1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 13796/7/17-0217 від 17.10.2000
м.Київ
( С изменениями, внесенными в соответствии с Письмом Государственной налоговой администрации N 14891/7/17-0217 от 27.09.2002 )
Государственная налоговая администрация Украины, учитывая многочисленные обращения налогоплательщиков и налоговых органов относительно взимания подоходного налога с граждан и платы за землю вследствие реформирования агропромышленного комплекса сообщает.
Частью второй статьи 14 Конституции Украины установлено, что право собственности на землю гарантируется. Это право получается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.
Согласно статье 22 Земельного кодекса Украины право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право. Приступать к использованию земельного участка, в том числе на условиях аренды, до установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право собственности или право пользования землей, запрещается. Право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, выдаваемыми и регистрируемыми сельскими, поселковыми, городскими районными Советами народных депутатов (статья 23 этого Кодекса).
В соответствии со статьей 2 Закона Украины "О плате за землю" использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Собственники земли или землепользователи, кроме арендаторов, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата.
Указом Президента Украины от 03.12.99 N 1529/99 "О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики", в частности статьей 3, обусловлено "...исходить из того, что сертификат на право на земельную долю (пай) является правоустанавливающим документом, удостоверяющим право владеть, пользоваться и распоряжаться указанной долей". Такой статус сертификата является необходимым условием для целей реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий и создания частных (частно-арендных) сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных обществ, сельскохозяйственных кооперативов, других субъектов хозяйствования, которые основываются на частной собственности, а также при заключении договоров аренды земельных долей (паев). Кроме этого, статьей 1 означенного Указа установлено, что реформирование коллективных сельскохозяйственных предприятий на принципах частной собственности на землю и имущество должно происходить путем: "обеспечения всем членам коллективных сельскохозяйственных предприятий права свободного выхода из этих предприятий с земельными долями (паями) и имущественными паями и... введения обязательного заключения предприятиями, учреждениями, организациями, использующими землю для сельскохозяйственных нужд, договоров аренды земельной доли (пая), имущественного пая с собственниками этих долей (паев) с выплатой арендной платы в натуральной или денежной формах".
Во исполнение положений Указа Президента и согласно поручениям Кабинета Министров Украины приказом Госкомресурсов от 17.01.2000 N 5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23.02.2000 под N 101/4322, утверждена форма Типового договора аренды земельной доли (пая), в соответствии с п.2.2 которого земельный налог за арендованную земельную долю (пай) уплачивается арендатором в установленный законодательством срок.

................
Перейти до повного тексту