1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ'Я УКРАЇНИ
Н А К А З
N 123 від 15.06.88
м.Київ
( Приказ утратил силу на основании Приказа Министерства здравохранения Украины N 43 от 12.03.93 )
О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов системы Минздрава УССР
На выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 "О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства" Министерство здравоохранения СССР издало приказ от 24.03.88 года N 237.
В указанном постановлении отмечается, что реализация выработанного XXVII съездом партии, январским и июньским (1987 г.) Пленумами ЦК КПСС курса на перестройку, ускорение социально-экономического развития страны требует от руководящих работников и специалистов народного хозяйства высокого уровня компетенции, творческой инициативы, современного экономического мышления, овладения новыми методами хозяйствования, навыками работы в условиях полного хозяйственного расчета и демократизации всех сфер жизни общества.
В ходе научно-технической революции, коренной перестройки управления экономикой непрерывное обучение трудящихся становится одним из важнейших факторов обеспечения эффективной деятельности объединений, предприятий, организаций, учреждений, каждого трудового коллектива.
В то же время состояние этой работы в стране, действующая сеть учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов ни по масштабам, ни по качеству обучения не удовлетворяют возросших потребностей народного хозяйства в оперативном обновлении профессиональных знаний работников.
Многие министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации и учреждения ослабили внимание к вопросам повышения квалификации и переподготовки работников к организации систематического обучения кадров, изучения ими прогрессивной техники и технологии, передового производственного опыта.
Для решения задач по ускорению социально-экономического развития страны, радикальной реформы управления экономикой, проведению в жизнь современной кадровой политики требуется осуществить коренную перестройку системы повышения квалификации и переподготовки кадров народного хозяйства.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
П О С Т А Н О В И Л И:
1. Осуществить коренные мероприятия по созданию на новой основе единой государственной системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, перейти в двенадцатой пятилетке от периодического к непрерывному обучению кадров. Сформировать мобильную и гибкую сеть учебных заведений и подразделений повышения квалификации и переподготовки, развивать различные формы непрерывного производственно-экономического обучения непосредственно на предприятиях и в организациях. В полной мере использовать в этих целях потенциал высших и средних специальных учебных заведений.
Возложить на руководителей министерств и ведомств, объединений, предприятий, организаций, учреждений персональную ответственность за организацию непрерывного повышения квалификации работников, поддерживание их высокого профессионального уровня, современную подготовку к новым трудовым функциям как в производственной, так и в непроизводственной сферах.
Считать постоянное повышение квалификации прямой служебной обязанностью каждого руководителя и специалиста.
2. Рекомендовать руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений совместно с партийными и профсоюзными организациями создать действенную систему морального и материального стимулирования непрерывного повышения квалификации, роста профессионального мастерства кадров, повысить личную заинтересованность и персональную ответственность работников за постоянное пополнение и обновление знаний. Должностные перемещения руководителей и специалистов, установление им соответствующего размера заработной платы должны быть связаны с результатами обучения, практического использования полученных знаний.
Учебным заведениям (подразделениям) системы повышения квалификации и переподготовки кадров осуществлять по итогам обучения слушателей комплексную оценку их профессиональных знаний и деловых качеств и на этой основе выработать рекомендации по дальнейшему использованию работников. Соответствующую информацию передавать руководителям министерств, ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений, направивших на учебу руководящих работников и специалистов.
Рассматривать рост профессиональной компетенции в качестве важнейшего критерия при аттестации работников. Установить, что сведения о прохождении работниками обучения в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров в течение всей их трудовой деятельности отражаются в квалификационном аттестате единого образца как основном документе, удостоверяющем их профессиональный уровень.
Трудовым коллективам в соответствии с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" проявлять требовательность и постоянную заботу о неуклонном росте профессионального мастерства кадров, полнее учитывать уровень подготовленности работников при выборах на руководящие должности.
Повсеместно создавать обстановку глубокого уважения и авторитета наиболее квалифицированных тружеников, утверждать престиж профессиональной учебы, активного приобретения новых знаний и навыков, овладения передовым производственным опытом. Заслушивать отчеты работников в трудовых коллективах об использовании полученных ими знаний и навыков в повышении качества труда.
3. Установить следующие основные виды обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающие его непрерывность:
систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;
участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и на других предприятиях и в организациях;
краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и подготовки кадров;
стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, в высших учебных заведениях, в том числе за рубежом;
обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию или предприятие;
переподготовка - получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации и на специальных факультетах вузов и отделениях средних специальных учебных заведений.
4. Руководителям и партийным организациям учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров перестроить учебный процесс, привести его содержание в соответствие с требованиями XXVII съезда партии, январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. Обеспечить дифференцированный подход к обучению руководящих кадров и специалистов с учетом интересов и реальных потребностей в теоретической и практической подготовке каждого работника. Развивать практику индивидуализации обучения работников, в том числе на основе конкретных заданий, утверждаемых руководителями министерств и ведомств, предприятий и объединений, организаций и учреждений.
Обеспечить активное овладение слушателями новейшими методами хозяйствования, глубокое изучение ими вопросов, связанных с перестройкой управления народным хозяйством, переходом отраслей на условия хозяйственного расчета и самофинансирования, реализацией Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)". Вырабатывать у руководящих работников навыки управления трудовым коллективом в условиях демократизации всех сфер общественной жизни. Значительно расширить подготовку в области системного анализа, системотехники, социологии, психологии, права, финансирования, кооперации внешнеэкономических связей и других важнейших для специалистов и руководителей областях.
Обучение в профессиональной сфере нацелить на оперативное овладение руководящими работниками и специалистами новейшими достижениями в соответствующих отраслях науки и техники, технологии и организации труда, передовым отечественным и зарубежным опытом рационального и комплексного природоиспользования, бережного использования трудовых и материальных ресурсов. Каждый специалист должен уметь активно применять в работе электронно-вычислительную технику, ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно ее использовать для решения практических задач.
Не допускать включения в учебные планы дисциплин, не связанных с углублением экономических, профессиональных знаний и навыков слушателей, развитием марксистско-ленинского мировоззрения. За актуальность содержания учебных планов и программ несут ответственность учебные заведения (подразделения) системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Шире использовать активные методы обучения, такие как деловые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективный поиск резервов, дискуссии, семинары и школы по обмену опытом, выездные занятия на передовых предприятиях и в организациях. Усилить практическую направленность обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, нацелив его на выработку у слушателей умения и навыков активно использовать полученные знания в работе.
Всю работу по повышению квалификации и переподготовке кадров подчинить успешному выполнению планов экономического и социального развития страны и регионов, отраслей народного хозяйства, объединений, предприятий, ускорению темпов научно-технического и социального прогресса.
5. Создать в каждой отрасли головной институт повышения квалификации и развернуть сеть учебных заведений (подразделений) по повышению квалификации и переподготовке кадров. Через головной институт осуществлять организационно-методическое руководство непрерывным обучением кадров. Сформировать в составе этого института информационно-справочные и вычислительные центры, редакционно-издательские отделы и другие подразделения, необходимые для эффективного выполнения возложенных на них функций, особенно для организации деловой информации.
Обеспечить образцовую постановку учебного процесса на специальных факультетах и отделениях при вузах и техникумах, направить их деятельность на обучение кадров прежде всего в области новейших направлений науки и техники. Создать для этих учебных заведений (подразделений) современную материальную базу, поставлять в них первые образцы новой техники, привлекать к учебной работе ее разработчиков, наиболее крупных специалистов в данной области.
Руководителям учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров, высших и средних специальных учебных заведений организовать проведение консультаций для лиц, повышающих квалификацию самостоятельно. Разрешить создание при этих учебных заведениях хозрасчетных курсов для граждан, желающих получить знания по определенной программе. Министерствам высшего и среднего специального образования СССР совместно с соответствующими министерствами проводить один раз в пять лет аттестацию учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров для комплексной оценки уровня учебной работы в них, качественного состава преподавательских кадров, состояния материальной базы.
6. Признать целесообразным осуществлять учебный процесс в системе повышения квалификации и переподготовки кадров преимущественно силами ведущих ученых, крупных специалистов, партийных, советских и хозяйственных руководителей, разработчиков новейших технических решений, технологических процессов, новаторов производства, привлекаемых на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты. Обеспечить участие указанных специалистов в работе подведомственных учебных заведений (подразделений).
Разрешить руководителям учебных заведений (подразделений), осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров:
привлекать высококвалифицированных работников к выполнению педагогической работы в объеме до 50 часов в год без оформления разрешения с места основной работы, а также на договорных началах для подготовки конспектов лекций, учебных и методических пособий;
засчитывать специалистам народного хозяйства, принятым на преподавательскую работу, в научно-педагогический стаж время их работы в должностях руководителей и ведущих специалистов производства.
Предоставить право профессорско-преподавательскому составу учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров выполнять научную работу в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях, научных подразделениях вузов.
Разрешить преподавателям вузов и учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров педагогическую работу на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты, в том числе в подчиненных и соподчиненных учебных заведениях (подразделениях).
Определять численность профессорско-преподавательского состава учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров, не переведенных на условия хозяйственного расчета, исходя из того, что среднегодовой контингент слушателей, приходящийся на одного преподавателя, должен быть на 25 % ниже норм, установленных для вузов, готовящих специалистов данного профиля.
В целях систематического обновления теоретических и практических знаний штатных преподавателей учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров считать необходимым:
организовывать их краткосрочное (по мере необходимости), а также длительное периодическое (не реже одного раза в пять лет) обучение в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, Планово-экономической Академии при Госплане СССР, высших школах управления народно-хозяйственных комплексов и других ведущих учебных заведениях на условиях, предусмотренных настоящим постановлением;

................
Перейти до повного тексту