- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Наказ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
П Р И К А З
N 1035 от 15.09.87
( Наказ не застосовується на території України на підставі
Наказу Міністерства охорони здоров'я
N 1717 від 23.09.2022 )
Об утверждении "Инструкции по учету крови при ее заготовке и переработке в учреждениях и организациях здравоохранения"
С целью обеспечения строгого контроля за использованием крови, ее компонентов, препаратов и кровезаменителей при их заготовке и переработке в учреждениях и организациях здравоохранения
У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Согласованные с Министерством финансов СССР 26 августа 1987 г. N 41-31:
"Инструкцию по учету крови при ее заготовке и переработке в учреждениях и организациях здравоохранения";
форму 12-МЗ - "Ведомость на выдачу донорам талонов на питание и справок об освобождении от работы";
форму 13-МЗ - "Ведомость на выдачу донорам денежной компенсации";
форму 14-МЗ - "Справка учета движения";
форму 15-МЗ - "Извещение (авизо)".
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Министерствам здравоохранения союзных республик, Академии медицинских наук СССР, III и IV главным управлениям при Минздраве СССР:
1.1. В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до учреждений и организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку и переработку крови.
1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками.
1.3. Обеспечить применение утвержденных настоящим приказом форм первичного учета.
1.4. Обеспечить контроль за соблюдением инструкции, утвержденной настоящим приказом.
2. Учреждениям и организациям союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п.1.2-1.4.
3. Ввести в действие "Инструкцию но учету крови при ее заготовке и переработке в учреждениях и организациях здравоохранения" с 1 января 1988 года.
4. Считать утратившими силу формы NN 12-15, 27-38-МЗ, утвержденные приказом Минздрава СССР от 25 марта 1974 г. N 241 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить па Управление бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля Минздрава СССР (т.Запорожцев Л.Н.).
Заместитель министра Г.Н.Хлябич
Согласовано Утверждено
с Министерством финансов СССР Приказом Министерства
26 августа 1987 г. N 41-31 здравоохранения СССР
от 15 сентября 1987 г. N 1035
Инструкция
по учету крови при ее заготовке и переработке в учреждениях и организациях здравоохранения
1. Общие положения
1.1. В соответствии с настоящей инструкцией ведется учет крови, ее компонентов, препаратов и кровезаменителей* при их заготовке и переработке в станциях и отделениях переливания крови, состоящих на Государственном бюджете СССР или финансируемых за счет средств от производственной деятельности (хозрасчет).
___________________
* В дальнейшем кровь, ее компоненты, препараты и кровезаменители, кроме особо оговоренных случаев, будут именоваться "кровь".
1.2. Учет заготовки крови в учреждениях (организациях) здравоохранения ведется но формам, утвержденным приказами Министерства здравоохранения СССР от 04.10.80 г. N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" и от 07.08.85 г. N 1055 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для учреждений службы крови".
1.3. Основными задачами учета крови, осуществляемого бухгалтериями, централизованными бухгалтериями учреждений (организаций)** здравоохранения, являются:
_______________
** В дальнейшем централизованные бухгалтерии, бухгалтерии учреждений (организаций) будут именоваться "бухгалтерии".
контроль за своевременным, правильным и достоверным документальным отражением операций, связанных с заготовкой крови, ее переработкой и движением;
обеспечение контроля за сохранностью крови на всех этапах ее движения и в местах хранения;
обеспечение контроля за соблюдением норм расхода сырья и материалов и использованием их по назначению при заготовке крови и производстве препаратов из нее***;
_________________
*** Нормы расхода сырья и материалов для заготовки консервированной крови, ее компонентов и препаратов в учреждениях Минздрава СССР утверждены 24 ноября 1983 г.
осуществление контроля за своевременным установлением причин возникновения брака, определение потерь от него и сумм, подлежащих взысканию с виновных лиц;
своевременное и правильное проведение денежных расчетов с донорами и предприятиями-поставщиками по обеспечению заготовки крови согласно инструкциям Министерства здравоохранения СССР;
строгий учет бланков донорских справок и талонов на питание, обеспечение их сохранности.
1.4. Для обеспечения контроля за сохранностью крови на этапах ее заготовления, переработки и хранения с соответствующими работниками учреждения (организации) здравоохранения заключаются договоры о полной материальной ответственности по типовой форме, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 г. N 447/24*.
___________________
* Объявлено приказом Минздрава СССР от 14 марта 1978 г. N 222.
При смене материально ответственных лиц обязательно проведение инвентаризации материальных ценностей на день приема-сдачи.
2. Учет заготовки крови
2.1. В учреждениях (организациях) здравоохранения для учета заготовки донорской крови применяются "Журнал учета заготовки крови" ф.411/у**, "Журнал учета заготовки плазмы методом плазмафереза" ф.412/у**, "Журнал регистрации брака крови" ф.418/у** и "Ведомость учета заготовки донорской крови" ф.419/у**. Ведение журналов ф.411/у и ф.412/у по учету крови, полученной от платных и безвозмездных доноров, осуществляется раздельно: в отдельных журналах (страницах).
Страницы указанных журналов нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью учреждения (организации) и подписью главного врача.
________________
** Утверждена приказом Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. N 1055.
2.2. При заготовке крови в выездных условиях используется "Оперативное донесение о работе выездной бригады" ф. 415/у**, в котором отражается количество крови, полученной от безвозмездных доноров***. Оперативное донесение составляется начальником выездной бригады в двух экземплярах после завершения работы и утверждается главным врачом или его заместителем. Первый экземпляр донесения передается в бухгалтерию станции переливания крови вместе с "Ведомостью на выдачу талонов на питание и справок об освобождении от работы" ф.12-МЗ, а второй - остается в выездной бригаде.
______________
*** В дальнейшем доноры, дающие кровь, безвозмездно, будут называться донорами резерва.
Кровь, заготовленная выездной бригадой, по накладной (требованию) ф.434 передается в отделение заготовки крови. Накладная (требование) выписывается в двух экземплярах под копирку: первый экземпляр вместе с кровью передается в отделение заготовки крови станции переливания крови*; второй - остается в выездной бригаде. Накладная (требование) заполняется чернилами или пастой шариковой ручки, исправления и подчистки не допускаются. В графе "Название, сорт, размер" указывается групповая и резус-принадлежность крови, в графе "Единица измерения" - количество крови во флаконе (500 мл, 375 мл, 250 мл и т.д.), в графе "Номенклатурный N" - количество флаконов, в графе "Затребовано" - дата заготовки крови. В строке "Сдал" расписывается начальник выездной бригады, в строке "Принял" - заведующий отделением заготовки крови (лицо, ответственное за заготовку крови).
______________
* В дальнейшем, в целях сокращения, "станция переливания крови" будет именоваться "СПК".
2.3. В отделении заготовки крови и ее компонентов СПК на основании журнала учета заготовки крови ф.411/у, журнала заготовки плазмы методом плазмафереза ф.412/у, журнала регистрации брака крови ф.418/у и накладных (требований) ф.434, полученных от выездных бригад, ведется "Ведомость учета заготовки донорской крови"** ф.419/у, которая отражает общее количество заготовленной крови и ее движение внутри СПК.
_______________
** Утверждена приказом Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. N 1055.
По окончании отчетного месяца в трехдневный срок отделение заготовки крови направляет в бухгалтерию СПК итоговые данные ведомости учета заготовки донорской крови ф.419/у, подписанные заведующим отделением. Указанные данные являются основанием для составления в бухгалтерии СПК ежемесячной справки учета движения крови в отделении заготовки крови ф.14-МЗ, согласно которой делается бухгалтерская запись но приходу и расходу крови, приведенная в разделе 7 настоящей инструкции.
2.4. Передача крови из отделения заготовки крови в другие подразделения СПК производится по накладной (требованию) ф.434, которая выписывается в двух экземплярах и заполняется аналогично порядку, указанному в пункте 2.2. Первый экземпляр накладной (требования) вместе с кровью передается подразделению-получателю, второй - с подписью получателя остается в отделении заготовки крови.
2.5. Для учета заготовки компонентов крови применяются "Журнал учета заготовки компонентов крови" ф.413/у* и "Ведомость учета заготовки компонентов крови" ф.420/у *.
__________________
* Утверждена приказом Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. N 1055.
Отделение заготовки компонентов крови передает в бухгалтерию СПК итоговые данные ведомости учета заготовки компонентов крови ф.420/у за подписью заведующего отделением для отражения их в бухгалтерском учете аналогично порядку, изложенному в пункте 2.3 настоящей инструкции.
3. Учет крови в экспедиции СПК
3.1. Учет крови, поступающей ежедневно в экспедицию, ведется в "Ведомости учета движения крови, ее компонентов, препаратов и кровезаменителей по экспедиции" ф.423/у*. Записи в ведомости производятся на основании накладных (требований) ф.434.
_________________
* Утверждена приказом Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. N 1055.
3.2. Выдача крови из экспедиции другим структурным подразделениям СПК или в лечебно-профилактические учреждения осуществляется по накладным (требованиям) ф.434, которые заполняются аналогично порядку, изложенному в пункте 2.2, а на другие трансфузионные среды - полное ее наименование, дозировка, упаковка и количество.
При отпуске крови из экспедиции СПК другим структурным подразделениям накладная (требование) ф.434 выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр накладной (требования) вручается отделению-получателю, второй - с подписью получателя остается в экспедиции СПК. Отпуск в лечебно-профилактические учреждения оформляется выпиской накладной (требования) в трех экземплярах. Первый экземпляр передается получателю. Второй экземпляр поступает в бухгалтерию станции для посылки извещения (авизо) ф. 15-МЗ, если трансфузионные среды отпускаются безвозмездно, или для выписки счета, если они отпускаются за плату. Третий экземпляр накладной (требования) остается в экспедиции СПК.
Выдача крови в лечебно-профилактические учреждения производится по предъявлении доверенности (разовой или постоянной) но ф.М-2а. Постоянная доверенность на получение трансфузионных сред должна выдаваться на определенный срок, но не более, как на текущий квартал.
В экспедиции СПК на основании накладных (требований) в установленном порядке* ведется "Журнал учета выдачи крови, ее компонентов, препаратов и кровезаменителей" ф.422/у**. Итоговые данные журнала за каждый день заносятся в ведомость учета движения крови ф.423/у.
По окончании месяца итоговые данные ф.423/у передаются в бухгалтерию СПК для отражения их в бухгалтерском учете аналогично пункту 2.3 настоящей инструкции.
______________
* В соответствии с "Инструкцией по заполнению и ведению первичной медицинской документации для учреждений службы крови, утвержденной Управлением медстатистики и вычислительной техники Минздрава СССР от 25 октября 1985 г. N 27-14/22-857.
** Утверждена приказом Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. N 1055.
3.3. При безвозмездном отпуске трансфузионных сред бухгалтерия СПК посылает учреждению-получателю извещение (авизо) но форме 15-МЗ об их количестве и стоимости. Учреждение-получатель подтверждает получение безвозмездно поступивших сред, возвращая СПК заполненный отрывной контрольный талон названного извещения (ответное авизо).
3.4. В отделениях переливания крови лечебно-профилактических учреждений учет выдачи крови осуществляется аналогично порядку, изложенному в пункте 3.2 настоящей инструкции.
4. Учет крови при ее переработке в отделениях СПК
4.1. В каждом отделении СПК, занимающимся производством препаратов крови, сывороток, растворов, осуществляется учет поступившего сырья (материалов) и готовой продукции в соответствующих производственных журналах. Записи в журналах ведутся на основании накладных (требований) ф.434, технологических регламентов и результатов исследования сырья и готовых форм.
4.2. Ежемесячно каждое отделение СПК составляет ведомость учета работы отделения, в которой отражаются основные показатели его работы: наименование сырья и производимой продукции, единица измерения, количественные остатки на начало месяца, по приходу показывается поступление и выработка за месяц, в расходе записывается отпущенная продукция в другие подразделения СПК, количество забракованной продукции и остатки на конец отчетного месяца. Ведомость заполняется в двух экземплярах, подписывается заведующим отделением. Первый экземпляр передается в бухгалтерию СПК, второй - остается в отделении.
4.3. В бухгалтерии СПК по данным ведомости учета работы отделения составляется по каждому отделению "Справка учета движения препаратов по отделению ......" ф.14-МЗ и бухгалтерская проводка по приходу и расходу изготовленных препаратов, сывороток, растворов.
4.4. Передача готовой продукции из отделения в другие подразделения СПК производится по накладным (требованиям) ф.434 в порядке, изложенном в пункте 3.2 настоящей инструкции.
5. Учет выдачи донорам денежной компенсации *, талонов на питание и справок об освобождении от работы
______________
* В дальнейшем доноры, которым за данную кровь выплачивается денежная компенсация, будут именоваться "активные доноры".
5.1. После медицинского обследования или взятия крови у активного донора в отделении комплектования и медицинского освидетельствования донорских кадров СПК или в отделении переливания крови лечебно-профилактического учреждения на основании предъявленной отрывной части "Направления на кроводачу, плазмаферез и др." ф.404/у** ему выдаются следующие документы: "Справка донору об обследовании" ф.401/у** или "Справка донору об освобождении от работы в день кроводачи и представлении ему дополнительного дня отдыха" ф.402/у** и талон на получение разового питания***. Названные документы являются бланками строгой отчетности.
_________________
** Утверждена приказом Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. N 1055.
*** Утвержден приказом Минторга СССР от 29 декабря 1973 г. N 256. Форма талона приведена в приложении 2 к настоящей инструкции.
Отрывная часть направления ф.404/у заполняется и подписывается ответственными лицами, назначенными приказом руководителя учреждения (организации). Никаких подчисток, помарок или исправлений, хотя бы и оговоренных, в количественных данных этого документа не допускается.
Выдача указанных справок и талонов на питание производится по ведомости ф.12-МЗ, которая составляется в одном экземпляре и ежедневно сдается в бухгалтерию учреждения (организации) для списания выданных бланков с подотчета ответственного лица. Ведомость подписывается ответственным лицом, назначенным приказом по учреждению (организации).
5.2. Согласно предъявленным активным донором отрывной части ф.404/у и паспорта в кассу СПК или лечебно-профилактического учреждения, ему выдается денежная компенсация. Размер денежной компенсации определяется количеством взятой у активного донора крови (плазмы) по действующим ценам в соответствии с расчетом сумм денежной компенсации, находящимся у кассира, подписанным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения (организации). Указанный расчет в обязательном порядке вывешивается на видном месте около помещения кассы.
Выдача наличных денег производится кассиром по "Ведомости на выдачу донорам денежной компенсации" ф. 13-МЗ.
5.3. Для усиления контроля за правильностью выплаты денежной компенсации ежедневно бухгалтерия СПК или лечебно-профилактического учреждения сверяет количество взятой крови, отраженное в ведомости ф.13-МЗ, с данными журнала учета заготовки крови (плазмы). Ведомость ф.13-МЗ подписывается главным бухгалтером и врачом, ответственным за заготовку крови (плазмы) и утверждается руководителем учреждения (организации).
5.4. При выявлении переплат руководитель учреждения (организации) обязан принять необходимые меры к взысканию сумм с виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Доноры резерва получают только справки по формам 401/у и 402/у, а также талоны на питание на основании "Карт доноров резерва" ф.407/у* по отдельной ведомости ф.12-МЗ. Порядок оформления выдачи указанных бланков аналогичен порядку, изложенному в пункте 5.1 настоящей инструкции.
_________________
* Утверждена приказом Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. N 1055.
5.6. В бухгалтерии учет бланков, справок и талонов на питание осуществляется на забалансовом счете 04 "Бланки строгой отчетности". Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется отдельно но каждому их виду и местам хранения в книге учета бланков строгой отчетности ф.448. Выдача указанных бланков производится бухгалтерией под отчет старшей медицинской сестре или ответственному лицу соответствующего отделения СПК или лечебно-профилактического учреждения, назначенным приказом руководителя учреждения (организации). Хранение бланков в бухгалтерии и отделениях должно осуществляться в железных шкафах (сейфах).
Талоны на питание изготавливаются типографским способом в виде блокнотов в окантовке с типографскими серией и номером. Талон действителен только в день дачи крови, о чем делается на нем соответствующая отметка.
5.7. Для проведения питания доноров организацией или учреждением здравоохранения заключается соответствующий договор (соглашение) с предприятием общественного питания. Указанным договором расчеты за питание предусматривается производить в порядке плановых платежей путем периодического перечисления средств в определенные сроки и в установленных размерах. Сумма каждого планового платежа и сроки перечисления средств устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал), исходя из периодичности платежей и из объема оказанных услуг либо фактически полученного питания по талонам. Ежемесячно стороны уточняют состояние своих расчетов путем сличения перечисленных сумм учреждением (организацией) здравоохранения и фактически полученного питания по талонам от предприятия общественного питания. Недоплаченную сумму бухгалтерия учреждения (организации) здравоохранения перечисляет предприятию общественного питания, а излишне перечисленные суммы засчитываются в счет очередного планового платежа или возвращаются на бюджетный (текущий) счет учреждения (организации).
При заготовке крови в выездных условиях расчеты с предприятием общественного питания производятся на основании предъявленных им счетов с приложением списка номеров талонов на питание доноров, фактически получивших питание от предприятия общественного питания. Контроль сумм, указанных и счетах, осуществляется бухгалтерией СПК или лечебно-профилактического учреждения путем их сопоставления с итоговыми суммами, подлежащими оплате согласно количеству талонов на питание, указанных в прилагаемом списке, и выданных талонов по соответствующим ведомостям ф.12-МЗ.
При обнаружении несоответствия названных сумм счет предприятия общественного питания не оплачивается до выяснения и устранения указанного расхождения.
6. Порядок списания брака крови
6.1. Оперативный учет брака крови, ее компонентов, препаратов, растворов, дистиллированной воды в подразделениях учреждения (организации) здравоохранения, проводящих контроль их качества, осуществляется в формах, утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 7 августа 1985 г. N 1055.
При обнаружении брака информация о нем доводится до руководителя учреждения (организации) здравоохранения для принятия необходимых мер.
6.2. В целях усиления контроля за обеспечением строго обоснованного списания забракованных крови, растворов, дистиллированной воды, готовых препаратов приказом руководителя учреждения (организации) здравоохранения назначается постоянно действующая комиссия в составе:
заместителя руководителя учреждения (организации) - председатель комиссии;
главного бухгалтера или его заместителя;
руководителя структурного подразделения, в котором допущен брак.
Постоянно действующая комиссия в учреждении (организации) должна не позднее трех дней после обнаружения брака:
тщательно проанализировать причины образования брака (нарушение технологического процесса, использование негодного сырья и другие);
выявить лиц, по вине которых произошел брак, внести предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
определить возможность использования забракованных материальных ценностей;
составить акт на списание брака.
Осмотр и актирование брака производится комиссией в месте его установления. Акт составляется по каждому отдельному случаю образования брака и в зависимости от вида материальных ценностей содержит следующие данные: наименование забракованных материальных ценностей, их количество, номер серии контролируемого препарата и количество единиц в серии, вид брака (обратимый или абсолютный), причины его образования, виновные в нем лица.
При образовании брака на этапе заготовки крови акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр его вместе с итоговыми данными ведомости учета заготовки донорской крови ф.419/у передается в бухгалтерию, а второй остается в структурном подразделении, в котором он был допущен. На этапе переработки донорской крови, на каждый случай брака, акт составляется в трех экземплярах: первый экземпляр передается в бухгалтерию вместе с итоговыми данными ведомости учета работы отделения, второй остается в отделе технического контроля, третий - и структурном подразделении, в котором был допущен брак.
6.3. Составленные комиссией акты на списание брака утверждаются руководителем учреждения (организации), который принимает решение о степени ответственности в образовании брака должностных лиц.
6.4. В случаях нарушения указанного порядка списания брака виновные в этом должностные лица должны привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.
................Перейти до повного тексту