1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П Р И К А З
30.06.2006 N 373
Об утверждении Методических рекомендаций относительно порядка распределения плательщиков налогов по категориям внимания
(Извлечение)
( С изменениями, внесенными в соответствии с Приказом Государственной налоговой администрации N 442 от 14.08.2009 )
С целью усовершенствования обслуживания плательщиков налогов и во исполнение требований пункта 1.6.1 Плана мероприятий по реализации основных направлений работы Государственной налоговой администрации Украины, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 17.02.2006 N 80 "О результатах работы органов государственной налоговой службы Украины в 2005 году и январе 2006 года" относительно разработки и утверждения Методических рекомендаций касательно порядка распределения плательщиков налогов по категориям внимания и их сопровождения органами государственной налоговой службы П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Утвердить Методические рекомендации относительно порядка распределения плательщиков налогов по категориям внимания (далее - Методические рекомендации) (приложение 1).
2. Департаменту информатизации процессов налогообложения (Шаров И.Б.) в срок до 01.08.2006 разработать и утвердить порядок оценки показателей деятельности субъектов хозяйствования для порядка распределения плательщиков налогов по категориям внимания.
<...>
10. Приказ ГНА Украины от 23.02.2005 N 78 "Об утверждении Методических рекомендаций относительно распределения плательщиков налогов по категориям внимания и их сопровождения органами государственной налоговой службы" считать утратившим силу.
<...>
Председатель А.Киреев
Приложение 1
к приказу Государственной
налоговой администрации
Украины
30.06.2006 N 373
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
относительно порядка распределения плательщиков налогов по категориям внимания (далее - Методические рекомендации)
1. Цель порядка распределения плательщиков налогов по категориям внимания
Необходимость обеспечения наполнения доходной части бюджета ставит задачу относительно усовершенствования системы администрирования налогов, что предусматривает создание условий для постоянного непредвзятого контроля за своевременностью и полнотой уплаты субъектами хозяйствования налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, уменьшения влияния человеческого фактора со стороны органов государственной налоговой службы на их хозяйственную деятельность, создания современной информационно-аналитической системы, обеспечения предоставления качественных услуг плательщикам налогов.
С данной целью взаимоотношения между органами государственной налоговой службы и плательщиками налогов должны развиваться в направлении налаживания партнерства и уменьшения вмешательства в хозяйственную деятельность последних. При этом организация работы органов государственной налоговой службы должна основываться на следующих принципах:
непредвзятого отношения к плательщикам налогов и обеспечения максимального уровня сервиса в ходе их обслуживания;
максимальной автоматизации процессов администрирования налогов;
ориентации налогового аудита на плательщиков налогов с высокой степенью риска;
применения адекватных мер воздействия к субъектам хозяйствования, уклоняющимся от уплаты налогов;
обеспечения своевременного реагирования на негативные тенденции в налоговом поведении плательщиков налогов;
обеспечения одинакового уровня фискальных действий и подхода к плательщикам налогов с одинаковым характером налогового поведения.
Для обеспечения исполнения указанного и рационального использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов органов государственной налоговой службы Украины, обеспечения своевременной и полной уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды имеется необходимость в распределении субъектов хозяйствования по категориям внимания на основе факторов налоговых рисков.
2. Распределение плательщиков налогов по категориям внимания
2.1. Определения, используемые в Методических рекомендациях
2.1.1. Экспертная оценка факторов риска - результат оценивания системы факторов риска с целью определения степени их влияния на результирующий показатель. Экспертная оценка осуществляется назначенной для этого группой экспертов Государственной налоговой администрации Украины.
2.1.2. Категория внимания - характеристика субъектов хозяйствования соответствующего уровня риска, сформированная на основе критериев оценки и распределения, определенных настоящей Методикой. По показателям налогового поведения и уровня риска субъектов хозяйствования различают следующие категории внимания:
категория 1 - добросовестные плательщики налогов. Оцениваются положительно. Наиболее существенными факторами, влияющими на отнесение плательщика налога к данной категории, являются:
отсутствие случаев нарушения сроков представления налоговой отчетности;
полнота и своевременность уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды;
больше среднего в группе (отрасли) уровень уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды;
категория 2 - плательщики налогов умеренного риска. В целом оцениваются положительно. Наиболее существенными факторами, влияющими на отнесение плательщика налога к данной категории, являются:
низкое значение фискальной важности;
средний уровень уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды в группе (отрасли);
категория 3 - плательщики налогов высокого риска. Оцениваются отрицательно в части налогового поведения. Наиболее существенными факторами, влияющими на отнесение плательщика налога к данной категории, являются:
высокий уровень значения фискальной важности, но уровень уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды в группе (отрасли) является значительно меньше средних показателей;
наличие признаков серьезных нарушений налогового законодательства, на которые указывают факторы риска.
( Пункт 2.1.2 дополняется абзацем 12. См. Приказ Государственной налоговой администрации N 442 от 14.08.2009 )
2.1.3. Критерий оценки факторов риска - признак, с помощью которого формируется оценка субъектов хозяйствования.
2.1.4. Критерий распределения - правило отнесения субъектов хозяйствования к соответствующей категории внимания на основе оценивания налоговых рисков или факторов риска.
2.1.5. Налоговое поведение - общая характеристика субъектов хозяйствования, формируемая на основе установленных проверками фактов об уровне соблюдения ими налогового и валютного законодательства и факторов, указывающих на наличие налоговых рисков, которые необходимо обработать.
2.1.6. Налоговый риск - вероятность нарушения налогового законодательства субъектами хозяйствования, вследствие чего возможны потери бюджета.
2.1.7. Рискоориентированная система - система администрирования налогов, сборов (обязательных платежей), состоящая из взаимосвязанных элементов и ориентированная на обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов субъектами хозяйствования в бюджет [и государственные целевые фонды].
2.1.8. Фактор риска - это вид операции финансово-хозяйственной деятельности плательщика налогов, при осуществлении которой возникает налоговый риск неуплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды (основные и вспомогательные факторы, факторы риска хозяйствования, факторы риска показателей отчетности и т.п.).
2.1.9. Фискальная важность - оценка субъектов хозяйствования относительно уровня максимально возможных налоговых обязательств по налогам и сборам в бюджеты всех уровней от ведения хозяйственной деятельности.
3. Определение категории внимания
3.1. Принципы порядка распределения субъектов хозяйствования по категориям внимания
Субъекты хозяйствования, состоящие на налоговом учете, распределяются органами государственной налоговой службы по их фискальной важности, налоговому поведению и в зависимости от характеристики отрасли и региона, в котором они осуществляют свою деятельность.

................
Перейти до повного тексту