1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
П Р И К А З
30.04.1985 N 581
Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптек
( Приказ не применяется на территории Украины на основании Приказа Министерства охраны здоровья N 139 от 14.06.93 )
В целях обеспечения санитарного режима и повышения качества изготовляемых в аптеках лекарств:
1. Утверждаю Инструкцию по санитарному режиму аптек.
2. Приказываю министрам здравоохранения союзных республик, начальникам республиканских, краевых, областных, городских аптечных управлений:
2.1. Обеспечить безусловное соблюдение в аптеках санитарных и гигиенических требований данной Инструкции.
2.2. Обеспечить контроль со стороны санитарно-эпидемиологических станций за соблюдением санитарного режима в аптеках.
2.3. Размножить настоящий приказ в необходимом количестве.
3. С введением настоящего приказа считать утратившим силу приказ по Министерству здравоохранения СССР от 25.02.57 г. N 79.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Шмакова Н.М.
Приложение
к приказу Минздрава СССР
30.04.1985 N 581
ИНСТРУКЦИЯ
по санитарному режиму аптек
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция содержит основные требования, предъявляемые к санитарному режиму аптечного производства и личной гигиене работников аптек. Выполнение гигиенических и санитарных требований, изложенных в данной Инструкции, позволит поддерживать в аптеках надлежащий санитарный режим.
1.2. Действие Инструкции распространяется на все аптеки, находящиеся на территории СССР, независимо от ведомственной подчиненности.
1.3. Ответственность за выполнение требований данной Инструкции возлагается на заведующих аптеками.
2. Требования к помещениям и оборудованию
2.1. Отделка стен и потолков производственных помещений должна допускать влажную уборку с использованием дезсредств. В качестве отделочных материалов могут быть использованы водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные (майоликовые) плитки светлых тонов.
Полы покрываются керамическими неглазурованными (терракотовыми) плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов.
2.2. Поверхность аптечного оборудования как снаружи, так и внутри, должна быть гладкой, выполненной из материалов, устойчивых к воздействию медикаментов, а в необходимых случаях - и к химическим реактивам. Оборудование и аптечная мебель располагаются так, чтобы не оставлять недоступных для уборки мест и не загораживать источников света. Запрещается размещать в производственных помещениях оборудование, не имеющее отношения к выполняемым работам.
2.3. В летний период, при необходимости, окна и витрины, расположенные на солнечной стороне, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами (жалюзи, маркизы и т.п.), которые располагаются с внешней стороны окон или между рамами.
2.4. Оконные фрамуги или форточки, используемые для проветривания помещений, защищаются съемными металлическими или пластмассовыми сетками с размерами ячейки не более 2 х 2 мм.
2.5. В производственных помещениях не допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать стенгазеты, плакаты и т.п. Для этого могут быть использованы коридоры, комнаты отдыха персонала аптек, кабинеты.
Информационные стенды и таблицы, необходимые для работы в производственных помещениях, должны изготовляться из материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.
Декоративное оформление непроизводственных помещений, в том числе озеленение, допускается при условии обеспечения за ними необходимого ухода (очистка от пыли, мытье и т.д.) по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
2.6. Перед входами в аптеку должны быть оборудованы приспособления для очистки обуви от грязи (решетки, скребки и т.п.). Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в день.
2.7. Рабочие места персонала аптеки в зале обслуживания населения должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции. Кроме того, в периоды распространения острых респираторных заболеваний сотрудники аптек должны носить на лице марлевые повязки.
2.8. Перед входом в асептический блок, заготовочную (дефектарскую), ассистентскую комнату, в тамбуре туалета на полу должны быть резиновые коврики, смоченные дезинфицирующим раствором.
2.9. Для мытья рук персонала в шлюзах асептического блока и заготовочной, ассистентской, моечной, туалете должны быть установлены раковины (рукомойники), которые целесообразно оборудовать педальными кранами или кранами с локтевыми приводами. Рядом с умывальником устанавливаются емкости с дезрастворами, воздушные электросушилки. Пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлением и фасовкой лекарств, запрещается.
2.10. В моечной комнате должны быть выделены и промаркированы раковины для мытья посуды, предназначенной для приготовления инъекционных растворов и глазных капель внутренних лекарственных форм, наружных лекарственных форм. В этих же раковинах моется посуда (баллоны, мерные цилиндры, воронки, ступки и др.), используемая при изготовлении данных лекарственных форм.
В аптеках V-VIII групп разрешается мытье посуды для внутренних и наружных лекарств в одной раковине.
Запрещается пользоваться этими раковинами для мытья рук.
2.11. Прием пищи в производственных помещениях запрещается.
3. Санитарные требования к уборке помещений, уходу за аптечным оборудованием
3.1. Производственные помещения аптек должны подвергаться влажной уборке с применением моющих и дезинфицирующих средств. Сухая уборка категорически запрещается.
3.2. Полы моются не реже 1 раза в смену, а стены и двери не реже 1 раза в неделю с применением дезинфицирующих средств. Потолки 1 раз в месяц очищаются от пыли влажными тряпками.
3.3. Оконные стекла, рамы и пространства между ними моются горячей водой с мылом или моющими средствами не реже 1 раза в месяц. При этом снаружи окна моются только в теплое время года.
3.4. Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергается ежедневной уборке, шкафы для хранения медикаментов в помещениях хранения лекарственных средств (материальные комнаты) убираются по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
3.5. Раковины для мытья рук и санитарные узлы чистятся и дезинфицируются ежедневно.
3.6. При необходимости уборка помещений и оборудования производится чаще.
3.7. Для уборки различных помещений (помещение для приготовления лекарств в асептических условиях; прочие производственные помещения; торговый зал; санитарные узлы) выделяется уборочный инвентарь (ведра, тазы, щетки, ветошь и др.), который маркируется и используется строго по назначению. Хранение его осуществляется в специально выделенном месте (комната, шкаф) раздельно.
Ветошь, предназначенная для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки хранится в чистой промаркированной плотно закрытой таре (банка, кастрюля и др.).
3.8. Санитарный день проводится в аптеках 1 раз в месяц. Кроме тщательной уборки, в санитарные дни может производиться мелкий текущий ремонт.
4. Требования к личной гигиене сотрудников аптек
4.1. Работники аптек обязаны соблюдать следующие правила:
- придя на работу, снять верхнюю одежду и обувь;
- перед началом работы надеть санитарную одежду (халат и шапочку) и санитарную обувь, вымыть и продезинфицировать руки;
- перед посещением туалета снимать халат, а после посещения тщательно мыть и дезинфицировать руки;
- не выходить за пределы аптеки в санитарной одежде и обуви.
4.2. Производственному персоналу запрещается хранить на рабочих местах и в карманах халатов предметы личного пользования, кроме чистого носового платка.
Лица, занятые изготовлением, контролем, фасовкой лекарств, должны коротко стричь ногти, не покрывать их лаком и не носить на пальцах колец.
4.3. Санитарная одежда и санитарная обувь выдается работникам аптек в соответствии с действующими нормами. Смена санитарной одежды должна проводиться не реже 2 раз в неделю, а при необходимости и чаще. Для этого каждый сотрудник аптеки должен быть обеспечен не менее чем двумя комплектами санодежды.
4.4. Работникам, занятым изготовлением и фасовкой лекарств, перед началом смены должны выдаваться чистые полотенца для личного пользования.
4.5. Работники аптеки, занимающиеся изготовлением и контролем лекарств, расфасовкой медикаментов и обработкой аптечной посуды, а также соприкасающиеся с готовой продукцией, при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем - профилактический осмотр в соответствии с действующими требованиями. Результаты обследования заносятся в санитарную книжку, что дает допуск к изготовлению, контролю и расфасовке лекарств, мойке аптечной посуды и другим производственным процессам.
4.6. Выявленные больные, а также бактерионосители направляются на лечение или санацию. Допуск этих лиц к работе, связанной с изготовлением, фасовкой, контролем качества, отпуском лекарств, производится только при наличии справки лечебно-профилактического учреждения о выздоровлении или отрицательных результатах на бактерионосительство.
4.7. Работники аптеки обязаны систематически принимать участие в занятиях по теме "личная гигиена", организуемых администрацией аптеки ежегодно.
4.8. Сотрудники аптеки обязаны соблюдать действующие правила техники безопасности и производственной санитарии при работе в аптеках.
5. Санитарные требования к получению, транспортировке и хранению дистиллированной воды и воды для инъекций
5.1. Получение и хранение дистиллированной воды производится в специально оборудованном для этих целей помещении - дистилляционной комнате.
Запрещается выполнять в этом помещении работы, не связанные с перегонкой воды, за исключением аптек V-VIII групп, где допускается совместное расположение дистилляционной и стерилизационной. Получение воды для инъекций производится в дистилляционной комнате асептического блока, где категорически запрещается выполнять какие-либо работы, не связанные с перегонкой воды.
5.2. Руководством аптеки назначается лицо, ответственное за получение дистиллированной воды.
5.3. Получение дистиллированной воды и воды для инъекций должно производиться в асептических условиях, в связи с чем на дистилляционные полностью распространяются пункты 6.1.-6.4. данной Инструкции.
5.4. Получение дистиллированной воды и воды для инъекций производится с помощью аквадистилляторов согласно прилагаемым к ним инструкциям. Перед использованием нового аппарата, если позволяет конструкция, внутренняя поверхность его протирается ватой, смоченной смесью этилового спирта и эфира (1:1), а затем раствором перекиси водорода. После этого через аппарат в течение 20-30 мин. пропускается пар без его охлаждения, а после начала перегонки не менее 40-60 литров из полученной первой порции дистиллированной воды сливаются и не используются.
5.5. Ежедневно перед началом перегонки необходимо в течение 10-15 мин. пропускать через аквадистиллятор пар, не включая холодильника. Первые порции дистиллированной воды, получаемые в течение 15-20 мин., сливаются, и только после этого начинается сбор воды.
5.6. Получаемая дистиллированная вода и вода для инъекций собирается в чистые простерилизованные или обработанные паром сборники промышленного производства или, в порядке исключения, в стеклянные баллоны. Сборники должны иметь четкую надпись: "вода дистиллированная", "вода для инъекций". Если одновременно используется несколько сборников, они нумеруются.

................
Перейти до повного тексту