- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
о лицах, пропавших без вести
Принят
на тридцать первом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 31-17
от 25 ноября 2008 года)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Область применения
Настоящий Закон имеет целью предупредить исчезновения людей и обеспечить правовое содействие в розыске лиц, пропавших без вести, в условиях вооруженного конфликта или насилия внутри страны, а также защитить права и интересы лиц, пропавших без вести, и их родственников.
Статья 2. Основные термины и определения
В настоящем Законе используются следующие термины и определения:
выгодоприобретатель - родственник, который находился на иждивении лица, пропавшего без вести, или которому лицом, пропавшим без вести, оказывалась материальная поддержка, имеющий право на получение финансовой помощи со стороны государства;
достоверная информация об исчезновении человека - информация, на основании которой можно безошибочно заключить, что родственникам того или иного человека ничего не известно о его местонахождении или, в случае отсутствия у него родственников, что человек не появлялся в месте своего постоянного или временного жительства в течение достаточно продолжительного времени, определяемого национальным законодательством;
идентификация - действия по установлению личности после смерти человека на основе его останков, осуществляемые уполномоченным должностным лицом, чья квалификация для выполнения такой работы официально признается государственными органами;
интернирование - принудительное поселение иностранных граждан определенных категорий в какую-либо местность с запрещением покидать ее пределы в период международных вооруженных конфликтов;
компетентные органы - органы государственной власти, наделенные полномочиями по розыску лиц, пропавших без вести, а также по выполнению других функций во исполнение настоящего Закона;
лица, имеющие законный интерес, - лица, связанные с лицом, пропавшим без вести, родственными, юридическими и иными отношениями, которые в соответствии с национальным законодательством (государства) могут представлять его интересы, свидетельствовать об его исчезновении, а также осуществлять иные действия в его интересах;
лицо, пропавшее без вести, - человек, местонахождение которого неизвестно его родственникам и (или) который на основании достоверной информации и в соответствии с национальным законодательством (государства) объявлен лицом, пропавшим без вести, в связи с международным или немеждународным вооруженным конфликтом, ситуацией насилия или беспорядков внутри страны;
минимально необходимые сведения - сведения, необходимые для идентификации лица, пропавшего без вести, которые содержат информацию об имени, месте и времени рождения, семейном положении, роде деятельности и предполагаемых обстоятельствах и времени исчезновения этого лица;
насильственные исчезновения - арест, задержание, похищение или лишение свободы в любой другой форме представителями государства или же лицами или группами лиц, действующими с разрешения, при поддержке или с согласия государства, при последующем отказе признать факт лишения свободы или сокрытии данных о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица, вследствие чего это лицо оставлено без правовой защиты;
национальное справочное бюро - орган, создание которого на национальном уровне предусмотрено
Женевскими конвенциями 1949 года, действующий в ситуациях вооруженных конфликтов и наделенный полномочиями по сбору и передаче стороне противника или другим заинтересованным сторонам информации, документов и вещей, имеющих отношение к лицам, находящимся под защитой международного гуманитарного права, оказавшимся во власти противника в качестве раненых, больных, военнопленных, задержанных и интернированных лиц;
объявление умершим - признание органами государственной власти в порядке, установленном нормами национального законодательства (государства), факта смерти физического лица при отсутствии его опознанного тела;
реестр - централизованная база данных, которая является основой для поиска по запросам о розыске лиц, пропавших без вести;
родственник лица, пропавшего без вести, - в контексте настоящего Закона термин понимается согласно нормам законодательства (государства), регулирующего вопросы семьи, но независимо от этих норм под указанное понятие должны подпадать следующие лица:
- дети, родившиеся в браке, и внебрачные дети;
- усыновленные дети, а также пасынки и падчерицы;
- супруг или супруга, состоящие в законном или фактическом браке;
- родители (включая мачеху, отчима, усыновителя);
- братья, сестры, единокровные или единоутробные братья и сестры;
финансовая помощь - материальная поддержка родственников лиц, пропавших без вести, если они не имеют никаких других доходов, на которые они могут существовать, таких как социальное обеспечение, пенсии, страхования по нетрудоспособности, ветеранские пособия, заработная плата и другие источники дохода.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ,
И ГАРАНТИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭТИХ И СМЕЖНЫХ С НИМИ ПРАВ
Статья 3. Основные права
Любой человек вне зависимости от расы, вероисповедания, языка, гражданства, пола, принадлежности к определенной национальной или этнической группе, принадлежности к определенной социальной группе, политических и иных убеждений, должностного и имущественного положения, места жительства или любых иных обстоятельств обладает следующими основными правами:
- правом не быть произвольно лишенным жизни;
- правом не быть подвергнутым пыткам и иному жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению;
- правом на свободу и безопасность и правом не быть произвольно лишенным свободы;
- правом знать о судьбе пропавших без вести родственников;
- правом не быть подвергнутым насильственному исчезновению;
- правом на уважение семейной жизни.
Статья 4. Права лиц, пропавших без вести
1. Права и интересы лиц, пропавших без вести, в том числе их гражданский статус, имущество, активы, подлежат защите во всякое время до выяснения их судьбы или признания факта их смерти.
2. Лицо, пропавшее без вести, имеет право на жизнь и безопасность и, как следствие, на то, чтобы обстоятельства его исчезновения были тщательно расследованы.
3. При необходимости, в установленном национальным законодательством (государства) порядке, назначается представитель интересов лица, пропавшего без вести, которому может быть предоставлена возможность обращаться в компетентные органы в интересах лица, пропавшего без вести.
Статья 5. Права арестованных, задержанных или интернированных лиц
1. Арест, задержание, заключение под стражу и интернирование осуществляются и надлежащим образом регистрируются в установленном национальным законодательством (государства) порядке только правомочными должностными лицами.
2. В каждом месте содержания под стражей и интернирования ведутся и регулярно обновляются официальные списки всех лишенных свободы лиц, которые должны быть доступными для родственников, лиц, имеющих законный интерес к получению такой информации, и органов государственной власти.
3. Лица, лишенные свободы, имеют право сообщить своим родственникам или иным лицам, имеющим законный интерес к получению такой информации, о факте своего задержания (ареста), о месте содержания под стражей или месте интернирования и о состоянии своего здоровья.
4. Компетентные органы (государства) обязаны принять меры для обеспечения прав лиц, лишенных свободы, на информирование своих родственников о состоянии своего здоровья, местопребывании и обстоятельствах, при которых они были помещены под стражу или в места заключения.
5. Компетентные органы (государства) в случаях международных вооруженных конфликтов выпускают карточки-извещения о пленении или интернировании, для того чтобы военнопленные или интернированные гражданские лица могли связаться с родственниками.
6. Точная информация об аресте и месте содержания под стражей или месте интернирования, включая информацию о любых перемещениях и об освобождении, без промедления сообщается родственникам и другим лицам, имеющим законный интерес к получению этой информации.
Статья 6. Права родственников лиц, пропавших без вести
1. Родственники лиц, пропавших без вести, имеют право знать о судьбе своих пропавших без вести родственников, в том числе об их местонахождении, или, в случае их смерти, об обстоятельствах их гибели и месте их захоронения, если о нем известно, а также право получить их останки.
2. Компетентные органы (государства) обязаны предпринимать необходимые меры, обеспечивающие осуществление прав родственников лиц, пропавших без вести, а также оказывать содействие ассоциациям родственников лиц, пропавших без вести.
3. Гражданский статус родственников лиц, пропавших без вести, не подлежит изменению до юридического подтверждения признания лица пропавшим без вести или смерти лица, пропавшего без вести.
4. Если оба родителя пропали без вести или сведения об их судьбе отсутствуют, по прошествии _____ дней со дня подачи запроса об их розыске устанавливается временное попечительство в отношении их несовершеннолетних детей. Последующее усыновление не может быть разрешено до признания родителей пропавшими без вести, а также вопреки ясно выраженной воле детей. По вопросу усыновления также должны приниматься во внимание мнение и позиция заинтересованных родственников или законных опекунов детей.
5. В случае официального признания лица пропавшим без вести его родственник может обратиться в суд надлежащей инстанции с просьбой о предоставлении ему права на временное управление имуществом лица, пропавшего без вести.
6. Родственники лица, пропавшего без вести, которые могут доказать свою материальную зависимость от доходов этого лица, имеют право подать заявление в компетентные органы в установленном национальным законодательством (государства) порядке с просьбой о получении пособия за счет средств лица, пропавшего без вести.
Глава 3. КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ
Статья 7. Обязанности
Компетентные органы уполномочены принимать запросы о розыске лиц, пропавших без вести, осуществлять сбор и проверку всей имеющейся информации о лицах, пропавших без вести, и направлять родственникам и органам государственной власти все имеющиеся материалы в установленном национальным законодательством (государства) порядке.
Статья 8. Меры по идентификации
1. Компетентные органы обеспечивают выдачу всем гражданам государства индивидуальных документов, удостоверяющих личность в порядке, установленном национальным законодательством (государства). Несовершеннолетний ребенок должен иметь свой собственный документ, удостоверяющий личность, либо быть вписан в документы, удостоверяющие личность родителей.
2. Все лица, подвергающиеся риску в период вооруженного конфликта или насилия внутри страны, в особенности беспризорные дети, беженцы и просители убежища, в возможно скорейшие сроки подлежат индивидуальной регистрации.
Статья 9. Учреждение национального справочного бюро
1. Национальное справочное бюро, создание которого должно быть предусмотрено нормами законодательства (государства), под управлением соответствующего национального органа власти приступает к работе в случае возникновения вооруженного конфликта.
2. Национальное справочное бюро несет ответственность за централизацию всей информации в условиях вооруженных конфликтов о раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, умерших, лишенных свободы покровительствуемых лицах, детях, установление личности которых вызывает затруднения, и лицах, объявленных пропавшими без вести.
3. Структура, состав и порядок работы национального справочного бюро, а также механизмы, координирующие сбор информации и передачу ее соответствующим государственным органам и Центральному агентству Международного комитета Красного Креста по розыску, определяются нормами национального законодательства (государства).
Статья 10. Сотрудничество
Компетентные органы (государства) сотрудничают с Международным комитетом Красного Креста, национальным обществом Красного Креста (Красного Полумесяца) (государства) и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в соответствии с их мандатами с целью выяснения судеб лиц, пропавших без вести, и защиты прав их родственников.
................Перейти до повного тексту