- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Закон України
З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об охране и использовании памятников
истории и культуры
( Ведомости Верховного Совета Крыма, 1993 г., N 3, ст. 122 )
( Вводиться в действие Постановлением Верховного Совета Крыма
N 280-1
( rb0280002-93 ) от 26.03.93 )
Настоящий Закон определяет правовой режим охраны и
использования памятников истории и культуры в Республике Крым.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Памятники истории и культуры.
Памятниками истории и культуры являются объекты
градостроительства и архитектуры; сооружения, их комплексы и
ансамбли; памятные места; территории и предметы, связанные с
историческими событиями в жизни народов, развитием общества и
государства; произведения материального и духовного творчества,
представляющие историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность.
Памятниками истории и культуры признаются как сохранившиеся в
своем первоначальном виде объекты, так и их отдельные части,
фрагменты и руины.
Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории
Республики Крым (включая континентальный шельф), охраняются
государством.
Памятники истории и культуры и зоны их охраны в соответствии
с их исторической, научной, художественной или иной культурной
ценностью подразделяются на памятники республиканского и местного
ведения.
Статья 2. Виды памятников истории и культуры.
Памятники истории и культуры подразделяются на недвижимые
(отдельные и комплексные объекты) и движимые (отдельные и
комплексные объекты).
К недвижимым памятникам (отдельным объектам) относятся:
- здания, сооружения гражданской, промышленной, военной,
культовой архитектуры, народного хозяйства, а также связанные с
ними произведения монументального, изобразительного,
декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, элементы
природного ландшафта;
- курганы, отдельные места захоронений, каменные изваяния,
памятные и мемориальные знаки;
- произведения декоративного искусства, оборудование и
предметы, наскальные изображения.
К недвижимым памятникам (комплексным объектам) относятся:
- археологические древние места, памятники спелеоархеологии,
городища, остатки древних поселений, укреплений, производств,
каналов, дорог, некрополи, территории историко-культурного
назначения, культурно-исторические ландшафты, памятные
исторические места и территории, участки исторического культурного
слоя древних населенных пунктов;
- архитектурные и градостроительные комплексы с элементами
архитектурно-декоративного интерьера, ансамбли, исторические
центры городов, кварталы, площади, улицы, населенные пункты,
остатки древней планировки и застройки городов и других населенных
пунктов.
К движимым памятникам относятся:
- произведения изобразительного, декоративно-прикладного или
иных видов искусств, детали символики;
- археологические находки, антропологические и
этнографические материалы, старинные предметы, элементы недвижимых
памятников, исторические реликвии, предметы старины и быта;
- особо ценные, уникальные документы (рукописи,
старопечатные, графические, кино- и видеодокументы, фото- и
фонодокументы, печатные издания, нотные записи), имеющие
непреходящее значение для государственного управления, обороны,
межгосударственных отношений, научных исследований, невосполнимые
при утрате и не имеющие себе подобных по содержащейся в них
информации и внешним признакам;
- исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции
отдельных объектов, являющиеся неделимой культурно-исторической
ценностью.
К названным памятникам истории и культуры могут быть отнесены
и другие объекты, представляющие историческую, научную,
художественную или иную ценность.
Статья 3. Законодательство Республики Крым об охране и
использовании памятников истории и культуры и
его задачи.
Законодательство Республики Крым об охране и использовании
памятников истории и культуры базируется на Конституции Республики
Крым и состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с
ним иных законодательных актов Республики Крым.
Статья 4. Принципы правового регулирования отношений в сфере
охраны и использования памятников истории и
культуры.
В Республике Крым создаются равные условия охраны и
использования всех памятников истории и культуры.
Запрещается дискриминация памятников истории и культуры по
политическим, идеологическим и иным мотивам.
Обязанность по охране памятников истории и культуры
возлагается настоящим Законом на государственные органы,
юридических и физических лиц.
Государство, в установленном порядке, гарантирует научное
изучение и популяризацию памятников истории и культуры, их
доступность для населения.
Статья 5. Государственное управление в сфере охраны и
использования памятников истории и культуры.
Государственное управление в сфере охраны памятников истории
и культуры осуществляется Советом Министров Крыма, исполнительными
комитетами местных Советов народных депутатов, Государственным
комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры
и его региональными органами, Главным архивным управлением
Республики Крым, если это не входит в компетенцию музеев,
заповедников.
Статья 6. Компетенция Верховного Совета Крыма в сфере охраны
и использования памятников истории и культуры.
К исключительной компетенции Верховного Совета Крыма в сфере
охраны и использования памятников истории и культуры относятся:
- определение государственной политики в деле охраны и
использования памятников истории и культуры;
- утверждение государственных программ по охране и
использованию памятников истории и культуры;
- определение основ правового регулирования охраны и
использования памятников истории и культуры;
- утверждение председателя Государственного комитета по
охране и использованию памятников истории и культуры по
представлению Совета Министров Крыма.
Статья 7. Компетенция Совета Министров Крыма в сфере охраны
и использования памятников истории и культуры.
К компетенции Совета Министров Крыма в сфере охраны и
использования памятников истории и культуры относятся:
- осуществление определенной Верховным Советом Крыма политики
в деле охраны и использования памятников истории и культуры, а
также нормативное регулирование в сфере охраны и использования
памятников;
- координация деятельности местных органов исполнительной
власти Республики Крым, юридических и физических лиц в вопросах
охраны и использования памятников истории и культуры;
- обеспечение разработки, финансирования и реализации
государственных, межгосударственных и региональных программ,
создание и определение статуса внебюджетных, резервных, в том
числе и валютных фондов в сфере охраны и использования памятников
истории и культуры;
- принятие решения об организации историко-культурных
заповедников и заповедных территорий;
- утверждение Государственного реестра памятников истории и
культуры, принятие решений об исключении памятников из
Государственного реестра, внесение предложений о включении
памятников в Список Всемирного культурного достояния;
- руководство внешними связями Республики Крым в сфере охраны
памятников истории и культуры, осуществление опеки над
памятниками, которые связаны с историей и культурой Республики
Крым и находятся за ее пределами, организация возвращения
памятников истории и культуры, принадлежащих Республике Крым;
- осуществление других функций относительно истории и
культуры в соответствии с законодательством Республики Крым.
Статья 8. Компетенция Государственного комитета по охране и
использованию памятников истории и культуры в сфере
охраны и использования памятников.
К компетенции Государственного комитета по охране и
использованию памятников истории и культуры относятся:
- разработка и утверждение правил, инструкций, методик,
рекомендаций, выдача предписаний юридическим и физическим лицам в
вопросах охраны, исследования, учета, использования, ремонта и
реставрации памятников истории и культуры, заключение охранных и
охранно-арендных договоров;
- проверка соблюдения правил охраны, использования, учета,
регистрации памятников истории и культуры и в случае необходимости
организация и проведение экспертизы состояния памятников
независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности,
режима охраны на всей территории Крыма, составление протоколов
проверки сохранности памятников, выдача указаний по устранению
выявленных нарушений;
- осуществление государственного учета памятников истории и
культуры;
- осуществление оперативного управления переданными ему в
ведение памятниками истории и культуры и зонами их охраны в
установленном законом порядке;
- осуществление правомочий собственника, содержание и
использование основных фондов и проектно-производственных
мощностей, необходимых для сохранения, использования и реставрации
памятников;
- выдача лицензий на использование памятников истории и
культуры;
- приостановление любых видов деятельности на памятниках и в
зонах их охраны в случаях возникновения угрозы сохранности
памятников до устранения обстоятельств, послуживших основанием для
приостановления этой деятельности;
- внесение предложений о приостановлении выполнения любых
решений, если они противоречат законодательным актам об охране и
использовании памятников истории и культуры;
- внесение предложений о прекращении финансирования
учреждениями банка любых работ, проведение которых может поставить
под угрозу сохранность памятников истории и культуры;
- участие в качестве истца в суде или Арбитражном Суде в
случае причинения вреда памятникам истории и культуры;
- в установленном порядке принятие мер по предотвращению
совершения незаконных сделок в отношении историко-культурных
ценностей комиссионными магазинами, художественными салонами и
другими юридическими и физическими лицами;
- установление режима содержания и использования памятников
истории и культуры и зон их охраны, территорий историко-культурных
заповедников, историко-культурных заповедных мест;
- в установленном порядке планирование, финансирование и
контроль работ по реставрации, консервации, ремонту и
использованию памятников истории и культуры; рассмотрение и
утверждение научно-исследовательской и проектной документации на
все виды работ на памятниках;
- осуществление научно-методического руководства делом охраны
памятников, контроль за их изучением, рекламой и популяризацией;
- рассмотрение и согласование представляемых проектов
планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных
пунктов, а также проектов всех видов земляных работ и схем
выделения земель под хозяйственную деятельность;
- определение размера материального ущерба, причиненного
памятникам истории и культуры;
- рассмотрение и согласование проектов вновь сооружаемых
памятников и контроль производства работ по их возведению.
Статья 9. Компетенция местных Советов народных депутатов
в сфере охраны и использования памятников истории
и культуры.
К компетенции местных Советов народных депутатов в сфере
охраны и использования памятников истории и культуры относятся:
- в пределах предоставленных полномочий обеспечение охраны и
использования памятников истории и культуры, расположенных на
соответствующей территории;
- обеспечение реализации политики в области охраны и использова-
ния памятников истории и культуры Крыма;
- согласование и утверждение местных программ по охране и
использованию памятников истории и культуры.
Статья 10. Компетенция исполнительных комитетов местных
Советов народных депутатов.
К компетенции исполнительных комитетов местных Советов
народных депутатов в сфере охраны и использования памятников
истории и культуры относятся:
- координация деятельности учреждений, предприятий,
организаций на территории местного Совета народных депутатов в
вопросах исследования и охраны памятников истории и культуры и
обеспечение охраны и использования памятников независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности;
- организация выявления, учета, ремонта, реставрации,
реконструкции памятников истории и культуры, расположенных на
соответствующих территориях, привлечение общественности к
проведению мероприятий по сохранению, использованию и пропаганде
памятников, обеспечение соблюдения законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры;
- организация работы по составлению списков памятников
истории и культуры, внесение предложений в отношении границ зон их
охраны, организация историко-культурных заповедников и
историко-культурных заповедных территорий, разработка предложений
о включении памятников истории и культуры в Государственный реестр
памятников истории и культуры Республики Крым и Список Всемирного
культурного достояния, а также решение других вопросов в сфере
охраны и использования памятников истории и культуры в пределах
своей компетенции.
Статья 11. Участие объединений граждан в осуществлении
мероприятий по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Объединения граждан (профессиональные союзы, молодежные,
научные, национально-культурные общества, творческие союзы,
движения) содействуют органам государственной исполнительной
власти в осуществлении мероприятий по охране и использованию
памятников истории и культуры, пропаганде и распространению знаний
о них, способствуют привлечению широких слоев населения к участию
в деле охраны и использования памятников, осуществляют
общественный контроль за состоянием сохранности памятников истории
и культуры.
Статья 12. Права и обязанности граждан в сфере охраны и
использования памятников истории и культуры.
Граждане имеют следующие права:
- свободный доступ к памятникам истории и культуры, за
исключением случаев, предусмотренных Законом;
- участие в обсуждении проектов законодательных актов,
ознакомления с материалами по размещению, строительству и
реконструкции объектов и внесение предложений по этим вопросам в
соответствующие органы;
- объединение в общества по охране памятников истории и
культуры;
- получение в установленном порядке полной и достоверной
информации о памятниках истории и культуры;
- участие в проведении гражданских культурологических
экспертиз памятников.
Граждане Республики Крым обязаны:
- выполнять требования настоящего Закона, оказывать
содействие органам государственной власти в деле охраны и
использования памятников истории и культуры;
- компенсировать ущерб, причиненный памятникам истории и
культуры.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 13. Организация государственного учета памятников
истории и культуры.
Историко-культурные ценности, отвечающие по своим
характеристикам определению "памятник истории и культуры",
подлежат государственному учету.
Государственный учет памятников истории и культуры,
подготовку учетных документов, ведение реестра памятников истории
и культуры осуществляет Государственный комитет по охране и
использованию памятников истории и культуры Совета Министров
Крыма.
Определение исторической, научной, художественной,
архитектурной, архитектонической, археологической, этнографической
или иной культурной ценности памятников истории и культуры, их
фиксацию и изучение организует Государственный комитет по охране и
использованию памятников истории и культуры Совета Министров
Крыма.
Учреждения, предприятия и организации, независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности, объединения
граждан и отдельные граждане обязаны сообщать Государственному
комитету по охране и использованию памятников истории и культуры,
органам исполнительной власти о наличии в их собственности
(владении, пользовании или ведении) памятников истории и культуры,
а также сообщать о вновь выявленных объектах, представляющих
историко-культурную ценность.
Статья 14. Порядок государственного учета памятников истории
и культуры.
Порядок государственного учета памятников истории и культуры
и формы учетных документов устанавливаются Государственным
комитетом по охране и использованию памятников.
Объекты, имеющие историко-культурную ценность, вносятся либо
исключаются из Реестра памятников истории и культуры
постановлением Совета Министров Крыма по представлению
Государственного комитета по охране и использованию памятников
истории и культуры.
На включение объекта в Реестр памятников истории и культуры
не требуется согласия собственника или пользователя. Государством
устанавливаются льготы и возмещаются убытки, возникшие в связи с
ограничениями в пользовании землей или объектом либо с отчуждением
земли в соответствии с действующим законодательством.
Собственник или пользователь недвижимого памятника истории и
культуры обязан обеспечить организацию и финансирование разработки
необходимой учетной документации в соответствии с "Инструкцией о
порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования
и реставрации недвижимых памятников истории и культуры".
Статья 15. Государственный учет памятников истории и
культуры, которые находятся в музеях, библиотеках,
архивах и в частных коллекциях граждан.
Государственный учет памятников истории и культуры, которые
находятся в музеях, библиотеках, архивах, независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляется
в порядке, который определяется Законом о музейном и архивном
фондах Республики Крым.
Объекты, имеющие историко-культурную ценность и находящиеся в
частных коллекциях граждан, подлежат государственному учету.
Статья 16. Право на обследование объектов, имеющих
историко-культурную ценность.
Обследование и собирание объектов, имеющих
историко-культурную ценность, с целью учета, реставрации,
реконструкции и использования производится по разрешению
Государственного комитета по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Статья 17. Ведение археологических и
архитектурно-археологических исследований
памятников истории и культуры.
Ведение археологических исследований (раскопок, разведок)
памятников истории и культуры осуществляется академическими и
другими научно-исследовательскими специализированными
подразделениями, организациями и лицами и допускается
исключительно при наличии у исследователей соответствующей
квалификации и с соблюдением установленного порядка (получение
открытого листа).
Органы государственной исполнительной власти содействуют
учреждениям, предприятиям, организациям в проведении
археологических работ.
Учреждения и организации, которые осуществляют
археологические работы, обязаны обеспечить сохранность исследуемых
памятников истории и культуры.
Государственный комитет по охране и использованию памятников
истории и культуры осуществляет контроль за проведением
археологических работ совместно с полевым комитетом.
По окончании сроков действия открытых листов учреждения и
организации, которые проводили археологические работы, обязаны в
установленном порядке уведомить Государственный комитет по охране
и использованию памятников, об обнаруженных памятниках и
проведенных на них работах, о передаче на хранение в местные музеи
или другие государственные хранилища Республики Крым всех
предметов, представляющих историческую, научную, художественную
или иную культурную ценность, о принятых мерах по обеспечению
дальнейшей сохранности объектов, представляющих
историко-культурную ценность.
Статья 18. Выдача и регистрация открытых листов для
проведения работ на памятниках истории и культуры.
Формы открытых листов, условия их выдачи определяются
инструкцией к открытым листам на право производства
археологических раскопок и разведок, утверждаемой Государственным
комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры.
Открытые листы выдаются полевым комитетом ведущей
академической организации Республики Крым в области археологии и
утверждаются Государственным комитетом по охране и использованию
памятников истории и культуры Республики Крым.
Исследователи и представляемые ими организации несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством за
сохранность и передачу в специальные государственные хранилища
материалов, полученных в ходе ведения археологических работ.
В случае невозможности выполнения указанных обязательств
исследователем и представляемой им организацией ответственность за
сохранность и передачу материалов в специальные государственные
хранилища несет организация, ходатайствовавшая перед
Государственным комитетом по охране и использованию памятников
истории и культуры о выдаче специального разрешения, открытого
листа.
Статья 19. Историко-культурная ценность памятников истории
и культуры, кадастровая оценка и их страхование.
При включении объектов, представляющих историко-культурную
ценность, в Реестр памятников истории и культуры должна быть
определена их историко-культурная ценность, проведена их
кадастровая оценка, осуществлено государственное страхование.
Историко-культурная ценность и кадастровая оценка
определяются Межведомственной комиссией Государственного комитета
по охране и использованию памятников истории и культуры в
соответствии с методикой, утверждаемой Советом Министров Крыма.
Ущерб в связи с повреждением или уничтожением памятника
истории и культуры определяется на основе установленной
историко-культурной ценности и кадастровой оценки памятника
истории и культуры.
Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ,
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРАВОМОЧИЙ
СОБСТВЕННИКА
Статья 20. Собственность на памятники истории и культуры.
Памятники истории и культуры Республики Крым находятся в
собственности Республики Крым, а также юридических и физических
лиц.
Порядок приобретения, в отдельных случаях, права
собственности юридическими и физическими лицами на памятники
истории и культуры Республики Крым, а также перечень памятников
истории и культуры, находящихся в исключительной собственности
Республики Крым, устанавливается законодательством Республики
Крым.
Все обнаруженные и вновь выявленные на территории Республики
Крым объекты, представляющие историческую, научную, художественную
или иную культурную ценность и не имеющие собственника, или
собственник которого неизвестен, либо в силу закона утратил на них
право, переходят в собственность Республики Крым, если иное не
предусмотрено законом.
................Перейти до повного тексту