- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 152/2/17-0110 від 16.05.2001
В связи со вступлением в силу Закона Украины от 21.12.2000 г.
N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" проблемными вопросами, возникающими перед подчиненными подразделениями Государственной налоговой администрации Украины, являются вопросы относительно применения штрафных (финансовых) санкций, штрафов и начисления пени по подоходному налогу с граждан к нарушителям действующего налогового законодательства.
С целью обеспечения одинакового применения положений законодательства и установления единой методики начисления штрафных (финансовых) санкций, штрафов и пени по подоходному налогу с граждан направляем вам материалы по вышеуказанным вопросам.
Будем вам признательны за предоставление соответствующих разъяснений.
Заместитель Председателя Г.Бондаренко
Предложения ГНА Украины относительно порядка применения штрафных (финансовых) санкций, штрафов и начисления пени по подоходному налогу с граждан к нарушителям действующего налогового законодательства
Начисление пени
Статьей 1 Закона Украины от 21 декабря 2000 года
N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" в качестве плательщиков налогов определены также юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица, имеющие статус субъектов предпринимательской деятельности, на которых согласно законам возложена обязанность удерживать и уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции.
Обязанность своевременно и в полном объеме начислять, удерживать и перечислять в бюджет подоходный налог с доходов граждан Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г.
N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" (ст.9, 12, 11, 14, 19) возложена на предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности (далее - плательщики налога), которые производят выплаты доходов гражданам как в денежной, так и в натуральной форме.
Порядок уплаты (перечисления) подоходного налога с граждан изложен в статье 10 данного
Декрета, согласно которой плательщики налога после окончания каждого месяца, но не позднее срока получения в учреждениях банков денежных средств на выплату гражданам сумм обязаны перечислять в бюджет суммы начисленного и удержанного подоходного налога за прошлый месяц.
Плательщики налога одновременно с подачей чеков на получение денежных средств для выплаты надлежащих гражданам сумм за вторую половину месяца подают в учреждения банков платежное поручение на перечисление в бюджет начисленных и удержанных сумм подоходного налога.
Чеки на получение денежных средств для выплаты надлежащих гражданам сумм принимаются учреждениями банков только при условии предъявления платежного поручения на перечисление в бюджет удержанных сумм подоходного налога.
С учетом того что согласно пункту 3.2 Закона
N 2181-III подоходный налог с граждан считается бюджетным фондом, принадлежащим государству и создаваемым от его имени, а также того что суммы заработной платы и других доходов, начисляемые работникам или другим гражданам, содержат в себе подоходный налог, он должен быть уплачен (перечислен) в бюджет полностью в изложенном выше порядке.
При этом следует иметь в виду, что согласно подпункту 19.3.2 Закона
N 2181-III платежные документы клиентов принимаются банками к исполнению исключительно при наличии достаточного остатка собственных средств на счетах таких клиентов, а при недостаточности денежных средств на счетах клиентов платежные документы возвращаются их выписывателям без исполнения.
Следовательно, если на счете плательщика налога недостаточно денежных средств для выплаты заработной платы и перечисления сумм удержанного подоходного налога, то плательщик налога выписывает чек на заработную плату (другие доходы) и платежное поручение на перечисление налога в бюджет пропорционально наличию денежных средств.
Плательщики налога, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие заработную плату или другие доходы из выручки от реализации продукции и предоставления услуг, перечисляют в бюджет удержанные суммы налога через учреждения банка на следующий день после выплаты дохода. В случае выплаты заработной платы (дохода) в натуральной форме - в срок не позднее десятого календарного дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена (начислена) выплата такого дохода гражданину, если для некоторых форм выплат иные сроки не предусмотрены в соответствующих разделах Декрета
"О подоходном налоге с граждан".
За просрочку установленных сроков уплаты (перечисления) подоходного налога в бюджет согласно статье 21 Декрета (в редакции Закона
N 2181-III) взыскивается пеня в размерах, установленных законом, то есть из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения недоимки по подоходному налогу (не перечисленной в бюджет суммы налога) или на день ее (ее части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки по уплате (перечислению) налога в бюджет.
В случае если плательщик налога до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно вносит в бюджет сумму подоходного налога, не внесенную при выплате заработной платы (других доходов), пеня начисляется им самостоятельно за каждый календарный день просрочки по большей ставке, о чем отдельно указывается в платежном документе, подаваемом в учреждение банка.
К сумме подоходного налога, определенной при начислении дохода работникам (другим гражданам) за соответствующий месяц и перечисленной в бюджет с просрочкой установленных статьей 10
Декрета сроков, штрафные санкции (штрафы) не применяются.
Если нарушение установленных сроков перечисления подоходного налога установлено в ходе проведения контролирующим органам документальной проверки, пеня начисляется контролирующим органом начиная с первого рабочего дня, следующего за получением денежных средств для выплаты заработной платы (других доходов), или с первого дня после установленного срока перечисления налога в случае выплаты дохода гражданам плательщиками, не имеющими счетов в учреждениях банков либо выплачивающими доходы из выручки или в натуральной форме, включая день предельного срока перечисления налога в бюджет, определенного в решении контролирующего органа.
В случае выявления в ходе проверки контролирующим органом фактов неначисления, неудержания или неполного удержания подоходного налога на денежные выплаты, проданные (отчужденные) товары (услуги), если согласно Декрету такие начисление и уплата налога обязательны, на сумму доначисленного налога контролирующим органом налагается штраф в двойном размере доначисленной суммы (пп.17.1.9
Закона).
Пример.
Документальной проверкой соблюдения законодательства по подоходному налогу с граждан, проводившейся в октябре 2001 года, установлено, что 20.04.2001 г. предприятие (плательщик налога) должно было перечислить в бюджет подоходный налог с выплаченных за апрель 2001 года доходов работникам. Указанной проверкой лицевых счетов работников и других документов за апрель 2001 года установлено недоудержание подоходного налога в сумме 1100 грн. Решением контролирующего органа предельный срок перечисления доначисленного подоходного налога в бюджет определен - 22.10.2001 г. На момент предельного срока перечисления налога в бюджет, определенного в решении контролирующего органа, недоудержанный подоходный налог в бюджет перечислен не был.
Расчет штрафа и пени производится в такой последовательности:
1. На сумму недоудержания (1100 грн.) начисляется штраф 1100 х 2 = 2200 грн.
2. На сумму недоудержания (1100 грн.) также начисляется пеня.
При расчете пени применяется учетная ставка НБУ, действовавшая или на день предельного срока перечисления подоходного налога в бюджет, определенного в решении контролирующего органа, или на день, когда плательщик налога должен был перечислить в бюджет подоходный налог за апрель 2001 года, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше. В нашем примере она равна 35 процентам.
3. Расчет однодневного размера пени:
N п/п |
Название показателей |
Пример расчета |
1 2 3 4 |
Ставка Национального банка Украины Количество дней в текущем году (невисокосный год) Проценты от ставки НБУ, законодательно установленные для расчета размера пени Расчетный размер пени (35 х 120 : 100 : 365) |
35 365 120 0,12 |
................Перейти до повного тексту