1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Закон України


З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об охране и использовании памятников
истории и культуры
( Ведомости Верховного Совета Крыма, 1993 г., N 3, ст. 122 )
( Вводиться в действие Постановлением Верховного Совета Крыма N 280-1 ( rb0280002-93 ) от 26.03.93 )
Настоящий Закон определяет правовой режим охраны и использования памятников истории и культуры в Республике Крым.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Памятники истории и культуры.
Памятниками истории и культуры являются объекты градостроительства и архитектуры; сооружения, их комплексы и ансамбли; памятные места; территории и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства; произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Памятниками истории и культуры признаются как сохранившиеся в своем первоначальном виде объекты, так и их отдельные части, фрагменты и руины.
Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Республики Крым (включая континентальный шельф), охраняются государством.
Памятники истории и культуры и зоны их охраны в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью подразделяются на памятники республиканского и местного ведения.
Статья 2. Виды памятников истории и культуры.
Памятники истории и культуры подразделяются на недвижимые (отдельные и комплексные объекты) и движимые (отдельные и комплексные объекты).
К недвижимым памятникам (отдельным объектам) относятся:
- здания, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного хозяйства, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, элементы природного ландшафта;
- курганы, отдельные места захоронений, каменные изваяния, памятные и мемориальные знаки;
- произведения декоративного искусства, оборудование и предметы, наскальные изображения.
К недвижимым памятникам (комплексным объектам) относятся:
- археологические древние места, памятники спелеоархеологии, городища, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, некрополи, территории историко-культурного назначения, культурно-исторические ландшафты, памятные исторические места и территории, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
- архитектурные и градостроительные комплексы с элементами архитектурно-декоративного интерьера, ансамбли, исторические центры городов, кварталы, площади, улицы, населенные пункты, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
К движимым памятникам относятся:
- произведения изобразительного, декоративно-прикладного или иных видов искусств, детали символики;
- археологические находки, антропологические и этнографические материалы, старинные предметы, элементы недвижимых памятников, исторические реликвии, предметы старины и быта;
- особо ценные, уникальные документы (рукописи, старопечатные, графические, кино- и видеодокументы, фото- и фонодокументы, печатные издания, нотные записи), имеющие непреходящее значение для государственного управления, обороны, межгосударственных отношений, научных исследований, невосполнимые при утрате и не имеющие себе подобных по содержащейся в них информации и внешним признакам;
- исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции отдельных объектов, являющиеся неделимой культурно-исторической ценностью.
К названным памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность.
Статья 3. Законодательство Республики Крым об охране и
использовании памятников истории и культуры и
его задачи.
Законодательство Республики Крым об охране и использовании памятников истории и культуры базируется на Конституции Республики Крым и состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов Республики Крым.
Статья 4. Принципы правового регулирования отношений в сфере охраны и использования памятников истории и
культуры.
В Республике Крым создаются равные условия охраны и использования всех памятников истории и культуры.
Запрещается дискриминация памятников истории и культуры по политическим, идеологическим и иным мотивам.
Обязанность по охране памятников истории и культуры возлагается настоящим Законом на государственные органы, юридических и физических лиц.
Государство, в установленном порядке, гарантирует научное изучение и популяризацию памятников истории и культуры, их доступность для населения.
Статья 5. Государственное управление в сфере охраны и
использования памятников истории и культуры.
Государственное управление в сфере охраны памятников истории и культуры осуществляется Советом Министров Крыма, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, Государственным комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры и его региональными органами, Главным архивным управлением Республики Крым, если это не входит в компетенцию музеев, заповедников.
Статья 6. Компетенция Верховного Совета Крыма в сфере охраны и использования памятников истории и культуры.
К исключительной компетенции Верховного Совета Крыма в сфере охраны и использования памятников истории и культуры относятся:
- определение государственной политики в деле охраны и использования памятников истории и культуры;
- утверждение государственных программ по охране и использованию памятников истории и культуры;
- определение основ правового регулирования охраны и использования памятников истории и культуры;
- утверждение председателя Государственного комитета по охране и использованию памятников истории и культуры по представлению Совета Министров Крыма.
Статья 7. Компетенция Совета Министров Крыма в сфере охраны
и использования памятников истории и культуры.
К компетенции Совета Министров Крыма в сфере охраны и использования памятников истории и культуры относятся:
- осуществление определенной Верховным Советом Крыма политики в деле охраны и использования памятников истории и культуры, а также нормативное регулирование в сфере охраны и использования памятников;
- координация деятельности местных органов исполнительной власти Республики Крым, юридических и физических лиц в вопросах охраны и использования памятников истории и культуры;
- обеспечение разработки, финансирования и реализации государственных, межгосударственных и региональных программ, создание и определение статуса внебюджетных, резервных, в том числе и валютных фондов в сфере охраны и использования памятников истории и культуры;
- принятие решения об организации историко-культурных заповедников и заповедных территорий;
- утверждение Государственного реестра памятников истории и культуры, принятие решений об исключении памятников из Государственного реестра, внесение предложений о включении памятников в Список Всемирного культурного достояния;
- руководство внешними связями Республики Крым в сфере охраны памятников истории и культуры, осуществление опеки над памятниками, которые связаны с историей и культурой Республики Крым и находятся за ее пределами, организация возвращения памятников истории и культуры, принадлежащих Республике Крым;
- осуществление других функций относительно истории и культуры в соответствии с законодательством Республики Крым.
Статья 8. Компетенция Государственного комитета по охране и
использованию памятников истории и культуры в сфере
охраны и использования памятников.
К компетенции Государственного комитета по охране и использованию памятников истории и культуры относятся:
- разработка и утверждение правил, инструкций, методик, рекомендаций, выдача предписаний юридическим и физическим лицам в вопросах охраны, исследования, учета, использования, ремонта и реставрации памятников истории и культуры, заключение охранных и охранно-арендных договоров;
- проверка соблюдения правил охраны, использования, учета, регистрации памятников истории и культуры и в случае необходимости организация и проведение экспертизы состояния памятников независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности, режима охраны на всей территории Крыма, составление протоколов проверки сохранности памятников, выдача указаний по устранению выявленных нарушений;
- осуществление государственного учета памятников истории и культуры;
- осуществление оперативного управления переданными ему в ведение памятниками истории и культуры и зонами их охраны в установленном законом порядке;
- осуществление правомочий собственника, содержание и использование основных фондов и проектно-производственных мощностей, необходимых для сохранения, использования и реставрации памятников;
- выдача лицензий на использование памятников истории и культуры;
- приостановление любых видов деятельности на памятниках и в зонах их охраны в случаях возникновения угрозы сохранности памятников до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления этой деятельности;
- внесение предложений о приостановлении выполнения любых решений, если они противоречат законодательным актам об охране и использовании памятников истории и культуры;
- внесение предложений о прекращении финансирования учреждениями банка любых работ, проведение которых может поставить под угрозу сохранность памятников истории и культуры;
- участие в качестве истца в суде или Арбитражном Суде в случае причинения вреда памятникам истории и культуры;
- в установленном порядке принятие мер по предотвращению совершения незаконных сделок в отношении историко-культурных ценностей комиссионными магазинами, художественными салонами и другими юридическими и физическими лицами;
- установление режима содержания и использования памятников истории и культуры и зон их охраны, территорий историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных мест;
- в установленном порядке планирование, финансирование и контроль работ по реставрации, консервации, ремонту и использованию памятников истории и культуры; рассмотрение и утверждение научно-исследовательской и проектной документации на все виды работ на памятниках;
- осуществление научно-методического руководства делом охраны памятников, контроль за их изучением, рекламой и популяризацией;
- рассмотрение и согласование представляемых проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, а также проектов всех видов земляных работ и схем выделения земель под хозяйственную деятельность;
- определение размера материального ущерба, причиненного памятникам истории и культуры;
- рассмотрение и согласование проектов вновь сооружаемых памятников и контроль производства работ по их возведению.
Статья 9. Компетенция местных Советов народных депутатов
в сфере охраны и использования памятников истории
и культуры.
К компетенции местных Советов народных депутатов в сфере охраны и использования памятников истории и культуры относятся:
- в пределах предоставленных полномочий обеспечение охраны и использования памятников истории и культуры, расположенных на соответствующей территории;
- обеспечение реализации политики в области охраны и использова-
ния памятников истории и культуры Крыма;
- согласование и утверждение местных программ по охране и использованию памятников истории и культуры.
Статья 10. Компетенция исполнительных комитетов местных
Советов народных депутатов.
К компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов в сфере охраны и использования памятников истории и культуры относятся:
- координация деятельности учреждений, предприятий, организаций на территории местного Совета народных депутатов в вопросах исследования и охраны памятников истории и культуры и обеспечение охраны и использования памятников независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
- организация выявления, учета, ремонта, реставрации, реконструкции памятников истории и культуры, расположенных на соответствующих территориях, привлечение общественности к проведению мероприятий по сохранению, использованию и пропаганде памятников, обеспечение соблюдения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры;
- организация работы по составлению списков памятников истории и культуры, внесение предложений в отношении границ зон их охраны, организация историко-культурных заповедников и историко-культурных заповедных территорий, разработка предложений о включении памятников истории и культуры в Государственный реестр памятников истории и культуры Республики Крым и Список Всемирного культурного достояния, а также решение других вопросов в сфере охраны и использования памятников истории и культуры в пределах своей компетенции.
Статья 11. Участие объединений граждан в осуществлении
мероприятий по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Объединения граждан (профессиональные союзы, молодежные, научные, национально-культурные общества, творческие союзы, движения) содействуют органам государственной исполнительной власти в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры, пропаганде и распространению знаний о них, способствуют привлечению широких слоев населения к участию в деле охраны и использования памятников, осуществляют общественный контроль за состоянием сохранности памятников истории и культуры.
Статья 12. Права и обязанности граждан в сфере охраны и
использования памятников истории и культуры.
Граждане имеют следующие права:
- свободный доступ к памятникам истории и культуры, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
- участие в обсуждении проектов законодательных актов, ознакомления с материалами по размещению, строительству и реконструкции объектов и внесение предложений по этим вопросам в соответствующие органы;
- объединение в общества по охране памятников истории и культуры;
- получение в установленном порядке полной и достоверной информации о памятниках истории и культуры;
- участие в проведении гражданских культурологических экспертиз памятников.
Граждане Республики Крым обязаны:
- выполнять требования настоящего Закона, оказывать содействие органам государственной власти в деле охраны и использования памятников истории и культуры;
- компенсировать ущерб, причиненный памятникам истории и культуры.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 13. Организация государственного учета памятников
истории и культуры.
Историко-культурные ценности, отвечающие по своим характеристикам определению "памятник истории и культуры", подлежат государственному учету.
Государственный учет памятников истории и культуры, подготовку учетных документов, ведение реестра памятников истории и культуры осуществляет Государственный комитет по охране и использованию памятников истории и культуры Совета Министров Крыма.
Определение исторической, научной, художественной,
архитектурной, архитектонической, археологической, этнографической
или иной культурной ценности памятников истории и культуры, их
фиксацию и изучение организует Государственный комитет по охране и
использованию памятников истории и культуры Совета Министров
Крыма.
Учреждения, предприятия и организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, объединения граждан и отдельные граждане обязаны сообщать Государственному комитету по охране и использованию памятников истории и культуры, органам исполнительной власти о наличии в их собственности (владении, пользовании или ведении) памятников истории и культуры, а также сообщать о вновь выявленных объектах, представляющих историко-культурную ценность.
Статья 14. Порядок государственного учета памятников истории и культуры.
Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Государственным комитетом по охране и использованию памятников.
Объекты, имеющие историко-культурную ценность, вносятся либо исключаются из Реестра памятников истории и культуры постановлением Совета Министров Крыма по представлению Государственного комитета по охране и использованию памятников истории и культуры.
На включение объекта в Реестр памятников истории и культуры не требуется согласия собственника или пользователя. Государством устанавливаются льготы и возмещаются убытки, возникшие в связи с ограничениями в пользовании землей или объектом либо с отчуждением земли в соответствии с действующим законодательством.
Собственник или пользователь недвижимого памятника истории и культуры обязан обеспечить организацию и финансирование разработки необходимой учетной документации в соответствии с "Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры".
Статья 15. Государственный учет памятников истории и
культуры, которые находятся в музеях, библиотеках,
архивах и в частных коллекциях граждан.
Государственный учет памятников истории и культуры, которые находятся в музеях, библиотеках, архивах, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляется в порядке, который определяется Законом о музейном и архивном фондах Республики Крым.
Объекты, имеющие историко-культурную ценность и находящиеся в частных коллекциях граждан, подлежат государственному учету.
Статья 16. Право на обследование объектов, имеющих
историко-культурную ценность.
Обследование и собирание объектов, имеющих
историко-культурную ценность, с целью учета, реставрации,
реконструкции и использования производится по разрешению
Государственного комитета по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Статья 17. Ведение археологических и
архитектурно-археологических исследований
памятников истории и культуры.
Ведение археологических исследований (раскопок, разведок) памятников истории и культуры осуществляется академическими и другими научно-исследовательскими специализированными подразделениями, организациями и лицами и допускается исключительно при наличии у исследователей соответствующей квалификации и с соблюдением установленного порядка (получение открытого листа).
Органы государственной исполнительной власти содействуют учреждениям, предприятиям, организациям в проведении археологических работ.
Учреждения и организации, которые осуществляют археологические работы, обязаны обеспечить сохранность исследуемых памятников истории и культуры.
Государственный комитет по охране и использованию памятников истории и культуры осуществляет контроль за проведением археологических работ совместно с полевым комитетом.
По окончании сроков действия открытых листов учреждения и организации, которые проводили археологические работы, обязаны в установленном порядке уведомить Государственный комитет по охране и использованию памятников, об обнаруженных памятниках и проведенных на них работах, о передаче на хранение в местные музеи или другие государственные хранилища Республики Крым всех предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, о принятых мерах по обеспечению дальнейшей сохранности объектов, представляющих историко-культурную ценность.
Статья 18. Выдача и регистрация открытых листов для
проведения работ на памятниках истории и культуры.
Формы открытых листов, условия их выдачи определяются инструкцией к открытым листам на право производства археологических раскопок и разведок, утверждаемой Государственным комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры.
Открытые листы выдаются полевым комитетом ведущей академической организации Республики Крым в области археологии и утверждаются Государственным комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры Республики Крым.
Исследователи и представляемые ими организации несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за сохранность и передачу в специальные государственные хранилища материалов, полученных в ходе ведения археологических работ.
В случае невозможности выполнения указанных обязательств исследователем и представляемой им организацией ответственность за сохранность и передачу материалов в специальные государственные хранилища несет организация, ходатайствовавшая перед Государственным комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры о выдаче специального разрешения, открытого листа.
Статья 19. Историко-культурная ценность памятников истории
и культуры, кадастровая оценка и их страхование.
При включении объектов, представляющих историко-культурную ценность, в Реестр памятников истории и культуры должна быть определена их историко-культурная ценность, проведена их кадастровая оценка, осуществлено государственное страхование.
Историко-культурная ценность и кадастровая оценка определяются Межведомственной комиссией Государственного комитета по охране и использованию памятников истории и культуры в соответствии с методикой, утверждаемой Советом Министров Крыма.
Ущерб в связи с повреждением или уничтожением памятника истории и культуры определяется на основе установленной историко-культурной ценности и кадастровой оценки памятника истории и культуры.
Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ,
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРАВОМОЧИЙ
СОБСТВЕННИКА
Статья 20. Собственность на памятники истории и культуры.
Памятники истории и культуры Республики Крым находятся в собственности Республики Крым, а также юридических и физических лиц.
Порядок приобретения, в отдельных случаях, права собственности юридическими и физическими лицами на памятники истории и культуры Республики Крым, а также перечень памятников истории и культуры, находящихся в исключительной собственности Республики Крым, устанавливается законодательством Республики Крым.
Все обнаруженные и вновь выявленные на территории Республики Крым объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и не имеющие собственника, или собственник которого неизвестен, либо в силу закона утратил на них право, переходят в собственность Республики Крым, если иное не предусмотрено законом.

................
Перейти до повного тексту