1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
Совета министров иностранных дел государств-членов Содружества о практике работы Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Ашхабад, 10 апреля 2009 года)
Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств, положительно оценивая работу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств как координирующего органа по обеспечению деятельности наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах-участниках СНГ,
решил:
1. Информацию Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о практике работы Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах-участниках Содружества Независимых Государств принять к сведению.
2. Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств продолжить работу по совершенствованию деятельности Миссии наблюдателей от СНГ, содействуя государствам-участникам Содружества Независимых Государств в проведении свободных и демократических выборов.
Председательствующий на заседании
Совета министров иностранных дел
Содружества Независимых Государств



С.ЛАВРОВ
ИНФОРМАЦИЯ
О ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МИССИИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОТ СНГ НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ И ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ, А ТАКЖЕ РЕФЕРЕНДУМАХ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Совет глав государств СНГ 1 июня 2001 года принял Решение о направлении наблюдателей от Содружества Независимых Государств на выборы Президента Республики Беларусь. Так впервые Содружество выступило в новом качестве и стало активным проводником демократических процессов на пространстве СНГ.
В 2003 году Совет глав государств СНГ, оценив важность и своевременность этого направления деятельности, признал необходимым продолжить практику направления наблюдателей от СНГ на президентские и парламентские выборы, а также референдумы в государства-участники Содружества и возложил координацию деятельности наблюдателей на Исполнительный комитет СНГ. Тем самым была заложена политическая основа для работы в данном направлении.
Правовой основой наблюдения в Содружестве являются принятая 7 октября 2002 года Советом глав государств СНГ Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, а также утвержденное 26 марта 2004 года Советом министров иностранных дел Содружества по поручению глав государств Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах-участниках Содружества .
В соответствии с названными документами выстраивается и работа Исполнительного комитета Содружества по обеспечению деятельности Миссии наблюдателей от СНГ (далее - Миссия).
Осуществляя по поручению глав государств Содружества координацию деятельности Миссии, Исполнительный комитет СНГ с сентября 2001 года во взаимодействии с государствами Содружества организовал работу сорока семи миссий во всех государствах-участниках СНГ, в составе которых участвовали более 9000 человек.
За это время в Содружестве Независимых Государств сложилась собственная методика наблюдения, не уступающая методикам ведущих международных организаций и позволяющая обеспечить объективное наблюдение за выборами и референдумами.
Мониторинг выборов и референдумов осуществляется на принципах политической нейтральности и беспристрастности, невмешательства в ход избирательного процесса и во внутренние дела государств. В Содружестве Независимых Государств выработаны принципы и процедуры формирования миссий наблюдателей, назначения их руководителей.
Исполнительный комитет СНГ приступает к формированию Миссии на основании предложений государств Содружества гласно и открыто только после получения приглашения от государства-участника СНГ, проводящего выборы. В соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества (далее - Совет постпредов) согласовывает кандидатуру главы Миссии. Исходя из пожеланий принимающей стороны, административно-территориального деления государства и количества избирательных округов формируются оптимальные по составу наблюдательные миссии.
В составе Миссии активно работают представители Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ЕврАзЭС.
Для обеспечения деятельности Миссии Исполнительный комитет СНГ за 30-35 дней до выборов формирует Штаб Миссии наблюдателей от СНГ (далее - Штаб Миссии), который проводит комплекс мероприятий, связанных с организационно-техническим, правовым и информационно-аналитическим обеспечением Миссии.
В частности, функции Штаба заключаются в организации аккредитации членов Миссии, анализе избирательного законодательства, подготовке для наблюдателей информационно-методических, нормативно-правовых и аналитических материалов, касающихся избирательного процесса, распределении наблюдателей по регионам и определении порядка их работы, осуществлении мониторинга освещения избирательной кампании электронными и печатными СМИ, а также решении других вопросов.
При наблюдении за избирательным процессом применяется система мониторинга выборов, которая включает долгосрочное и краткосрочное наблюдение.
Для достижения более эффективных результатов упор делается на долгосрочное наблюдение за подготовкой к выборам, которое позволяет более объективно оценить ход избирательного процесса в целом.
В качестве долгосрочных наблюдателей привлекаются сотрудники посольств государств Содружества, аккредитованные в стране проведения выборов, а также специалисты, имеющие опыт наблюдения.
В помощь долгосрочным наблюдателям Исполнительный комитет СНГ разрабатывает памятку с учетом национального законодательства страны проведения выборов или референдума.
В ходе долгосрочного наблюдения осуществляется мониторинг этапов избирательной кампании, проводятся встречи с представителями органов государственного управления, обеспечивающих подготовку и проведение выборов, кандидатами, их доверенными лицами, руководителями политических партий, изучается деятельность центральных, окружных и участковых избирательных комиссий.
Позитивную роль в организации долгосрочного наблюдения играет созданный Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан (далее - Международный институт мониторинга), который взаимодействует со Штабом Миссии на выборах в государствах Содружества.
Создание отделений Штаба Миссии в регионах позволяет организовать работу наблюдателей непосредственно в избирательных округах, постоянно контактировать с окружными и участковыми избирательными комиссиями, повысить эффективность наблюдения в наиболее отдаленных регионах, а также обеспечить встречу, размещение и транспортное обслуживание краткосрочных наблюдателей.
Положительно зарекомендовала себя практика направления наблюдателей из регионов стран, граничащих с государством, проводящим выборы.
В Азербайджанской Республике, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации и Республике Таджикистан эффективно работали представители соседних областей сопредельных государств СНГ, как правило, сотрудники избирательных комиссий, знающие особенности избирательного процесса.
Одним из условий проведения объективного наблюдения является профессиональная подготовка наблюдателей. С 2007 года на базе Международного института мониторинга проходят семинары по их обучению, на которых выступают высококвалифицированные специалисты в области избирательного права.
Миссией постоянно реализуются предложения участников семинаров о совершенствовании практики наблюдения.
В Исполнительном комитете СНГ создана и постоянно обновляется база данных о наблюдателях от СНГ, что дает возможность привлекать к работе в Миссии наиболее опытных и профессионально подготовленных специалистов.
Краткосрочные наблюдатели прибывают в государство за 3-5 дней до выборов и осуществляют мониторинг избирательной кампании накануне и в день голосования. Штаб Миссии проводит инструктаж краткосрочных наблюдателей, распределяет их по регионам и определяет порядок их работы. О результатах своего наблюдения они информируют Штаб Миссии согласно проверочной анкете.

................
Перейти до повного тексту