1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе поддержки и развития малого
предпринимательства в Автономной Республике
Крым на 2005-2006 годы
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2004, N 12, ст. 1088 )
В целях реализации государственной политики развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым и во исполнение законов Украины "О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине" ( 2157-14 ), "О государственной поддержке малого предпринимательства" ( 2063-14 )
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2005-2006 годы (прилагается).
2. Рекомендовать городским и районным советам утвердить региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства на 2005-2006 годы.
3. Поручить Совету министров Автономной Республики Крым осуществлять контроль за ходом выполнения мероприятий Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2005-2006 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по внешнеэкономическим связям, торговле и предпринимательству.
5. Настоящее Постановление вводится в действие с 1 января 2005 года.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Б.ДЕЙЧ
г. Симферополь,
22 декабря 2004 г.
N 1155-4/04
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 22 декабря 2004 г. N 1155-4/04
Программа поддержки и развития малого
предпринимательства в Автономной Республике
Крым на 2005-2006 годы
Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2005-2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 18 Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), законами Украины "О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине" ( 2157-14 ), "О государственной поддержке малого предпринимательства" ( 2063-14 ), "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" ( 1160-15 ).
1. Состояние развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым
В секторе малого предпринимательства, который обеспечивает 22% налоговых поступлений в бюджет, занята треть работающих в отраслях экономики автономии.
Основные направления региональной политики развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым за период действия Региональной программы развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2003-2004 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 февраля 2003 года N 442-3/03 ( rb0442002-03 ), характеризовались:
внедрением механизмов регуляторной политики, в том числе путем создания "единых офисов";
расширением альтернативных видов занятости населения посредством создания условий для развития сельского зеленого туризма;
подготовкой кадров для сферы предпринимательства;
совершенствованием инфраструктуры поддержки
предпринимательства.
Целенаправленная работа способствовала значительному росту учреждений инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В республике функционируют:
четыре бизнес-инкубатора в городах Симферополе, Ялте, при Судакском центре развития бизнеса "Интербис", инновационный бизнес-инкубатор на базе Крымского регионального инновационного центра технологического развития;
двенадцать бизнес-центров в городах Симферополе (2), Бахчисарае, Белогорске, Судаке, Джанкое, Саки, Алуште, Старом Крыму, Нижнегорском, Советском, Ленинском районах.
Проведена работа по сокращению административных барьеров на пути становления бизнеса путем организации "единых офисов" в городах Ялте, Евпатории, Керчи, Джанкое, Феодосии, Советском, Нижнегорском, Ленинском, Кировском, Белогорском, Джанкойском, Красногвардейском, Красноперекопском, Первомайском, Раздольненском, Сакском, Симферопольском и Черноморском районах.
В Бахчисарайском, Белогорском, Симферопольском районах, городах Белогорске, Симферополе, Евпатории, Судаке, Феодосии созданы культурно-этнографические центры. Открыты сувенирные лавки в городах Евпатории, Феодосии, Ялте, Бахчисарае, пгт Николаевка (Симферопольский район), с. Лучистое (г. Алушта), с. Красноселовка (Белогорский район).
Кроме того, на поддержку молодежного предпринимательства ориентированы Крымский республиканский молодежный центр труда, Крымский республиканский молодежный информационный интернет-центр.
Во всех регионах Автономной Республики Крым действуют информационно-консультационные учреждения, оказывающие услуги субъектам предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что 80% учреждений инфраструктуры поддержки малого предпринимательства созданы за период 2003-2004 годов.
Обеспечены участие регионов в материально-технической поддержке бизнеса, привлечение субъектов предпринимательской деятельности к реализации государственных и региональных заказов на поставку товаров, выполнение работ и предоставление услуг. Среди субъектов малого предпринимательства в регионах размещается 70% общего количества заказов, с субъектами предпринимательской деятельности заключены договоры аренды на 761 тыс. квадратных метров нежилых помещений.
В республике осуществляется взаимодействие исполнительных органов власти с субъектами предпринимательской деятельности: представители общественных организаций предпринимателей входят в состав координационных советов по вопросам предпринимательства, созданных органами исполнительной власти.
За последние 5 лет среднегодовой темп прироста количества малых предприятий составил 15%. Количество малых предприятий возросло с 8887 (в 1999 году) до 13900 (в настоящее время). Количество работающих в сфере малого предпринимательства за данный период увеличилось на 56 тыс. человек (46,7%).
Прирост числа малых предприятий отмечен во всех регионах республики, причем сохраняется тенденция превышения темпа роста количества малых предприятий в сельской местности относительно аналогичного показателя городского сектора.
В настоящее время в сфере малого предпринимательства в Автономной Республике Крым функционируют:
13,9 тыс. малых предприятий;
2 тыс. фермерских хозяйств;
83 тыс. физических лиц-предпринимателей.
Всего в сфере малого предпринимательства республики заняты 176 тыс. человек, из которых 86 тыс. работают на малых предприятиях. В целом по республике на 10 тыс. человек приходится 69 малых предприятий, что на 12 единиц превышает средний показатель по Украине. Доля малых предприятий в Автономной Республике Крым в общем их количестве по Украине составляет 5,1%. Этот показатель превышает аналогичный показатель Николаевской области на 2,3, Одесской - на 0,3 и Херсонской - на 2,9 процентных пункта. Согласно оценочному рейтингу Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Автономная Республика Крым занимает 11 место среди регионов Украины по развитию данной сферы.
Почти три четверти субъектов малого предпринимательства автономии сосредоточены в шести регионах: в городах Симферополе (33,7%) общего количества малых предприятий республики), Ялте (14,9%), Феодосии (7,9%), Керчи (6,5%), Евпатории (5,4%) и Алуште (4,3%). В сельской местности наибольшее количество малых предприятий функционирует в Бахчисарайском (363), Красногвардейском (275), Ленинском (308) и Симферопольском (461) районах. Всего в сельской местности функционируют 19,1% от общего количества малых предприятий.
Практически каждое третье малое предприятие действует в сфере торговли, торговли транспортными средствами и оказания услуг по их ремонту.
Значительная часть малых предприятий сосредоточена в сфере услуг, а именно: операции с недвижимостью и сдача внаем - 14,2%, гостинично-ресторанное хозяйство - 7,8%, транспорт - 7,6%.
Доля предприятий малого бизнеса в экономике республики значительно превышает средний показатель по Украине (7,7%). Объем производства продукции, работ, услуг малых предприятий составляет 13,7% от общего объема производства экономики республики. Малым бизнесом республики предоставляется свыше 40,0% услуг гостиничного хозяйства и общественного питания (рестораны), 34,3% объема услуг в сфере операций с недвижимостью, 30,8% объема в сфере образования, 24,1% выполненных работ в строительстве, 19,6% объема оптовой и розничной торговли.
Предприятия малого бизнеса вносят существенный вклад в производство отдельных видов промышленной и продовольственной продукции республики.
Так, доля малых предприятий в производстве густотертых масляных красок, медицинской техники и запасных частей к ней, мебели, фарфорофаянсовой посуды составляет 100,0%, парфюмерных изделий - 98,0%.
Малыми предприятиями республики производится 97,0% деревянной и 48,0% картонной тары, 70,1% швейных изделий, 58,4% стеновых материалов, 23,7% оконных и дверных блоков, 14,0% сварных металлоконструкций. Вырабатывается 24,0% от общего выпуска колбасных изделий, 14,3% - майонеза, 10,7% - сыров, 58,5% - эфирных масел.
2. Цель и приоритетные направления Программы
Главная цель Программы - реализация государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым с учетом региональных особенностей, направленной на увеличение вклада малого предпринимательства в позитивные экономические и социальные процессы региона.
Приоритетные направления Программы:
участие в пределах полномочий и в установленном порядке в совершенствовании нормативно-правовых актов в сфере малого предпринимательства;
устранение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства, в том числе путем реализации комплекса мер в области регуляторной политики;
активизация финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на поддержку малого предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе инновационной;
подготовка кадров для сферы малого предпринимательства;
обеспечение взаимодействия органов власти и субъектов малого предпринимательства в целях консолидации деятельности по защите их законных интересов;
обеспечение взаимодействия органов власти с международными организациями и фондами в части поддержки и развития малого предпринимательства;
создание условий для более интенсивного развития малого предпринимательства в сфере зеленого туризма;
создание условий для внедрения перспективных направлений организации бизнеса (франчайзинг, субконтрактация, организация кластеров).
В связи с тем, что политика в отношении поддержки малого бизнеса в основном сформирована, в настоящий момент реализация осуществляемых мер переносится на регионы, сохраняя на республиканском уровне решение стратегических задач и координацию действий по их реализации. Необходимо отметить, что в Программе предусмотрено более широкое использование возможностей общественных организаций предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Крыма в создании предпринимательского имиджа Автономной Республики Крым.
3. Структура мероприятий Программы
Структура мероприятий Программы (прилагаются) определена следующими основными разделами:
участие в совершенствовании нормативно-правовых актов в сфере малого предпринимательства;
реализация государственной регуляторной политики в сфере малого предпринимательства;
активизация финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
ресурсное и информационное обеспечение малого
предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
содействие формированию инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
развитие предпринимательства в сфере сельского зеленого туризма, возрождение народных ремесел и промыслов;
развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
проведение региональной политики содействия развитию малого предпринимательства;
организация мониторинга Программы.
3.1. Участие в совершенствовании нормативно-правовых актов в сфере малого предпринимательства.
Мероприятия подраздела направлены на мониторинг, внесение предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, недопущение административных барьеров, незаконного привлечения средств предпринимателей в фонды, не предусмотренные законодательством.
Проведение мониторинга законодательных, нормативно-правовых актов Украины и Автономной Республики Крым в части поддержки малого предпринимательства будет способствовать выявлению правовых коллизий в законодательстве с целью их устранения путем подготовки предложений по внесению изменений в соответствующие акты.
Меры, осуществляемые в направлении совершенствования нормативно-правового регулирования сферы малого предпринимательства, будут способствовать установлению конструктивного диалога всех уровней власти и субъектов предпринимательской деятельности, реализации права граждан на предпринимательскую деятельность.
3.2. Реализация государственной регуляторной политики в сфере малого предпринимательства
С целью повышения информированности субъектов малого предпринимательства о деятельности органов исполнительной власти предусмотрено проведение республиканских и региональных совещаний, круглых столов по вопросам качества и безопасности продукции (работ и услуг), производимой субъектами малого предпринимательства, и иных совместных мероприятий.
Планируется регулярное проведение совещаний руководителей Государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым с представителями общественных организаций предпринимателей.
Будет обеспечена публикация в средствах массовой информации размеров тарифов и платежей на административные услуги, необходимые для регистрации, организации и ведения предпринимательской деятельности.
В целях привлечения населения к участию в предпринимательской деятельности планируется внедрение упрощенного механизма для начала бизнеса и процедур получения разрешений и согласований путем создания в регионах Автономной Республики Крым "единых офисов".
Программой предусмотрено взаимодействие с Представительством Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Автономной Республике Крым по осуществлению контроля за деятельностью органов исполнительной власти по вопросам проведения государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в связи с внедрением норм Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" ( 755-15 ).
Улучшению взаимодействия органов исполнительной власти и субъектов малого предпринимательства будет способствовать работа координационных советов по вопросам развития предпринимательства, для повышения эффективности работы которых внедряется практика обсуждения на заседаниях советов проектов регуляторных актов, анализа их регуляторного влияния и отчета об их результативности.
Одной из основных задач в области повышения образовательного уровня разработчиков проектов регуляторных актов станет проведение обучающих семинаров по практическим аспектам применения методик анализа регуляторного влияния и отслеживания результативности регуляторных актов, семинаров и курсов повышения квалификации для работников органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам реализации государственной регуляторной политики и поддержки малого предпринимательства.
В качестве исполнителей мероприятий, направленных на оптимизацию регуляторных действий, предусматривается участие консультативно-совещательных органов, общественных организаций предпринимателей, научных учреждений Автономной Республики Крым.
Реализация мер по дерегулированию предпринимательской деятельности вызвана необходимостью реформирования нормотворческой деятельности с целью недопущения административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, повышения эффективности решений республиканских органов управления и местных органов власти, активизации предпринимательской инициативы.
3.3. Активизация финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства остается одним из приоритетных направлений Программы.
С целью расширения возможностей доступа субъектов малого предпринимательства, в том числе начинающих, на рынок кредитных ресурсов, необходимых для их развития, предусмотрен комплекс мероприятий по следующим направлениям:
развитие микрокредитования малого предпринимательства, в том числе с участием международных финансовых организаций;
создание региональных фондов поддержки предпринимательства, проведение семинаров с руководителями экономических и финансовых служб регионов по обмену опытом работы региональных фондов поддержки предпринимательства;
финансирование мероприятий республиканской и региональных программ развития малого предпринимательства;
оказание финансовой помощи субъектам малого
предпринимательства республиканским и региональными фондами
поддержки предпринимательства в реализации социально значимых
проектов;
оказание финансовой помощи фермерским хозяйствам, владельцам сельских усадеб в сфере зеленого туризма с использованием схем микрокредитования;
проведение круглых столов с представителями банковских и иных финансово-кредитных учреждений, общественных организаций предпринимателей по вопросам микрокредитования субъектов малого предпринимательства;
предоставление дотаций предприятиям, обеспечивающим трудоустройство безработных на дополнительные рабочие места.
В соответствии с Указом Президента Украины от 20 октября 2004 года N 1283/2004 ( 1283/2004 ) "О проведении в Украине в 2005 году Международного года микрокредитования" в 2005 году будет проводиться работа по созданию благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства в получении микрокредитов.
В 2006 году предполагается открытие в г. Симферополе территориального отделения банка "Про Кредит Банк", специализирующегося на микрокредитовании субъектов малого предпринимательства.
Расширение и совершенствование форм финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства создадут дополнительные условия для привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу предпринимательства, а также предпосылки для самофинансирования субъектов малого предпринимательства.
Продолжится практика использования банковскими структурами схем кредитования малого бизнеса международными финансовыми организациями.
Предусматривается помощь субъектам малого предпринимательства за счет бюджетных средств путем финансирования перспективных бизнес-проектов через фонды поддержки предпринимательства.
Характер этой помощи предполагает наличие льгот по сравнению с финансовыми услугами коммерческих структур. Преимущество будут иметь бизнес-проекты субъектов малого предпринимательства, которые обеспечат:
развитие депрессивных территорий;
развитие приоритетных отраслей или видов деятельности;
создание новых рабочих мест и самозанятость социально незащищенных слоев населения.
3.4. Ресурсное и информационное обеспечение малого предпринимательства
Основными направлениями Программы в части ресурсной и информационной поддержки субъектов малого предпринимательства являются:
материально-техническая поддержка субъектов малого
предпринимательства;
внедрение инновационных форм ведения предпринимательства;
подготовка кадров для сферы малого предпринимательства;
информационные услуги субъектам малого предпринимательства.
Предоставление субъектам малого предпринимательства соответствующей материально-технической помощи районными государственными администрациями, исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов будет осуществляться путем:
формирования реестра неиспользуемых нежилых помещений, оборудования и иного имущества;
обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к информации о неиспользуемых нежилых помещениях и имуществе на веб-сайте Фонда имущества Автономной Республики Крым, веб-страницах исполкомов городских советов, районных государственных администраций, в средствах массовой информации;
передачи имущества государственных, коммунальных предприятий субъектам малого предпринимательства на условиях аренды (в том числе долгосрочной), концессии, лизинга;
применения понижающего коэффициента при расчете арендных ставок для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, для начинающих предпринимателей;
обеспечения специальных условий субъектам предпринимательства по организации фирменных торговых предприятий по реализации продукции крымских товаропроизводителей;
развития сети рынков разных территориальных масштабов и специализаций, расширения инфраструктуры и функций рынков.
Реализация указанных мер обеспечит расширение доступа субъектов предпринимательской деятельности к имущественным базам данных, сокращение дефицита производственных площадей и служебных помещений, рост собственных производственных ресурсов, продвижение на рынок конкурентоспособной продукции крымских товаропроизводителей.
Перспективным направлением совершенствования
предпринимательского климата, повышения роли и значения малого
предпринимательства в региональной экономике определена интеграция
малых, средних и больших предприятий путем внедрения инновационных
форм ведения бизнеса.
С целью развития интеграционных связей предпринимательского сектора экономики будут реализованы меры, направленные на развитие кооперативных связей с предприятиями среднего и крупного бизнеса, в том числе путем создания кластеров, субконтрактации, построения предпринимательства по франчайзинговым схемам.
Развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для сферы предпринимательства будет осуществляться в рамках реализации проекта "Украинская инициатива" по организации переподготовки управленческих кадров для сферы предпринимательства; организации подготовки и переподготовки работников органов местного самоуправления, районных государственных администраций, ответственных за развитие малого предпринимательства в регионах автономии.
Важным направлением останется профессиональная подготовка и переподготовка кадров из числа безработных и незанятого населения с целью занятия предпринимательской деятельностью и организация обучения незанятого населения народным ремеслам и промыслам.
Перед районными государственными администрациями,
исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских
советов, территориальными службами занятости стоят задачи с учетом
специфики регионов, их рекреационного, природного и ландшафтного
потенциала определения приоритетных направлений развития экономики
региона и разработки соответствующих обучающих программ
применительно к ним.
Основными направлениями информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства станут формирование фонда справочной литературы для малого предпринимательства, подготовка справочника по малым предприятиям в Автономной Республике Крым, а также освещение актуальной тематики в сфере малого предпринимательства в средствах массовой информации, проведение целевых телепрограмм.
Стимулированию деловой активности предпринимательских структур, выпуску конкурентоспособной продукции, позволяющему расширить рынки сбыта, будет способствовать привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в межрегиональных и международных выставках-ярмарках продукции и услуг.
Совершенствование информационной системы приведет к повышению компетентности предпринимателей в части возможностей поддержки субъектов малого предпринимательства как на уровне органов власти, так и со стороны общественных объединений предпринимателей.
3.5. Развитие инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства
В связи с недостаточным развитием в автономии рынка консалтинговых, информационных и маркетинговых услуг, особенно в сельской местности, дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки предпринимательства остается важнейшим направлением в работе.
С целью предоставления предпринимателям услуг по обучению их на краткосрочных курсах основам предпринимательской деятельности, бизнес-планированию, оказанию консультационной помощи по вопросам ведения предпринимательской деятельности, оценки потенциальных рынков, маркетингу и менеджменту предусмотрено расширение сети бизнес-центров и центров информационно-консультационных услуг в регионах Автономной Республики Крым.
Планируется создание бизнес-инкубаторов как наиболее эффективных форм поддержки новообразованных субъектов предпринимательской деятельности путем предоставления им производственных и офисных помещений для ведения хозяйственной деятельности, оргтехники, офисных услуг, а также помощи в поиске финансовых средств.
Будет продолжена реализация проекта "Горячая линия" по оказанию предпринимателям всех регионов Автономной Республики Крым бесплатных консультационных услуг по вопросам ведения предпринимательской деятельности.
Планируется расширение проекта ПРИК ООН "Создание сети консультационных и учебных центров для малого и среднего бизнеса".
Формирование разветвленной инфраструктуры, базирующейся на принципах адекватности уровню развития малого предпринимательства региона, функциональной концентрации на острых проблемах деятельности субъектов малого предпринимательства, рационального территориального размещения, создаст условия для оказания соответствующей квалифицированной помощи начинающим предпринимателям и действующим субъектам предпринимательской деятельности.
3.6. Содействие формированию инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Одной из задач Программы является создание условий для привлечения малого предпринимательства в инновационную сферу. С этой целью предусмотрено проведение в 2005 году научно-практической конференции "Наука и бизнес. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в научно-технической среде".
Продолжат деятельность инновационный бизнес-инкубатор, консультационный пункт по вопросам развития инновационной деятельности.
В 2006 году будет создана региональная инновационная структура - технополис "Курортополис Большая Ялта".
Формирование инновационной инфраструктуры будет
способствовать привлечению научного потенциала республики к
развитию инновационного предпринимательства, внедрению современных
научно-технических разработок в экономику региона.
3.7. Развитие предпринимательства в сфере сельского зеленого туризма, возрождение народных ремесел и промыслов
Для диверсификации экономической деятельности в Автономной Республике Крым большое значение имеет развитие сферы услуг, в том числе агротуризма. Сельский зеленый туризм является важным фактором активизации предпринимательской деятельности и роста занятости населения, особенно в сельской местности.
Мероприятиями Программы предусматриваются создание кластеров в сфере сельского зеленого туризма в пяти регионах Автономной Республики Крым, сертификация сельских усадеб, оказывающих услуги в сфере агротуризма, организация обучения владельцев сельских усадеб основам малого бизнеса, участие в межрегиональных и международных туристических ярмарках.
С целью сохранения и развития культурного наследия этносов Автономной Республики Крым планируются создание культурно-этнографических центров и мастерских народных промыслов в шести регионах республики, открытие в девяти регионах сувенирных лавок по реализации продукции мастеров народных промыслов, организация постоянно действующего семинара для мастеров народно-прикладного искусства при региональном центре народных промыслов в с. Тепловка Симферопольского района.
Развитие инфраструктуры в сфере сельского зеленого туризма, пропаганда идеи альтернативных видов занятости создадут условия для расширения соответствующих видов индивидуальной предпринимательской деятельности.
3.8. Развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе
В условиях реформирования сельского хозяйства необходимы ускорение темпов создания крестьянских и фермерских хозяйств, государственная поддержка малых форм хозяйствования для создания новых рабочих мест в сельской местности. С этой целью в Программе предусмотрены комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры аграрного рынка, обучению и повышению квалификации кадров для сферы агропромышленного комплекса, предоставлению субъектам малого предпринимательства лизинговых услуг, материально-технических ресурсов, а также информационно-консультационное и нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства на селе.
Для укрепления кооперации между производителями сельхозпродукции планируется создание сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, агроторговых домов, приемных пунктов заготовки молока от населения и агроформирований.
3.9. Проведение региональной политики содействия развитию малого предпринимательства
Ключевым направлением государственной политики содействия развитию малого бизнеса является развитие предпринимательства на местном уровне на основе объединения интересов субъектов предпринимательской деятельности с интересами соответствующих территориальных громад на принципах социального партнерства.
Для установления конструктивного диалога между органами власти и субъектами малого предпринимательства предусмотрены регулярное проведение в регионах совещаний с предпринимателями, организация республиканских и региональных научно-практических конференций, круглых столов с целью обеспечения доступа предпринимателей к экономической, правовой и деловой информации.
Основным инструментом осуществления политики развития предпринимательства на местном уровне является разработка и реализация региональных программ поддержки малого предпринимательства.
В условиях рыночной экономики при жесткой конкуренции на рынке труда важным направлением Программы является создание благоприятных условий для привлечения к предпринимательской деятельности безработных, социально уязвимых категорий населения с целью снижения социальной напряженности в обществе.
3.10. Организация мониторинга Программы
С целью контроля за ходом выполнения мероприятий Программы исполнители ежеквартально предоставляют информацию в Министерство экономики Автономной Республики Крым.
Министерство экономики Автономной Республики Крым ежеквартально информирует о ходе выполнения мероприятий Программы Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и средства массовой информации.
4. Ожидаемые результаты Программы
За период реализации Программы к началу 2007 года предполагается обеспечить:
рост количества малых предприятий до 16,4 тыс. единиц;
увеличение численности занятых на малых предприятиях до 97,4 тыс. человек;
увеличение количества физических лиц-предпринимателей до 98,2 тыс. человек;
удельный вес поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности малого бизнеса довести до 27,0%;
увеличение удельного веса продукции (работ, услуг) малых предприятий в объеме производства Автономной Республики Крым довести до 15,7%.
Несмотря на ожидаемый рост показателей на конец 2006 года, следует отметить, что в 2005 году предполагается сокращение количества субъектов предпринимательской деятельности в связи с реформированием процедуры государственной регистрации субъектов хозяйствования в соответствии с Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" ( 755-15 ).
5. Финансирование мероприятий Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, инвестиций, средств банков, донорских средств, а также других источников финансирования.
Мероприятия Программы, источники их финансирования, сроки исполнения могут корректироваться с учетом социально-экономических процессов в регионе.
Приложение
к Программе поддержки и развития
малого предпринимательства
в Автономной Республике Крым
на 2005-2006 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
Программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Автономной Республике
Крым на 2005-2006 годы
--------------------------------------------------------------------------------------------
N | Приоритетные | Мероприятия | Исполнители | Срок |Источники |Стоимость
п/п | задания | | |исполне- |финансиро-|(тыс. грн)
| | | |ния |вания |
-----+-----------------+----------------+-----------------+---------+----------+------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
--------------------------------------------------------------------------------------------
1. Участие в совершенствовании нормативно-правовых
актов в сфере малого предпринимательства
1.1. Участие в Подготовка Министерство Постоянно - -
совершенствовании предложений экономики АРК,
нормативно- центральным Представительство
правовых актов, органам Государственного
обеспечивающих исполнительной комитета Украины
развитие малого власти по по вопросам
предприниматель- совершенство- регуляторной
ства ванию политики и
действующих предприниматель-
нормативно- ства в АРК,
правовых общественные
актов, организации
регулирующих предпринимателей,
сферу малого Торгово-
предпринима- промышленная
тельства палата Крыма,
Симферопольская
Разработка городская I полуго-
методических общественная дие
рекомендаций в организация 2005 года
части создания "Бизнес-
бизнес-центров инкубатор"
и бизнес-
инкубаторов
1.2. Анализ и Проведение Министерство 2005-2006 Бюджет АРК Потребность:
разработка научно-ис- экономики АРК, годы (в преде- 2005 год -
предложений следователь- Министерство лах 20,0
по повышению ских работ, образования и средств, 2006 год -
эффективности социологиче- науки АРК, предусмот- 20,0
реализации ских научно- ренных на
политики исследований, исследователь- соответ-
развития малого опросов ские и ствующий
предприниматель- общественного консалтинговые период)
ства мнения по организации,
вопросам общественные
развития организации
малого предпринимателей
предпринимате-
льства и
реализации
государствен-
ной регуля-
торной
политики
1.3. Выявление Проведение Министерство 2005-2006 - -
правовых коллизий мониторинга экономики АРК, годы
в законодатель- выполнения Торгово-
ных, нормативно- законодатель- промышленная
правовых актах ных, палата Крыма,
Украины, актах нормативно- Представительство
Автономной правовых актов Государственного
Республики Крым Украины, актов комитета Украины
в части поддержки АРК в части по вопросам
малого поддержки регуляторной
предприниматель- малого политики и
ства предпринима- предприниматель-
тельства ства в АРК,
общественные
организации
предпринимателей
1.4. Недопущение Разработка и Министерство Ежегодно, - -
административных утверждение потребительского I квартал
барьеров, схем рынка и внешней
незаконного дислокации торговли АРК,
привлечения объектов исполкомы
средств торговли и городских
предпринимателей общественного советов,
в фонды, не питания на райгосадмини-
предусмотренные летний период страции,
законодательством общественные
Обеспечение организации
прямого предпринимателей
доступа
предпринимате-
лей к этой
информации
Проведение Министерство Ежегодно
опроса экономики АРК,
предпринимате- Представительство
лей с целью Государственного
выявления комитета Украины
фактов по вопросам
принудитель- регуляторной
ного политики и
привлечения предприниматель-
средств ства в АРК,
субъектов Уполномоченный
предпринимате- Государственного
льской комитета Украины
деятельности, по вопросам
в том числе в регуляторной
фонды, политики и
создание предприниматель-
которых не ства в АРК,
предусмотрено исполкомы
законодатель- городских
ством Украины советов,
или внесение райгосадминистра-
средств в ции, общественные
которые организации
является предпринимателей,
добровольным Торгово-
промышленная
палата Крыма
1.5. Расширение Подготовка Министерство 2005 год - -
возможностей проекта экономики АРК,
Фонда поддержки постановления Фонд поддержки
предприниматель- Верховной Рады предприниматель-
ства АРК в части АРК, преду- ства АРК
оказания сматривающего
субъектам внесение
предприниматель- изменений в
ской деятельности Положение о
финансовой порядке
поддержки предоставления
субъектам
малого
предпринима-
тельства
финансовой
поддержки
Фондом
поддержки
предпринима-
тельства АРК,
утвержденное
Постановлением
Верховной Рады
АРК от
20 февраля
2002 года
N 2271-2/02
( rb2271002-02 )
2. Реализация государственной регуляторной
политики в сфере малого предпринимательства
2.1. Повышение Опубликование Разработчики Постоянно Средства В пределах
эффективности регуляторными проектов разработ- средств,
деятельности органами регуляторных чиков выделяемых
регуляторных проектов актов проектов на
органов в части регуляторных регулятор- содержание
регулирования актов, анализа ных актов регулятор-
предприниматель- их регуляторного ного органа
ской деятельно- влияния, отчета
сти об отслеживании
результативности
регуляторных
актов в
средствах
массовой
информации
2.2. Повышение Проведение Разработчики Постоянно Средства В пределах
эффективности выборочных проектов разработ- средств,
регуляторных статистических и регуляторных чиков выделяемых
актов социологических актов, субъекты проектов на
исследований по хозяйствования, регулятор- содержание
отслеживанию общественные ных актов, регулятор-
эффективности организации организа- ного органа
социально граждан, ций,
значимых консультативно- проводящих
регуляторных совещательные исследова-
актов органы, научные ния
учреждения
2.3. Обеспечение Проведение Министерство 2005-2006 - -
субъектов республиканских экономики АРК, годы
предприниматель- и региональных исполкомы
ской деятельно- совещаний, городских
сти информацией круглых столов советов,
о деятельности с представите- райгосадмини-
контролирующих, лями контроли- страции,
правоохранитель- рующих, контролирующие
ных и иных правоохраните- органы,
органов льных и иных правоохраните-
органов по льные и иные
вопросам их органы
деятельности, а
также соблюде-
ния субъектами
предпринимате-
льской деятель-
ности норм
действующего
законодательства
2.4. Выработка Обеспечение Министерство Постоянно - -
совместных деятельности экономики АРК,
решений по Координационного министерства,
проблемам совета по республиканские
малого вопросам комитеты АРК,
предприниматель- предприниматель- исполкомы
ства; ства АРК, городских
повышение городских и советов,
эффективности районных райгосадмини-
работы координационных страции,
координационных советов общественные
органов по (комиссий); организации
вопросам внедрение предпринимателей,
развития пред- практики Уполномоченный
принимательства обсуждения на Государственного
заседаниях комитета Украины
советов по вопросам
(комиссий) регуляторной
проектов политики и
регуляторных предприниматель-
актов, анализа ства в АРК
их регуляторного
влияния и отчета
об их результа-
тивности
2.5. Оптимизация Осуществление Представительство Постоянно - -
процедуры контроля за Государственного
регистрации и деятельностью комитета Украины
выдачи органов по вопросам
документов исполнительной регуляторной
разрешительного власти по политики и
характера вопросам предприниматель-
проведения ства в АРК
государственной
регистрации
субъектов
предприниматель-
ской деятель-
ности
2.6. Повышение Проведение Представительство Ежегодно, Бюджет АРК В пределах
образовательного обучающих Государственного I (в преде- сметных
уровня семинаров по комитета Украины полугодие лах назначений
разработчиков практическим по вопросам средств,
регуляторных аспектам регуляторной предусмот-
актов применения политики и ренных на
методик предприниматель- соответ-
проведения ства в АРК, ствующий
анализа Министерство период)
регуляторного экономики АРК
влияния и
отслеживания
результативности
регуляторных
актов
2.7. Повышение Проведение Крымский центр Постоянно Бюджет АРК В пределах
образовательного семинаров и переподготовки и (в преде- сметных
уровня курсов повышения повышения лах назначений
исполнителей квалификации для квалификации средств,
регуляторных работников работников предусмот-
актов местных органов органов ренных на
власти и государственной соответ-
местного власти, органов ствующий
самоуправления местного период)
по вопросам самоуправления,
реализации руководителей
государственной государственных
регуляторной предприятий,
политики и учреждений и
поддержки малого организаций при
предприниматель- Совете министров
ства АРК
3. Активизация финансово-кредитной и
инвестиционной поддержки малого
предпринимательства
3.1. Расширение форм Развитие Банковские 2005-2006 - -
финансовой микрокредито- учреждения, годы
поддержки вания малого небанковские
субъектов предпринима- структуры,
малого предпри- тельства, в осуществляющие
нимательства том числе по финансовую помощь
линиям субъектам
международных предпринима-
финансовых тельской
организаций деятельности
Открытие в Министерство 2006 год Средства -
г. Симферополе экономики АРК, банка "Про
территориального исполком Кредит
отделения банка Симферопольского Банк"
"Про Кредит городского
Банк", специа- совета, банк
лизирующегося на "Про Кредит
микрокредитова- Банк"
нии
3.2. Развитие Создание сети Министерство 2005-2006 Бюджет АРК Потребность:
альтернативных региональных экономики АРК, годы (в преде- 2005 год -
форм финансовой фондов поддер- Фонд поддержки лах 130,0
поддержки малого жки предпри- предпринима- средств, 2006 год -
предприниматель- нимательства тельства АРК, предусмот- 180,0
ства исполкомы ренных на
городских соответ-
При разработке советов, ствующий
проектов райгосадмини- период)
региональных страции
программ Местные В пределах
развития малого бюджеты выделенных
предприниматель- средств
ства предусмат- Привлечен-
ривать на ные
финансирование средства
данных программ
не менее 0,5
процента средств
соответствующего
бюджета
3.3. Привлечение Оказание финан- Министерство 2005-2006 Бюджет АРК Потребность:
субъектов малого совой помощи экономики АРК, годы (в преде- 2005 год -
предприниматель- субъектам малого Фонд поддержки лах 1200
ства к социально- предприниматель- предприниматель- средств, 2006 год -
экономическому ства Фондом ства АРК, предусмот- 2000
развитию поддержки исполкомы ренных на
регионов; предприниматель- городских соответ-
содействие ства АРК и советов, рай- ствующий
развитию малого региональными госадминистрации, период)
предприниматель- фондами региональные
ства в приори- поддержки фонды поддержки Местные В пределах
тетных видах предприниматель- предприниматель- бюджеты выделенных
деятельности; ства в реализа- ства, обществен- средств
обеспечение воз- ции социально ные организации Средства
вратности значимых предпринимателей обществен-
кредитов проектов ных
организа-
Внедрение систе- ций пред-
мы солидарного принима-
страхования телей
рисков
невозврата
кредитов для
субъектов малого
предприниматель-
ства
Участие субъек-
тов предприни-
мательства в
выполнении
программ
социально-
экономического
развития
региона
3.4. Содействие Оказание Министерство 2005-2006 Средства В пределах
развитию финансовой экономики АРК, годы банков, сметных
занятости помощи фермер- Министерство бюджет АРК назначений
населения на ским хозяйствам, агропро- (в преде-
селе владельцам мышленного лах
сельских усадеб, комплекса АРК, средств,
занимающимся Союз содействия предусмот-
зеленым туриз- развитию ренных на
мом, с исполь- сельского соответ-
зованием схем зеленого туризма ствующий
микрокредитова- в Крыму, учреж- период)
ния, частичной дения банков
компенсацией
процентной став-
ки за пользова-
ние кредитами
3.5. Обеспечение Выплата однора- Крымский 2005-2006 Средства В пределах
самозанятости зового пособия республиканский годы Фонда утвержден-
населения; по безработице центр занятости, общеобяза- ной сметы
сокращение для организации региональные тельного
уровня предприниматель- центры занятости государ-
безработицы ской деятельно- ственного
сти социально-
го страхо-
вания
Украины на
случай
безрабо-
тицы
3.6. Стимулирование Содействие тру- Крымский 2005-2006 Средства В пределах
работодателей в доустройству республиканский годы Фонда утвержден-
создании безработных центр занятости, общеобяза- ной сметы
дополнительных путем предо- региональные тельного
рабочих мест; ставления центры занятости государ-
организация дотаций ственного
дополнительных предприятиям, социально-
рабочих мест обеспечивающим го страхо-
трудоустройство вания
безработных на Украины на
дополнительные случай
рабочие места безрабо-
тицы
3.7. Совершенствование Проведение Министерство Один раз Бюджет В пределах
форм финансовой круглых столов с экономики АРК, в АРК (в сметных
поддержки малого представителями Фонд поддержки полугодие пределах назначений
бизнеса за счет учреждений предприниматель- средств,
внебюджетных банков, иных ства АРК, предусмот-
ресурсов финансово-кре- учреждения ренных на
дитных учреж- банков, иные соответ-
дений, обще- финансово-кре- ствующий
ственных орга- дитные учреж- период),
низаций пред- дения, общес- привлече-
принимателей по твенные орга- нные
вопросам микро- низации средства
кредитования предпринимателей
малого бизнеса
3.8. Обеспечение Разработка в Министерство 2005 год Средства В пределах
максимальной соответствии с экономики АРК, банков, сметных
доступности законодатель- Фонд поддержки иных назначений
кредитных ством и реали- предприниматель- финансово-
ресурсов зация меро- ства АРК, кредитных
для субъектов приятий по учреждения учрежде-
малого подготовке и банков, иные ний,
предприниматель- проведению в финансово-кредит- бюджет АРК
ства Украине в ные учреждения, (в преде-
2005 году общественные лах
Международного организации средств,
года микрокре- предпринимателей предусмот-
дитования ренных на
соответ-
ствующий
период)
3.9. Создание условий Проведение Министерство Ежегодно Бюджет АРК В пределах
для доступа конкурсов экономики АРК, (в преде- сметных
субъектов малого инвестиционных Крымское лах назначений
предприниматель- проектов с республиканское средств,
ства на рынок целью креди- управление предусмот-
кредитных тования банками Национального ренных на
ресурсов банка Украины, соответ-
Фонд поддержки ствующий
предприниматель- период),
ства АРК, привлечен-
учреждения ные сред-
банков, ства
общественные
организации
предпринимателей
3.10. Увеличение вклада Размещение Министерства, 2005-2006 Бюджет АРК В пределах
субъектов малого государственных республиканские годы (в преде- сметных
предприни- и региональных комитеты АРК, лах назначений
мательства заказов среди исполкомы средств, на закупку
в экономические субъектов малого городских предусмот- товаров,
процессы развития предприниматель- советов, ренных на работ,
регионов ства на конкур- райгосадмини- соответ- услуг
сной основе страции ствующий
период)
Местные В пределах
бюджеты выделенных
средств
3.12. Обеспечение В пределах Государственная Постоянно - -
рационального полномочий налоговая
подхода содействие администрация в
к реализации оптимизации АРК, исполкомы
принципов ставок отдельных городских
налоговой видов местных советов, рай-
политики налогов и госадминистрации
сборов, расшире-
нию видов
деятельности,
для которых
установлены
ставки единого
налога
4. Ресурсное и информационное обеспечение
малого предпринимательства
Материально-техническая поддержка
субъектов малого предпринимательства
4.1. Своевременное Формирование Министерство Постоянно - -
решение проблемы реестра неис- экономики АРК,
обеспечения пользуемых Фонд имущества
офисными и нежилых АРК, исполкомы
производственными помещений, городских
помещениями для оборудования и советов, рай-
развития предпри- иного имущества, госадминистрации
нимательства; не вошедшего в
обеспечение уставные фонды
доступа субъектов хозяйственных
предприниматель- обществ,
ской деятельности созданных в
к базе данных процессе
о наличии приватизации
неиспользуемых
нежилых Обеспечение
помещений и информирования
имущества субъектов
предпринимате-
льской деятель-
ности об
объектах,
включенных в
реестр
Размещение
информации на
веб-сайтах Фонда
имущества АРК,
Министерства
экономики АРК,
в средствах
массовой
информации
4.2. Оказание Передача Фонд имущества Постоянно - -
имущественной имущества АРК, исполкомы
поддержки государственных, городских
субъектам малого коммунальных советов, рай-
предприниматель- предприятий госадминистрации
ства субъектам малого
предприниматель-
ства на условиях
аренды (в том
числе долгосроч-
ной), концессии,
лизинга, выкупа
путем аукционов
и конкурсов
4.3. Содействие Применение Фонд имущества Постоянно - -
развитию понижающего АРК, исполкомы
предпринима- коэффициента при городских
тельства в расчете арендных советов, рай-
производственных ставок для малых госадминистрации
сферах предприятий,
деятельности работающих в
приоритетных
направлениях,
для начинающих
предпринимателей
4.4. Активизация Развитие сети Министерство 2005-2006 Местные В пределах
предприниматель- рынков различных потребительского годы бюджеты выделенных
ской деятельности территориальных рынка и внешней средств
масштабов и торговли АРК, Средства
специализаций; исполкомы субъектов
расширение городских предприни-
инфраструктуры и советов, рай- мательской
функций рынков госадминистрации, деятельно-
дирекции рынков сти
4.5. Продвижение Обеспечение Министерство Постоянно - -
на рынок конку- условий потребительского
рентоспособной субъектам пред- рынка и внешней
продукции крым- принимательской торговли АРК,
ских товаро- деятельности по исполкомы
производителей организации городских
фирменных советов, рай-
торговых пред- госадминистрации
приятий по
реализации
продукции
крымских
товаропроизво-
дителей
Внедрение инновационных форм
ведения малого предпринимательства
4.6. Развитие Создание и Министерство 2005-2006 - -
интеграционных ведение банка экономики АРК, годы
связей малого и данных субъектов отраслевые
крупного бизнеса предприниматель- министерства и
ской деятель- ведомства АРК,
ности, заинтере- Торгово-
сованных в промышленная
развитии коопе- палата Крыма,
ративных связей общественные
с предприятиями организации
среднего и предпринимателей
крупного
бизнеса, в том
числе путем
создания терри-
ториально-
отраслевых
производственных
систем-класте-
ров, субконтра-
ктации
4.7. Повышение Проведение Министерство I - -
взаимодействия экономического экономики АРК, полугодие
между субъектами форума о Торгово-промышле- 2005 года
предприниматель- перспективах и нная палата
ского сектора возможностях Крыма, Междуна-
экономики; создания родная фундация
развитие новых кластеров содействия рынку,
форм ведения отраслевые
бизнеса министерства АРК,

................
Перейти до повного тексту