- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Закон України
З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О статусе депутата Верховного Совета Крыма
( Ведомости Верховного Совета Крыма, 1994 г., N 2, ст. 100 )
Настоящий Закон определяет права, обязанности и
ответственность депутатов Верховного Совета Крыма как полномочных
представителей народа Крыма и законодательной власти Республики.
I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ДЕПУТАТА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА
Статья 1. Депутат Верховного Совета Крыма
1. Депутат Верховного Совета Крыма является полномочным и
ответственным представителем народа и законодательной власти в
Республике Крым.
2. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией
Республики Крым, законодательными актами, действующими на
территории Республики Крым.
( Статья 2 исключена на основании Постановления ВР АРК
N 320-2/98
( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
Статья 3. Срок полномочий депутата Верховного Совета Крыма
1. Полномочия депутата Верховного Совета Крыма начинаются со
дня их признания Центральной избирательной комиссией на первом
заседании Верховного Совета нового созыва. С этого момента
прекращаются полномочия депутата Верховного Совета Крыма
предыдущего созыва.
2. По решению Верховного Совета Крыма полномочия депутата
прекращаются досрочно:
а) в связи с избранием или назначением депутата на должность,
занятие которой несовместимо с исполнением полномочий депутата
Верховного Совета Крыма;
б) в связи с личным заявлением депутата о сложении им
депутатских полномочий;
( Подпункт "в" части второй статьи 3 исключен на основании
Постановления ВР АРК N 320-2/98
( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
г) в связи с обвинительным приговором суда, вступившим в
законную силу в отношении лица, являющегося депутатом;
д) в случае признания депутата судом недееспособным или
безвестно отсутствующим;
е) в случае отзыва депутата, избранного по одномандатному (в
том числе одномандатному национальному), многомандатному
избирательным округам по требованию избирателей в установленном
законом порядке;
ж) в случае организации или активного участия депутата в
групповых действиях, грубо нарушающих установленный порядок
проведения пленарных заседаний Верховного Совета Крыма и повлекших
срыв пленарного заседания.
( Пункт 2 статьи 3 дополнен подпунктом
"ж" в соответствии с Постановлением ВС Крыма N 1135-1
( rb1135002-97 ) от 09.04.97 )
3. В случае смерти депутата его полномочия прекращаются без
принятия решения.
( Статью 3 дополнено частью третьей в
соответствии с Законом Республики Крым N 758-1
( rb0758002-96 ) от
18.04.96 )
4. Решение о прекращении полномочий депутата Верховного
Совета Крыма в случаях, указанных в части второй настоящей статьи,
принимается Верховным Советом Крыма и оформляется постановлением.
Полномочия депутата при этом прекращаются со дня, определяемого
этим постановлением.
( Статью 3 дополнено частью четвертой в
соответствии с Законом Республики Крым N 758-1
( rb0758002-96 ) от
18.04.96 )
Статья 4. Удостоверение и нагрудный знак депутата Верховного
Совета Крыма
1. Депутату Верховного Совета после признания его полномочий
выдается удостоверение и нагрудный знак "Депутат Верховного Совета
Крыма", которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата
Верховного Совета Крыма, их образцы и описание утверждаются
Президиумом Верховного Совета Крыма.
Статья 5. Формы осуществления депутатом Верховного Совета
Крыма своих полномочий
( Часть первая статьи 5 исключена на основании Постановления
ВР АРК N 320-2/98
( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
2. Занятие иной трудовой деятельностью не разрешается
Председателю Верховного Совета Крыма, его заместителям,
председателям постоянных комиссий Верховного Совета, их
заместителям, секретарям постоянных комиссий и депутатам,
работающим постоянно в Верховном Совете Крыма, за исключением
преподавательской, научной или иной оплачиваемой творческой
деятельности на условиях совместительства или по
гражданско-правовому договору.
3. Депутат Верховного Совета Крыма не может:
а) привлекаться в качестве эксперта органами предварительного
следствия, прокуратуры, суда;
б) заниматься предпринимательством, связанным с
посреднической деятельностью и перепродажей товаров и услуг. За
ним сохраняется право на получение дивидендов от акций, а также
доходов от иных корпоративных прав и имущества;
в) использовать свои полномочия в целях, не связанных с
депутатской деятельностью;
г) быть членом Правительства, Министром, Председателем
Государственного комитета, председателем Фонда государственного
имущества Крыма, Председателем Службы безопасности Крыма.
( Пункт
"г" части третьей статьи 5 в редакции Закона Республики Крым
N 131-1
( rb0131002-94 ) от 03.08.94 )
Статья 6. Порядок осуществления депутатом Верховного Совета
Крыма своих полномочий
( Часть первая статьи 6 исключена на основании Постановления
ВР АРК N 320-2/98
( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
2.
( Абзац первый части второй статьи 6 исключен на основании
Постановления ВР АРК N 320-2/98
( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
Депутат Верховного Совета Крыма, не работающий в Верховном
Совете Крыма на постоянной профессиональной основе, освобождается
от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту
основной работы на время осуществления депутатской деятельности на
основании соответствующих решений Верховного Совета Крыма, его
органов или официального уведомления. Требование каких-либо других
документов не допускается.
( Часть вторую статьи 6 дополнено
абзацем в соответствии с Законом Республики Крым N 758-1
( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
В случае нарушения депутатом работы пленарного заседания
Верховного Совета Крыма, заседания Президиума Верховного Совета
Крыма, постоянной комиссии или других органов Верховного Совета
Крыма, повлекшего срыв рассмотрения вопросов или проведения
заседания, постановлением Верховного Совета Крыма работа депутата
на постоянной профессиональной основе может быть прекращена
( Часть вторую статьи 6 дополнено абзацем третьим в соответствии с
Постановлением Верховного Совета Крыма N 1135-1
( rb1135002-97 )
от 09.04.97 )
3. Формами осуществления депутатской деятельности являются:
а) участие в заседаниях Верховного Совета Крыма и его
Президиума;
б) участие в работе постоянных и других комиссий, образуемых
Верховным Советом;
в) участие в выполнении поручений Верховного Совета, его
Президиума, постоянной комиссии;
г) участие в работе фракций и депутатских групп, в
парламентских слушаниях;
д) работа с избирателями;
е) внесение депутатских запросов и обращений.
( Часть третью
статьи 6 дополнено пунктом "е" в соответствии с Законом Республики
Крым N 758-1
( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
Депутатская деятельность может осуществляться также в иных
формах, предусмотренных настоящим Законом и Регламентом Верховного
- Совета Крыма.
II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА В ВЕРХОВНОМ
СОВЕТЕ КРЫМА И ЕГО ОРГАНАХ
Статья 7. Полномочия депутата в Верховном Совете Крыма
и его органах
1. Депутат Верховного Совета Крыма пользуется правом
решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях
Верховного Совета и его органов, в состав которых он входит.
2. Каждый депутат в Верховном Совете Крыма и его органах,
членом которых он является, имеет один голос. Депутат, не
являющийся членом какого-либо органа Верховного Совета, может
принимать участие в его работе с правом совещательного голоса.
3. Депутат Верховного Совета Крыма имеет право:
а) избирать и быть избранным в органы Верховного Совета;
б) предлагать вопросы для рассмотрения Верховным Советом или
его органами;
в) законодательной инициативы в Верховном Совете Крыма;
г) вносить предложения по порядку работы Верховного Совета и
его органов, а также голосования;
д) высказывать мнение по персональному составу органов и
кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или
утверждаемых Верховным Советом Крыма;
е) обращаться с запросами, принимать участие в прениях,
задавать вопросы докладчику, председательствующему на заседании,
требовать ответ на запрос;
ж) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам
голосования, давать справки;
з) ставить вопрос о недоверии составу органов, образованных
Верховным Советом Крыма, а также руководителям центральных органов
государственной исполнительной власти Республики Крым,
инициировать рассмотрение вопроса о вотуме недоверия Правительству
Крыма, ставить вопрос о несоответствии занимаемой должности
государственными должностными лицами (руководителями
госпредприятий, организаций, учреждений);
и) ставить вопрос о проверке деятельности предприятий,
учреждений и организаций, расположенных на территории Республики
Крым, в отношении которых имеются сведения о нарушении ими
действующего законодательства;
к) передавать председательствующему на заседании Верховного
Совета Крыма текст своего выступления, особого мнения, заявления,
предложения и замечания по вопросам, рассматриваемым Верховным
Советом, для включения в протокол и стенографический отчет
заседания;
л) получать любую информацию, документы и материалы в
государственных и общественных органах, не являющиеся
государственной, служебной, коммерческой тайной либо
конфиденциальной информацией, в том числе получать по одному
экземпляру официальных изданий Верховного Совета Крыма, текстов
выступлений, информационных материалов Верховного Совета и его
органов, информационные и справочные материалы правительственных и
других государственных органов, органов объединений граждан, а
также знакомиться с материалами архивов, текстами выступлений в
стенограммах и протоколах заседаний Верховного Совета Крыма и его
органов до опубликования.
Порядок получения и использования информации, документов и
материалов, являющихся государственной, служебной, коммерческой
тайной либо конфиденциальной информацией, определяется действующим
законодательством;
м) зачитывать на заседаниях Верховного Совета и его органов
по предварительному согласию председательствующего тексты
обращений, заявлений, резолюций, петиций граждан или их
объединений, если они имеют общественное значение;
н) бесплатно пользоваться средствами связи, множительной
техникой в Верховном Совете Крыма в связи с осуществлением им
депутатской деятельности.
( Пункт "н" части третей статьи 7 с
изменениями, внесенными в соответствии с Законом Республики Крым
N 758-1
( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
4. Депутат имеет право вносить в Верховный Совет и его органы
предложения по всем вопросам, относящимся к ведению Верховного
Совета Крыма и его органов, кроме случаев, когда такое право
закреплено Конституцией Республики Крым за определенным органом
или должностным лицом.
5. Порядок реализации указанных прав депутата Верховного
Совета Крыма устанавливается настоящим Законом, Регламентом
Верховного Совета Крыма, иными законодательными актами Республики.
Статья 8. Право законодательной инициативы депутата
Верховного Совета Крыма
1. Право законодательной инициативы депутата Верховного
Совета Крыма реализуется в форме внесения:
а) проекта нового закона, проекта закона об изменениях или
дополнениях к действующему закону либо о его отмене;
б) обоснованного предложения о необходимости принятия нового
закона, закона об изменениях или дополнениях к действующему закону
либо о его отмене (законодательное предложение);
в) предложений и поправок к документу законодательной
инициативы, рассматриваемому Верховным Советом Крыма.
2. Право законодательной инициативы депутата Верховного
Совета Крыма гарантируется:
а) обязательным рассмотрением внесенного документа
законодательной инициативы на заседании Верховного Совета Крыма с
принятием решения в отношении его;
б) обеспечением выступления инициатора внесения документа
законодательной инициативы на заседании Верховного Совета при его
рассмотрении.
3. Порядок осуществления права законодательной инициативы
депутата Верховного Совета Крыма определяется Регламентом
Верховного Совета Крыма.
Статья 9. Депутатский запрос
1. Депутатский запрос - это требование депутата Верховного
Совета Крыма, заявленное на пленарном заседании Верховного Совета
Крыма к подконтрольным и подотчетным ему органам и должностным
лицам, дать официальное разъяснение по вопросам, отнесенным к их
ведению.
2. Депутатский запрос вносится депутатом или
председательствующим на заседании Верховного Совета к Председателю
Верховного Совета Крыма, Правительству Крыма, руководителям
органов, назначенных Верховным Советом Крыма, по фактам нарушения
или неисполнения Конституции Республики, законов, постановлений,
иных актов и решений, принятых высшими органами государственной
власти Республики, а также по вопросам, имеющим
общереспубликанское значение или предусмотренным пунктом 6 статьи
17 настоящего Закона, в соответствии с Регламентом Верховного
Совета Крыма.
( Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными в
соответствии с Законом Республики Крым N 758-1
( rb0758002-96 ) от
18.04.96 )
3. Депутатский запрос вносится в письменной форме
Председателю Верховного Совета Крыма. Секретариат Верховного
Совета Крыма незамедлительно направляет текст запроса
соответствующему органу или должностному лицу, к которым он
обращен.
4. Орган или должностное лицо, которым адресован запрос,
обязаны дать официальный письменный ответ не позднее чем в
пятнадцатидневный срок или иной срок, установленный Верховным
Советом Крыма. Ответ на депутатский запрос направляется
Председателю Верховного Совета Крыма и депутату, который его внес.
Ответ на запрос, если на этом настаивает депутат,
зачитывается председательствующим на заседании Верховного Совета.
( Часть четвертая статьи 9 с изменениями, внесенными в
соответствии с Законом Республики Крым N 758-1
( rb0758002-96 ) от
18.04.96 )
5. Депутат Верховного Совета Крыма вправе дать оценку ответа
на свой запрос. В этом случае может быть проведено обсуждение
вопроса, если этого требует не менее одной пятой части депутатов
Верховного Совета.
При обсуждении ответа на запрос на заседании должны
присутствовать должностные лица, к которым обращен депутатский
запрос.
6. По результатам рассмотрения депутатского запроса Верховный
Совет принимает соответствующее постановление, которое должно быть
опубликовано в "Собрании законодательства Республики Крым" и
газете "Крымские известия".
( Часть шестая статьи 9 с изменениями,
внесенными в соответствии с Законом Республики Крым N 758-1
( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
Статья 10. Право депутата Верховного Совета Крыма на участие
в проверке соблюдения законности государственными
органами, объединениями граждан, предприятиями,
учреждениями и организациями
1. По поручению Верховного Совета Крыма или его органов
депутат принимает участие в проверках соблюдения законности
расположенными на территории Республики Крым государственными
органами, объединениями граждан, предприятиями и организациями, в
депутатских расследованиях, знакомится с необходимыми для этого
документами и материалами.
О результатах проверки депутат информирует Верховный Совет
или его органы, а также ставит в известность соответствующие
государственные органы, объединения граждан, предприятия,
учреждения и организации.
При необходимости депутат вносит предложения по обеспечению
соблюдения законности в деятельности указанных органов,
объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций,
устранению выявленных нарушений и недостатков, привлечению к
ответственности лиц, допустивших нарушение законности и
государственной дисциплины.
2. Депутат вправе инициировать в Верховном Совете Крыма или
его органах вопрос о необходимости проведения проверок соблюдения
законности государственными органами, объединениями граждан,
предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на
территории Республики Крым, о проведении депутатских расследований
по указанному вопросу.
Депутат Верховного Совета Крыма не обязан сообщать об
используемом им источнике информации.
Статья 11. Право депутата Верховного Совета Крыма на участие
в депутатском расследовании
1. По поручению Верховного Совета Крыма депутат участвует в
депутатском расследовании, назначенном по решению Верховного
Совета Крыма.
2. По требованию депутатской комиссии по расследованию все
государственные органы, объединения и организации, их должностные
лица должны беспрепятственно предоставлять необходимые для
расследования сведения, материалы и документы. Никто не вправе
уклоняться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское
расследование. Результаты расследования представляются в Верховный
Совет или его органы, подлежат обсуждению, и Верховный Совет
принимает по ним соответствующее решение.
3. Депутатское расследование не препятствует проведению
расследования по этому же вопросу уполномоченными на это
государственными органами.
Статья 12. Право депутатов Верховного Совета Крыма
объединяться в депутатские группы, фракции
1. Депутаты имеют право объединяться в депутатские группы,
фракции.
2. Порядок образования и особенности деятельности депутатских
групп, фракций в Верховном Совете Крыма определяются Регламентом
Верховного Совета Крыма, иными законодательными актами Республики,
регулирующими депутатскую деятельность. Депутатские группы и их
объединения вправе обнародовать информацию о своей деятельности в
официальных изданиях Верховного Совета Крыма.
Статья 13. Обязанности депутата в Верховном Совете
Крыма и его органах
Депутат Верховного Совета Крыма обязан:
а) присутствовать и принимать участие в заседаниях Верховного
Совета Крыма и его органов, в состав которых он избран, выполнять
их поручения, соблюдать Регламент Верховного Совета Крыма и иные
правовые акты, определяющие порядок деятельности Верховного Совета
и его органов. В случае невозможности прибыть на сессию или
заседание Верховного Совета депутат сообщает об этом Секретариату
Верховного Совета и председателю соответствующей постоянной
комиссии;
б) принимать участие в контроле за исполнением законов и иных
актов Верховного Совета Крыма, решений его органов;
в) информировать Верховный Совет Крыма и его органы, в состав
которых он избран, о выполнении поручений Верховного Совета и его
органов.
Статья 14. Ответственность депутата за неисполнение своих
депутатских обязанностей в Верховном Совете Крыма
1. В случае неисполнения депутатом своих обязанностей в
Верховном Совете или его органах, нарушения им установленного
порядка их работы вопрос о поведении депутата может быть
рассмотрен Верховным Советом или соответственно образуемыми им
органами.
2. Депутат может быть выведен из состава постоянной или
временной комиссии Верховного Совета за систематическое неучастие
в их работе.
3. Все выплаты, связанные с обеспечением выполнения
депутатских обязанностей, за дни отсутствия без уважительных
причин не производятся.
4. Меры, принятые Верховным Советом в отношении депутата, не
участвующего без уважительных причин в заседании Верховного Совета
или его органов, публикуются в газетах Верховного Совета и местных
Советов, на территории которых находится избирательный округ этого
депутата. Ежемесячно в этих же газетах соответственно публикуются
сведения об отсутствии депутатов Верховного Совета на сессии без
уважительных причин.
Статья 15. Депутатская этика
1. Депутат Верховного Совета Крыма должен соблюдать нормы
депутатской этики. Недопустимым является использование депутатом
своего статуса вопреки законным интересам общества, граждан и
государства.
2. В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении
депутата рассматривается Постоянной комиссией Верховного Совета
Крыма мандатной, по депутатской этике и организации работы
Верховного Совета. Меры воздействия в отношении депутата принимает
Верховный Совет Крыма.
3. Позиция, высказанная депутатом Верховного Совета Крыма, не
может быть предметом рассмотрения в Верховном Совете Крыма и его
органах, если он не допустил действий, прямо запрещенных законом.
III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА
В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
Статья 16. Права депутата Верховного Совета Крыма
1. Депутат Верховного Совета Крыма имеет право:
а) принимать участие в рассмотрении в органах государственной
власти любых вопросов, затрагивающих интересы граждан и
организаций;
б) обращаться в государственные органы и объединения граждан,
предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам по
вопросам своей депутатской деятельности;
в) посещать любые государственные органы, органы объединений
граждан, предприятия, учреждения и организации по вопросам своей
депутатской деятельности;
г) проверять по собственной инициативе с привлечением при
необходимости представителей государственных органов и объединений
граждан сведения о нарушениях законности, охраняемых законом прав
и интересов граждан и организаций;
д) требовать от соответствующих органов и должностных лиц
прекращения нарушений законности, охраняемых законом прав и
интересов граждан и организаций;
е) получать полную и достоверную информацию по вопросам,
связанным с осуществлением депутатских полномочий, от всех
государственных органов и органов объединений граждан,
предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;
ж) проводить собрания избирателей округа, встречи с
избирателями, трудовыми коллективами, объединениями граждан;
з) принимать участие в заседаниях объединений депутатов,
избирателей, органов самоуправления, собраниях граждан по месту
жительства, трудовых коллективов, военнослужащих в воинских
частях;
и) депутат вправе в случае обоснованного требования получить
разрешение на хранение и ношение личного огнестрельного оружия на
срок выполнения депутатских полномочий. Выдача и учет такого
оружия проводится Министерством внутренних дел Крыма;
к) повышать свой профессиональный уровень за счет средств
Верховного Совета.
2. Депутаты вправе объединяться в депутатские клубы, другие
депутатские формирования.
Статья 17. Депутатское обращение
1. Депутатское обращение - это изложенное в письменной форме
предложение депутата, адресованное должностным лицам
государственных органов, руководителям предприятий, учреждений и
организаций, осуществить определенные мероприятия, дать
официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам,
отнесенным к их компетенции.
2. Депутат вправе обращаться к должностным лицам всех
государственных органов и органов объединений граждан,
руководителям предприятий, учреждений и организаций, независимо от
форм собственности и подчинения, по вопросам, связанным с
депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении
поставленных вопросов.
3. Свое обращение депутат передает соответствующему
должностному лицу непосредственно или отправляет почтой.
4. Депутатское обращение обязательно для рассмотрения
должностными лицами, которым оно адресовано, в течение 10 дней с
момента получения. Если обращение не может быть рассмотрено в
определенный срок по объективным причинам, депутата уведомляют об
этом официальным письмом с изложением мотивов продления срока
рассмотрения, который не должен превышать 30 дней с момента его
получения.
5. Если депутат, внесший обращение, изъявил желание
присутствовать при его рассмотрении, должностное лицо обязано
заблаговременно предупредить депутата о времени и месте
рассмотрения обращения.
6. Обоснованный ответ на депутатское обращение должен быть
направлен депутату не позднее чем на второй день после
рассмотрения. Если депутат не удовлетворен ответом на свое
обращение и если, по его мнению, должностное лицо уклоняется от
решения поставленного в обращении вопроса, он вправе внести
депутатский запрос в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
Статья 18. Право депутата Верховного Совета Крыма на
безотлагательный прием должностными лицами
1. Депутат пользуется правом безотлагательного приема
руководителями и другими должностными лицами государственных
органов и органов объединений граждан, предприятий, учреждений и
организаций по вопросам депутатской деятельности.
................Перейти до повного тексту