- Правова система ipLex360
- Законодавство
Ремонт тележек
грузовых вагонов РД 32 ЦВ 052-2009
(Руководящий документ)
Утвержден
на пятьдесят втором
заседании Совета
по железнодорожному
транспорту
14 мая 2010 года
Согласовано
Комиссией
Совета по железнодорожному
транспорту полномочных
специалистов вагонного
хозяйства железнодорожных
администраций
Протокол
от 27-29 января 2010 года
Предисловие
1. Разработан Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) филиал ОАО "РЖД"
Ответственный за выпуск: Пашарин С.И.
Внесен Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества
2. Принят Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций Протокол от 27-29 января 2010 г.
3. Введен в действие 1 июля 2010 года
4. Взамен РД 32 ЦВ 052-2002 Руководящий документ "Инструкция по ремонту тележек грузовых вагонов"
Настоящий Руководящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения ОАО "РЖД".
1. Общие положения
1.1. Настоящий Руководящий документ "Ремонт тележек грузовых вагонов" РД 32 ЦВ 052-2009, далее Руководство, распространяется на ремонт двухосных и четырехосных тележек грузовых вагонов.
Руководство определяет порядок проведения плановых видов ремонта, а также устанавливает нормы и требования, которым должны удовлетворять тележки при выпуске из деповского и капитального ремонтов вагонов. Требования к тележкам при выпуске из текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов содержатся в "Руководстве по текущему отцепочному ремонту" РД 32 ЦВ-056-97.
1.2. Ремонт тележек должен производиться на вагоноремонтных предприятиях, имеющих соответствующее оборудование, квалифицированный персонал и имеющих право на проведение указанных работ.
1.3. Составные части и детали тележки должны иметь знаки и клейма, установленные соответствующими чертежами и стандартами, а также коды железнодорожных администраций государств СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии согласно альбому "Знаки и надписи на вагонах грузового парка колеи 1520 мм" N 632 ПКБ ЦВ МПС России.
1.4. Размеры тележек, их составных частей и деталей должны соответствовать установленным настоящим Руководством нормам, а также чертежам завода-изготовителя.
1.5. Ремонт тележек на вагоноремонтных предприятиях железных дорог стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии устанавливается компетентными органами железнодорожных администраций.
Изготовление и сборка тележки и ее узлов регламентируется технологическими процессами этих предприятий, техническими требованиями, предъявляемыми к тележкам при изготовлении и другой действующей нормативной документацией.
1.6. Перечень средств измерений, применяемых при контроле технического состояния узлов и деталей тележек, правила пользования ими определяется Руководящим документом "Методика выполнения измерений надрессорной балки, боковых рам, пружин и рессорного комплекта при проведении плановых видов ремонта тележек 18-100" РД 32 ЦВ 050-2005.
1.7. Тележки моделей 18-100, 18-1750.0, 18-1750.0-01 и 18-9770 оборудованные износостойкими элементами по проектам М 1698 ПКБ ЦВ ОАО "РЖД" "Износостойкие элементы для установки в узлы тележки типа 2 грузовых вагонов" или по проекту С 03.04 Укрзализныци "Инструкции по комплексной модернизации тележек грузовых вагонов с использованием износостойких элементов и колес с ремонтным профилем ИТМ-73" и должны ремонтироваться по утвержденной нормативной документации.
Смешанная установка износостойких элементов по проектам М 1698 и С 03.04 не допускается.
1.8. При плановых видах ремонта тележек грузовых вагонов должны соблюдаться "Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в вагонном хозяйстве железных дорог".
1.9. Настоящий Руководящий документ "Ремонт тележек грузовых вагонов" РД 32 ЦВ 052-2009 вводится взамен Руководящего документа "Инструкции по ремонту тележек грузовых вагонов" РД 32 ЦВ 052-2002.
2. Основные технические данные тележек грузовых вагонов, их узлов и деталей
2.1. Основные технические характеристики тележки модели 18-100 и 18-9770 приведены в таблице 2.1 и на рисунке 2.1.
2.2. Составными частями тележек моделей 18-100 и 18-9770 являются:
- рама тележки, состоящая из двух боковых рам и надрессорной балки со скользунами;
- колесные пары с буксами;
- рессорное подвешивание состоящее из наружных и внутренних пружин, фрикционных клиньев и фрикционных планок;
- тормозная рычажная передача, состоящая из рычагов, триангелей с тормозными башмаками и их подвесками;
- валики, шайбы, шплинты, соединяющие детали тормозной рычажной передачи тележки с боковыми рамами и надрессорной балкой;
- шкворень;
- съемные износостойкие элементы по проекту М 1698 ПКБ ЦВ или по проекту С 03.04.
2.3. Тележка четырехосная модели 18-101, приведенная на рисунке 2.2, состоит из двух двухосных тележек модели 18-100 и соединительной балки.
2.4. Детали тележки изготовлены из следующих материалов:
- боковые рамы - сталь 20ГЛ, 20ГФЛ, 20ГТЛ ОСТ 32.183-2001;
- надрессорная балка - сталь 20ГЛ, 20ГФЛ, 20ГТЛ ОСТ 32.183-2001;
- фрикционный клин - чугун СЧ - 25 ГОСТ 1412;
- пружина рессорного комплекта - сталь 55С2, 60С2 ГОСТ 14959;
- детали тормозной рычажной передачи - Ст 3 ГОСТ 380;
- композиционные колодки ТИИР-300, ТИИР-303;
- фрикционная планка - сталь 45 ГОСТ 1050;
- составные фрикционные планки - сталь ЗО ХГСА ГОСТ 11269;
- шкворень - Ст 3 сп. ГОСТ 380.
- материал износостойких элементов, установленных в узлах трения указан в проекте М 1698 ПКБ ЦВ или в проекте С 03.04.
Новые детали, поступающие на предприятие для ремонта тележек и замены отбракованных, должны иметь сертификат завода-изготовителя.
Таблица 2.1
---------------------------------------------------------------------------
| Наименование показателей | Размеры |
| |-------------------------|
| | Модель | Модель |
| | 18-100 | 18-101 |
| | Модель | |
| | 18-9770 | |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|База тележки, мм | 1850 | 3200 |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Статический прогиб под весом брутто, мм | 46 - 50 | 46 - 50 |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Статический прогиб под тарой, мм | 9.0 | 9.0 |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Конструкционная скорость движения, км/ч | 120 | 120 |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Год выпуска в серию |1957 (1974) |1964 (1974) |
|-----------------------------------------------+-------------------------|
|Рессорный комплект |фрикционно-пружинный |
|-----------------------------------------------+-------------------------|
|Высота пружин рессорного комплекта в свободном | +7 | +7 |
|состоянии, мм | 249 | 249 |
| | -2 | -2 |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Средний диаметр наружной пружины, мм |170 +/- 2.5 |170 +/- 2.5 |
|Средний диаметр внутренней пружины, мм |111 +/- 1.5 |111 +/- 1.5 |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Диаметр прутка: наружный, мм | 30 | 30 |
|внутренний, мм | 19/21(*) | 19/21(*) |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Число витков пружин: наружной/внутренней | | |
| | 8,5 | 8,5 |
|полное |5/5/--------|5/5/--------|
| | 7,95(*) | 7,95(*) |
| | | |
| | 7,0 | 7,0 |
|рабочее |4,0/--------|4,0/--------|
| | 6,45(*) | 6,45(*) |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Рабочая нагрузка, кгс, наружная/внутренняя | 1900/800 | 1900/800 |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Нагрузка при полном сжатии, кг, |3749/1460 / | 3749/1460 |
|не более: наружная/внутренняя | 1938(**) | |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Вес пружины, кг, не менее: | | |
|наружной | 14.8 | 14.8 |
|внутренней |5.8/7.05(*) |5.8/7.05(*) |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Рама тележки |без связевая|связевая |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Расстояние от головки рельса до опорной | +12 | +12 |
|поверхности подпятника в свободном состоянии, | 806 | 806 |
|мм | -21 | -21 |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Габаритные размеры тележек, мм: | | |
|длина | 2863 | 6056 |
|ширина | 2590 | 2590 |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Тип оси |РУ 1, РУ 1Ш |РУ 1, РУ 1Ш |
|-----------------------------------------------+------------+------------|
|Масса тележки, т |4.8/4.7(*) | 12.0 |
---------------------------------------------------------------------------
Примечание: цифры в скобках - год выпуска моделей
----------------
(*) - выпуск после 1989 года
(**) - для внутренних пружин диаметром 21 мм
Рисунок 2.1. Тележка двухостная модель 18-100(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
Рисунок 2.2. Тележка четырехостная модель 18-101(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
3. Техническое обслуживание и ремонт тележек
3.1. Ремонт тележек вагонов предусматривает:
- осмотр тележек под вагонами согласно "Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации" ЦВ-ЦЛ/408;
- текущий отцепочный ремонт тележек согласно "Руководству по текущему отцепочному ремонту" РД 32 ЦВ-056-97;
- деповской, капитальный ремонты тележек согласно настоящему Руководству.
3.2. Капитальный, деповской и текущий отцепочный ремонты тележек грузовых вагонов разрешается производить лицам, сдавшим экзамен в знании настоящего Руководства, местного технологического процесса, организации ремонта тележек и получившим право на выполнение этих работ. Проверочные экзамены проводятся ежегодно.
Право контроля за качеством деповского и капитального ремонтов тележек определяют уполномоченные компетентные органы железнодорожных администраций стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
3.4. При деповском или капитальном ремонте тележки из-под вагона поступают на участок их ремонта, где они должны очищаться и обмываться в моечной машине без колесных пар, которые передаются на колесно-роликовый участок.
Боковые рамы, надрессорная балка тележки, пружинно-фрикционный рессорный комплект, рычажная передача тележки ремонтируются в соответствующих отделениях и участках.
3.5. Колесные пары ремонтируют согласно требованиям "Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар" ЦВ/3429 и "Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками" 3-ЦВРК.
3.6. Тормозная рычажная передача ремонтируется в соответствии с требованиями "Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов" ЦВ-ЦЛ-945.
3.7. Детали и узлы тележки подвергаются дефектоскопированию согласно действующей нормативной документации, согласованной Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
4. Входной контроль тележек грузовых вагонов при плановых видах ремонта
4.1. Контроль технического состояния узлов тележек производится после постановки вагонов на ремонтные позиции, при этом проверяется:
- наличие дефектов и износов колесных пар;
- положение деталей пружинно-фрикционного рессорного комплекта, завышение опорной поверхности фрикционного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки, наличие свободного перемещения фрикционного клина и пружин рессорного комплекта до подъемки вагона;
- состояние деталей тормозной рычажной передачи;
- зазоры между скользунами тележки и рамы вагона.
4.2. После выкатки тележки проверяют состояние узла пятник-подпятник.
4.3. Результаты обследования тележек заносятся в дефектную ведомость формы ВУ-22 и используются при ремонте деталей и узлов, сборке и подкатке отремонтированной тележки под вагон.
4.4. Проверяют срок службы литых деталей тележки.
4.5. Входной контроль деталей тележек может осуществляться на автоматизированных измерительных комплексах типа "СПРУТ".
5. Разборка тележек
5.1. Разборка двухосной тележки начинается перед моечной машиной, когда рама тележки снимается с колесных пар грузоподъемным механизмом, а колесные пары передаются на колесно-роликовый участок для ремонта.
После очистки раму тележки перемещают на позицию поточной линии или устанавливают на специализированную ремонтную позицию.
5.2. Разборка рамы двухосной тележки производится в следующей последовательности в соответствии с рисунками 5.1, 5.2, 5.3:
- выбить чеки и снять тормозные колодки, предохранительные скобы;
- снять шплинты;
- снять шайбы, выбить валики, снять вертикальные рычаги и распорную тягу;
- выбить шплинты, снять шайбу и валики, снять серьгу мертвой точки, после удаления шплинта, шайбы и валика;
- вынуть проволоку-фиксатор предохранительной скобы валика подвески башмака, снять шайбы;
- выбить шплинт оси (валика) и оси (валики), опустить триангель на предохранительные полочки боковин рамы;
- снять подвески тормозного башмака, снять триангель (одновременно снимают и второй триангель и передают на позицию их ремонта);
- вынуть шкворень, приподняв краном или пневматическим подъемником с кантователем надрессорную балку, снять клинья фрикционные, снять пружинные комплекты;
- удалить шплинт, свинтить гайку с болта и вынуть его, снять резинометаллический комплект, балку опорную;
- снять контактную планку, регулировочную планку;
- удалить шплинт, свинтить гайку, снять шайбу, болт, снять колпаки;
- боковины рамы тележки при помощи подъемников с кантователями снимаются с надрессорной балки;
- надрессорная балка остается на подъемнике - кантователе.
5.3. Разборка четырехосной тележки производится в следующей последовательности:
- снимается шкворень;
- расшплинтовываются валики, снимают шайбы и валики верхнего горизонтального рычага тормозной передачи;
- при помощи крана снимается соединительная балка;
- снимается "нижний" горизонтальный рычаг тормозной передачи;
- освободившиеся двухосные тележки передаются на участок ремонта и разбираются в порядке, указанном в п. п. 5.1-5.2.
Рисунок 5.1(*)
-----------------
(*) Рисунок не приводится.
Рисунок 5.2(*)
-----------------
(*) Рисунок не приводится.
Рисунок 5.3(*)
-----------------
(*) Рисунок не приводится.
6. Неразрушающий контроль составных частей и деталей тележек
6.1. Перечень деталей тележек, подвергаемых неразрушающему контролю, с указанием зон и методов контроля, а также видов работ, при которых проводят контроль, приведен в РД-32.174-2001 "Неразрушающий контроль деталей вагонов. Общие положения" с изменениями N 1, 2.
6.2. Детали тележек подвергаются неразрушающему контролю в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, утвержденных в установленном порядке:
- РД 32.149-2000 "Феррозондовый метод неразрушающего контроля деталей вагонов" с изменением N 1;
- РД 32.150-2000 "Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов" с изменениями N 1, 2;
- РД 32.159-2000 "Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов" с изменениями N 1, 2.
- ТИ ЦДРВ-32-002-2008 "Инструкции по неразрушающему контролю литых деталей тележек грузовых вагонов модели 18-100 при продлении срока службы".
7. Дефектация составных частей и деталей тележек
7.1. Дефектация узлов и деталей тележек грузовых вагонов должна производиться после проведения неразрушающего контроля.
7.2. Дефектацию проводить визуальным и инструментальным способами.
7.3. Наличие трещин во всех деталях тележек не допускается, кроме трещин, которые устраняются при плановых видах ремонтов в соответствии с действующей ремонтной документацией.
7.4. Размеры узлов и деталей тележек, которым они должны соответствовать, при плановых видах ремонта приведены в таблице 7.
Таблица 7
---------------------------------------------------------------------------
| Наименование неисправностей | При деповском | При капитальном |
| | ремонте с | ремонте с |
| | установкой | установкой |
| | износостойких | износостойких |
| | элементов | элементов |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Глубина подпятника для балок, | +1 | +1 |
| +1 |25 |25 |
|изготовленных до 1986 г. (25 ), мм, | -2 | -2 |
| -2 | | |
|не более | | |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Глубина подпятника для балок, | +1 | +1 |
| +1 |30 |30 |
|изготовленных после 1986 г. (30 ), | -2 | -2 |
| -2 | | |
|мм, не более | | |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Размер наклонных поверхностей | +4 | +4 |
|надрессорной балки, мм, не более |175 |175 |
| | -1 | -1 |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Размер упорных поверхностей |не более 342 | +3 |
|(челюстей) боковой рамы, мм, | |335 |
| | | -1 |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Износ колпака скользуна, мм, не более|2 |не допускается |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Износ скользунов соединительной | | |
|балки: центральных, не более |2 |не допускается |
|концевых, не более |2 | |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Остаточная высота прилива опорной |не более 3 |не более 3 |
|поверхности буксового проема боковой | | |
|рамы, мм | | |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Клин фрикционный из чугуна. |не более 3 или 2 |новый |
|Суммарный износ рабочих поверхностей,|на сторону | |
|мм | | |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Глубина подпятника соединительной |47,5 |47,5 |
|балки, мм, не более | | |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Диаметр подпятника, надрессорной | +1,5 | +1,5 |
|балки на глубине 10 мм, мм, |302,5 |302,5 |
|не более |при конусности |при конусности |
| |1:12,5 |1:12,5 |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Диаметр подпятника соединительной | +1 | +1 |
|балки на глубине 10 мм, мм, |457 |457 |
|не более | -2 | -2 |
| |при конусности |при конусности |
| |1:12,5 |1:12,5 |
|-------------------------------------+-----------------+-----------------|
|Износ крайних пятников |не допускается |не допускается |
|соединительной балки, мм | | |
---------------------------------------------------------------------------
7.5. Литые детали тележек, имеющие износы, превышающие допустимые, подлежат ремонту сваркой и наплавкой в соответствии с инструкциями разработанными ВНИИЖТ и утвержденными установленным порядком, с последующей механической обработкой до чертежных размеров и заданной твердости.
Твердость измеряется твердомером типа ТЭМП 3 по ГОСТ 9012-59, ГОСТ 9013-59 или другого типа.
7.6. Триангели рычажной передачи тележек испытывают на растяжение при их изготовлении вновь, периодических видах ремонта вагонов и ремонте сваркой, согласно Руководству по ремонту триангелей Р 001 ПКБ ЦВ-97 РК и Методике испытаний на растяжение 656-2000 ПКБ ЦВ.
7.7. Нетиповые чеки крепления тормозных колодок, шайбы крепления рычажной передачи тележек заменяют типовыми, а шплинты - новыми.
7.8. Шарнирные соединения рычажной передачи должны соответствовать требованиям "Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов" ЦВ-ЦЛ-945.
7.9. Шкворень, имеющий трещины или изгиб более 5 мм, подлежит замене. Износ шкворня по диаметру при деповском ремонте допускается не более 3 мм, при капитальном ремонте износ шкворня не допускается.
7.10. Разница баз боковых рам допускается не более 2 мм.
7.11. Осмотр, освидетельствование и ремонт колесных пар производить в полном соответствии с требованиями "Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар" ЦВ/3429.
7.12. Осмотр и ревизию буксовых узлов колесных пар производить в соответствии с требованиями "Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками" 3-ЦВРК.
7.13. Размеры, которым должна соответствовать соединительная балка четырехосной тележки, приведены в "Типовом технологическом процессе на ремонт соединительной балки четырехосной тележки" ТК-232 ПКБ ЦВ.
7.14. Балка опорная для авторежима должна быть установлена на специальные полки боковых рам тележки согласно требованиям "Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов" ЦВ-ЦЛ-945.
8. Ремонт боковых рам
8.1. Боковые рамы перед ремонтом и дефектацией очищают от грязи, отслоившейся ржавчины и разрушившегося лакокрасочного покрытия, обмывают в моечной машине, осматривают на возможность обнаружения трещин, отколов и износов. Особо тщательное внимание уделяют зонам А и Б, указанным на рисунке 8.1.
8.2. При капитальном или деповском ремонтах под вагон подкатывают тележки с боковыми рамами, с установленными износостойкими элементами по проекту М 1698 ПКБ ЦВ или по проекту С 03.04.
Оставшийся срок службы боковых рам должен быть не менее чем до следующего капитального или деповского ремонта вагона соответственно.
8.3. Не допускается ремонт боковой рамы, у которой в буксовом проеме опорная поверхность имеет местный, канавкообразный износ более 2 мм в тело рамы (максимальная ширина канавки 20 мм, максимальная длина канавки равна ширине опорной поверхности).
8.4. Трещины, на боковых рамах тележки, кроме указанных на рисунке 8.2 не допускаются.
Указанные на рисунке 8.2 дефекты в боковой раме разрешается устранять сваркой и наплавкой при плановых видах ремонта согласно "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов".
8.4.1. Трещину направляющего буртика для фрикционного клина разрешается заваривать в соответствии с "Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов".
8.4.2. Трещину в кронштейне подвески триангеля длиной не более 32 мм разрешается заварить в соответствии с "Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов".
8.4.3. Продольную трещину в стенке прилива для валика подвески триангеля разрешается заварить в соответствии с "Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов".
8.4.4. Откол направляющего буртика для перемещения фрикционного клина и фрикционных планок ремонтируется приваркой нового в соответствии с "Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов".
8.4.5. Откол "ушек" в местах крепления фрикционных планок разрешается ремонтировать приваркой нового "ушка". Разрешается приваривать не более двух "ушек", расположенных по диагонали в соответствии с "Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов".
Рисунок 8.1. Схема осмотра боковой рамы(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
Рисунок 8.2. Дефекты в боковой раме, разрешенные ремонтировать при плановых видах ремонта(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
8.5. До постановки фрикционных планок измеряют расстояние
между стенками рессорного проема боковой рамы и наружными
челюстями буксовых проемов. Разница между ними для одной боковой
рамы не должна превышать 3 мм. При большей разнице соответствующие
буксовые челюсти наплавить с последующей механической обработкой
до чертежных размеров, при условии, что ширина буксового проема не
+3
более 342 мм при деповском, а при капитальном ремонте 335 мм.
-1
8.6. При плановых видах ремонта в узел подвески тормозного башмака установить новые волокнитовые или фенопластовые втулки диаметром (45, 46 и 47 мм) в зависимости от внутреннего диаметра кронштейна на боковой раме.
8.7. Износ направляющих плоскостей для букс допускается по ширине буксового проема не более 4 мм при деповском ремонте, а при капитальном не допускается. Размеры боковых рам грузовых тележек, которым они соответствуют при изготовлении, и с которыми при плановых видах ремонта допускается выпускать их без ремонта, приведены на рисунках 8.3, 8.4.
Ремонт корпусов букс должен проводиться согласно "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" и Инструкции, разработанной ВНИИЖТ ТИ-05-02/01Б "Технологическая инструкция по восстановлению наплавкой изношенных поверхностей корпусов букс грузовых вагонов". Наружные изношенные поверхности корпуса буксы (опорная и боковые) восстанавливаются до чертежных размеров.
8.8. Изношенные вертикальные направляющие плоскости в
буксовом проеме (упорные поверхности) восстанавливаются
износостойкой наплавкой с обеспечением твердости 240 ... 300 НВ с
+3
последующей станочной обработкой до чертежных размеров (335 мм).
-1
8.9. При поступлении в ремонт боковых рам, изготовленных по чертежам УВЗ 100.00.002-3 и 100.00.002-4 с приваренными планками на опорных поверхностях, планки удаляют на станке и после дефектоскопирования боковых рам на их опорные поверхности устанавливают сменные прокладки в соответствии с конструкцией боковой рамы.
8.10. При комплектации тележек новыми боковыми рамами приливы на опорных плоскостях в буксовых проемах обработать на станке до остаточной высоты не более 3 мм. У ремонтируемых боковых рам приливы в буксовых проемах обработать на станке на максимальную величину износа. При этом остаточная высота приливов должна быть не более 3 мм.
Проникновение инструмента в тело боковой рамы не допускается.
Прокладки сменные установить в обоих буксовых проемах. На опорные поверхности с высотой приливов не более 3 мм в буксовые проемы боковой рамы черт. 100.00.002-1 или 100.00.002.-2 установить прокладки сменные черт. М 1698.02.100 СБ, а на боковую раму черт. 100.00.002-3, 100.00.002-4 или черт. N 578.00.019-0 установить прокладки сменные черт. М 1698.03.100 СБ.
При установке боковой рамы на станок в качестве базовой поверхности принимается опорная поверхность в рессорном проеме.
Все боковые рамы при плановых видах ремонта оборудуются износостойкими элементами по проекту М 1698.
Рисунок 8.3. Размеры рам грузовых тележек мод. 18-100(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
Рисунок 8.4. Размеры боковых рам грузовых тележек мод. 18-100 при выпуске из деповского ремонта(*)
-----------------
(*) Рисунок не приводится.
При комплектовании тележек новыми или отремонтированными рамами с обработанными приливами на величину максимального износа, при остаточной высоте прилива более 3 мм, прокладки сменные не устанавливаются.
8.11. При поступлении в ремонт боковых рам, на опорных поверхностях которых в буксовых проемах были установлены прокладки сменные по черт. М 1698.02.100 СБ или М 1698.03.100 СБ, прокладки снимают, боковые рамы дефектоскопируют.
При капитальном ремонте на опорные поверхности устанавливают новые прокладки сменные чертеж М 1698.02.100 СБ или М 1698.03.100 СБ.
При деповском ремонте допускается повторная установка прокладок сменных не имеющих:
- трещин на корпусе прокладки или на износостойкой пластине;
- отколов на износостойкой пластине;
- трещин сварного шва между износостойкой пластиной и корпусом прокладки;
- неравномерного износа опорной поверхности износостойкой пластины относительно неизношенной ее части поверхности более 2 мм.
При повторном использовании проверяется твердость изношенных поверхностей. Твердость измеряется твердомером типа ТЭМП 3 по ГОСТ 9012-59 или ГОСТ 9013-59.
8.12. Неровности в переходе от обработанной поверхности к необработанной по радиусу 55 мм зачистить.
8.13. Для установки на боковую раму износостойкую прокладку плотно прижимают к опорной поверхности с помощью струбцины или специального приспособления. Более длинные лапки корпуса прокладки располагают против технологических отверстий на стенках боковой рамы. Указанные "лапки" сгибают на цилиндрической оправке (монтировке) и затем заправляют в технологические отверстия ударами молотка. Короткие "лапки" корпуса загибают по полке боковой рамы ударами молотка через оправку.
После загиба "лапок" перемещения прокладки вдоль боковой рамы должны быть не более +/- 10 мм, а поперек боковой рамы не более +/- 5 мм.
8.14. Тележки, оборудованные износостойкими прокладками, должны взаимодействовать с корпусами букс, восстановленными до чертежных размеров.
8.15. Комплектацию тележек одного вагона производить боковыми рамами со сменными прокладками во всех буксовых проемах при остаточной высоте прилива не более 3 мм.
8.16. Фрикционные планки боковой рамы тележки толщиной 16 мм независимо от их технического состояния, заменяют на составные по проекту М 1698 ПКБ ЦВ, состоящие из планки неподвижной толщиной 10 мм М 1698.02.001 и планки подвижной толщиной 6 мм М 1698.02.004 или по проекту С 03.04.
8.17. Разница в размерах боковых рам одной тележки допускается не более 2 мм.
Фактически измеренные величины баз по каждой боковой раме записываются в журнал тележечного отделения.
8.18. После ремонта проверяют размеры боковых рам тележки показанные на рисунках 8.3, 8.4.
8.19. При комплектовании тележек новыми или отремонтированными боковыми рамами, допускается установка износостойких элементов по проекту С 03.04 Укрзализныци в соответствии с "Инструкцией по комплексной модернизации тележек грузовых вагонов с использованием износостойких элементов и колес с ремонтным профилем ИТМ-73".
8.20. На боковые рамы устанавливаются износостойкие элементы только по проекту М 1698 или только по проекту С 03.04.
Смешанная установка износостойких элементов не допускается.
9. Ремонт надрессорных балок
9.1. Надрессорные балки перед ремонтом и дефектацией очищают от грязи, отслоившейся ржавчины и разрушившегося лакокрасочного покрытия, обмывают в моечной машине, осматривают на возможность обнаружения трещин, отколов и износов. Опорную поверхность подпятника балки очищают до металлического блеска.
9.2. При осмотре и дефектации надрессорной балки определяют целостность верхних, нижних поясов, вертикальных стенок и колонки при ее наличии, опорной части подпятника, исправность приливов для колпаков скользунов и износы трущихся поверхностей.
Поперечные трещины во внутренней колонке, расположенные не ниже 250 мм от зоны внутренней поверхности нижнего пояса надрессорной балки, независимо от их длины ремонту не подлежат. Внутреннюю поверхность балки осматривают с подсветкой через технологические окна верхнего и нижнего поясов.
9.3. При капитальном или деповском ремонтах под вагон подкатывают тележки с надрессорными балками, с установленными износостойкими элементами по проекту М 1698 ПКБ ЦВ или по проекту С 03.04 Укрзализныци.
Оставшийся срок службы надрессорных балок должен быть не менее чем до следующего капитального или деповского ремонта вагона соответственно.
9.4. Ремонт подпятника надрессорной балки.
9.4.1. После определения объема ремонта все дефекты
подпятника надрессорной балки должны быть отремонтированы.
При плановых видах ремонта разрешается заваривать трещины
(1-8) в подпятнике надрессорной балки, согласно рисунку 9.1 в
соответствии с требованиями "Инструкции по сварке и наплавке при
ремонте грузовых вагонов". Суммарная длина трещин в подпятнике
допускается не более 250 мм, если трещины кольцевые прерывистые,
расположенные в разных секторах, на расстоянии от центра не ближе
80 мм.
Ранее установленные в подпятник износостойкие кольца
(полукольца) удалить станочной обработкой.
Диаметр подпятника определять от верхней горизонтальной
поверхности наружного бурта на глубине 10 мм с учетом конусности
1:12,5 (4 градуса 36 минут).
У надрессорной балки выпуска до 1986 года и с 1986 года
+1,5
диаметр подпятника - 302,5 мм.
9.4.2. У надрессорной балки, изготовленной до 1986 г. с
+1,5
глубиной подпятника 25 мм ("М" рисунок 9.4) изношенные опорная
-2
поверхность, наружный и внутренний бурты подпятника
восстанавливают согласно "Инструкции по сварке и наплавке при
ремонте грузовых вагонов" и ТИ-05-01-06/НБ износостойкой наплавкой
с обеспечением твердости 240 ... 300 НВ, с последующей станочной
обработкой подпятника до чертежных размеров с обеспечением
конусности внутренней поверхности наружного бурта 1:12,5 и
+1
диаметром 302,5 мм на глубине 10 мм ("И" рисунок 9.4).
9.4.3. У надрессорной балки, изготовленной с 1986 г., с
+1
глубиной подпятника 30 мм ("М" рисунок 9.4) с изношенными
-2
опорной поверхностью, наружным и внутренним буртами подпятника,
наружный и внутренний бурты наплавляют износостойкой наплавкой
согласно "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых
вагонов" и ТИ-05-01-06/НБ с обеспечением твердости 240 ... 300 НВ.
Подпятник растачивается на глубину 36 +/- 1 мм с обеспечением
конусности внутренней поверхности наружного бурта 1:12,5 и
+1,5
диаметром 302,5 мм на глубине 10 мм ("И" рисунок 9.4).
На станочно обработанную плоскую опорную поверхность
подпятника устанавливается прокладка по чертежу М 1698.01.005
диаметром 298 мм фаской вниз или по проекту С 03.04.
-1,3
9.4.4. При поступлении надрессорной балки с установленной ранее прокладкой, подпятник с глубиной 36 +/- 1 мм, имеющий износы на наружном и внутреннем буртах, выработки наружного бурта от прокладки, наплавляются согласно "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" и ТИ-05-01-06/НБ износостойкой наплавкой с обеспечением твердости 240 ... 300 НВ с последующей станочной обработкой согласно чертежа М 1698.01000 СБ и обеспечением конусности внутренней поверхности наружного бурта 1:12,5 с последующей постановкой прокладки по чертежу М 1698.01.005 или по проекту С 03.04.
9.4.5. Оставшаяся толщина опорной поверхности подпятника не менее 18 мм определяется ультразвуковыми толщиномерами типа УТ-93П, А 1207, А 1208, ТУЗ-1, ТУЗ-2 или другого типа.
9.4.6. При станочной обработке подпятника в месте сопряжения наружного бурта с плоской опорной поверхностью подпятника должна быть обеспечена галтель радиусом 3 ... 4 мм. Отсутствие галтели не допускается.
9.4.7. Прокладка (диск) по чертежу М 1698.01.005 диаметром
-1,3
298 мм или по проекту С 03.04 свободно устанавливается фаской
вниз на опорную поверхность подпятника надрессорной балки,
изготовленной после 1986 года и расточенной на глубину 36 +/- 1
мм. При деповском ремонте допускается постановка прокладки с
суммарным износом по толщине до 2 мм, но не более 1,5 мм на
сторону.
9.4.8. Разрешается производить ремонт отверстия подпятника
под шкворень ("Л" рисунок 9.4 и таблица 9) с восстановлением
внутреннего бурта ("К" рисунок 9.4 и таблица 9) и постановкой
втулки, изготовленной из стали типа Ст3, с приваркой ее по
наружному периметру сплошным швом в соответствии с требованиями
ТК-231. Внутренний бурт подпятника восстанавливается наплавкой до
чертежных размеров.
Верхняя кромка внутреннего бурта или втулки должна
располагаться от плоской опорной поверхности на высоте:
+1 +1 +1
- 5 мм у подпятника глубиной 25 или 30 мм;
-2 -2
+1
- 11 мм у подпятника расточенного на глубину 36 +/- 1 мм.
9.4.9. За базовую поверхность надрессорной балки при установке на станок принимать опорные поверхности, которыми надрессорная балка опирается на пружины рессорных комплектов.
9.4.10. При подкатке тележки под вагон в подпятник закладывается весом до 100 г одна из смазок: графитовая ГОСТ 3333-80, солидол ГОСТ 1033-79 с добавкой графита смазочного ГОСТ 8295-73.
9.5. Ремонт наклонных плоскостей надрессорной балки.
9.5.1. При плановых видах ремонта планки, ранее приваренные на наклонных плоскостях, удалить. Наклонные плоскости, с удаленными планками, или изношенные восстановить износостойкой наплавкой с обеспечением твердости 240 ... 300 НВ, согласно "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" и разработанной ВНИИЖТ Инструкции ТИ-05-01-06/НБ с последующей станочной обработкой до чертежных размеров.
9.5.2. Оставшаяся толщина изношенных наклонных поверхностей надрессорной балки или после удаления планок определяется ультразвуковыми толщиномерами типа УТ-93П, А 1207, А 1208, ТУЗ-1, ТУЗ-2 и должна быть не менее 7 мм.
9.5.3. При любом сверхнормативном износе наклонных плоскостей надрессорной балки (включая провалы и сквозные протертости), разрешается ремонт методом вварки пластин-вставок согласно "Технологической инструкции на ремонт сваркой наклонных поверхностей" N 542 ПКБ ЦВ.
9.5.4. При капитальном ремонте изношенные наклонные плоскости восстановить износостойкой наплавкой с обеспечением твердости 240 ... 300 НВ согласно "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" и разработанной ВНИИЖТ Инструкцией ТИ-05-01-06/НБ с последующей станочной обработкой до чертежных размеров.
При выпуске из деповского ремонта допускается не восстанавливать наклонные плоскости, если они имеют размер нижней опорной поверхности надрессорной балки не менее 166 мм и угол 45 град. ("З" рисунок 9.4 и таблица 9), причем величина суммарного просвета между поверхностью надрессорной балки и шаблоном по низу должна быть не более 6 мм. Просвет сверху не допускается.
9.5.5. При всех видах ремонта разрешается:
- заварка трещин в углах между ограничительными буртами (рисунок 9.1) и наклонной плоскостью;
- наплавка изношенных буртов при оставшейся толщине не менее 10 мм;
- наплавка или приварка упорных ребер (рисунок 9.1);
- заварка продольных трещин наклонной плоскости (рисунок 9.1), не выходящих на ограничительные бурты.
9.5.6. При деповском ремонте расстояние между ограничительными буртами для фрикционного клина ("е" рисунок 9.4 и таблица 9) при износе более 144 мм восстанавливают наплавкой до чертежных размеров.
При капитальном ремонте расстояние между ограничительными буртами ("е" рисунок 9.4 и таблица 9) восстанавливаются до чертежных размеров.
9.5.7. При комплектовании тележек новыми или отремонтированными надрессорными балками, допускается установка износостойких элементов по проекту С 03.04 Укрзализныци в соответствии с "Инструкцией по комплексной модернизации тележек грузовых вагонов с использованием износостойких элементов и колес с ремонтным профилем ИТМ-73".
9.6. Ремонт скользунов надрессорной балки.
9.6.1. Износы, трещины, изломы в опорах скользунов ремонтировать сваркой в соответствии с "Типовым технологическим процессом ремонта скользунов вагонов" ТК-230 ПКБ ЦВ.
9.6.2. Колпак скользуна, показанный на рисунке 9.2, снимают. Неисправный прилив (опору) для колпака скользуна ремонтируют сваркой согласно "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов".
Изношенную опорную поверхность восстанавливают наплавкой до чертежных размеров с последующей механической обработкой.
9.6.3. При капитальном ремонте устанавливают новые колпаки скользунов.
Колпаки скользунов на вагоне должны быть одной модели.
При деповском ремонте допускается установка колпаков скользунов с неравномерным максимальным износом плоской опорной поверхности до 2 мм.
При износе более 2 мм колпак скользуна заменяют на новый.
9.6.4. Ремонт допустимых трещин в основании опоры скользуна, от технологических окон вдоль балки на наклонных плоскостях, на опорной поверхности подпятника производить по требованию "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов".
9.6.5. При комплектовании тележек новыми или отремонтированными надрессорными балками, допускается установка скользунов по проекту С 03.04 Укрзализныци в соответствии с "Инструкцией по комплексной модернизации тележек грузовых вагонов с использованием износостойких элементов и колес с ремонтным профилем ИТМ-73" при наличии соответствующей ответной части на кузове вагона.
9.6.6. На надрессорные балки устанавливаются износостойкие элементы только по проекту М 1698 или только по проекту С 03.04.
Смешанная установка износостойких элементов не допускается.
Рисунок 9.1. Дефекты надрессорных балок(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
Рисунок 9.2. Крепление колпака скользуна тележки модели 18-100(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
9.7. При деповском ремонте шкворни, имеющие износы по
диаметру более 3 мм, восстановить наплавкой в соответствии с
"Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" с
последующей механической обработкой до чертежных размеров. Верхнюю
часть шкворня обрабатывают по чертежу ПКБ ЦВ согласно рисунку 9.3.
Вагоны всех типов должны иметь шкворни длиной 440 +/- 3 мм.
Отверстия подпятника надрессорной балки под шкворень должны
+2
быть при капитальном ремонте 54 мм, а при деповском не более
-1
60 мм.
9.8. При капитальном ремонте шкворни, имеющие механические
повреждения, изгибы или износы, заменить на новые.
При деповском ремонте шкворни, имеющие изгибы не более 5 мм
разрешается править в нагретом состоянии до чертежных размеров.
9.9. Разрешается наплавлять разработанные отверстия в кронштейне державки "мертвой точки".
9.10. При сборе тележки проверить размеры надрессорной балки, показанные на рисунке 9.4, которые должны соответствовать требованиям настоящего Руководства.
В таблице 9 указаны размеры для надрессорной балки тележки моделей 18-100 или 18-9770.
Таблица 9
---------------------------------------------------------------------------
| Обозначение|Размеры надрессорной | Размеры надрессорной балки, мм |
| размера | балки по рабочим |--------------------------------------|
| | чертежам, мм | При деповском | При капитальном |
| | | ремонте | ремонте |
|------------+---------------------+-------------------+------------------|
|е | +4 |144,0 | 134 - 138 |
| |134 | | |
|------------+---------------------+-------------------+------------------|
|З | +4 |не менее 166,0 | 174 - 179 |
| |175 | | |
| | -1 | | |
|------------+---------------------+-------------------+------------------|
|Л | +2 |60,0 | 53 - 56 |
| |54 | | |
| | -1 | | |
|------------+---------------------+-------------------+------------------|
|К |77 |72,0 | 77 |
| | -0,74 | | -0,74 |
---------------------------------------------------------------------------
9.11. Дефекты в соединительной балке четырехосной тележки, разрешенные ремонтировать при плановых видах ремонта, приведены на рисунке 9.5.
Ремонт соединительных балок тележек модели 18-101 производят в соответствии с "Типовым технологическим процессом на ремонт соединительной балки четырехосной тележки" ТК-232 ПКБ ЦВ.
Рисунок 9.3. Шкворень(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
Рисунок 9.4. Размеры надрессорных балок грузовых тележек модели 18-100 при их изготовлении и капитальном ремонте(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
Рисунок 9.5. Дефекты в соединительной балке, разрешенные ремонтировать при плановых видах ремонта(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
10. Ремонт узла "клин-фрикционная планка"
10.1. Узел гасителя колебаний тележки состоит из составной фрикционной планки, фрикционного клина и наклонной поверхности надрессорной балки.
10.1.1. Ремонт наклонной поверхности надрессорной балки изложен в разделе 9 настоящей Инструкции.
10.1.2. При плановых видах ремонта во фрикционный узел устанавливается клин рисунок 10.1 из чугуна марки СЧ 25 по чертежу М 1698.00.002 ПКБ ЦВ или клин по проекту С 03.04 Укрзализныци.
Фрикционный клин по проекту С 03.04 устанавливается только в паре с фрикционной планкой по проекту С 03.04.
Трещины в ребрах жесткости клина не допускаются.
Запрещается установка стальных фрикционных клиньев.
10.2. При капитальном ремонте установить новые чугунные клинья, а при деповском ремонте разрешается установка чугунного клина с суммарным износом наклонной и вертикальной плоскостей клина до 3 мм, но не более 2 мм одной из сторон.
10.3. При деповском ремонте допускается установка чугунного клина с износом вертикальной плоскости до 2 мм, не имеющего трещин, отколов или других дефектов.
10.4. При капитальном ремонте фрикционные планки заменяются новыми составными по проекту М 1698 ПКБ ЦВ или по проекту С 03.04 Укрзализныци.
10.5. При деповском ремонте фрикционные планки с трещинами, отколами и износами заменяются новыми по проекту М 1698 ПКБ ЦВ или по проекту С 03.04.
Допускается постановка неподвижной фрикционной планки по проекту М 1698 толщиной 10 мм с износом 1,5 мм поверхности, взаимодействующей с подвижной планкой. Допускается постановка подвижной фрикционной планки с суммарным износом по толщине 2 мм, но не более 1,5 мм с одной стороны.
10.6. В узел "клин-фрикционная планка" устанавливаются износостойкие элементы только по проекту М 1698 или только по проекту С 03.04.
Смешанная установка износостойких элементов не допускается.
Рисунок 10.1. Клин чертеж М 1698.00.002 ПКБ ЦВ(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
Рисунок 10.2(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
10.6. Неподвижные фрикционные планки в вертикальной плоскости должны быть не параллельны, расстояние между планками к низу должно увеличиваться на 4 ... 10 мм согласно рисункам 8.2, 8.3, 8.4, 10.2. Разность размеров Г в точках Ж, размеров Д в точках 3 не более 3 мм. Контроль размера Е определяется полуразностью размеров Г и Д в точках Ж и З.
Размер Г при толщине фрикционных планок 10 мм - не более 642 мм.
Размер Г при толщине фрикционных планок 16 мм - не более 630 мм.
Фрикционные планки, приклепанные к площадкам, должны плотно прилегать к ним, при этом допускается:
- между сопрягаемыми поверхностями (в промежутках между заклепками) местные неплотности не более 1 мм;
- в зоне головок заклепок местный зазор на 1/3 окружности головки заклепки, при проверке которого щуп 1 мм не должен доходить до стержня заклепки;
- западание головки заклепки относительно плоскости планки не более 2 мм.
Заклепки не должны выступать за рабочую поверхность планки. При наличии выступа его следует зачистить заподлицо с поверхностью планки.
Непараллельность фрикционных планок в горизонтальной плоскости не более 3 мм.
10.7. Перед началом клепальных работ поверхность боковой
рамы, прилегающая к поверхности фрикционной планки, допускается
зачистить шлифовальной машинкой, для обеспечения плотного
прилегания фрикционной планки к привалочной поверхности.
_______
Обработанная поверхность должна соответствовать \/Ra 12,5 и
уширение в нижней части каждой привалочной поверхности от 2 до
5 мм. Размеры проема в верхней части должны быть 668 мм.
-6
10.8. При установке и креплении неподвижной фрикционной
планки толщиной 10 мм чертеж М 1698.02.001 или неподвижной
фрикционной планки толщиной 16 мм по проекту С 03.04, отверстия в
+0,84
боковой раме под заклепки должны быть диаметром 21 мм. Планки
крепятся заклепками с потайной головкой диаметром 20 мм по
ГОСТ 10300-80. Для крепления фрикционной планки усилие горячей
клепки должно быть не менее 25 тс. Температура нагрева заклепки
должна быть в пределах 1050 ... 1100 град.C. Нагрев рекомендуется
производить в угольных, газовых или электрических печах.
10.9. Неподвижные фрикционные планки с одной и более ослабленными заклепками переклепываются.
Запрещается ослабшие заклепки фрикционных планок заваривать, подтягивать и подчеканивать, они должны быть заменены на новые.
Запрещается выпускать из ремонта боковые рамы с приваренными электросваркой фрикционными планками.
11. Требования к пружинному комплекту
11.1. Пружины снимают с тележки независимо от технического состояния, очищают и осматривают.
Пружины, имеющие дефекты:
- изломы, отколы, трещины витков;
- протертости, коррозированные повреждения более 10% площади сечения витков;
- смещение опорных витков;
- уменьшение высоты пружины менее установленной величины, приведенные на рисунке 11.1, к установке в рессорный комплект при всех видах ремонта - не допускаются.
Вновь изготовленные предприятиями пружины должны соответствовать ГОСТ 1452 с обязательной термической обработкой и упрочнением наклепом дробью.
Допустимые размеры пружины тележки приведены в таблице 11.1.
Таблица 11.1
----------------------------------------------------------------------------------
|Тележка,| Пружина |Диаметр| Наружный |Внутренний | Число витков | Высота |
| модель | |прутка,|диаметр, мм| диаметр, |-----------------|пружины в |
| | | мм | | мм | полное |рабочее |свободном |
| | | | | | | |состоянии,|
| | | | | | | | мм |
|--------+----------+-------+-----------+-----------+--------+--------+----------|
|18-100, |Наружная |30 |200(*) |140 +/- 2,5|5,5(*) |4,0(*) | +7 |
| | | | | | | |249--- |
| | | | | | | | -2 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | +7 |
|18-101 |Внутренняя|19/21 |124 +/- 1,5| 86(*)/ | 8,5 | 7,0 |249--- |
| | | |-----------| 90(*) |--------|--------| -2 |
| | | |132 +/- 1,5| |7,95(*) |6,45(*) | |
----------------------------------------------------------------------------------
Примечание:
1. (*) Размер для справок;
2. Пружины с диаметром прутка 21 мм выпускаются с 1989 г.
Рисунок 11.1. Пружины с указанными дефектами подлежат браковке(*)
----------------
(*) Рисунок не приводится.
11.2. Контроль технических параметров пружин должен осуществляться в соответствии с требованиями "Методики выполнения измерений надрессорной балки, боковых рам, пружин и рессорного комплекта при проведении плановых видов ремонта тележек 18-100" РД 32 ЦВ 050-2005.
11.3. Запрещается постановка пружин в одном комплекте с разницей по высоте более 4 мм. В случае смешанного комплектования комплекта пружинами с диаметрами прутка 19 мм или 21 мм количество их в комплекте по обе стороны тележки должно быть одинаково и симметрично расположено (напротив друг друга). Из числа пружин, подобранных для рессорного комплекта, под фрикционные клинья устанавливают пружины, имеющие наибольшую высоту.
При капитальном ремонте устанавливаются пружины с диаметром прутка 21 мм.
11.4. На боковой поверхности опорного витка пружин наносят при изготовлении следующую маркировку:
- условный номер предприятия-изготовителя;
- год и месяц изготовления (приемки);
- марку стали (марки стали 55С2, 60С2, 55С2А, 60СС2А допускается не наносить).
Знаки маркировки наносят глубиной не более 2 мм штамповкой или другим способом с учетом сохранности знаков в течение всего срока службы пружины.
Не допускается применение пружин, не имеющих маркировки.
11.5. Остальные требования, предъявляемые к пружинам указаны в ГОСТ 1452-2003.
12. Ремонт деталей тормозного оборудования
12.1. На участке ремонта тележек произвести следующие работы:
- снять с тележки детали и узлы тормозного оборудования;
- определить объем ремонта деталей и узлов тормозного оборудования;
- передать тормозные узлы и детали тележки для ремонта на соответствующие позиции;
- собрать исправные детали и узлы тормоза на отремонтированной раме тележки.
12.2. Ремонт деталей тормозного оборудования тележки производить согласно "Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов" ЦВ-ЦЛ-945.
13. Сварочные и наплавочные работы
13.1. Сварочные и наплавочные работы на надрессорных балках, боковых рамах и других деталях тележек производят в соответствии с "Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" и Инструкциями разработанными ВНИИЖТ: ТИ-05-01-06/НБ, ТИ-05-02/01Б на специальных сварочных позициях, оборудованных кантователями, электросварочным и газосварочным оборудованием и другими приспособлениями.
13.2. Наплавке подвергаются поверхности деталей для последующей станочной или механической обработки до чертежных размеров.
13.3. Наплавка восстанавливаемых поверхностей деталей тележки выполняется износостойкими сварочными материалами:
13.3.1. Износостойкая автоматическая наплавка под флюсом:
- сварочная проволока марки Св-10ХГ2СМФ ТУ 0805-001-18486807-99 или порошковая проволока марки ПП-АН180МН ТУ 127400-002-70182818-05;
- флюс АН-348А, АН-60 ГОСТ 9087-69.
13.3.2. Механизированная или автоматическая наплавка в защитном газе:
- порошковая проволока марки ПП-АН180МН ТУ 127400-002-70182818-05 или сварочная проволока марки Св-10ХГ2СМФ ТУ 0805-001-18486807-99;
- двуокись углерода 1 сорта ГОСТ 8050-78.
13.3.3. Ручная наплавка обмазанными электродами:
- электроды марки АНП-13 ТУ 1272-035-01124328-96.
13.3.4. Допускается применение других марок наплавочных материалов обеспечивающих при наплавке твердость 240 ... 300 НВ, если они предусмотрены нормативно-технической документацией, согласованной ВНИИЖТ и утвержденной в установленном порядке.
13.4. Для ремонта деталей сваркой и наплавкой без требований к износостойкости используются следующие сварочные материалы:
13.4.1. Ручная сварка:
- электроды типа Э-50 А ГОСТ 9467-75 (марки УОНИ-13/55 и другие).
13.4.2. Механизированная сварка:
- проволока сварочная марки Св-08Г2С ГОСТ 2246-70;
- двуокись углерода 1 сорта ГОСТ 8050-78.
13.5. Механическую обработку наплавленных поверхностей и сварных швов производить на специализированных станках, фрезерных, сверлильных и строгальных станках, оборудованных дополнительными приспособлениями.
13.6. Сварочные и наплавочные работы на соединительных балках четырехосных тележек производят по технологии, предусмотренной "Типовым технологическим процессом на ремонт соединительной балки четырехосной тележки" ТК-232 часть I, II, III.
13.7. Рабочие места производства наплавки и сварки должны быть оснащены кантователями, вращателями, грузоподъемным оборудованием и местной вытяжной вентиляцией.
Рекомендуемый Перечень технологической оснастки, применяемой при ремонте тележки грузового вагона приведен в Приложении А.
14. Сборка тележек после ремонта
14.1. На сборку поступают отремонтированные и скомплектованные узлы и детали тележек, проверенные и принятые уполномоченными представителями железнодорожных администраций стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
14.2. На вагоностроительных заводах тележки вагонов собираются из новых узлов и деталей, прошедших контроль на соответствие их техническим условиям на изготовление.
14.3. Сборка двухосной тележек моделей 18-100 и 18-9770 производится в обратной последовательности в соответствии с рисунками 5.1, 5.2, 5.3;
надрессорная балка устанавливается на подъемник-кантователь, боковины надвигают на балку при помощи специальных приспособлений или при помощи кран-балки навешивают на концы надрессорной балки;
устанавливают на боковины рамы скомплектованные пружины, фрикционные клинья на наиболее высокие пружины, опускают надрессорную балку на пружинно-фрикционный рессорный комплект;
затем в пазы тормозных башмаков необходимо установить отремонтированные или новые подвески, подвесить триангели на раму тележки;
установить скобы, поставить валики, на них шайбы, валики зашплинтовать новыми типовыми по ГОСТ 397-79, предусмотренными конструкцией шплинтами, концы шплинтов развести под углом 90 град.;
установить вертикальные рычаги и соединить их с триангелями валиками с шайбами и шплинтами;
соединить вертикальные рычаги с серьгой мертвой точки, вставив валик и установив шайбу и шплинт. Шплинт развести;
установить тормозные колодки, вставить чеки тормозных колодок в перемычки тормозных башмаков и колодок;
установить распорную тягу, соединить вертикальные рычаги с распорной тягой, поставить валики, шайбы, шплинты новыми типовыми по ГОСТ 397-79, предусмотренными конструкцией;
установить колпаки скользунов, вставить болт, шайбу, болт закрепить гайкой, установить и развести шплинт;
установить балку опорную на резинометаллические комплекты, планки регулировочную и контактную, установить болт, шайбу, гайку.
14.4. Балка опорная после установки на тележку должна свободно перемещаться в пазах боковых рам. Допускается постановка планок регулировочных для регулировки зазора между контактной планкой и упором авторежима при подкатке тележки под вагон. Постановку шплинтов производить после сдачи автоматического тормоза.
14.5. При сборке четырехосной тележки соединяют рычажные передачи двух двухосных тележек нижней тягой, устанавливают соединительную балку на подпятники двухосных тележек, устанавливают шкворень. При сборке верхней тяги и вертикальных рычагов тормозной рычажной передачи валики, шайбы, шплинты ставят по требованиям "Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов" ЦВ-ЦЛ-945.
14.6. Подкатываемые под раму тележки колесные пары с буксами должны соответствовать требованиям "Инструкции по осмотру, ремонту, освидетельствованию и формированию колесных пар" ЦВ/3429 и "Инструктивными указаниями по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками" 3 - ЦВРК.
При выпуске грузовых вагонов из плановых видов ремонта обеспечить подкатку колесных пар с толщиной обода колеса не менее 30 мм при капитальном ремонте и не менее 27 мм при деповском ремонте.
14.7. При сборке четырехосной тележки после установки соединительной балки проверяют зазор между нижними поверхностями балки и осями внутренних колесных пар тележек. Это расстояние должно быть не менее 85 мм с каждого конца балки. Измерение производить под тарой вагона после подкатки тележки.
14.8. Запрещается подкатывать колесные пары в тележки с разницей диаметров по кругу катания:
- у одной двухосной тележки более 20 мм;
- у двух двухосных тележек более 40 мм;
- у одной четырехосной тележки более 20 мм. При этом колесные пары с меньшими диаметрами колес должны быть обращены внутрь тележки;
- у двух четырехосных тележек более 40 мм.
14.9. Суммарный зазор между направляющими боковой рамы тележки и корпусом одной буксы должен быть:
- при деповском ремонте - вдоль тележки от 5 мм до 14 мм, а поперек от 5 мм до 13 мм;
- при капитальном ремонте - вдоль тележки от 5 мм до 12 мм, а поперек от 5 мм до 11 мм.
14.10. На тележки грузовых вагонов устанавливаются износостойкие элементы только по проекту М 1698 или только по проекту С 03.04.
Смешанная установка износостойких элементов по разным проектам не допускается.
15. Проверка качества ремонта
15.1. Промежуточной проверке качества ремонта должны быть подвергнуты:
- колесные пары, подкатываемые под тележку;
- буксовые узлы колесных пар, подкатываемых под тележку;
- соединительные балки четырехосных тележек;
- надрессорные балки;
- боковые рамы тележек с фрикционными планками; фрикционные клинья;
................Перейти до повного тексту