- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
N 2868/7/23-5317 від 18.02.2002
Об определении даты импорта товаров, применяемой при проведении проверок соблюдения требований валютного законодательства
В связи с многочисленными запросами, поступающими в адрес Государственной налоговой администрации Украины относительно определения даты импорта товаров, применяемой при проведении проверок соблюдения требований валютного законодательства субъектами внешнеэкономической деятельности, сообщаем следующее.
Статьей 2 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23.09.94
N 185/94-ВР (далее - Закон) установлено, что импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае если такая отсрочка превышает 90 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), требуют индивидуальной лицензии Национального банка Украины.
Прежде всего следует отметить, что термин "отсрочка поставки" в этом Законе с точки зрения валютного контроля фактически означает отсрочку ввоза товара на таможенную территорию Украины, которая является обязательной и не должна превышать 90-дневного срока с момента оплаты.
Для установления даты импорта с целью практического применения статьи 2
Закона следует руководствоваться нормами валютного, таможенного законодательства и законодательными актами, которыми регулируется внешнеэкономическая деятельность, поскольку нормами этого Закона конкретная дата поступления товаров по импорту, применяемая для исчисления 90-дневного срока расчетов, не установлена.
Согласно статье 1 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91
N 959-XII, с внесенными изменениями и дополнениями, моментом осуществления экспорта (импорта) является момент пересечения товаром таможенной границы Украины или республик (бывшего) Союза ССР или перехода права собственности на указанный экспортируемый или импортируемый товар от продавца к покупателю.
То есть для целей валютного контроля при осуществлении импортных операций должен произойти именно факт ввоза товара на таможенную территорию Украины, поскольку норма статьи 2 Закона является императивной, которой не ставится поступление в Украину товара в зависимость от перехода права собственности на товар.
Термин "момент пересечения товаром таможенной границы Украины" конкретизируется существующими нормами в таможенном законодательстве, в частности в
Таможенном кодексе Украины (Кодекс).
Так, пунктом 1 статьи 15 Кодекса термин "ввоз в Украину и вывоз из Украины" означает фактическое перемещение через таможенную границу Украины товаров и других предметов.
Пунктом 3 статьи 15
Кодекса "перемещение через таможенную границу Украины" определяется как ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз с этой территории или транзит через территорию Украины товаров и других предметов любым способом, включая использование с этой целью трубопроводного транспорта и линий электропередачи.
Статьями 21, 24
Кодекса установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Украины под таможенным контролем, и период пребывания под таможенным контролем товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины с целью свободного использования, определяется с момента ввоза и до пропуска через таможенную границу Украины.
Момент пересечения товаром таможенной границы Украины также конкретизирует понятие "пропуск через таможенную границу Украины", которое означает разрешение таможни на использование товаров на таможенной территории Украины или за пределами этой территории с целью, заявленной таможне (п. 4 ст.
15 Кодекса).
Согласно статье 37 Кодекса, перемещение через таможенную границу Украины товаров подлежит таможенному оформлению, которое осуществляется служебными лицами таможни с целью обеспечения таможенного контроля и для применения средств государственного регулирования ввоза на таможенную территорию Украины и т.п.
Грузовая таможенная декларация (ГТД), согласно Положению о грузовой таможенной декларации, утвержденному постановлением КМУ от 09.06.97
N 574, является заявлением, которое содержит сведения о товарах и других предметах и транспортных средствах и цели их перемещения через таможенную границу Украины или об изменении таможенного режима относительно этих товаров, а также информацию, необходимую для осуществления таможенного контроля, таможенного оформления, таможенной статистики, начисления таможенных платежей, принятие которой таможней для оформления является процедурой предварительной проверки сведений, указанных в ГТД, относительно соответствия требованиям, определенным в этом Положении, и представленным документам.
То есть оформленная грузовая таможенная декларация не является единственным документом, исключительно которым удостоверяются факт и дата фактического перемещения через таможенную границу Украины товаров, а является документом, который является заявлением, содержащим сведения о товарах и других предметах и транспортных средствах и цели их перемещения через таможенную границу Украины и удостоверяющим предоставление субъекту ВЭД права на размещение товаров в определенный таможенный режим (определяющим статус товаров) и подтверждающим, а не устанавливающим права и обязанности указанных в ГТД лиц относительно осуществления ими соответствующих правовых, финансовых, хозяйственных и других операций.
Позиция Государственной таможенной службы Украины, изложенная в письме от 17.01.2002 N 11/2-10-459, заключается в признании датой импорта исключительно даты оформления ГТД в таможенном режиме импорта с проставлением на всех ее листах личной номерной печати инспектора таможни.
................Перейти до повного тексту