- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о проекте Приоритетных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года
(Москва, 20 июня 2008 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить проект Приоритетных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, представленный Рабочей группой по выработке предложений о сотрудничестве в сфере согласованной транспортной политики государств-участников СНГ, созданной в соответствии с
Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, совместно с Исполнительным комитетом СНГ.
2. Внести указанный проект документа на рассмотрение Совета глав правительств СНГ (проект Решения прилагается).
(Подписи)
Проект
РЕШЕНИЕ
О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Приоритетные направления сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года (прилагаются).
2. Заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ, Координационному транспортному совещанию государств-участников Содружества Независимых Государств, Совету по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Межправительственному совету дорожников, Совету по авиации и использованию воздушного пространства и Межгосударственному авиационному комитету принять меры по реализации указанных Приоритетных направлений.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи соответствующих документов депозитарию.
Совершено в городе ________ ________ 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Республики Молдова
За Правительство За Правительство
Республики Армения Российской Федерации
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Грузии Туркменистана
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Украины
Проект
Утверждены
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Приоритетных
направлениях сотрудничества
государств-участников СНГ
в сфере транспорта
на период до 2020 года
от "__" _______ 2008 года
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, определено, что одной из основных целей Содружества Независимых Государств является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.
В качестве необходимых условий стратегического взаимодействия в сфере транспорта следует рассматривать системное и последовательное совершенствование (с учетом достигнутого уровня) проводимой государствами-участниками СНГ согласованной транспортной политики, являющейся ключевым механизмом экономической интеграции, путем выделения приоритетных направлений взаимодействия на период до 2020 года, выявления новых актуальных аспектов сотрудничества в области транспорта и разработки комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.
* * *
Исходными при выработке данных предложений являются следующие положения.
Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, выступает в качестве важного инструмента достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Его устойчивое развитие в Содружестве способствует пространственной доступности национальных территорий, свободному перемещению товаров и услуг, конкуренции и свободе экономической деятельности, улучшению условий и качества жизни населения.
Функционирование и развитие транспорта в государствах-участниках СНГ осуществляется в соответствии с их национальным законодательством, а также стратегиями (концепциями, основными направлениями и т.п.) в транспортной сфере и взаимосвязано с общими направлениями (прогнозами) их социально-экономического развития, определяющими потребности в транспортных услугах.
Согласованность региональной транспортной политики обеспечивается путем координации государствами-участниками СНГ систем государственного регулирования и реализации программ ее развития, совершенствования законодательства в области транспорта, а также согласованным использованием транспортно-транзитного потенциала. При этом реализация согласованной транспортной политики учитывает различия в современном состоянии транспортных систем государств-участников СНГ и направлена, в том числе, на их выравнивание.
Необходимость развития экономических отношений государств-участников СНГ обусловлена прежде всего развитием транспортных систем государств, а также возможностью обеспечения их национальных интересов на мировом рынке транспортных услуг, и в первую очередь за счет развития регионального сотрудничества в области транспорта.
При этом осуществление транспортной интеграции в рамках Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и других региональных объединений направлено прежде всего на создание необходимых предпосылок для диверсификации транспортной деятельности, основанной, в частности, на развитии международных транспортных коридоров (далее - МТК), устранении барьеров на пути международного транзитного процесса, проведении согласованной тарифной политики.
За прошедшие 16 лет сотрудничества в транспортной сфере:
- заложены основы международной правовой базы функционирования транспорта (в 1991-2007 годах принято около 45 документов), отвечающей новым социально-экономическим и рыночным условиям, обеспечивающей межгосударственное регулирование транспортной деятельности;
- сформированы и функционируют органы отраслевого сотрудничества, государства-участники СНГ входят в региональные организации по видам транспорта;
- проводится согласованная транспортная политика, направленная на решение (в соответствии с имеющимся ресурсным обеспечением на национальном и межгосударственном уровнях) отдельных задач общетраспортного характера, а также развития отдельных видов транспорта;
- в области железнодорожного транспорта - ведущей транспортной отрасли сохранено и развивается организационное, тарифно-экономическое, технико-технологическое, информационное единство;
- проводится согласованная тарифная политика в международном грузовом железнодорожном сообщении;
- решаются задачи, направленные на развитие международных автомобильных перевозок;
- реализуются мероприятия по развитию гражданской авиации и обеспечению безопасности полетов, гармонизации национальных систем организации воздушного движения;
- разрабатываются и реализуются международные проекты в сфере морского и речного транспорта;
- заложены основы сотрудничества в сфере международных транспортных коридоров.
Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, а также приведенные выше позитивные факторы сотрудничества, уровень транспортного взаимодействия в Содружестве в настоящее время нельзя считать оптимальным.
Доля транспортных затрат в себестоимости продукции при перевозках грузов в международном сообщении между государствами-участниками Содружества относительно высока и составляет 20-25%. Наряду с такими объективными факторами, как большое расстояние перевозок и сложные природные условия, это связано с недостаточным уровнем развития технологий организации товародвижения.
Обеспечение растущего спроса на качественные услуги, прежде всего на международные перевозки грузов железнодорожным и автомобильным видами транспорта, происходит на фоне недостаточного технического уровня национальных транспортных систем, слабой организации взаимодействия видов транспорта на межгосударственном уровне, высокой изношенности подвижного состава, недостаточных темпов развития сетей железных и автомобильных дорог СНГ, а также накопленного отставания в области внедрения транспортно-логистических технологий.
Проблемы в развитии транспорта в СНГ обостряются из-за существующих инфраструктурных ограничений, а также различного рода фискально-административных и технических барьеров (в частности, в международном автомобильном сообщении выявлено 15 основных барьеров), что не позволяет эффективно реализовать транзитный потенциал региона СНГ с использованием международных транспортных коридоров, а также обеспечивать достаточную транспортную доступность национальных территорий.
В развитии регионального сотрудничества в области транспорта при реализации многосторонних транспортно-экономических проектов не используется программно-целевой подход для создания межгосударственного механизма решения вопросов взаимоувязки ресурсов, определения исполнителей и сроков осуществления мероприятий.
До настоящего времени в Содружестве не сформирована система, обеспечивающая международные перевозки многостороннего формата в сфере водного (речного/морского) транспорта.
В этой связи в стратегическом плане остаются актуальными для реализации следующие направления согласованной транспортной политики государств-участников СНГ:
- обеспечение эффективного развития экономики государств за счет улучшения использования и развития их транспортного потенциала;
- развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг СНГ;
- создание условий для экономически выгодного использования и развития сети МТК;
- повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности проектов ее развития;
- обеспечение интеграции транспортных систем государств-участников СНГ в европейскую и азиатскую транспортные системы;
- совершенствование системы нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;
- дальнейшее развитие согласованной тарифной политики в международном грузовом железнодорожном сообщении;
- развитие видов транспорта, а также обеспечение их взаимодействия на основе использования новых эффективных транспортно-логистических технологий;
- развитие кооперации и разработка совместных программ в области транспортного машиностроения;
- совместное использование и развитие научного и кадрового потенциала в транспортной сфере;
- согласованное развитие и внедрение современных информационных технологий на транспорте.
* * *
- формирование сети МТК на пространстве СНГ;
- повышение эффективности тарифной политики;
- разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств-участников СНГ;
- устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок;
- сотрудничество в области организации воздушного движения государств-участников СНГ, создание условий для эффективного развития авиационных перевозок;
- повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;
- формирование согласованной политики в области транспортной безопасности и защиты окружающей среды.
Реализация указанных приоритетных направлений предусматривает конкретизацию направлений сотрудничества в каждом из видов транспорта и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей, что создает условия для повышения результативности при решении задачи формирования рынка транспортных услуг СНГ.
Мероприятия, планируемые и реализуемые в рамках решения каждой задачи, учитывают их взаимосвязь и базируются на принятии в установленном порядке двух- и многосторонних международных правовых актов, межгосударственных программ и проектов, а также рекомендаций для правительств государств-участников СНГ или субъектов хозяйственной деятельности в транспортной сфере.
1. Формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ
Цель формирования и развития МТК, проходящих по территории государств-участников СНГ, состоит в повышении эффективности внешнеторговых, в том числе транзитных, перевозок с обеспечением гарантии их осуществления на основе международных соглашений и договоренностей и в развитии транспортной инфраструктуры, имеющей согласованные технические параметры и технологии перевозок.
В качестве основных задач в этой области целесообразно рассматривать:
- разработку и реализацию комплекса мер по согласованному и сбалансированному развитию участков сложившейся системы МТК на территории государств-участников СНГ;
- формирование новых транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров;
- подготовку проекта межправительственного соглашения о согласованном развитии МТК на пространстве СНГ;
- разработку предложений о взаимном доступе на рынки транспортных услуг на внутренних водных путях;
- разработку и внедрение механизмов совместного (внутри- и внерегионального) инвестирования в развитие узловых объектов инфраструктуры МТК, проходящих по территории государств-участников СНГ, которые предусматривают их модернизацию, техническое оснащение, а также строительство основных и вспомогательных элементов инфраструктуры;
- проведение мероприятий по совершенствованию перевозок грузов по МТК, повышению эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности транспортных проектов;
- создание в государствах-участниках СНГ (в соответствии с предложениями государств) транспортно-логистических консолидирующих центров на участках МТК;
- разработку и реализацию комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках МТК;
- создание координирующего органа по разработке предложений по комплексному развитию МТК на пространстве СНГ.
................Перейти до повного тексту