- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГ
Принят
на тридцатом пленарном
заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 30-6
от 3 апреля 2008 года)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 1. Основные цели информационного законодательства Основными целями национального информационного законодательства являются:
- создание правовых основ для построения информационного общества;
- обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека в информационной сфере;
- обеспечение информационной безопасности человека, общества и государства;
- содействие развитию системы информационных ресурсов, созданию развитой информационной инфраструктуры, повышению эффективности предпринимательской деятельности в информационной сфере;
- создание правовых условий для эффективной конкуренции на рынке информационных услуг и работ;
- создание правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- обеспечение правовой поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий;
- гармонизация с международным законодательством в информационной сфере.
Статья 2. Основные принципы информационного законодательства
Информационное законодательство базируется на следующих основных принципах:
- обеспечение свободы получения и распространения информации для всех субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений;
- обеспечение доступности, достоверности, полноты и своевременности информации;
- установление баланса прав и законных интересов человека, общества и государства в информационной деятельности;
- признание информации объектом гражданских правоотношений;
- ограничение доступа к информации исключительно на основании закона;
- обеспечение обязательности публикации общественно важной информации;
- обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий функционирования информационных технологий;
- недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации;
- гармонизация национального информационного законодательства с международным законодательством и законодательством других стран.
Статья 3. Нормативно-правовые акты информационного законодательства
Основу информационного законодательства составляют конституция и информационный кодекс.
К нормативно-правовым актам информационного законодательства относятся законы, а также постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, изданные ими в пределах их компетенции в соответствии с конституцией и информационным кодексом.
Законодательные акты, предусматривающие регулирование информационных и информационно-инфраструктурных отношений иначе, чем это предусмотрено информационным кодексом, должны содержать нормы, которые вносят соответствующие изменения в этот кодекс.
Глава 2
ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Статья 4. Основные права и свободы в информационной сфере
Каждый имеет право свободно искать, получать, использовать, создавать, распространять и хранить информацию любыми законными способами и средствами, независимо от государственных границ.
Статья 5. Ограничение прав и свобод в информационной сфере
Осуществление прав и свобод в информационной сфере может быть ограничено только законом в интересах защиты основ конституционного строя, обеспечения национальной безопасности, зашиты территориальной целостности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья и морали населения, для защиты репутации или прав других людей, для недопущения несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации с ограниченным доступом или для поддержки авторитета и беспристрастия правосудия.
Статья 6. Гарантии прав и интересов в информационной сфере
Обеспечение информационных прав и свобод человека в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности является важнейшей функцией государства.
Обеспечение права каждого человека на свободу поиска, получения, использования, создания, распространения и хранения информации любыми законными способами и средствами возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица обязаны предоставлять информацию по запросу субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом.
Статья 7. Ограничение права собственности на информацию
Никто не может быть противоправно лишен права собственности на информацию.
Принудительное отчуждение информации, информационных продуктов и информационных ресурсов может быть осуществлено лишь в виде исключения по мотивам их общественной значимости или отнесения к государственным секретам, на основе и в порядке, установленных законом, при условии полной компенсации их стоимости.
Статья 8. Защита прав и интересов в информационной сфере
Каждый имеет право на защиту своих прав и интересов в информационной сфере.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принимать все необходимые меры в целях обеспечения защиты прав и интересов в информационной сфере.
Каждый субъект информационных и информационно-инфраструктурных отношений, чьи права и интересы нарушены, индивидуально или совместно с другими, имеет право направить жалобу или другие соответствующие обращения в судебные органы, в органы государственной власти и органы местного самоуправления или в любую другую организацию.
Судебные органы, органы государственной власти и органы местного самоуправления или любые другие организации должны рассмотреть жалобу или другие соответствующие обращения и принять решение в установленный национальным законодательством срок.
Решение по жалобе или другим соответствующим обращениям должно предусматривать мероприятия по исключению нарушения прав и интересов субъектов информационных и информационно-инфраструктурных отношений, в частности возможную компенсацию нанесенного ущерба, а также меры по выполнению этого решения.
Глава 3
ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 9. Объекты информационного законодательства
Информационным законодательством регулируются информационные и информационно-инфраструктурные отношения.
Информационные отношения - это общественные отношения, возникающие в процессе создания, распространения, использования, хранения и уничтожения (утилизации) информации.
Информационно-инфраструктурные отношения - это общественные отношения, возникающие в процессе создания, распространения, использования, сохранения и уничтожения (утилизации) информации, а также в процессе деятельности субъектов информационной инфраструктуры, предоставления информационных услуг и выполнения работ в информационной сфере, использования информационных технологий и ресурсов и обеспечения информационной безопасности.
К информационным отношениям, возникающим в процессе бытового общения, информационное законодательство не применяется, за исключением случаев, установленных законом.
Статья 10. Субъекты информационного законодательства
Субъектами информационных и информационно-инфраструктурных отношений, которые регулируются информационным законодательством, являются:
- физические и юридические лица;
- лица без гражданства;
- общественные и политические организации;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К субъектам информационного законодательства, при условии что другой стороной информационных отношений выступают граждане или юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления государства, могут быть отнесены также:
- иностранные физические и юридические лица;
- иностранные общественные и политические организации;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления иностранных государств;
- международные организации;
- иностранные государства.
Глава 4
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОРГАНОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Статья 11. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационных отношениях
Непосредственное участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационных и информационно-инфраструктурных отношениях может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены конституцией, информационным кодексом и законами.
Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере правового регулирования информационных и информационно-инфраструктурных отношений принимаются от их имени и в пределах их компетенции.
Статья 12. Основные направления государственной информационной политики
Основными направлениями государственной информационной политики, которые определяются и реализуются государством, являются:
- обеспечение условий для эффективной реализации и защиты конституционных прав и свобод человека в информационной сфере;
- создание политических, экономических, правовых и других основ построения информационного общества;
- всемерное и всестороннее развитие национальной информационной инфраструктуры;
- развитие системы информационных ресурсов, сохранения национальной информационной продукции, в том числе культурных и духовных ценностей;
- обеспечение экономических и правовых условий для всемерной поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий;
- обеспечение государственной поддержки развития общественно важных направлений в информационной сфере, в том числе: средств массовой информации, современных компьютерных информационных технологий, программных средств и т.п., а также содействие широкому внедрению и применению информационных технологий в государственном управлении, экономике, обороне, здравоохранении, образовании, экологии и т.п.;
- содействие добросовестной конкуренции, недопущение монополизации на рынке социально важных информационных услуг и работ;
- создание условий для своевременного, качественного и эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- развитие системы непрерывного образования населения и специалистов в информационной сфере;
- создание условий для развития системы электронного документооборота, применения электронного документа и электронной цифровой подписи;
- формирование и осуществление единой научно-технической политики в сфере информатизации с учетом мирового уровня развития информационных технологий;
- равноправная интеграция страны в глобальное информационное пространство, соблюдение международных договоров и соглашений в информационной сфере.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции прилагают все усилия для реализации государственной информационной политики.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИИ
Статья 13. Информация
Информация - сведения, представленные в любой форме и любом виде, на любых носителях, о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, которые имели, имеют или будут иметь место в обществе, государстве и окружающей среде.
Информационные ресурсы - любая совокупность информации, включая документы, независимо от содержания, времени и места создания.
Национальные информационные ресурсы - это информационные ресурсы, которые находятся под юрисдикцией государства, доступные для субъектов информационных и информационно-инфраструктурных отношений.
Иностранные информационные ресурсы - это информационные ресурсы, которые находятся под юрисдикцией иностранных государств, доступные для субъектов информационных и информационно-инфраструктурных отношений.
Международные информационные ресурсы - это информационные ресурсы, которые находятся под юрисдикцией международного законодательства, доступные для субъектов информационных и информационно-инфраструктурных отношений.
Ведомственные информационные ресурсы - это информационные ресурсы, которые находятся под юрисдикцией органов государственной власти и местного самоуправления, доступные для субъектов информационных и информационно-инфраструктурных отношений.
Статья 14. Информационный продукт
Информационный продукт - любая обособленная информация, представленная в конкретно организованной форме и конкретном виде, независимо от содержания, времени и места создания, по поводу которой возникают или могут возникнуть правовые отношения.
Статья 15. Документ
Документ - сведения, представленные на любых носителях в установленных законодательством форме и виде и с обязательными реквизитами, которые позволяют его идентифицировать.
Глава 2
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ
Статья 16. Национальная информационная инфраструктура
Основным условием обеспечения информационных прав и свобод человека в информационной сфере является всемерное развитие национальной информационной инфраструктуры, состоящей из совокупности систем:
- производства информации;
- распространения информации;
- производства средств производства информации и информационных технологий;
- накопления и хранения информации;
- предоставления информационных услуг;
- сервисного обслуживания;
- подготовки кадров;
- обеспечения информационной безопасности и т.п.
Статья 17. Назначение информационной инфраструктуры
Информационная инфраструктура предназначена для обеспечения оборота информации путем предоставления информационных услуг и проведения работ.
Информационные услуги и работы предоставляются на конкурентных условиях.
Статья 18. Информационные услуги и работы
Информационные услуги и работы - деятельность по обеспечению оборота информации, направленная на удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений, осуществляемая как на договорной, так и на не договорной основе.
Статья 19. Регулирование деятельности субъектов информационной инфраструктуры
Деятельность субъектов информационной инфраструктуры, направленная на обеспечение оборота информации, регулируется нормами информационного кодекса и нормами информационного законодательства.
Предпринимательская деятельность субъектов информационной инфраструктуры регламентируется общим законодательством государства.
К субъектам информационной инфраструктуры относятся юридические и физические лица, осуществляющие информационные услуги и работы.
РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ОБОРОТ ИНФОРМАЦИИ
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Оборот информации
Оборот информации происходит в процессе ее создания, распространения, использования, хранения и уничтожения (утилизации).
Информация может находиться в гражданском, административном или другом обороте.
Оборот информации, в котором принимают участие субъекты информационных и информационно-инфраструктурных отношений, регулируется информационным кодексом и информационным законодательством.
Глава 2
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Статья 21. Право на создание информации
Каждое физическое и юридическое лицо имеет право на создание любой информации любыми законными способами и средствами в любом виде и на любых носителях.
Создание информации - это творческая или любая другая деятельность, результатом которой является создание информационных продуктов или информационных ресурсов.
Статья 22. Массовая информация
Массовая информация - это печатная, электронная (цифровая) или аудиовизуальная информация, опубликованная средствами массовой информации и предназначенная для неопределенного круга лиц.
К средствам массовой информации относятся печатные, электронные и аудиовизуальные издания, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.
К печатным средствам массовой информации относятся периодические издания, выходящие под постоянным названием, с периодичностью один и более номеров (выпусков) на протяжении года.
К электронным средствам массовой информации относятся периодические издания, выходящие под постоянным названием на протяжении года, в которых информация представлена в форме электронных (цифровых) данных.
К аудиовизуальным средствам массовой информации относятся телерадиоорганизации, студии - юридические лица, которые проводят и/или распространяют теле-, радиопередачи и теле-, радиопрограммы.
К средствам массовой информации относится кино. Деятельность в области кинематографии регулируется законом.
Средства массовой информации подлежат государственной регистрации, а телерадиоорганизации - лицензированию.
Средства массовой информации имеют право свободно искать, получать, создавать, распространять информацию и идеи.
Создание средств массовой информации иностранными юридическими и физическими лицами и лицами без гражданства на национальной территории ограничивается законом.
Статья 23. Представители органов массовой информации
Законными представителями печатного, электронного и аудиовизуального средства массовой информации являются учредитель и редакция, действующие на основании устава, утвержденного учредителем.
Учредители владеют всеми правами и обязанностями по отношению к средствам массовой информации, которые они учредили, как к субъектам хозяйственной деятельности.
Редакции средств массовой информации владеют юридическими правами на создаваемую ими информацию и несут ответственность за ее содержание в соответствии с законом.
Запрещено вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц в деятельность редакций средств массовой информации, связанную с поиском, получением, созданием и распространением массовой информации.
Статья 24. Право на получение массовой информации
Редакции средств массовой информации, их представители имеют право на получение от органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, информации, необходимой для информирования населения о событиях и явлениях, которые имели или имеют место в обществе, государстве и окружающей среде.
Должностные лица государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, официальные представители общественных организаций обязаны предоставлять достоверную информацию средствам массовой информации в порядке, установленном законодательством.
Редакции средств массовой информации могут получать преимущественное (эксклюзивное) право на получение, создание и распространение общественно значимой информации в порядке, установленном законом.
Статья 25. Создание массовой информации
Учредители определяют редакционную политику средства массовой информации путем заключения соответствующего соглашения с редакцией и не имеют права вмешиваться в ее текущую деятельность, связанную с поиском, получением, созданием и распространением массовой информации.
Редакции средств массовой информации имеют право свободно создавать информацию с соблюдением требований законодательства по вопросам авторского права и права на интеллектуальную собственность.
Подготовку и выпуск к распространению средства массовой информации, отдельных информационных материалов осуществляет редакция средства массовой информации.
Лицо, у которого взяли интервью, или лицо, которое предоставило информацию для редакции средства массовой информации, имеет право требовать просмотра и/или прослушивания готового материала перед его распространением, а в случае несогласия - требовать исключения материала из информационного продукта.
Запрещены цензура массовой информации и требование ее предварительного согласования, кроме случаев, когда такое требование выдвигает автор информации или лицо, которое дало интервью, либо в других случаях, установленных законом.
Запрещено создание массовой информации, содержащей пропаганду нарушения территориальной целостности и государственного суверенитета, жестокости и насилия, порнографию.
Статья 26. Реклама в средствах массовой информации
Реклама, размещаемая в средствах массовой информации, не должна наносить морального или психического вреда населению.
Деятельность по размещению рекламы в средствах массовой информации регулируется законодательством страны.
Статья 27. Ответственность средств массовой информации
Редакции средств массовой информацию несут уголовную, административную и гражданскую ответственность за достоверность создаваемой ими информации.
Редакции средств массовой информации обязаны предоставлять лицам или представителям органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических лиц, интересам которых нанесен вред распространенной информацией, возможность ответа, опровержения или собственного толкования обстоятельств дела.
Редакции средств массовой информации, их представители не несут ответственности за публикацию сведений, если эти сведения:
- получены от органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических лиц в качестве официальных сообщений или ответов;
- являются цитированием или непосредственной трансляцией (без предыдущей записи) выступлений представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических и физических лиц;
- являются цитированием материалов, которые опубликованы другими средствами массовой информации.
Статья 28. Творческая информация
Творческая информация является общественным достоянием, необходимым условием развития общества.
Творческая информация (произведения) - это документируемые или публично объявленные сведения, являющиеся продуктом творческой деятельности автора.
Права автора творческой информации охраняются в соответствии с законодательством по вопросам авторского права и права на интеллектуальную собственность.
Каждый гражданин имеет право на свободу творческой деятельности и право на свободу создавать творческую информацию с соблюдением законодательства по вопросам авторского права и права на интеллектуальную собственность.
Запрещена цензура творческой информации. Допускается экспертиза творческой информации на соответствие требованиям авторского права и права на интеллектуальную собственность.
Каждый гражданин в процессе реализации творческой деятельности имеет право на получение информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, которые обязаны предоставлять достоверную информацию в порядке, установленном законодательством.
Каждый гражданин имеет право на свободное пользование информацией и информационными ресурсами, которые сохраняются в библиотечных, архивных, музейных и других учреждениях.
Статья 29. Статистическая информация
Статистическая информация (данные) - любая информация, которая в количественном и качественном измерении характеризует массовые явления и процессы, имеющие место в экономической, социальной и других сферах жизни страны и мира.
Статистическая информация подразделяется на государственную статистическую информацию, которая собирается и создается в интересах управления государством, и локальную статистическую информацию, которая собирается и создается в интересах отдельных субъектов в разных сферах общественной жизни.
Общественные отношения по сбору, созданию, распространению, использованию, хранению и уничтожению государственной статистической информации регулируются законом.
Общественные отношения по сбору, созданию, распространению, использованию, хранению и уничтожению локальной статистической информации регулируются настоящим Кодексом и соответствующими договорами, заключенными между физическими и/или юридическими лицами, которые проводят статистические исследования, и физическими и/или юридическими лицами, которые их заказывают.
Статья 30. Создание статистической информации
Статистическая информация существует в виде первичных данных и статистических данных, а также аналитических материалов, которые готовятся на основании этих данных.
Первичные данные собираются в процессе проведения статистических наблюдений путем их регистрации в соответствии со специальной программой, разработанной на основе статистической методологии.
Статистические данные - информация, полученная в результате обработки первичных данных на основе статистической методологии и представленная в формализированном виде.
Статистическая методология, которая используется при статистических исследованиях и при обработке первичных данных, должна быть объявлена.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, обязаны предоставлять первичные данные для создания государственной статистической информации в порядке, установленном законодательством.
................Перейти до повного тексту