- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Наказ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
П Р И К А З
Согласовано письмом
Министерства
транспорта Украины
от 11.06.96 N 6/22-17-2907
ИЗ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ ДНАОП 0.00-1.28-97
(Введены в действие 01.10.97)
(Извлечение)
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Действие настоящих Правил распространяется на все автотранспортные предприятия и организации, а также предприятия, в состав которых входят транспортные цеха, участки, мастерские, гаражи и т.д. (в дальнейшем - предприятия) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Требования настоящих Правил обязательны для всех работников при организации и выполнении работ, связанных с эксплуатацией, профилактическим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, а также при проектировании и реконструкции предприятий, их производственных объектов, сооружений, разработке технологических процессов, оборудования и т.д.
С введением в действие настоящих Правил считать утратившими силу на территории Украины "Правила по охране труда на автомобильном транспорте", утвержденные Минавтотрансом РСФСР 07.05.79, "Правила техники безопасности при эксплуатации автомобилей на сжатом природном газе", утвержденные Минавтотрансом РСФСР 28.03.84, "Правила техники безопасности при эксплуатации автомобилей на сжиженном нефтяном газе", утвержденные Минтрансом УССР 29.09.90, "Методические указания. Организация работ с повышенной опасностью. Требования безопасности" РД 238 УССР 84001-198-90, утвержденные Минтрансом УССР 15.01.90.
...
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Данные Правила устанавливают требования безопасности при хранении, профилактическом обслуживании, ремонте и эксплуатации транспортных средств.
3.2. При выполнении работ, которые не специфичны для предприятия, следует руководствоваться межотраслевыми правилами, нормами, стандартами и другими нормативными актами об охране труда.
3.3. В случае изменения или пересмотра правил и других нормативных актов об охране труда, требования которых распространяются на предприятия, следует руководствоваться вновь утвержденными нормативными актами.
3.4. В случае отсутствия в нормативных актах об охране труда требований, которые необходимо выполнять для обеспечения безопасных и безвредных условий труда на определенных работах, собственник (руководитель предприятия) обязан принять согласованные с органами государственного надзора за охраной труда меры, обеспечивающие безопасность работников.
3.5. На основании настоящих Правил, типовых инструкций и других нормативных актов об охране труда собственник предприятия обязан разработать и утвердить инструкции об охране труда по профессиям и на отдельные виды работ с учетом фактических условий проведения работ, принятой организации и технологии, наличия оборудования, оснастки, инструмента, средств защиты и уровня подготовки исполнителей.
3.6. Руководителям всех рангов запрещается давать указания работникам о проведении работ, противоречащих действующим нормативным актам об охране труда.
3.7. Каждый работник должен сотрудничать с собственником предприятия в деле организации безопасных и безвредных условий труда, лично принимать посильные меры по устранению какой-либо производственной ситуации, создающей угрозу его жизни или здоровью либо окружающих его людей, немедленно поставить в известность об опасности своего непосредственного руководителя или другое должностное лицо.
3.8. Настоящими Правилами должны быть обеспечены собственник предприятия, руководители служб и структурных подразделений, другие должностные лица и непосредственные руководители работ.
3.9. Работники предприятий обязаны знать и выполнять требования этих Правил, инструкций по охране труда, правила обращения с транспортными средствами, машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, соблюдать обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором (соглашением) и правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.
3.10. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству.
...
10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
10.1. Общие требования
10.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей, прицепов, полуприцепов всех типов, марок, назначений, а также всех механических средств с рабочим объемом цилиндров более 50 куб. см (далее - транспортные средства), находящихся в эксплуатации, должны отвечать Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта,
Правилам дорожного движения Украины, Санитарным правилам по гигиене труда водителей автомобилей (раздел 2, пп. 54, 51, 55 настоящих Правил), инструкциям заводов-изготовителей, а также настоящим Правилам.
10.1.2. К рабочему месту водителя автомобиля предъявляются следующие требования.
- ограждение рабочего места водителя в салоне легкового автомобиля-такси (защитный экран) и автобуса, если оно предусмотрено конструкцией, должно быть в исправном состоянии;
- ветровое и боковое стекла не должны иметь трещин и затемнений, не допускается использовать дополнительные предметы или наносить покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекла;
- боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемных механизмов;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
- ручки около дверного проема, замки всех дверей кузова или кабины, а также привод управления дверьми, сигнализация работы дверей (открыто, закрыто), аварийные выходы автобусов и устройства приведения их в действие должны быть исправными;
- пол кабины (салона) автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений;
- уровни звука и эквивалентные уровни звука в кабинах грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА, в салонах легковых автомобилей и автобусов - 60 дБА;
- санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны быть в рабочем состоянии и обеспечивать поддержание в кабине (салоне) параметров микроклимата согласно установленным нормам (Приложение 6*);
- содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны водителя в кабине (салоне) не должно превышать предельно допустимой концентрации (Приложение 7).
--------------
* Приложения 6, 7 не публикуются
10.1.3. Органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнителями, препятствующими проникновению отработанных газов в его кабину (салон).
10.1.4. Системы питания, смазки и охлаждения должны быть исправными и не иметь течи топлива, масла, антифриза, воды.
10.1.5. В отделениях, предназначенных для пассажиров и водителя, не должно быть никаких устройств и элементов топливной системы.
Размещение элементов топливной системы должно быть таким, чтобы в случае вытекания топливо попадало только на дорогу и полностью исключало возможность его попадания на элементы выхлопной системы.
10.1.6. Элементы и соединения системы выпуска отработанных газов должны находиться в исправном состоянии.
10.1.7. Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство.
10.1.8. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние транспортного средства полной массы на дороге с уклоном не менее 16%, а для легковых автомобилей, их модификаций для перевозки пассажиров, а также автобусов в снаряженном состоянии - не менее 23% и для грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - не менее 31%.
10.1.9. Стояночная тормозная система прицепа (полуприцепа) при отсоединении его от тягача должна обеспечивать неподвижное его состояние на уклоне, значения которого установлены в п. 10.1.8 для соответствующей категории транспортного средства, к которой относится тягач.
10.1.10. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.
10.1.11. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя с помощью стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны быть укреплены и иметь надежную неповрежденную изоляцию, исключающую возможность их обрыва, перетирания, износа или короткого замыкания.
Предохранители системы электрооборудования, применяемые для замены сработанных, должны отвечать техническим требованиям.
Аккумуляторная батарея должна быть надежно закреплена. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.
10.1.12. Каждый автомобиль должен быть укомплектован упорными колодками не менее 2 шт., огнетушителем, медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки (мигающим красным фонарем).
10.1.13. Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей и специально оборудованные для этой цели, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или в кузове автомобиля.
10.1.14. При направлении в рейс продолжительностью более 1 суток грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно укомплектовываться подставками (козелками), лопатой, буксирным устройством, предохранительной вилкой (переносным устройством) для замочного кольца колеса, а зимой - дополнительно цепями противоскольжения.
10.1.15. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без задирок.
10.1.16. Двери кабин (салонов), капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.
10.1.17. Не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам.
Аварийные выходы должны быть обозначены и иметь таблички с правилами их использования.
Запрещается двери основных и аварийного (запасного) выходов содержать в нерабочем состоянии, заваривать, запирать на замки, болты и т.п.
10.1.18. Подножки, буферы, специальные площадки должны иметь неизношенную рифленую поверхность и быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
...
11.2. Подъемники, домкраты
11.2.1. Каждый подъемник и домкрат должны иметь стопорные или другие эффективные устройства для ограничения хода.
11.2.2. Гидравлические и пневматические подъемники и домкраты должны иметь плотные соединения, исключающие вытекание жидкости или воздуха из
рабочих цилиндров и питательных трубопроводов во время перемещения груза.
11.23. Гидравлические и пневматические подъемники и домкраты должны обеспечивать постепенное и плавное опускание штока под нагрузкой.
Обратные клапаны гидравлических подъемников и домкратов должны обеспечивать прекращение мгновенного аварийного опускания груза в случае разрыва трубопроводов, снижения давления в них (остановки работы насосной станции).
11.2.4. Гидравлические или пневматические подъемники должны оборудоваться устройствами, предотвращающими падение автомобиля или вывешенных его частей при повреждении подъемников или присоединенных к ним питательных трубопроводов.
11.2.5. Конструкция подъемников с двумя и более плунжерами или стойками должна обеспечивать синхронный подъем и опускание автомобиля, независимо от, нагрузки, приходящейся на каждый плунжер или стояк.
11.2.6. Подъемники с электрическим приводом должны оборудоваться автоматическими ограничительными выключателями на верхней и нижней границах рабочего хода.
11.2.7. Домкраты должны быть такой конструкции, чтобы вывешенная часть транспортного средства:
- в каком-либо положении оставалась на опоре;
- не могла быть случайно опущена;
- не соскальзывала с опорной поверхности.
11.2.8. Ручные рычажно-реечные домкраты должны иметь исправные устройства, исключающие самопроизвольное опускание груза при снятии усилия с рычага или рукоятки, снаряжаться стопорами, исключающими выход винта или рейки при нахождении штока в верхнем крайнем положении.
11.2.9. Гидравлические, пневматические и электрические подъемники должны подвергаться техническому осмотру и иметь табличку с указанием инвентарного номера, даты следующих испытаний и допустимой грузоподъемности.
Технический осмотр производится:
а) полный - не реже одного раза в 3 года;
б) частичный - не реже одного раза в 12 месяцев. Полный технический осмотр подъемников должен также производиться после монтажа (установки), капитального ремонта и реконструкции.
11.2.10. При полном техническом осмотре подъемник должен подвергаться:
- осмотру;
- статическому испытанию нагрузкой, превышающей на 25% его грузоподъемность, при нахождении груза в крайнем верхнем положении в течение 10 минут;
- динамическому испытанию нагрузкой, превышающей на 10% грузоподъемность подъемника, путем подъема и опускания его 3 раза.
При частичном техническом осмотре должен производиться только осмотр подъемника.
11.2.11. Испытание домкратов (1 раз в год) должно производиться статической нагрузкой больше предельной на 10% (согласно паспорту) в течение 5 минут при нахождении штока в верхнем крайнем положении.
11.2.12. В гидравлических домкратах падение давления жидкости до конца испытания не должно быть более 5% от номинального. Результаты испытаний заносятся в журнал.
11.2.13. Запрещается использовать домкраты, у которых резьба винта или гайки изношена более чем на 20 %.
...
11.5. Инструмент
11.5.1. Ручные инструменты (молотки, зубила, пробойники и т.п.) не должны иметь:
- на рабочих поверхностях повреждений (выбоин, сколов);
- на боковых гранях в местах зажима их рукой заусенцев и острых ребер;
- на деревянных поверхностях ручек сучков, заусенцев, трещин; поверхность должна быть гладкой;
- наклепов и перекаленных рабочих поверхностей.
11.5.2. Молотки и кувалды должны быть надежно насажены на деревянные ручки и плотно заклинены мягкими, стальными заершенными клиньями.
Ручки молотков и кувалд должны быть изготовлены из твердых и вязких пород сухого дерева и насажены под прямым углом по отношению к оси бойка. Изготовление ручек из мягких или толстошаровых пород дерева запрещается.
Ручка должна быть прямой, овального сечения с незначительным `утолщением к ее свободному концу.
Длина ручек слесарных молотков должна быть в пределах 300-400 мм в зависимости от веса.
11.5.3. Все инструменты, имеющие заостренные концы для насадки рукояток (напильники, отвертки, стамески и т.п.), должны иметь ручки, соответствующие размерам инструмента, с бандажными кольцами.
11.5.4. Зубила должны быть длиной не менее 150 мм, а оттянутая часть зубила - 60-70 мм. Режущая часть зубила должна иметь прямую или слегка выпуклую линию.
11.5.5. Слесарные тиски должны быть в полной исправности, крепко захватывать зажимаемое изделие и иметь на губках несработанную насечку.
11.5.6. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин, плоскости зева ключей должны быть параллельными и не должны быть закатанными.
Разводные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.
11.5.7. Лезвие отвертки по толщине должно соответствовать ширине шлица в головке винта.
11.5.8. Зенкера, сверла и тому подобный вставной инструмент должны быть правильно заточены и не иметь трещин, выбоин, заусенцев и прочих дефектов. Хвостовики этого инструмента не должны иметь неровностей, скосов, трещин и других повреждений, должны быть плотно пригнанными и правильно центрированными.
11.5.9. Рабочий пусковой механизм на ручных пневматических машинах (инструментах) должен быть:
- расположен так, чтобы исключить возможность случайного включения;
- оборудован так, чтобы при снятии давления от руки оператора, автоматически закрывался пневматический впускной клапан.
11.5.10. Присоединение шлангов к пневматическому инструменту, входного штуцера раздаточного трубопровода и соединение шлангов между собой должно быть прочным и осуществляться только с помощью штуцеров или ниппелей с исправной резьбой (кольцевыми выточками) и стяжных хомутиков.
11.5.11. Ручные электрические машины (инструмент) подлежат периодической проверке не реже одного раза в 6 месяцев согласно ГОСТ 12.2.013.0-91 (раздел 2, п. 31 настоящих Правил).
11.5.12. В конструкции ручного механизированного инструмента массой свыше 5 кг должно быть приспособление для его подвешивания и переноски.
12. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ХРАНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
12.1. В местах хранения (стоянки) транспортных средств могут иметь место такие основные опасные производственные факторы:
- наезды транспортного средства на работников в результате самопроизвольного движения транспортных средств, при запуске двигателя, сцепке и расцепке автомобиля с прицепом (полуприцепом), движении задним ходом;
- падение работников на поверхности и с высоты (кузова, буфера, подножки и т.п.);
- опускание (падение) перекидной кабины грузового автомобиля, кузова автомобиля-самосвала, вывешенных частей транспортных средств.
12.2. Автомобили разрешается хранить:
- в отапливаемых и неотапливаемых помещениях;
- на специально отведенных площадках (местах).
12.3. Помещения и площадки хранения транспортных средств запрещается загромождать предметами и оборудованием. Проезды должны быть постоянно свободными. Установка автомобилей в проездах запрещается.
12.4. Ширина проезда между автомобилями в помещениях и на площадках для стоянки должна быть достаточной для свободного въезда автомобиля на свое место (за один маневр), а на расстояние от границы проезда до автомобиля - не менее 0,5 м.
12.5. Расстояние между транспортными средствами, элементами конструкций зданий и сооружений в помещениях и на площадках должно быть не меньше норм, указанных в табл. 12.1.
12.6. Порядок размещения транспортных средств определяется собственником.
12.7. Автомобили-цистерны для перевозки горюче-смазочных, горючих и легковоспламеняющихся веществ должны храниться на отдельных площадках или в изолированных одноэтажных помещениях наземных гаражей, имеющих непосредственный выезд наружу и оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, группами не более 50 автомобилей.
12.8. Не допускается хранение в подземных гаражах-стоянках автомобилей, работающих на газе, а также автомобилей для перевозки фекальных жидкостей и мусора, ядовитых, инфицированных и горюче-смазочных материалов.
12.9. Ассенизационные автомобили, а также автомобили, перевозящие ядовитые и инфицирующие вещества, после работы, перед тем как поставить на стоянку, необходимо тщательно обработать (вымыть, очистить и т.п.) и хранить отдельно от других автомобилей.
12.10. Размещение автомобилей, работающих на сжатом природном газе, в многоэтажных гаражах должно предусматриваться выше автомобилей, работающих на жидком топливе, а работающих на сжиженном нефтяном газе - ниже указанных автомобилей.
12.11. Хранение автомобилей, работающих на газовом топливе, допускается осуществлять совместно с автомобилями, которые работают на бензине и дизельном топливе, при условии соблюдения требований этого раздела и раздела 5 настоящих Правил.
12.12. В зоне хранения устанавливаются исправные, готовые к эксплуатации транспортные средства. Автомобили (прицепы, полуприцепы), требующие ремонта, должны храниться отдельно от исправных транспортных средств, для чего отводятся отдельные зоны хранения.
12.13. После постановки автомобиля в помещение для стоянки двигатель должен быть остановлен. Пуск двигателя для любых целей, кроме выезда автомобиля из помещения, запрещается.
12.14. На всех автомобилях, поставленных на стоянку, должно быть выключено зажигание (подача топлива) и отключена "масса", если есть выключатель, а на автомобилях, где его нет или он неисправен, необходимо снять клемму аккумулятора. Автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом.
12.15. При хранении транспортных средств на площадках с уклоном более 1% под колеса необходимо устанавливать упорные колодки.
12.16. На стоянку в закрытое помещение автомобили, работающие на сжатом природном и сжиженном нефтяном газе, разрешается ставить только с исправной газовой аппаратурой, оборудованием. Перед постановкой такого автомобиля на стоянку необходимо закрыть расходный вентиль, выработать газ из системы питания (до полной остановки двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу бензина и провести заезд.
12.17. После постановки газобаллонного автомобиля на открытую стоянку необходимо, не выключая двигатель, перекрыть расходный вентиль и выработать весь газ из системы, потом перекрыть магистральный вентиль, после чего выключить зажигание и отключить "массу".
12.18. При обнаружении утечки газа из баллонов на газобаллонном автомобиле, поставленном на стоянку, его следует отбуксировать на пост слива (выпуска) газа.
12.19. При безгаражном хранении автомобилей, работающих на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе, подогрев газовых коммуникаций разрешается производить только с помощью горячей воды, пара или горячего воздуха.
12.20. Места хранения автомобилей должны быть обеспечены жесткими буксирными сцепками из расчета один буксир на 10 автомобилей.
12.21. В помещениях и на площадках, предназначенных для стоянки транспортных средств, запрещается:
- курить, использовать открытый огонь;
- проводить какой-либо ремонт транспортных средств;
- оставлять открытыми горловины топливных баков;
- проверять наличие топлива в баках с помощью открытого огня;
- подзаряжать аккумуляторные батареи (в помещениях для хранения автомобилей);
- мыть или протирать бензином автомобильные кузова, детали и агрегаты, а также руки и одежду;
- хранить или оставлять в кабине (салоне), кузове автомобиля бензин, дизельное топливо;
- заправлять автомобили топливом, а также сливать топливо из баков и выпускать газ;
- устанавливать автомобили с опасным грузом;
- уменьшать расстояние между автомобилями и автомобилями и элементами зданий.
13. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
13.1. Общее требования
13.1.1. Профилактическое обслуживание и ремонт транспортных средств необходимо выполнять в соответствии с Положением о профилактическом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта (раздел 2, пп. 53, 54 этих Правил), а также этими Правилами.
13.1.2. Профилактическое обслуживание и ремонт транспортных средств производится на специально отведенных участках, рабочих местах (постах), оснащенных необходимым оборудованием, приспособлениями, инструментом, приборами согласно нормативно-технической документации.
13.1.3. Расположение постов профилактического обслуживания ремонта, расстояние между автомобилями, установленными на этих постах, а также между автомобилями и конструкциями зданий должны отвечать нормам технологического проектирования, основные из которых приведены в табл. 13.1.1.
13.1.4. Устанавливать автомобили в количестве, превышающем норму, нарушать способ расстановки, уменьшать расстояние между транспортными средствами и элементами зданий запрещается.
13.1.5. Производственное оборудование и рабочие места следует размещать с учетом безопасности работающих, удобства при выполнении технологических операций согласно нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП 01-91.
13.1.6. Рабочие, производящие обслуживание и ремонт транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей, должны обеспечиваться исправным инструментом и приспособлениями, отвечающими требованиям безопасности.
Перед началом работы следует проверить весь инструмент, неисправный инструмент необходимо заменить.
13.1.7. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.
13.1.8. Приспособления и инструменты, необходимые для выполнения работ, должны использоваться по назначению, их следует размещать в легкодоступных местах таким образом, чтобы исключалась возможность случайного перемещения или падения.
13.1.9. Рабочие места, выполнение работ на которых связано с опасностью для работающих, должны обозначаться знаками безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-76 и соответствующим отраслевым нормативным документам.
13.1.10. Для снятия, установки, а в отдельных случаях транспортировки деталей, узлов, агрегатов весом более 20 кг необходимо использовать подъемно-транспортные механизмы, оборудованные специальными приспособлениями (захватами).
13.1.11. В помещениях и на рабочих местах, где выделяется пыль и вредные вещества, работа должна выполняться при включенных общей приточно-вытяжной и местной вентиляции.
13.1.12. При проведении работ на постах обслуживания и ремонта, диагностики автомобилей с работающим двигателем должны применяться устройства для отвода отработанных газов.
13.1.13. Запрещается в производственных помещениях, где находятся автомобили, в баках и баллонах которых есть топливо, хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы и жидкости (бензин, керосин, сжатый и сжиженный горючий газ, краски, растворители, дерево, стружка, вата и т.п.), пользоваться открытым огнем.
13.1.14. Отходы производства, отработанные материалы и т.п. должны после каждой смены убираться с рабочего места. Пролитые легковоспламеняющиеся и горючие материалы должны быть немедленно удалены.
Убирать рабочие места от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Запрещается сдувать их сжатым воздухом.
13.1.15. При выполнении работ вдвоем необходимо применять заранее согласованные приемы.
13.1.16. Пуск двигателя и трогание автомобиля с места, его въезд и выезд из производственных помещений следует производить при условии обеспечения безопасности работающих.
13.1.17. Запрещается нахождение посторонних людей на рабочих местах, где выполняются работы с повышенной опасностью.
13.1.18. Лица, занятые на работах профилактического обслуживания и ремонта транспортных средств, должны использовать средства индивидуальной защиты.
13.1.19. Лица, которые проводят проверку технического состояния, обслуживание и ремонт транспортных средств на смотровых канавах, подъемниках и эстакадах, должны работать в защитных касках.
13.1.20. При проведении обслуживания и ремонта транспортных средств вне предприятия следует выполнять требования безопасности, приведенные в этом разделе.
13.2. Мойка автомобилей, агрегатов, узлов и деталей
13.2.1. В местах мойки транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:
- падение работников на поверхности и с высоты (кузова, буфера, лестницы, эстакады и т.д.), а также падение деталей, узлов и агрегатов;
- наезды транспортных средств на работников;
- термические факторы (ожоги горячей жидкостью, концентрированными щелочными растворами, пламенем);
- наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ;
- повышенная относительная влажность воздуха.
13.2.2. Мойка автомобилей, агрегатов, узлов и деталей должна производиться в специально отведенных помещениях или на открытых площадках.
13.2.3. Для мойки и обезжиривания должны применяться негорючие смеси, пасты, растворители и эмульсии, а также ультразвуковые и другие безопасные в пожарном отношении установки.
13.2.4. Агрегаты и узлы, поступающие на мойку, должны освобождаться от масла, топлива, тормозной и охлаждающей жидкости.
13.2.5. Аппарели, трапы и пол на постах мойки должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.
13.2.6. При мойке автомобилей необходимо обязательно соблюдать следующие требования:
- рабочее место машиниста моечных машин при механизированной мойке автомобилей должно располагаться в водонепроницаемой кабине;
- перед въездом в помещение механизированной мойки должна быть оборудована световая сигнализация, сообщающая, что разрешается въезд автомобилей на пост;
- при работе механизированной мойки запрещается находиться на пути движения автомобилей;
- пост открытой шланговой (ручной) мойки должен размещаться в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, которые находятся под напряжением.
13.2.7. При мойке автомобильных агрегатов, узлов и деталей необходимо придерживаться следующих требований:
- мойку деталей топливной аппаратуры и двигателей, работающих на этилированном бензине, следует осуществлять только после предварительной нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими растворами;
- на рабочем месте должна быть таблица с указанием состава, концентрации и температуры моющего раствора;
- концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%;
- после мойки щелочными растворами необходима обязательная промывка горячей водой;
- детали, узлы и агрегаты необходимо доставлять на пост мойки и загружать в моечные установки механизированным способом;
- моечные ванны с керосином и другими моющими средствами, предусмотренными технологией, после окончания мойки необходимо закрывать.
13.2.8. Запрещается применять бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости неизвестного состава для протирания автомобилей, обезжиривания и мойки деталей, узлов и агрегатов.
13.3. Проверка технического состояния транспортных средств
133.1. В местах выполнения и при выполнении работ по проверке технического состояния транспортных средств могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:
- наезды автомобилей на работников;
- падение работающих на поверхности и с высоты (буфера, подножки, эстакады и т.д.) в осмотровую канаву;
- падение деталей, узлов, агрегатов;
- пониженная температура воздуха в холодный период года;
- недостаточная освещенность.
13.3.2. Проверку технического состояния при выпуске транспортных средств на линию и возвращении их с линии необходимо проводить при неработающем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи испытания тормозов и рулевого управления.
13.3.3. При наличии неисправностей, поломок и повреждений контролер (механик) технического состояния автотранспортных средств должен выписать "Листок учета профилактического обслуживания и ремонта автомобилей" и дать указания водителю о направлении автомобиля в зону ремонта или ожидания ремонта.
На выполнение работ с повышенной опасностью "Листок учета профилактического обслуживания и ремонта автомобилей" должен быть с красной полосой по диагонали.
13.3.4. На контрольно-техническом пункте должен находиться утвержденный предприятием Перечень работ с повышенной опасностью.
13.3.5. Входить в смотровую канаву для проверки технического состояния транспортных средств и выходить из нее необходимо через тоннель, расположенный сбоку от проезда.
13.3.6. Для осмотра транспортных средств при недостаточном освещении необходимо пользоваться переносным светильником, отвечающим требованиям п. 6.3.11 настоящих Правил.
13.3.7. На территории контрольно-технического пункта не должно быть пролитых горюче-смазочных материалов и льда.
13.3.8. В холодный период года температура воздуха в смотровых канавах контрольно-технического пункта должна отвечать требованиям п. 7.7 настоящих Правил.
13.3.9. После въезда (выезда) автомобиля ворота контрольно-технического пункта необходимо немедленно закрывать, чтобы исключить возможность наездов транспортных средств на людей.
Запрещается держать открытыми ворота и прохождение людей через проезды контрольно-технического пункта.
13.3.10. Скорость движения автотранспорта через контрольно-технический пункт не должна превышать 10 км/час.
13.3.11. Испытание тормозов на ходу необходимо производить на площадке, которая должна быть выполнена в соответствии с требованиями п. 5.6.5 этих Правил. При проверке эффективности действия тормозной системы на площадке необходимо уделять особое внимание, так как при торможении возможно смещение автомобиля в сторону или наезд его на людей в случае отказа тормозов.
13.3.12. Для регулировки тормозов после их проверки необходимо остановить автомобиль и выключить двигатель. Пускать двигатель и трогать автомобиль с места следует только после того, как водитель убедиться, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
13.3.13. При испытании тормозов на стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.
13.3.14. Работа на диагностическом и других постах с работающим двигателем разрешается только при включенном местном отсосе.
13.4. Обязательные работы профилактического обслуживания и ремонта
13.4.1. В местах выполнения и при выполнении работ профилактического обслуживания и ремонта транспортных средств могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:
- падение вывешенных частей транспортных средств при обслуживании и ремонте подвески, колес, мостов и т.д.;
- падение кузова автомобиля-самосвала при обслуживании и ремонта гидроподъемника;
- падение опрокидывающейся кабины грузового автомобиля;
- падение деталей, узлов, агрегатов, инструмента;
- падение работающих на поверхности с высоты (буфера, лестницы, эстакады, площадок) в смотровую канаву;
- наезды автомобилей: вследствие самопроизвольного движения, при запуске двигателя, въезде (выезде) в зону ремонта, движении на смотровой канаве и конвейере;
- термические факторы (пожары при сливе горюче-смазочных материалов из автомобилей, мойке ими деталей, узлов, агрегатов, хранении и оставлении их на рабочих местах);
- осколки металла, отлетающего при выпрессовке и запрессовке шкворней, пальцев, подшипников, валов, осей, при рубке металла;
- наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (акролеина, углерода оксида, углеводородов алифатических предельных и т.п.);
- пониженная температура воздуха в холодный период года;
- недостаточное освещение.
13.4.2. Автомобили, агрегаты и детали, направляемые на посты профилактического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.
Въезд (выезд) в помещения и постановка автомобилей на посты профилактического обслуживания и ремонта осуществляются с разрешения и под руководством ответственного лица - мастера (начальника участка).
13.4.3. После постановки автомобиля на пост профилактического обслуживания или ремонта (без принудительного перемещения) необходимо обязательно остановить двигатель, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, а под колеса с обеих сторон подложить упорные колодки. На рулевое колесо должна быть навешена табличка с надписью "Двигатель не запускать - работают люди!".
На автомобилях, имеющих дублирующие устройства для запуска двигателя, аналогичная табличка должна быть вывешена и около этого устройства.
13.4.4. Автомобиль на смотровой канаве должен быть установлен так, чтобы был свободным не только основной, но и запасной выход.
13.4.5. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, пневматическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Подъемник не включать - работают люди!".
13.4.6. Плунжер гидравлического, пневматического подъемника в рабочем (поднятом) положении должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующей невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
13.4.7. В помещениях профилактического обслуживания с поточным движением автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост или о выезде автомобиля.
13.4.8. Перемещение транспортных средств с поста на пост разрешается только после подачи сигнала (звукового, светового).
13.4.9. Перед вывешиванием части автомобиля (прицепа, полуприцепа) подъемными механизмами (домкратами, наканавными передвижными подъемниками, талями и т.д.), кроме стационарных, необходимо сначала установить транспортное средство на ровной поверхности, остановить двигатель, включить пониженную передачу, затормозить его стояночным тормозом, подставить под неподнимающиеся колеса упорные колодки, у автобуса проверить состояние опорной площадки кузова.
13.4.10. При вывешивании части транспортного средства плунжер домкрата (наканавного передвижного подъемника) или надставка к нему должны быть установлены в местах, указанных в технологической документации, Руководстве по эксплуатации транспортных средств.
Домкрат нужно устанавливать на ровную нескользкую поверхность. В случае непрочного грунта под основу домкрата необходимо подложить прочную деревянную подставку площадью не менее 0,1 кв. м или доску.
13.4.11. Под вывешенные части транспортного средства с помощью домкрата (передвижных наканавных подъемников, талей и т.п.) для осмотра, выполнения профилактических работ и ремонта должны быть установлены подставки (козелки).
Подставки (козелки) под вывешенные части транспортного средства должны устанавливаться в местах, указанных в технологической документации. Руководстве по эксплуатации транспортного средства.
13.4.12. Осмотр и ремонт пневморессоры автобусов необходимо выполнять на специально обустроенных для этого смотровых канавах, оборудованных передвижными наканавными подъемниками, или на стационарных подъемниках.
13.4.13. Выполнение работающими работ, связанных со снятием и установкой баллонов пневморессор, разрешается только после проведения целевого инструктажа и оформления наряда-допуска в соответствии с Приложением 3.
13.4.14. В выполнении работ, связанных со снятием и установкой агрегатов, должны принимать участие два слесаря по ремонту автомобилей. Допускается вместо одного слесаря принимать участие водителю при соответствующей подготовке и обязательном инструктаже по охране труда при выполнении этих работ.
13.4.15. При подъеме опрокидывающейся кабины для обслуживания и ремонта систем автомобиля она должна быть четко зафиксирована.
Запрещается поднимать кабину с неисправным запорным механизмом, упором-ограничителем, страховочным устройством.
13.4.16. При обслуживании и ремонте автомобилей (в т.ч. двигателей) на высоте более 1 м рабочие должны быть обеспечены и пользоваться специальными подмостями, эстакадами, площадками или лестницами-стремянками.
Применять приставные лестницы не разрешается.
При подъеме по лестнице рабочему запрещается держать в руках инструмент, детали, материалы и другие предметы. Для этой цели должны использоваться сумка или специальные ящики.
Запрещается проводить одновременную работу на лестнице, подмостях, площадках и под ними.
13.4.17. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить на нем автомобиль, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения в предназначенные для этого емкости, плотно закрыть маслоналивную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
13.4.18. Запрещается пуск двигателя автомобиля на постах профилактического обслуживания и ремонта работникам, которые не имеют на это право.
При включении двигателя для заполнения пневмосистемы автомобиля необходимо предусмотреть отвод выхлопных газов за пределы помещения.
13.4.19. Перед проведением работ, связанных с прокручиванием коленчатого и карданного валов в соответствии с технологическим процессом, необходимо дополнительно проверить отключение зажигания (перекрытия подачи топлива для дизельных двигателей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера); освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.
Запрещается прокручивать карданный вал с помощью монтажной лопатки или других предметов.
13.4.20. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся за пределами смотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться и пользоваться лежаками.
13.4.21. Для работы спереди и сзади автомобиля и для перехода через смотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками.
13.4.22. Все регулировочные работы на двигателе, за исключением регулировки карбюратора и угла опережения зажигания, должны производиться при неработающем двигателе.
13.4.23. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения, смазки автомобиля (топливные баки, двигатели, коробки передач, здание мосты и т.п.), необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их пролива.
13.4.24. При проведении ремонта топливных баков, а также топливопроводов, через которые может вытекать топливо из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от него. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его загорания.
13.4.25. Труднодоступные точки смазки необходимо смазывать с помощью наконечников с гибким шлангом или наконечников с шарнирами.
Для подачи смазки в высоко расположенные масленки необходимо в смотровой канаве пользоваться подставкой под ноги.
13.4.26. При профилактическом обслуживании и ремонте транспортных средств запрещается:
- выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, наканавных передвижных подъемниках, талях и т.п.);
- подкладывать под вывешенные части автомобиля (прицепа, полуприцепа) вместо подставок (козелков) диски колес, кирпич и другие случайные предметы;
- устанавливать домкрат на случайные предметы или подкладывать их под плунжер домкрата;
- снимать и ставить рессоры на транспортные средства всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой подставок (козелков) под него или раму автомобиля;
- проводить обслуживание и ремонт автомобилей при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует запуска двигателя;
- поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные устройства (крюки) путем захвата их тросами, цепями или крюком подъемного механизма;
- поднимать (даже кратковременно) грузы массой больше, чем это указано на табличке данного подъемного механизма;
- осматривать, поправлять, ремонтировать пневморессору, если рабочий находится между кузовом автобуса и колесом;
- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами без специальных захватов;
- поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
- оставлять инструмент и детали на автомобиле (раме, агрегатах, подножках, капоте и т.п.), краях смотровой канавы;
- разбирать и ремонтировать детали и узлы двигателей и системы питания автомобилей, работающих на этилированном бензине, без нейтрализации отложений тетраэтилсвинца;
- транспортировать агрегаты на тележках, не оборудованных приспособлениями, предотвращающими их падение.
13.4.27. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или доливка в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
Запрещается:
- работать без упора под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа;
- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
- использовать вместо табельных стопорных пальцев, применяемых на автомобилях типа КамАЗ, другие детали и предметы;
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
- запускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
- проводить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза.
13.4.28. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, ядовитых и других опасных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очищать от остатков этих веществ и надежно заземлять.
13.4.29. Рабочий, который проводит очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под опасных грузов, должен быть обеспечен спецодеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; снаружи цистерны или резервуара должны находиться два специально проинструктированных помощника.
Шланг противогаза должен быть выведен через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.
К поясу работающего внутри резервуара прикрепляется крепкая веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен.
Один из помощников, который находится наверху, должен наблюдать за работой, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре, а другой - контролировать работу и в случае необходимости вызвать помощь.
13.4.30. Выполнение работающими работ в емкостях из-под опасных грузов разрешается только после проведения целевого инструктажа и оформления наряда-допуска в соответствии с Приложением 3.
13.4.31. Ремонтировать топливные баки с помощью сварки и пайки можно только после снятия его с автомобиля, полного удаления остатков топлива и обезжиривания в соответствии с п. 13.8.45 настоящих Правил.
13.4.32. Для сбора и слива отработанных масел необходимо пользоваться специальными приспособлениями или тележками, исключающими их разлив при замене в агрегатах и повышающими удобство в работе.
................Перейти до повного тексту