1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Постановление утратило силу на основании Постановления Верховной Рады АРК N 166-6/10 ( rb0166002-10 ) от 28.12.2010 )
О Республиканской программе "Сейсмобезопасность
Автономной Республики Крым и защита населения
от сильных землетрясений" на 2006-2015 годы
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2005, N 11, ст. 1055 )
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), с целью снижения сейсмического риска в Автономной Республике Крым
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Республиканскую программу "Сейсмобезопасность Автономной Республики Крым и защита населения от сильных землетрясений" на 2006-2015 годы (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым при формировании проектов бюджетов Автономной Республики Крым на 2006-2015 годы предусматривать ассигнования на реализацию Республиканской программы "Сейсмобезопасность Автономной Республики Крым и защита населения от сильных землетрясений" на 2006-2015 годы и обеспечивать ее выполнение.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по правовым вопросам, правопорядку и чрезвычайным ситуациям.
4. Настоящее Постановление вводится в действие с момента принятия.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Б.ДЕЙЧ
г. Симферополь,
16 ноября 2005 г.
N 1506-4/05
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 16 ноября 2005 г. N 1506-4/05
Республиканская программа
"Сейсмобезопасность Автономной Республики Крым
и защита населения от сильных землетрясений"
на 2006-2015 годы
Общие положения
Республиканская программа "Сейсмобезопасность Автономной Республики Крым и защита населения от сильных землетрясений" на 2006-2015 годы (далее - Программа) разработана во исполнение постановлений Кабинета Министров Украины от 11 сентября 1995 года N 728 ( 728-95-п ) "О создании национальной системы сейсмических наблюдений и повышения безопасности проживания населения в сейсмоопасных регионах", от 28 июня 1997 года N 699 ( 699-97-п ) "Об утверждении Положения о национальной системе сейсмических наблюдений и повышения безопасности проживания населения в сейсмоопасных регионах, Положения о Межведомственной комиссии по сейсмическому мониторингу и Программы функционирования и развития национальной системы сейсмических наблюдений и повышения безопасности проживания населения в сейсмоопасных регионах" и является продолжением Республиканской долгосрочной программы работ "Сейсмобезопасность Крыма и защита населения от сильных землетрясений" на период 1995-2005 годов, утвержденной Постановлением Правительства Крыма от 29 декабря 1994 года N 316 ( rb0316001-94 ).
Крым - самый сейсмоактивный и сейсмоопасный регион Украины. Ежегодно сеть сейсмических станций Крыма регистрирует до сотни относительно слабых и ощутимых местных землетрясений. В базе данных по Крыму содержится около 3000 землетрясений, 40 из которых относятся к разрушительным. Древняя архитектура, археология и геология также хранят память о катастрофических палеоземлетрясениях в Крыму с интенсивностью в эпицентре до 9 баллов начиная с XV века до новой эры.
Изучение прошлого и настоящего (инструментальными методами) позволяет оценивать долговременную сейсмическую опасность ("сейсмический климат") и следить за сейсмической обстановкой ("погодой") в Автономной Республике Крым.
Прогноз долговременной сейсмической опасности территории выдается в виде нормативных карт общего сейсмического районирования (ОСР). По ним определяется нормативная сейсмичность в баллах (Iн) для средних грунтовых условий. Вариации сейсмической интенсивности (дельта)I) внутри города или населенного пункта за счет разных свойств грунтов учитываются на картах сейсмического микрорайонирования (СМР) в виде приращений к нормативной сейсмичности. Суммарная расчетная опасность (Iр) конкретного района оценивается как Iр = Iн +(-) (дельта)I.
Для среднесрочного и краткосрочного прогноза "сейсмической погоды" проводятся непрерывный мониторинг и анализ текущей сейсмической обстановки в регионе с последующим информированием Кабинета Министров Украины и Совета министров Автономной Республики Крым о сильных землетрясениях и прогнозе развития ситуации на ближайшее время.
За период с 1995 года по 2005 год выполнен большой объем научных и научно-практических работ, направленных на снижение сейсмического риска в Автономной Республике Крым.
Ограниченное финансирование Республиканской долгосрочной программы работ "Сейсмобезопасность Крыма и защита населения от сильных землетрясений" на период 1995-2005 годов ( rb0316001-94 ) не позволило провести переоснащение всей сети сейсмических станций Крыма на современное оборудование, разработать карты сейсмического микрорайонирования всей территории Южного берега Крыма, провести расчеты экономического риска для крупных городов Крыма и курортных комплексов с учетом прогнозных воздействий более 8 баллов, создать современный центр сбора и обработки материалов сейсмического и геодинамического мониторинга в реальном масштабе времени.
В настоящее время сеть сейсмических станций, расположенных на территории Автономной Республики Крым, обеспечивающая сейсмический мониторинг и прогноз развития ситуации, работает на устаревшем оборудовании (образца 1912 года) с записью сейсмических колебаний на дорогостоящую осциллографную фотобумагу. При таком способе регистрации невозможно обеспечить обработку сейсмической информации в реальном масштабе времени (запаздывание во времени сбора и обработки со станций информации составляет от 30 мин. до 1 часа). Все станции нуждаются в ремонте, две из них (в г. Судаке и г. Феодосии) находятся в аварийном состоянии. Из-за отсутствия достаточного финансирования закрыта единственная на северо-западе региона сейсмическая станция "Донузлав".
2. Цели Программы
Целями Программы являются разработка стратегии и реальных путей снижения и предотвращения возможного ущерба от сейсмических катастроф, обеспечение сейсмобезопасности на территории Автономной Республики Крым.
Существуют различные пути снижения степени сейсмической угрозы главными из которых являются избежание мест проживания в наиболее опасных районах, приспособление, т. е. учет сейсмической опасности при проектировании и строительстве, подготовленность органов власти всех уровней к быстрому реагированию и снижению потерь во время спасательных и восстановительных работ. Для реализации вышеуказанного необходимо дать научно обоснованную оценку степени долговременной сейсмической опасности территории и проводить непрерывный сейсмический мониторинг в реальном масштабе времени для оперативного прогноза сейсмической активизации на ближайшее будущее.
3. Основные направления Программы
Существующая в настоящее время концепция сейсмической безопасности, положенная в основу сейсмостойкого строительства в пределах сейсмоопасных регионов земного шара, имеет целью минимизацию людских и материальных потерь при землетрясениях и в общем виде предусматривает следующие направления:
непрерывный сейсмический мониторинг сетью
высокочувствительных сейсмических станций за сейсмической
обстановкой в Автономной Республике Крым, переоснащение,
модернизация системы сейсмических и геофизических наблюдений;
создание регионального банка данных по сейсмичности и сейсмической опасности (планируется предоставление информации в электронном виде с использованием геоинформационных технологий);
уточнение долговременной сейсмической опасности районов максимальной сейсмической интенсивности (включает в себя разработку и обновление (как правило, с периодичностью в 15-20 лет) разномасштабных карт сейсмического районирования (в баллах сейсмических воздействий или в инженерных терминах-ускорениях смещения грунта), основанных на данных многолетнего сейсмологического мониторинга, на изучении строения и динамики земной коры, на новейших методических разработках в этих областях знаний; результатом уточнения будет являться создание крупномасштабных карт сейсмической опасности для районов и крупных населенных пунктов Автономной Республики Крым);
расчет сейсмического риска и экономических потерь для крупных курортных комплексов Автономной Республики Крым с учетом паспортизации зданий (оценка сейсмического риска, рассматриваемого как вероятность обусловленного землетрясением материального ущерба для определенной территории; оценки сейсмического риска имеют первостепенное значение при прогнозе последствий землетрясений и принятии на различных уровнях решений, обеспечивающих оптимизацию затрат на антисейсмические мероприятия, минимизацию человеческих потерь и экономического ущерба от землетрясений);
разработка методики расчета сейсмических воздействий (акселерограмм) с учетом местных и региональных особенностей среды и очаговых зон;
создание банка данных акселерограмм (запись ускорения движения почв) землетрясений для внедрения в практику проектирования и сейсмостойкого строительства на основе методики расчета сейсмических воздействий и с использованием информации международных центров;
разработка стратегии и сценария организации и проведения исследований в случае разрушительного землетрясения в Крымско-Черноморском регионе;
обследование последствий разрушительных землетрясений в Автономной Республике Крым, проведение инженерного анализа сейсмических воздействий;
организация и проведение эпицентральных наблюдений в случае сильного землетрясения в Автономной Республике Крым.
4. Механизм реализации Программы
Программа реализуется Крымским экспертным советом по оценке сейсмической опасности и прогнозу землетрясений (далее - КЭС) с привлечением профильных научно-исследовательских организаций: Института геофизики им. С.И. Субботина Национальной Академии наук Украины (далее - ИГФ НАНУ), Крымского отделения Украинского государственного геологоразведочного института (далее - КОУкрГГРИ), Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (далее - ТНУ), Крымского научно-исследовательского института проектирования (далее - КрымНИИпроект), Крымского государственного института инженерно-технических изысканий (далее - КрымГИИНТИЗ), а также при необходимости других специализированных организаций или предприятий.
5. Мероприятия Программы
------------------------------------------------------------------
|N | Виды работ |Исполнители| Срок |Источник|Ожидаемые |
|п/п| |(соисполни-| исполнения |финанси-|результаты|
| | |тели) | |рования | |
|---+--------------+-----------+-------------+--------+----------|
|1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|---+--------------+-----------+-------------+--------+----------|
| 1.|Переоснащение,|КЭС |2006-2015 гг.|Бюджет |Система |
| |модернизация |(КОУкрГГРИ,| |АРК |сейсмичес-|
| |системы |ТНУ, ИГФ | | |кого мони-|
| |наблюдений |НАНУ) | | |торинга в |
| |и проведение | | | |АРК по |
| |сейсмического | | | |комплексу |
| |мониторинга в | | | |методов, |
| |АРК | | | |комплек- |
| |по комплексу | | | |сный |
| |методов | | | |анализ и |
| | | | | |оператив- |
| | | | | |ное инфор-|
| | | | | |мирование |
| | | | | |МЧС, |
| | | | | |Кабинета |
| | | | | |Министров |
| | | | | |Украины |
| | | | | |Совета |
| | | | | |министров |
| | | | | |АРК о |
| | | | | |сейсмичес-|
| | | | | |кой обста-|
| | | | | |новке в |
| | | | | |регионе |
|---+--------------+-----------+-------------+--------+----------|
| 2.|Создание |КЭС |2006-2015 гг.|Бюджет |Банк |
| |регионального |(ИГФ НАНУ) | |АРК |данных по |
| |банка данных | | | |сейсмично-|
| |по сейсмично- | | | |сти и |
| |сти и сейсми- | | | |сейсмичес-|
| |ческой | | | |кой опас- |
| |опасности | | | |ности в |
| | | | | |электрон- |
| | | | | |ном виде и|
| | | | | |геоинфор- |
| | | | | |мационном |
| | | | | |представ- |
| | | | | |лении; |
| | | | | |ежегодная |
| | | | | |публикация|
| | | | | |новых |
| | | | | |данных |
|---+--------------+-----------+-------------+--------+----------|
| 3.|Уточнение |КЭС |2006-2015 гг.|Бюджет |Крупномас-|
| |долговременной|(ИГФ НАНУ, | |АРК |штабные |
| |сейсмической |КрымГИИН- | | |карты сей-|
| |опасности |ТИЗ) | | |смической |
| |районов | | | |опасности |
| |максимальной | | | |для |
| |сейсмической | | | |районов и |
| |интенсивности | | | |крупных |
| | | | | |населенных|
| | | | | |пунктов |
| | | | | |АРК с |
| | | | | |интенсив- |
| | | | | |ностью |
| | | | | |более и |
| | | | | |равной |
| | | | | |8 баллам |
| | | | | |для рацио-|
| | | | | |нального |
| | | | | |землеполь-|
| | | | | |зования |
|---+--------------+-----------+-------------+--------+----------|
| 4.|Расчет |КЭС |2006-2015 гг.|Бюджет |Прогнозные|
| |сейсмического |(ИГФ НАНУ, | |АРК |карты |
| |риска |КрымНИИ- | | |вероятного|
| |и экономичес- |проект) | | |сейсмичес-|
| |ких потерь для| | | |кого риска|
| |крупных | | | |в терминах|
| |курортных | | | |экономиче-|
| |комплексов АРК| | | |ских |
| |с учетом | | | |потерь для|
| |паспортизации | | | |крупных |
| |зданий | | | |курортных |
| | | | | |комплексов|
| | | | | |АРК |
|---+--------------+-----------+-------------+--------+----------|
| 5.|Разработка |КЭС |2006-2008 гг.|Бюджет |Методика |
| |методики | | |АРК |расчета |
| |расчета | | | |акселеро- |
| |сейсмических | | | |грамм с |
| |воздействий | | | |учетом |
| |(акселеро- | | | |местных и |
| |грамм) с | | | |региональ-|
| |учетом местных| | | |ных особе-|
| |и региональных| | | |нностей |
| |особенностей | | | |среды и |
| |среды | | | |очаговых |
| |и очаговых зон| | | |зон |
|---+--------------+-----------+-------------+--------+----------|
| 6.|Создание банка|КЭС |2008-2015 гг.|Бюджет |Банк |
| |данных | | |АРК |данных |
| |акселерограмм | | | |акселеро- |
| |землетрясений | | | |грамм |
| |для внедрения | | | |землетря- |
| |в практику | | | |сений для |
| |проектирования| | | |проектиро-|
| |и | | | |вания |
| |сейсмостойкого| | | |высотных |
| |строительства | | | |зданий, |
| | | | | |стратеги- |
| | | | | |ческих и |
| | | | | |экологиче-|
| | | | | |ски |
| | | | | |опасных |
| | | | | |объектов |
|---+--------------+-----------+-------------+--------+----------|
| 7.|Разработка |КЭС |2006-2007 гг.|Бюджет |Сценарий |
| |стратегии |(ИГФ НАНУ, | |АРК |для опера-|
| |и сценария |КрымНИИ- | | |тивного |
| |организации |проект, | | |разверты- |
| |и проведения |КОУкрГГРИ | | |вания |
| |исследований |и др.) | | |работ в |

................
Перейти до повного тексту