- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
об электронной торговле
Принят
на тридцать первом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 31-12
от 25 ноября 2008 года)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Модельного закона
Целью настоящего Модельного закона (далее по тексту - Закон) является правовое обеспечение условий для электронной торговли на основе признания электронных сообщений, включая:
- закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю;
- определение правил совершения сделок с использованием электронных сообщений, подписанных аналогами собственноручной подписи;
- формирование правовой основы государственного регулирования и поддержки электронной торговли;
- защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, участвующих в электронной торговле.
Статья 2. Основные термины и определения, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие термины и определения:
адресат - лицо, которому электронное сообщение отправлено самим отправителем или от имени отправителя, за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этого сообщения;
информационный посредник - лицо, которое по инициативе и поручению другого лица отправляет, получает или хранит электронное сообщение или предоставляет другие услуги в отношении данных сообщений;
лицо, осуществляющее электронную торговлю, - лицо, осуществляющее продажу товаров, возмездное выполнение работ и оказание услуг с использованием электронных сообщений;
отправитель электронного сообщения - лицо, которое отправляет электронное сообщение или формирует учетную запись в базе данных получателя сообщения;
участник электронной торговли - лицо, осуществляющее электронную торговлю, а также лицо, опосредованно участвующее или способствующее совершению электронных сделок;
электронная операция сделки - совершение сторонами сделки отдельных действий по оформлению и совершению сделки субъектов и их информационных систем в электронной торговле;
электронная платежная система - система организации электронных финансовых расчетов в сети, позволяющая стороне сделки самостоятельно управлять своим лицевым счетом или другими средствами платежей;
электронная подпись - реквизит электронного сообщения в виде электронной цифровой подписи или любого иного электронного аналога собственноручной подписи физического лица;
электронная процедура - порядок (правила, регламент) совершения электронных операций по сделке;
электронная сделка - любая сделка, совершенная сторонами сделки посредством проведения электронных операций по сделке;
электронная торговля - торговля, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур;
электронное сообщение - информация, подготовленная, отправленная, полученная и хранимая с помощью информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур;
электронный договор - гражданско-правовой договор, осуществляемый на основе использования информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур.
Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере электронной торговли
1. Правовое регулирование отношений в сфере электронной торговли осуществляется на основе законодательства и издаваемых в соответствии с ним других нормативно-правовых актов государства, а также соглашений участников электронной торговли.
2. Если международным соглашением (договором) предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Законом, то применяются положения международного соглашения (договора).
Статья 4. Основные принципы правового регулирования в сфере электронной торговли
1. Правовое регулирование в сфере электронной торговли основывается на принципах равенства ее участников, свободы договора, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории государства, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности в рамках электронной торговли, а также на гарантиях судебной защиты прав участников электронной торговли.
2. Участники электронной торговли приобретают и реализуют права, исполняют обязанности в соответствии с законодательством и электронными договорами. Приобретение и осуществление участниками электронной торговли прав и обязанностей в области электронной торговли могут быть ограничены только национальным законодательством.
3. Участие в электронной торговле, если иное не установлено договором или законом, не может служить основанием для установления дополнительных требований, процедур или ограничений деятельности участников электронной торговли.
4. Электронное сообщение, используемое в электронной торговле, не может быть отвергнуто только на том основании, что оно оформлено или получено посредством использования информационных систем и информационно-коммуникационных сетей.
5. Электронные сделки не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они были совершены и оформлены посредством использования информационных систем, информационно-коммуникационных сетей и электронных процедур, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
6. Нормативно-правовые акты в сфере правового регулирования электронной торговли не должны устанавливать каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий не установлена национальным законодательством в сфере информационной безопасности.
7. Участники электронной торговли должны все сведения о предлагаемых ими товарах (работах, услугах) предоставлять в форме, которая позволяет их адресату, не обладающему специальными знаниями, однозначно определить полученную информацию как относящуюся к электронной торговле и составить достоверное представление о правовом положении лица, осуществляющего электронную торговлю, о его товарах (работах, услугах), ценах на них и условиях их приобретения.
Статья 5. Участники электронной торговли
1. В электронной торговле участвуют:
- продавцы, осуществляющие электронную торговлю товарами, выполнением работ, оказанием услуг;
- покупатели соответствующих товаров, работ и услуг;
- информационные и иные посредники, опосредованно участвующие или способствующие совершению электронных сделок.
2. К продавцам относятся юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по оптовой или розничной продаже/поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
3. К покупателям относятся:
- юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие закупки для государственных нужд, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица в качестве оптового покупателя или заказчика;
- организации, учреждения и юридические лица, приобретающие для своих нужд товары, работы, услуги;
- физические лица, приобретающие для своих нужд товары, работы, услуги.
4. К информационным и иным посредникам в электронной торговле относятся:
- операторы платежных систем;
- организаторы торгов, конкурсов и аукционов;
- учреждения и организации, оказывающие иные услуги по обеспечению и поддержке электронных процедур при оформлении и совершении электронных сделок.
Глава 2. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СДЕЛОК
В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ
Статья 6. Общие требования к форме и порядку документирования при оформлении электронных сделок
1. Договор в электронной сделке оформляется как результат согласования условий договора сторонами и формирования его посредством обмена электронными сообщениями между сторонами сделки.
При формировании электронного договора по соглашению сторон могут использоваться любые доступные сторонам или установленные законом или стандартом формы (форматы) электронного представления и оборота текстовой или иной информации (запись, файл, сайт, база данных, запись в базе данных) общепринятых или установленных нормативно-правовыми актами видов документов, применяемых в коммерческой деятельности (письмо, уведомление, учетная запись, предложение заключить договор (оферта), принятие предложения (акцепт), договор, соглашение, протокол и другие виды документов).
При формировании электронного сообщения используемые формы (форматы) его электронного представления и употребления должны обеспечивать достоверную передачу и получение сообщения, его обработку, возможность проверки достоверности и целостности документа, хранение и поиск в информационной системе, а также обеспечивать идентификацию отправителя (создателя), время создания или получения, воспроизведение и однозначное восприятие его информации.
Стороны могут прийти к взаимному предварительному согласию о процедурах проверки достоверности и целостности договора, не противоречащих законодательству.
2. Договор в электронной сделке и электронные сообщения, связанные с оформлением и совершением сделки, должны соответствовать по содержанию и форме требованиям, установленным законодательством, а также иными нормативно-правовыми актами и действующими стандартами.
3. Все электронные операции по сделке в электронной торговле должны быть оформлены в соответствии с требованиями и порядком, установленными соглашением сторон и национальным законодательством.
4. При совершении электронных сделок в случаях, когда закон, или иной нормативно-правовой акт, или соглашение сторон требует собственноручного подписания документа, документ считается подписанным, если стороной сделки будет выполнена процедура установления электронной подписи.
5. В качестве электронной подписи в электронном сообщении признается любой способ фиксации и отображения выражения воли сторон сделки, который:
- установлен законом, иным нормативно-правовым актом или соглашением сторон и признается сторонами;
- позволяет идентифицировать лицо, подписавшее сообщение;
- содержит указание на то, что это лицо подтверждает (одобряет) информацию, содержащуюся в электронном сообщении;
- оправдан характером сделки, обеспечен ответственностью сторон сделки, а также соответствует цели, для которой электронное сообщение было подготовлено или передано.
6. В случаях, когда закон или иной нормативно-правовой акт требует, чтобы договор или иной документ был представлен или сохранен в подлиннике, это требование считается выполненным в отношении электронного сообщения, если стороны сделки:
- обеспечили защиту сделки, целостности и неизменности содержащейся в нем информации в установленном законом или соглашением сторон порядке с учетом характера сделки и ответственности сторон сделки, а также цели, для которой электронное сообщение было подготовлено или передано, с момента его создания в окончательной форме;
- могут при необходимости продемонстрировать сообщение и содержащуюся в нем информацию лицу, которому сообщение должно быть предъявлено.
7. Процедура подписания или установления (вписывания) электронной подписи в договор может функционально совмещаться с процедурами защиты электронного сообщения, обеспечивающими целостность, достоверность и неизменность его документированной информации перед другой стороной или третьими лицами.
8. Все участники электронной торговли в процессе обмена электронными сообщениями могут быть как отправителями, так и адресатами.
Статья 7. Электронное сообщение и его копии
1. В случаях, когда договор должен быть представлен в письменной форме или когда требуется оформление действий в письменной форме и предусматривается наступление определенных последствий в случае несоблюдения этой формы, то это требование считается выполненным путем представления электронного сообщения, если содержащаяся в нем информация является доступной для ее последующего использования.
Если иное не установлено национальным законодательством, электронное сообщение, реализующее факт взаимодействия и отношения сторон в сделках гражданско-правового значения при обмене информацией, является простой письменной формой, фиксирующей действия и отношения сторон в процессах оформления, заключения и реализации электронных сделок.
2. Все экземпляры одного и того же электронного сообщения (подготовленные, полученные, переданные, хранимые), подписанные электронной подписью, имеют равное юридическое значение при условии обеспечения необходимой защиты информационных систем и среды хранения документов.
3. Копия электронного сообщения на бумажном носителе имеет юридическое значение, если она подписана собственноручной подписью обладателя электронной цифровой подписи или иного электронного аналога подписи, а также в случаях, если копия удостоверена лицом, имеющим право удостоверения в соответствии с порядком, установленным законом или иными нормативно-правовыми актами, а также соглашением сторон.
4. Электронные сообщения, подписанные электронной цифровой подписью или иным электронным аналогом подписи в порядке, определяемом законодательством, являются судебными доказательствами и при рассмотрении споров могут представляться в качестве судебных доказательств в порядке и на условиях, предусмотренных национальным законодательством.
Статья 8. Информация об участниках электронной торговли
1. Участники электронной торговли, адресующие от своего имени неопределенному кругу лиц оферты или приглашения делать оферты, обязаны представить информацию о себе.
2. Информация о продавцах товаров, работ и услуг, осуществляющих электронную торговлю, включает следующие обязательные сведения:
- полное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы, государственного учреждения или индивидуального предпринимателя или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
- место нахождения и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, а также, если имеется, доменное имя сайта;
- в случаях, предусмотренных национальным законодательством, - сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа);
- перечень предлагаемых или заказываемых товаров, работ или услуг, условия их предоставления;
- в случаях, предусмотренных национальным законодательством и правилами торговли, - свидетельства о сертификации товаров, работ и услуг;
- порядок проведения финансовых расчетов;
- банковские реквизиты;
- иные сведения, необходимые для оформления и совершения электронных сделок.
3. Информация о покупателе или заказчике включает:
- полное наименование юридического лица, государственного учреждения или индивидуального предпринимателя с указанием его организационно-правовой формы или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
- место нахождения и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, а также, если имеется, доменное имя сайта;
- иные сведения, необходимые для совершения электронных сделок.
Информация о персональных данных потребителя в электронной торговле должна содержать только те сведения, без которых продавец не сможет оформить сделку и исполнить свои обязательства по совершаемой электронной сделке.
4. Информация об операторе связи дополнительно к сведениям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, должна содержать:
- перечень оказываемых услуг связи и условия их предоставления;
- порядок доступа и подключения к сети;
- порядок регистрации пользователей;
- правила предоставления услуг связи, доступа и подключения.
5. Информация об операторе платежной системы дополнительно к сведениям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, должна содержать:
- перечень оказываемых финансовых услуг, условия их предоставления;
- порядок регистрации пользователей;
- правила проведения финансовых расчетов.
6. Информация об организаторе электронных торгов, конкурсов или аукционов дополнительно к сведениям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, должна содержать:
- правила проведения конкурсов, торгов и аукционов;
- порядок регистрации участников.
7. Информация об учреждениях и организациях, оказывающих услуги сторонам сделок по обеспечению электронных процедур, дополнительно к сведениям, перечисленным в пункте 2 настоящей статьи, должна содержать порядок и правила пользования услугами, а в случаях, предусмотренных национальным законодательством, - сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа).
Статья 9. Хранение электронных сообщений
1. В случае если в соответствии с законодательством или соглашением сторон требуется архивное хранение отдельных видов электронных сообщений, связанных с совершением электронных сделок, участники электронной торговли обязаны организовать такое хранение соответствующих форм и форматов представления электронных сообщений, баз данных и обеспечить их охрану, защиту, необходимое резервное копирование, целостность и достоверность документированной информации, а также охрану и сохранность аппаратных и программных средств и оборудования, в которых размещены или хранятся сообщения и с помощью которых можно развернуть отображение информации электронных сообщений на экране дисплея для однозначного восприятия, копирования и иного использования.
2. Сроки архивного хранения электронных сообщений, а также информационных систем и оборудования, в которых размещены, хранятся сообщения и с помощью которых можно визуализировать информацию сообщений, должны соответствовать срокам хранения установленных действующим законодательством соответствующих видов сообщений и документов на бумажном носителе, применяемых в торговле и иной коммерческой деятельности.
3. Электронные сообщения или базы данных, связанные с совершением электронных сделок и помещенные (размещенные) на архивное хранение, должны в порядке, установленном законом, предоставляться государственным органам власти и их уполномоченным должностным лицам по их запросам, а также стороне договора по ее запросам.
4. Стороны договора в электронной торговле вправе передавать свои электронные сообщения или базы данных на временное архивное хранение по договору хранения третьим лицам, оказывающим соответствующие услуги по депозитарному хранению документов.
Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Статья 10. Общие положения о правах и обязанностях участников электронной торговли
1. Участники электронной торговли пользуются правами и исполняют обязанности, предусмотренные законодательством и заключенными ими договорами.
2. Исходящие от участника электронной торговли оферты или приглашения делать оферты, адресованные неопределенному кругу лиц, а равно рекламные или иные сведения о предлагаемых им товарах (работах, услугах) должны содержать информацию о продавце, исполнителе работ и услуг, о порядке оплаты, об изготовителе товаров и информацию о товарах (работах, услугах) в соответствии с требованиями национального законодательства. Эта информация должна быть представлена в форме, которая доступна и понятна любым адресатам участника электронной торговли, даже не обладающим специальными знаниями.
Статья 11. Права и обязанности продавцов и покупателей
1. Продавцы и покупатели в электронной торговле, адресующие от своего имени неопределенному кругу лиц оферты или приглашения делать оферты, содержащие предложения по поставке товаров, работ и услуг (содержащие заказ на поставку или покупку товаров, выполнение работ, оказание услуг) посредством их размещения на сайтах любой сети, обязаны:
- включать в оферту или предложение обязательную информацию, установленную в статье 8 настоящего Закона;
- обеспечивать свободный и круглосуточный доступ к таким сайтам;
- установить доступный порядок (правила) и дружественную процедуру оформления сделки;
- вести в своей базе данных регистрацию и учет поступивших заявок покупателей (продавцов, поставщиков или исполнителей), а также исполнения своих обязательств по заявкам.
2. Продавцы в электронной торговле, действующие в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вправе требовать от покупателей необходимую для целей исполнения своих обязательств информацию.
3. Покупатели в электронной торговле, адресующие продавцу от своего имени акцепт или оферту на предложение делать оферты, содержащие заказ на поставку или покупку товаров, выполнение работ, оказание услуг путем исполнения предписанных действий, обязаны включать в них необходимую для совершения сделки информацию о себе.
4. Покупатели в сфере электронной торговли, приобретающие услуги или купившие товар в розницу путем выполнения предписанных продавцом действий по оформлению заказа на условиях продавца и выражающие согласие с условиями возмездного договора, обмена или отсылки шаблонных записей своих персональных данных, обладают и могут воспользоваться всеми правами, предусмотренными национальным законодательством для защиты прав потребителей.
Статья 12. Права и обязанности операторов связи
1. Доступ к информационно-коммуникационным сетям, предоставляемый продавцам и покупателям в качестве услуги оператора связи, является необходимым условием организации сайтов, передачи, доставки электронных сообщений и получения их адресатами и, соответственно, условием оформления и совершения электронных сделок, что оформляется отдельным возмездным договором.
2. Операторы связи пользуются правами и исполняют обязанности, предусмотренные их уставом, договорами на услуги связи со сторонами электронных сделок в соответствии с законодательством, регулирующим отношения в области связи и информации, и положениями настоящего Закона.
Операторы связи не несут ответственности по электронным сделкам, совершенным сторонами, которым были оказаны услуги по доступу к информационно-коммуникационным сетям при оформлении этими сторонами сделок, при передаче, отправке и получении ими электронных сообщений.
3. Операторы связи не вправе изменять содержание, перехватывать или удалять передаваемые электронные сообщения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Операторы связи несут ответственность за недостоверную передачу данных электронных сообщений, за преднамеренную недоставку (потерю) электронных сообщений, за несанкционированную перлюстрацию передаваемых сообщений и передачу сообщений или сведений из них третьим лицам, если законом или соглашением сторон не предусмотрено иное.
Статья 13. Права и обязанности операторов электронных платежных систем
1. Финансовые расчеты сторон электронной сделки могут производиться через операторов электронных платежных систем в рамках их обязательств, установленных соглашением между стороной сделки и оператором платежной системы.
2. Операторами электронных платежных систем могут быть кредитные организации или операторы связи и иные юридические лица, выступающие в качестве небанковской кредитной организации, предусмотренные законодательством, на условиях договора со стороной сделки (договора присоединения).
3. Порядок общей организации и проведения электронных финансовых расчетов и банковских операций при использовании электронных платежных систем не должен противоречить национальному законодательству о банковской деятельности.
4. Пользователь электронной платежной системы - сторона сделки, заключившая договор присоединения с оператором платежной системы, должен иметь возможность путем обмена электронными сообщениями самостоятельно управлять своим лицевым счетом, счетом кредитной карты, иными средствами платежа в целях проведения финансовых расчетов по своим электронным сделкам на условиях и по правилам, установленным договором присоединения и национальным законодательством.
Статья 14. Права и обязанности организаторов электронных торгов, конкурсов и аукционов
1. Организаторы электронных торгов, конкурсов или аукционов обязаны предоставлять на сайтах своих торговых площадок информацию о своем правовом статусе в объеме, указанном в статье 8 настоящего Закона, перечень оказываемых услуг, условия их предоставления, правила проведения конкурсов, торгов и аукционов, порядок регистрации участников, другие необходимые сведения, а также обеспечивать доступ к такой информации и необходимому для участия программному обеспечению.
................Перейти до повного тексту