- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Наказ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
П Р И К А З
О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований
( С изменениями, внесенными в соответствии с Приказами
Министерства здравоохранения СССР
N 770 от 30.05.86
N 134 от 23.02.88
Приказом Министерства здравоохранения
N 393 от 11.07.2007 )
Во исполнение постановления Совета Министров СССР N 225 "О мерах по дальнейшему улучшению онкологической помощи населению" от 07.04.76 г. и соответствующего приказа Министерства здравоохранения СССР N 425 от 29.04.76 г. органами и учреждениями здравоохранения проводится систематическая работа по развитию материально-технической базы онкологических учреждений, укрупнению существующих диспансеров с организацией в них узкопрофильных отделений, подготовке и повышению квалификации врачей-онкологов, повышению эффективности профилактических осмотров населения, внедрению в практику новых методов диагностики и лечения злокачественных новообразований.
За годы XI пятилетки введены в строй крупные онкологические учреждения в гг. Ереване, Вильнюсе, Волгограде, Минске, Полтаве, Риге; ведется строительство Ставропольского, Ивановского, Донецкого, Актюбинского, Кировского, Омского диспансеров. Продолжалась организация онкологических отделений в многопрофильных больницах.
Введены в строй Всесоюзный онкологический научный центр АМН СССР, Онкологический научный центр Министерства здравоохранения Грузинской ССР.
В результате обеспеченность онкологическими койками на 10 тыс. населения возросла с 2,0 (1975) до 2,2 (1984). Общее количество коек увеличилось на 9,4 тыс. и достигло 60 тыс.
Осуществляются меры по переоснащению онкологических учреждений современными радиотерапевтическими аппаратами. С 1977 г. удельный вес морально и технически устаревшей аппаратуры для лучевой терапии снизился с 38% до 8%. За этот период в учреждения здравоохранения поставлено 130 новых шланговых гамма-терапевтических аппаратов "АГАТ-В", позволивших улучшить результаты лечения больных, уменьшить лучевые реакции и осложнения, проводить лучевую терапию в условиях радиационной безопасности обслуживающего персонала. В настоящее время онкологические учреждения оснащаются современными ротационными гамма-терапевтическими аппаратами с программным управлением ("АГАТ-В1", "РОКУС-АМ"), рентгенодиагностическими аппаратами РУМ-20 с УРИ (усилителями рентгеновского изображения типа "Сапфир" и "Вега").
Отечественной промышленностью освоен выпуск маммографов "Электроника", позволяющих повысить качество диагностики рака молочной железы и в несколько раз снизить лучевую нагрузку обследуемых.
По сравнению с 1976 г. число врачей-онкологов в системе Минздрава СССР увеличилось на 24,6%, а число врачей-радиологов - на 35,4%.
Расширена подготовка врачей-онкологов и повышено ее качество: на 11 кафедрах институтов усовершенствования врачей проводятся циклы первичной специализации и усовершенствования по онкологии. Обеспечивается также подготовка врачей в ведущих научно-исследовательских институтах онкологии. Подготовка студентов по онкологии осуществляется на 45 кафедрах онкологии и 32 самостоятельных курсах медицинских институтов.
Ежегодно расширяется контингент лиц, осматриваемых с целью выявления предопухолевых заболеваний и злокачественных новообразований. В 1984 г. профилактически было осмотрено почти 130 млн. человек.
Проводится работа по повышению онкологической настороженности терапевтов, хирургов и других специалистов лечебно-профилактических учреждений. Улучшается подготовка работников фельдшерско-акушерских пунктов, и расширен объем их деятельности по раннему выявлению онкологических заболеваний. Функционирует более 8 тыс. смотровых кабинетов в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Существенному улучшению своевременности выявления злокачественных новообразований и повышению качества профилактических осмотров способствовала организация 208 реализованных цитологических лабораторий, работа которых хорошо налажена в Белорусской ССР, Латвийской ССР, Карельской АССР, Калужской, Новгородской, Ярославской областях РСФСР и др. В результате выявляемость рака шейки матки в доклинической стадии возросла, например в Белорусской ССР в 2,5 раза.
Организовано более 1200 отделений и кабинетов эндоскопии. Эндоскопический метод используется не только в диагностических целях, но и при диспансеризации лиц с атрофическим и гипертрофическим гастритом, язвенной болезнью и полипозом желудка, что значительно повышает возможности своевременного выявления злокачественных опухолей желудка.
В целях улучшения диагностики легочной патологии в ряде городов (Москва, Ленинград и др.) обследование больных проводится комиссией в составе онколога, рентгенолога, фтизиатра и пульмонолога, что повышает выявление рака легкого в 2 раза.
В последние годы разработаны и внедрены в практику новые методики комбинированного и комплексного лечения онкологических больных: химиолучевое лечение, полихимиотерапия и т. д., что улучшает возможности лечения больных по радикальной программе. Внедрен в практику ряд новых отечественных противоопухолевых препаратов: L-аспарагиназа, розевин, рубомицин, фторафур, карминомицин; фотрин, фопурин и др.
Число больных, получивших специальное и радикальное лечение, увеличилось с 70,9% в 1980 г. до 76,5% в 1984 г.
В результате улучшения онкологической помощи населению снизился индекс отношений числа заболевших к числу умерших; на 32% возрос контингент лиц, состоящих на учете в онкологических учреждениях, и составил 2,5 млн. человек.
Число больных, проживших 5 и более лет с момента установления диагноза злокачественного новообразования, в 1984 г. достигло 1,35 млн. человек.
Свидетельством эффективности профилактических и лечебных мероприятий является снижение заболеваемости раком шейки матки (1976 г. - 22,8; 1984 г. - 18,0 на 100 тыс. женского населения), смертности на 33,3% и увеличение контингента лиц, проживших 5 и более лет с момента установления диагноза, с 48,7% в 1975 г. до 53,6% в 1984 г.
Наряду с определенными успехами в организации профилактики, диагностики и лечения онкологических больных имеются серьезные недостатки и вопросы, требующие неотложного решения.
В стране сохраняется тенденция роста заболеваемости населения злокачественными новообразованиями и смертности от них. В структуре заболеваемости наибольший удельный вес занимают опухоли легких, желудка, кожи, молочной железы, шейки матки, гортани, пищевода и прямой кишки, которые составляют 67,3%. При этом более 22% больных с этими локализациями выявляются в поздних стадиях заболевания. Остается высокой одногодичная летальность (около 35%).
В ряде республик не уделяется должного внимания улучшению материально-технической базы и совершенствованию структуры онкологических учреждений. Из 253 онкологических диспансеров (в системе Минздрава СССР) 5% не имеют стационаров, в 37,5% онкологических диспансеров коечный фонд составляет от 25 до 100 коек, и только 29,6% диспансеров со стационарами более 200 коек. Министерством здравоохранения РСФСР не выполнено задание правительства по строительству онкологических диспансеров в Чечено-Ингушской АССР, Алтайском и Хабаровском краях, Курской, Смоленской, Саратовской областях.
Крайне неудовлетворительна материально-техническая база (приспособленные, в ряде случаев аварийные помещения) в Киевском, Брестском, Вологодском, Смоленском, Ленинградском областных, Ташаузском, Московском, Днепропетровском городских и некоторых других онкологических диспансерах. В ряде республиканских, областных, краевых онкологических диспансеров отсутствуют узкопрофильные отделения. Недостаточное внимание на местах уделяется вопросам организации в онкологических диспансерах отделений анестезиологии и реанимации.
До сих пор 10,7% онкологических диспансеров не имеют отделений и кабинетов для лучевой терапии.
Такое положение, сложившееся с материально-технической базой в ряде союзных и автономных республик, краев и областей, является совершенно нетерпимым и свидетельствует о невнимательном и безответственном отношении к развитию со стороны некоторых руководителей органов здравоохранения.
Только непониманием важности надлежащей материально-технической базы для ранней диагностики и лечения онкологических больных можно объяснить тот факт, что в указанных республиках, краях и областях на протяжении последних 10-15 лет по-существу ничего не сделано для развития и укрепления материально-технической базы онкологических учреждений.
Вместе с тем, очевидно, что в диспансерах, имеющих 50-100 коек, нет и не может быть условий для применения современных методов обследования и, особенно, лечения онкологических больных.
В результате недостаточной коечной мощности онкологических диспансеров еще около 40% больных злокачественными новообразованиями получают лечение в непрофильных стационарах, где нет всех возможностей для проведения комплексного и комбинированного лечения, что снижает эффективность лечебных мероприятий. Нередко онкологическим больным в непрофильных стационарах лечение проводится без привлечения онкологов. Нарушение установленного порядка перевода больных злокачественными новообразованиями из непрофильных лечебно-профилактических учреждений в онкологические стационары для дальнейшего комбинированного или комплексного лечения приводит к увеличению сроков начала лечения больных, а в ряде случаев к прогрессированию заболевания.
До сих пор не уделяется серьезного внимания вопросам организации квалифицированной медицинской помощи детям со злокачественными новообразованиями.
В целом по стране и в большинстве республик ежегодно повышают квалификацию около 25% врачей-онкологов. В то же время в Грузинской ССР и Литовской ССР эти показатели составили в 1984 г. соответственно 10,3% и 13,9% (в 1980 г. 14,6% и 9,2%), т. е. систематически не направляются заявки в Минздрав СССР в должном объеме и не используются возможности институтов усовершенствования врачей по последипломной подготовке. Мало часов по онкологии детского возраста выделено в программе последипломной подготовки врачей-педиатров.
Требует усовершенствования существующая программа подготовки студентов по онкологии в медицинских институтах и на медицинских факультетах государственных университетов. Свидетельством этого являются низкий уровень знаний по онкологии и отсутствие онкологической настороженности у врачей лечебно-профилактических учреждений.
Так, по данным анализа протоколов позднего выявления у больных злокачественных новообразований (ф. 027-2/У), в Белорусской ССР, Московской, Волгоградской областях РСФСР, Николаевской, Полтавской, Сумской областях Украинской ССР установлено, что в 30-35% случаев злокачественные новообразования выявляются в далекозашедших стадиях в связи с врачебными ошибками: отсутствие онкологической настороженности, неполное обследование больного, диагностические и рентгенологические ошибки.
Несмотря на это, на местах не везде проводится систематическая работа по повышению онкологической настороженности врачей лечебно-профилактических учреждений, ответственности за своевременность диагностики и качество обследования больных с подозрением на злокачественное новообразование в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях.
За исключением Молдавской ССР, Эстонской ССР, Латвийской ССР, некоторых областей РСФСР, Украинской ССР заполняемые протоколы по форме 027-2/У не всегда глубоко анализируются, и органами здравоохранения на местах не принимаются соответствующие меры по выявленным недостаткам.
Несмотря на значительный объем профилактических мероприятий, наличие разработанных эффективных методов диагностики, результативность массовых медицинских профилактических осмотров остается низкой, и активное выявление онкологических больных в целом по стране не превышает 10-12% (1980 г. - 10,4%; 1984 г. - 11,3%).
Несмотря на положительный опыт работы смотровых кабинетов, общее число их в стране недостаточно (8230), особенно в сельских районах, где они имеются в 17% участковых больниц. В то же время во многих существующих смотровых кабинетах эффективность работы низка вследствие ряда организационных недостатков (малая посещаемость, недостаточная квалификация акушерок, работа в одну смену, низкий процент забора материала для цитологического исследования).
Низок охват женщин цитологическим исследованием при профилактических осмотрах, отсутствует преемственность в работе смотровых кабинетов и женских консультаций и др. Таджикской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР отдельных областей Украинской ССР и РСФСР. Акушерками смотровых кабинетов не всегда осматриваются молочные железы. Не проводится в должном объеме санитарно-просветительная работа среди населения.
На местах не используются в полной мере современные достижения медицинской науки и практического здравоохранения.
Местными органами здравоохранения медленно внедряются флюоро- и маммография, что отрицательно сказывается на своевременности выявления рака молочной железы. Отечественной промышленностью разработан и серийно выпускается маммограф "Электроника", обеспечивающий высокую точность диагностики рака указанной локализации. Однако некоторые республиканские министерства здравоохранения представляют на него заниженные заявки, и даже имели место факты отказа (РСФСР) от выделенной аппаратуры.
Одной из главных причин позднего выявления злокачественных новообразований висцеральных локализаций является недостаточное и нерациональное использование эндоскопических методов исследования (Таджикская ССР, Туркменская ССР, Грузинская ССР, Киргизская ССР и др.). Особенно неэффективно использование эндоскопической аппаратуры в маломощных лечебно-профилактических учреждениях. В то же время, в целях более рационального использования врачебных кадров и техники, повышения качества проводимых исследований на местах не организуются межрайонные диагностические эндоскопические отделения с концентрацией в них имеющейся аппаратуры.
Серьезным недостатком в работе ряда амбулаторно-поликлинических учреждений Туркменской ССР, Белорусской ССР и др. является низкое качество диспансеризации лиц с хроническими заболеваниями легких, желудочно-кишечного тракта, гениталий (нерегулярное и неполное обследование, недостаточное использование современных диагностических методов, длительность обследования и т. д.).
Значительная часть больных, из числа находящихся на диспансерном учете в лечебно-профилактических учреждениях страны по поводу хронических заболеваний желудка и 12-перстной кишки, не обследуется с использованием эндоскопических методов.
Имеются недостатки и в организации диспансерного наблюдения за больными злокачественными новообразованиями, состоящими на учете в онкологических учреждениях, что ухудшает отдаленные результаты лечения (Московская, Вологодская области РСФСР, Азербайджанская ССР и др.).
В ряде республик до сих пор медленно внедряются в практику новые эффективные методики лечения больных злокачественными новообразованиями.
По данным комиссионных проверок, в Таджикской ССР, Азербайджанской ССР и др. низок удельный вес комбинированных и комплексных методов лечения, тогда как лекарственные и лучевые методы применяются необоснованно широко, недостаточен объем хирургических вмешательств, имеет место назначение неадекватных методик лечения. Нарушается очередность применения химиопрепаратов при комбинированном лечении, не соблюдаются показания к назначению их при отдельных локализациях, самопроизвольно заменяются общепринятые схемы, незначительна доля амбулаторной химиотерапии в лечении онкологических больных (Казахская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, Вологодская, Смоленская области РСФСР и др.).
В целях дальнейшего совершенствования профилактики ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований, утверждаю:
1. Положение об онкологическом диспансере.
2. Положение об организационно-методическом кабинете онкологического диспансера.
3. Положение об онкохимиотерапевтическом отделении онкологического диспансера (многопрофильной больницы).
4. Положение об онкологическом кабинете (диспансерном отделении) поликлиники.
5. Положение о кабинете для амбулаторной химиотерапии онкологического диспансера.
6. Положение о детском онкологическом кабинете.
7. Положение о смотровом женском кабинете поликлиники.
8. Положение об эндоскопическом отделении (кабинете) лечебно-профилактического учреждения.
9. Штатные нормативы медицинского персонала эндоскопического отделения (кабинета) лечебно-профилактического учреждения.
10. Положение о централизованной цитологической лаборатории лечебно-профилактического учреждения.
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения городов Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента и Московской области:
1.1. Принять неотложные меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы онкологических учреждений.
1.2. До 01.10.86 г. разработать конкретный план мероприятий по укреплению стационаров существующих онкологических диспансеров, имея в виду расширение их к 1990 году не менее, чем до 200 коек, путем строительства отдельных корпусов или выделения помещений, а также замену помещений онкологических диспансеров, находящихся в аварийном состоянии.
Привлечь к решению этой задачи промышленные предприятия и исполкомы местных Советов народных депутатов. В необходимых случаях перепрофилировать для этих целей другие лечебно-профилактические учреждения.
1.3. Обеспечить выполнение заданий по строительству онкологических диспансеров и радиологических корпусов в объемах и в сроки в соответствии с приложением.
1.4. В течение 1986-1990 гг. организовать в республиканских научно-исследовательских институтах онкологического профиля и в республиканских, краевых, областных онкологических диспансерах со стационарами от 300 коек и выше узкопрофильные онкологические отделения (торакальные, ЛОР, урологические и др.).
1.5. В течение 1986-1988 гг. организовать химиотерапевтические отделения в составе крупных онкологических диспансеров или многопрофильных республиканских, краевых, областных и городских больниц. Укомплектовать эти отделения подготовленными по химиотерапии специалистами.
Развернуть во всех онкологических диспансерах кабинеты для амбулаторной химиотерапии.
1.6. В течение 1986-1987 гг. организовать в республиканских, краевых, областных онкологических диспансерах (больницах) детские онкологические кабинеты для оказания консультативной и лечебной помощи детям со злокачественными новообразованиями в амбулаторных условиях.
1.7. Обеспечить систематическое повышение уровня профессиональной подготовки врачей-онкологов всех специальностей и врачей лечебно-профилактических учреждений, акушерок смотровых кабинетов и фельдшерско-акушерских пунктов. С этой целью:
- определить потребность в подготовке на 1986-1990 гг. врачей по всем основным разделам онкологии (радиологов, онкологов, эндоскопистов, врачей-лаборантов для цитологических исследований и др.) и представить к 01.09.86 г. конкретную заявку в Главное управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР, организовать направление врачей не реже 1 раза в 5 лет на курсы институтов усовершенствования врачей;
- наряду с этим осуществлять ежегодное проведение Краткосрочных курсов, привлекая для этой цели работников кафедр онкологии институтов усовершенствования врачей, медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов;
- осуществлять с 1986 г. систематическую подготовку не реже 1 раза в год на краткосрочных курсах врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (участковых и цеховых терапевтов, хирургов, акушеров-гинекологов, травматологов-ортопедов, стоматологов и др.) по вопросам профилактики, ранней диагностики онкологических заболеваний и онкологической настороженности;
- с 1986 г. ежегодно проводить врачебные конференции для повышения онкологической настороженности врачей лечебно-профилактических учреждений (всех специальностей) по наиболее актуальным вопросам профилактики, раннего выявления и лечения злокачественных новообразований с анализом врачебных ошибок;
- организовать ежегодное проведение занятий для фельдшеров и акушерок фельдшерско-акушерских пунктов, акушерок смотровых кабинетов по вопросам профилактики и раннего выявления злокачественных опухолей основных локализаций в соответствии с утвержденной программой.
1.8. В течение 1986-1990 гг., в соответствии со штатными нормативами, укомплектовать должности врачей-онкологов в районах, обслуживающих сельское население. В тех районах, где численность населения не позволяет выделить должность врача-онколога, организовать межрайонные кабинеты.
1.9. Обеспечить повышение эффективности работы онкологических и других лечебно-профилактических учреждений по профилактике и раннему выявлению злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний:
- за счет более широкого применения рентгено-флюорографического, маммографического, эндоскопического, лабораторных и других современных методов раннего выявления предопухолевых заболеваний (эрозии шейки матки, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, полипоз желудка и кишечника и др.);
- путем улучшения качества диспансеризации лиц с предопухолевыми заболеваниями (язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, анацидными гастритами, полипозом желудка и кишечника, эрозией шейки матки и др.), имея в виду своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий для предупреждения возникновения опухолевого процесса;
- за счет дополнительной организации в течение 1986-1988 гг. числа смотровых кабинетов в амбулаторно-поликлинических учреждениях и упорядочения работы смотровых кабинетов, усиления мероприятий по подготовке акушерок этих кабинетов по вопросам раннего выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний и установления контроля за обязательным взятием мазков и соскобов для цитологического исследования, проведением осмотра молочных желез и др.;
- за счет усиления санитарно-просветительной работы среди населения в области профилактики онкологических заболеваний, обратив особое внимание на необходимость разъяснения вреда курения, употребления алкоголя, чрезмерно горячей пищи и др.
1.10. Обеспечить существенное повышение уровня диагностики злокачественных новообразований путем проведения следующих мероприятий:
- в течение 1986-1988 гг. организовать централизованные цитологические лаборатории в составе одной из больниц (республиканской, краевой, областной и городской), крупной городской поликлиники или в онкологическом диспансере, обеспечив их работу в соответствии с положением;
- устанавливать штаты медицинского персонала централизованных цитологических лабораторий в пределах численности должностей соответствующих категорий персонала, положений по действующим штатным нормативам лечебно-профилактических учреждений, в том числе прикрепленных к данным лабораториям для проведения цитологических исследований. При этом, вместо одной должности врача-лаборанта может устанавливаться должность заведующего централизованной лабораторией;
- в течение 1986-1988 гг. организовать в городах с населением не менее 300 тыс. человек в составе крупных республиканских, краевых, областных, городских лечебно-профилактических учреждений эндоскопические отделения путем централизации в них аппаратуры и кадров;
- в городах с населением менее 300 тыс. человек организовать эндоскопические кабинеты в поликлиниках и центральных районных больницах. Обеспечить работу эндоскопических отделений и кабинетов в соответствии с положением;
- принять неотложные меры к максимальному использованию эндоскопической аппаратуры с волоконной оптикой для выявления рака желудочно-кишечного тракта и легких, обеспечив нагрузку на аппарат не менее 700 исследований в год;
- обязать руководителей лечебно-профилактических учреждений в течение 1-го полугодия 1986 г. организовать проверку технического состояния эндоскопической аппаратуры и эффективности ее использования; принять меры к ремонту находящейся в неисправности аппаратуры, а непригодную к дальнейшей эксплуатации - списать в установленном порядке;
- повысить уровень флюорографических исследований и качество расшифровки флюорограмм. Обязать руководителей поликлиник, поликлинических отделений, в целях сокращения сроков и многоэтапности в обследовании лиц с выявленной при флюорографическом исследовании патологией, организовывать консилиумы специалистов с привлечением врачей: онколога, фтизиатра, рентгенолога, пульмонолога;
- повысить качество рентгенологических исследований путем повышения квалификации врачей-рентгенологов по диагностике заболеваний органов дыхания и желудочно-кишечного тракта для чего, начиная с 1986 г., проводить ежегодные семинары по этим проблемам;
- обратить особое внимание и принять меры к повышению уровня диагностики предопухолевых заболеваний и злокачественных опухолей молочной железы за счет более широкого использования маммографического, термографического, цитологического и других современных методов;
- обеспечить обязательное проведение всестороннего обследования на выявление предопухолевых и опухолевых заболеваний у больных, находящихся на лечении в стационарах общего профиля.
1.11. Принять решительные меры и обеспечить строгий контроль за своевременным выявлением и обследованием больных с подозрением или наличием злокачественного процесса, обратив внимание на следующие факторы:
- считать III стадию злокачественных новообразований визуальных локализацией "запущенной" и составлять протокол-форму 027-2/У (на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования);
- проводить расследование причин поздней диагностики на экспертных комиссиях, организованных органами здравоохранения, с принятием мер по устранению выявленных недостатков и предупреждению подобных случаев;
- обязать руководителей онкологических учреждений ежегодно представлять в местные органы здравоохранения материалы с анализом причин позднего выявления злокачественных новообразований. Принимать меры дисциплинарного взыскания к врачам, допустившим ошибки, халатность или небрежное отношение к больным.
1.12. Принимать меры к своевременному обследованию и лечению больных злокачественными новообразованиями повышению эффективности лечебных мероприятий, обеспечив:
- обследование в 10-дневный срок в амбулаторно-поликлинических учреждениях больных с подозрением на злокачественное новообразование и госпитализацию их в 3-дневный срок при необходимости стационарного дообследования;
- начало лечения с момента установления диагноза злокачественного новообразования;
- привлечение к строгой ответственности лиц, виновных в несвоевременном обследовании и лечении больных.
1.13. Обязать руководителей онкологических и других лечебно-профилактических учреждений под персональную ответственность главных врачей и заведующих отделениями обеспечить применение современных методов (комбинированного, комплексного, сочетанно-лучевого, химиотерапии) лечения больных злокачественными новообразованиями в соответствии с инструкциями и сборником официальных указаний по организации онкологической помощи, изданным Министерством здравоохранения СССР в 1985 г.
1.14. Обеспечить лечебно-профилактические учреждения, занимающиеся лечением онкологических больных, противоопухолевыми и гормональными препаратами по всей номенклатуре и в соответствии с расчетной потребностью.
1.15. Обеспечить обязательную госпитализацию в стационары лечебно-профилактических учреждений больных с далеко зашедшими формами злокачественных новообразований (взрослых и детей) при наличии выраженного болевого синдрома и невозможности обеспечить лечение и уход в домашних условиях.
2. Главному управлению учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (т. Лакин К.М.):
2.1. До 01.09.86 г. усовершенствовать преподавание онкологии в медицинских институтах, на медицинских факультетах государственных университетов, предусмотрев увеличение часов преподавания онкологии.
Ввести указанную программу для преподавания с 1987-1988 гг.
Внести дополнения в проект межкафедральной программы по поликлинической подготовке студентов, предусмотрев усиление раздела ранней диагностики опухолей в условиях поликлинического приема.
2.2. К 01.07.86 г. создать Центральную проблемную учебно-методическую комиссию по совершенствованию учебного процесса на кафедрах онкологии и повышению качества подготовки врачей.
2.3. В течение 1986-1990 гг. продолжить работу по созданию учебных кинофильмов для врачей и студентов медицинских институтов по вопросам профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований.
2.4. До 01.09.86 г. увеличить количество часов в унифицированной программе повышения квалификации врачей-рентгенологов по вопросам диагностики заболеваний молочной железы.
2.5. До 01.04.87 г. разработать методические рекомендации для руководителей врачей-интернов по вопросам раннего выявления злокачественных новообразований в практике работы врача-терапевта.
2.6. До 01.09.86 г. внести дополнительно в Перечень циклов и сроков специализации и усовершенствования средних медицинских и фармацевтических кадров циклы специализации и усовершенствования фельдшеров-лаборантов по цитологии (фельдшер-лаборант цитологических лабораторий) со сроками обучения: специализация - 2 месяца, усовершенствование - 1 месяц.
2.7. До 01.07.86 г. дополнительно ввести курс занятий по онкологии в программы ФПК для преподавателей клинических дисциплин медицинских институтов и медицинских факультетов государственных университетов.
2.8. До 01.09.86 г. внести в программу подготовки учащихся средних медицинских училищ преподавание вопросов профилактики, раннего выявления и диспансеризации онкологических больных.
3. Главному управлению учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (т. Лакин К.М.) и Управлению онкологической помощи Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР (т. Билетов Б.В.):
3.1. В течение 1986 г. проверить состояние и качество преподавания онкологии в ряде медицинских институтов и медицинских факультетов государственных университетов.
3.2. В IV квартале 1986 г. провести Всесоюзное учебно-методическое совещание по преподаванию онкологии в медицинских институтах.
4. Главному управлению учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (т. Лакин К.М.) и Центральному ордена Ленина институту усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР до 01.09.86 г. предусмотреть расширение количества часов по онкологии на кафедрах хирургии, терапии институтов усовершенствования врачей.
5. Управлению онкологической помощи Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР (т. Билетов Б.В.) до 01.09.86 г. представить в Управление проектирования и капитального строительства Министерства здравоохранения РСФСР предложения по внесению изменений в действующие типовые проекты радиологических корпусов в составе онкологических диспансеров со стационарами на 450, 240 и 120 коек, с учетом последних достижений в научно-техническом прогрессе.
6. Управлению проектирования и капитального строительства Министерства здравоохранения СССР (т. Ромашихин Ю.А.), Управлению онкологической помощи Министерства здравоохранения СССР (т. Билетов Б.В.), Министру здравоохранения РСФСР (т. Потапов А.И.) в IV квартале 1986 г. решить вопрос с Госгражданстроем и Госстроем РСФСР о включении в утверждаемые планы типового проектирования необходимых работ по корректировке действующих или разработке новых типовых проектов радиологических корпусов.
7. Всесоюзному научно-исследовательскому институту социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР (т. Овчаров В.К.), Управлению онкологической помощи Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР (т. Билетов Б.В.) до 01.09.86 г. завершить работу по пересмотру штатных нормативов медицинского и другого персонала онкологических диспансеров, отделений, кабинетов.
Планово-финансовому управлению Министерства здравоохранения СССР (т. Головтеев В.В.) до 01.12.86 г. рассмотреть и представить на утверждение штатные нормативы онкологических учреждений.
8. Главному аптечному управлению Министерства здравоохранения СССР (т. Клюев М.А.) обеспечить:
- бесперебойное снабжение учреждений здравоохранения химическими реактивами и красителями для нужд централизованных цитологических лабораторий по номенклатуре, согласованной с Управлением онкологической помощи Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР;
- бесперебойное снабжение лечебно-профилактических учреждений по заявкам министерств здравоохранения союзных республик рентгено-контрастными средствами;
- бесперебойное снабжение лечебно-профилактических учреждений противоопухолевыми и гормональными препаратами, обратив внимание на упорядочение поставок препаратов-тиофосфамида, фосфэстрола, сарколизина и др.
9. Всесоюзному объединению "Союзмедтехника" (т. Русанов В.П.), Управлению онкологической помощи Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР (т. Билетов Б.В.) обеспечить в течение 1986-1990 гг. оснащение онкологических и других лечебно-профилактических учреждений современной диагностической аппаратурой (гамма-камеры, маммографы "Электроника", тепловизоры "Радуга", эндоскопические аппараты с волоконной оптикой и др.) в объемах и по номенклатуре согласно приложений.
10. Всесоюзному объединению "Союзмедтехника" (т. Русанов В.П.) обеспечить своевременный и качественный ремонт эндоскопической аппаратуры с волоконной оптикой.
11. Государственной инспекции по контролю за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники Министерства здравоохранения СССР (т. Гуськова Л.С.) усилить контроль за качеством новых изделий медицинской техники и противоопухолевых препаратов серийного производства.
12. Управлению онкологической помощи Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР (т. Билетов Б.В.), Всесоюзному научно-исследовательскому институту социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР (т. Овчаров В.К.), Всесоюзному онкологическому научному центру АМН СССР (т. Блохин Н.Н.) в течение 1987-1988 гг. провести паспортизацию онкологических диспансеров, эндоскопических отделений и централизованных цитологических лабораторий.
13. Центральному научно-исследовательскому институту санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (т. Попов В.Ф.), Всесоюзному онкологическому научному центру АМН СССР (т. Блохин Н.Н.), Управлению онкологической помощи Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР (т. Билетов Б.В.) в течение 1986-1988 гг.:
13.1. Подготовить для населения научно-популярные фильмы по профилактике и ранним признакам злокачественных новообразований основных локализаций.
13.2. Усовершенствовать программу противораковой пропаганды, предусмотрев вопросы борьбы с курением, алкоголизмом и другими вредными привычками, а также вопросы ранних признаков опухолевых заболеваний, самообследование молочных желез и др.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Сафонова А.Г.
Считать утратившими силу:
- приказ Министерства здравоохранения СССР N 425 от 29.04.76 г. "О мерах по дальнейшему улучшению и развитию онкологической помощи населению";
- приказ Министерства здравоохранения СССР N 1253 от 30.12.76 г. "О мерах по улучшению цитологической диагностики злокачественных новообразований";
- приказ Министерства здравоохранения СССР N 1164 от 10.12.76 г. "Об организации эндоскопических отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях";
- приказ Министерства здравоохранения СССР N 1165-ДПС от 26.11.82 г. "О состоянии химиотерапии больных злокачественными новообразованиями и мерах по ее дальнейшему развитию и совершенствованию";
- приказ Министерства здравоохранения СССР N 212 от 14.03.77 г. "Об организации Всесоюзного и республиканских центров по раннему выявлению рака молочной железы";
- Положение о смотровом женском кабинете (приложение N 11), приложение к приказу Министерства здравоохранения СССР N 1000 от 23.09.81 г. "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений".
Министерствам здравоохранения союзных республик разрешается размножение данного приказа в необходимом количестве.
Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
25.04.1986 N 590
ПОЛОЖЕНИЕ
об онкологическом диспансере
1. Онкологический диспансер (республиканский, краевой, областной, городской, межрайонный) является лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим поликлинической и стационарной специализированной медицинской помощью население.
2. Структура онкологического диспансера определяется числом обслуживаемого населения, уровнем и структурой заболеваемости, коечной мощностью учреждения. В структуре онкологического диспансера в первую очередь должны быть предусмотрены хирургическое, радиологическое, рентгенологическое, поликлиническое отделения, а в диспансерах от 300 коек - узкопрофильные отделения (опухолей головы и шеи, урологическое, химиотерапевтическое и др.).
По решению вышестоящих органов здравоохранения на городские онкологические диспансеры, при обслуживании нескольких сельских районов, может быть возложена функция межрайонных.
3. Основными задачами онкологического диспансера являются:
- оказание в полном объеме квалифицированной консультативной и лечебной помощи (амбулаторной и стационарной) больным злокачественными новообразованиями на территории, обслуживаемой диспансером;
- обеспечение своевременной госпитализации и начала лечения онкологических больных;
- осуществление методического руководства при проведении периодических профилактических осмотров врачами общей лечебной сети по раннему выявлению предопухолевых и опухолевых заболеваний;
- правильное и рациональное расходование средств на бесплатное лечение больных злокачественными новообразованиями в амбулаторных условиях;
- своевременное освоение и внедрение в практику работы современных методов и средств диагностики и лечения онкологических больных;
- проведение анализа ежегодной потребности онкологического диспансера в современном инструментарии, оборудовании, противоопухолевых препаратах и гормональных средствах и составление заявок на них;
- осуществление полного учета онкологических больных на территории обслуживания диспансера, составление годового отчета о больных злокачественными новообразованиями;
- организация и контроль за проведением диспансерного наблюдения за онкологическими больными в онкологических поликлинических отделениях и онкологических кабинетах.
4. Кроме того, задачами республиканского, краевого, областного онкологического диспансера и некоторых городских (г. Москва, Ленинград, Киев, Ташкент) являются:
- осуществление организационно-методического руководства и координирование деятельности онкологических учреждений на территории обслуживания (городские и межрайонные онкологические диспансеры, отделения, кабинеты);
- оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям по вопросам профилактики, раннего выявления злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний, лечения и диспансерного наблюдения за больными;
- разработка и проведение мероприятий по повышению квалификации по онкологии врачей и средних медицинских работников путем организации краткосрочных курсов и других форм обучения;
- разработка ежегодных и перспективных планов по дальнейшему совершенствованию онкологической службы и проведению противораковых мероприятий (в республике, крае, области) с последующим утверждением их в соответствующих органах здравоохранения;
- проведение анализа эффективности и качества лечебной помощи онкологическим больным в неспециализированных стационарах и разработка мероприятий по ее улучшению на территории обслуживания диспансера и оказание консультативной помощи;
- проведение систематического анализа состояния заболеваемости населения злокачественными новообразованиями и смертности от них на обслуживаемой территории;
- осуществление проверки обоснованности диагноза злокачественного новообразования, указываемого в свидетельствах о смерти, выдаваемых медицинскими работниками;
- проведение регулярного анализа причин позднего выявления злокачественных новообразований и разработка мероприятий по их устранению. Контроль за качеством составляемых протоколов на случай выявления у больных запущенной формы злокачественных новообразований и разбор их (ф. 027-2/У);
- разработка и реализация мероприятий по организации, проведению и повышению качества проводимых на обслуживаемой территории массовых медицинских профилактических осмотров населения на раннее выявление злокачественных новообразований.
5. Онкологический диспансер (республиканский, краевой, областной) осуществляет:
- организацию и проведение широкой санитарно-просветительной противораковой пропаганды среди населения совместно с домами санитарного просвещения;
- ведение учета и представление отчетов о своей деятельности по утвержденным формам и в установленные сроки.
6. Онкологический диспансер является самостоятельным учреждением здравоохранения. Имеет в своем распоряжении здания с определенной территорией, соответствующее оборудование, инвентарь и другое имущество, пользуется правами юридического лица.
7. Диспансер имеет круглую печать и штампы со своим наименованием.
8. Онкологический диспансер находится в непосредственном ведении министерства здравоохранения (союзной, без областного деления, автономной) республики, краевого, областного, городского отделов здравоохранения.
9. Открытие и закрытие онкологического диспансера проводится в установленном порядке.
10. Руководство онкологическим диспансером осуществляет на основе единоначалия главный врач, назначаемый и увольняемый в установленном порядке.
Главный врач пользуется правами, установленными для руководителей республиканских, краевых, областных, городских больниц.
Главный врач онкологического диспансера, как правило является главным внештатным онкологом республики, края, области, города и отвечает за организацию онкологической помощи.
11. Штаты онкологического диспансера устанавливаются по действующим штатным нормативам.
12. Онкологический диспансер (республиканский, краевой, областной, крупный городской) может являться клинической (учебной) базой соответствующих кафедр медицинского института, института усовершенствования врачей или научно-исследовательского института, а также базой производственной практики студентов медицинских ВУЗов и учащихся медицинских училищ.
13. В своей деятельности онкологический диспансер руководствуется настоящим Положением, приказами, соответствующими инструкциями и указаниями органов здравоохранения.
14. Онкологический диспансер обязан иметь правила внутреннего распорядка для больных и для сотрудников.
15. Порядок приема и выписки больных из стационара определяется специальными правилами.
16. Вскрытие умерших в онкологических диспансерах производится в установленном порядке.
17. В целях широкого привлечения трудящихся и общественных организаций к выполнению мероприятий, направленных на улучшение деятельности онкологического диспансера и медицинского обслуживания населения, при республиканском, краевом, областном (и некоторых городских - Москва, Ленинград, Киев, Ташкент) онкологическом диспансере организуется Общественный совет, который в своей работе руководствуется положением, утвержденным Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС 11 февраля 1965 года.
Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава СССР | А.М.Москвичев |
Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
25.04.1986 N 590
ПОЛОЖЕНИЕ
об организационно-методическом кабинете онкологического диспансера
1. Организационно-методический кабинет является структурным подразделением республиканского (краевого, областного и одного из городских (городов республиканского подчинения) онкологического диспансера и обеспечивает постановку всей организационно-методической работы по вопросам организации онкологической помощи населению на территории, обслуживаемой диспансером.
2. Организационно-методический кабинет возглавляется врачом, подготовленным по вопросам организации онкологической помощи населению; заведующий кабинетом назначается и увольняется главным врачом онкологического диспансера в установленном порядке и находится в его непосредственном подчинении.
3. Организационно-методический кабинет онкологического диспансера осуществляет организационно-методическую и статистическую работу и координирует соответствующую деятельность онкологических учреждений республики, края, области, города.
4. Основными задачами организационно-методического кабинета являются:
- осуществление полного учета онкологических больных (взрослых и детей) на территории обслуживания диспансера;
- осуществление систематической сверки данных об умерших от злокачественных новообразований с данными ЦСУ республики, краевых, областных статистических управлений;
- осуществление контроля за правильностью и полнотой проведения учета онкологических больных в других онкологических учреждениях;
- организация диспансерного наблюдения за больными (взрослыми и детьми) злокачественными опухолями;
- проведение анализа заболеваемости населения злокачественными новообразованиями и смертности от них (в республике, крае, области, городе), длительности обследования экологических больных и сроков их госпитализации, временной утраты трудоспособности онкологическими больными и выхода их на инвалидность;
- проведение анализа состояния онкологической помощи населению в зоне обслуживания и разработка ежегодных и перспективных планов ее развития;
- планирование и организация методической работы;
- осуществление связи и координации планов работы с организационно-методическим отделом республиканской (краевой, областной, центральной городской больницы);
- разработка мероприятий и внедрение в практику работы лечебно-профилактических учреждений методов профилактики, раннего выявления и лечения онкологических больных;
- разбор протоколов на случай выявления запущенной формы злокачественных новообразований (ф. N 027-2/У) с анализом причин позднего выявления больных злокачественными новообразованиями и разработкой мероприятий по снижению запущенности;
- оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям, проводящим работу по диагностике, учету и лечению больных злокачественными новообразованиями и предопухолевыми заболеваниями;
- определение обеспеченности территориальных онкологических диспансеров, отделений, кабинетов врачебными кадрами, составление перспективных планов по укомплектованию врачебных должностей онкологов и повышению квалификации врачей;
- разработка и проведение мероприятий по повышению квалификации врачей лечебно-профилактических учреждений по онкологии, планирование и руководство противораковой санитарно-просветительной работой на обслуживаемой территории.
5. Организационно-методический кабинет составляет график выездов врачей онкологического диспансера в пределах территории деятельности диспансера для оказания консультативной и методической помощи.
6. Совместно с врачами онкологического диспансера организационно-методический кабинет разрабатывает план организационных мероприятий на территории деятельности диспансера.
7. Организационно-методический кабинет составляет по утвержденным формам государственные статистические отчеты и обеспечивает их представление вышестоящему органу здравоохранения в установленные сроки.
8. Штаты организационно-методического кабинета онкологического диспансера устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами.
Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава СССР | А.М.Москвичев |
Приложение N 3
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
25.04.1986 N 590
ПОЛОЖЕНИЕ
об онкохимиотерапевтическом отделении онкологического диспансера (многопрофильной больницы)
1. Онкохимиотерапевтическое отделение организуется в составе онкологического диспансера со стационаром от 300 коек и выше или в составе крупной многопрофильной больницы (республиканской, областной, краевой) и является структурным подразделением указанных учреждений.
2. Руководство работой онкохимиотерапевтического отделения осуществляется заведующим отделением.
3. Основными задачами онкохимиотерапевтического отделения являются:
- осуществление консультативной и лечебной (химиотерапевтической) помощи больным злокачественными новообразованиями, проживающим на прикрепленной территории обслуживания;
- проведение онкологическим больным всех современных методов химиотерапии злокачественных новообразований в стационаре, в том числе проведение паллиативной химиотерапии больным с далекозашедшими формами злокачественных новообразований, в соответствии с показаниями;
- осуществление строгой преемственности в проведении химиотерапии больным злокачественными новообразованиями между стационаром и кабинетом для амбулаторной химиотерапии онкологического диспансера;
- оказание методической помощи и осуществление контроля за качеством проводимой химиотерапии в других отделениях диспансера (больницы) в том числе, как этапа (компонента) комбинированного (химиолучевого или химиохирургического) и комплексного методов лечения;
- использование при необходимости, для уточнения степени распространения опухолевого процесса, оценки или повышения эффективности химиотерапевтического лечения, ряда хирургических процедур: пункционной или эксцизионной биопсии, лимфографии, трансторакальной, брюшной и плевральной пункции, трепанобиопсии костного мозга, гемотрансфузий, трансплантации костного мозга, регионарных методов введения противоопухолевых препаратов и других манипуляций;
- осуществление профилактических мероприятий и своевременное лечение осложнений, возникающих в процессе химиотерапии;
- клиническое изучение новых противоопухолевых препаратов (II фаза) в онкологических диспансерах, являющихся клиническими базами, в порядке, определенном по каждому препарату в отдельности приказом Министерства здравоохранения СССР;
- осуществление функции методического и организационного центра по химиотерапии злокачественных новообразований на обслуживаемой территории.
................Перейти до повного тексту