1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Закон України


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
З А К О Н
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Закон утратил силу на основании Решения ВР АРК N 206-2/98 ( rb0206002-98 ) от 16.09.98 )
О выборах депутатов Верховного Совета
Автономной Республики Крым
( "Крымские известия", 16 июля 1997 г., N 126-127 )
( Вводится в действие Постановлением ВР АРК N 1226а/-1 ( rb226a002-97 ) от 18.06.97 )
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы и начала выборов
1. Депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым (далее - депутаты) избираются избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе.
2. Всего избирается 100 депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым. Из них 50 избираются в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства, а 50 - по спискам кандидатов в депутаты от республиканских (Автономной Республики Крым) отделений политических партий (избирательных блоков отделений этих партий) (далее - от политических партий (избирательных блоков партий)), избирательных объединений объединений граждан* с общекрымским статусом в многомандатном общекрымском республиканском избирательном округе на основе пропорционального представительства.
* Избирательное объединение объединений граждан - предвыборный
блок объединений граждан.
3. Кандидат в депутаты может баллотироваться только по многомандатному и по одному одномандатному избирательному округу, входящему в административно-территориальную единицу, где кандидат постоянно проживает или работает.
4. Избирательный процесс осуществляется на началах свободного и равноправного выдвижения кандидатов в депутаты, гласности и открытости, равенства возможностей для всех кандидатов в проведении избирательной кампании, непредвзятости к кандидатам со стороны государственных и республиканских органов, учреждений, организаций, местных органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, контроля за источниками финансирования и затратами на избирательную кампанию, свободы агитации.
5. Участие в выборах граждан, проживающих в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, является добровольным.
Статья 2. Виды выборов
Выборы депутатов могут быть очередными, внеочередными, повторными, а также вместо выбывших депутатов.
Статья 3. Всеобщее избирательное право
1. Выборы депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым являются всеобщими: все граждане Украины, постоянно проживающие на территории Автономной Республики Крым и в г. Севастополе, которым на день выборов исполнилось 18 лет, имеют право голоса.
2. Не имеют права голоса граждане, признанные судом недееспособными. Приостанавливается на соответствующий период осуществление избирательного права для лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы, а также для лиц, находящихся по решению суда в местах принудительного лечения.
3. Депутатом может быть избран гражданин Украины, постоянно проживающий в Автономной Республике Крым, г. Севастополе не менее трех последних перед выборами лет, имеющий право голоса, достигший на день выборов 21 года.
4. Не может быть избран депутатом гражданин, который имеет судимость за совершение преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке. Не могут быть избраны депутатами граждане, проходящие на день выборов действительную воинскую или альтернативную (не воинскую) службу.
5. Офицеры, прапорщики, мичманы личного состава Вооруженных Сил, Национальной гвардии, Службы безопасности, Министерства внутренних дел и иных воинских формирований Украины, а также судьи и прокуроры могут быть зарегистрированы кандидатами в депутаты, если при регистрации они подадут в окружную избирательную комиссию заявление и копию приказа (распоряжения) о временном прекращении служебных полномочий на период избирательной кампании. В случае избрания указанных лиц депутатами они увольняются с занимаемых должностей, а военнослужащие откомандировываются к Верховному Совету Автономной Республики Крым.
6. Депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым не может быть одновременно народным депутатом Украины.
7. Иные прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, политических взглядов, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.
Статья 4. Равное избирательное право
Выборы депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым являются равными: каждый избиратель участвует в выборах на равных основаниях и имеет в одномандатном и многомандатном избирательных округах по одному голосу.
Статья 5. Прямое избирательное право
Выборы депутатов являются прямыми. Депутаты избираются непосредственно (без посредников) избирателями. Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей в любой форме не допускается.
Статья 6. Проведение выборов
1. Подготовку, проведение выборов депутатов, контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые образуются и действуют в порядке, определенном этим нормативно-правовым актом.
2. Вмешательство в решение вопросов, отнесенных к компетенции соответствующих избирательных комиссий, кроме случаев, предусмотренных настоящим нормативно-правовым актом, не допускается.
Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты
1. Право на выдвижение кандидатов в депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым по одномандатным избирательным округам принадлежит гражданам Украины, проживающим в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и имеющим право голоса. Это право реализуется ими непосредственно самовыдвижением, на собраниях избирателей, на собраниях трудовых коллективов численностью не менее 200 человек, а также через избирательные объединения объединений граждан с общекрымским статусом, политические партии с общекрымским статусом, зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины.
2. Право на выдвижение кандидатов в депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым по многомандатному общекрымскому республиканскому избирательному округу принадлежит политическим партиям (избирательным блокам партий), избирательным объединениям объединений граждан с общекрымским статусом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Украины.
Статья 8. Гласность при подготовке и проведении выборов
1. Подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно.
2. Верховный Совет Автономной Республики Крым, местные советы, избирательные комиссии доводят до сведения граждан решения об образовании округов по выборам депутатов, избирательных участков, избирательных комиссий и их составах.
3. Избирательные комиссии информируют граждан о своем местонахождении и режиме работы, знакомят их со списками избирателей, оповещают избирателей о результатах регистрации кандидатов в депутаты, доводят до сведения населения результаты голосования, итоги выборов и информацию о признании полномочий избранных депутатов.
4. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов. Их представители имеют право беспрепятственно участвовать во всех мероприятиях, организуемых избирательными комиссиями, а также получать информацию о подготовке и проведении выборов.
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Статья 9. Порядок и сроки назначения выборов
1. Решение о проведении очередных выборов депутатов принимает Верховный Совет Автономной Республики Крым не позднее чем за 4 месяца до истечения срока полномочий данного состава Верховного Совета Автономной Республики Крым.
2. Решение о проведении внеочередных выборов депутатов принимает Верховный Совет Автономной Республики Крым одновременно с принятием решения о досрочном прекращении своих полномочий, при этом выборы должны проводиться не позднее чем через 4 месяца после досрочного прекращения его полномочий.
3. В случае досрочного прекращения Верховной Радой Украины полномочий Верховного Совета Автономной Республики Крым решение о проведении внеочередных выборов принимает Верховная Рада Украины. При этом выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Автономной Республики Крым.
4. Повторные выборы и выборы вместо выбывших депутатов назначаются избирательной комиссией Автономной Республики Крым в порядке, предусмотренном настоящим нормативно-правовым актом.
5. Решение о назначении дня выборов орган, их назначивший, обязан опубликовать в средствах массовой информации не позднее чем на третий день после его принятия.
6. Верховный Совет Автономной Республики Крым, полномочия которого досрочно прекращены, осуществляет свои полномочия до избрания нового состава Верховного Совета Автономной Республики Крым.
Статья 10. Образование избирательных округов
1. Избирательные округа образуются избирательной комиссией Автономной Республики Крым.
2. Одномандатные избирательные округа образуются с учетом численности избирателей и административно-территориального деления по предложениям городских голов (городов республиканского подчинения) и председателей районных и районных в городе советов Автономной Республики Крым и г. Севастополя.
3. Избирательный округ представляет единую территорию. Отклонение количества избирателей от средней по Автономной Республике Крым нормы избирателей по избирательному округу не может превышать 20%.
4. Количество избирателей в избирательном округе, границы и центры избирательных округов устанавливаются избирательной комиссией Автономной Республики Крым.
5. Территорией многомандатного общекрымского республиканского избирательного округа является вся территория Автономной Республики Крым и г. Севастополя с центром в г. Симферополе. В выборах в этом округе принимают участие все граждане, постоянно проживающие в Автономной Республики Крым, г. Севастополе и имеющие избирательное право.
6. Сведения об образовании избирательных округов с обозначением их номера, центра, территориальных границ и количества избирателей в каждом округе публикуются избирательной комиссией Автономной Республики Крым в средствах массовой информации не позднее чем за 110 дней до дня выборов.
Статья 11. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов во время выборов избирательные округа делятся на избирательные участки.
2. Избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по представлению районных государственных администраций, исполкомов городских (городов республиканского подчинения) советов в границах территории одномандатных избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
3. Избирательный участок представляет единую территорию с количеством от 20 до 3000 избирателей, а в исключительных случаях - с меньшим или большим количеством избирателей.
4. В стационарных лечебных, санаторно-оздоровительных учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, на судах, которые находятся в день выборов в плавании, избирательные участки могут образовываться в срок, определенный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Такие избирательные участки входят в состав избирательных округов по месту их расположения или по месту порта приписки судна.
5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
6. Избирательные участки являются общими для выборов в одномандатных и многомандатном общекрымском республиканском избирательных округах.
7. Решение окружной избирательной комиссии об образовании избирательных участков, их нумерации, границах, составе, местонахождении участковых избирательных комиссий и помещениях для голосования доводится до сведения населения не позднее чем на пятый день после его принятия.
РАЗДЕЛ III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 12. Система избирательных комиссий
Организацию и проведение выборов в Верховный Совет Автономной Республики Крым осуществляют:
избирательная комиссия Автономной Республики Крым;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Статья 13. Избирательная комиссия Автономной Республики Крым
1. Избирательная комиссия Автономной Республики Крым является постоянно действующим высшим органом по организации и проведению выборов в Автономной Республике Крым. В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и не более 10 членов комиссии.
2. Не позднее чем на пятый день после назначения выборов новый состав избирательной комиссии Автономной Республики Крым и ее председатель утверждаются Верховным Советом Автономной Республики Крым по представлению Президиума Верховного Совета Автономной Республики Крым сроком на 4 года. Председатель и не менее трети членов избирательной комиссии Автономной Республики Крым должны иметь высшее юридическое образование.
3. Заместитель председателя избирательной комиссии Автономной Республики Крым и ее секретарь избираются на заседании комиссии.
4. После формирования избирательной комиссии Автономной Республики Крым в соответствии с этим нормативно-правовым актом ее персональный состав на протяжении года не может изменяться более чем на одну треть.
5. Каждая политическая партия, фракция, представленная в Верховном Совете Автономной Республики Крым, предлагает Президиуму по одному представителю в избирательную комиссию Автономной Республики Крым.
6. Каждая политическая партия (избирательный блок партий), избирательное объединение объединений граждан с общекрымским статусом, списки кандидатов в депутаты которых зарегистрированы и их представителя нет в составе избирательной комиссии, имеют право делегировать одного представителя в избирательную комиссию Автономной Республики Крым с правом совещательного голоса.
7. Избирательная комиссия Автономной Республики Крым в пятидневный срок после ее образования публикует сведения о своем местонахождении, почтовом адресе, номерах телефонов, режиме работы.
Статья 14. Компетенция избирательной комиссии Автономной
Республики Крым
Избирательная комиссия Автономной Республики Крым:
1) организует подготовку и проведение выборов депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым:
2) возглавляет избирательные комиссии, образует окружные избирательные комиссии, которые создаются для проведения выборов депутатов, направляет деятельность и осуществляет их методическое обеспечение, рассматривает заявления и жалобы на действия и решения этих комиссий, принимает по ним мотивированные решения;
3) осуществляет на всей территории Автономной Республики Крым контроль за исполнением настоящего нормативно-правового акта и обеспечивает его единообразное применение;
4) издает инструкции и дает разъяснения по вопросам применения настоящего нормативно-правового акта, в случае необходимости входит в Верховный Совет Автономной Республики Крым с представлением о толковании настоящего нормативно-правового акта или внесении в него изменений и дополнений;
5) разрабатывает и утверждает смету расходов на подготовку и проведение выборов, устанавливает порядок использования средств, выделенных из Государственного бюджета Украины на проведение выборов, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств, контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, решает другие вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
6) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам депутатов, списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, удостоверений, подписных листов, других избирательных документов, образцы избирательных урн для голосования, печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление, определяет порядок хранения избирательных документов и передачи их в Государственный архив Автономной Республики Крым;
7) осуществляет контроль за использованием избирательных фондов политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, кандидатов в депутаты в соответствии с требованиями этого нормативно-правового акта;
8) образует избирательные округа, присваивает им наименование и нумерацию, публикует список избирательных округов с обозначением их номеров, центров, территориальных границ, количества избирателей в каждом избирательном округе;
9) регистрирует участвующие в выборах политические партии (избирательные блоки партий), избирательные объединения объединений граждан с общекрымским статусом;
10) регистрирует списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями (избирательными блоками партий), избирательными объединениями объединений граждан с общекрымским статусом, выдает руководителям их органов, кандидатам в депутаты удостоверения об их регистрации;
11) регистрирует доверенных лиц кандидатов в депутаты, уполномоченных лиц политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, выдает им удостоверения;
12) публикует зарегистрированные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями (избирательными блоками партий), избирательными объединениями объединений граждан с общекрымским статусом, предвыборные программы политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом и сведения о кандидатах в депутаты от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, которые включаются в избирательный бюллетень;
13) определяет порядок сбора подписей в поддержку списков претендентов на кандидаты в депутаты от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка сбора подписей;
14) утверждает текст бюллетеня по многомандатному общекрымскому республиканскому избирательному округу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
15) заслушивает информации избирательных комиссий, а также министерств и ведомств, других органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления Автономной Республики Крым по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
16) осуществляет функции окружной избирательной комиссии многомандатного общекрымского республиканского избирательного округа, устанавливает результаты выборов по нему, извещает о них население через средства массовой информации;
17) обеспечивает издание плакатов с предвыборными программами политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом и биографическими данными кандидатов в депутаты от них;
18) принимает на денежный депозит залог от кандидатов в депутаты от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом в соответствии с этим нормативно-правовым актом;
19) регистрирует депутатов, избранных в многомандатном общекрымском республиканском избирательном округе;
20) подводит итоги выборов в целом по Автономной Республике Крым;
21) устанавливает персональный состав лиц, избранных депутатами Верховного Совета Автономной Республики Крым, выдает им временные удостоверения об избрании;
22) публикует в средствах массовой информации сообщения о результатах голосования и списки избранных депутатов с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, принадлежности к партии, общественной организации и указанием избирательного округа, по которому он избран;
23) информирует Верховный Совет Автономной Республики Крым об итогах выборов и признании полномочий избранных депутатов;
24) принимает решение о проведении повторного голосования и повторных выборов депутатов в случаях, предусмотренных настоящим нормативно-правовым актом;
25) принимает решение о проведении выборов в одномандатных избирательных округах вместо выбывших депутатов, организует проведение этих выборов;
26) в случае досрочного выбытия депутата, избранного по многомандатному общекрымскому республиканскому избирательному округу, принимает решение о замещении вакантного мандата депутата и представляет кандидатуру депутата на утверждение Верховному Совету Автономной Республики Крым;
27) публикует даты начала и окончания избирательных мероприятий;
28) определяет порядок использования средств массовой информации в связи с проведением выборов, обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым, политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом;
29) рассматривает заявления юридических и физических лиц, касающиеся вопросов, которые отнесены к ее компетенции, и принимает по ним решения;
30) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим нормативно-правовым актом и иными нормативно-правовыми актами Украины и Автономной Республики Крым.
Статья 15. Окружные избирательные комиссии
1. Окружные избирательные комиссии образуются избирательной комиссией Автономной Республики Крым не позднее чем за 60 дней до дня выборов по представлению городских голов (городов республиканского подчинения), председателей районных и районных в городе советов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 6 членов комиссии.
2. В состав окружных избирательных комиссий обязательно включаются по одному представителю от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, списки кандидатов которых зарегистрированы для участия в выборах по многомандатному общекрымскому избирательному округу, по представлению руководящих органов этих политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии не могут быть членами одной политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом.
4. Полномочия окружной избирательной комиссии заканчиваются через 10 дней после признания полномочий избранных депутатов.
Статья 16. Компетенция окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за выполнением действующего избирательного законодательства и обеспечивает его единообразное применение на территории избирательного округа;
2) образует избирательные участки, устанавливает их единую нумерацию по избирательному округу, публикует сведения о них;
3) образует участковые избирательные комиссии, координирует их деятельность;
4) контролирует составление списков избирателей и представление их для всеобщего ознакомления;
5) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения;
6) обеспечивает издание плакатов с биографическими данными о зарегистрированных кандидатах в депутаты и тезисами их предвыборных программ;
7) утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательному округу, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
8) устанавливает результаты выборов в избирательном округе, принимает решение об избрании депутата, выдает ему временное удостоверение, передает протоколы об итогах голосования и выборов в избирательную комиссию Автономной Республики Крым;
9) оповещает население о результатах выборов в избирательном округе через средства массовой информации;
10) проводит подсчет голосов по многомандатному общекрымскому республиканскому избирательному округу, поданных на территории своего избирательного округа, передает соответствующие сведения в избирательную комиссию Автономной Республики Крым;
11) организует проведение повторного голосования, повторных выборов, а также выборов вместо выбывшего депутата;
12) рассматривает обращения, заявления, жалобы на решения и действия или бездействие участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
13) распределяет средства между участковыми избирательными
комиссиями, контролирует обеспечение участковых избирательных
комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие
вопросы материально-технического обеспечения выборов;
14) заслушивает информацию участковых избирательных комиссий, местной государственной администрации и органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений, организаций по вопросам проведения выборов;
15) обеспечивает участковые избирательные комиссии образцами подписных листов, контролирует достоверность подписей, собранных в поддержку списков кандидатов в депутаты от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом и кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу;
16) содействует проведению избирательной кампании кандидатов в депутаты, обеспечивает соблюдение равных правовых условий их предвыборной деятельности, совместно с органами местной государственной администрации и местного самоуправления определяет порядок и выделение специально оборудованных мест для размещения агитационных материалов;
17) содействует проведению встреч кандидатов в депутаты с избирателями на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, а также по месту проживания избирателей;
18) осуществляет контроль за использованием избирательного фонда кандидатов в депутаты в соответствии с требованиями этого нормативно-правового акта;
19) рассматривает обращения, заявления и жалобы, касающиеся организации и проведения выборов на территории избирательного округа, в рамках своих полномочий принимает по ним решения. В необходимых случаях обращается в избирательную комиссию Автономной Республики Крым или в суд;
20) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в избирательную комиссию Автономной Республики Крым для последующей передачи в Государственный архив Автономной Республики Крым;
21) осуществляет другие полномочия в соответствии с этим нормативно-правовым актом.
Статья 17. Участковые избирательные комиссии
1. Участковые избирательные комиссии образуются окружными избирательными комиссиями в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 5 - 11 членов комиссии по представлению сельских, поселковых, городских голов, председателей районных в городе советов не позднее чем за 45 дней до дня выборов, а в исключительных случаях, определенных в пункте 4 статьи 11 этого нормативно-правового акта, - за 5 дней до дня выборов.
2. В состав участковых избирательных комиссий обязательно включаются по одному представителю от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, списки кандидатов в депутаты от которых зарегистрированы для участия в выборах по многомандатному общекрымскому республиканскому избирательному округу по представлению местных или региональных ячеек этих политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, если такие предложения имеются. Предприятия, организации и учреждения, расположенные на соответствующей территории, территориальные органы самоорганизации населения имеют право предлагать кандидатуры в состав участковых избирательных комиссий.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии не могут быть членами одной политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом.
4. Полномочия участковой избирательной комиссии заканчиваются через 10 дней после признания полномочий избранных депутатов.
Статья 18. Компетенция участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
1) уточняет список избирателей по участку;
2) обеспечивает возможность ознакомления избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопросы о внесении соответствующих изменений в него;
3) заблаговременно вручает или посылает избирателям именные приглашения с обозначением даты проведения выборов, адреса избирательной комиссии, времени начала и окончания голосования;
4) создает условия для ознакомления избирателей со списками кандидатов в депутаты от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, их предвыборными программами, а также со списками кандидатов, зарегистрированных в одномандатном избирательном округе, и их предвыборными программами;
5) обеспечивает подготовку помещений для голосования, изготовление избирательных урн и другого оборудования;
6) организует голосование на избирательном участке;
7) производит подсчет голосов, поданных на избирательном участке;
8) рассматривает обращения, заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования на избирательном участке и принимает по ним мотивированные решения;
9) осуществляет другие полномочия в соответствии с этим нормативно-правовым актом.
Статья 19. Организация работы избирательных комиссий
1. Основной формой работы избирательных комиссий являются их открытые заседания. Заседания избирательной комиссии созываются председателем комиссии, а в случае его отсутствия - заместителем председателя комиссии.
2. В случае отсутствия председателя, заместителя председателя комиссии или их отказа созвать заседание комиссии оно может быть созвано по требованию не менее одной трети членов комиссии - инициаторов проведения заседания с обязательным уведомлением всех членов комиссии о времени и месте заседания.
3. Первое заседание избирательной комиссии созывается не позднее чем на третий рабочий день после образования комиссии, а следующие - по необходимости.
4. Заседание избирательной комиссии ведет ее председатель или его заместитель, а в случае, когда они по каким-либо причинам не выполняют эту функцию, комиссия определяет из своего состава председательствующего на конкретном заседании.
5. Секретарь, а в случае его отсутствия один из членов комиссии ведет протокол заседания, который подписывается председателем или председательствующим на заседании и секретарем комиссии.
6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем принимают участие не менее двух третей ее состава. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При одинаковом количестве голосов, поданных "за" и "против" соответствующего решения, голос председателя комиссии или председательствующего на заседании считается решающим.
7. Члены избирательной комиссии, не согласные с принятым решением, могут изложить в письменной форме особое мнение, которое является неотъемлемым приложением к протоколу заседания.
8. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии.
9. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для участников выборов и органов, которые обеспечивают их проведение.
10. Органы государственной исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, обеспечивать исполнение решений избирательных комиссий, давать мотивированные ответы на их запросы и обращения по вопросам подготовки и проведения выборов в трехдневный срок со дня получения запроса или обращения, а за 5 дней до дня выборов и в день выборов - незамедлительно. Органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование для подготовки и проведения выборов.
11. На заседаниях избирательных комиссий имеют право присутствовать кандидаты в депутаты, уполномоченные лица от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, доверенные лица кандидатов в депутаты, наблюдатели общественных объединений Автономной Республики Крым, Украины и других государств, международных организаций, а также представители средств массовой информации. По решению данной комиссии на ее заседании могут присутствовать и другие лица.
12. Избирательная комиссия может принять решение о лишении права участия в заседании лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, если они препятствуют его проведению.
13. Принимать документы и обращения, которые поступают в избирательную комиссию, имеют право председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии. Все документы и обращения регистрируются.
14. В период между заседаниями избирательной комиссии решения от ее имени может принимать председатель комиссии, а в случае его отсутствия - заместитель председателя комиссии. Все решения, принятые председателем комиссии или его заместителем, должны быть подтверждены или отменены на ближайшем заседании комиссии, которое проводится в сроки, позволяющие обеспечить своевременное рассмотрение заявлений и жалоб субъектов избирательного процесса.
15. Избирательные комиссии могут привлекать для осуществления предусмотренных этим нормативно-правовым актом функций, для исполнения технической работы соответствующих специалистов, технических работников с оплатой их труда в пределах средств, которые выделяются соответствующим комиссиям на подготовку и проведение выборов.
Статья 20. Правовой статус лиц, входящих в состав
избирательных комиссий
1. В состав избирательных комиссий могут входить граждане, постоянно проживающие в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, имеющие избирательное право.
2. Не могут входить в состав избирательных комиссий кандидаты в депутаты, их доверенные лица, уполномоченные лица политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, близкие родственники кандидата в депутаты (муж, жена, их дети, родители, родные братья и сестры).
3. Председатель избирательной комиссии не может принимать участие в деятельности объединений граждан.
4. Никто не может быть членом более чем одной комиссии одновременно. В случае регистрации лица, входящего в состав избирательной комиссии, кандидатом в депутаты, доверенным лицом кандидата или уполномоченным лицом политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом его полномочия в комиссии автоматически прекращаются.
5. Во время избирательной кампании член избирательной комиссии не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия избирательной комиссии Автономной Республики Крым.
6. Член избирательной комиссии на протяжении всего периода работы в комиссии не может быть уволен либо переведен на другую работу или должность без его согласия.
7. На протяжении срока полномочий избирательной комиссии изменения в ее состав могут вноситься органом, образовавшим избирательную комиссию, лишь в случаях нарушения комиссией или некоторыми ее членами избирательного законодательства, смерти члена комиссии или выбытия его за пределы Автономной Республики Крым, а также в связи с личным заявлением о сложении полномочий в комиссии или в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
8. Комиссия может обратиться с предложением о замене председателя, заместителя председателя, секретаря или члена комиссии в орган, который ее образовал, если за это проголосует не менее двух третей от ее состава.
9. Председатель или заместитель председателя избирательной комиссии Автономной Республики Крым работают в комиссии на постоянной основе. Избирательная комиссия Автономной Республики Крым имеет аппарат работников комиссии. Работающий на постоянной основе председатель или заместитель председателя избирательной комиссии Автономной Республики Крым, а также аппарат этой комиссии содержатся за счет средств, выделяемых из бюджета Автономной Республики Крым, на них распространяется действие Закона Украины "О государственной службе" ( 3723-12 ).
Статья 21. Оплата труда членов избирательных комиссий
По решению избирательной комиссии Автономной Республики Крым, окружной, участковой избирательной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь, члены соответствующей избирательной комиссии могут быть на период избирательной кампании освобождены от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы. Оплата труда членов комиссии осуществляется исполнительными органами соответствующих советов за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных для проведения избирательной кампании, в пределах сметы расходов соответствующей избирательной комиссии.
Статья 22. Обжалование решений избирательных комиссий
1. Решения, действия или бездействие избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы политическими партиями (избирательными блоками партий), избирательными объединениями объединений граждан с общекрымским статусом и их уполномоченными лицами, кандидатами в депутаты и их доверенными лицами, а также избирателями в вышестоящую избирательную комиссию, которая принимает решение в течение трех рабочих дней с момента поступления жалобы, за 5 дней до выборов и в день их проведения - незамедлительно, а в случаях, предусмотренных этим нормативно-правовым актом, - в суд в течение 10 дней после принятия решения, совершения действия или бездействия в нарушение этого нормативно-правового акта.
2. Решение избирательной комиссии об отклонении жалобы, заявления по поводу ошибок или неточностей в списках избирателей рассматриваются судом на протяжении трех рабочих дней. Решение суда является окончательным. Исправления в списке избирателей в соответствии с решением суда участковая избирательная комиссия обязана произвести незамедлительно.
3. В случаях, по которым требуется дополнительная проверка, жалобы могут быть рассмотрены не позднее чем в 10-дневный срок.
4. Решения избирательной комиссии Автономной Республики Крым являются окончательными и обжалованию не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных этим нормативно-правовым актом.
5. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу, в том числе и в выходные дни, таким образом, чтобы обеспечить своевременное для реализации избирательных прав рассмотрение заявлений и жалоб всех субъектов избирательного процесса.
6. Обращения по поводу решений, действий или бездействия избирательных комиссий, поданные с нарушением сроков, определенных этим нормативно-правовым актом, рассмотрению не подлежат.
РАЗДЕЛ IV. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 23. Порядок составления и уточнения списков
избирателей
1. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских, районных в городах (где они созданы) советов на основании данных Государственного реестра избирателей составляют списки избирателей по каждому избирательному участку, в которые включаются все граждане Украины, достигшие 18 лет и на момент составления списка постоянно проживающие на территории соответствующего избирательного участка и имеющие право голоса.
2. Уточнение списков избирателей осуществляется исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городе (где они созданы) советов ежегодно и непосредственно перед началом избирательной кампании.
3. В случае отсутствия точных сведений о дате (месяц и день) рождения гражданина считается, что он родился 1 января соответствующего года.
4. В список избирателей вносятся фамилия, имя и отчество, дата рождения, место проживания избирателя. Фамилии избирателей включаются в список избирателей в порядке, удобном для проведения голосования. Граждане могут быть включены в список избирателей только по одному избирательному участку.
5. Списки избирателей-военнослужащих, которые голосуют на общих избирательных участках, предоставляются командирами воинских частей руководителю исполнительного органа местного совета для их дальнейшего использования при проведении выборов. Не включаются в списки избирателей военнослужащие срочной воинской или альтернативной службы, прибывшие из других регионов Украины для прохождения службы в воинских частях или подразделениях, расположенных на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя.
6. Списки избирателей, подписанные руководителем исполнительного органа сельского, поселкового, городского, районного в городе совета, передаются участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 45 дней до дня выборов.
7. Персональную ответственность за достоверность, полноту и своевременность передачи списков избирателей участковым избирательным комиссиям несет лицо, их подписавшее.
8. Участковая избирательная комиссия уточняет списки избирателей, после чего они не позднее чем за 15 дней до дня выборов в двух экземплярах подписываются председателем и секретарем комиссии и представляются для всеобщего ознакомления, а также для проверки их правильности.
9. Избиратели, которые прибыли на территорию избирательного участка после уточнения списков, включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, которые подтверждают их личность и место проживания.
10. Избиратели, которые выбыли с территории избирательного участка после представления списков избирателей для всеобщего ознакомления, на основании соответствующих документов исключаются председателем участковой избирательной комиссии из списка избирателей.
11. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность сведений, которые их касаются.
12. Каждый гражданин Украины, проживающий в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, имеет право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение его из списка, а также допущенные ошибки. Заявления избирателей рассматриваются участковой избирательной комиссией в двухдневный срок, а накануне и в день выборов - незамедлительно. Участковая избирательная комиссия обязана внести необходимые поправки в список избирателей или выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в суд в порядке, установленном пунктом 2 статьи 22 настоящего нормативно-правового акта.
Статья 24. Случаи особого порядка составления списков
избирателей
1. Особый порядок составления списков избирателей предусматривается для военнослужащих и членов их семей, а также избирателей, которые временно находятся на день выборов за пределами избирательного участка, в список избирателей которого они занесены, или за пределами Автономной Республики Крым.
2. Списки избирателей-военнослужащих, а также членов их семей и других избирателей, которые проживают на территории воинских частей, расположенных за пределами населенных пунктов, составляются участковыми избирательными комиссиями на основании сведений, которые предоставляются командирами воинских частей, не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
3. Списки избирателей на избирательных участках, образованных в стационарных лечебных, санаторно-оздоровительных учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, на судах, которые в день выборов находятся в плавании, составляются участковыми избирательными комиссиями на основании сведений, которые предоставляются соответственно руководителями этих учреждений или капитанами судов.
4. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей, списки избирателей могут быть составлены не позднее чем за 3 дня до дня выборов.
РАЗДЕЛ V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ
Статья 25. Общий порядок выдвижения кандидатов в депутаты
1. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит гражданам Украины и реализуется политическими партиями (избирательными блоками партий), избирательными объединениями объединений граждан с общекрымским статусом, зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины, и непосредственно гражданами путем самовыдвижения или выдвижения на собраниях избирателей.
2. Избирательные блоки партий могут создаваться региональными Автономной Республики Крым и г. Севастополя отделениями политических партий, действующими на территории Автономной Республики Крым, зарегистрированными Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым в соответствии с законодательством Украины, путем составления соглашения между их руководящими органами.
3. Избирательные объединения могут создаваться региональными отделениями политических партий и другими объединениями граждан с общекрымским статусом, действующими на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя, зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины, путем составления соглашения между их руководящими органами.
Статья 26. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты в
одномандатных избирательных округах
1. Кандидаты в депутаты по одномандатным избирательным округам выдвигаются на собраниях (конференциях) политических партий, (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом, которые выдвинули и зарегистрировали списки кандидатов в депутаты. При этом политическая партия (избирательный блок партий), избирательное объединение объединений граждан с общекрымским статусом могут выдвинуть лишь по одному кандидату в каждый округ.
2. Собрания (конференции) политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом проводятся в соответствии с уставами партий, объединений граждан , соглашениями между партиями, объединениями граждан с общекрымским статусом.
3. В соответствии со статьями 3 и 7 настоящего нормативно-правового акта граждане Украины имеют право на самовыдвижение кандидатами в депутаты путем подачи заявления в окружную избирательную комиссию о желании баллотироваться кандидатом в депутаты и предоставления подписных листов установленной избирательной комиссией Автономной Республики Крым формы с наличием не менее 200 подписей избирателей округа.
4. Кандидаты в депутаты по одномандатным избирательным округам выдвигаются на собраниях избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, если в каждом из них принимает участие не менее 200 избирателей. Собрание избирателей может выдвинуть лишь одного кандидата в депутаты по избирательному округу, на территории которого проживают участники собрания. Каждый избиратель может принять участие только в одном собрании избирателей.
5. Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах начинается за 60 дней и заканчивается за 35 дней до дня выборов.
Статья 27. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты
в многомандатном общекрымском республиканском
избирательном округе
1. Политические партии (избирательные блоки партий), избирательные объединения объединений граждан с общекрымским статусом выдвигают кандидатов в депутаты в многомандатном общекрымском республиканском избирательном округе единым списком. Количество кандидатов от политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом, внесенных в список кандидатов, не может быть менее 70 и более 120 человек. Политическая партия (избирательный блок партий), избирательное объединение объединений граждан с общекрымским статусом могут выдвинуть лишь один список кандидатов в депутаты.
2. Политическая партия, входящая в избирательный блок партий, который выдвинул свой список кандидатов в депутаты, не может выдвигать отдельный список кандидатов в депутаты и входить в состав другого избирательного блока партий.
3. Формирование списка кандидатов в депутаты от политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом осуществляется высшим представительным руководящим органом политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом по определенному ими способу и порядку расположения кандидатов.
4. В списки кандидатов в депутаты от политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом включаются члены соответствующей партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом в определенной ими последовательности. Включение в данные списки членов других партий, объединений и организаций не допускается, кроме случаев, когда они не выдвигают кандидатов по многомандатному общекрымскому республиканскому избирательному округу.
5. Список кандидатов в депутаты вместе с протоколом руководящего органа политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом направляется в избирательную комиссию Автономной Республики Крым, которая регистрирует список и выдает в трехдневный срок образец подписного листа представителю политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом.
6. Порядок расположения кандидатов в списке не может быть изменен после его регистрации избирательной комиссией Автономной Республики Крым.
7. Формирование списков кандидатов в депутаты от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом по многомандатному общекрымскому республиканскому избирательному округу начинается за 115 дней и заканчивается за 75 дней до дня выборов.
Статья 28. Порядок регистрации кандидатов в депутаты
в одномандатных избирательных округах
1. Для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу кандидат или его доверенное лицо предоставляют в окружную избирательную комиссию:
1) заявление о желании (согласии) баллотироваться кандидатом в депутаты в соответствующем избирательном округе с обязательством приостановить (в соответствии с действующим законодательством) в случае избрания деятельность, не совместимую со статусом депутата;
2) протокол собрания (конференции) политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом, которые выдвинули кандидата в депутаты, за подписью председательствующего и секретаря собрания (конференции) или протокол собрания избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, за подписью председательствующего и секретаря собрания, или подписные листы установленной избирательной комиссией Автономной Республики Крым формы с наличием не менее 200 подписей избирателей округа, которые поддерживают самовыдвижение кандидата в депутаты;
3) документ о внесении денежного залога в размере пяти необлагаемых налогом минимумов заработной платы;
4) биографические данные кандидата в депутаты;
5) избирательную программу кандидата в депутаты;
6) декларацию о доходах за предыдущий год, составленную по форме, утвержденной Министерством финансов Украины;
7) заявление о сложении полномочий депутата другого представительного органа в случае избрания его депутатом Верховного Совета Автономной Республики Крым (если на момент выборов кандидат имеет такие полномочия).
2. Все страницы документов подписываются кандидатом в депутаты или его доверенным лицом. Им выдается справка, в которой указываются дата и время принятия документов.
3. Окружная избирательная комиссия не позднее чем на третий день после подачи документов принимает решение о регистрации кандидата в депутаты. Кандидату в депутаты выдается удостоверение о его регистрации.
4. В случае устранения недостатков, которые послужили причиной отказа в регистрации кандидата в депутаты, и предоставления необходимых документов в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до окончания определенного этим нормативно-правовым актом срока регистрации кандидатов в депутаты окружная избирательная комиссия повторно рассматривает вопрос о регистрации этого кандидата и принимает соответствующее решение.
5. Регистрация кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах заканчивается за 30 дней до дня выборов.
6. Фамилии зарегистрированных кандидатов в депутаты нумеруются в окружной избирательной комиссии в соответствии с очередностью поступивших документов, что соответствует требованиям этого нормативно-правового акта, и с указанием порядкового номера кандидата, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, должности (занятия), места проживания, партийной принадлежности публикуются комиссией в средствах массовой информации не позднее чем на пятый день после окончания регистрации.
Статья 29. Порядок регистрации кандидатов в депутаты
в многомандатном общекрымском республиканском
избирательном округе
1. Регистрация списков кандидатов в депутаты от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом заканчивается за 65 дней до дня выборов.
2. Для регистрации списка кандидатов в депутаты по многомандатному общекрымскому республиканскому избирательному округу политическая партия (избирательный блок партий), избирательное объединение объединений граждан с общекрымским статусом подают в избирательную комиссию Автономной Республики Крым:
1) заявление от политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом с просьбой зарегистрировать список кандидатов в депутаты; в заявлении указываются уполномоченные лица политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом, их адреса и номера телефонов;
2) список кандидатов в депутаты от политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом, подписанный руководителем, с указанием порядкового номера кандидата, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, должности (занятия), места проживания, партийной принадлежности;
3) заявления кандидатов в депутаты о согласии баллотироваться по этому списку с обязательством приостановить в случае их избрания несовместимую со статусом депутата деятельность в соответствии с действующим законодательством и указанием сведений, определенных в пункте 5 статьи 3 этого нормативно-правового акта;
4) избирательную программу политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом;
5) декларации о доходах каждого кандидата за предыдущий год, составленные по форме, утвержденной Министерством финансов Украины;
6) документ о внесении денежного залога на счет избирательной комиссии Автономной Республики Крым в размере пяти необлагаемых налогом минимумов заработной платы за каждого внесенного в список кандидата в депутаты от политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом;
7) подписные листы установленной избирательной комиссией Автономной Республики Крым формы с подписями не менее 20 тысяч избирателей, в том числе не менее чем по 1 тысяче избирателей в 13 административно-территориальных единицах Автономной Республики Крым (города республиканского подчинения и районы), которые поддерживают политическую партию (избирательный блок партий), избирательное объединение объединений граждан с общекрымским статусом;
8) копию устава политической партии, заверенную Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым или нотариально, или в случае выдвижения списка кандидатов в депутаты избирательным блоком партий - соглашение об образовании избирательного блока партий, принятое по решению их руководящих органов и подписанное уполномоченными лицами партий, которые объединились в избирательный блок, а также копии уставов этих политических партий, заверенные Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым или нотариально;
9) заявление о сложении полномочий депутата другого представительного органа в случае избрания его депутатом Верховного Совета Автономной Республики Крым (если на момент выборов кандидат имеет такие полномочия).
3. Уполномоченному лицу политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом, которое представляет вышеуказанные документы, избирательная комиссия Автономной Республики Крым выдает справку, где указывается дата и время принятия документов.
4. Избирательная комиссия Автономной Республики Крым не позднее чем на пятый день после подачи документов принимает решение о регистрации списка кандидатов в депутаты, о чем уполномоченному лицу политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом выдает соответствующее удостоверение, публикует решение о регистрации и список кандидатов в депутаты.
5. В случае устранения недостатков, которые послужили причиной отказа в регистрации, и предоставления необходимых документов не позднее чем за 3 дня до окончания определенного этим нормативно-правовым актом срока регистрации избирательная комиссия Автономной Республики Крым повторно рассматривает вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты и принимает соответствующее решение. Зарегистрированные списки кандидатов в депутаты от политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом не позднее чем на следующий день после их регистрации направляются в окружные избирательные комиссии.
Статья 30. Подписной лист
1. Подписные листы выдаются избирательными комиссиями лицам, которые подали заявления о намерении баллотироваться кандидатами в депутаты, уполномоченным лицам политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом после выдвижения списков кандидатов в депутаты. При этом предоставляется банковский документ, который свидетельствует о внесении денежного залога.
2. Образец подписного листа в поддержку политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом, кандидата в депутаты утверждается избирательной комиссией Автономной Республики Крым и должен иметь такие сведения:
1) порядковый номер и дату подписи;
2) фамилию, имя, отчество избирателя, год его рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц);
3) место проживания;
4) номер и серию паспорта или другого документа, который удостоверяет его личность;
5) личную подпись избирателя;
6) в начале подписного листа в поддержку кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу указывается его фамилия, имя, отчество, год рождения, профессия, должность (занятие), место работы и проживания, партийность;
7) в начале подписного листа в поддержку политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом указываются их полное название и основные реквизиты;
8) подписной лист подписывается лицом, ответственным за сбор подписей, с указанием его адреса и номера телефона.
3. Избирательные комиссии имеют право проверить достоверность подписей. Недействительными считаются подделанные, а также насильно собранные подписи, если об этом в письменной форме заявит избиратель, которого заставили подписаться или за которого поставили подпись. Если по этим причинам количество подписей стало меньшим, чем это необходимо, уполномоченным лицам политических партий (избирательных блоков партий), избирательных объединений объединений граждан с общекрымским статусом и доверенным лицам кандидатов в депутаты предлагается в пятидневный срок дополнить список избирателей. В случае невыполнения этих условий список кандидатов в депутаты от политической партии (избирательного блока партий), избирательного объединения объединений граждан с общекрымским статусом или кандидат в депутаты не регистрируются. Заявления по поводу недействительности подписей избирателей принимаются избирательными комиссиями не позднее чем на пятый день после представления списков избирателей, которые поддержали кандидатов.
4. Право ознакомления со списками избирателей, которые поддерживают кандидатов, имеют лишь члены избирательных комиссий и в случае возбуждения дела в суде - участники судебного процесса.

................
Перейти до повного тексту