1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе земельной реформы в Автономной
Республике Крым на 2001-2005 годы
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2002, N 9, ст.945-946 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями Верховной Рады АРК N 1081-4/04 ( rb1081002-04 ) от 20.10.2004 )
Во исполнение Указа Президента Украины от 30 мая 2001 года N 372/2001 ( 372/2001 ) "Об Основных направлениях земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы" и в соответствии с Земельным кодексом Украины ( 2768-14 ) по выполнению мероприятий по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов республики и с целью дальнейшего развития земельных отношений, проведения земельной реформы в Автономной Республике Крым
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу земельной реформы в Автономной Республике Крым на 2001-2005 годы (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым при формировании проектов бюджета Автономной Республики Крым на 2002-2005 годы в расходной части предусматривать средства, необходимые для реализации вышеназванной Программы.
3. Рекомендовать городским головам, председателям районных государственных администраций:
3.1. В соответствии с Программой земельной реформы в Автономной Республике Крым на 2001-2005 годы в двухмесячный срок разработать и утвердить местные региональные программы земельной реформы.
3.2. Предусмотреть при подготовке проектов городских и районных бюджетов средства, необходимые для реализации мероприятий программ.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по аграрным и земельным вопросам, экологии и рациональному природопользованию и Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по местному самоуправлению и административно-территориальным вопросам.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Б.ДЕЙЧ
г. Симферополь,
18 сентября 2002 г.
N 237-3/02
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 18 сентября 2002 г. N 237-3/02
ПРОГРАММА
земельной реформы в Автономной Республике Крым
на 2001-2005 годы
( Действие Программы продлено до 2007 года в соответствии с Постановлением Верховной Рады АРК N 1081-4/04 ( rb1081002-04 ) от 20.10.2004 )
Вступление
Программа земельной реформы в Автономной Республике Крым на 2001-2005 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Украины от 30 мая 2001 года N 372/2001 ( 372/2001 ) "Об Основных направлениях земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы" и на основе действующего законодательства Украины, положений указов Президента Украины, постановлений Верховной Рады и Кабинета Министров Украины, постановлений Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым.
Земельная реформа в Украине является важной составной частью экономической реформы, которая осуществляется в связи с переходом экономики государства к рыночным отношениям.
Проведение земельной реформы связано с изменением форм собственности, перераспределением земель, увеличением количества землепользователей и собственников земли, что требует выполнения большого количества обоснований, технических расчетов, изготовления картографических материалов, юридического удостоверения прав на земельные участки, государственной регистрации, соответствующей законодательной базы и финансирования.
Целью земельной реформы в 2001-2005 годах является обеспечение эффективности использования и повышения ценности земельных ресурсов, создание оптимальных условий и производственного потенциала земли, преобразование ее в самостоятельный фактор экономического роста.
Формирование земельных отношений в ближайшие пять лет должно базироваться на принципах:
нерушимости права частной собственности на землю;
включения земли в рыночный оборот;
социальной справедливости при перераспределении земель, которые находятся в государственной и коммунальной собственности;
соединения высокой экономической эффективности и экологической безопасности использования земель;
согласованности темпов и основных направлений реформирования земельных отношений и отношений в аграрном секторе экономики.
Главная задача состоит в том, чтобы при помощи правовых норм, финансово-экономических рычагов обеспечить проведение работ по землеустройству, создать автоматизированный государственный банк данных о собственниках земли и землепользователях, экологическом состоянии, направлениях и структуре использования земельных ресурсов, повысить ответственность всех субъектов хозяйствования на земле за рациональное использование и качественный состав почв, сделать их материально и морально заинтересованными в проведении мероприятий по защите и воссозданию продуктивной силы земли.
Эффективное решение проблем радикального улучшения природопользования и охраны окружающей среды, в том числе земли и почв, в настоящее время невозможно без взвешенной и последовательной политики в этой сфере, четко организованного выполнения намеченных планов, программ и конкретных мероприятий, действенного контроля за ходом их реализации и целевым использованием выделенных бюджетных средств. При этом необходимо применять гибкую систему как стимулирующих (финансово-экономических), так и принудительных (административных) рычагов и инструментов воздействия на собственников земли и землепользователей, от которых прежде всего и зависит эффективное использование национального богатства - земельных ресурсов.
Современное состояние развития земельных отношений в Крыму требует разработки прогнозов и программ стратегического характера.
Данная Программа базируется на почвозащитной и землеохранной концепции реформирования и совершенствования землепользования.
Реализация Программы в Автономной Республике Крым как комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических и других мероприятий должна обеспечить ускорение завершения земельной реформы, а также создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
I. Характеристика Автономной Республики Крым
1. Размещение. Население. Природно-климатические условия
Автономная Республика Крым образована 20 января 1991 года. Республиканский центр - г. Симферополь. Крым, самая южная часть Украины, расположена между 44 град. 23 мин. 46 град. 15 мин. северной широты, 32 град. 30 мин. 36 град. 40 мин. восточной долготы от Гринвича.
Крымский полуостров (общая площадь вместе с г. Севастополем составляет 26945 кв. км, без г. Севастополя - 26081 кв. км) с запада и юга омывается Черным морем, с северо-востока - Азовским морем и его заливом Сивашом, а также водами Керченского пролива. На севере граничит с Херсонской областью.
Расстояние между крайними точками полуострова с севера на юг 195 км, а с запада на восток - 325 км.
Расстояние от г. Симферополя до столицы Украины по железной дороге 852 км, по шоссейной дороге - 972 км.
Население Крыма (здесь и далее все данные без г. Севастополя) на 01.01.01 составляет 2100,7 тыс. человек, из них в городах проживает 1315,9 тыс. человек (62,6%), в сельской местности - 784,8 тыс. человек (37,4%).
В административном отношении республика разделена на 14 районов и 11 городов республиканского значения, 5 городов районного значения, 56 поселков городского типа и 954 сельских населенных пункта.
По обилию солнца, тепла и мягкости зимы значительная территория Крыма, по сравнению с другими областями Украины, находится в особо благоприятных условиях.
Продолжительность периода с положительными среднесуточными температурами составляет в большинстве районов 9,5-10,5 месяцев, а в южных достигает 11-11,5 месяцев.
На фоне большого разнообразия климатических условий в Крыму можно выделить 5 основных климатических районов:
южнобережный, простирающийся от г. Севастополя до г. Феодосии, умеренно-жаркий, засушливый, наиболее благоприятен для выращивания субтропических культур с годовым количеством осадков от 320 до 700 мм;
степной, умеренно-жаркий, охватывает равнинную часть республики, среднегодовая температура от +10,2 град.C до +11,4 град.C; среднегодовое количество осадков 310-400 мм, на теплый период их приходится 185-250 мм;
нижний предгорный агроклиматический район, очень теплый, менее засушлив, чем степной; среднегодовое количество осадков 450-500 мм, из них в теплое время года выпадает 240 мм;
верхний предгорный агроклиматический район, теплый, достаточно влажный; среднегодовая температура около +10 град.C, количество осадков за год выпадает до 450-500 мм, из них в теплый период - 283 мм;
горный агроклиматический район (главная гряда Крымских гор), влажный, умеренно теплый, среднегодовая температура +5,7 град.C; Количество осадков за год выпадает до 964 мм, за теплый период - 410 мм.
Нижний и верхний предгорные районы окаймляют собственно горную часть Крыма.
В целом Крым, за исключением горной части, по увлажненности относится к засушливой зоне. Это объясняется не только незначительным количеством осадков, но и высокой температурой в летние месяцы и большой величиной испарения (800-1000 мм). Кроме того, в условиях пересеченного рельефа сильно развит поверхностный сток, и атмосферная влага быстро стекает по поверхности в понижения, не успев впитаться в почву. Слабая обеспеченность преобладающей части почв Крыма (за исключением горного Крыма) влагой подтверждается низким годовым коэффициентом увлажнения - отношение годовой суммы осадков к годовой испаряемости. Для большей части территории Крыма он составляет менее 0,5 (засушливый климат), для центральной части полуострова - 0,5-0,75 (недостаточное увлажнение) и только в горной части превышает 1,0 (достаточное и избыточное увлажнение).
Для основных сельскохозяйственных культур естественного увлажнения почвы недостаточно. Дефицит влаги растения начинают обычно испытывать в конце весеннего периода, наиболее остро он проявляется в июле-августе. Почвенная засуха временами усугубляется суховеями, число дней с суховеями в степной части достигает 20-25.
По рельефу Крымский полуостров делится на две неравные части: равнинную - северную, занимающую 4/5 его территории, и горную - южную.
Равнинная часть (без Керченского полуострова) относится к области Азово-Черноморской низменности и делится на подзоны:
Присивашская аккумулятивная низменность имеет плоскую поверхность, нарушаемую неглубокими балками; поверхностный сток выражен слабо, наблюдается ветровая эрозия, водная эрозия отсутствует;
Северо-Крымская аккумулятивная равнина расположена к югу от Присивашской низменности, общий уклон отмечается на север и северо-восток; поверхностный сток выражен лучше, здесь берут начало многие балки Крыма; наряду с ветровой эрозией развита водная;
Евпаторийская полого-волнистая равнина соответствует Альминской впадине, ее юго-западная часть расчленена балками; развиты ветровая и водная эрозии.
Тарханкутское плато - пологая возвышенность, на фоне которой отмечаются четыре поднятия типа пологих складок, вытянутых в меридиальном направлении. Развиты водная и ветровая эрозии.
Территория Керченского полуострова разделяется на северо-восточный район с холмистым рельефом и юго-западный с волнисто-холмистым рельефом. Возвышенности здесь образуют чрезвычайно характерные узкие гряды и отдельные гребни, среди которых наиболее выражен Парпачский гребень, вытянутый к берегу Черного моря. Здесь выражены водная и ветровая эрозии.
Южную часть полуострова занимает Крымская горная гряда, которая тянется от Балаклавы до Феодосии на расстояние 150 км при ширине до 50 км.
Крымские горы делятся на Главную, Внутреннюю (Предгорную) и Внешнюю гряды.
Главную гряду от Внутренней гряды отделяет первая продольная долина, довольно широкая, сильно всхолмленная, расчлененная густой сетью речек и оврагов.
Между Внешней и Внутренней грядами тянется хорошо выраженная вторая продольная долина.
Сложностью геологического строения Крымского полуострова объясняется большое разнообразие почвообразующих пород и почвенного покрова.
В связи с орошением земель степного Крыма водами Северо-Крымского канала возникла опасность подъема грунтовых вод и появления вторичного засоления почв. Практика орошаемого земледелия показывает, что при неправильном использовании воды почвы могут не только значительно снизить свое плодородие, но и стать совсем непригодными для сельскохозяйственного использования.
2. Земельный фонд Автономной Республики Крым
Земельный фонд Автономной Республики Крым по состоянию на 1 января 2001 года составляет 2608,1 тыс. га, из них 1801,6 тыс. га, или 69,1%, занимают сельскохозяйственные угодья, что свидетельствует о высоком уровне сельскохозяйственной освоенности земель.
В структуре сельскохозяйственных угодий пашня составляет 68,3%, залежи - 0,7%, многолетние насаждения - 5,4%, сенокосы - 0,1%, пастбища - 25,5%. Распаханность земель составляет 52% всей суши.
Данные об использовании земельного фонда республики, Украины и некоторых стран мира приведены в Таблице 1.
Площадь земельного фонда в расчете на 1 жителя республики составляет 1,24 га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 0,86 га, из них пашни - 0,6 га. По Украине эти показатели составляют соответственно 1,21 га, 0,84 га и 0,66 га.
Таблица 1
Использование земельного фонда в Автономной
Республике Крым, Украине и в некоторых
странах мира
-------------------------------------------------------------------------
Республика,|Всего |Пло- |С/х |Паш- |Распа-|Распа-| Сенокосы и
страна |земель, |щадь |освоен-|ня, |хан- |хан- | пастбища
|млн га |с/х |ность |млн га|ность |ность |----------------
| |уго- |терри- | |терри-|с/х | пло- |% к пло-
| |дий, |тории, | |тории,|уго- | щадь, |щади с/х
| |млн га| % | | % |дий, %| млн га|угодий
-------------------------------------------------------------------------
АРК 2,6 1,8 69,2 1,2 46,2 66,7 0,5 27,8
Украина 60,4 41,9 69,4 33,3 59,6 85,9 7,5 17,9
Австралия 771,3 461,7 59,7 47,0 6,1 10,2 414,5 90,0
Англия 24,5 17,1 69,8 5,9 24,1 34,5 11,1 64,9
Германия 35,7 17,3 48,5 11,8 33,1 68,2 5,3 30,6
Дания 4,3 2,8 65,1 2,6 60,5 92,8 0,2* 7,1*
Канада 997,1 73,4 7,4 45,4 4,6 61,9 27,9 38,0
Китай 959,7 495,8 52,4 92,5 9,6 18,7 400,0 80,7
Нидерланды 4,15 2,0 44,4 0,9 21,7 45,0 1,1* 55,0
Польша 32,3 18,7 57,9 14,3 44,3 76,5 4,1 21,9
Россия 1707,5 219,6 12,9 130,3 7,8 60,6 75,0 34,2
США 936,4 426,9 45,6 185,7 19,8 43,5 239,2 56,0
Франция 55,2 30,2 53,0 18,3 32,1 60,6 10,6 35,1
Япония 37,8 5,4 14,2 4,2 11,1 77,8 1,2* 22,2
Весь мир 13381,6 4846,1 36,2 1345,3 10,1 27,8 3395,3 70,1
_______________
* Вместе с многолетними насаждениями
Площадь лесных и древесно-кустарниковых насаждений составляет 297,8 тыс. га, в том числе полезащитных лесополос - 23,7 тыс. га. Общая лесистость Крыма с учетом всех защитных лесных насаждений составляет 11,4%.
Под застроенными землями занято 101,6 тыс. га (3,9%), болотами - 4,9 тыс. га (0,2%), другими землями - 185,7 тыс. га (7,1%). Территория суши составляет 2391,6 тыс. га, или 91,7% от общей площади республики. Под водой находится 216,5 тыс. га (8,3%), в том числе под водохранилищами, прудами и другими искусственными водоемами - 34,0 тыс. га.
По состоянию на 01.01.01 в государственной собственности находится 1431,2 тыс. га земель, или 54,9%, коллективной - 87,6 тыс. га, или 3,3%, частной - 1089,3 тыс. га, или 41,8%.
Основными землепользователями являются сельскохозяйственные предприятия, в пользовании которых находится 1380,0 тыс. га, или 52,9% от общей площади республики, в том числе в коллективных сельскохозяйственных предприятиях - 4,1%, сельскохозяйственных товариществах - 15,1%, сельскохозяйственных кооперативах - 18,3%, государственных сельскохозяйственных предприятиях - 8,1%, из них совхозов всех систем - 6,0%.
В собственности и пользовании граждан находится 242,07 тыс. га, в том числе предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - 79,2 тыс. га, товарного сельскохозяйственного производства - 59,8 тыс. га, личного крестьянского хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек - 81,4 тыс. га.
Предприятия, организации, учреждения промышленности, транспорта, связи, обороны занимают 86,8 тыс. га.
Земли государственной собственности, которые не предоставлены в собственность и пользование, занимают 577,3 тыс. га, в том числе земли общего пользования - 250,5 тыс. га.
Кроме того, насчитывается 105,6 тыс. га земель запаса, резервного фонда населенных пунктов и земель общего пользования, которые предоставлены во временное пользование землепользователям и собственникам земли.
II. Основные направления земельной реформы
В ходе реформирования земельных отношений возникли проблемы создания новой системы управления земельными ресурсами, разграничения собственности на землю, аккумулирования средств, которые поступают от платы за землю, продажи земельных участков и других услуг, связанных с землей. Обострились вопросы рационального использования и охраны земель как природного и социально-экономического ресурса особого вида, контроль над которым является важным условием государственности.
Создание эффективной системы управления земельными ресурсами предусматривает гарантию прав собственности и надежную защиту прав владения землей, поддержку системы налогообложения, обеспечения гарантий под кредит, развитие и контроль земельного рынка, поддержку мероприятий относительно рационального использования и охраны земель, повышения эффективности планирования землепользований в населенных пунктах, упрощение землеустроительных работ при проведении земельной реформы, сбор и анализ статистических данных, уменьшение количества земельных споров.
Структура государственного управления земельными ресурсами на республиканском уровне включает в себя как государственные учреждения, которые непосредственно реализуют управленческие функции, так и предприятия, учреждения и организации, которые задействованы в тех или иных составных такой системы управления (Рисунок 1).
Рисунок 1.
---------------------------------------------------------------------------------
| Координационный совет по вопросам управления |
| земельными ресурсами в Автономной Республике Крым |
---------------------------------------------------------------------------------
| | |
--------------------------------------- ------------------------------- --------------------------
|Государственное управление земельными| |Производственная деятельность| | Научно-методическое и |
| ресурсами | | по проведению земельной | | кадровое обеспечение |
--------------------------------------- | реформы, выполнение | | управления земельными |
| | | | земельно-кадастровых и | | ресурсами |
------------ ------------ ----------- | землеустроительных работ | | |
|Верховная | |Совет | |Республи-| ------------------------------- --------------------------
|Рада | |Министров | |канский | | |
|Автономной|--|Автономной|--|комитет | -------------------------------- --------------------------
|Республики| |Республики| |АРК по | | Ассоциация проектных | |Научно-исследовательские|
|Крым | |Крым | |земельным| |организаций, которые выполняют| |учреждения: |
------------ ------------ |ресурсам | | землеустроительные работы | |1. НПО "Элита" |
| ----------- -------------------------------- |2. Крымская опытная |
| | | |станция садоводства. |
-------------------------- ------------ ------------------------------ |3. Институт винограда и |
|Районные государственные| |Районные | |Государственные проектные | |вина "Магарач". |
|администрации, городские| |городские | |организаци: | | |
| советы | |отделы, | |1. Крымский филиал Института| |Учебные заведения: |
-------------------------- |городские | |землеустройства УААН. | |1. Крымский |
| |управления| |2. "КрымНИИпроект". | |государственный аграрный|
----------------- |земельных | |3. "Крымгеоинформатика". | |университет (подготовка |
| Поселковые | |ресурсов | |4. "Гипроводхоз". | |инженеров-землеустрои- |
|сельские советы| ------------ |5. Крымская гидрогеолого- | |телей). |
----------------- |мелиоративная экспедиция. | |2. Советский |
|6. Крымский филиал Института| |сельскохозяйственный |
|гидротехники и мелиорации | |техникум (подготовка |
|УААН. | |техников-землеустроите- |
------------------------------ |лей |
--------------------------
1. Совершенствование земельных отношений в
сельскохозяйственном производстве
Аграрный сектор экономики является наиважнейшей составной частью экономики государства. В результате перехода экономики Украины к рыночным отношениям началось реформирование земельных отношений и аграрного сектора, направленное на создание условий для равноправного развития разных форм хозяйствования на земле, формирования многоотраслевой экономики, рационального использования и охраны земель.
Анализируя результаты земельной реформы, необходимо отметить, что за это время выполнен значительный объем работ, в частности:
создано земель запаса и резервного фонда общей площадью 627,8 тыс. га;
проведена денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения, средний показатель стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий по Крыму составляет 11727 грн;
проведено разгосударствление и паевание земель 243 негосударственных сельскохозяйственных предприятий, право на земельную долю (пай) получили около 209,7 тыс. крестьян;
разработано 211 схем организации территории распаеванных земель, что составляет 87% от необходимого количества;
проводятся работы по изготовлению и выдаче государственных актов на право частной собственности на землю собственникам земельных паев, их собственниками стали 6,7 тыс. граждан;
разработаны и направлены в районы образцы договоров аренды земельных паев, земель запаса и резервного фонда, земельных участков, предоставленных работникам социальной сферы села для ведения личного крестьянского хозяйства.
Проведение этих работ стало основой для обеспечения выполнения Указа Президента Украины от 3 декабря 1999 года N 1529/99 ( 1529/99 ).
На базе существующих коллективных сельскохозяйственных предприятий создано 626 новых агроформирований разных по организационно-правовым формам. Обеспечено заключение договоров аренды используемых ими земельных паев и земель запаса и резервного фонда. Все это потребует разработки проектов формирования и организации территории новых землевладений на протяжении 2001-2005 годов, для чего необходимо ориентировочно 2741,5 тыс. грн. Данные приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Объемы затрат на разработку проектов формирования
и организацию территории новых землевладений
на период до 2005 года
------------------------------------------------------------------
N | Названия |Общая |Общая | Распределение средств по
п/п|административных|площадь|стои- | годам, тыс.грн
| районов |с/х |мость |-----------------------------
| |угодий,|работ, |2001 |2002 |2003 |2004 |2005
| |тыс.га |тыс.грн| | | | |
------------------------------------------------------------------
1. Бахчисарайский 46,8 84,0 9,2 18,7 18,7 18,7 18,7
2. Белогорский 96,6 174,0 19,2 38,7 38,7 38,7 38,7
3. Джанкойский 158,7 287,0 31,8 63,8 63,8 63,8 63,8
4. Кировский 62,0 112,0 12,4 24,9 24,9 24,9 24,9
5. Красногвардей- 141,4 255,0 28,2 56,7 56,7 56,7 56,7
ский
6. Красноперекоп- 70,1 127,0 14,2 28,2 28,2 28,2 28,2
ский
7. Ленинский 172,5 312,0 34,4 69,4 69,4 69,4 69,4
8. Нижнегорский 77,1 140,0 15,6 31,1 31,1 31,1 31,1
9. Первомайский 118,5 214,0 23,6 47,6 47,6 47,6 47,6
10. Раздольненский 104,4 189,0 21,0 42,0 42,0 42,0 42,0
11. Сакский 156,3 282,0 31,2 62,7 62,7 62,7 62,7
12. Симферопольский 103,1 186,0 20,4 41,4 41,4 41,4 41,4
13. Советский 67,3 122,0 13,6 27,1 27,1 27,1 27,1
14. Черноморский 112,8 204,0 22,4 45,4 45,4 45,4 45,4
15. г. Алушта 2,0 4,0 0,4 0,9 0,9 0,9 0,9
16. г. Армянск 7,1 13,0 1,4 2,9 2,9 2,9 2,9
17. г. Джанкой 0,1 0,2 0,1 0,1
18. г. Евпатория 0,2 0,4 0,1 0,1 0,1 0,1
19. г. Керчь 0,4 0,7 0,2 0,2 0,2 0,1
20. г. Краснопере-
копск
21. г. Саки
22. г. Симферополь 0,4 0,7 0,2 0,2 0,2 0,1
23. г. Судак 6,6 11,9 1,5 2,6 2,6 2,6 2,6
24. г. Феодосия 11,5 20,8 2,4 4,6 4,6 4,6 4,6
25. г. Ялта 1,0 1,8 0,2 0,4 0,4 0,4 0,4
ВСЕГО 1516,9 2741,5 303,1 609,7 609,7 609,6 609,4
С целью дальнейшего усовершенствования земельных отношений в аграрном секторе экономики Программой предусматривается осуществление таких первоочередных мероприятий:
провести работы по формированию землепользований вновь созданных сельскохозяйственных предприятий с учетом их реальных возможностей использования земельных ресурсов;
провести инвентаризацию земель, которые не обрабатываются, и принять меры по улучшению использования земельных угодий;
по мере стабилизации землепользований сельскохозяйственных предприятий провести разработку научно обоснованных проектов внутрихозяйственного землеустройства;
обеспечить полноту права крестьян на создание семейных крестьянских хозяйств и своевременную разработку необходимой документации;
обеспечить условия для предоставления гражданам-работникам социальной сферы села и депортированным гражданам земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства;
ускорить оформление государственных актов на право частной собственности крестьян на принадлежащие им земельные паи и обеспечить завершение этих работ в течение 2001-2002 годов.
Данные приведены в Таблице 3.
Таблица 3
Объемы затрат на изготовление государственных актов
на право частной собственности на землю в размере
земельных долей (паев) на период до 2005 года
------------------------------------------------------------------
N |Названия |Кол-во |Общая | Распределение средств по
п/п|администра-|зем. |стои- | годам
|тивных |долей |мость |----------------------------------
|районов |(паев),|работ, | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005
| |без |тыс.грн| | | | |
| |госак- | | | | | |
| |тов | | | | | |
------------------------------------------------------------------
1. Бахчисарай- 11321 735,9 81,9 163,5 163,5 163,5 163,5
ский
2. Белогорский 11302 734,6 81,4 163,3 163,3 163,3 163,3
3. Джанкойский 27569 1792,0 199,2 398,2 398,2 398,2 398,2
4. Кировский 8022 521,4 57,8 115,9 115,9 115,9 115,9
5. Красногвар- 27450 1784,2 198,2 396,5 396,5 396,5 396,5
дейский
6. Краснопере- 11850 770,2 85,4 171,2 171,2 171,2 171,2
копский
7. Ленинский 12342 802,2 89,0 178,3 178,3 178,3 178,3
8. Нижнегор- 16184 1052,0 116,8 233,8 233,8 233,8 233,8
ский
9. Первомай- 12940 841,1 93,5 186,9 186,9 186,9 186,9
ский
10. Раздольнен- 11450 744,2 82,6 165,4 165,4 165,4 165,4
ский
11. Сакский 17440 1133,6 126,0 251,9 251,9 251,9 251,9
12. Симферо- 19064 1239,2 137,6 275,4 275,4 275,4 275,4
польский
13. Советский 9782 635,8 70,6 141,3 141,3 141,3 141,3
14. Черномор- 7127 463,3 51,3 103,0 103,0 103,0 103,0
ский
15. г. Армянск 535 34,8 4,0 7,7 7,7 7,7 7,7
16. г. Судак 49 3,2 0,4 0,7 0,7 0,7 0,7
17. г. Феодосия 524 34,1 3,7 7,6 7,6 7,6 7,6
ВСЕГО 204951 13321,8 1479,4 2960,6 2960,6 2960,6 2960,6
Реализация обозначенных мероприятий по углублению реформирования земельных отношений на селе даст возможность активизировать развитие сельскохозяйственного производства, повысить эффективность использования земельного фонда республики и способствовать развитию хозяйственной конкуренции на селе.
2. Обеспечение земельными участками граждан, проживающих в
сельской местности Автономной Республики Крым
Вопрос урегулирования земельных отношений в Автономной Республике Крым и, в частности, обеспечение земельными участками работников социальной сферы на селе, репатриированных граждан, других категорий льготников постоянно находится в поле зрения Совета министров Автономной Республики Крым, Республиканского комитета Автономной Республики Крым по земельным ресурсам (далее - Комитет) и его местных органов.
Во исполнение Указа Президента Украины от 12 апреля 2000 года N 584/2000 ( 584/2000 ) "Об обеспечении экономических интересов и социальной защиты работников социальной сферы села и решении отдельных вопросов, которые возникли в процессе проведения земельной реформы" Комитетом проводится работа по обеспечению земельными участками работников социальной сферы и пенсионеров из их числа. В каждом совете были приняты решения о граничных размерах земельных участков, которые могут быть переданы гражданам, исходя из реального наличия свободных земель.
В настоящее время работникам социальной сферы предоставлено в собственность и пользование около 20 тысяч земельных участков общей площадью более 10 тыс. га, из них пенсионерам - 4,8 тысяч участков на площади 2,5 тыс. га. Из общего количества 5600 участков площадью 588,9 га предоставлено для ведения садоводства, 274 участка площадью 16,2 га - для огородничества, 14113 участков площадью 9637,3 га - для ведения личного крестьянского хозяйства.
Все заявления, поступающие от работников социальной сферы, рассматриваются, и по ним принимаются решения советов в соответствии с наличием земель запаса и резервного фонда на их территории.
По поручениям Президента Украины от 15 мая 2000 года N 1-14/542, от 2 сентября 2000 года N 1-14/1064 и от 21 ноября 2000 года N 1-14/1475 работниками системы органов Государственного комитета по земельным ресурсам Украины был всесторонне изучен вопрос о возможности обеспечения граждан Украины из числа репатриированных граждан, которые проживают в сельской местности Автономной Республики Крым, землями сельскохозяйственного назначения с учетом предложений и наработанного опыта. На основании обработанных материалов были подготовлены и переданы Верховной Раде Автономной Республики Крым соответствующие рекомендации.
Некоторые из предложенных мероприятий уже реализованы. В частности, упрощена процедура предоставления земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га, которая была урегулирована в соответствии с Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 июля 2000 года N 1293-2/2000 ( rb1293002-00 ) "О внесении дополнений в Положение о порядке взаимодействия с Ассоциацией органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым и делегировании органам местного самоуправления отдельных полномочий Автономной Республики Крым, утвержденное Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17 ноября 1999 года N 796-2/99". В настоящее время увеличение земельных участков до 2,0 га осуществляется по согласованию с городскими и районными советами.
Проведена инвентаризация земельных участков, ранее предоставленных гражданам, в том числе репатриированным, а также самовольно ими занятых. Вследствие этой работы выявлено 5,9 тыс. га земель, которые не используются или используются не по целевому назначению. В дальнейшем эти земли в соответствии с действующим законодательством могут быть изъяты и перераспределены.
Во исполнение поручения Президента Украины от 16 мая 2001 года N 1-14/579 Министерством аграрной политики Украины, Государственным комитетом по земельным ресурсам Украины и Советом министров Автономной Республики Крым проанализирована проблема обеспечения репатриированных граждан земельными участками и предложен механизм предоставления им земельных участков.
В каждом сельском и поселковом совете определены сельскохозяйственные земли, которые можно использовать для обеспечения потребностей депортированных граждан, это земли запаса и резервного фонда, а также земли, предоставленные во временное пользование.
Исходя из наличия свободных земель запаса и резерва для удовлетворения требований репатриированных граждан, которые проживают в сельской местности Автономной Республики Крым, на протяжении 2001-2005 годов планируется предоставить земельные участки в размере средних земельных долей (паев), но не более размера земельной доли (пая), обеспечив равные возможности в получении земельных участков.
Расчеты показали, что для этого достаточно использовать 136,3 тыс. га сельскохозяйственных земель, за счет которых средними земельными долями будет обеспечено дополнительно 28,6 тысяч граждан.
Комитетом отработан проект концептуальных подходов по обеспечению потребностей репатриированных граждан земельными участками и поэтапность их реализации.
Для более полного обеспечения репатриированных граждан земельными участками необходимо предоставлять:
для ведения личного крестьянского хозяйства - участок площадью до 2,0 га в случае, если размер земельной доли (пая) на данной территории не превышает 2,0 га;
для создания крестьянского (фермерского) хозяйства - участок в размере средней земельной доли в случае, если площадь земельной доли (пая) на данной территории превышает 2,0 га.
При этом необходимо предусмотреть первоочередное обеспечение земельными участками социально незащищенных слоев населения из числа репатриированных и определить на территории каждого совета земли запаса и резерва, которые можно использовать для предоставления их репатриированным гражданам.
Президентом Украины одобрен этот механизм и Министерству аграрной политики Украины, Государственному комитету по земельным ресурсам Украины и Совету министров Автономной Республики Крым поручено ускорить реализацию предложенного механизма предоставления репатриированным гражданам земельных участков и выдачу государственных актов на право частной собственности на землю.
Одним из вариантов решения обеспечения репатриированных граждан земельными участками является создание в районе сельскохозяйственных предприятий с дальнейшей передачей земли в частную собственность. Такие предприятия уже образованы в Красногвардейском и Черноморском районах.
Проблема обеспечения репатриированных граждан земельными участками должна решаться по каждому региону, по каждому сельскому совету в отдельности с учетом местных особенностей.
3. Охрана земель
3.1. Цели и основные задачи охраны земель
По площади и биопродуктивному потенциалу земельного фонда Автономная Республика Крым является одной из ведущих областей Украины.
Но вследствие экстенсивного земледелия сельскохозяйственная освоенность и распаханность территории суши республики достигла соответственно 75,3 и 52,0%.
Распаханность сельскохозяйственных угодий в степных районах колеблется от 81,0 до 95,0%.
Сельскохозяйственная освоенность территории республики по сравнению с земельными фондами Украины и ведущих стран мира чрезвычайно высока.
Так, сельскохозяйственная освоенность стран Европы составляет в среднем 53-65%, а распаханность территории - 26-30%. Освоенность территориально больших стран, таких как США, Китай, составляет 45-50%, Россия, Канада - 8-12% по сравнению с 75,3% по республике.
Следствием высокой хозяйственной освоенности земельного фонда без надлежащих мероприятий относительно его охраны и воссоздания как производственного ресурса и важной составляющей окружающей природной среды является прогрессирующая деградация земель, что создает угрозу экологической безопасности республики.
В результате эрозионных процессов площадь оврагов составляет 13,7 тыс. га, а площадь деградированных и малопродуктивных земель составила более 200 тыс. га.
Начиная с 1993 года в почвах Украины на 75% площади сельскохозяйственных угодий сложился негативный баланс гумуса, который в 2-3 раза превышает допустимую норму.
Как и в других областях Украины, с 1961 года в Крыму процесс потери гумуса в почве прогрессирует. Основной причиной уменьшения мощности гумусового горизонта, снижения содержания гумуса в плодородном слое является водная и ветровая эрозии. В результате эрозии мощность перегнойного горизонта слабоэродированных почв уменьшилась почти на половину, среднеэродированных - более чем на половину, у сильноэродированных почв он практически отсутствует. Даже при незначительном сносе почвы слоем 1-2 см потери гумуса составляют 4,7-9,4 тонны с гектара, а вместе с гумусом из почвы уносятся и питательные вещества - 1,4-1,7 тонн азота, 0,6-0,7 тонн фосфора, 9,7-11,6 тонн калия с каждого гектара (В.Н. Иванов, 1966 г.).
По данным Крымского государственного аграрного университета в степных районах в среднем за год сдувается 22,7 тонн почвы с гектара, что со всей дефлированной площади пашни составляет более 2 млн тонн. Сведения приведены в Таблице 4.
Таблица 4
Сравнительные показатели динамики гумуса и питательных
веществ в основных почвах Крыма по данным почвенных
обследований, проведенных с 1949 по 1960 годы по
данным корректировки с 1961 по 1981 годы
------------------------------------------------------------------------
Названия почв|Пло- | Содержание |% измен. |Запасы |Запасы |Умень-
|щадь, | гумуса, % |содерж. |гумуса |гумуса |шение
|тыс.га|----------------|гумуса |в |в |гумуса
| |данные |данные |за 1961- |1961 г. |1981 г. |за 20
| |почвен-|кор- |1981 гг.,|в слое |в слое |лет,
| |ных |рект., |средние |0-30 см,|0-30 см,|т/га
| |обсле- |1961- |данные |т/га |т/га |
| |дований|1981 гг.| | | |
-------------+------+-------+--------+---------+--------+--------+------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
------------------------------------------------------------------------
Черноземы 368,9 3,16 2,94 0,22 113,8 105,8 8,0
южные и их
слабо- и
остаточно
солонцеватые
разности
тяжелосугли-
нистые и
легкоглинис-
тые
Черноземы 27,5 2,8 2,48 11,43 100,8 89,3 11,5
южные
слабосмытые
тяжелосугли-
нистые и
легкоглинис-
тые
Темно- 2,9 2,6 2,17 16,54 93,6 78,1 15,5
каштановые
остаточно- и
слабосолонце-
ватые почвы
тяжелосугли-
нистые и
легкоглинис-
тые
Темно- 194,9 2,41 2,19 9,13 86,8 78,8 8,0
каштановые
солонцеватые
в комплексе с
солонцами
(10-30%)
тяжело-
суглинистые и
легкоглинис-
тые
Лугово- 3,8 3,14 3,0 4,46 113,0 108,0 5,0
черноземные
почвы и их
слабосолонце-
ватые
разности
тяжело-
суглинистые и
легкоглинис-
тые
Лугово- 54,5 2,64 2,03 23,11 95,0 73,1 21,9
каштановые
солонцеватые
почвы тяжело-
суглинистые и
легкоглинис-
тые
Лугово- 137,5 2,49 1,61 35,34 89,6 58,0 31,6
каштановые
солонцеватые
почвы в
комплексе с
солонцами
(10-30%)
тяжело-
суглинистые и
легкоглинис-
тые
Луговые почвы 1,0 3,3 3,08 6,67 118,8 110,1 8,7
и их слабо- и
остаточно-
солонцеватые
разновидности
тяжелосугли-
нистые и
легкоглинис-
тые
Каштаново- 6,90 2,48 1,82 29,61 89,3 65,5 23,8
луговые
средне- и
сильносолон-
цеватые
засоленные
почвы тяжело-
суглинистые и
легкоглинис-
тые
Каштаново- 4,9 2,79 1,86 33,33 100,4 67,0 33,4
луговые
солонцеватые
засоленные
почвы в
комплексе с
солонцами
(30-50%)
тяжелосугли-
нистые и
легкоглинис-
тые
Солонцы 34,7 2,49 1,77 28,92 89,6 63,7 25,9
луговые
глубокие
солончаковые
тяжелосугли-
нистые и
легкоглинис-
тые
Солонцы 30,0 2,97 1,99 33,0 106,9 71,6 35,3
луговые
мелкие и
средние
солончаковые
тяжелосугли-
нистые и
легкоглинис-
тые
Намытые 66,1 3,41 3,31 2,93 122,8 119,2 3,6
черноземы и
лугово-
черноземные
почвы тяжело-
суглинистые и
легкоглинис-
тые
Наиболее интенсивно ветровая эрозия протекает в Красноперекопском, Нижнегорском, Раздольненском, Сакском, Симферопольском, Черноморском районах.
Водной эрозии наиболее подвержены Бахчисарайский (21,3 тыс. га), Белогорский (39,4 тыс. га), Ленинский (34,3 тыс. га), Первомайский (22,4 тыс. га), Симферопольский (22,6 тыс. га), Сакский (13,7 тыс. га), Черноморский (22,2 тыс. га) районы. Сильно развиты процессы водной эрозии на Южном берегу Крыма (районы Ялты, Алушты, Судака).
Основными причинами неудовлетворительного состояния защиты почв от эрозии являются распаханность крутых склонов и прямоугольная организация территории в предгорных районах, слабая защищенность полей лесополосами, отсутствие комплексности в проведении противоэрозионных мероприятий.
Значительный ущерб народному хозяйству Крыма наносят сели и оползни в горном Крыму.
Поэтому все земли требуют защиты и охраны от негативных процессов, загрязнения и ухудшения экологического состояния.
Основная задача охраны земель - это внедрение правовых, организационных и экономических мероприятий, направленных на восстановление и повышение плодородия земель, препятствие необоснованному изъятию земель из сельскохозяйственного оборота, защита от вредных антропогенных влияний.
Стратегическими целями в реализации мероприятий по охране земель должны быть:
обеспечение рационального почвозащитного и экологобезопасного землепользования в интересах эффективного и постоянного социально-экономического развития республики, в первую очередь ее агропромышленного комплекса;
комплексный научно обоснованный подход к процессам использования, сохранения и восстановления плодородия сельскохозяйственных угодий, осуществление сбалансированных мелиоративных и землеохранных мероприятий с учетом особенностей природно-климатических зон и районных агропромышленных комплексов;
формирование во всех земледельческих районах
высокопродуктивных, эрозионностойких и экологобезопасных
агроландшафтов, которые имели бы надлежащие уровни саморегуляции и
были сбалансированы с окружающей средой благодаря оптимальным
соотношениям между разными элементами природной среды и ее
основными экосистемами (лесной, водной и т.д.);
усовершенствование структуры сельскохозяйственных угодий и посевов выращиваемых культур в направлении существенного уменьшения негативных антропогенных нагрузок на окружающую природную среду и повышения ее потенциала, а также с целью экономии всех производственных ресурсов.
Основными направлениями в реализации намеченных целей в 2001-2005 годах должны быть мероприятия:
по обновлению состояния и функций эродированных и нарушенных земель, препятствию зарастанию сорняками, кустарниками и мелколесьем сельскохозяйственных угодий;
повышению плодородия почв (внесению удобрений, регулированию водного режима, усовершенствованию технологий обработки почв, внедрению экологобезопасных систем земледелия);
раскорчевке полезащитных и многолетних насаждений, которые утратили свои функциональные свойства или используются с низкой эффективностью;
проведению мониторинга земель по агрохимическим показателям, загрязнению пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами;
устранению причин и последствий негативного влияния на земельные ресурсы (почвы), а также по предотвращению безвозвратных потерь почвенного покрова и ликвидации негативных процессов;
строительству и реконструкции противоэрозионных
гидротехнических и противооползневых сооружений, систем и сетей
для орошения и дренажа земель, созданию новых и реконструкции
существующих защитных лесонасаждений (Таблица 5).
Таблица 5
Объемы затрат на создание защитных лесных
насаждений на период до 2005 года
------------------------------------------------------------------
N | Названия |Площадь| Общая | Распределение средств по
п/п|административных|созда- | стои- | годам, тыс. грн
| районов |ния за-| мость |-----------------------------
| |щитных |работ, |2001 |2002 |2003 |2004 |2005
| |лесных |тыс.грн| | | | |
| |насаж- | | | | | |
| |дений, | | | | | |
| | га | | | | | |
------------------------------------------------------------------
1. Бахчисарайский 723,0 696,9 122,4 143,6 142,7 143,6 144,6
2. Белогорский 195,0 188,0 22,2 34,7 38,6 39,5 53,0
3. Джанкойский 190,0 183,2 18,3 37,6 45,3 38,6 43,4
4. Кировский 101,0 97,3 6,7 18,3 19,3 29,9 23,1
5. Красногвардей- 112,0 107,9 13,5 19,3 33,7 20,2 21,2
ский
6. Красноперекоп- 103,0 99,3 9,6 17,4 30,8 24,1 17,4
ский
7. Ленинский 292,0 281,5 19,3 55,9 56,9 63,6 85,8
8. Нижнегорский 91,0 87,7 9,6 19,3 19,3 19,3 20,2
9. Первомайский 164,0 158,1 13,5 28,0 53,0 29,9 33,7
10. Раздольненский 108,0 104,1 5,8 19,3 20,2 24,1 34,7
11. Сакский 207,0 199,6 11,6 60,7 40,5 41,5 45,3
12. Симферопольский 368,0 354,7 44,3 72,3 72,3 86,8 79,0
13. Советский 84,0 81,0 11,6 15,4 14,5 32,8 6,7
14. Черноморский 209,0 201,5 27,0 75,2 34,7 32,8 31,8
15. г. Алушта 7,0 6,7 1,9 1,0 1,9 1,9
16. г. Симферополь 1,0 1,0 1,0
17. г. Судак 3,0 2,9 1,0 1,9
18. г. Феодосия 3,0 2,9 1,0 1,9
ВСЕГО 2961,0 2854,3 335,4 620,9 624,7 629,6 643,7
Охрана земель и восстановление плодородия почв - сложная многоаспектная проблема, решение которой требует финансовых средств и соответствующих решений законодательного характера. Определенную роль могут играть организационные мероприятия, которые не требуют больших дополнительных расходов. Это специальные агротехнические приемы: безотвальная вспашка и вспашка поперек склонов, насыщение севооборотов травами и другими непропашными культурами и т.д.
Но с помощью только отдельных агротехнических мероприятий не всегда можно обеспечить защиту почв от антропогенных воздействий. Необходимы принципиально новые подходы к организации современного землепользования, которые обеспечили бы его перевод на экологобезопасный, почво- и природосберегающий путь развития, формирования и функционирования стойких и постоянных агроландшафтов.
Такие задания наиболее эффективно решаются благодаря внедрению контурно-мелиоративной организации территории, которая предусматривает почвозащитную систему земледелия, ряд организационно-экономических, агротехнических, землеустроительных, гидротехнических, лесомелиоративных мероприятий, которые содействуют замедлению эрозионных процессов.
Принципиальным мероприятием, которое осуществляется в процессе составления и внедрения этой системы, является изъятие из интенсивной обработки деградированных земель, крутосклонов, эрозионноопасных участков с целью их залесения, залужения или существенного улучшения с последующим возвращением в состав пахотных земель.
Но теперь, когда почти все продуктивные земли коллективных хозяйств поделены и переданы в частную собственность и индивидуальное пользование, выводить пашню из активной обработки для улучшения или перевода в другие угодья стало значительно сложнее. Этот вопрос должен решаться при составлении проектов формирования новых землевладений.
Повысить заинтересованность собственников земли и землепользователей в сохранении и восстановлении плодородия почв можно при использовании принципа экономического стимулирования рационального использования и охраны земель. Сущность его состоит в том, чтобы обеспечить товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции гарантии справедливого ее распределения и распоряжения ею.
Установление ставки платы за использование земель в зависимости от их качества является стимулом для производства оптимальных объемов растительной продукции, так как вся стоимость после уплаты земельного налога остается в распоряжении собственника земли, землепользователя.
Способом экономического стимулирования рационального использования земельных ресурсов следует считать освобождение от платы за землю таких площадей сельскохозяйственных угодий, которые заняты молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и питомниками многолетних плодовых насаждений, а также за земельные участки, которые находятся во временной консервации или выведены из активной хозяйственной обработки с целью залужения, залесения.
3.2. Финансирование мероприятий по охране земель
В ходе земельной реформы углубление процессов между использованием и охраной земель обостряет экономические и экологические противоречия, связанные в первую очередь с финансированием почвозащитных мероприятий. В соответствии с действующим законодательством основным источником финансирования должны быть средства, поступающие от платы за землю.
Изучение текущего состояния платы за землю свидетельствует о том, что средства направляются на погашение бюджетных долгов и на другие цели, не связанные с решением земельно-экологических проблем.
Поэтому единственным источником финансирования стали средства, поступающие от предприятий и организаций в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.
Одним из основных заданий Программы является привлечение средств собственников земли и землепользователей, а также средств, поступающих от предприятий и организаций в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, на проведение работ по залужению деградированной пашни, которая в целом по Крыму составляет 30,47 тыс. га.
Объемы затрат на проведение залужения деградированной пашни в разрезе районов приведены в Таблице 6.
Таблица 6
Объемы затрат на проведение работ по залужению
деградированной пашни на период до 2005 года
------------------------------------------------------------------
N | Названия |Площадь| Общая | Распределение средств по
п/п|административных|дегра- | стои- | годам, тыс. грн
| районов | диро- | мость |-----------------------------
| |ванных |работ, |2001 |2002 |2003 |2004 |2005
| |пахот- |тыс.грн| | | | |
| | ных | | | | | |
| |земель,| | | | | |
| | га | | | | | |
---+----------------+-------+-------+-----+-----+-----+-----+-----
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
------------------------------------------------------------------
1. Бахчисарайский 4,0 48,0 5,32 10,67 10,67 10,67 10,67
2. Белогорский 7,6 91,2 10,12 20,27 20,27 20,27 20,27
3. Джанкойский 0,3 3,6 0,4 0,8 0,8 0,8 0,8
4. Кировский 2,6 31,2 3,48 6,93 6,93 6,93 6,93
5. Красногвардей- 0,6 7,2 0,8 1,6 1,6 1,6 1,6
ский
6. Красноперекоп- 0,06 7,4 0,84 1,64 1,64 1,64 1,64
ский
7. Ленинский 6,0 72,0 8,0 16,0 16,0 16,0 16,0
8. Нижнегорский 0,08 2,4 0,28 0,53 0,53 0,53 0,53
9. Первомайский 0,95 11,4 1,28 2,53 2,53 2,53 2,53
10. Раздольненский 1,2 14,4 1,6 3,2 3,2 3,2 3,2
11. Сакский 0,99 11,88 1,32 2,64 2,64 2,64 2,64
12. Симферопольский 2,2 26,4 2,92 5,87 5,87 5,87 5,87
13. Советский 1,1 13,2 1,48 2,93 2,93 2,93 2,93
14. Черноморский 1,9 22,8 2,52 5,07 5,07 5,07 5,07
15. г. Алушта 0,1 1,2 0,12 0,27 0,27 0,27 0,27
16. г. Судак 0,35 4,2 0,48 0,93 0,93 0,93 0,93
17. г. Феодосия 0,4 4,8 0,52 1,07 1,07 1,07 1,07
18. г. Ялта 0,04 0,26 0,02 0,06 0,06 0,06 0,06
ВСЕГО 30,47 373,54 41,5 83,01 83,01 83,01 83,01
Эффективная региональная экологическая политика требует совместных усилий и сотрудничества со всеми природоохранными структурами республики. В целом на реализацию мероприятий по охране земель в период с 2001 по 2005 годы с учетом государственной поддержки необходимо привлечение средств в размере 1640,24 тыс. грн. Мероприятия, которые планируется провести в 2001-2005 годах, приведены в Таблице 7.
Таблица 7
Намеченные мероприятия по освоению, улучшению
и охране земель на период 2001-2005 годов
------------------------------------------------------------------
N | Названия | Место реализации | Объемы |Затраты на
п/п| мероприятий | (АРК, город, район) | работ |реализацию,
| | | |тыс. грн
---+-------------------+---------------------+--------+-----------
1 | 2 | 3 | 4 | 5
------------------------------------------------------------------
1. Почвенное Автономная Республика 600,0 1800,0
обследование Крым тыс. га
2. Строительство и Бахчисарайский, 404 шт. 1569,36
реконструкция Белогорский,
составных Джанкойский,
противоэрозионных Кировский,
гидротехнических Красногвардейский,
сооружений Красноперекопский,
(противоэрозионные Ленинский,
ставки) Нижнегорский,
Первомайский,
Раздольненский,
Сакский,
Симферопольский,
Советский,
Черноморский,
г. Алушта,
г. Керчь,
г. Судак,
г. Феодосия,
г. Ялта
3. Строительство Бахчисарайский, 726,0 га 284,0
валов-террас Белогорский, (184 км)
Кировский,
Ленинский,
Сакский,
Симферопольский,
Черноморский,
г. Алушта,
г. Керчь,
г. Судак,
г. Феодосия,
г. Ялта
4. Залужение Бахчисарайский, 30,47 373,54
деградированной Белогорский, тыс. га
пашни Джанкойский,
Кировский,
Красногвардейский,
Красноперекопский,
Ленинский,
Нижнегорский,
Первомайский,
Раздольненский,
Сакский,
Симферопольский,
Советский,
Черноморский,
г. Алушта,
г. Судак,
г. Феодосия,
г. Ялта
5. Создание защитных Бахчисарайский, 2961,0 га 2854,3
лесных насаждений Белогорский,
Джанкойский,
Кировский,
Красногвардейский,
Красноперекопский,
Ленинский,
Нижнегорский,
Первомайский,
Раздольненский,
Сакский,
Симферопольский,
Советский,
Черноморский,
г. Алушта,
г. Симферополь,

................
Перейти до повного тексту