1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ВОПРОСАМ ТРУДА
И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
СОЮЗОВ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
N 322/34 от 14.12.72
Об условиях оплаты труда работников автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедиционного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного транспорта
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 371/22-34 от 17.12.80 N 128/13-42 от 20.06.83 N 383/22-70 от 02.10.86 N 481/26-130 от 13.11.86 N 299/П-5 от 17.05.88 )
(Извлечение)
Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат ВЦСПС П О С Т А Н О В Л Я Ю Т:
1. Утвердить:
а) Типовое положение об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта (приложение 1);
б) Типовой перечень профессий рабочих и работ, оплачиваемых по тарифным ставкам, установленным для рабочих, занятых на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда на предприятиях и в организациях автомобильного транспорта (приложение 2).
При проведении мероприятий, улучшающих условия труда, администрация предприятий по согласованию с местным комитетом профсоюза обязана переводить рабочих на оплату по тарифным ставкам (окладам), соответствующим новым, улучшенным условиям труда.
Установить, что при вводе в эксплуатацию новых предприятий (производств, цехов, участков) министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик должны рассмотреть вопрос о целесообразности распространения Типовых перечней профессий рабочих и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам в зависимости от условий труда, на рабочих этих предприятий (производств, цехов, участков) независимо от того, что на действующих предприятиях, выполняющих аналогичную работу, рабочим этих профессий производится повышенная оплата труда в соответствии с указанными Типовыми перечнями. О принятом в каждом отдельном случае решении об оплате труда по повышенным тарифным ставкам министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик с необходимым обоснованием сообщают Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС.
в) Показатели для отнесения к группам по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников управлений (трестов) и предприятий автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедиционного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного транспорта, учитывающие объемы и рентабельность производства, интенсивность использования подвижного состава и уровень производительности труда (приложение 3). В соответствии с настоящими показателями к группам по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников относятся управления (тресты) и предприятия автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедиционного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного транспорта, независимо от их ведомственной подчиненности.
Отнесение управлений и предприятий к группам по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников в соответствии с показателями, утвержденными настоящим постановлением, в период введения новых условий оплаты труда производится Советами Министров союзных и автономных республик, министерствами и ведомствами, обл(край)исполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами, по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, а вновь созданных управлений и предприятий - Советами министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР*.
____________
* При переводе действующих предприятий и организаций из одной группы в другую в связи с изменением объема их работы следует руководствоваться постановлениями Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. N 641 и 642.
г) Примерные показатели для отнесения к группам по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников колонн, участков и других производственных подразделений предприятий автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедиционных предприятий и погрузочно-разгрузочных контор системы автомобильного транспорта, учитывающие объемы производства и интенсивность использования подвижного состава (приложение 4). Рекомендовать министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, утвердить показатели для отнесения к группам по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников колонн, участков и других производственных подразделений предприятий автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедиционных предприятий и погрузочно-разгрузочных контор системы автомобильного транспорта, руководствуясь примерными показателями;
д) Типовые нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта (приложение 5).
2. Установить, что в случаях выполнения управлением, предприятием, организацией, подразделением объема работы (в стоимостных или натуральных показателях), увеличенного или равного по сравнению с предшествующими периодами, но с улучшением использования основных средств путем уменьшения подвижного состава, учитываемого в качестве показателя категорирования, ранее установленная этому управлению, предприятию, организации, подразделению группа по оплате труда не понижается.
3. Типовое положение, типовой перечень, показатели, примерные показатели и типовые нормативы, предусмотренные п. 1 настоящего постановления, ввести одновременно с повышением минимальной заработной платы до 70 руб. в месяц и увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников.
Приложение 1
к постановлению
Государственого комитета
Совета Министров СССР
по вопросам труда и
зароботной платы и
Секритариата ВЦСПС
от 14 декабря 1972 г.
N 322/34
Типовое положение об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедиционного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного транспорта
Настоящее Типовое положение распространяется на рабочих автомобильного транспорта (водителей автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, кондукторов и проводников автобусов, рабочих по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и других машин и механизмов, грузчиков и вспомогательных рабочих автохозяйств) всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности.
I. Тарифные ставки
1. Для водителей, работающих на автомобилях, мотоциклах и мотороллерах, кондукторов и проводников автобусов установлены следующие Расовые тарифные ставки при семичасовом рабочем дне:
а) для водителей 3 класса, работающих на грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных:
-----------------------------------------------------------------------------
| Группы автомобилей, |Часовые тарифные ставки в коп. |
| грузоподъемность в т | |
|-------------------------------------------| |
| I | II | III | |
|----------+--------------+-----------------+-------------------------------|
|Бортовые |Специали- |Автомобили |Общие|При работе на|При работе |
|автомобили|зированные и |газогенераторные,| |автомобилях с| на между- |
|общего |специальные |ассенизационные, | |прицепами для| народных |
|назна- |автомобили: |подметально- | |повременщиков|перевозках |
|чения |самосвалы, |уборочные, по | | и на | на |
| |фургоны, |перевозке | |международных|автомобилях|
| |цистерны, |нечистот, | | перевозках |с прицепами|
| |рефрижераторы,|гниющего мусора,| |без прицепов| для |
| |технической |трупов животных,| | |повремен- |
| |помощи, |цемента, | | | щиков |
| |пожарные, |ядохимикатов, | | | |
| |снегоочисти- |безводного | | | |
| |тельные, |аммиака, | | | |
| |поливомоечные,|аммиачной воды | | | |
| |автокраны, |и др. | | | |
| |автопогрузчики| | | | |
| |и др.; | | | | |
| |автомобили- | | | | |
| |тягачи с | | | | |
| |прицепами и | | | | |
| |полуприцепами,| | | | |
| |а также | | | | |
| |газобалонные | | | | |
| |автомобили | | | | |
|----------+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------|
| До 1,5 | До 0,5 | - |49,5 | 59,4 | 71,3 |
|----------+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------|
|Свыше 1,5 |Свыше 0,5 до | | | | |
|до 3 |1,5 | До 0,5 |51,2 | 61,4 | 73,7 |
|----------+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------|
|Свыше 3 |Свыше 1,5 до |Свыше 0,5 до 1,5 | | | |
|до 5 |3 | |53,9 | 64,7 | 77,6 |
|----------+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------|
|Свыше 5 |Свыше 3 до | Свыше 1,5 до 3 | | | |
|до 10 |5 | |59,6 | 71,5 | 85,8 |
|----------+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------|
|Свыше 10 |Свыше 5 до | Свыше 3 до 5 | | | |
|до 20 |10 | |65,9 | 79,1 | 94,9 |
|----------+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------|
|Свыше 20 |Свыше 10 до | Свыше 5 до 10 | | | |
|до 40 |20 | |72,9 | 87,5 | 105,0 |
|----------+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------|
|Свыше 40 |Свыше 20 до 40| Свыше 10 до 20 |80,7 | 96,8 | 116,2 |
|----------+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------|
| - |Свыше 40 до 60| Свыше 20 |89,3 | 107,2 | 128,6 |
|----------+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------|
| - | Свыше 60 | - |98,8 | 118,6 | 142,3 |
-----------------------------------------------------------------------------
б) для водителей 3 класса, работающих на легковых автомобилях, в том числе специальных:
------------------------------------------------------------------
|Класс | Рабочий объем | Часовые тарифные ставки в коп. |
|автомобилей | двигателя в л. |----------------------------------|
| | | При работе |При работе на|
| | |-----------------|легковых такси в|
| | | без | с |столицах союзных|
| | |прицепа|прицепом |республик и в|
| | | | |других городах с|
| | | | |численностью на-|
| | | | |селения 500 тыс.|
| | | | |человек и более,|
| | | | |на санитарных|
| | | | |автомобилях, |
| | | | |кроме скорой|
| | | | |помощи |
|------------+----------------+-------+---------+----------------|
|Особо малый | | | | |
| и малый | До 1,8 | 49,5 | 59,4 | 54,4 |
|------------+----------------+-------+---------+----------------|
|Средний |Свыше 1,8 до 3,5| 51,2 | 61,4 | 56,3 |
|------------+----------------+-------+---------+----------------|
|Большой |Свыше 3,5 | 54,8 | 65,8 | 60,3 |
------------------------------------------------------------------
в) для водителей 2 класса, работающих на автомобилях скорой медицинской помощи и на легковых оперативных автомобилях, оборудованных специальным звуковым сигналом (типа "сирена" или др.), дающим право водителю при выполнении задания допускать в установленном порядке отклонения от правил движения:
------------------------------------------------------------------
|Класс легкового автомобиля | Рабочий объем |Часовые тарифные|
| | двигателя в л.|ставки в коп. |
|-----------------------------+-----------------+----------------|
|Особо малый и малый | До 1,8 | 64,8 |
|-----------------------------+-----------------+----------------|
|Средний, а также специальные| | |
|автобусы скорой медицинской| | |
|помощи на базе легковых| | |
|автомобилей среднего класса|Свыше 1,8 до 3,5 | 67,0 |
|-----------------------------+-----------------+----------------|
|Большой, а также специальные | | |
|автобусы скорой медицинской | | |
|помощи на базе легковых | | |
|автомобилей большого класса |Свыше 3,5 | 71,7 |
------------------------------------------------------------------
г) для водителей 2 класса, работающих на автобусах, в том числе специальных:
------------------------------------------------------------------
| | Габаритная| Часовые тарифные ставки в коп. |
| Типы | длина |--------------------------------------|
|автобусов | автобусов | При работе |При работе на|
| | в м |----------------|городских автобусах|
| | | без | с |регулярных линий в|
| | |прицепа|прицепом|столицах союзных|
| | | | |республик и в других|
| | | | |городах с числен-|
| | | | |ностью населения|
| | | | |500 тыс. человек и|
| | | | |более на санитарных|
| | | | |автобусах, кроме|
| | | | |скорой помощи |
| | | | |---------------------|
| | | | | без | с |
| | | | | прицепа | прицепом|
|-------------+-----------+-------+--------+-----------+---------|
|Особо малые | | | | | |
|всех | | | | | |
|назначений | 4,5 - 5,0| 56,6 | 67,9 | 62,3 | 74,7 |
|-------------+-----------+-------+--------+-----------+---------|
|Малые | | | | | |
|общего | | | | | |
|назначения и | | | | | |
|местного | | | | | |
|сообщения | 5,1 - 6,5| 60,6 | 72,7 | 66,7 | 80,0 |
|-------------+-----------+-------+--------+-----------+---------|
|Малые | | | | | |
|городские, | | | | | |
|пригородные, | | | | | |
|туристские и | | | | | |
|местного | | | | | |
|сообщения | 6,6 - 7,5| 67,0 | 80,4 | 73,7 | 88,4 |
|-------------+-----------+-------+--------+-----------+---------|
|Средние всех | | | | | |
|назначений | 7,6 - 9,5| 75,4 | 90,5 | 82,9 | 99,5 |
|-------------+-----------+-------+--------+-----------+---------|
|Большие всех | | | | | |
|назначений | 9,6 - 11,0| 83,5 | 100,2 | 91,8 | 110,2 |
|-------------+-----------+-------+--------+-----------+---------|
|Особо | | | | | |
|большие | | | | | |
|одиночные | | | | | |
|всех | | | | | |
|назначений |11,1 - 12,0| 86,3 | 103,6 | 94,9 | 113,9 |
|-------------+-----------+-------+--------+-----------+---------|
|Особо | | | | | |
|большие | | | | | |
|сочлененные | | | | | |
|городские и | | | | | |
|пригородные |12,1 - 18,0| 92,4 | - | 101,6 | - |
------------------------------------------------------------------
д) для водителей мотоциклов и мотороллеров - 47,9 коп.;
е) для кондукторов и проводников автобусов:
для кондуктора 1 класса, проводника - 46,3 коп.;
для кондуктора 2 класса - 43,3 коп.
Порядок установления классности кондукторов определяется министерствами и ведомствами СССР и союзных республик, имея в виду, что первый класс присваивается кондукторам, проработавшим безупречно более одного года в качестве кондуктора 2 класса, хорошо знающим маршрутную схему движения автобусов данного предприятия, тарифную плату за проезд пассажиров и провоз багажа, обеспечивающим культурное обслуживание пассажиров и систематическое выполнение и перевыполнение плана выручки.
2 класс присваивается остальным кондукторам;
ж) для водителей грузовых автомобилей на время работы в технологическом процессе на открытых горных работах, на вскрышных работах и на добыче угля, сланца, руды, нерудных материалов, огнеупорного сырья, флюсов и закладочных материалов для основного производства угольной, сланцевой, металлургической и химической промышленности, для водителей грузовых автомобилей, работающих на вывозке угольного шлама из шламовых отстойников, древесины на лесозаготовках, на перевозке сажи, взрывчатых и радиоактивных веществ, тарифные ставки повышаются на 15 %*;
____________
* В соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 20 апреля 1964 г. N 154/12 по этим же тарифным ставкам производится оплата труда водителей автомобилей-самосвалов, занятых на работах по перевозке гипсового камня в подземных шахтных условиях.
з) для водителей санитарных автомобилей, выделенных для транспортировки инфекционных или психических больных, которые используются специальными бригадами по оказанию медицинской помощи психическим больным, а также автомобилей, оборудованных под дезинфекционные и душевые установки, тарифные ставки повышаются в размерах, установленных для соответствующих учреждений здравоохранения. Указанное повышение тарифных ставок производится при условии одновременного выполнения водителями обязанностей санитара и дезинфектора;
и) для водителей автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, а также кондукторов автобусов, работающих в Москве и Ленинграде, тарифные ставки, указанные в подпунктах "а" - "з" настоящего пункта (кроме водителей, работающих на международных перевозках), повышаются на 10 %.
2. Водителям, работающим на автомобилях II и III групп, которые имеют специальное оборудование и механизмы, тарифные ставки установлены с учетом совмещения работ по управлению этим оборудованием механизмами.
3. Отнесение специальных автомобилей, не предусмотренных в настоящем разделе, к группам по размерам тарифных ставок производится министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы.
Рабочим, занятым управлением специальными автомобилями при выполнении строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, независимо от ведомственной принадлежности предприятий и организаций, в списочном составе которых они состоят, присваиваются квалификационные разряды машинистов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (вып. 3) и оплата их труда производится по условиям, установленным для рабочих строительных и ремонтно-строительных организаций.
В случаях, когда указанные рабочие управляют специальными автомобилями при выполнении погрузочно-разгрузочных и других работ в том числе в строительных, монтажных и ремонтно-строительных организациях), не связанных со строительными, монтажными и ремонтно-строительными работами, оплата их труда производится в соответствии с настоящим Типовым положением.
4. Мелкие работы по устранению возникших в пути эксплуатационных неисправностей, не требующих разборки механизмов автомобиля, входят в обязанность водителя и особой оплате не подлежат. При наличии подтверждающего документа о выполнении водителем в пути работ по разборке механизмов автомобиля и устранению неисправностей, его труд оплачивается по установленной тарифной ставке за фактически отработанное время.
5. Размеры тарифных ставок водителей автомобилей определяются, исходя из параметров и назначения автомобиля, указанных заводом-изготовителем в технической характеристике (паспорте) автомобиля.
При этом тарифные ставки устанавливаются для водителей, работающих:
на бортовых автомобилях и автомобилях-самосвалах в зависимости от их грузоподъемности (при работе этих автомобилей с прицепами грузоподъемность прицепов не учитывается);
на балластных и седельных автомобилях-тягачах, предназначенных для буксировки прицепов и полуприцепов, - в зависимости от грузоподъемности буксируемого прицепа или полуприцепа (без учета грузоподъемности второго прицепа или полуприцепа);
на автомобилях-тягачах с прицепами-роспусками (лесовозах, трубовозах, плетевозах и т. п.), для которых технической характеристикой (паспортом) установлена общая грузоподъемность автомобиля вместе с прицепом (например, МАЗ-501, Урал-375 и др.), - по этой общей грузоподъемности, а на бортовых автомобилях с прицепами-роспусками - по грузоподъемности бортовых автомобилей;
на других специализированных (цистернах, фургонах и др.) и специальных автомобилях - в зависимости от грузоподъемности базовых автомобилей, на шасси которых смонтированы специальные установки и оборудование. При работе этих автомобилей с прицепами грузоподъемность прицепов не учитывается;
на автопогрузчиках - по грузоподъемности автопогрузчика на вилах, а на автокранах грузоподъемностью, превышающей грузоподъемность базового автомобиля, - по грузоподъемности крана;
на ассенизационных автомобилях и автомобилях-мусоровозах - по грузоподъемности базовых автомобилей с учетом веса дополнительного, оборудования, а на автомобилях-рефрижераторах - с учетом веса холодильной установки;
на снегопогрузчиках и роторных снегоочистителях, не имеющих грузоподъемности, - по полному весу этих машин;
на автомобилях, имеющих различную грузоподъемность для различных дорог, - в зависимости от высшей грузоподъемности;
на газобаллонных и газогенераторных автомобилях, оборудованных для работы на различных видах топлива, - по соответствующей группе пропорционально времени, отработанному на данных видах топлива;
на легковых автомобилях и автобусах с переоборудованными сидениями и специальным оборудованием - по литражу двигателя легкового автомобиля и габаритной длине автобуса.
В случаях, когда автохозяйства или заводы-изготовители специализированных и специальных автомобилей совершенствуют подвижной состав с увеличением грузоподъемности, габаритов или рабочего объема двигателя с внесением соответствующих изменений в техническую характеристику автомобилей, тарифная ставка водителю устанавливается по новой паспортной характеристике (например, при установке на 5-тонном автомобиле цистерны емкостью 6 тыс. л тарифная ставка устанавливается по грузоподъемности 6 т).
Тарифные ставки, предусмотренные для водителей автомобилей, мотоциклов и мотороллеров и кондукторов автобусов в Москве и Ленинграде, а также в других крупных городах, применяются для оплаты за время фактической работы в пределах установленных границ этих городов.
6. Для рабочих, занятых на ремонте и обслуживании автомобилей, тракторов прицепов и других машин и механизмов и на вспомогательных работах в автотранспортных, транспортно-экспедиционных, погрузочно-разгрузочных и других предприятиях и организациях, установлены следующие часовые тарифные ставки при семичасовом рабочем дне в коп.:
------------------------------------------------------------------
| | Разряды |
| |--------------------------------------|
| | I | II | III | IV | V | VI |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|На работах с нормальными | | | | | | |
|условиями труда: | | | | | | |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для сдельщиков |43,3| 47,1 | 51,2 | 56,6 | 63,7| 74,2|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для повременщиков |40,4| 44,0 | 47,9 | 53,0 | 59,6| 69,3|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|На работах с тяжелыми и| | | | | | |
|вредными условиями труда:| | | | | | |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для сдельщиков |48,7| 53,0 | 57,6 | 63,7 | 71,7| 83,5|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для повременщиков |45,5| 49,5 | 53,9 | 59,6 | 67,0| 78,0|
------------------------------------------------------------------
Руководители предприятий могут с разрешения вышестоящей организации применять для рабочих, занятых на ремонте особо сложных машин и оборудования, тарифные ставки, предусмотренные для рабочих машиностроительных предприятий в следующих размерах в коп.:
------------------------------------------------------------------
| | Разряды |
| |--------------------------------------|
| | I | II | III | IV | V | VI |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|На работах с нормальными | | | | | | |
|условиями труда: | | | | | | |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для сдельщиков |44,7| 48,7 | 53,9 | 59,6 | 67,0| 76,7|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для повременщиков |41,8| 45,5 | 50,3 | 55,7 | 62,7| 71,7|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|На работах с тяжелыми и| | | | | | |
|вредными условиями труда:| | | | | | |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для сдельщиков |50,3| 54,8 | 60,6 | 67,0 | 75,4| 86,3|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для повременщиков |47,1| 51,2 | 56,6 | 62,7 | 70,5| 80,7|
------------------------------------------------------------------
Отнесение машин и оборудования к особо сложным производится в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1972 г. N 376/35.
7. Для рабочих, занятых на станочных работах по обработке металла и других материалов резанием на металлообрабатывающих станках в металлообрабатывающих цехах (на участках) автотранспортных предприятий (цехов, гаражей), установлены следующие часовые тарифные ставки при семичасовом рабочем дне в коп.:
------------------------------------------------------------------
| | Разряды |
| |--------------------------------------|
| | I | II | III | IV | V | VI |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|На работах с нормальными | | | | | | |
|условиями труда: | | | | | | |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для сдельщиков |48,7| 53,0 | 57,6 | 63,7 | 71,7| 83,5|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для повременщиков |45,5| 49,5 | 53,9 | 59,6 | 67,0| 78,0|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|На работах с | | | | | | |
|вредными условиями труда:| | | | | | |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для сдельщиков |51,2| 55,7 | 60,6 | 67,0 | 75,4| 87,8|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для повременщиков |47,9| 52,1 | 56,6 | 62,7 | 70,5| 82,1|
------------------------------------------------------------------
8. Для рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах и состоящих в списочном составе автотранспортных и других предприятий и организаций системы автомобильного транспорта, установлены следующие часовые тарифные ставки при семичасовом рабочем дне:
а) для оплаты труда грузчиков в коп.:
------------------------------------------------------------------
| |Для сдель-|Для повремен-|
| | щиков | щиков |
| | | |
|---------------------------------------+----------+-------------|
|При погрузке и разгрузке в горячем| | |
|состоянии: металла, агломерата и шлака;| | |
|при погрузке и разгрузке руды, пека,| 74,2 | 69,3 |
|угольного брикета, креозота, подовой и| | |
|анодной массы, асбеста и цемента; при| | |
|погрузке (разгрузке) грузов с весом| | |
|места свыше 50 кг, смерзшихся и вредных| | |
|для здоровья грузов на суда и в само-| | |
|леты; при погрузке и разгрузке железно-| | |
|дорожных вагонов на предприятиях черной| | |
|металлургии | | |
|---------------------------------------+----------+-------------|
|При погрузке и разгрузке смерзшихся| | |
|грузов, грузов с весом места свыше| | |
|50 кг и вредных для здоровья грузов;| 67,0 | 62,7 |
|при погрузке (разгрузке) остальных| | |
|грузов на суда и в самолеты | | |
|---------------------------------------+----------+-------------|
|При погрузке и разгрузке остальных | | |
|грузов; на внутрискладской переработке | 59,6 | 55,7 |
|грузов с весом места свыше 50 кг и | | |
|вредных для здоровья грузов | | |
|---------------------------------------+----------+-------------|
|На внутрискладской переработке| | |
|остальных грузов; на работах, не свя-| | |
|занных непосредственно с погрузочно-| 53,9 | 50,3 |
|разгрузочными работами (переноска,| | |
|перекладка, перевеска, тарировка,| | |
|упаковка, разравнивание и др.) | | |
------------------------------------------------------------------
_____________
Примечания:
1. Оплата труда рабочих-грузчиков за время выполнения подсобных, вспомогательных и хозяйственных работ, связанных с погрузочно-разгрузочными работами (уборка грузовых складов, территорий грузовых участков и др.), времени переходов и переездов на другие участки работ, а также времени простоя не по вине рабочих производится из расчета следующих часовых тарифных ставок: грузчиков - 55,7 коп., грузчиков, занятых на внутрискладской переработке грузов, - 50,3 коп.
2. Доплата за часы ночной работы и за руководство бригадой грузчиков, а также выплата суточных при направлении в командировку производится из расчета следующих часовых тарифных ставок:
грузчикам-сдельщикам - 59,6 коп.
грузчикам-повременщикам - 55,7 коп.
Грузчикам, занятым на внутрискладской переработке грузов:
сдельщикам - 53,9 коп.
повременщикам - 50,3 коп.
3. Доплата грузчикам за работу в сверхурочное время производится исходя из приведенных повременных тарифных ставок.
4. Грузчики оплачиваются по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда при погрузке и разгрузке грузов, указанных в перечне, утвержденном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 30 декабря 1960 г. N 1368/32.
б) для оплаты труда механизаторов в коп.:
------------------------------------------------------------------
| | Разряды |
| |--------------------------------------|
| | I | II | III | IV | V | VI |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|На работах с нормальными | | | | | | |
|условиями труда: | | | | | | |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для сдельщиков |44,7| 48,7 | 53,9 | 59,6 | 67,0| 76,7|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для повременщиков |41,8| 45,5 | 50,3 | 55,7 | 62,7| 71,7|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|На работах с тяжелыми и| | | | | | |
|вредными условиями труда:| | | | | | |
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для сдельщиков |50,3| 54,8 | 60,6 | 67,0 | 75,4| 86,3|
|-------------------------+----+------+-------+------+-----+-----|
|для повременщиков |47,1| 51,2 | 56,5 | 62,7 | 70,5| 80,7|
------------------------------------------------------------------
_____________
Примечание. По тарифным ставкам для работ с тяжелыми и вредными условиями труда оплачиваются механизаторы при погрузке и разгрузке грузов, предусмотренных указанным выше перечнем вредных грузов, в закрытых помещениях и пылящих грузов на открытых площадках (агломерата, алебастра, шлаков, извести негашеной, кокса, коксика, коксовой мелочи, цемента, золы, сажи, угля, пыли разной, руды, концентратов, шламов и других пылящих грузов).
9. Перечни профессий рабочих по ремонту и обслуживанию подвижного состава и работ, оплачиваемых по тарифным ставкам, которые установлены для рабочих, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, определяются руководителями предприятий (организаций) по согласованию с комитетом профсоюза в соответствии с Типовыми перечнями, утвержденными Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС.
10. Руководители предприятий и организаций, по согласованию с комитетом профсоюза, могут производить оплату труда рабочих-повременщиков по тарифным ставкам рабочих-сдельщиков при условии их работы по отраслевым и другим технически обоснованным нормативам трудовых затрат (нормированным заданиям, нормам обслуживания и нормативам численности).
11. Работы по ремонту и обслуживанию автомобилей, тракторов и прицепов, вспомогательные, станочные и другие работы в автотранспортных и автотракторных предприятиях (гаражах, цехах), а также рабочие, занятые на этих работах, тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-квалифицированным справочником работ и профессий рабочих.
12. Рабочим-повременщикам отдельных профессий, предусмотренных Перечнем, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС, устанавливаются месячные оклады взамен тарифных ставок (постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 20 декабря 1972 г. N 346/35).
II. Системы оплаты труда
13. Системы оплаты труда (сдельная, повременная или аккордная) отдельных групп рабочих автотранспортных, автотракторных и др. предприятий (цехов, гаражей) устанавливаются руководителями предприятий и организаций по согласованию с комитетами профессиональных союзов.
14. Для водителей, работающих на грузовых автомобилях, устанавливается, как правило, сдельная система оплаты труда с применением единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей автомобилей*. В случаях, когда по условиям работы не представляется возможным или нецелесообразно применять для этих водителей сдельную оплату труда, устанавливается повременная или повременно-премиальная система оплаты труда.
____________
* Единые нормы утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 18 декабря 1972 г. N 366.
15. В тех случаях, когда грузовые автомобили следуют по условиям перевозки без груза, водителям, обеспечившим перевозку грузов в попутном направлении, оформленную через организации автотранспорта общего пользования, оплата за эту перевозку производится по сдельным расценкам, увеличенным до 25 %, а водителям, для которых установлена повременная оплата труда, производится доплата к повременному заработку в размере, определяемом соответственно выполненному объему работ, исходя из сдельных расценок повышенных до 25 %. Конкретные размеры доплаты устанавливаются руководителями автомобильных хозяйств (гаражей) по согласованию с комитетом профсоюза исходя из характера и дальности перевозок**.
____________
** Пункт 15 дается в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 г. N 598.
16. Для водителей легковых автомобилей-такси руководители предприятий, по согласованию с комитетом профсоюза, могут применять сдельную систему оплаты труда по расценкам с рубля выручки за платный пробег, за оплаченный простой автомобиля, находящегося в распоряжении пассажира, и за посадку пассажиров.
Для определения расценки с рубля выручки за платный пробег исчисляется норма времени на 10 платных километров (за которые взимается выручка в размере 1 руб.), исходя из планируемых средней эксплуатационной скорости и коэффициента использования пробега по следующей формуле:
а + а
1
Н = ------------- х 10 (мин.),
вр б х г
где Н - норма времени на 10 платных километров (в мин.);
вр
а - время движения автомобиля в минуту - 60 мин.;
а - подготовительно-заключительное время в минуту в расчете
1
на 1 час работы (2,5 мин.);
б - средняя эксплуатационная скорость (км/час), предусмотренная планом;
г - плановый коэффициент платного пробега.
Расценка определяется путем умножения этой нормы времени на минутную тарифную ставку водителя и устанавливается не менее, чем на год. При установлении норм времени и сдельных расценок следует исходить из материальной заинтересованности водителей в перевозках пассажиров на различные расстояния.
В качестве расценки с рубля выручки за оплаченный пассажиром простой автомобиля принимается часовая тарифная ставка водителя, так как 1 руб. этой выручки получается с пассажира за 1 час. простоя.
Расценка с рубля выручки за посадку пассажиров определяется руководителями предприятий по согласованию с комитетом профсоюза и вышестоящей организацией, исходя из конкретных условий работы данного предприятия (среднего расстояния перевозки, количества посадок и т. п.).
Если в одном городе несколько таксомоторных предприятий, сдельные расценки с рубля выручки утверждаются вышестоящей организацией.
Пример расчета расценок для водителей легковых автомобилей-такси "Волга" ГАЗ-24 в городе Васильеве, где в расчетах плана предусмотрены средняя эксплуатационная скорость 28 км/час и коэффициент платного пробега 0,8 при часовой тарифной ставке 51,2 коп. (0,85 коп. за 1 мин.);
а) норма времени на 10 платных километров составит:
60 + 2,5
Н = ----------- х 10 = 27,9 мин.
вр 28 х 0,8
Расценка с рубля выручки за платный пробег:
27,9 х 0,85 = 23,7 коп.;
б) расценка с рубля выручки за оплаченный пассажиром простой - 51,2 коп.;
в) в целях стимулирования работы водителей по перевозке пассажиров на короткие расстояния руководителям предприятия, по согласованию с месткомом профсоюза и областным управлением пассажирского транспорта, установлена расценка с рубля выручки за посадку пассажиров - 60 коп.
17. Для водителей автобусов, легковых автомобилей служебного пользования, специальных автомобилей, водителей мотоциклов и мотороллеров, а также кондукторов и проводников автобусов применяется, как правило, повременная или повременно-премиальная оплата труда.
Оплата труда водителей-повременщиков, которым установлен ненормированный рабочий день, производится по месячной тарифной ставке, исчисленной путем умножения часовой тарифной ставки, на среднемесячную норму рабочего времени 173,1 час, а при неполном месяце работы - по дневным тарифным ставкам, исчисленным путем деления месячной тарифной ставки на количество рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц.
18. В случае командирования водителей на работу по перевозке грузов или пассажиров вне места постоянной работы (разовые междугородные перевозки или работа в отдаленной местности) оплата их труда производится по выполняемой работе по тарифным ставкам и действующим нормам и расценкам с применением районных коэффициентов к заработной плате, установленных для работников автомобильного транспорта в данной местности.
Если заработная плата водителей за время командировки не по их вине окажется ниже среднего заработка по основному месту работы, то в соответствии со статьей 48 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и соответствующими статьями КЗоТ союзных республик им производится доплата до среднего заработка.
Возмещение водителям их расходов в связи с командировкой производится в соответствии с действующим законодательством о служебных командировках.
Работа водителей автомобилей и других рабочих на регулярных междугородных перевозках грузов и пассажиров, а также на централизованной доставке автомобилей с заводов-поставщиков, включенных в перечень работников, постоянная работа которых протекает в пути, не считается командировкой. Их дополнительные расходы, связанные с этой работой, возмещаются в соответствии с Положением о порядке и размерах возмещения расходов работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер.
В отдельных случаях водители командируются для выполнения работ вне места постоянной работы по специальным постановлениям правительства Союза ССР (например, на уборку урожая) с установлением особого порядка возмещения расходов, связанных с командировкой. В этих случаях доплата им до среднего заработка, предусмотренная во втором абзаце настоящего пункта, не производится (кроме времени пребывания в пути).
19. При направлении водителей с автомобилями в дальние рейсы для выполнения междугородных перевозок грузов и пассажиров руководители автохозяйств устанавливают им задания по времени на движение и стоянку автомобилей, исходя из действующих норм времени на погрузку и разгрузку, расчетных норм пробега автомобилей, расстояния перевозки и заданного режима работы водителей. Время, установленное заданием (расписанием, графиком) учитывается как рабочее. Оплата труда за это время производится: водителям-повременщикам - по часовым тарифным ставкам, водителям-сдельщикам - по сдельным расценкам за выполненный объем работы.
В случае направления в дальний рейс для выполнения междугородных перевозок одновременно двух водителей на одном автомобиле оплата труда второго водителя, когда он не управляет автомобилем, и если на автомобиле не имеется спального места, производится повременно из расчета утвержденных норм времени на рейс. При наличии в автомобиле спального места предусмотренное заданием на рейс (расписанием, графиком) время, когда второй водитель не управляет автомобилем (кроме времени отдыха вне автомобиля), засчитывается ему как рабочее время в половинном размере, учитывая, что он в это время участвует в выполнении работ по обеспечению сохранности грузов, багажа пассажиров, по техническому обслуживанию подвижного состава и т. п. Оплата за учтенное время производится повременно.
Начисленная обоим водителям заработная плата (за исключением надбавки за классность) делится между ними поровну.
В случаях, когда водителям автомобилей, совершающим дальние рейсы, предусматривается время для отдыха вне автомобиля, это время не включается в рабочее время и не оплачивается.
20. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей должны осуществляться, как правило, без привлечения для выполнения этих работ водителей. При постановке закрепленных за водителями автомобилей на ремонт или техническое обслуживание водители должны, как правило, использоваться по специальности для работы на других автомобилях.
В случае перевода водителей на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в связи с производственной необходимостью на срок до одного месяца оплата их труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается лишь в случаях, предусмотренных частью первой статьи 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в том числе и тогда, когда водитель может быть использован в автохозяйстве по специальности, но администрация в интересах производства переводит его временно на работы по техническому обслуживанию или ремонту автомобилей для замещения отсутствующего ремонтного рабочего.
В случае перевода водителей автомобилей вследствие простоя (в связи с неисправностью или некомплектностью закрепленных за ними автомобилей, отсутствием работы по специальности и т. п.) на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей на все время простоя оплата их труда производится по выполняемой работе. При этом водителям присваиваются квалификационные разряды слесаря по ремонту автомобилей в соответствии с квалификационными характеристиками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Если заработная плата по выполняемой работе окажется ниже среднего заработка по прежней работе, то производится доплата: при выполнении норм выработки - до среднего заработка по прежней работе, при невыполнении норм выработки или переводе на повременно оплачиваемую работу - до тарифной ставки по прежней работе.
Надбавка за классность за время, оплаченное по тарифным ставкам ремонтных рабочих, водителям не выплачивается и доплата им за ненормированный рабочий день не производится.
Во всех случаях перевод должен быть оформлен в установленном порядке (приказом, распоряжением или запиской о переводе) с указанием причин перевода.
На предприятиях и в организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15), где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих (слесарей, мойщиков и др.) и водители полностью осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время (если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или транспортном предприятии), их оплата за время выполнения этих работ производится по установленным для них условиям: с выплатой надбавки за классность и доплатой за ненормированный рабочий день, если таковой установлен.
21. Оплата труда водителей, занятых на работах по перегону автомобилей в автомобильных хозяйствах, производится по тарифным ставкам водителей, работающих на автомобилях основного для данного хозяйства типа.
22. Водителям автомобилей, мотоциклов и мотороллеров устанавливается подготовительно-заключительное время продолжительностью 18 мин. в смену для выполнения необходимых работ перед выездом и по возвращении их в автомобильное хозяйство. Оно включается в рабочее время и учитывается при составлении графиков работы водителей на линии.
Подготовительно-заключительное время предназначено для выполнения следующих работ: заправки автомобилей топливом, смазочными материалами и водой, оформления путевых документов, сдачи выручки, запуска двигателя, осмотра, проверки технического состояния и приема автомобилей, постановки автомобилей на отведенное место.
Водителям-сдельщикам подготовительно-заключительное время учитывается при установлении норм времени и сдельных расценок и отдельно не оплачивается. Водителям-повременщикам это время оплачивается из расчета установленной им тарифной ставки.
23. Для рабочих, занятых на работах по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, тракторов и прицепов, а также рабочих-станочников может применяться повременная (повременно-премиальная), сдельная (сдельно-премиальная) или аккордная оплата труда.
При косвенной сдельной оплате труда заработная плата может начисляться бригаде рабочих по сдельным расценкам, установленным за 1000 км пробега автомобилей, за автомобиле-день (смену) работы автомобилей на линии или другие укрупненные показатели. Эти расценки устанавливаются, исходя из типовых нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
При прямой сдельной оплате труда заработная плата начисляется рабочему (бригаде рабочих) по сдельным расценкам, установленным за изготовление деталей, капитальный ремонт агрегатов или за единицу технического обслуживания (ТО-2, ТО-1, ЕО).
Для нормирования этих работ должны применяться единые или типовые нормы времени, а в случаях их отсутствия в установленном порядке утверждаются местные нормы времени (выработки).
Заработная плата, начисленная бригаде рабочих, распределяется между ними пропорционально заработку по тарифной ставке за отработанное время в соответствии с присвоенным разрядом.
III. Надбавки и доплаты
24. Руководителям предприятий и организаций предоставлено право по согласованию с комитетом профсоюза устанавливать бригадирам из числа рабочих, не освобожденным от основной работы, доплату за руководство бригадой в следующих размерах:
а) рабочим-сдельщикам при составе бригады от 5 до 10 человек - 10 %, свыше 10 человек- 15 % тарифной ставки за отработанное время при условии выполнения бригадой норм выработки в среднем за месяц;
б) рабочим-повременщикам при составе бригады свыше 5 человек - 10 % тарифной ставки за отработанное время при условии выполнения бригадой установленных месячных нормированных заданий.
25. Водителям автомобилей (в том числе и специальных) выплачивается ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах (в процентах от установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время):
- работающим на автобусах, автомобилях скорой медицинской помощи и легковых оперативных автомобилях, оборудованных специальным звуковым сигналом, водителям 1 класса - 15;
- работающим на грузовых и легковых автомобилях водителям 2 класса - 10, водителям 1 класса - 25.
26. Руководителям предприятий (организаций) разрешается, по согласованию с комитетом профсоюза, выплачивать единовременное вознаграждение рабочим за разработку и осуществление мероприятий, обеспечивающих уменьшение численности рабочих и повышение производительности труда по сравнению с планом.
Размер вознаграждения устанавливается в зависимости от достигнутого уровня повышения производительности труда и фактической экономии фонда заработной платы, полученной от внедрения указанных мероприятий.
Вознаграждение выплачивается за счет экономии фонда заработной платы, полученной от высвобождения численности работников по сравнению с межотраслевыми и отраслевыми нормативами численности, нормами обслуживания и другими нормативами трудовых затрат.
27. При перевозке грузов, погрузка и выгрузка которых не требует большого физического напряжения, допускается с согласия водителей выполнение ими работы грузчика с оплатой по сдельным расценкам, установленным для грузчиков.
( Пункт 27 в редакции Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 128/13-42 от 20.06.83 )
28. Работа в сверхурочное время при повременной оплате труда оплачивается за первые два часа в полуторном, а за последующие часы в двойном размере.
При сдельной оплате труда рабочих (кроме водителей автомобилей) за работу в сверхурочное время производится доплата в размере 50 % тарифной ставки повременщика соответствующего разряда за первые два часа сверхурочной работы и в размере 100 % этой тарифной ставки за последующие часы.
Водителям автомобилей, как имеющим единую тарифную ставку для сдельщиков и повременщиков, доплата за работу в сверхурочное время (как сдельщикам, так и повременщикам) сверх основной оплаты по сдельным расценкам или тарифной ставке производится в размере 37,5 % установленной им тарифной ставки за первые два часа сверхурочной работы и в размере 75 % этой тарифной ставки за последующие часы.
При суммированном учете рабочего времени число часов сверхурочной работы, оплачиваемых в полуторном размере (при повременной оплате труда рабочих, кроме водителей автомобилей), а также число часов за которые производится доплата в размере 50 % тарифной ставки повременщика соответствующего разряда или 37,5 % тарифной ставки водителя автомобиля (при сдельной оплате труда всех рабочих, а также сдельной и повременной оплате труда водителей автомобилей), определяются путем умножения двух часов на количество рабочих дней по календарю в учетном периоде.
За время простоя не по вине рабочих заработная плата им выплачивается в размере половины тарифной ставки повременщика соответствующего разряда, а водителям автомобилей - 37,5 % установленной им тарифной ставки.
29. Руководителям предприятий и организаций предоставлено право по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза, устанавливать доплату:
а) водителям автобусов при работе без кондуктора (при условии выполнения обязанностей кондуктора) в размере до 3 % от общей суммы сданной ими выручки за проданные билеты и абонементные книжки, а также месячные билеты.
В случае невыполнения обязанностей кондуктора (объявление остановок, порядка оплаты и получения контрольных билетов, своевременная установка катушки с билетами, контроль за соблюдением правил пользования автобусом, ведение учета билетов и др.) водитель частично или полностью лишается доплаты за работу без кондуктора;

................
Перейти до повного тексту