1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
П Р И К А З
16.11.1987 N 1204
( Приказ не применяется на территории Украины в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения N 242 от 21.06.2001 )
О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях
( По состоянию на 01.01.96 Приказ применяется на территории Украины в соответствии с Указанием Министерства здравоохранения N 165 від 28.05.1996 )
За годы XI пятилетки в стране укреплялась материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений. Вводились в строй новые, отвечающие современным требованиям больницы и поликлиники, улучшалось оснащение их новейшей аппаратурой и оборудованием. Постоянно велись поиски наиболее рациональных форм работы лечебно-профилактических учреждений по обеспечению в них полноценного лечения больных, соблюдению лечебно-охранительного режима.
В целях создания оптимального лечебно-охранительного режима уделялось внимание эстетическому оформлению помещений и территорий больниц и поликлиник, повышению культуры медицинского персонала. В детских стационарах для создания благоприятной психологической обстановки и обеспечения рационального ухода за больными детьми были введены должности воспитателей и расширились показания к госпитализации матерей.
Однако за последние годы уровень и качество медицинской помощи, профилактических мероприятий перестали удовлетворять потребности общества на современном этапе его развития.
Во многих медицинских учреждениях ослаблено внимание к воспитательной работе среди медицинского персонала по вопросам этики, деонтологии и лечебно-охранительного режима. Медицинские работники забыли, что слово - могучий лечебный фактор и в ряде случаев неправильно высказанное слово пациенту, родственникам ранит их, вызывает потерю доверия и авторитета к медицинским работникам, порождает ятрогению, и все это надолго задерживает выздоровление.
В целях улучшения и совершенствования лечебно-охранительного режима в лечебно-профилактических учреждениях
УТВЕРЖДАЮ:
1. Инструктивно-методические указания об организации лечебно-охранительного режима в лечебно-профилактических учреждениях страны (Приложение N 1).
2. Положение о воспитателе детского отделения больницы (Приложение N 2).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, Президенту Академии медицинских наук, заведующим областными (краевыми) отделами здравоохранения, начальникам главных управлений, управлений здравоохранения.
1.1. Принять к руководству и исполнению Инструктивно-методические указания об организации лечебно-охранительного режима в лечебно-профилактических учреждениях (Приложение 1).
1.2. Обеспечить в лечебно-профилактических учреждениях проведение комплексных мер по улучшению лечебно-охранительного режима, охране здоровья госпитализированных больных, особенно детей.
1.3. В каждом лечебно-профилактическом учреждении внести в правила внутреннего распорядка специальный раздел по обеспечению лечебно-охранительного режима.
1.4. На каждом рабочем месте сотрудников больниц и поликлиник разработать конкретные функциональные обязанности и меры по обеспечению лечебно-охранительного режима в каждом кабинете, палате, отделении и т.д.
1.5. Обязать руководителей лечебно-профилактических учреждений:
- обеспечить выполнение и взять под особый контроль лечебно-охранительный режим учреждений;
- проводить с каждым сотрудником, поступающим на работу, наряду с вводным инструктажем по охране труда и технике безопасности, занятия по лечебно-охранительному режиму;
- включать в план повышения квалификации сотрудников лечебно-профилактических учреждений вопросы ухода за больными, особенно детьми, роли медицинского персонала в соблюдении лечебно-охранительного режима, их взаимоотношения с больными и их родственниками.
1.6. Обязать руководителей научно-исследовательских и медицинских институтов совместно с главными врачами больниц, являющихся клиническими базами институтов, обеспечить участие сотрудников кафедр в организации лечебно-охранительного режима, проведении воспитательной работы с больными детьми и матерями, госпитализированными по уходу за больным ребенком.
1.7. Систематически заслушивать на коллегиях и медицинских советах вопросы организации лечебно-охранительного режима в органах и учреждениях здравоохранения и принимать строгие меры к медицинским учреждениях, не соответствующим требованиям лечебно-охранительного режима.
2. Разрешается размножить данный приказ в необходимом количестве экземпляров и довести до сведения каждого медицинского учреждения.
3. Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителей Министра здравоохранения СССР тт. Москвичева А.М. и Баранова А.А.
Министр Е.И.Чазов
Приложение N 1
к приказу Минздрава СССР
16.11.1987 N 1204
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
об организации лечебно-охранительного режима в лечебно-профилактических учреждениях страны
1. Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности больных в быстрейшем и полном выздоровлении.
2. Должностной обязанностью всего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений является правильная организация и непременное соблюдение лечебно-охранительного режима, либо уровень и качество лечебно-охранительного процесса в значительной мере определяется не только профессиональными знаниями и навыками медицинского персонала и степени технической оснащенности учреждений, но и культурой медицинского персонала, этическим воспитанием, доброжелательным его взаимоотношением с больными, особенно с детьми и их родителями, а также с коллегами по работе.
3. Медицинский персонал обязан внимательно и чутко относиться к больным, не допускать неуместные разговоры в присутствии больных, шума в больничных коридорах и т.д. Четко соблюдать распорядок дня в отделениях и в поликлиниках.
4. Медицинский персонал обязан всегда находить пути к дружескому контакту с матерью ребенка, не допускать небрежность и бестактность в обращении с нею.
5. Руководители лечебно-профилактических учреждений должны постоянно осуществлять работу с коллективом по воспитанию высоких моральных качеств, соблюдению медицинской этики и деонтологии, проводить работу над каждым словом и действием врача, медицинской сестры, санитарки и всего обслуживающего персонала. Своевременно разъяснять допущенные ошибки и их последствия.
6. Необходимо учитывать, что лечебный процесс в больницах начинается уже в приемном отделении и организация его работы, определенным образом, сказывается на дальнейшем ходе лечения. Поэтому обстановка, с которой впервые сталкивается больной, - чистота и уют в помещении, отношение, поведение и внешний вид персонала и т.п., должны поддерживать в больном уверенность в том, что именно в больнице он быстро восстановит свое здоровье.
Для работы в приемном отделении необходимо выделить соответствующим образом воспитанный и подготовленный персонал. Особое внимание должно быть уделено оборудованию и оснащению этого отделения, устранению всех отрицательных раздражающих факторов.
В детских больницах интерьер приемных отделений должен быть наиболее подходящим для больного ребенка: окраска стен в мягкие пастельные тона, эстампы, цветы, полки и шкафы для рисунков и книг, цветные картинки располагают ребенка к новой обстановке.
Четкость работы - обязательное требование для приемного отделения. В нем все должно делаться быстро, но в тоже время без лишней спешки и суеты, не в ущерб интересам больного. В присутствии больного персонал приемного отделения ни в коем случае не должен вступать в пререкания с лицами, доставившими его и, несмотря на все трудности (отсутствие свободных мест, одновременное поступление нескольких больных), каждый больной должен быть встречен внимательно и приветливо. Все недоразумения, связанные с направлением больного, выясняются не в его присутствии. При приеме детей персонал не должен проявлять торопливость и резкость в обращении. С детьми следует разговаривать спокойно, ласково.
Здесь же в приемном отделении необходимо узнать ласкательное имя ребенка, его основные привычки. По пути в отделение ребенку следует рассказать о том, что его ждут другие дети, что он будет играть, рисовать, читать книги, строить.
Смена дежурств персонала приемных отделений должна производиться в часы наименьшего поступления больных и ни в коем случае не нарушать установленного порядка приема.
Особое значение в первые часы поступления больного приобретает внимательное отношение, вдумчивый подход к оценке соматического и психического состояния.
Сдержанность и внешнее спокойствие медицинского персонала оказывают положительное воздействие на чрезмерные эмоции родителей больного ребенка. Неосторожно сказанная фраза может нанести больному непоправимый вред и значительно снизить эффективность всех проводимых в дальнейшем лечебных мероприятий.
При поступлении тяжелых детей медицинский персонал не должен проявлять растерянность, обсуждать тяжесть его состояния, задерживать оказание медицинской помощи.
Нельзя поручать прием больного младшему медицинскому персоналу. Каждого поступающего больного должна встретить медицинская сестра, она же готовит его к врачебному осмотру. Младший персонал выполняет только отдельные поручения - переносит, укладывает больного и т.д. Опрос больного и сбор сведений для заполнения медицинской карты стационарного больного производится исключительно врачом, им же определяются способы санобработки и транспортировки больного в отделение, которое осуществляется под наблюдением и при непосредственном участии среднего медицинского персонала.
7. Создание максимального покоя для больных является одной из первоочередных задач. Недопустимо обращаться ко всем пациентам на "ты" и вместо имени, отчества или фамилии говорить "больной" и "больная". Такое обезличенное, невежливое обращение и, наоборот, излишняя фамильярность не могут способствовать установлению контакта между персоналом и больным, не создают обстановки взаимного доверия и уважения. В общении друг с другом персонал также должен быть взаимно вежлив и тактичен.
8. Большое значение имеет правильное размещение больных по палатам, с учетом не только характера заболевания, но и возраста, и других особенностей больного.
9. В целях исключения из жизни больницы всех моментов, нарушающих тишину и покой, весь медицинский и обслуживающий персонал в палатах и коридорах должен говорить тихо, вполголоса и только о том, что имеет непосредственное отношение к работе. В каждом палатном отделении необходимо специальное ночное освещение, которое бы обеспечило выполнение медицинского назначения больному без нарушения покоя остальных больных в палате. Весь распорядок работы отделения должен быть построен с учетом интересов больного, с учетом максимального продления часов сна и отдыха. Грубейшей ошибкой являются факты выполнения врачебных назначений, манипуляций во время дневного отдыха ребенка.
Основную уборку помещения рекомендуется проводить в часы бодрствования больных, причем необходимо обучить персонал производить эту работу без шума.
10. Несомненно, что добиться тишины в отделении можно только в том случае, если сами больные поймут ее необходимость и будут сознательно относиться к установленному распорядку дня. Для этого с каждым больным, поступившим в стационар, лечащий врач должен провести беседу о необходимости оберегать не только свой покой, но и покой других больных.
11. Организации обходов необходимо уделять особое внимание. Заведующие отделениями, консультанты, заведующие кафедрами и их сотрудники в палате производят только тщательный осмотр больного, при этом докладывающий врач излагает историю болезни в такой форме, которая не может внушить больному опасения за неблагоприятный исход своего заболевания.

................
Перейти до повного тексту