1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Республиканской программе поддержки
индивидуального жилищного строительства
на селе "Собственный дом" на 2002-2010 годы
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2002, N 7,ст. 592 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями ВР АРК N 1129-4/04 ( rb1129002-04 ) от 17.11.2004 N 687-5/07 ( rb0687002-07 ) от 19.12.2007 N 838-5/08 ( rb0838002-08 ) от 16.04.2008 )
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), в соответствии с Указом Президента Украины от 27 марта 1998 года N 222/98 ( 222/98 ) "О мерах по поддержке индивидуального жилищного строительства на селе", Решением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 декабря 2001 года N 2192-2/01 ( rb2192002-01 ) "О состоянии дел и мерах по увеличению жилищного строительства в Автономной Республике Крым", в целях расширения возможностей инвестирования индивидуального жилищного строительства на селе
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Республиканскую программу поддержки индивидуального жилищного строительства на селе "Собственный дом" на 2002-2010 годы (прилагается).
2. Поручить Совету министров Автономной Республики Крым:
2.1. Разработать и утвердить Положение о порядке формирования и использования средств Крымского республиканского Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
2.2. Разработать и утвердить Положение о порядке выдачи и погашения кредитов, предоставляемых Крымским республиканским Фондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
2.3. При формировании проектов бюджета Автономной Республики Крым на 2005 год и последующие годы предусматривать расходы на финансирование Республиканской программы поддержки индивидуального жилищного строительства на селе "Собственный дом" на 2002-2010 годы в соответствии с действующим законодательством.
( Подпункт 2.3 пункта 2 в редакции Постановления ВР АРК N 1129-4/04 ( rb1129002-04 ) от 17.11.2004 )
2.4. Поддерживать использование в строительстве жилья на селе нетрадиционных источников финансирования, в том числе средств предприятий, организаций, населения и других внебюджетных средств путем их концентрации на счетах Крымского республиканского Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
2.5. Определить источники формирования уставного фонда Крымского республиканского Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе, решить организационные вопросы по его размещению и материальному обеспечению на начальном этапе.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
3.1. В местных бюджетах на 2002 и последующие годы предусматривать расходы на финансирование Республиканской программы поддержки индивидуального жилищного строительства на селе "Собственный дом" на 2002-2010 годы.
3.2. Содействовать удешевлению стоимости строительства индивидуального жилья путем сооружения коммунальных сетей и систем инженерного обеспечения за счет средств местных бюджетов.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Б.ДЕЙЧ
г. Симферополь,
17 июля 2002 г.
N 183-3/02
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 17 июля 2002 г. N 183-3/02
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НА СЕЛЕ "СОБСТВЕННЫЙ ДОМ" НА 2002-2010 ГОДЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Жилищная проблема как на Украине, так и в Автономной Республике Крым, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, определяет необходимость проведения жилищной реформы как неотъемлемой части стабилизации экономики, с использованием различных методов и форм.
Очевиден тот факт, что решение жилищной проблемы в настоящее время является в первую очередь прерогативой государственных и местных органов власти:
во-первых, из-за огромного дефицита и как следствие большого объема требуемых инвестиций в строительство жилья;
во-вторых, из-за значительного социального расслоения общества и как следствие невозможности большей части населения решить данную проблему самостоятельно;
в-третьих, ввиду необходимости гарантий со стороны государства на инвестиции частных лиц в жилищное строительство.
С другой стороны, понятна принципиальная невозможность государства и тем более местных органов власти в одиночку решить жилищную проблему. Суммируя вышеизложенное и учитывая невозможность для большинства населения покупки жилья или его бесплатного получения, можно сделать вывод, что необходимым требованием для решения данной проблемы является разработка механизма предоставления долгосрочных кредитов на выкуп или возведение жилья.
1. Общие положения
Республиканская программа поддержки индивидуального жилищного строительства на селе "Собственный дом" на 2002-2010 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Украины от 27 марта 1998 года N 222/98 ( 222/98 ) "О мерах по поддержке индивидуального жилищного строительства на селе", Постановления Кабинета Министров Украины от 22 апреля 1997 года N 376 ( 376-97-п ) "О мерах по поддержке индивидуального жилищного строительства на селе" и Постановления Совета министров Автономной Республики Крым от 28 ноября 2000 года N 389 ( rb0389001-00 ) "О Крымском республиканском Фонде поддержки индивидуального жилищного строительства на селе".
При разработке Программы учтены основные положения Указа Президента Украины от 15 июля 1999 года N 856/99 ( 856/99 ) "Об основных направлениях обеспечения жильем населения Украины на 1999-2005 годы", предложения министерств и республиканских комитетов Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, а также опыт ряда областей Украины.
Программа - это долгосрочный, на период до 2010 года, организационно-экономический документ, который определяет основные цели, задачи и приоритеты индивидуального жилищного строительства на селе.
2. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - определить положения долгосрочной региональной жилищной политики в сельской местности республики и наметить конкретные меры по осуществлению следующих задач:
увеличение объемов индивидуального жилищного строительства на селе;
обеспечение его доступности для большинства граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
насыщение потребительского рынка республики
продовольственными товарами собственного производства;
закрепление кадров на селе, создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости сельского населения.
Основная экономическая задача Программы - создание сбалансированной саморегулирующейся системы в области инвестиций в жилищное строительство на селе.
Для описания экономической модели Программы необходимо: описать социально-экономическую ситуацию с учетом долгосрочного прогнозирования; оценить спрос на инвестиции в области жилищного строительства; оценить предложения свободного инвестиционного капитала; учесть правовой и социальный аспекты жилищной реформы; учитывая общую нестабильность, предусмотреть возможность динамичного внесения в Программу соответствующих изменений и дополнений.
3. Оценка развития трудовых ресурсов и их занятости
По состоянию на 1 января 2001 года численность населения в республике составила 2109,1 тысячи человек, что на 22,7 тысяч человек меньше, чем в 2000 году. Тенденция уменьшения численности населения сохранилась и в 2001 году. При этом наблюдалось повышение уровня рождаемости, снижение детской смертности, уменьшение миграционного оттока населения.
Во всех сферах экономической деятельности занято 803,1 тысяч человек, в том числе в отраслях экономики 669,4 тысячи человек. В агропромышленном комплексе занято 152,5 тысяч человек, или 22% занятого населения республики.
Ситуация на рынке труда республики, несмотря на некоторые положительные тенденции, остается сложной. Численность населения, занятого во всех сферах экономической деятельности, сократилась с 805 тысяч человек в 1999 году до 801,2 тысячи человек в 2001 году. Численность незанятого населения в 2001 году составила 344,2 тысячи человек, в том числе на селе 181,5 тысяч (Таблица 1).
Несмотря на предпринимаемые меры по стабилизации экономических процессов на селе, продолжается высвобождение работников из сельскохозяйственного производства. За период с 1998 года по 2000 год было высвобождено 11,9 тысяч человек.
Республика имеет один из самых низких показателей уровня занятости в Украине. В 2001 году он составил 63,0%, в том числе на селе - 50,6%. Подобные процессы вызваны прежде всего проведением реформ в агропромышленном комплексе.
Проблема занятости депортированных граждан и молодежи остается в числе самых сложных для республики. Численность трудоспособного населения этой категории граждан составляет более 130 тысяч человек. В Крыму сформировалось более 300 поселков и массивов компактного проживания депортированных граждан, где практически отсутствует сфера приложения труда.
Решение проблемы занятости населения на селе возможно за счет создания новых рабочих мест и развития приусадебных хозяйств, для чего необходимо привлечение централизованных источников финансирования.
4. Оценка спроса инвестиций в строительство жилья на селе
Кризисное состояние жилищного сектора во многом вызвано объективными обстоятельствами, связанными с переходом от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказом государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника в сфере жилья.
Жилищный фонд республики в 2000 году составил 37326,6 тыс. кв. м общей площади, в том числе в районах - 15587,3 тыс. кв. м (41,8%), и имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Ежегодно из состава жилого фонда выбывает помещений площадью более 2 млн кв. м, что составляет 6,5% от общего фонда (Таблица 2).
При этом 28% сельских жителей проживают в домах довоенного периода, а еще больше в домах, которые построены в 1944-1970 годах. Большая часть строений выполнена из самана и камня-ракушечника. В северных районах республики происходит преждевременное разрушение жилых домов из-за поднятия грунтовых вод, а в южных и восточных районах, находящихся в 6-8-бальной сейсмической зоне, состояние части жилья предаварийное.
При средней обеспеченности жителей сельской местности жильем в Украине 22,3 кв. м общей площади, в Крыму этот показатель составляет 16,2 кв. м и является самым низким среди регионов Украины. Улучшения требует ситуация с обеспеченностью жильем на душу населения в Советском, Первомайском, Джанкойском, Симферопольском районах.
Количество семей и одиноких граждан, состоящих на квартирном учете, за пять последних лет сократилось с 117367 до 85583, но срок ожидания улучшения жилищных условий с каждым годом увеличивается (Таблица 3). Если в 1995 году семьи, состоявшие в очереди на получение жилья 10 и более лет, составляли 22,9% от общего количества, то в 2000 году этот показатель увеличился до 52,1%. В 2000 году улучшили свои жилищные условия 1267 семей, из них в новых домах - 281 семья, без снятия с учета - 167 семей, что составляет всего 1,3% от общего количества семей, состоящих на квартирном учете. В сельской местности за этот же период улучшили жилищные условия 194 семьи, и только 10 из них - в новых домах.
Количество земельных участков, предоставленных для строительства жилых домов гражданам, проживающим в сельской местности, составляет более 26 тысяч. Освоение трети из них находится на стадии разработки проектно-сметной документации, а почти на 10 тысячах готовность возведенных строений составляет более 50% и дальнейшие работы на них приостановлены. Общая площадь жилых домов, предполагаемых к возведению на данных участках, составляет 2608,3 тыс. кв. м, остаточная сметная стоимость их строительства - 1040,8 млн грн (Таблица 4). Стоимость завершения одного дома в среднем составляет 41,0 тыс. грн. Данная категория населения представляется наиболее реальным потребителем финансовой помощи.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что для решения жилищной проблемы только сельского населения республики застройщикам всех форм собственности необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию 150-160 тыс. кв. м общей площади, для чего требуется привлечение инвестиций в жилищное строительство в размере 60-65 млн грн. Принимая во внимание относительно стабильный в течение пяти последних лет объем инвестиций в жилищное строительство застройщиками всех форм собственности, составляющий в среднем 17-22 млн грн, и учитывая объемы свободного инвестиционного капитала, можно сделать вывод, что в ближайшие 10 лет ежегодное участие государства в инвестиционном процессе должно быть в размере 35-40 млн грн.
5. Оценка спроса инвестиций на инженерное обустройство села
Развитие инфраструктуры населенных пунктов, степень обустройства жилья, объемы затрат на их строительство и эксплуатацию определяются прежде всего наличием централизованных систем водоснабжения и канализации. Из-за недооценки этого фактора в республике сложилась крайне неудовлетворительная обстановка. Ни в одном из районных центров система водоснабжения не отвечает нормативам. Только в нескольких населенных пунктах очистные канализационные сооружения функционируют без перегрузки.
Уровень обеспечения жилого фонда в сельской местности инженерным оборудованием значительно ниже городского (Таблица 5). Так, степень оборудованности сельского жилого фонда в 2000 году водопроводом составила 57,3%, канализацией - 46,5%, горячим водоснабжением - 35,8%.
Неудовлетворительное состояние в обеспечении инженерными сетями сохраняется в Кировском, Нижнегорском, Джанкойском, Первомайском районах.
Положительно начинает сказываться принятое в республике в последнее время направление на увеличение инвестиций в коммунальное строительство. За предыдущие 5 лет введено в эксплуатацию в сельской местности водоводов 71,08 км, сетей газификации - 488,53 км. Но за этот период практически не строились канализационные сети и сооружения, сети теплоснабжения. Наличие на селе природного газа или даже перспектива в ближайшие годы его получения служит сдерживающим фактором миграции трудоспособного населения и особенно молодежи, стимулирует индивидуальное жилищное строительство, способствует улучшению демографической ситуации на селе.
Хотя и имеется тенденция роста капитальных вложений в коммунальное строительство, улучшилось освоение выделяемых средств, их явно недостаточно для столь запущенной отрасли. Расчетная потребность в средствах на строительство инженерных сетей только в местах компактной жилой застройки сельских населенных пунктов составляет 156,1 млн грн.
Опыт работы по строительству жилья на селе показывает, что нехватка средств на прокладку инженерных сетей является основной причиной большого разрыва между готовностью дома и его окончательным заселением. В связи с чем за счет местных бюджетов с возможным участием предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории соответствующих территориальных громад, должны быть в первоочередном порядке осуществлены работы по сооружению в местах компактной застройки дорог, объектов энергообеспечения, систем водо- и газоснабжения. Проблемы теплоснабжения и канализации во многих случаях могут решаться за счет создания автономных теплоисточников и систем очистки. Для строительства отдельных элементов социальной инфраструктуры (магазинов, предприятий бытового обслуживания) целесообразно использовать средства частных предпринимателей из числа будущих владельцев индивидуальных домов.
6. Оценка социальных аспектов
Индивидуальное жилищное строительство должно стать важнейшей формой наращивания жилищного фонда. Индивидуальное жилье не только позволяет семье иметь в собственности жилище и земельный участок, но и способствует развитию приусадебных хозяйств, бережному отношению к своему дому, трудовому воспитанию детей, укреплению семьи и закреплению кадров на местах.
Необходимы конкретные меры поддержки и организации индивидуального жилищного строительства в виде предоставления или продажи земельных участков, их инженерного оборудования, создания соответствующей базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов, введение ипотечного кредитования, систем налоговых и кредитных льгот.
Перестройка жилищной сферы создаст экономические предпосылки для формирования рынка жилья. Сегодня доходы подавляющей части семей упали значительно ниже уровня, достаточного для покупки жилья. Требуется приведение в соответствие уровня доходов населения и средней стоимости жилья. При этом следует исходить из того, чтобы стоимость жилья, как правило, не превышала 12-15 годовых доходов среднеобеспеченной семьи. Это означает, что при использовании такой семьей третьей части своих доходов на оплату жилья, его выкуп с учетом выплат кредита будет осуществляться в течение 20 лет. В сложившейся ситуации, когда соотношение стоимости жилья и доходов населения достигло десятикратных размеров, период доведения доходов населения до уровня, позволяющего семьям со средним доходом оплачивать свое жилье по рыночным ценам, займет длительное время. Его продолжительность будет зависеть от общих тенденций экономического развития.
Следует подчеркнуть, что контингент семей, которые по уровню совокупного дохода смогут при соответствующей кредитной поддержке участвовать собственными средствами в строительстве и приобретении жилья, будет во многом зависеть от укрепления бюджетной системы и снижения темпов инфляции.
В целях сокращения очередей и сроков ожидания на получение жилья целесообразно предоставлять гражданам целевые кредиты (ссуды) из средств бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, создаваемых для этих целей инвестиционных и других фондов, других внебюджетных источников при согласии на снятие с учета на бесплатное получение жилья.
7. Оценка свободного инвестиционного капитала
Обращаясь к опыту развитых стран, необходимо следующее примерное распределение инвестиций в сферу обеспечения населения жильем: государство - 20%, частные инвестиции - 80% от общей суммы необходимых затрат. С этой точки зрения ситуация с инвестициями в основной капитал жилищного хозяйства сельской местности республики соответствует мировому опыту. Основным инвестором в жилищное строительство на селе в настоящее время выступает население, за счет средств которого введено в действие в 2000 году 48,5 тыс. кв. м жилья, что составляет 90,7% общего ввода (Таблица 6). Инвестиции в строительство застройщиками всех форм собственности составили в 2000 году 17,2 млн грн и имеют относительно стабильное в течение последних пяти лет предложение (Таблица 7). Ввод в эксплуатацию жилых домов в сельской местности застройщиками всех форм собственности снизился с 121,2 тыс. кв. м в 1997 году до 53,6 тыс. кв. м в 2000 году. В Советском и Первомайском районах за последние два года не введено в эксплуатацию ни одного дома (Таблица 8). Несмотря на рост доли средств населения в структуре капитальных вложений в жилищном строительстве на селе происходит абсолютный спад ввода жилья в эксплуатацию. При сохранении существующего неблагоприятного положения в жилищном секторе экономики за 2002-2004 годы может быть введено порядка 184 тыс. кв. м.
В текущем году планируется увеличение свободных средств населения на 3% и их объем составит 260 млн грн, в том числе у сельского населения - 60 млн грн. Если взять "нормальное распределение" средств населения в различные области, то примерно 30% этих средств имеют инвестиционный потенциал с ежемесячным пополнением (заработная плата, дивиденды от предоставления в аренду земельных паев, доходы от хозяйственной деятельности на приусадебном участке и т.п.) и составят 17-20 млн грн ежегодно. Учитывая процессы реформирования в агропромышленном комплексе, развитие фермерских хозяйств, прогнозируется увеличение инвестиций частного капитала на 3-5 млн грн в год.
Влияние застройщиков коммунальной и коллективной форм собственности на инвестиционный процесс обустройства территориальных громад незначительно и в ближайшие годы проблематично. Объемы ввода жилья предприятиями агропромышленного комплекса упали с 11,6 тыс. кв. м в 1996 году до 1,1 тыс. кв. м в 2000 году. Это связано прежде всего с тем, что итоги хозяйственной деятельности сельхозпредприятий не обеспечивают покрытия возрастающих производственных затрат, содержания и развития производственной базы и социальной сферы.
Анализируя вышеизложенное, приходим к выводу, что основной задачей республиканских органов исполнительной власти на данном этапе должно стать стимулирование участия населения в решении собственных жилищных проблем, вовлекая в активные кредитно-финансовые отношения наибольшее число семей. Дальнейшая ориентация только на собственные средства населения или прибыль сельскохозяйственных предприятий без поддержки государства не решит, а еще больше заострит жилищную проблему на селе. Для увеличения объемов строительства на селе нового жилья необходимы общие усилия как органов исполнительной власти, так и негосударственных структур, с аккумулированием средств на жилищное строительство из нетрадиционных источников финансирования.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что создание условий для кредитования жилищного строительства в объеме 25-27 млн грн и предоставление индивидуальным застройщикам компенсаций и помощи в размере 25-30% от стоимости жилья позволит увеличить объемы строительства жилья за счет средств населения до 81-86 тыс. кв. м. При отсутствии такой поддержки с учетом роста цен на строительную продукцию возможно снижение ввода жилья за счет средств населения.
Для поддержания жилищного строительства за счет иных внебюджетных источников финансирования (средств предприятий, организаций, коллективных хозяйств) целесообразно выделение дополнительно льготных кредитных ресурсов в размере 5-6 млн грн.
II. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ
Анализ доходов граждан республики показывает, что в настоящее время не более одного процента населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, может единовременно оплатить строительство или приобретение готового дома. В 2000 году удельный вес населения республики с доходами ниже черты малообеспеченности составил более 40%. При этом доля расходов, которые население производит за счет своих доходов, постоянно увеличивается, что обусловлено ростом коммунальных платежей, снижением возможностей бесплатного образования, здравоохранения и других. В связи с чем важное значение имеет создание различных финансово-кредитных механизмов, таких как институты залога недвижимости (ипотечного кредита), предоставление предприятиями кредитов и ссуд своим работникам под льготный процент, льготное или бесплатное предоставление земельных участков с имеющейся инженерной инфраструктурой под жилищное строительство, создание сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд.
Основываясь на указанных аспектах решения жилищной проблемы, настоящая Программа должна выполняться со следующими требованиями:
гибкость системы по отношению к изменению уровня инфляции;
консервативность по отношению к потере доходности (малый риск);
дифференциация по доходам;
возможность предоставления долгосрочных кредитов;
учет специфики районов.
Для выполнения данных требований необходимо: определить возможности различных социальных групп населения в решении собственных жилищных проблем; определить объемы необходимой помощи для стимулирования развития социальной сферы на селе; разработать механизм, позволяющий участвовать в Программе семьям со средними и низкими доходами, обеспечивающий льготное кредитование сельских застройщиков на срок до 20 лет, быстро реагирующий на изменение стоимости строительства, общего инфляционного климата и ситуации на рынке жилья.
8. Экономическая модель
На основе учета реальных доходов населения и анализа стоимости жилищного строительства разработан прогноз ввода жилья за счет средств населения при различных вариантах.
Прогноз альтернативных вариантов строительства жилья за счет собственных средств населения основывался на построенной в ходе проведенного анализа модели. Модель рассчитана на 2002-2010 годы. В качестве исходных данных в модели используются следующие показатели: численность населения, которое было подразделено на 10 групп в соответствии со среднедушевыми доходами семей (Таблица 9); прогноз предельных сумм кредитов и сроков их предоставления по группам населения (Таблица 10); прогноз объемов строительства по годам (Таблица 11); средняя общая площадь жилого дома (100 кв. м). В качестве основных показателей оценивались потенциальная возможность разных групп населения участвовать в строительстве жилья собственными силами и необходимая для этого поддержка государства. Эта модель была построена исходя из того, что:
в 2002-2004 годах темпы роста денежных доходов населения в рассматриваемых группах не будут отставать от темпов инфляции;
семья не должна расходовать на погашение жилищного кредита более 1/3 своего совокупного дохода;
семья должна оплатить полученный жилищный кредит, включая проценты, в срок до 20 лет;
государство стимулирует участие населения, обеспечив предоставление долгосрочных кредитов.
Анализировались два варианта строительства жилья за счет средств населения (включая компенсации государства и кредитные ресурсы) - умеренный (А) и оптимистический (Б).
Результаты анализа показали, что семьи с доходом на 1 члена семьи менее 100 гривень не смогут самостоятельно решать жилищные проблемы и должны обеспечиваться жилыми помещениями в порядке очередности.
Семьи с доходом от 100 гривень и выше имеют возможность принять участие в решении собственных жилищных проблем и получать помощь в зависимости от уровня дохода. Наибольшую поддержку должны получать семьи 3 группы (55-70% стоимости жилищного строительства), а наименьшую - семьи 7 группы (5-15% стоимости). Кроме того, каждая из этих семей должна получить компенсацию на строительство или приобретение жилья за счет льгот по подоходному налогу на период строительства и в течение трех лет после его завершения, что ориентировочно составит от 5 до 8% от стоимости жилья. Семьи с большим среднедушевым доходом с учетом льгот по подоходному налогу, которые составят ориентировочно до 5% от стоимости жилья, смогут в течение 20 лет самостоятельно выплатить кредит.
Суммарные компенсации на индивидуальное жилищное строительство в размере 8-9 млн грн позволят переключить на жилищное строительство до трети доходов семей, участвующих в строительстве и приобретении жилья. Эти выплаты за 20 лет для граждан, получивших в текущем году кредиты, с учетом предоставленных льгот и компенсаций могут составить 33-36 млн грн (Таблица 12).
9. Механизм финансирования Программы
Формирование средств и их эффективное использование в соответствии с Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 28 ноября 2000 года N 389 ( rb0389001-00 ) возлагается на Крымский республиканский Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе (далее - Фонд). Источники и порядок формирования средств Фонда определяются Положением о порядке формирования и использования средств Крымского республиканского Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
Учитывая сокращение ввода жилья за счет государственных капитальных вложений, наиболее приемлемым и приспособленным к сложившейся ситуации в сельском жилищном строительстве является механизм формирования средств из нетрадиционных источников финансирования, который прогнозируется осуществлять на трех уровнях:
на государственном уровне - за счет средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины для кредитования сельских застройщиков, части государственных капитальных вложений, предусмотренных на финансирование местных программ социального развития села;
на республиканском уровне - за счет части капитальных вложений и средств, предусмотренных в бюджете Автономной Республики Крым на финансирование настоящей Программы, средств из внебюджетных источников (банковских кредитов), добровольных взносов юридических и физических лиц, прибыли от хозяйственной деятельности Фонда и его структурных подразделений, средств от погашения кредитов и процентов за пользование ими;
на местном уровне - за счет отчислений от местных налогов и сборов, средств, предусматриваемых в местных бюджетах на финансирование Программы, различных внебюджетных поступлений, привлеченных средств предприятий.
В ходе анализа экономической модели, разработан прогноз объемов формирования инвестиционных средств из различных источников финансирования (Таблица 13).
В соответствии с действующим законодательством, кредитование индивидуальных застройщиков на селе может осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, а также средств из других источников, которые не противоречат действующему законодательству. Средства республиканского и местных бюджетов могут использоваться на финансирование других мероприятий, связанных с реализацией Программы. Данные требования могут изменяться в процессе внесения изменений в законодательство.
( Абзац восьмой пункта 9 раздела II с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением Верховной Рады АРК N 838-5/08 ( rb0838002-08 ) от 16.04.2008 )
Принимая во внимание тот факт, что решение жилищной проблемы сельского населения республики в первую очередь является прерогативой местных органов власти, формирование инвестиционных средств на начальной стадии реализации Программы планируется осуществлять в большей степени за счет бюджетных средств.
На последующих этапах реализации Программы основным источником формирования средств, преобладающим в структуре инвестиций, должны быть внебюджетные средства, в том числе средства предприятий, которые осуществляют хозяйственную деятельность в сельской местности, и полученные ими за счет предоставленных налоговых и других льгот. Эти средства передаются Фонду для дальнейшего кредитования работников этих же предприятий.
Привлечение средств банков к долгосрочному льготному кредитованию потребует определенных гарантий со стороны органов власти по погашению кредитов и компенсации разницы в процентных ставках, объем которых составит 7-8 млн грн. При этом следует отметить, что погашение процентов за пользование банковским кредитом должно осуществляться ежемесячно начиная с первого месяца его использования, и срок использования кредита ограничивается одним годом. В связи с этим для увеличения доли банковских кредитов необходимо Крымскому республиканскому управлению Ощадного банка Украины и Министерству финансов Автономной Республики Крым разработать механизм их привлечения с опробацией в ближайшее время.
Объемы средств, направляемые на формирование кредитных ресурсов за счет хозяйственной деятельности Фонда, будут зависеть от предоставленной ему возможности участия в реализации межрегиональных программ торгово-экономического сотрудничества, а также размера уставного фонда и оборотных средств. Хозяйственная деятельность Фонда концентрируется по направлениям, обозначенным в производственно-технических аспектах Программы и нацелена на создание условий для полного финансового и материального обеспечения Программы структурными подразделениями Фонда.
Возврат Фондом средств, сформированных за счет всех видов источников, планируется осуществлять на основании смет доходов и расходов, утверждаемых Советом министров Автономной Республики Крым, и договоров с предприятиями, организациями, учреждениями в пределах сумм, фактически зачисленных на счета Фонда.
К 2010 году объем средств, поступающих от погашения ранее выданных кредитов и процентов за пользование ими, может достигнуть 13 млн грн, что составит 30% от необходимых кредитных ресурсов и позволит начать постепенное сокращение объемов средств, привлеченных из бюджетных источников. К 2015 году прогнозируется, что система станет саморегулирующейся и бюджеты будут выполнять роль стабилизатора рынка жилья на селе.
10. Планируемые направления использования сформированных
средств
Сформированные средства Фонда используются в соответствии с уставными документами и по направлениям, предусмотренным вышеназванным Положением.
Сформированные Фондом инвестиционные средства планируется использовать по трем основным направлениям:
10.1. На кредитование мероприятий:
по строительству, завершению строительства или реконструкции индивидуальных жилых домов, квартир, других объектов, которые реконструируются под жилье, подсобных помещений, хозяйственных построек, инженерных сетей;
по покупке готовых или не завершенных строительством индивидуальных жилых домов, квартир, в том числе с проведением работ по завершению их строительства или реконструкции;
по устройству внутренних и наружных инженерных сетей к жилым домам (водообеспечение, газификация, канализация, тепло- и энергоснабжение и т. п.);
по приобретению строительных материалов,
сельскохозяйственного оборудования и техники, молодняка
сельскохозяйственных животных, птицы, кормов;
по погашению процентных ставок по кредитам, предоставленным сельским застройщикам другими кредитно-финансовыми учреждениями (банками) на строительство, завершение строительства, реконструкцию, покупку жилья в сельской местности республики;
по погашению расходов заемщиков при разработке проектно-сметной документации, нотариальном удостоверении договоров, обеспечивающих выполнение заемщиком обязательств по кредитному договору, страховании предмета залога (ипотеки) и кредита.
Кредиты планируется выдавать гражданам Украины, которые проживают в сельской местности республики и городах районного значения, на срок до 20 лет, а молодым семьям (возраст мужа и жены не превышает 35 лет) или неполным семьям (мать (отец) в возрасте до 35 лет) - до 30 лет. Кредит предоставляется под 3% годовых с соблюдением основных принципов кредитования: целевого использования, срочности, платности, возвратности. Для молодых и многодетных семей устанавливается дополнительная льгота - нулевая процентная ставка. Заемщикам, работающим на предприятиях, в учреждениях и организациях сельского хозяйства, перерабатывающих и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса, социальной сферы села и органах местного самоуправления, расположенных в пределах района, а также молодым и многодетным семьям предоставляется преимущественное право на получение льготного кредита.
Сумма и срок предоставления кредита для конкретного заемщика определяются Фондом исходя из совокупного дохода семьи заемщика и специфики мероприятия, на которое предоставляется кредит. Предельная сумма кредита составляет 200,0 тыс. грн.
( Подпункт 10.1 пункта 10 раздела II в редакции Постановления Верховной Рады АРК N 838-5/08 ( rb0838002-08 ) от 16.04.2008 )
10.2. На оказание поддержки индивидуальным застройщикам.
Для обеспечения возможности решения своих собственных жилищных проблем группами населения с низкими доходами разработан социально-ориентированный прогноз необходимых компенсаций и помощи для каждой из социальных групп населения (Таблица 14), которая заключается в следующем:
устройство за счет местных бюджетов инженерных сетей к строящимся домам и подключение их к действующим коммуникациям;
компенсация затрат застройщиков на услуги транспорта, строительной техники и механизмов, по выбору и оформлению права на землю, выбору и разработке проектно-сметной документации;
помощь в развитии приусадебных участков.
Настоящее направление должно быть основным в структуре оказываемой помощи и предоставляться семьям 3-6 групп. Семьям со среднедушевым доходом до 300 грн Фондом предоставляется возможность на давальческих условиях выращивания на приусадебном участке сельскохозяйственных животных, преимущественно свиней и кур-несушек, которые в итоге передаются в полном объеме Фонду, а теоретический доход от физических затрат застройщика засчитывается в счет погашения кредита. Количество свиней на 1 семью, которое необходимо будет вырастить в течение года, ориентировочно составит 8 голов (Таблица 15).
10.3. На погашение расходов, связанных с обслуживанием кредитов.
11. Перспективные задания
На основе прогноза объемов использования инвестиционных средств, с учетом территориальной специфики, разработаны перспективные задания по предоставлению кредитов по различным направлениям в разрезе районов (таблицы 16-18).
В качестве исходных данных при разработке заданий использовались следующие показатели: численность населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий; прогноз количества семей, желающих получить государственную помощь; возможности местных бюджетов и населения в финансировании строительства жилья; стоимость 1 кв. м общей площади жилого дома (400 грн); средняя общая площадь жилого дома (100 кв. м); средняя рыночная стоимость готового дома по регионам; средняя сумма, необходимая для развития приусадебного хозяйства (15 тыс. грн).
В сложившейся ситуации, когда соотношение объемов средств, необходимых для удовлетворения потребности большинства семей в собственном жилье, и возможностей органов исполнительной власти в стимулировании данного процесса достигает трехкратного размера, целесообразно реализацию Программы осуществлять в несколько этапов.
В ходе разработки перспективных заданий определены приоритетные направления использования сформированных средств по каждому району. Так, кредитование строительства нового жилья актуально для Красногвардейского, Сакского и Кировского районов, завершения строительства или реконструкции жилья - для Симферопольского, Белогорского и Бахчисарайского районов, покупки готовых или не завершенных строительством домов - для Ленинского, Первомайского и Черноморского районов.
До 2010 года в рамках Программы прогнозируется оказание финансовой поддержки для строительства 2728 жилых домов общей площадью 272,8 тыс. кв. м. В целях более эффективного использования кредитных ресурсов основную ее часть предполагается направлять на финансирование достройки не завершенных строительством жилых домов, в первую очередь с высоким процентом готовности (75-100%), покупку готового жилья на вторичном рынке и газификацию сельских усадеб. Также прогнозируется особое внимание обратить на ввод в эксплуатацию фактически заселенных, но документально не введенных в эксплуатацию 1368 жилых домов общей площадью 114,83 тыс. кв. м.
( Абзац шестой пункта 11 раздела II с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением Верховной Рады АРК N 838-5/08 ( rb0838002-08 ) от 16.04.2008 )
Концептуально Программу предполагается реализовывать в несколько этапов:
1 этап - Симферопольский, Бахчисарайский и Сакский районы.
2 этап - Джанкойский, Нижнегорский, Красногвардейский районы.
3 этап - остальные районы и города.
Первый этап (2002 г.) - реализация Программы в достаточно территориально ограниченном пространстве, с одной стороны, и наиболее высокой концентрацией инвестиционного капитала, с другой. Выбор именно этих районов сделан на основании следующих факторов:
на территории этих районов находится большое количество незавершенных жилых домов с высоким процентом готовности;
застройка жилых массивов ведется компактно, что позволяет эффективно устраивать инженерные сети;
остаточная сметная стоимость одного объекта (6-10 тыс. грн) позволяет использовать инвестиционные средства, необходимые для достройки одного дома и ввода его в эксплуатацию с наибольшей эффективностью;
финансируемые объекты находятся в непосредственной близости к предприятиям строительной индустрии, производящим строительные материалы для индивидуального строительства.
Потребность в инвестициях на реализацию 1 этапа Программы прогнозируется в сумме 3670 тыс. грн, что позволит предоставить кредиты на строительство жилых домов 40 семьям, на покупку готовых или незавершенных домов - 9 семьям, 16 семьям оказать помощь в приобретении сельскохозяйственной техники, оборудования или молодняка КРС. Покрытие обозначенных показателей финансовыми средствами в полном объеме гарантирует уже на второй год реализации Программы возврат средств предоставленной финансовой помощи в объеме 400 тыс. грн.
Второй этап (2003-2005 гг.) - реализация Программы в регионах с высокой социальной напряженностью:
в данных районах наибольшее количество не завершенного строительством жилья со средней степенью готовности;
для завершения строительством одного жилого дома требуется 10-12 тыс. грн;
данные районы географически способствуют созданию на их территории региональных баз комплектации застройщиков строительными материалами, что важно при выполнении сроков использования финансовой помощи и для удешевления стоимости строительства.
Реализация 2 этапа Программы требует увеличения объемов финансовой помощи до 18340 тыс. грн, что позволит увеличить количество предоставляемых кредитов на строительство жилья до 200, на покупку домов - до 65, на развитие приусадебных хозяйств - до 80. Ввод в эксплуатацию вновь выстроенного жилья за счет средств населения с учетом государственной поддержки достигнет 90 тыс. кв. м.
Осуществление двух этапов будет основой для перехода к третьему, более сложному как с точки зрения расширения географии реализации Программы, так и увеличения объемов инвестирования.
К 2010 году за счет финансовой поддержки должно обеспечиться ежегодное кредитование более 600 сельских застройщиков. Объем капитальных вложений в жилищное строительство на селе должен достигнуть 30 млн грн. С учетом средств населения, инвестиционный потенциал которых на решение собственных жилищных проблем имеет тенденцию регулярного роста на 3-5% в год, а также инвестиций в основной капитал застройщиков других форм собственности к 2010 году прогнозируется ввод жилья в объеме 149 тыс. кв. м.
III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для преодоления кризиса в жилищной сфере, преодоления негативных сторон отказа государства от монопольной роли инвестора, подрядчика и собственника, а также для социальной защиты и обеспечения жилищных прав населения необходимо создание условий для исполнения требований настоящей Программы всеми органами власти. Проведение жилищной реформы должно обеспечить баланс учета местных условий и мер государства по защите жилищных прав населения.
Ответственность за организационное обеспечение реализации Программы на местах должна быть возложена на местные органы исполнительной власти, которые должны учитывать исключительную важность жилищной сферы для своей успешной деятельности, а также для экономического и социального благополучия населения республики.
На первом этапе органами местного самоуправления осуществляется отбор потенциальных застройщиков с учетом их реальных возможностей по возврату предоставленной финансовой помощи и наличия залогового имущества. Утвержденные на уровне районов списки (реестры) застройщиков передаются Фонду для подготовки оформления и составления кредитных соглашений. При заключении кредитных соглашений определяются размеры, сроки и виды услуг, которые предоставляются застройщику, порядок погашения кредитов и финансовой помощи.
Второй этап включает комплекс работ, которые связаны со строительством жилого дома и дворовых построек, а также поэтапное выделение средств и материальных ресурсов в соответствии с заключенными кредитными соглашениями.
На третьем этапе осуществляется комплекс мер, связанных с получением, переработкой и реализацией сельхозпродукции, которая передается застройщиком Фонду в счет погашения кредитов.
12. Организационная структура
Организация работы по реализации Программы возлагается на Фонд, который определяется единым заказчиком по реализации государственной политики в области жилищного строительства в сельской местности республики.
Деятельность Фонда направлена на создание благоприятных условий для увеличения объемов строительства современного благоустроенного жилья на селе, обеспечения его доступности для всех категорий граждан, содействие увеличению производства сельскохозяйственной продукции в частном секторе, координацию инвестиционной деятельности субъектами всех форм собственности по развитию социальной сферы села и инженерного обустройства сельского жилого фонда.
Основными задачами Фонда являются:
формирование кредитных ресурсов за счет бюджетов всех уровней, банковских кредитов, средств юридических и физических лиц, доходов от собственной хозяйственной деятельности;
осуществление контроля за формированием средств;
эффективное использование сформированных средств.
Фонд является специализированной кредитно-финансовой хозяйственной организацией, осуществляет свою деятельность на условиях полной хозяйственной самостоятельности и является юридическим лицом.
Для обеспечения выполнения уставных задач, Фонд создает свои отделения или филиалы в городах и районах республики, а также строительные, заготовительные, перерабатывающие, торговые и другие виды подразделений, средства от хозяйственной деятельности которых направляются на дальнейшее развитие жилищного строительства.
Для координации деятельности министерств и ведомств, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации организационных и экономических мер, направленных на проведение жилищной реформы на селе, создается Координационный совет по вопросам поддержки индивидуального жилищного строительства на селе, который выполняет функции наблюдательного совета Фонда. Координационный совет способствует формированию средств Фонда, определяет основные направления использования кредитных ресурсов, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием сформированных средств.
13. Производственно-техническое обеспечение Программы
Переход жилищной сферы и строительного комплекса к открытому рыночному функционированию может быть произведен за счет разумного сочетания приватизации предприятий строительной индустрии и сохранения элементов государственного управления ими для поддержания полноценного производственного цикла. Вместе с тем целесообразно создать разветвленную сеть мелких и средних предприятий, способных конкурировать с существующими предприятиями. Исходя из этих принципов создание производственной базы для выполнения положений настоящей Программы осуществляется в несколько этапов.
1 этап - определяются предприятия строительной индустрии и строительные организации, которые будут обеспечивать поставку на договорной основе строительных материалов и конструкций по приемлемым ценам и выполнение строительно-монтажных работ по возведению жилых домов и устройству инженерных коммуникаций.
В целях расширения объема услуг, оказываемых индивидуальным застройщикам, а также создания условий для свободного выбора, материально-техническое обеспечение предусматривается по следующим схемам:
полная или частичная комплектация строительства необходимыми материалами структурными подразделениями Фонда через систему технологической комплектации на договорной основе в счет предоставляемой ссуды;
самостоятельное приобретение застройщиками строительных материалов на свободном рынке за счет собственных и заемных средств.
Для возможности самостоятельного приобретения материалов Фондом предусматривается создание разветвленной сети филиалов и точек розничной торговли, предоставляющих населению в рассрочку строительные материалы. На договорной долгосрочной основе предприятиями строительной индустрии и стройматериалов намечается авансовая поставка Фонду материалов и конструкций с последующим погашением их стоимости по мере погашения кредитов застройщиками.
2 этап - создаются базы комплектации строительными материалами, определяются автотранспортные предприятия и механизированные колонны, которые обеспечат своевременную доставку качественных материалов на стройплощадку и технологически совместимый их монтаж.
Опыт реализации аналогичных программ в областях Украины показывает, что отсутствие централизованной доставки стройматериалов на объект является основным фактором, сдерживающим выполнение графика строительно-монтажных работ, и как следствие сроков использования кредита. Поэтому планируется создание центров по изучению спроса и координации доставки грузов в географически выгодно расположенных регионах: Симферополе, Феодосии, Джанкое, Раздольном. Для оказания транспортных услуг предусматривается привлечение техники и механизмов сельскохозяйственных предприятий и других районных подразделений на льготной основе с постепенным переходом к полному их оказанию подразделениями Фонда.
3 этап - определяются предприятия пищевой промышленности и торговли, на которых будет перерабатываться и реализовываться сельскохозяйственная продукция, передаваемая заемщиками Фонду в счет погашения кредитов.
Для организации приемки, хранения и реализации такой продукции в каждом районе создаются заготовительные пункты и точки розничной торговли. На начальной стадии переработка сельхозпродукции производится на действующих предприятиях, в перспективе - на созданных собственных перерабатывающих мощностях Фонда. Учитывая, что основными видами продукции, передаваемой в погашение кредита, являются крупный рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные, значительная часть которых будет приниматься к концу года, предусматриваются помещения и кормовая база для его временного содержания до передачи в переработку.
14. Организационное обеспечение Программы
Организационно-методологическое обеспечение вопросов
реализации Программы осуществляют:
14.1. Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым:
вносит предложения Министерству аграрной политики Украины и обеспечивает направление части государственных капитальных вложений и средств, предусматриваемых в государственном бюджете на финансирование Программы и на развитие социальной сферы села, на кредитование сельского населения республики;
способствует привлечению инвестиционных средств
сельскохозяйственных предприятий на уровне районов;
предоставляет помощь заемщикам Фонда в приобретении молодняка сельскохозяйственных животных, кормов, оборудования и т.п.;
представляет Совету министров Автономной Республики Крым предложения по ценам на сельхозпродукцию, которая передается заемщиками в счет погашения кредитов.
14.2. Министерство экономики Автономной Республики Крым:
совместно с Фондом осуществляет разработку механизмов отчислений и оперативный контроль за поступлениями средств на местном уровне;
вносит предложения в Совет министров Автономной Республики Крым по объемам индивидуального жилищного строительства на селе и предусматривает в проектах местных бюджетов расходы на финансирование Программы отдельной строкой;
готовит и вносит в пределах предоставленных полномочий предложения по дополнительным источникам финансирования Программы.
14.3. Министерство финансов Автономной Республики Крым обеспечивает своевременное финансирование Программы в соответствии с утвержденным бюджетом.
14.4. Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым:
координирует работу Фонда с предприятиями строительной индустрии;
вносит предложения Совету министров Автономной Республики Крым по введению налоговых льгот в части поступлений в бюджет Автономной Республики Крым для предприятий строительной отрасли и индустрии, принимающих участие в реализации Программы;
определяет в установленном порядке наиболее эффективные энергосберегающие проекты индивидуальных жилых домов по доступным для застройщиков ценам и обеспечивает контроль за качеством строительства;
координирует работу по отводу земельных участков, обеспечению застройщиков проектно-сметной документацией, распространению каталогов типовых проектов и разработке индивидуальных проектов;
в пределах предоставленных полномочий осуществляет контроль за исполнением правил застройки сельских населенных пунктов;
организует приемку в эксплуатацию завершенного строительством жилья.
14.5. Республиканский комитет Автономной Республики Крым по делам национальностей и депортированных граждан и Республиканский комитет Автономной Республики Крым по делам семьи и молодежи:
способствуют Фонду в привлечении средств на развитие жилищного строительства для депортированных граждан, представителей национальных меньшинств, молодежного жилищного строительства в сельской местности;
в установленном порядке осуществляют контроль за перечислением и целевым использованием указанных выше средств.
14.6. Органы местного самоуправления:
проводят разъяснительную работу с населением о порядке предоставления кредитов;
организовывают работу по подбору нуждающихся в получении кредитов за счет средств Фонда;
привлекают предприятия коммунальной собственности для оказания застройщикам услуг автотранспортом, землеройной техникой, грузоподъемными механизмами;
обеспечивают своевременное перечисление соответствующей части местных налогов и сборов на счета Фонда;
в установленном порядке вносят предложения по введению льгот на местные налоги и сборы для предприятий, участвующих в реализации Программы;
утверждают списки индивидуальных застройщиков, нуждающихся в кредитовании за счет средств Фонда.
IV. АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Изменение структуры жилищного строительства по источникам инвестирования, структуры жилищного фонда - по формам собственности требует реализации целостной системы мер по перестройке жилищного строительства в соответствии с современными конструктивно-технологическими параметрами.
Основным направлением структурных изменений в архитектуре и градостроительстве, позволяющим преобразовать жилище в социально и экономически эффективную сферу, в ближайшее время является малоэтажное строительство индивидуальных домов в 1-2 этажа с приусадебными участками. Снижение доли многоэтажного жилищного строительства прямо пропорционально приводит к уменьшению затрат на его содержание, которое осуществляется в основном за государственный счет. Содержание же индивидуального дома для бюджетов практически ничего не стоит.
При строительстве домов в основном должны применяются местные строительные материалы: мелкие блоки из местных материалов, природные эффективные утеплители, эффективный кирпич, что позволяет значительно снизить себестоимость строительства.
Техническая направленность реформы в строительной индустрии требует существенных изменений структуры строительных материалов и конструкций, используемых в жилищном строительстве, с ориентацией на применение энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых материалов и конструкций, созданию условий для развития экономичного малоэтажного строительства.
Предполагается развитие производства новых видов теплоизоляционных изделий и конструкций наружной теплоизоляции, сочетающих свойства отделочного и конструкционного материалов, рулонной теплоизоляции с декоративно-отделочными свойствами. Для развития технологий возведения жилых домов, связанных с применением высокоэффективных утеплителей, которые были бы дешевле домов существующих конструктивных систем в 1,5-2 раза, необходимо предусмотреть в 2002-2004 годах специальные льготные кредитные ресурсы.
Увеличение объемов строительства индивидуальных жилых домов потребует также развития производства эффективных кровельных материалов, в том числе керамической и мягкой черепицы, экологически чистых листовых кровельных материалов, а также новых видов и типоразмеров столярных изделий, современных гипсокартонных систем.
Кроме того, для обеспечения индивидуального жилищного строительства потребуется разработать и освоить производство автономных систем (отопления, водоснабжения и канализации) различной мощности, в том числе экологически чистых, с использованием возобновляемых источников энергии (солнце, ветер). Необходимо также с целью сокращения непроизводительных расходов тепла и воды разработать и организовать производство новых типов санитарно-технического оборудования повышенной экономичности и надежности, приборов контроля и учета предоставления коммунальных услуг. Освоение указанных производств целесообразно осуществлять с использованием конверсии.
Для успешного проведения структурной перестройки стройиндустрии необходима прежде всего разработка системы норм, которые позволят проектным и строительным организациям независимо от форм собственности осуществлять "каталожный" подход к проектированию и строительству по образцам, наладить сеть магазинов и баз розничной торговли, создавать малые проектные и подрядные структуры без опасения технологической несовместимости горизонтальных связей предприятий, а также показать потребителю, что он вкладывает свои средства в реализацию технически отработанных решений по строительству его жилья.
Структурная перестройка проектно-строительной сферы должна быть обеспечена соответствующим инвестиционным потенциалом. Государственные капитальные вложения могут покрыть лишь незначительную часть общей потребности, что отвечает сложившейся мировой практике ресурсного обеспечения строительного комплекса. Основными субъектами инвестирования в развитие промышленности стройматериалов, стройиндустрии становятся приватизируемые предприятия, использующие собственные (включая заемные) средства. Поддержку и содействие этому процессу намечено осуществлять через Фонд.
V. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УДЕШЕВЛЕНИЮ СТОИМОСТИ
СТРОИТЕЛЬСТВА
Стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилья в 2001 году составила 674 грн вне зависимости от степени обеспеченности местными строительными материалами. Учитывая, что основными потребителями финансовой помощи по настоящей Программе являются граждане, проживающие в сельской местности, уровень доходов которых на 40% ниже среднего по республике, необходимо предпринимать меры по удешевлению стоимости строительства индивидуального жилья. Достижение этой цели возможно за счет проведения рациональной ценовой политики в отношении стоимости строительных материалов и услуг, а также введения системы налоговых льгот для участников Программы.
15. Ценообразование
Удешевление стоимости строительства осуществляется путем предоставления застройщикам льгот в приобретении местных материалов, использовании автотранспорта, в сооружении объектов инженерного обеспечения за счет местных бюджетов.
Снижение стоимости строительных материалов, приобретаемых на договорных условиях с поставщиками, для дальнейшей их передачи застройщикам в счет суммы кредита, может быть достигнуто за счет закупки оптовых партий, на что может быть использована часть сформированных кредитных ресурсов. Закупка товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств осуществляется на конкурсной (тендерной) основе на условиях и в порядке, определенных Законом Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" ( 1490-14 ).
При размещении заказов на производство строительных материалов отдается предпочтение предприятиям с наибольшей загрузкой производственных мощностей, имеющих высокопродуктивное оборудование и использующих современные технологии. Таким образом, обеспечивается снижение условно-постоянных затрат на единицу продукции и как следствие себестоимости готовой продукции.
С целью снижения транспортных затрат и стоимости работ строительных механизмов отдается предпочтение предприятиям, которые расположены в непосредственной близости от места строительства, либо частным лицам, владеющим указанными средствами и осуществляющим свою деятельность в установленном законодательством порядке.
Строительство объектов собственными силами застройщика или с использованием услуг частных лиц приведет к снижению стоимости строительства на 30-35%.
16. Налогообложение
В соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) предусмотрено освобождение от налогообложения операций по продаже и передаче в собственность новопостроенного жилья физическим лицам для его использования в качестве места жительства. Таким образом, при наличии финансирования строительства жилья для физических лиц из любых источников с последующей передачей такого жилья в собственность этим лицам строительные организации, непосредственно выполняющие строительные работы, не уплачивают налог на добавленную стоимость по указанным операциям.
В целях увеличения объемов строительства жилья, объектов социально-бытовой инфраструктуры, производства изделий, машин и механизмов для нужд жилищного комплекса необходимо решить вопрос о предоставлении льгот предприятиям, выпускающим данную продукцию, вкладывающим средства в развитие базы строительства, ремонта и реконструкции жилья.
В качестве дополнительных мер по увеличению инвестиционной активности в сфере строительства необходимо инициировать внесение изменений в действующее законодательство в части:
снижения на 50% ставки налога на добавленную стоимость строительных материалов и изделий, производимых предприятиями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и освобождение полностью от этого налога предприятий, производящих новые строительные материалы и ориентирующихся на передовые технологии;
уменьшения на 50% налога на прибыль от деятельности банков, направляемой на долгосрочное кредитование приобретения или строительства жилья (в объеме не менее 30% от всех кредитных ресурсов);
освобождения от налогообложения дивидендов и процентов по вкладам и паям юридических и физических лиц, участвующих в инвестиционных компаниях, фондах, банках, специализирующихся на инвестициях в жилье;
передачи определенного процента средств, получаемых от выкупа государственного и коммунального имущества, в собственность предприятий, образуемых в процессе приватизации действующих предприятий, при условии инвестирования этих средств в настоящую Программу.
Кроме того, в пределах сумм, которые поступают в бюджет Автономной Республики Крым, предполагается установить дополнительные льготы участникам Программы и индивидуальным застройщикам по уплате подоходного налога на период строительства дома и в течение трех лет после приобретения или строительства, а также налога на землю на время использования и погашения кредита.
VI. РЕЗЮМЕ
Экономическая политика государства во времена независимости, направленная на сохранение промышленного потенциала, компенсировалась в первую очередь сокращением инвестиций в агропромышленный комплекс. Село послужило инвестиционным донором для городов и технологически более развитых отраслей народного хозяйства. В последнее время наметились тенденции на увеличение инвестиций в сельское хозяйство и социальную сферу на селе, но их объемы недостаточны для вывода села из кризиса и тем более решения жилищных проблем сельского населения.
В существующих условиях глобальной перестройки экономики республики никакая традиционная система кредитования жилищного строительства, а тем более индивидуального, не сможет функционировать в широких масштабах. Необходимо создание нового кредитно-финансового механизма, адаптированного к условиям реформирования как строительного, так и агропромышленного комплекса. С этой стороны Программа является наиболее приспособленной к современному состоянию в жилищной сфере и, как показывает опыт практической реализации аналогичных программ в областях Украины, оптимальным образом сочетает потребности населения в жилищных кредитах и платежеспособность граждан Украины.
При условиях последовательного проведения жилищной реформы, принятия срочных мер по реализации Указа Президента Украины от 15 июля 1999 года N 856/99 ( 856/99 ) "Об Основных направлениях обеспечения жильем населения Украины на 1999-2005 годы", реальной государственной поддержки частного капитала можно будет решить сразу несколько социально-экономических проблем республики: увеличить в три раза ввод жилья в эксплуатацию, увеличить более чем на 2 тыс. тонн в год производство мяса или другой сельскохозяйственной продукции, повысить удельный вес частного сектора в общем производстве сельхозпродукции, который за последние два года снизился до 47,4%, загрузить мощности предприятий строительной индустрии и по производству продуктов питания, обеспечить работой более 3 тысяч крымчан.
Таблица 1
Распределение трудовых ресурсов по сферам занятости
(тыс. человек)
-----------------------------------------------------------------------------
N | Показатели | 1999 год | 2000 год | 2001 год
п/п| |------------------+------------------+------------------
| | всего|в том числе| всего|в том числе| всего|в том числе
| | |-----------| |-----------| |-----------
| | |город|село | |город|село | |город|село
-----------------------------------------------------------------------------
1. Трудовые ресурсы 1268,0 855,2 412,8 1270,6 857,0 413,6 1272,0 858,0 414,0
в т.ч.
трудоспособное
население 1195,0 801,9 393,1 1197,1 803,3 393,8 1198,0 804,0 394,0
2. Занято во всех
сферах
экономической
деятельности 805,0 591,7 213,3 803,1 590,6 212,5 801,2 591,7 209,5
а) в отраслях
экономики 674,4 480,9 193,5 669,4 477,3 192,1 664,6 475,6 189,0
б) в других
сферах
экономической
деятельности 130,6 110,8 19,8 133,7 113,3 20,4 136,6 116,1 20,5
3. Ученики в
трудоспособном
возрасте 90,5 75,8 14,7 92,0 77,0 15,0 92,5 77,5 15,0
4. Безработные 33,5 27,0 6,5 30,7 24,6 6,1 34,1 26,1 8,0
5. Незанятое
население 339,0 160,7 178,3 344,8 164,8 180,0 344,2 162,7 181,5
6. Уровень
занятости, в % 63,5 69,2 57,7 63,2 68,9 51,4 63,0 69,0 50,6
Таблица 2
Общая площадь жилого фонда и обеспеченность жильем
на душу населения в сельской местности
----------------------------------------------------------------------------------------
Наименования районов| Наличие жилого фонда | Выбытие жилого |Обеспеченность жильем
| на конец года | фонда (*) | на душу населения
| (тыс. кв. м) | (тыс. кв. м) | (кв. м)
|------------------------+--------------------+---------------------
| 1997 | 1998 | 2000 |1997 | 1998 | 2000 | 1997 | 1998 | 2000
----------------------------------------------------------------------------------------
Всего по республике 37625,5 38780,3 37326,6 2451,5 1685,8 2476,3 17,7 18,4 18,0
Бахчисарайский 1636,8 1708,9 1701,0 20,3 32,0 62,5 16,8 17,7 17,8
Белогорский 1011,3 1016,9 999,5 14,0 17,8 47,7 14,6 14,8 15,0
Джанкойский 1279,0 1280,6 1281,6 7,2 10,4 11,0 14,3 14,5 14,8
Кировский 912,2 918,3 920,9 13,1 10,0 17,7 14,5 14,8 15,1
Красногвардейский 1651,6 1669,0 1692,4 131,3 138,2 175,7 17,0 17,4 17,9
Красноперекопский 506,6 507,1 514,7 25,4 2,8 19,8 15,4 15,5 15,8
Ленинский 1338,8 1291,0 1517,5 65,7 80,4 40,9 16,5 16,2 19,7
Нижнегорский 897,6 906,5 898,5 16,5 21,4 29,7 15,0 15,3 15,4
Первомайский 592,6 598,4 594,7 6,8 2,8 18,9 13,8 14,2 14,5
Раздольненский 576,2 583,6 593,9 11,4 5,8 10,4 14,7 15,0 15,5
Сакский 1466,4 1481,8 1430,6 25,8 7,0 226,0 17,1 17,4 17,2
Симферопольский 2307,2 2321,8 2214,3 25,9 31,2 74,4 15,4 15,5 14,9
Советский 559,7 562,1 560,2 41,7 5,8 11,8 14,0 14,2 14,4
Черноморский 617,3 635,7 667,5 21,2 17,1 37,7 16,5 17,2 18,7
Всего по районам 15353,3 15481,7 15587,3 426,3 382,7 784,2 15,4 15,7 16,2
_______________
(*) В том числе: за ветхостью и аварийностью, в связи с переоборудованием жилых помещений в нежилые, от стихийного бедствия, по реконструкции, передано другим предприятиям, организациям, учреждениям, продано населению.
Таблица 3
Очередь на квартиру и улучшение жилищных условий
------------------------------------------------------------------
| 1995 г.| 1996 г.| 1997 г.|1998 г.|2000 г.
------------------------------------------------------------------
Количество семей и
одиноких граждан,
которые состояли на
квартирном учете на
конец года 117367 108293 101648 94844 85583
Количество семей и
одиноких граждан,
которые получили жилье
за год 3633 2546 2237 1808 1267
% от общей численности
тех, кто состоял на
квартирном учете на
конец предыдущего года 2,9 2,2 2,1 1,8 1,3
Таблица 4
Объемы не завершенного строительством жилья
в сельской местности республики и определение
стоимости строительства одного дома
---------------------------------------------------------------------
Наименования районов |Коли- |Общая |Остаточная|Средняя остаточная
|чество |площадь|сметная |сметная стоимость
|объектов|(тыс. |стоимость |одного объекта
| |кв. м) |(тыс. грн)|(тыс. грн)
----------------------+--------+-------+----------+------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5
---------------------------------------------------------------------
Всего по республике 26742 2608,4 1040824 39,0
завершенных, но не
оформленных
документально 1368 114,9 570 0,42
незавершенных
строительством: 25374 2493,5 1040254 41,0
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 15585 1559,2 863193 55,4
более 50% 9789 934,3 177061 18,1
в том числе по
районам:
Бахчисарайский 3634 454,3 186825 51,4
завершенных, но не
оформленных
документально - - - -
незавершенных
строительством: 3634 454,3 186825 51,4
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 2438 304,8 149750 61,4
более 50% 1196 149,5 37075 31,0
Белогорский 1279 114,2 35143 27,5
завершенных, но не
оформленных
документально 279 24,2 45 0,16
незавершенных
строительством: 1000 90,0 35098 35,0
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 579 52,1 26762 46,2
более 50% 421 37,9 8336 19,8
Джанкойский 3825 329,5 122324 32,0
завершенных, но не
оформленных
документально 377 27,2 324 0,86
незавершенных
строительством: 3448 302,3 122000 35,3
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 1864 170,6 100400 53,9
более 50% 1584 131,7 21600 13,6
Кировский 4294 515,2 258300 60,2
завершенных, но не
оформленных
документально - - - -
незавершенных
строительством: 4294 515,2 258300 60,2
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 3107 372,8 235200 75,7
более 50% 1187 142,4 23100 19,5
Красногвардейский 1211 103,0 38710 32,0
завершенных, но не
оформленных
документально 103 8,8 12 0,12
незавершенных
строительством: 1108 94,2 38698 34,9
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 643 54,7 31723 49,3
более 50% 465 39,5 6975 15,0
Красноперекопский 299 33,1 14218 47,6
завершенных, но не
оформленных
документально 39 4,5 18 0,46
незавершенных
строительством: 260 28,6 14200 54,6
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 223 24,3 12400 55,6
более 50% 37 4,3 1800 48,6
Ленинский 2896 266,4 59253 20,5
завершенных, но не
оформленных
документально 152 13,9 53 0,4
незавершенных
строительством: 2744 252,5 59200 21,6
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 654 60,2 33600 51,4
более 50% 2090 192,3 25600 12,2
Нижнегорский 1176 85,4 22019 18,7
завершенных, но не
оформленных
документально 130 9,8 19 0,2
незавершенных
строительством: 1046 75,6 22000 21,0
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 349 27,3 12600 36,1
более 50% 697 48,3 9400 13,5
Первомайский 567 47,8 20433 36,0
завершенных, но не
оформленных
документально - - - -
незавершенных
строительством: 567 47,8 20433 36,0
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 453 37,9 17958 39,6
более 50% 114 9,9 2475 21,7
Раздольненский 1036 88,0 41321 40,0
завершенных, но не
оформленных
документально 39 3,3 21 0,6
незавершенных
строительством: 997 84,7 41300 41,4
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 743 63,1 36400 49,0
более 50% 254 21,6 4900 19,3
Сакский 92 13,4 1807 20,0
завершенных, но не
оформленных
документально 40 7,8 7 0,18
незавершенных
строительством: 52 5,5 1800 34,6
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 22 2,0 1000 45,5
более 50% 30 3,6 800 26,7
Симферопольский 3827 344,4 143500 37,5
завершенных, но не
оформленных
документально - - - -
незавершенных
строительством: 3827 344,4 143500 37,5
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 2766 245,0 120100 43,4
более 50% 1061 99,4 23400 22,0
Советский 1096 62,7 21060 19,2
завершенных, но не
оформленных
документально 184 12,9 60 0,33
незавершенных
строительством: 912 49,8 21000 23,0
в том числе со
степенью готовности:
до 50% 534 23,4 15800 29,6
более 50% 378 26,4 5200 13,8
Черноморский 1510 151,0 75908 50,3
завершенных, но не
оформленных
документально 25 2,5 8 0,32
незавершенных
строительством: 1485 148,5 75900 51,1

................
Перейти до повного тексту