1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Закон України


З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О референдуме
( Ведомости Верховного Совета Крыма, 1991 г., N 4, ст. 152 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.94 Законами Республики Крым N 403-1 ( rb0403002-95 ) от 23.03.95 N 437-1 ( rb0437002-95 ) от 17.05.95 )
( В названии и тексте Закона слова "Крымская АССР", "Совет Министров Крыма" заменены соответственно словами "Республика Крым", "Правительство Крыма" в соответствии с Законом Республики Крым N 437-1 ( rb0437002-95 ) от 17.05.95 )
Глава 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие референдума.
Референдум есть способ принятия гражданами Республики Крым путем голосования законов Республики Крым, иных решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни в Республике.
Статья 2. Задачи и цели референдума.
В соответствии с принципами правового государства задачами референдума являются: обеспечение на демократических началах и правовыми средствами непосредственного участия граждан в управлении делами государства и общества, принятие решений по вопросам экономического, политического и социально-культурного развития Республики Крым.
Статья 3. Виды референдумов.
1. Обязательные референдумы.
(1) В соответствии с предусмотренными настоящим Законом условиями и существующим в Республике Крым административно-территориальным делением проводятся обязательные общекрымские (республиканские) референдумы и местные (районные, городские, поселковые и сельские) референдумы.
(2) Законы, а также иные решения, принятые обязательными референдумами, не требуют какого-либо утверждения государственными органами и могут быть отменены, изменены или приостановлены лишь в порядке, установленном этим Законом.
(3) Указанные законы, решения имеют такую же юридическую силу, что и законы, принятые Верховным Советом Крыма, решения, принятые соответствующими полномочными республиканскими и местными органами государственной власти и управления, обязательны к исполнению на территории Республики Крым всеми государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.
2. Консультативные референдумы.
(1) В целях принятия законов, иных решений по важнейшим вопросам республиканского и местного значения, которые отвечали бы интересам граждан и общества, в предусмотренном настоящим Законом порядке могут проводиться консультативные референдумы.
(2) Результаты консультативного референдума имеют рекомендательное значение, однако они должны быть рассмотрены и учтены при принятии соответствующих решений полномочными государственными органами.
(3) В случаях, когда проекты законов, иных решений Верховного Совета Крыма или проекты решений местного Совета народных депутатов противоречат результатам общекрымского или местного референдумов, их принятие откладывается на время, необходимое для приведения в соответствие с результатами референдума либо для подготовки нового варианта проекта закона, решения, отвечающего интересам граждан и общества.
3. Новый референдум.
(1) Новый референдум - это принятие в соответствии с настоящим Законом путем народного голосования решений по вопросам, которые ранее уже выносились на рассмотрение референдума.
(2) Новый обязательный общекрымский референдум может быть проведен не ранее чем через 5 лет, а обязательный местный референдум не ранее чем через год со дня проведения предыдущего референдума по тем же вопросам.
(3) Новый общекрымский консультативный референдум может быть проведен не ранее чем через 6 месяцев, а местный консультативный референдум - не ранее чем через 3 месяца со дня проведения предыдущего консультативного референдума по тем же вопросам или проектам решений.
Статья 4. Предмет общекрымского референдума.
Предметом общекрымского референдума может быть:
утверждение Конституции Республики Крым, ее отдельных положений;
внесение в Конституцию Республики Крым изменений и дополнений;
утверждение, отмена, принятие или изменение законов Республики Крым либо отдельных положений законов;
принятие решений, определяющих основное содержание законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым.
Статья 5. Предмет местного референдума.
Предметом местного референдума может быть:
утверждение, принятие, отмена или изменение решений по вопросам, отнесенным законодательством Республики Крым к ведению местных органов государственной власти и самоуправления соответствующих административно-территориальных единиц;
принятие решений, определяющих основное содержание правовых актов местных органов государственной власти и управления.
Статья 6. Вопросы, выносимые на общекрымский референдум.
На общекрымский референдум могут выноситься вопросы, составляющие компетенцию Республики Крым.
( Часть вторая статьи 6 отменена на основании Постановления ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.94 )
Не могут выноситься на референдум вопросы, отнесенные законодательством Республики Крым к ведению органов правосудия, арбитражного суда и прокуратуры; вопросы о помиловании и амнистии, принятии государственными органами Республики Крым чрезвычайных мер по охране правопорядка, защите безопасности, прав и законных интересов граждан; вопросы, относящиеся к полномочиям Верховного Совета Крыма, Председателя Верховного Совета Крыма и Правительства Крыма, об избрании, назначении и освобождении должностных лиц.
Статья 7. Вопросы, выносимые на местный референдум.
На местный референдум могут выноситься вопросы, отнесенные законодательством Республики Крым к ведению местных органов государственной власти и самоуправления соответствующих административно-территориальных единиц, вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего Совета народных депутатов и его председателя.
Исключительно местными референдумами в соответствующих административно-территориальных единицах решаются вопросы о наименовании или переименовании сел, поселков, городов, районов, вопросы об объединении или разъединении равных по правовому статусу административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр; вопросы об изменении базового уровня местного самоуправления в сельских районах.
На местные референдумы не выносятся вопросы об отмене правовых решений вышестоящих органов государственной власти и управления; вопросы об избрании, назначении и освобождении должностных лиц, относящиеся к полномочиям соответствующего Совета народных депутатов и его исполнительных и распорядительных органов.
Статья 8. Принципы проведения референдумов.
В референдумах имеют право участвовать граждане Республики Крым, которые на момент проведения общекрымского или местного референдумов достигли 18 лет и постоянно проживают на территории Республики Крым. В референдумах имеют право участвовать граждане Республики Крым, временно находящиеся за пределами Республики.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан Республики Крым на участие в референдумах в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, партийности, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, образования, вероисповедания, отношения к религии, политических взглядов и мировоззрения, времени проживания на данной территории, рода и характера занятий или деятельности запрещаются.
Участие граждан в референдумах является добровольным и свободным, основывается на всеобщем, равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании. Какой-либо контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Каждый гражданин, участвующий в референдумах, имеет один голос.
Референдумы являются прямыми. Граждане участвуют в референдуме лично и непосредственно.
В референдумах не участвуют психически больные граждане, признанные в судебном порядке недееспособными, а также лица, содержащиеся на момент проведения референдума в местах лишения свободы.
Статья 9. Правовая основа референдумов.
Отношения общекрымского и местного референдумов (референдные отношения) на территории Республики Крым регулируются настоящим Законом, а также иными правовыми актами Республики.
К правоотношениям, не предусмотренным данным Законом, применяются соответствующие нормы законодательства о референдуме (всенародном голосовании) Союза ССР и Украины, общепризнанные принципы и нормы международного права.
Глава II.
ОБЪЯВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА РЕФЕРЕНДУМОВ.
Статья 10. Решение о проведении референдумов.
Решение о проведении общекрымского референдума принимает Верховный Совет Крыма, местных референдумов принимают Советы народных депутатов соответствующих административно-территориальных единиц.
Статья 11. Решения о проведении референдумов по требованию
граждан Республики Крым и народных депутатов.
1. Верховный Совет Крыма принимает решение о проведении общекрымского референдума также:
(1) по вопросам утверждения или отмены Конституции Республики Крым, изменения и дополнения к ней, досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Крыма и его Председателя, если этого требуют не менее одной десятой части граждан Республики Крым, имеющих право на участие в референдуме;
(2) по вопросам утверждения или отмены Конституции, иных законов Республики Крым, которые в соответствии с настоящим Законом могут выноситься на общекрымский референдум, кроме вопросов о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Крыма, если этого требуют более половины народных депутатов Республики Крым.
2. Совет народных депутатов соответствующей
административно-территориальной единицы принимает решение о
проведении референдума:
(1) по вопросам досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов и его председателя; наименования или переименования сел, поселков, городов, районов; объединения или разъединения административно-территориальных единиц; изменения базового уровня местного самоуправления; утверждения или отмены правовых актов Советов народных депутатов и их исполнительно-распорядительных органов, если этого требуют не менее одной десятой части граждан, имеющих право на участие в референдуме в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;
(2) по вопросам утверждения или отмены решений, отнесенных законодательством к ведению местных Советов народных депутатов и местного самоуправления, кроме вопросов о досрочном прекращении полномочий соответствующего Совета народных депутатов; по вопросам наименования и переименования административно-территориальной единицы, ее объединения с другими, равными по правовому статусу, административно-территориальными единицами; изменения базового уровня местного самоуправления, если этого требуют не менее двух третей народных депутатов Совета соответствующей административно-территориальной единицы.
Статья 12. Реализация права граждан Республики Крым
на проведение референдумов.
Граждане Республики Крым, имеющие право участвовать в референдуме и требовать его проведения в Республике Крым или в пределах соответствующих административно-территориальных единиц Республики, реализуют это право посредством создания в установленном настоящим Законом порядке инициативных групп по сбору подписей под требованием о проведении общекрымского или местного референдума.
Статья 13. Реализация права народных депутатов на
проведение референдумов.
Народные депутаты Республики Крым и местных Советов народных депутатов реализуют требование о проведении референдума путем поименного голосования на пленарном заседании соответствующего Совета или путем сбора подписей народных депутатов.
Подписи народных депутатов Республики Крым удостоверяет Секретариат Верховного Совета Крыма, депутатов местных Советов - председатель соответствующего Совета народных депутатов.
Статья 14. Порядок образования и функции инициативных
групп референдумов.
1. Инициативная группа общекрымского референдума образуется на собрании граждан Республики Крым, в котором участвовало не менее 150 лиц, имеющих право на участие в референдуме.
2. Инициативная группа городского (городов республиканского и районного подчинения), районного, районного в городе референдума образуется на собрании с участием в нем не менее 125 граждан Республики Крым, а поселкового и сельского референдума - на собрании с участием не менее 50 граждан Республики Крым, имеющих право на участие в референдуме и постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
3. Инициаторы собрания по вопросам общекрымского референдума не позднее чем за десять дней до проведения собрания должны письменно уведомить председателя районного, городского (городов республиканского и районного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого будет проведено собрание; собрания по вопросам местного референдума не позднее пяти дней - председателя соответствующего Совета народных депутатов, на территории которого предполагается провести референдум.
4. Перед началом собрания проводится регистрация его участников, составляется их список с указанием фамилий, имен и отчеств, места жительства. На собрании избираются его председатель и секретарь, в повестке дня собрания обязательное обсуждение вопроса о мотивах и целесообразности проведения референдума, формулы вопроса, который предлагается вынести на данный референдум.
Если на собрании большинством голосов будут одобрены предложения о проведении референдума и утверждена формула выносимого на него вопроса, тогда избирается инициативная группа, которой поручается организация сбора подписей граждан.
5. Инициативная группа общекрымского референдума состоит не менее чем из 20 граждан Республики Крым, имеющих право участвовать в референдуме.
Инициативная группа местного референдума состоит не менее чем из 10 граждан Республики Крым, имеющих право участвовать в референдуме и постоянно проживающих на территории соответствующего Совета народных депутатов.
6. О проведении собрания составляется протокол с указанием результатов голосования его участников по вопросам повестки дня.
Документы собрания - список его участников, протокол собрания, формула вопроса референдума, список состава инициативной группы с указанием данных документов, удостоверяющих их личности, подписываются председателем и секретарем собрания.
Статья 15. Регистрация инициативных групп.
Инициативные группы общекрымского референдума регистрируются Центральной комиссией по общекрымскому референдуму по представлению председателей районных, городских (городов республиканского и районного подчинения) Советов народных депутатов, на территории которых проведено собрание граждан, избравшее инициативную группу.
Инициативные группы местного референдума в пятидневный срок регистрируются председателями соответствующих Советов народных депутатов, на территории которых предполагается провести указанный референдум.
Для регистрации инициативной группы председателю соответствующего Совета народных депутатов представляются документы собрания граждан, перечисленные в п. 6 статьи 14 настоящего Закона, а также подписанное членами инициативной группы обязательство о соблюдении ими требований законодательства Республики Крым о референдуме.
При соответствии этих документов настоящему Закону председатель соответствующего местного Совета народных депутатов в десятидневный срок представляет документы по инициативной группе общекрымского референдума в Центральную комиссию по общекрымскому референдуму или регистрирует инициативную группу по местному референдуму и присваивает ей наименование, тождественное наименованию соответствующего Совета народных депутатов. В трехдневный срок после регистрации инициативной группе по местному, референдуму выдается свидетельство о регистрации и удостоверения членов инициативной группы по формам, устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Крыма.
В свидетельстве о регистрации инициативной группы по местному референдуму на основании списков граждан, принимавших участие в последнем по времени референдуме, или списков избирателей по последним по времени выборам, указывается число граждан, подписи которых необходимы для поддержания требования о проведении местного референдума, а также срок сбора подписей граждан.
При соответствии представленных документов по инициативной группе общекрымского референдума требованиям настоящего Закона Центральная комиссия по общекрымскому референдуму в десятидневный срок регистрирует инициативную группу по общекрымскому референдуму и присваивает ей порядковый номер. В трехдневный срок после регистрации Центральная комиссия выдает инициативной группе по общекрымскому референдуму свидетельство о регистрации и удостоверения членов инициативной группы по формам, устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Крыма.
В свидетельстве о регистрации инициативной группы по общекрымскому референдуму определяется срок сбора подписей граждан Республики Крым.
Сведения о зарегистрированных инициативных группах общекрымского референдума представляются в Президиум Верховного Совета Крыма и публикуются в печати.
Количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается.
Плата за регистрацию инициативных групп по референдумам не взимается. Советы народных депутатов, иные государственные органы и учреждения Республики Крым не несут расходов по организации и деятельности инициативных групп по референдумам.
Отказ в регистрации инициативной группы по референдуму или нарушение порядка выдачи решения о регистрации могут быть обжалованы членами инициативной группы в районный (городской) народный суд по местонахождению Центральной комиссии по общекрымскому референдуму или соответствующего Совета народных депутатов.
Статья 16. Сроки и порядок сбора подписей граждан
инициативными группами по референдумам.
С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа вправе организовывать и беспрепятственно осуществлять сбор подписей на листах для подписей граждан под требованием о проведении референдума (подписных листах).
Общий срок сбора подписей под требованием о проведении общекрымского референдума не должен превышать двух месяцев, а местного референдума - одного месяца с момента получения свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
На каждом подписном листе должно быть наименование, порядковый номер инициативной группы, порядковый номер подписного листа и формула вопроса референдума. Формы подписных листов общекрымского и местного референдумов утверждаются Центральной комиссией по общекрымскому референдуму.
Члены инициативной группы предупреждают гражданина Республики Крым, что его подпись может быть поставлена только на одном подписном листе под требованием о проведении референдума по указанному вопросу.
Гражданин Республики Крым, поддержавший требования о проведении референдума, ставит свою подпись на подписном листе, при этом четко фиксирует свою фамилию, имя и отчество, дату подписания. Член инициативной группы отмечает в подписном листе в соответствии с документами (данными паспорта) гражданина дату его рождения и место постоянного жительства. Отсутствие такой записи делает подпись гражданина на подписном листе юридически недействительной, и потому не может быть засчитана в общее число собранных подписей граждан.
После заполнения подписного листа на нем делается запись об общем числе подписей граждан. Правильность и достоверность сведений, занесенных в подписной лист, удостоверяется подписями трех членов инициативной группы по референдуму.
В течение десяти дней с момента последней по времени подписи граждан на подписном листе и не позднее указанного срока сбора подписей под данным требованием о проведении референдума подписи членов инициативной группы на подписном листе удостоверяются лицом, специально назначенным для этого председателем районного, городского (городов республиканского и районного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого проводился сбор подписей инициативной группой общекрымского референдума, или председателем местного Совета народных депутатов, зарегистрировавшего инициативную группу по местному референдуму.
Статья 17. Правовые последствия нарушения порядка сбора
подписей граждан.
В случаях нарушений порядка сбора подписей и оформления подписных листов председатель районного, городского (городов республиканского и районного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого осуществлялась деятельность инициативной группы по общекрымскому референдуму, вносит представление в Центральную комиссию по общекрымскому референдуму.
Центральная комиссия по общекрымскому референдуму в десятидневный срок рассматривает внесенное представление о нарушениях инициативной группой по референдуму порядка, установленного настоящим Законом, сбора подписей граждан и вправе принять решение о прекращении деятельности данной инициативной группы, признать недействительными удостоверения ее членов, а также подписных листов или подписей отдельных граждан.
Те же меры по отношению к нарушению инициативной группой порядка сбора подписей граждан по местному референдуму в десятидневный срок принимаются председателем того местного Совета народных депутатов, где зарегистрирована инициативная группа по местному референдуму.
Статья 18. Порядок оформления подписи граждан под требованием о проведении референдума.
Инициативная группа по референдуму в трехдневный срок после завершения сбора подписей граждан составляет итоговый протокол, в котором указывается общее число подписей граждан, собранных на территории соответствующего местного Совета народных депутатов, дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей.
Подписные листы общекрымского референдума передаются на хранение председателю районного, городского (городов республиканского и районного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого проводился сбор подписей, а подписные листы по местному референдуму - председателю местного Совета народных депутатов, на территории которого предполагается провести референдум.
Подписные листы хранятся в течение трех месяцев после проведения референдума. В акте передачи указывается общее число подписных листов и подписей граждан. Акт в трех экземплярах подписывается тремя членами инициативной группы и председателем соответствующего Совета народных депутатов либо его заместителем.
Инициативная группа по общекрымскому референдуму в семидневный срок после подписания акта передает итоговый протокол и акт вместе с требованием о проведении референдума в Центральную комиссию по общекрымскому референдуму.
Центральная комиссия по общекрымскому референдуму регистрирует представленные документы, проверяет их достоверность и правильность оформления, определяет результаты сбора подписей в целом по Республике Крым, о чем составляется протокол.
Протокол и другие документы в трехдневный срок передаются Центральной комиссией по общекрымскому референдуму в Президиум Верховного Совета Крыма.
Президиум Верховного Совета Крыма в десятидневный срок рассматривает представленные документы, обеспечивает проверку их достоверности и соответствия требованиям настоящего Закона, принимает решение о вынесении вопроса о проведении общекрымского референдума на рассмотрение Верховного Совета Крыма.
Председатель местного Совета народных депутатов, на территории которого предполагается провести референдум, регистрирует полученные от инициативных групп по местному референдуму документы; в течение десяти дней с момента их поступления организует проверку достоверности и соответствия документов требованиям настоящего Закона, подведение итогов сбора подписей, о чем составляется акт. Акт подписывается председателем местного Совета народных депутатов и представителями инициативных групп по местному референдуму, после чего вопрос о проведении референдума выносится на рассмотрение Совета народных депутатов соответствующей административно-территориальной единицы.
Если в установленный настоящим Законом срок не собрано необходимое число подписей граждан под требованием о проведении референдума, общекрымский или местный референдум не проводится, о чем принимается решение соответственно Президиумом Верховного Совета Крыма или председателем Совета народных депутатов, на территории которого предполагалось провести референдум.
Статья 19. Решение о проведении референдума.
После получения надлежащим образом оформленного предложения о проведении референдума Верховный Совет Крыма, соответствующий местный Совет народных депутатов в двадцатидневный срок принимают на сессии решение о проведении референдума.
Статья 20. Содержание решение о проведении референдума.
В решении Верховного Совета Крыма, соответствующего Совета народных депутатов о референдуме определяется дата его проведения, приводится название проекта закона, иного решения или формулировки выносимых на референдум вопросов, а также порядок реализации вариантов решений по вопросам обязательного референдума в течение сроков, установленных в статье 3 данного Закона.
Дата проведения общекрымского референдума назначается не ранее чем за два и не позднее чем за три месяца, а местного референдума - не ранее чем за один и не позднее чем за два месяца после принятия решения о проведении референдума.
Сообщение о проведении референдума, выносимых на него проектах законов, иных решений или вопросов объявляется в республиканских и местных средствах массовой информации соответственно в десятидневный срок после принятия решения о проведении референдума.
Глава III.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ.
Статья 21. Образование участков для проведения референдума.
Для проведения голосования и организации подсчета голосов при проведении референдума территория районов, городов, районов в городах, поселков городского типа и сельсоветов делится на участки для голосования.
Участки для проведения голосования образуются также в воинских частях, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах пребывания граждан, расположенных в труднодоступных районах, а также на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании. При необходимости такие участки могут быть образованы при представительствах Республики Крым в других государствах.
Статья 22. Порядок и норма образования участков
для референдума.
Участки для голосования образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов или их председателями, городскими (городов районного подчинения), поселковыми и сельскими Советами народных депутатов. В воинских частях участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по представлению командиров воинских частей или соединений. На судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по месту приписки судна.
Участки для голосования образуются не позднее чем за тридцать дней до общекрымского референдума и двадцать дней - до местного референдума. В воинских частях или соединениях, а также в труднодоступных районах, на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются в тот же срок, что и в обычных условиях, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до проведения референдума.
Участки для голосования образуются по норме от 20 до 3000 граждан, имеющих право участвовать в референдуме, а в необходимых случаях - с меньшим или большим числом граждан.
Соответствующий Совет народных депутатов либо его председатель извещает граждан о границах каждого участка для голосования с указанием местонахождения участковой комиссии по референдуму и помещения для голосования.
Статья 23. Комиссии по референдуму.
1. Для организации подготовки и проведения общекрымского референдума в Республике Крым образуются комиссии:
(1) Центральная комиссия по общекрымскому референдуму;
(2) районные, городские, районные в городах; поселковые, сельские комиссии по референдуму;
(3) участковые комиссии по референдуму.
До образования Центральной комиссии по общекрымскому референдуму ее полномочия осуществляет Центральная избирательная комиссия по выборам Верховного Совета Крыма.
( Абзац пятый части первой в редакции Закона Республики Крым N 403-1 ( rb0403002-95 ) от 23.03.95 )
2. Для организации, подготовки и проведения местного референдума на соответствующей территории местного Совета народных депутатов образуются комиссии:
(1) районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по референдуму;
(2) участковые комиссии по референдуму.
3. Комиссии по референдуму могут быть образованы на основе существующих избирательных комиссий по выборам народных депутатов в Республике Крым.

................
Перейти до повного тексту