено, что предъявленные для получения марок документы фальсифицированы. ЧП "Р" с реквизитами, которые были указаны в представленных документах, на учете в ГНА в Печерском районе не состоит. Согласно справке АБ "И" ЧП "Р" имеет расчетный счет N 3468201, с которого и была проведена уплата акцизного сбора и марок акцизного сбора для вина.
Марки акцизного сбора за пределы Украины этим предприятием не вывозились, а наклеивались на контрабандную водку. Государству нанесены материальные убытки только по акцизному сбору на сумму свыше 4 млн. 972 тыс. грн.
Объемы перечислений денежных средств фиктивными субъектами предпринимательской деятельности на корреспондентские счета банков-нерезидентов в целом по Украине в год составляют почти 8 млрд. грн.
Потери Государственного бюджета Украины от этих финансовых операций, за счет неуплаты надлежащих налогов и других обязательных платежей, достигают свыше 2,4 млрд. грн. в год.
Основные признаки использования схемы:
- большие объемы перечислений по счетам типа ЛОРО и валютным счетам в форме оплаты маркетинговых, информационных, брокерских и других услуг, то есть за бестоварные операции;
- значительные обороты по банковским счетам при минимальных платежах в бюджет;
- наличие банковских счетов в том банковском учреждении, которое по имеющейся информации содействует работе "конвертационных" фирм;
- широкое использование финансовых операций на рынке ценных бумаг;
- "обнуление" банковского счета на конец операционного дня.
Условия, способствующие существованию и деятельности фиктивных коммерческих структур, и предложения относительно их устранения.
Наиболее способствует появлению и функционированию фиктивных фирм существующий порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Он абсолютно не создает препятствий для их открытия, потому что не содержит обязанностей органа регистрации идентифицировать учредителей и проверять достоверность представленных документов. Не предусмотрена ответственность учредителей и должностных лиц органов регистрации за фальсификацию данных и регистрацию фиктивной структуры.
Предложения:
В целях предотвращения и радикальной борьбы с этим негативным явлением считаем целесообразным предложить Верховной Раде Украины внести изменения и дополнения в действующее законодательство Украины, которые предусмотрены Указом Президента Украины от 4 марта 1998 года N 167/98 "О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетными и целевыми фондами" в части:
- недопущения изменения основного счета налогоплательщика, который имеет налоговую задолженность, учреждением банка без согласия органа государственной налоговой службы;
- осуществления обязательных проверок местонахождения субъекта предпринимательской деятельности и достоверности паспортных данных его учредителей при государственной регистрации;
- создания единого автоматизированного банка данных утраченных, украденных паспортов, паспортов умерших граждан и разработки механизма предоставления информации относительно таких паспортов органам государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и органам государственной налоговой службы;
- определения порядка предоставления по требованию органов государственной налоговой службы учреждениями банков информации о наличии и движении средств на счетах клиентов;
- упрощения порядка взыскания средств в Государственный бюджет со счетов выявленных фиктивных предприятий, по которым органами государственной налоговой службы прекращены операции.
СХЕМА
незаконного "обналичивания" денежных средств через фиктивные фирмы и корреспондентские счета коммерческих банков ( va010225-98 )
3. Схема получения из бюджета возмещения налога на добавленную стоимость с использованием фиктивной фирмы
Целью воплощения этой схемы является:
1. Использование фиктивной фирмы для неуплаты налога на добавленную стоимость и получение от этой фирмы фальсифицированных налоговых документов об уплате ей указанного налога.
2. Получение прибыли за счет незаконного возмещения налога на добавленную стоимость.
Используется субъектами хозяйственной деятельности при осуществлении ими экспортных операций.
Суть указанной схемы состоит в следующем: в соответствии с п. 7.7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 3 апреля 1997 года N 168/97-ВР в случае, если по результатам отчетного периода сумма, которая была определена как разница между общей суммой налоговых обязательств (то есть возникла в связи с какой-либо продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода) и суммой налогового кредита отчетного периода имеет отрицательное значение, такая сумма подлежит возмещению налогоплательщику из Государственного бюджета Украины в течение месяца, следующего после представления декларации.
Основанием для получения возмещения являются данные только налоговой декларации за отчетный период.
Указанная норма Закона создала благоприятные условия для получения плательщиками из Государственного бюджета Украины значительных сумм возмещения налога на добавленную стоимость по хозяйственным операциям с фиктивными структурами, которые налоги в бюджет не уплачивают. В результате возмещенные по таким операциям суммы налога составляют прямые убытки Государственного бюджета Украины.
Механизм действия схемы. Фирма-экспортер, имея законное право на возмещение налога на добавленную стоимость, изначально не желает его уплачивать. С этой целью этим предприятием регистрируются или используются ранее созданные фиктивные фирмы (далее - Ф.Ф.). На основании поддельного соглашения экспортер перечисляет на расчетный счет Ф.Ф. денежные средства для якобы приобретения товара, который должен быть экспортирован. Фактически этот товар закупается за наличные средства или производится как неучитываемый. При этом оформляются бухгалтерские документы, которые удостоверяют уплату фиктивной фирмой НДС (платежные поручения, счета-фактуры, накладные и др.). Кроме того, в указанных бухгалтерских документах указывается завышенная стоимость товаров с целью увеличения сумм исчисленного в цене товара НДС. Но эта фирма указанный налог в бюджет не перечисляет, а всю сумму перечисляет на ЛОРО-счет банканерезидента для дальнейшей ее конвертации по схеме перевода в наличность. Фирма-экспортер подает в налоговые органы заявление на возмещение НДС и получает из бюджета "живые" денежные средства. Для усложнения проверки обоснованности возмещения экспортер переводит средства на счет фиктивной фирмы не непосредственно, а через 3-5 (или более) фирм-посредников (буферов).
Например, подразделениями налоговой милиции Кировоградской области раскрыты способы такого возмещения на общую сумму 700 тыс. грн. В частности, частное предприятие "С" в г. Кировограде, зарегистрированное в январе текущего года по утраченному паспорту, представило документы на возмещение из бюджета НДС на сумму почти 100 тыс. грн. вследствие от якобы проведенных экспортных операций. Фиктивным предприятием "ОП", зарегистрированным также на подставное лицо, незаконно возмещено из бюджета 86 тыс. грн. НДС, после чего указанные средства были перечислены на ЛОРО-счет банка-нерезидента и представлены документы на возмещение еще 120 тыс. грн. НДС. Однако вследствие действий работников налоговой милиции упомянутой области эти возмещения не допущены.
Объемы возмещении. С начала действия Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (01.10.97 г.) по 01.05.98 г. подлежит возмещению 2455,2 млн. грн. На 1 мая 1998 года возмещено всего 1841,7 млн. грн. В то же время поступило в бюджет налога на добавленную стоимость 1270 млн. грн.
Негативным последствием использования указанной схемы является вымывание "живых" средств из Государственного бюджета Украины.
Предложения:
в законодательном порядке решить вопросы относительно зачисления учреждениями банков в бюджет сумм налога на добавленную стоимость при поступлении средств на счет плательщика в размере налога, выделенного в платежных документах отдельной строкой и достаточного для уплаты надлежащего налога. По окончании отчетного периода налогоплательщиком проводится окончательный перерасчет суммы налога, которая подлежит уплате за отчетный период;
для налогоплательщиков независимо от объема налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) установить налоговый (отчетный) период, который равен одному календарному месяцу.
СХЕМА
незаконного возмещения налога на добавленную стоимость с использованием фиктивной фирмы ( va010225-98 )
4. Схема уклонения от уплаты налогов путем контрабандного ввоза товаров
Цель использования данной схемы - уклонение от уплаты пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость.
Данная схема базируется на отсутствии реальной пограничной охраны и недостаточном контроле за работой таможенных органов.
Механизм использования схемы состоит в следующем:
Легальная украинская фирма, имеющая "связи" с работниками таможен, пограничниками или местными жителями приграничных районов, которые гарантируют завоз товара без таможенного оформления и уплаты пошлины, импортного налога на добавленную стоимость, акциза, закупает за границей товар и контрабандно завозит его на территорию Украины.
Для легализации происхождения товара используется фиктивная фирма.
На ее расчетный счет перечисляются средства (по значительно завышенным ценам) за товар, завезенный контрабандным путем. Фирма конвертирует средства и часть их перечисляет иностранному поставщику товара, а другую часть наличностью возвращает должностным лицам легальной фирмы, которая завезла товар. Фиктивная фирма оформляет документы на продажу этого товара легальной фирме.
Далее проходит обычная реализация товара по рыночным ценам Украины.
В результате такой операции легальная украинская фирма, которая завезла этот товар:
- уклонилась от уплаты таможенных сборов, налога на добавленную стоимость, акциза и перенесла эти налоговые обязательства на фиктивную фирму, которые никогда не будут уплачены;
- минимизировала налог на прибыль.
Пример: 23.02.98 г. в районе пропускного пункта "Волошково" Кельменецкой таможни работниками налоговой милиции были задержаны с грузом (товары промышленной группы) на сумму 400 тыс. грн. автомобили "Мерседес", управляемые гражданами Н. и П. - жителями г. Хмельницкого. Проверкой установлено, что указанные лица за взятку в сумме 4000 долларов США и по предварительному сговору с таможенниками и пограничниками, которые несли службу на пропускном пункте "Волошково", ввезли данный товар в Украину из Молдовы без таможенного оформления и без уплаты НДС и таможенных сборов.
15 апреля текущего года в час ночи работниками налоговой милиции ГНА в Винницкой области задержаны 4 грузовых автомобиля "МАЗ", которые приехали из Молдовы и пересекли таможенный пост "Днестр" Могилев-Подольской таможни. При их осмотре вместо посуды одноразового использования, указанной в таможенных декларациях, обнаружено 802 тыс. пачек импортных сигарет без марок акцизного сбора и 69,3 тыс. литров спирта этилового на общую сумму 1 млн. 534 тыс. грн. Возбуждено уголовное дело.
Схема уклонения от уплаты налогов путем контрабандного ввоза товаров приобрела очень широкое распространение и характерна для субъектов предпринимательства, работающих в сфере внешнеэкономической деятельности.
Объемы использования схемы оцениваются приблизительно в 20 млрд. грн.
Потери бюджета от контрабандного ввоза товаров на территорию Украины составляют почти 2,5 млрд. грн.
Признаками применения данной схемы являются:
реализация импортных товаров на внутреннем рынке Украины по низким ценам;
реализация импортных товаров, не сертифицированных в Украине;
реализация импортных товаров путем выносной торговли (через лотки);
отсутствие соответствующих акцизных марок на ликеро-водочной и табачной продукции, отсутствие сертификатов качества на продукцию.
Предложения:
усилить охрану границ и контроль за работой таможен;
поручить Министерству внешних экономических связей и торговли Украины совместно с Государственной таможенной службой, ГНА, МВД, СБУ Украины создать единый централизованный банк данных о субъектах внешнеэкономической деятельности, которые нарушают таможенное, налоговое, валютное законодательство при осуществлении экспортно-импортных операций;
создать межведомственную интегрированную систему оперативной информационной связи для выявления субъектов внешнеэкономической деятельности, не зарегистрированных в органах ГНА.
СХЕМА незаконного ввоза в Украину товаров без уплаты налогов ( va010225-98 )
5. Схема уклонения от уплаты акцизного сбора и НДС при помощи фальсификации ввозных таможенных документов
Цель использования данной схемы - уклонение от уплаты акцизного сбора и налога на добавленную стоимость при импорте товаров на территорию Украины.
Данная схема базируется на отсутствии контроля за действительной таможенной стоимостью товаров, пересекающих таможенную границу Украины.
Механизм использования схемы заключается в следующем:
Инофирма реализует товар по мировым ценам посреднику, с которым реальная украинская фирма заключила договор на его приобретение. Посредник фальсифицирует провозные документы, в которых в 2-3 раза занижает цену товара.
Реальная украинская фирма при растамаживании товара уплачивает заниженные налоги и сборы, после чего проводит реализацию по обычным ценам. Возможна также дополнительная фальсификация марки товара.
Например, в документах бензин А-95 отражается как А-76, ставка акцизного сбора на который значительно ниже.
В результате такой операции украинская фирма получает сверхприбыль за счет уменьшенной уплаты налогов (в первую очередь, НДС), которая потом вуалируется несуществующими накладными расходами, то есть маркетинговыми, транспортными и другими услугами.
Пример. Частным научно-производственным предприятием, основным видом деятельности которого было осуществление поставок горюче-смазочных материалов в Украину из Литвы, в течение 1997 года было ввезено железнодорожным транспортом свыше 120 тыс. тонн нефтепродуктов.
При таможенном оформлении было уплачено в бюджет 12,7 млн. грн.
В целях уклонения от уплаты налогов должностные лица НПП при растамаживании грузов представляли таможенным органам подложные документы фиктивного литовского предприятия, в которых занижали действительную стоимость ввезенных нефтепродуктов (в среднем от 40 до 100 долларов США на тонну). Это давало им возможность уменьшать сумму налога на добавленную стоимость и акцизного сбора, которые подлежали уплате в бюджет одновременно с проведением импортных операций.
В дальнейшем, для уменьшения базы налогообложения и уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, эти лица заключали подставные сделки с фиктивными украинскими фирмами на предоставление рекламных и маркетинговых услуг, транспортировку и сопровождение грузов, в результате чего искусственно завышали себестоимость расходов своего предприятия. Средства за якобы полученные "услуги" перечислялись НПП на счета фиктивных предприятий, по поручениям которых через ЛОРО-счета переводились за границу.
За период с сентября 1996 года по май 1997 года должностные лица НПП перечислили более 21 млн. гривень на корреспондентские счета банка (г. Рига) согласно сделкам с фиктивными предприятиями за транспортные, маркетинговые и другие услуги, которые фактически никогда не предоставлялись.
Вместе с тем, за период с 1996 года по декабрь 1997 года, занимаясь импортом и реализацией бензина в Украине, должностные лица НПП умышленно уклонились от уплаты налога на добавленную стоимость на сумму более 3 млн. гривень.
Схема широко используется при ввозе в Украину товаров субъектами предпринимательства, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность: импортируют нефтепродукты, продукцию пищевой промышленности, продукцию химической и связанных с ней отраслей промышленности, продукцию легкой промышленности, электронную технику, компьютеры, мебель и др., на которые не установлены минимальные цены.
Объемы использования этой схемы ориентировочно составляют 2,8 млрд. гривень.
Потери бюджета только при импорте горюче-смазочных материалов в Украину составляют почти 70 млн. грн.
Признаками применения таких схем уклонения от налогообложения являются:
цена товара, указанная в грузовых таможенных декларациях, значительно ниже уровня мировых цен на этот же товар;
занижение прибыли за счет накладных расходов на выполненные работы (маркетинг, реклама, услуги и др.).
Предложения:
ввести минимальные цены на высоколиквидные импортные товары (в первую очередь подакцизные) при исчислении и уплате налогов;
создать институт представителей ГНА в зарубежных странах для обмена информацией относительно налогообложения внешнеэкономической деятельности украинских субъектов предпринимательства;
ввести повышенные единые ставки акцизного сбора на товары одной группы, в первую очередь на нефтепродукты.
СХЕМА уклонения от уплаты акцизного сбора и НДС при помощи фальсификации ввозных таможенных документов ( va010225-98 )
6. Схема уклонения от уплаты акцизного сбора при поставках товара в Украину под видом комплектующих
Цель - получение сверхприбыли коммерческими структурами - субъектами внешнеэкономической деятельности путем уклонения от уплаты акцизного сбора при поставках подакцизного товара на территорию Украины. Данная схема базируется на отсутствии технического контроля при растамаживании товаров, которые пересекают таможенную границу.
Сфера использования - указанная схема используется при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Украины видео-, аудиокассет, видео-, аудиотехники, телевизоров, магнитофонов, проигрывателей офисной оргтехники, в том числе компьютерной, бытовой техники, мебели для офиса и дома и др.
Механизм использования - украинская фирма-импортер через посредника (нерезидента) получает от иностранной фирмы-производителя (официального дилера) товар, который в Украине входит в подакцизную группу. Как правило, посредник, который работает в льготном налоговом "климате", переоформляет товар, который поступает в Украину в качестве комплектующих.
При растамаживании украинская фирма не уплачивает акцизный сбор, так как комплектующие не подлежат налогообложению. Далее эта фирма проводит отгрузку другим фирмам через "фиктивную" фирму, которая якобы занимается сборкой готовой продукции.
Согласно действующему законодательству плательщиком акцизного сбора является производитель или импортер. Поскольку потом "фиктивная" фирма исчезает, акциз не уплачивается.
В ходе проведения проверок и оперативных мер получены данные, которые свидетельствуют о том, что большинство видеокассет, которые находятся в реализации, поступали из-за границы как комплектующие и оформлялись через "фиктивные" фирмы. При этом доказать незаконность приобретения видеокассет почти невозможно, поскольку фактически фирма-распространитель производит оплату на расчетный счет "фиктивной" фирмы, которая якобы ввезла видеокассеты в Украину и должна при пересечении таможенной границы уплатить НДС и акцизный сбор.
По оперативным данным ежемесячный объем выпуска "пиратских" кассет по г. Киеву составляет более 225 тыс. шт., на общую сумму 562 тыс. грн., которая не облагается налогом.
Объемы "теневых" операций. Проведенный анализ дает возможность утверждать, что в Украине объемы "реализации только видеокассет "пиратского" происхождения насчитывают более 102 млн. грн. По аудиокассетам, от производства и реализации которых не получается акцизный сбор, прибыли "теневой" экономики составляют в Украине 105 млн. грн. С использованием этой схемы в Украину поступают видео-, аудиотехника, бытовая техника, мебель для офиса и дома на общую сумму около 4 млрд. грн.
Потери государственного бюджета от использования вышеуказанной схемы достигают 200 млн. грн.
Признаки использования:
отсутствие производства для сборки товаров, которые поступают в Украину под видом комплектующих;
отсутствие соответствующего состава квалифицированных работников, необходимых для наладки производства техники, ее тестирования, реализации в торговой сети;
при внешнем существовании псевдопроизводства отсутствие надлежащих условий, оборудования для сборки высокотехнологического товара;

................
Перейти до повного тексту