1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рекомендації


Рекомендации
научно-практической конференции по вопросам реформ на железных дорогах
Приняты
на двадцатом заседании
Совета по железнодорожному
транспорту
30 января 1998 года
( 998_286 )
Участники научно-практической конференции отмечают, что железные дороги составляют основу транспортного комплекса государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Они занимают и сохранят в перспективе ведущее место в обеспечении перевозок грузов и пассажиров во внутреннем и межгосударственном сообщениях. Это связано с преимуществом железнодорожного транспорта, прежде всего, как перевозчика массовых грузов с относительно меньшей себестоимостью перевозок по сравнению с другими видами транспорта, обеспечивающего регулярность сообщений, достаточный уровень безопасности и минимальное отрицательное воздействие на окружающую среду.
Изменение экономических условий, кризисные явления в экономике стран распространившиеся на железные дороги, вызывают необходимость их реформирования. Эти изменения проявляются в тенденции резкого падения (в 1,5 - 2 раза) объемов перевозок, нестабильном финансовом состоянии железных дорог, роста неплатежей.
Реформы, проводимые на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, несмотря на определенные отличия, связанные с особенностями государственного устройства и экономической политики, действующими законодательствами, регламентирующими правовой статус железных дорог и входящих в их состав предприятий, налоговыми системами, уровнем технической оснащенности железнодорожного транспорта в каждой стране, имеют общую экономическую направленность.
На характер проводимых на железных дорогах реформ влияет:
- появление в составе предприятий транспорта и пользователей транспортных услуг предприятий разных форм собственности;
- расширение сферы рыночных отношений;
- обострение конкуренции на рынке транспортных услуг;
- перераспределение функций между государственными органами власти на национальном и региональном уровнях;
- изменение принципов социальной политики и подходов к управлению персоналом, положение на рынке труда в государствах;
- изменение принципов тарифной политики в условиях рынка.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники конференции считают, что основной целью структурной реформы на железных дорогах являются улучшение транспортного обслуживания и снижение совокупных затрат на перевозки, с тем чтобы содействовать стабилизации и развитию экономики государств, развитию межгосударственных экономических и культурных связей.
Учитывая организационную и технологическую сложность железных дорог, как производственных комплексов, а также важность обеспечения устойчивой работы всех их звеньев для решения государственных и экономических задач, реформы следует проводить поэтапно, по мере создания соответствующих технических, экономических и социальных предпосылок.
На каждом этапе реформ должно быть обеспечено:
- управляемость и стабильность функционирования железнодорожного транспорта;
- безопасность движения поездов;
- выполнение обязательств перед бюджетами;
- целостность экономического пространства государств и удовлетворение спроса на транспортные услуги, в первую очередь, на перевозки для государственных нужд;
- полное обеспечение экономически обоснованных затрат предприятий железнодорожного транспорта с учетом необходимости обновления технических средств;
- повышение реальной заработной платы железнодорожников, гарантированность ее своевременной выплаты;
- соблюдение социальных гарантий работников, в том числе высвобождаемых.
Конкретные меры по структурным преобразованиям - форма собственности, степень централизации управления, оптимальное сочетание принципов территориального и отраслевого управления, укрупнение предприятий, изменение их специализации, технологии и режима работы, масштабы мероприятий - определяются каждой железнодорожной администрацией с учетом экономической модели реформ в государствах, условий обеспечения социальной защиты персонала, согласованных с отраслевыми профсоюзами.
Каждое предложение, решение должны сопровождаться экономическим анализом, расчетом их эффективности. Необходима экспертиза проектов с привлечением ведущих научных сил.
Снижение эксплуатационных расходов должно достигаться за счет совершенствования системы управления перевозками, внедрения автоматизации, новых технических средств и ресурсосберегающих технологий, комплексного пересмотра нормативной базы, определения на этой основе базовой численности занятых в отрасли и последующего плавного приведения ее в соответствие с объемами выполняемой работы.
Рекомендуется железнодорожным администрациям с участием отраслевых профсоюзов разработать Концепции реформирования железных дорог с учетом принятых принципов формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств в области транспортной политики, использования положительного зарубежного опыта.
В Концепции необходимо показать роль железных дорог в транспортной системе каждой страны и предусмотреть оптимальное сочетание:
- государственного регулирования деятельности железных дорог как хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение и снижение их издержек;
- формирования рыночных механизмов и договорных форм по привлечению дополнительных объемов перевозок, улучшению транспортного обслуживания, повышению доходности, развитию диверсификации;
- бюджетной поддержки социально значимых перевозок, работ и услуг;
- консолидации средств и возможностей железных дорог и государств для реализации политики занятости в отрасли и социальной защиты работников.
В Концепции следует предусмотреть государственное регулирование:
- разработки транспортной политики для обеспечения равных условий деятельности видов транспорта;
- содержания и развития транспортной инфраструктуры, совершенствования подвижного состава;
- обеспечения безопасности движения поездов и экологической безопасности;
- обеспечения международных стандартов транспортного обслуживания;
- принятия законодательных норм хозяйственного управления и контроля за соблюдением тарифной политики;
- трудовых отношений и социальных гарантий работникам.
Необходима подготовка в государствах комплекса законодательных и нормативных актов, прежде всего Законов о железнодорожном транспорте и Уставов железных дорог, для закрепления и реализации основных положений Концепции.
При разработке Концепции рекомендуется сформировать следующие основные разделы:
- подходы и принципы реформирования управления железнодорожным транспортом;
- социальная политика, управление персоналом, регулирование трудовых отношений на основе коллективно-договорных форм;
- создание современных систем транспортного обслуживания;
- совершенствование тарифной политики на железнодорожном транспорте.
В целях гармонизации нормативно-правовой базы железнодорожного транспорта считать необходимым разработку и принятие на межгосударственном уровне Рекомендательного законодательного акта "О железнодорожном транспорте".
Железнодорожным администрациям и отраслевым профсоюзам целесообразно обмениваться информацией и опытом по проведению реформ, взаимно увязывая при необходимости организационные и технологические решения, вытекающие их проводимых мероприятий.
1. Подходы и принципы реформирования управления железнодорожным транспортом
1.1. Следует сохранять организационную структуру основной деятельности железнодорожного транспорта как единого производственно-технологического и хозяйственного комплекса с централизованным управлением и подчинением непосредственно правительству.
В государственной собственности необходимо сохранить коммуникации и объекты железнодорожной инфраструктуры, средства автоматизации и информационного обеспечения, парк подвижного состава, за исключением отдельных видов узкоспециализированных вагонов, объектов научно-исследовательской сферы.

................
Перейти до повного тексту