- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о Концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств-участников СНГ в инновационной сфере (Москва, 13 марта 2009 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию научно-информационного обеспечения программ и проектов государств-участников СНГ в инновационной сфере, представленную Межгосударственным координационным советом по научно-технической информации и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Межгосударственному координационному совету по научно-технической информации совместно с заинтересованными национальными информационными центрами, координирующими в государствах межгосударственный обмен научно-технической информацией (национальные информационные центры), разработать и утвердить в 2009 году План мероприятий по реализации указанной Концепции.
3. Национальным информационным центрам, заинтересованным органам отраслевого сотрудничества СНГ при разработке и осуществлении мероприятий, оказывающих воздействие на информационную инфраструктуру инновационной деятельности, руководствоваться Концепцией научно-информационного обеспечения программ и проектов государств-участников СНГ в инновационной сфере.
(Подписи)
Одобрена
Решением
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
"О Концепции
научно-информационного
обеспечения программ и
проектов
государств-участников СНГ
в инновационной сфере"
от 13 марта 2009 года
КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
1. ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ
Инновационная активность в мировой практике во многом определяет уровень экономического развития: в глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности. В инновационной сфере существенна роль информационной инфраструктуры, призванной способствовать обеспечению технологической восприимчивости субъектов инновационной сферы и поддерживать ее положительную динамику путем периодического обновления продуктов и технологий.
Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден
План основных мероприятий по ее реализации. Указанная Концепция отражает общее мнение государств-участников СНГ о направлении развития Содружества и содержит принципы межгосударственного сотрудничества в современных условиях.
Основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. В рамках приоритетных направлений экономического сотрудничества государств-участников СНГ важная роль отводится развитию производственных кооперативных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, разработке межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям, взаимодействию на передовых направлениях научно-технического сотрудничества.
Инновационная деятельность государств-участников СНГ и инновационная инфраструктура в целом формируются в зависимости от внутренних условий, финансовых возможностей и приоритетов научно-технической политики государств. Обеспечение информационной поддержки и развитие информационной инфраструктуры являются составной частью процесса инновационной деятельности и осуществляются в соответствии с формированием интегрированной информационной среды.
Проект Концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств-участников СНГ в инновационной сфере (далее - проект Концепции) разработан в 2007 году в рамках Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы".
Цель Концепции - создание условий для формирования системы научно-информационного обеспечения программ и проектов государств-участников СНГ в инновационной сфере на основе межгосударственной и национальных информационных инфраструктур, а также благоприятной экономической и правовой среды для ее развития и совершенствования.
Реализация Концепции не предусматривает никакие разведывательные цели.
2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей настоящей Концепции приводимые ниже термины имеют следующие значения:
инновации (нововведения) - новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, непосредственно способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок;
инновационная деятельность - деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации;
инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
национальная инновационная система - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности;
инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание, способствующее осуществлению инновационной деятельности;
информационная инфраструктура инновационной деятельности - множество юридических лиц, ресурсов и средств и других элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее целостность, направленную на обеспечение информационного обслуживания инновационной деятельности;
общая информационная система (ОИС) - совокупность распределенных баз данных с едиными стандартными правилами хранения, обновления, поиска и передачи информации, через которую осуществляется безбумажное информационное взаимодействие между всеми участниками инновационной деятельности;
информационное взаимодействие - совместное использование данных, находящихся в общей информационной системе, и обмен данными, осуществляемые субъектами инновационной деятельности в соответствии с установленными правилами;
информационная модель - вербальное, графическое и/или знаковое (символьное) описание сложной системы, а также информационные связи между ее элементами и подсистемами, между системой и внешней средой;
информационное пространство - совокупность баз и банков данных, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, а также технологий их ведения и использования, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационное взаимодействие;
информационные ресурсы - совокупность документальной информации в информационных системах;
информационные отношения - отношения, возникающие в процессе создания, преобразования и потребления информации;
портал - программно-технический комплекс, предоставляющий прямой доступ пользователям Интернета к некоторому множеству информационных ресурсов, соответствующих назначению портала;
CALS-технологии - современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия, обеспечивающий единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков/производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализованные в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Формирование информационной инфраструктуры инновационной сферы в СНГ должно быть направлено на устранение имеющихся разрывов в инновационной деятельности, создание современного информационного обеспечения для развития прикладных разработок и коммерциализации передовых технологий.
Информационная инфраструктура инновационной деятельности государств-участников СНГ может быть создана в виде общей распределенной информационной системы на базе национальных информационных систем и электронных ресурсов.
В качестве модели построения распределенной системы предлагается двухуровневая схема, где верхний уровень составляет собственно система общих данных, поддерживающая поиск, справочную систему, правовую защиту, а нижний, базовый, уровень - система взаимосвязанных национальных информационных ресурсов.
Решение этих задач должно исходить из требований децентрализации ответственности за поддержку информационных ресурсов. Каждый из объединяемых порталов должен поддерживаться своей организационной структурой, ответственной за сопровождение соответствующей тематической информации, достоверность и своевременную актуализацию. Задачей каждого портала является представление информации в общую систему для формирования общей информационной системы государств-участников СНГ.
Для решения практических и организационных вопросов инновационной сферы государств-участников СНГ дополнительно к научно-технической информации требуется политическая, правовая, финансовая, экономическая, социологическая, экологическая информация в международном, внутригосударственном и региональном аспектах, исключая информацию, составляющую государственную тайну и имеющую конфиденциальный характер.
Состав и условия представления информации определяются составом участников инновационной сферы и задачами, которые решаются в процессе инновационной деятельности.
................Перейти до повного тексту