1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЇ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 366/2/16-1210 від 29.10.99
м.Київ
ГНА Украины обращается с просьбой предоставить разъяснения по вопросу, суть которого состоит в следующем.
В соответствии с Законом Украины от 10.04.92 г. N 2269-XII "Об аренде государственного и коммунального имущества" и Методикой расчета и порядком использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. N 786 арендодателем целостного имущественного комплекса предприятий, которые являются государственной собственностью, определен Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства (далее - Фонд), а арендная плата за имущество, арендодателем которого является Фонд, перечисляется арендаторами не на счет Фонда, а на специальный счет государственного бюджета.
Вместе с тем, согласно пп.3.1.1 ст.3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам оперативной аренды (лизинга).
Так как арендодателем целостного имущественного комплекса предприятий, которые являются государственной собственностью, определен Фонд, то и плательщиком НДС по оплате стоимости услуг по договорам оперативной аренды целостного имущественного комплекса является непосредственно Фонд (арендодатель). При этом, исходя из специфики внесения арендной платы и норм п.7.3 ст.7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", налоговые обязательства у Фонда, как правило, возникают по мере предоставления (использования) в каждом отчетном периоде государственного имущества в аренду (в части надлежащей арендной платы).
Однако Фонд государственного имущества не может согласиться с позицией ГНА Украины и считает, что поскольку денежные средства от аренды целостных имущественных комплексов государственных предприятий зачисляются в Госбюджет Украины, то операция по оплате стоимости услуг за аренду таких комплексов не является объектом обложения НДС.
По мнению ГНА Украины, такая точка зрения Фонда является законодательно не обоснованной, поскольку пп.3.2.2 ст.3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (которым регулируется порядок налогообложения арендных платежей) не содержит исключений для аренды целостных имущественных комплексов государственных предприятий.
Аналогичный вопрос возникает при операциях по оплате стоимости услуг за аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности.
Просим предоставить соответствующие разъяснения по вышеуказанным вопросам.
Председатель Н.Азаров
"Бизнес", N 6\2000
Перейти до повного тексту