- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 13059/7/20-3012 від 27.08.99
м.Київ
О Методических указаниях по исчислению базы налогообложения
ГНА Украины направляет Методические указания по исчислению базы налогообложения поступлений доходов бюджета, которые контролируются налоговыми органами (приложение 1 - не публикуется).
На современном этапе выполнения функций по обеспечению полной и своевременной мобилизации средств, принадлежащих бюджетам всех уровней, государственная налоговая служба не может ограничиваться только фиксацией начисленных и уплаченных платежей. Значительные резервы налоговых поступлений следует выявлять в сфере теневой экономики, определяя схемы уклонений и потенциальные поступления.
Такие доходы должны быть учтены при определении базы налогообложения, прогнозирования, поступлений и разработке заданий подразделениям, занимающимся администрированием налогов, контрольно-проверочной и оперативно-поисковой работой.
С этой целью направляем для изучения и учета в работе Рекомендации по выявлению дополнительных доходов за счет легализации теневой экономики (приложение 2) и Схемы возможных уклонений (приложение 3 - не публикуется).
Обязую довести до сведения всех налоговых инспекций и обеспечить введение в практику отмеченных Методических указаний и рекомендаций.
Первый заместитель Председателя В.Жвалюк
Приложение 2
Рекомендации по выявлению дополнительных доходов за счет легализации теневой экономики
1. Понятие теневой экономики и формы, в которых она проявляется
1.1. Теневая экономика - это экономическая (хозяйственная) деятельность, доходы (прибыли) от которой находятся за пределами официального (государственного) учета и контроля.
1.2. Теневые операции распределены на три большие группы относительно сфер экономики, в которых они осуществляются:
- в товарообороте и предоставлении услуг;
- в отношениях имущественного распределения;
- в финансовых отношениях.
1.3. В свою очередь, виды теневой экономической деятельности делятся на три сектора:
- теневые операции с товарами и услугами;
- теневые операции распределения;
- теневые финансовые операции.
1.4. К сектору теневых операций с товарами и услугами относятся:
- теневая деятельность по производству товаров и предоставлению услуг;
- теневая инвестиционная деятельность;
- теневые операции и нарушения, происходящие в процессе приватизации;
- теневые операции при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- недобросовестная конкуренция.
1.5. К сектору теневых операций относятся:
- теневые операции, связанные с оплатой труда;
- теневые операции, связанные с получением дивидендов;
- уклонение от уплаты налогов;
- уклонение от внесения платежей на социальное страхование и пенсионное обеспечение.
Основными причинами усиления тонизации этого сектора является реакция предпринимательских структур на налоговую нагрузку, а также необходимость сокрытия источников прибыли, связанных с запрещенными видами деятельности.
1.6. Сектор теневых финансовых операций содержит в себе:
- теневые операции, связанные с изменением денежных активов и пассивов;
- теневые операции с ценными бумагами;
- теневые валютные операции;
- теневые кредитные операции.
Кроме перечисленных выше, причинами тенизации и криминализации банковской сферы стали высокий уровень налогообложения, низкий уровень квалификации банковских служащих, возможности уклонения от налогообложения, заложенные в законодательном поле, и др.
2. Систематизация уклонений от уплаты налогов
2.1. Уклонение от налогообложения выявляется в формах: прямого нарушения закона или обхода в уплате платежей.
................Перейти до повного тексту