- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Постанова
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМСКОЙ АССР
( Постановление утратило силу на основании Постановления
Верховной Рады АРК
N 1596-4/06
( rb1596002-06 ) от 22.02.2006 )
О концепции Конституции Крымской АССР
( Ведомости Верховного Совета Крыма, 1991-1992 г., N 1, ст. 35 )
Верховный Совет Крымской АССР п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить концепцию Конституции Крымской АССР с учетом
изменений и дополнений, высказанных в ходе обсуждения
(прилагается).
2. Вынести вопрос о названии государства и Конституции на
референдум в двух вариантах:
2.1. Республика Крым.
2.2. Крымская Автономная Советская Социалистическая
Республика.
3. Опубликовать концепцию Конституции Крымской АССР в газетах
"Крымская правда" и "Курортный Крым".
4. Поручить Президиуму Верховного Совета Крымской АССР
совместно с комиссией по разработке Конституции Крымской АССР
создать рабочие группы по подготовке отдельных разделов
Конституции из числа членов комиссии с привлечением ученых и
специалистов.
Председатель
Верховного Совета Крымской АССР Н.БАГРОВ
г. Симферополь,
19 июля 1991 г.
N 66-1
КОНЦЕПЦИЯ
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(Крымской Автономной Советской Социалистической
Республики)
Концепция Конституции Республики Крым (Крымской Автономной
Советской Социалистической Республики) содержит основополагающие
положения и принципы, в соответствии с которыми в настоящее время
осуществляется глубокое и всестороннее реформирование советского
национально-государственного устройства, формирование на новых
договорно-конституционных началах Союза ССР - федеративного
демократического правового государства, в состав которого вместе с
другими равноправными государствами - участниками Союзного
Договора - входит и Республика Крым (Крымская АССР).
В Конституции Республики Крым (Крымской АССР) законодательно
закрепляются:
I. Политико-правовой статус Республики Крым (Крымской АССР)
как демократического правового государства в составе Украины. Это
значит, что Конституция Республики Крым (Крымской АССР) не должна
противоречить Конституции и Законам Республики Украины, соблюдение
и исполнение которых является обязательным на территории
Республики Крым (Крымской АССР).
Политико-правовой статус Республики Крым (Крымской АССР)
реализуется на основе договорно-конституционных начал, т.е. на
сочетании Договора и Конституции суверенной Республики Украины и
входящей в ее государственное устройство Республики Крым
(Крымской АССР).
Так как Республика Крым (Крымская АССР) является участником
Договора о Союзе Суверенных Государств, в ее Конституции также
сформулированы и те положения, которые определяют
политико-правовой статус Республики Крым (Крымской АССР) в
структуре Союза ССР.
II. Все положения Конституции Республики Крым (Крымской АССР)
отражают исходные фундаментальные идеи и принципы демократии,
гуманизма, социальной справедливости, равенства, гарантии
осуществления прав народов, человека и гражданина, приверженность
к общечеловеческим ценностям и общепризнанным нормам права,
равноправие всех национальных культур и духовных ценностей,
верховенство в общественной и государственной жизни Законов,
взаимные права и ответственность граждан, общества и государства
за осуществляемую ими деятельность, состояние экономики, культуры,
законности и правопорядка, развитие прогресса. Эти и другие
положения Конституции являются основополагающими началами
укрепления и последующего развития гражданского общества и
правового государства на территории Крыма.
III. Конституция Республики Крым (Крымской АССР) - Основной
Закон общества и государства, поэтому она как нормативно-правовой
акт высшей юридической силы отличается от всех иных
государственных актов особой императивностью и стабильностью
предписаний, регулирует наиболее важные общественные отношения и
действует в пределах весьма длительного по времени исторического
периода. Конституция Республики Крым (Крымской АССР) является
актом непосредственного, прямого действия. В целях обеспечения
исключительной императивности, а также указанных свойств
Конституции и ее высокой эффективности в правовой системе
Республики вводится институт Конституционных Законов: Закон о
порядке введения Конституции Республики Крым (Крымской АССР) в
действие; Законы о собственности, выборах, языках, земле и др.
IV. Как Конституция государства, входящего в состав Украины и
в федеративное устройство Союза ССР, Конституция Республики Крым
(Крымской АССР) в пределах установленных (Договорами и
Конституциями СССР и Республики Украины) полномочий обладает на
своей территории верховенством, т.е. высшей юридической силой по
отношению ко всем другим актам государственных органов Союза ССР и
Республики Украины.
В плане законодательной техники Конституция Крымской
Республики является наиболее доступным и понятным для всех граждан
правовым актом. Поэтому предписания текста Конституции
сформулированы предельно лаконично, точно, ясны в восприятии.
Кроме того, Основной Закон отличается рациональной компактностью,
т.е. является относительно небольшим по объему правовым
документом.
Соблюдение и исполнение норм Конституции Республики Крым
(Крымской АССР), равно как реализация положений Союзного Договора
и Конституции СССР, Конституции и Законов Республики Украины,
является важнейшей обязанностью граждан, должностных лиц,
государственных органов и общественно-политических организаций.
Какой-либо отказ от соблюдения Конституции является антисоциальным
и противоправным актом, посягающим на политико-правовой статус
Республики Крым (Крымской АССР), права, свободы и законные
интересы ее граждан.
V. Структура Конституции Республики Крым (Крымской АССР).
ПРЕАМБУЛА.
Раздел I.
Основы конституционного строя
Глава 1. Республика Крым (Крымская АССР) - правовое
демократическое государство.
Глава 2. Республика Крым (Крымская АССР) и Союз Суверенных
Государств.
Глава 3. Административно-территориальное устройство.
Глава 4. Избирательная система. Гарантии осуществления
народовластия в Республике Крым (Крымской АССР).
Глава 5. Государственный флаг. Государственный герб.
Государственный гимн Республики Крым (Крымской АССР).
Глава 6. Столица Республики Крым (Крымской АССР).
Раздел II.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Глава 7. Общие положения.
Глава 8. Гражданство и права народов в Республике Крым
(Крымской АССР).
Глава 9. Гражданские и политические права и свободы.
Глава 10. Экономические, социальные и культурные права.
Глава 11. Экологические права.
Глава 12. Гарантии и социально-правовая защита прав человека
и гражданина.
Глава 13. Обязанности человека и гражданина.
Раздел III.
Гражданское общество и государство
Глава 14. Общие положения.
Глава 15. Экономическая система, собственность, труд.
Глава 16. Брак и семья.
Глава 17. Охрана здоровья.
Глава 18. Экологическая безопасность.
Глава 19. Культура, образование, наука.
Глава 20. Религия и религиозные объединения граждан.
Глава 21. Политические партии, иные общественные объединения
граждан.
Глава 22. Печать и другие средства массовой информации.
Раздел IV.
Государственное устройство Республики Крым (Крымской АССР)
Глава 23. Общие положения.
Глава 24. Законодательная власть. Верховный Совет Республики
Крым (Крымской АССР)
Глава 25. Председатель Верховного Совета Республики Крым
(Крымской АССР).
Глава 26. Исполнительная власть. Совет Министров Республики
Крым (Крымской АССР).
Глава 27. Конституционный Суд Республики Крым (Крымской
АССР).
Глава 28. Государственная власть и местное самоуправление.
Глава 29. Судебная власть.
Глава 30. Прокуратура.
Раздел V.
Обеспечение конституционного строя Республики Крым
(Крымской АССР)
Раздел VI.
Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию
Республики Крым (Крымской АССР)
Преамбула отражает мотивы и цели принятия Конституции
Республики Крым (Крымской АССР), волеизъявление граждан,
стремление представителей всех наций и народностей к воссозданию
государственности на территории Крыма, к участию в образовании
Союза ССР как демократического правового федеративного
государства.
В преамбуле изложены идеи о приоритете общечеловеческих
ценностей и общепризнанных норм и принципов международного права;
Конституция провозглашается Основным Законом общества и Республики
Крым (Крымской АССР), в соответствии с которым строится вся
правовая система государства; утверждение демократии, гуманизма,
обеспечивающих социальную справедливость, незыблемость прав и
свобод человека, как реальное и последовательное воплощение в
жизнь общества социалистической идеи, определяется важнейшей
задачей создаваемого правового государства - Республики Крым
(Крымской АССР).
Раздел I.
Основы конституционного строя
В данном разделе закрепляются основополагающие принципы,
определяющие политико-правовой, конституционный статус Республики
Крым (Крымской АССР) как демократического правового государства в
составе Украины. Признавая государственный суверенитет, соблюдая
Конституцию и Законы Украины, Республика Крым (Крымская АССР) как
государство в пределах установленной компетенции самостоятельно
осуществляет на своей территории всю полноту государственной
власти. Без согласия Республики Крым (Крымской АССР) и населения
(только в определяемом Законами порядке) не могут быть изменены
границы ее территории и решены другие вопросы, затрагивающие
политико-правовой статус Крымского государства и коренные интересы
его граждан. Также закрепляется положение, что территория
Республики Крым (Крымской АССР) находится под охраной
государственного суверенитета Украины, Договора о Союзе Суверенных
Государств, Законов.
В пределах своей компетенции Республика Крым (Крымская АССР)
в лице высших органов государственной власти и управления
самостоятельно осуществляет следующие полномочия: принятие
Конституции и Конституционных Законов; организует контроль за их
соблюдением; обеспечение безопасности личности, прав, свобод и
обязанностей граждан, общественного и национального согласия,
законности и правопорядка; определение
административно-территориального устройства; установление порядка
организации и деятельности республиканских и местных органов
государственной власти, системы и основных форм местного
самоуправления; формирование судебной власти и арбитражного суда;
учреждение Конституционного Суда; законодательное регулирование
порядка образования и деятельности на территории Крыма
общественных объединений граждан (в том числе: политических
партий, общественно-политических, экологических и др. организаций
и движений); установление режима чрезвычайного положения и
введение карантина на территории Республики либо в отдельных ее
регионах; законодательное регулирование языковых отношений на
территории Крыма; правовое регулирование миграционных процессов;
разработка и проведение научно обоснованной демографической
политики, обеспечивающей неуклонное повышение материального и
духовно-культурного благосостояния народов и каждого гражданина,
социальный прогресс; владение, пользование и распоряжение (право
собственности) землей, недрами, водными, лесными и другими
природными ресурсами, находящимися на территории Республики Крым
(Крымской АССР) и являющимися общим и неотчуждаемым достоянием
всего народа; законодательное регулирование и обеспечение
юридического равенства всех форм собственности (государственной,
частной, кооперативной, личной, акционерной и др.),
предпринимательской деятельности, материальной и моральной
заинтересованности; определение статуса местности как курорта,
установление правового режима округа санитарной охраны курортов;
разработка и утверждение государственных программ
социально-экономического и национально-культурного развития Крыма;
обеспечение экологической безопасности; защита памятников истории
и культуры; создание собственного государственного валютного
фонда; участие во внешнеэкономической деятельности и др.
Наряду с этим Крымская Республика реализует свои полномочия,
также участвуя в решении вопросов, отнесенных к ведению Верховного
Совета, Кабинета Министров и других государственных органов
Республики Украины и Союза ССР; вступает в отношения с
иностранными государствами и организациями, республиками -
субъектами Союза, заключает с ними договоры и соглашения,
обменивается полномочными представителями и т.д.
В этом же разделе изложены положения и закреплены принципы,
определяющие политико-правовой статус Республики Крым (Крымской
АССР) как участника Договора о Союзе Суверенных Государств и как
субъекта образованного в соответствии с данным Договором
суверенного правового демократического федеративного государства -
Союза ССР.
Эти и другие положения Конституции Республики Крым (Крымской
АССР) законодательно закрепляют волеизъявление населения Крыма,
выраженное им на референдуме 20 января 1991 года по вопросу
воссоздания Крымской АССР и на общесоюзном референдуме 17 марта
1991 года по вопросу образования Союза Суверенных Государств.
Как государство Республика Крым (Крымская АССР) входит в Союз
ССР как непосредственно, так и в составе Республики Украины.
Здесь же закрепляются основные принципы, к которым привержена
Республика Крым (Крымская АССР) как участник Союзного Договора и в
соответствии с которым она строит свои взаимоотношения с другими
республиками и Союзом; это: равенство, уважение суверенитета,
территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела,
разрешение споров демократическим путем, исключительно мирными
средствами, сотрудничество, взаимопомощь, добросовестное
выполнение обязательств по Договору и межреспубликанским
соглашениям, а также другие положения, определяемые статусом,
ролью и назначением Союза ССР как федеративного демократического
государства.
В соответствии с принципами и условиями Договора о Союзе
Суверенных Государств Республика Крым (Крымская АССР) делегирует
ряд своих полномочий Союзу в целях осуществления им единой и общей
для всех его субъектов (государств-участников) внешней и
внутренней политики, реализующей общность интересов в решении
единых задач экономического и социально-культурного развития,
создания единого экономического и правового пространства, системы
государственной безопасности и обороны, валюты и т.д., на всей
территории Союза и республик.
Конституция Республики Крым (Крымской АССР) закрепляет
правило, согласно которому вне пределов, отнесенных к ведению
Союза (равно к ведению государственных органов Республики
Украины), Республика Крым (Крымская АССР) самостоятельно
осуществляет свои полномочия на своей территории.
Республика Крым (Крымская АССР) также участвует в реализации
полномочий союзных органов, в том числе посредством совместного
формирования этих органов, специальных процедур согласования
решений, их исполнения и т.д.
Крымская Республика вправе опротестовать действие на своей
территории Законов Союза и Республики Украины, если они нарушают
Договор, противоречат Конституциям Украины, СССР и Конституции
Республики Крым (Крымской АССР) или ее Законам, принятым в
пределах компетенции Республики.
В Конституции изложены принципы
административно-территориального устройства Республики Крым
(Крымской АССР), отражающие природные и географические особенности
Крыма, исторически сложившееся деление территории на отдельные
районы, курортные места и зоны, расселение граждан по городам,
поселкам, селам и т.д.; изменения, которые произошли и происходят
в настоящее время в экономике, политической системе,
государственном строительстве, демографической структуре Крыма и
др.
Здесь же сформулировано положение о возможности создания на
территории Республики Крым (Крымской АССР) национально-культурных
территориальных образований - районов, сел, поселков и т.д.,
реализующих принципы национально-культурной автономии этнических
общностей, народов, компактно проживающих на определенной
территории.
Отдельные статьи Конституции посвящены определению правового
статуса города Севастополя.
Детально и в полном объеме вопросы
административно-территориального устройства Республики Крым
(Крымской АССР) определяются Конституционным Законом.
Конституция закрепляет положения, гарантирующие осуществление
в Республике реального полновластия народа, в том числе как
непосредственно в форме прямого волеизъявления граждан по вопросам
формирования представительных органов государственной власти,
местного самоуправления, избрания народных судей, принятия
законодательных актов, других государственных решений, так и через
представительные органы государства и местное самоуправление.
Гарантии осуществления народовластия обеспечиваются
Конституционными Законами Республики Крым (Крымской АССР) о
референдуме, выборах и избирательной системе, о порядке
образования и деятельности местных органов государственной власти
и самоуправления и др., а также соответствующим законодательством
Республики Украины и Союза ССР.
Основу общественного и государственного строя Республики Крым
(Крымской АССР) составляет экономический, политический,
идеологический и культурный плюрализм. Общественные объединения
граждан (политические партии, движения и др.), ставящие своей
целью насильственное ниспровержение или изменение конституционного
строя Республики Крым (Крымской АССР), запрещаются.
Конституция закрепляет важнейшие принципы избирательной
системы и избирательного права, которыми обеспечиваются
демократизм, права всех народов, равенство граждан,
многопартийность, состязательность и т.д, законность и
правопорядок в процессе их реализации.
Завершается раздел положениями о государственной символике
(флаг, греб), Государственном гимне и столице Республики Крым
(Крымской АССР). Учитывая общепринятую в государствах практику,
описание символов - флага и герба, - а также порядок их
использования в общественной и государственной жизни Республики
определяются Конституционным Законом. В Конституции Республики
Крым (Крымской АССР) устанавливается обязанность всех
государственных органов, общественных объединений, должностных лиц
и граждан уважать государственную символику Республики, защищать
ее нравственно-правовыми средствами как культурно-историческую и
социальную ценность общества и государства.
Раздел II.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Положения данного раздела пронизывают всю Конституцию
Крымской Республики, обеспечиваются учреждаемыми ею
государственными и юридическими институтами. Он исходит из
принципиально новых идей государственно-правового строительства,
признающих человека высшей ценностью цивилизации. Основу положений
раздела составляют идеи и принципы Всеобщей декларации прав
человека, Международных пактов об экономических, социальных,
культурных, гражданских и политических правах, Парижской хартии
для новой Европы, другие международно-правовые документы и
обязательства Украины и Союза ССР перед мировым сообществом в
области прав человека.
Жизнь человека, его честь, достоинство, свобода и личная
неприкосновенность и другие права не даруются государством людям,
а являются естественными и неотчуждаемыми правами человека.
Порядок их осуществления устанавливается только Законом. Права и
свободы человека и гражданина не могут ограничиваться, кроме
случаев, предусмотренных Конституцией. Все права и свободы
человека и гражданина, закрепленные Конституцией и Законами,
подлежат судебной защите. Государство отвечает за обеспечение прав
человека и гражданина независимо от их расовой принадлежности,
национальности, вероисповедания, социального положения.
Граждане равны перед Законом и имеют равное право на защиту.
Все государственные органы и должностные лица обязаны уважать
права человека и гражданина, всемерно содействовать их реализации.
Положения раздела соответствуют предписаниям Конституции
Республики Украины. В них отражаются нормы института гражданства
суверенного государства, в состав которого входит Республика Крым
(Крымская АССР). Гражданами Республики Крым (Крымской АССР)
являются лица, постоянно проживающие в Крыму, соблюдающие
Конституцию и Законы государства, права человека и народов. На ее
территории действует единое для всех гражданство Республик Украины
и Крыма (Крымской АССР), гражданство, установленное Договором о
Союзе Суверенных Государств и Союзной Конституцией. Эти положения
закрепляются и детализируются в Законах Украины, Крыма и Союза
СССР о гражданстве.
В соответствии с общепризнанными нормами и принципами
международного права в Конституции Республики Крым (Крымской АССР)
закрепляются гражданские, политические, экономические, социальные,
экологические и культурные права человека и гражданина. Эти права,
в том числе способы их осуществления и защиты в государстве,
конкретизируются в соответствующих Законах Республики.
................Перейти до повного тексту