1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Кодекс


Модельный торговый кодекс
для государств-участников СНГ
Принят
на тридцать третьем
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 33-24
от 3 декабря 2009 года)
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера регулирования настоящего Кодекса
1. Настоящим Кодексом регулируются отношения, возникающие между лицами, осуществляющими торговую деятельность, или с их участием (торговые отношения), и отношения, связанные с государственным регулированием торговой деятельности.
2. Положения Кодекса не применяются:
- к отношениям бытовой купли-продажи, возникающим между гражданами;
- отношениям купли-продажи недвижимости, за исключением имущества, приравненного к недвижимому имуществу (воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты);
- торговле ценными бумагами;
- торговле интеллектуальной собственностью;
- внешнеторговой деятельности;
- торговле иностранной валютой и валютными ценностями;
- отношениям, складывающимся в сфере общественного питания.
Статья 2. Законодательство о торговле
Законодательство о торговле состоит из настоящего Кодекса и законодательства государства, регулирующего отношения, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса.
К отношениям, возникающим между участниками торговой деятельности по реализации товара (торговым отношениям), не урегулированным торговым законодательством, применяется гражданское законодательство государства постольку, поскольку это не противоречит существу торговых отношений.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
товар - являющиеся предметом торговой деятельности движимое имущество, приравненные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты;
торговая деятельность - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей по продаже товаров;
торговые отношения - отношения, возникающие между участниками торговой деятельности, а также между ними и потребителями на основе сделок в области торговли товарами;
торговый договор - соглашение между лицами, осуществляющими торговую деятельность, или с их участием об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, связанных с осуществлением торговой деятельности.
Статья 4. Принципы осуществления торговой деятельности
Основными принципами осуществления торговой деятельности являются:
- свобода осуществления торговой деятельности и перемещения товаров при условии соблюдения требований законодательства;
- равенство участников торговых отношений;
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в отношения участников торговой деятельности;
- судебная защита прав участников торговой деятельности.
Глава 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Участники торговой деятельности
Участниками торговой деятельности являются:
- торговые организации, осуществляющие оптовую торговлю товарами (производители товаров и поставщики товаров в розничную сеть);
- торговые организации, осуществляющие розничную торговлю товарами, включая крупные торговые сети (ретейлеры), деятельность которых подлежит специальному государственному регулированию и контролю в соответствии с антимонопольным, техническим, тарифным и иным законодательством государства;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность в качестве оптовых и розничных продавцов товара;
- граждане, не являющиеся предпринимателями, осуществляющие розничную торговлю товарами собственного производства (отечественные товаропроизводители). Им выделяется обязательная квота торговых мест, которая определяется органами местного самоуправления;
- организации и граждане, осуществляющие торгово-посредническую деятельность (посредники). Для них устанавливаются предельные торговые наценки;
- управляющие компании в сфере торговой деятельности. Они ведут реестры продавцов, организуют рынки, контролируют предоставление торговых мест, следят за безопасностью рынка товаров. Им запрещено заниматься торгово-закупочной и иной торгово-посреднической деятельностью;
- саморегулируемые организации участников торговой деятельности. Их правовое положение и деятельность определяются законодательством государства о саморегулируемых организациях;
- потребители товара - граждане и организации, приобретающие товары для личного потребления.
Статья 6. Осуществление торговой деятельности
Торговая деятельность осуществляется на основе разрешительного принципа (государственная регистрация участника торговой деятельности - юридического лица или индивидуального предпринимателя, получение иных предусмотренных законодательством государства разрешений).
Законодательством государства может быть установлен уведомительный принцип легитимации торговой деятельности (декларация о начале торговой деятельности).
Торговые организации создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством государства.
Лица, осуществляющие торговую деятельность, подлежат регистрации в торговых реестрах в соответствии с законодательством государства.
Глава 3
ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Статья 7. Торговый договор
Правовое регулирование торговых договоров осуществляется гражданским законодательством государства.
Статья 8. Права и обязанности лиц, осуществляющих оптовую торговлю товарами
1. Права и обязанности лиц, осуществляющих оптовую торговлю товарами, определяются гражданским законодательством государства, а также главами 5 и 6 настоящего Кодекса.
2. При определении прав и обязанностей по договорным отношениям принимаются во внимание также обычаи торгового оборота, если они не противоречат содержанию договора или законодательству государства.
Статья 9. Права и обязанности лиц, осуществляющих розничную торговлю товарами
Права и обязанности лиц, осуществляющих розничную торговлю товарами, определяются гражданским законодательством государства, а также главой 7 настоящего Кодекса.
Статья 10. Права потребителей товаров
1. Потребитель имеет право на получение информации о товаре. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
2. Потребитель имеет право на получение качественного товара. Последствия нарушения указанного права предусмотрены статьей 15 настоящего Кодекса.
Глава 4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 11. Принципы государственного регулирования торговой деятельности
Основными принципами государственного регулирования торговой деятельности являются:
- защита государством прав и законных интересов участников торговой деятельности;
- выбор мер государственного регулирования торговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников торговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования торговой деятельности;
- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования торговой деятельности;
- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования торговой деятельности;
- исключение произвольного вмешательства государства или его органов в торговую деятельность и нанесения ущерба участникам торговой деятельности;
- введение ограничений торговой деятельности в соответствии с законодательством государства, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья людей, их прав и законных интересов, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны и безопасности государства.
Статья 12. Органы государственного регулирования торговой деятельности
Система, функции и полномочия органов государственного регулирования торговой деятельности определяются в соответствии с законодательством государства.
Вне пределов полномочий органов государственной власти всей полнотой регулирования и контроля в области торговой деятельности обладают органы местного самоуправления.
Статья 13. Методы государственного регулирования торговой деятельности
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством мер экономического и административного характера, способствующих развитию торговой деятельности и предусмотренных настоящим Кодексом.
Меры административного характера применяются в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
Иные методы государственного регулирования торговой деятельности не допускаются.
Статья 14. Защита конкуренции в сфере торговли
1. Защита конкуренции на товарных рынках осуществляется в соответствии с законодательством государства о защите конкуренции.
2. Запрещаются злоупотребление участниками торговой деятельности своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, а также иные действия, имеющие целью недопущение, ограничение или устранение конкуренции (монополистическая деятельность).
Положение розничной торговой организации на рынке признается доминирующим, если ее доля на рынке определенного товара превышает 15%. Если таких торговых организаций три, их совокупная доля по отдельному товару не должна превышать 20%, если таковых пять - 30%.
В целях антимонопольного контроля деятельности торговых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, антимонопольным органом ведется реестр таких торговых организаций.
3. Торговые организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, обязаны публиковать на своих сайтах требования к производителям (поставщикам) товаров, а также четко указывать услуги, которые они предлагают им по размещению товаров на полках, их продвижению, и цену этих услуг. После опубликования указанной информации торговым организациям запрещено предъявлять какие-либо иные требования к производителям (поставщикам) товаров.
4. Запрещаются любые действия участников торговой деятельности, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении торговой деятельности, противоречат законодательству, обычаям торгового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим участникам торговой деятельности - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (недобросовестная конкуренция).
В частности, запрещаются:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки участнику торговой деятельности либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
- некорректное сравнение участником торговой деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались объекты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица или его товаров;
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 15. Защита прав потребителей
1. Защита прав потребителей осуществляется в соответствии с законодательством государства о защите прав потребителей.
2. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов на устранение недостатков товара.
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.
В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству.
Вместо указанных выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. В этом случае покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.
3. Требования, предусмотренные настоящей статьей, могут быть заявлены покупателем в течение срока, установленного законодательством государства о защите прав потребителей, а при отсутствии указания на такой срок в законодательстве - в течение разумного срока.
Статья 16. Ценообразование в сфере торговли
1. Лица, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно формируют цены на производимые и реализуемые товары.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то органами исполнительной власти государства.
2. Государство применяет меры тарифного регулирования в отношении товаров и услуг естественных монополий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
3. Государство вправе применять меры тарифного регулирования в отношении отдельных социально значимых товаров и услуг: наценки на товары, реализуемые в общественном питании при детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

................
Перейти до повного тексту