1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П Р И К А З
N 263 от 04.06.2002
г.Киев
( Приказ утратил силу на основании Приказа Государственной налогой администрации N 187 від 01.04.2004 )
О взаимодействии между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лиц
Анализ контрольно-проверочной работы органов государственной налоговой службы свидетельствует об ухудшении ее эффективности.
Наряду с объективными факторами это произошло из-за недостаточного взаимодействия структурных подразделении налоговых органов как на стадии отбора плательщиков налогов до проверки, так и непосредственного осуществления проверочных действий.
Сегодняшняя финансово-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования, ее разветвленность, выявление неединичных фактов сокрытия от налогообложения или маскировки доходов, полученных незаконным путем, построения сложных теневых схем уклонения от налогообложения требуют кардинальных изменений относительно выполнения основной задачи налоговых органов - контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов субъектами предпринимательской деятельности.
Выполнение стратегических направлений контрольно-проверочной работы по расширению базы налогообложения возможно только через скоординированные действия всех подразделений органов государственной налоговой службы.
В целях обеспечения комплексного подхода к проверкам субъектов предпринимательской деятельности, уничтожения теневых схем уклонения от налогообложения, выявления безосновательно задекларированных убытков, экономии бюджетных средств путем предупреждения неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость, введения четкого механизма взаимодействия всех проверочных действий П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Внести изменения в Порядок взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лиц и утвердить его в новой редакции (прилагается).
2. Возложить персональную ответственность за исполнение Указа Президента Украины от 23 июля 1998 года N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" и за взаимодействие между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лип на председателей государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе.
3. Заместителям председателя, начальникам главных управлений (управлений), департаментов ГНА Украины, председателям государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе, начальникам ГНИ:
- запретить давать поручения на проверку по отдельным вопросам налогообложения по предприятиям, включенным в Национальный план документальных проверок (кроме проверок по подтверждению правомерности задекларированных сумм налога на добавленную стоимость);
- разрешать проведение документальных проверок субъектов предпринимательской деятельности, включенных в Национальный план документальных проверок, работниками налоговой милиции при наличии информации по уклонению от уплаты налогов и нарушениям валютного регулирования с обязательным участием работников подразделений, отвечающих за проведение плановой проверки, кроме случаев, когда данная проверка назначается по конкретному уголовному делу по постановлению следователя.
4. Председателям государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе, начальникам ГНИ:
- при организации контрольно-проверочной работы обеспечить неуклонное соблюдение требований Порядка координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года N 112;
- активизировать работу постоянных комиссий по оперативному решению спорных вопросов, возникающих в ходе документальных проверок, с целью предупреждения жалоб плательщиков налогов;
- не допускать привлечения работников подразделений налогового аудита и валютного контроля, налоговой милиции к выполнению задач, не предусмотренных нормативными актами Государственной налоговой администрации Украины.
5. Признать утратившими силу положения приказа ГНА Украины от 07.02.2000 N 49 "О взаимодействии подразделений органов государственной налоговой службы Украины при организации контрольно-проверочной работы".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Гуржия С.Г.
Председатель Н.Азаров
Утвержден
приказом Государственной
налоговой администрации
Украины
от 04.06.2002 г. N 263
Порядок взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лиц
С целью налаживания действенного взаимодействия между подразделениями налоговой службы в отношении отбора плательщиков для проверок, подготовки и проведения проверок, реализации материалов проверок устанавливается единый порядок общих действий в отношении выполнения взаимосвязанных задач и функций.
1. Планирование документальных проверок
Подразделения государственной налоговой службы при организации проверок в обязательном порядке должны соблюдать требования Указа Президента Украины от 23 июля 1998 года N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности".
Начальным этапом контрольно-проверочной работы органов государственной налоговой службы является планирование документальных проверок, состоящее в проведении отбора субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих документальным проверкам в следующем периоде, определении сроков, объемов и категорий субъектов предпринимательской деятельности, трудовых ресурсов, необходимых для проведения проверок.
Для обеспечения отраслевого принципа планирования документальных проверок и соблюдения объективности при определении отдельных отраслей экономики, которые будут включены в Национальный план документальных проверок (далее - Национальный план), департаменты, главные управления (управления) ГНА Украины готовят и представляют до 1 августа Главному управлению налогового аудита и валютного контроля обоснованные предложения относительно целесообразности включения в план проверок на будущий год той или иной отрасли.
На основании полученной информации Главное управление налогового аудита и валютного контроля до 15 августа определяет перечень отраслей и видов деятельности предприятий, которые будут включены в план проверок на будущий год, утверждаемый Председателем ГНА Украины.
В срок до 20 августа Главное управление налогового аудита и валютного контроля уведомляет департаменты, главные управления (управления) ГНА Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе о перечне определенных отраслей к проверкам в следующем году.
В срок до 25 августа подразделения налогового аудита и валютного контроля облГНА представляют в Главное управление налогового аудита и валютного контроля ГНА Украины предложения относительно необходимости включения и план проверок индивидуально предложенных отраслей экономики определенного региона.
Подготовка проекта плана-графика проведения документальных проверок осуществляется на районном уровне отделом, ответственным за проведение документальных проверок, на основании критериев риска, анализа внешней и внутренней информации с учетом заключений, представляемых ежеквартально до 30 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, подразделениями налогообложения юридических лиц, взыскания налоговой задолженности и других подразделений, осуществляющих предварительный анализ массива информации о плательщиках налогов, за подписью руководителя соответствующего подразделения.
Подразделения, на которые возложены функции администрирования информационных баз данных, обеспечивают к ним доступ подразделений налоговой службы с учетом установленного разграничения доступа.
Подразделения налогообложения физических лиц до 1 октября анализируют информацию об учредителях и руководителях предприятий, включенных в план проверок, в случае необходимости планируют проверки физических лиц, связанных с юридическими лицами, отобранными в план проверок, и представляют подразделениям налогового аудита и валютного контроля предложения о включении в план проверок одинаковых учредителей или руководителей.
Подразделения по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и налоговой милиции в течение года на основании оперативно-экономических мероприятий осуществляют отбор объектов для проведения плановых проверок относительно выявления теневых не облагаемых налогами доходов и представляют подразделениям налоговой службы, ответственным за проведение документальных проверок, заключения предложения относительно включения субъектов предпринимательской деятельности, финансово-промышленных групп в план проверок и при необходимости обеспечивают участие в проведении проверок.
Исходя из предварительного анализа полученной информации отделом, ответственным за составление соответствующих разделов плана проверок, принимается решение относительно включения того или иного субъекта в план проверок.
Подготовка проектов плана-графика проведения документальных проверок крупных плательщиков налогов в специализированных государственных налоговых инспекциях по работе с крупными плательщиками налогов (далее - СГНИКПН) осуществляется отделами налогового сопровождения.
Исходя из результатов налогового сопровождения крупных плательщиков налогов, вероятности возможного нарушения ими налогового законодательства (риск) координатором принимается решение относительно включения того или иного субъекта в план проверок.
При наличии у запланированного к проверке субъекта предпринимательской деятельности структурных подразделений, дочерних компаний и информации о других структурах, состоящих в финансово-хозяйственных отношениях с предприятиями, расположенными на других территориях, налоговый орган до 1 октября направляет запрос в налоговый орган, где состоит на учете структурное подразделение, с просьбой включения в план о проведении проверки указанных структур (структурных подразделений).
Подразделения, ответственные за проведение комплексных проверок (информационно-аналитические в СГНИКПН), представляют согласованные проекты планов проверок соответствующим управлениям более высоких по уровню налоговых органов в сроки, определенные Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года N 112 "О Порядке координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами".
С целью соблюдения комплексности плановых документальных проверок подразделение, ответственное за проведение комплексной документальной проверки, обеспечивает одновременное участие всех подразделений налоговой службы, на которые возложены функции проведения документальных проверок, в их проведении.
Вся документация относительно формирования планов-графиков проведения плановых выездных проверок является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению. Государственная налоговая администрация Украины утверждает представленные региональными государственными налоговыми администрациями на рассмотрение планы-графики проверок. Утвержденный Национальный план является конфиденциальной информацией, то есть собственностью государства (ДСП), не подлежит разглашению и может передаваться в определенных действующим законодательством случаях по решению ГНА Украины.
С целью координации проверочных действий по решению председателей государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе и начальников ГНИ в городах и районах право доступа к утвержденным планам-графикам проведения плановых выездных проверок может предоставляться подразделениям налоговой милиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Доступ к информации утвержденных планов-графиков осуществляется на основании специального разрешения руководителя (лица, исполняющего его обязанности) налогового органа в соответствии с Положением о разграничении доступа в информационной системе государственной налоговой службы Украины, утвержденным приказом ГНА Украины от 03.09.97 N 321, и Положением об электронной информации в государственной налоговой администрации, утвержденным приказом ГНА Украины от 05.08.97 N 281 и согласованным с Государственным комитетом Украины по вопросам государственных секретов и технической защиты информации.
2. Подготовка к проверке
Департаменты, главные управления (управления) ГНА Украины за 2 месяца до начала проверки предприятий по отраслевому принципу представляют Главному управлению налогового аудита и валютного контроля сведения об особенностях налогообложения запланированных к проверке отраслей и предложения для включения в программу проверки предприятий отдельных специфических вопросов.
Программа проверки конкретной отрасли экономики разрабатывается Главным управлением налогового аудита и валютного контроля ГНА Украины и в срок за 15 дней до начала проверки отрасли направляется в облГНА.
Допроверочный анализ является неотъемлемой частью процесса подготовки документальных проверок соблюдения налогового и валютного законодательства и производится по данным предприятия (исходя из накопленной информационной базы), включенного в Национальный план, и производится работниками налогового аудита и валютного контроля, отделами налогового сопровождения в СГНИКПН, подразделениями налогообложения физических лиц в соответствии с распоряжением ГНА Украины от 30.10.98 N 328-р "Об утверждении Порядка планирования и подготовки документальных проверок соблюдения требований налогового и валютного законодательства юридическими лицами".
При подготовке к проведению плановых проверок вопрос относительно участия в проверках региональных подразделений Департамента борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров решает председатель региональной ГНА не позднее 3-дневного срока до начала проверки по письменному предложению начальника ГНИ.
При этом подразделения Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров представляют информацию относительно: выдачи, переоформления, аннулирования лицензий на право производства, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями - и другие данные, необходимые для организации контрольно-проверочной работы подразделений государственной налоговой службы.
Подразделения государственной налоговой службы, возглавляющие проверки согласно Национальному плану, направляют письменное уведомление заказным письмом с отметкой о вручении плательщику налогов (или под расписку руководителю или главному бухгалтеру предприятия) о ее проведении не позднее чем за 10 дней до начала плановой документальной проверки.
В уведомлении о проведении плановой выездной документальной проверки в обязательном порядке указываются: основание для проведения проверки, дата ее начала и продолжительность проведения (указывается количество дней, запланированное в соответствии с Национальным планом на текущий год).
Также за 10 дней до начала проведения плановой проверки уведомляются подразделения налоговой милиции, взыскания налоговой задолженности, налогообложения юридических лиц и физических лиц, администрирования акцизного сбора, борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, а также другие контролирующие органы.
При наличии у запланированного к проверке субъекта предпринимательской деятельности филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, расположенных на других административных территориях, налоговый орган за 15 дней до начала плановой документальной проверки направляет уведомление (телефонограмму) о дате начала проверки в налоговый орган, в котором на учете состоит обособленное подразделение.
Подразделения налоговой службы, получив уведомление о начале проверки СПД, не позднее чем за 3 дня до начала проверки в обязательном порядке направляют подразделениям, возглавляющим проверку, имеющуюся информацию относительно плательщика, которая может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов, или об отсутствии такой информации. В случае отказа от участия в проведении проверки указываются причины такого отказа,
При этом используется информация, имеющаяся в базе данных налоговых органов, информация внешних источников, изучаются реальное платежное состояние предприятий, правильность и полнота уплаты налогов предприятиями, определенными к проверке.
Право на проведение документальной проверки плательщика налогов предоставляется на основании удостоверения, оформляемого на бланке налогового органа, заверяемого гербовой печатью и подписываемого: на плановую проверку - руководителем налогового органа или его заместителем, которому подчинено подразделение, возглавляющее проверку; на внеплановую проверку - только руководителем налогового органа (лицом, исполняющим его обязанности).
Удостоверение на проверку выдается на каждого работника, участвующего в проверке.
Удостоверения на право проведения документальной проверки регистрируются в специально заведенном для этих целей журнале, ведущемся в целом по ГНИ (СГНИКПН).
В журнале и удостоверении в обязательном порядке указываются тип организованной проверки (плановая или внеплановая), основания для ее проведения (статья и пункт Указа Президента Украины от 23 июля 1998 года N 817/98 "О дерегулировании предпринимательской деятельности"), дата ее начала и продолжительность проведения (указывается количество дней, запланированное в соответствии с Национальным планом на текущий год).
Продление сроков проведения проверки осуществляется только по решению руководителя государственной налоговой администрации, которой подчинена соответствующая государственная налоговая инспекция, согласно служебной записке руководителя структурного подразделения, возглавляющего проверку.
Настоящий порядок не распространяется на проверки, проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Направления на такие проверки может подписывать руководитель налоговой милиции (лицо, исполняющее его обязанности).
3. Взаимодействие подразделений при проведении плановых проверок
Плановые проверки субъектов предпринимательской деятельности проводятся согласно Национальному плану проверок, составляемому в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 N 112 "О Порядке координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами", и соответствующим приказам ГНА Украины.
Корректировка Национального плана производится в соответствии с требованиями Постановления Кабинета Министров Украины от 29.01.99 N 112. В отдельных случаях при выявлении конкретных фактов уклонения от налогообложения субъекта предпринимательской деятельности (оперативная информация и т. п.) в подразделения налогового аудита и валютного контроля направляются предложения относительно целесообразности изменения сроков проведения плановой проверки.
При проведении плановых комплексных документальных проверок по отраслевому принципу к проверкам ведущих предприятий могут привлекаться работники подразделений экономического анализа с целью осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, являющегося обязательной составной частью сводного акта проверки предприятий, проверяемых по отраслевому принципу.
При проведении плановых комплексных документальных проверок СГНИКПН анализ финансово-хозяйственной деятельности производят работники подразделений налогового сопровождения, а в случае необходимости могут привлекаться подразделения анализа и моделирования бюджетообразующих потоков.
Работники подразделений взыскания налоговой задолженности в ходе проверки изучают вопросы возможности и путей взыскания дополнительно начисленных сумм и недоимки, учитываемой по данным карточки лицевого счета плательщика налогов.
Работники подразделений правового обеспечения по обращению подразделений, осуществляющих документальные проверки, предоставляют юридические консультации, а в случае необходимости - письменные заключения относительно законности создания предприятия и осуществления хозяйственных операций в рамках законодательства, по которым в ходе проверок возникают сомнения у проверяющих. Визируют решения (уведомления) о применении штрафных (финансовых) санкций и постановления об административных правонарушениях.
Для проведения плановых проверок субъектов предпринимательской деятельности, состоящих на учете в СГНИКПН, по решению председателя региональной государственной налоговой администрации при необходимости привлекаются работники других структурных подразделений органов государственной налоговой службы.
Координацию действий структурных подразделений, участвующих в проведении проверки, осуществляет структурное подразделение, ответственное за проведение проверок того или иного раздела Национального плана.
Работники подразделения, ответственного за проведение проверки, координируют действия всех работников, участвующих в проверке, с целью полного освещения вопросов согласно программе проверки.
В случае если при организации плановой проверки подразделением, возглавляющим проверку, установлено отсутствие должностных лиц СПД по юридическому и фактическому адресу или их скрытие, информация на розыск передается в подразделение налоговой милиции.
Оперативное подразделение налоговой милиции осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по розыску должностных лиц СПД.
Не позднее месячного срока со дня получения запроса о розыске подразделение налоговой милиции в обязательном порядке письменно уведомляет подразделение, возглавляющее проверку, о результатах осуществленных мероприятий по розыску СПД.
В случае если при проведении плановой документальной проверки возникает необходимость оперативного сопровождения, служебная записка об этом подается руководителю подразделения налоговой милиции.
Необходимость оперативного сопровождения возникает при: недопуске к проверке, несоздании надлежащих условий для проведения проверки, угрозах, игнорировании требований проверяющих, необходимости обеспечения изъятия документов.
Основной целью оперативного сопровождения является: установление состава преступления, совершенного должностными лицами субъекта предпринимательства или физическим лицом, мест нахождения денежных средств и материальных ценностей, обеспечение их сохранности для последующего взыскания в бюджет неуплаченных сумм налогов и других платежей.
В случаях, когда в процессе проведения плановой проверки усматриваются теневые обороты, выявление которых связано с большим количеством встречных проверок и проведением других специальных мероприятий, в том числе обследованием производственных, складских, торговых и других помещений, используемых плательщиком налогов для получения доходов, подразделение, возглавляющее проверку, в обязательном порядке привлекает к оперативному сопровождению подразделения налоговой милиции.
Должностные лица подразделений налоговой службы при осуществлении плановых документальных проверок субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц в случаях выявления финансовых операций с признаками сомнительных осуществляют мероприятия, предусмотренные приказом ГНА Украины от 18.02.2002 N 78 "Об утверждении Положения о банке данных о сомнительных финансовых операциях".
В ходе оперативного сопровождения работник оперативного подразделения налоговой милиции при установлении признаков уклонения от уплаты налогов в крупных или особи крупных размерах по согласованию с начальником подразделения налоговой милиции знакомит с наработанными материалами руководителя следственного подразделения с целью получения методической помощи и последующего документирования противоправных действий нарушителя налогового и валютного законодательства и определения перечня документов для изъятия.
Подразделения налоговой службы, участвующие в проверке, оформляют результаты проверки справками по отдельным вопросам программы проверки с необходимыми приложениями за подписью проверяющих, а в случае выявления нарушений налогового и валютного законодательства - с представлением объяснений должностных лиц проверяемого субъекта предпринимательской деятельности относительно выявленных нарушений.
Справки составляются должностными лицами налогового органа как по отдельному вопросу соблюдения налогового законодательства, так и нескольким вопросам программы проверки по поручению должностного лица, возглавляющего проверку. Справка подписывается должностным лицом налогового органа и согласовывается" ответственными за финансово-хозяйственную деятельность лицами или уполномоченным органом (должностным лицом), осуществляющим руководство предприятием и соответствии с законодательством и учредительными документами.
При этом данные справки плательщику не оставляются, а используются при составлении сводного акта проверки.
Подразделение, возглавляющее проверку, оформляет сводный акт с приложениями в соответствии с порядком, утвержденным приказом ГНА Украины.
При возникновении спорных вопросов в ходе осуществления проверки, в случае необходимости, до подписания акта такие вопросы выносятся на рассмотрение постоянных комиссии при ГНА (ГНИ).
Специалисты подразделений, проводивших плановую проверку, вносят результаты проверки в информационную базу результатов контрольно-проверочной работы (АРМ "Аудит"), прорабатывают выявленные схемы уклонения от налогообложения, оттока валютных ценностей за пределы Украины и представляют предложения отраслевым управлениям для принятия мер по изменениям в налоговом законодательстве.

................
Перейти до повного тексту